Подготовка к школе

Муниципальное
Автономное учреждение
Дополнительного образования
Городской Дворец творчества детей и молодежи
Одаренность и технологии»

Рассмотрено

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом
МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность
и технологии»
Протокол № 1 от 29.08.2024

Приказом директора МАУ ДО ГДТДиМ
«Одаренность и технологии»
от 29.08.2024 № 185-од
_________________________А.Г. Гагауз

Подготовка к школе
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей 6 лет, срок реализации – 1 год
социально-гуманитарная направленность

Автор-составитель:
Каширина Юлия Юрьевна

Екатеринбург

Пояснительная записка
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе
образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа
предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок
дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам
общения, но и у него должна быть развита мотивационная сфера, где
любознательность выступает как основа познавательной активности,
сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических
функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками
универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми
компетенциями.
Для того чтобы дошкольник мог безболезненно включиться в новые
для него отношения и новый вид деятельности необходимы условия
успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации
появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность
подготовить детей к школе.
Программа в наибольшей степени отвечает современным требованиям
дошкольного образования, принципам развивающего обучения. Она
направлена на разностороннее и целостное развитие ребенка, акцентирует
внимание на работе с высокомотивированными детьми, яркими,
индивидуальными личностями. Позволяет наиболее полно раскрыть
возможности каждого ребенка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Подготовка к школе» по содержанию является социально-гуманитарной
направленности, уровень стартовый.
Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р
(с изменениями));
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);
5. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей» (с
изменениями);
10.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»;
11.Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (с изменениями);
12.Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом (с изменениями
и дополнениями);
13.Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019
г. N 761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и
патриотического воспитания граждан в Свердловской области на
период до 2035 года»;
14.Устав и иные локальные нормативные акты МАУ ДО ГДТДиМ
«Одаренность и технологии».
Актуальность
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ закрепил за дошкольным образованием статус
полноценного уровня общего образования, наряду с начальным, основным и
средним. Это изменение статуса стало следствием переоценки роли раннего
развития ребенка в его последующем образовании в течение всей жизни.
Многочисленные
международные
исследования
подтвердили
его
критическую важность и экономическую эффективность для дальнейшей
жизненной перспективы детей и укрепили отношение к дошкольному
образованию как к самой эффективной инвестиции в человека и в развитие
государства. Особенно важно, что именно в дошкольном детстве
закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы
его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.

Развитие образования на этапе дошкольного детства является одной из
ключевых задач образовательной политики РФ. Системные приоритеты в
сфере дошкольного образования — обеспечение его доступности и качества.
В контексте этих приоритетов встает задача переосмысления представлений
о качественном образовании на всех его уровнях и определения тех
ключевых индивидуальных и коллективно распределенных компетентностей,
которые необходимы для личной успешности и обеспечения эффективности
социально-культурной и экономической модернизации страны. Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
разработанный в соответствии с Законом об образовании, обозначил новые
принципы образования в дошкольном детстве, определил новую парадигму
управления образовательной деятельностью, зафиксировал требования к ее
качеству и указал направления развития современной дошкольной системы
страны.
Отличительные особенности программы
Усиление внимания к средствам обучения, формированию у
дошкольников способов решения познавательных и творческих задач.
При составлении программы использована образовательная программа
дошкольного образования «Развитие» /Под ред. Булычевой А.И. – М: НОУ
«УЦ им. Л.А.Венгера «РАЗВИТИЕ».
Педагогическая целесообразность
В основе программы лежат два теоретических положения.
Первое - концепция самоценности дошкольного периода развития,
разработанная А. В. Запорожцем. Согласно данной концепции, основной
путь развития ребенка – это амплификация, т. е. обогащение, наполнение
процесса развития наиболее значимыми именно для дошкольника формами и
способами деятельности, изменяющими и перестраивающими его психику.
Работа в русле амплификации предполагает не ускорение развития ребенка с
помощью обучения (переход к возможно раннему решению школьных задач),
а расширение его возможностей именно в дошкольных сферах
жизнедеятельности.
Второе – это концепция Л. А. Венгера о развитии способностей,
которые понимаются как универсальные действия ориентировки в
окружающей среде с помощью специфических для дошкольников средств
решения задач. Основным при этом является построение и использование
образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам
отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В
процессе восприятие – это образы, соответствующие сенсорным эталонам,
общепринятым образцам внешних свойств (формы, цвета, величины и др.). В
процессе наглядно-образного мышления и воображения они соответствуют
различным видам наглядных моделей (схемам, чертежам, планам и т.п.).
Технология программы требует установления новых взаимоотношений
взрослых с детьми на основе личностно-ориентированной модели воспитания,
предполагает использование новых форм и методов. Развивающее обучение
характеризуется самостоятельным поиском ребенка в решении различных

проблем, осмысленным усвоением знаний, формированием активности,
самостоятельности.
Адресность программы
Программа ориентирована на дошкольный возраст обучающихся 6 лет,
с учётом психофизиологических особенностей данной возрастной категории.
Возрастные особенности обучающихся
В возрасте 6 лет важное место в жизни ребенка занимает игра. Дети
достаточно четко выделяют типичные ролевые отношения лиц, роли которых
они выполняют и, в соответствии с ними, строят свое поведение; ролевые
действия разнообразны. Ребенок может создавать цепочку действий,
объединенных одним сюжетом, способен подчиняться правилу,
установленному в игре, ролевая речь детей достаточно четка. Что касается
развития других общих способностей и личности ребенка, то тут попрежнему основными задачами являются становление его активной позиции
(через предоставление инициативы), развитие произвольности и
осознанности поведения, ответственности, умения сотрудничать с другими
детьми, проявление индивидуальности каждого ребенка.
Познавательное развитие
В образовательной работе с детьми продолжают развиваться
способности дошкольников. При развитии познавательных способностей
основное внимание переносится с содержания обучения на его средства.
Содержание - это знания, конкретные навыки и умения (представления о
явлениях природы, о жизни людей в обществе, о математических
отношениях, навыки счета, связной речи и т.п.), усваиваемые детьми в
разных образовательных ситуациях. Но для развития способностей важны не
столько сами по себе эти знания и навыки (каковы бы они ни были), сколько
то, каким образом они преподносятся детям, и, соответственно, осваиваются
детьми.
Речевое развитие
Речь становится более четкой, происходит совершенствование
слухового восприятия, развивается фонематический слух. Формируется
интонационная выразительность речи. Ребенок 6 лет уже может использовать
сложные грамматические конструкции, правильно произносит все звуки,
замечает ошибки в звукопроизношении; грамотно использует все части речи;
использует обобщающие слова, синонимы, антонимы. Помимо всего прочего,
происходит развитие смысловой стороны речи, что выражается в широком
использовании синонимов и антонимов. Дошкольник может описать игрушку
и развернуть сюжет, который будет повествовать о действиях одной или
нескольких игрушек одновременно. Что касается коммуникативных умений,
то в старшем дошкольном возрасте у ребенка выявляется интерес к
установлению положительных взаимодействий как со сверстниками, так и со
взрослыми людьми. С одной стороны возникают устойчивые связи с другими
детьми, которые выступают в роли партнеров по игровой деятельности, с

другой стороны - со в роли партнеров по игровой деятельности, с другой
стороны - со взрослым. В этом возрасте ребенка волнуют важнейшие
вопросы жизни. Им нужен собеседник, с которым они могли бы обсудить
волнующие темы, этим собеседником и должен стать взрослый человек.
Дети 6 лет помимо вербальных средств общения овладевают также
невербальными (жесты, мимика), способны регулировать темп речи и силу
голоса, использовать разнообразные интонации.
Принципы формирования учебных групп
На обучение по дополнительной общеобразовательной программе
принимаются дети, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья
для занятий. Количество детей в группах: 10 - 12 человек.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 акад. часа. (30 мин. + 30 мин.)
Итого в неделю: 4 часа.
Итого в год: 144 часов.
Общий объем часов по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе 144 часов.
Срок освоения программы: 36 недель, 1 год.
Организация образовательного процесса
Образовательная работа педагога с обучающимися происходит в процессе
различных образовательных ситуаций. Образовательные ситуации могут
специально создаваться для решения какой-то образовательной задачи. Такие
ситуации специально организуются, планируются, для них готовится
материал. Цель и задача педагога в таких ситуациях – образовательная:
развитие у детей познавательных и творческих способностей, психических
качеств, сообщение им знаний, создание условий для овладения детьми
определенными действиями.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа состоит
из двух образовательных разделов – «Познавательное развитие» и
«Речевое развитие».
«Познавательное развитие» содержит следующие курсы работы с детьми
дошкольного возраста:
1.«Ознакомление
с
пространственными
отношениями».
При
ознакомлении с пространственными отношениями дети овладевают
пространственными предлогами и наречиями (за, перед, слева, справа, между,
сверху, снизу и др.). Могут ориентироваться при помощи плана (находя по
плану спрятанный в помещении предмет или наоборот, показывая на плане,
где спрятан предмет в помещении), владеют общепринятыми условными
обозначениями при составлении планов, могут пользоваться системой
координат при игре «Морской бой»; могут ориентироваться на листе бумаги.
2.«Конструирование».
В
результате
овладения
деятельностью
конструирования дети могут ориентироваться в пространственных свойствах
деталей, делать постройки из строительных деталей, реальном предмете, а
также постройки по графическим схемам, по предварительному замыслу.

Дети могут изобразить схемы построек с разных сторон (вид спереди, сверху
и сбоку) по готовой постройке и по предварительному замыслу.
3.«Развитие элементарных математических представлений». Развитие у
детей элементарных математических представлений – это овладение детьми
представлениями о количестве; числе (как совокупности элементов
множества и как отношении измеряемого к мере); о закономерностях,
существующих между числами в числовом ряду; о составе числа из двух
меньших; математических (части и целом) и логико-грамматические
отношениях, выступающие при решении арифметических задач; о времени:
смена частей суток, дней недели, месяцев, сезонов года.
«Речевое развитие» содержит: «Первоначальные основы грамоты и
развитие произвольных движений рук».
Воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование
грамматического строя речи; звуко-буквенный анализ слов.
В процессе подготовки руки к письму у детей развиваются как
познавательные, так и творческие способности. Сначала дошкольники
овладевают произвольными движениями кистей и пальцев рук (изображают
различные явления и объекты: дождь, ветер, кораблик, паровозик, зайчика,
бабочку и др.); затем, при ознакомлении с элементами письменной речи,
графическими умениями. Дошкольники конструируют, достраивают с
помощью фломастеров или цветных карандашей отдельные объекты и
явления: шалашики, солнышко, птичек, лодочки и т. п. Подобные занятия
способствуют развитию воображения, фантазии.
Формы обучения:
- индивидуально-групповая;
- групповая;
- фронтальная.
Виды занятий:
- обсуждение
- практические занятия;
- образовательные ситуации;
- беседы;
- развивающая игра;
- интегративная деятельность;
- проблемная ситуация.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: обсуждение, проектная деятельность,
практическая работа, решение проблемных ситуаций, контроль выполнения
заданий, контроль выполнения творческого задания.
Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы
Цель программы: развитие умственных, коммуникативных способностей
дошкольников, в процессе познавательной деятельности.

Задачи программы:
Познавательное развитие
Обучающие:
 формирование представлений о закономерностях образования чисел
числового ряда;
 дать представления о временах года, месяцах, днях недели,
последовательностью их изменения;
 обучать решать арифметические задачи;
 обучить
ориентироваться
на
листе
бумаги
с
помощью
пространственных предлогов, наречий, обозначений характеристик
листа бумаги (угол, левый край, верх, низ), указаний на точку отсчета
(слева от…, вниз от…), сочетание двух признаков (верхний левый угол,
нижний левый угол и п.т.);
 обучать представлять строительный объект «в уме» с разных
пространственных позиций с опорой на модельные образы предмета и их
графическое изображение.
Развивающие:
 развивать познавательные способности: мышление, память, внимание,
воображение;
 развитие у обучающихся наблюдательности, волевых качеств,
фантазии, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости;
 стимулировать проявлять инициативу и самостоятельность в разных
видах деятельности выбирать участников по совместной деятельности.
Воспитательные:
 воспитывать следовать социальным нормам поведения и правилам в
разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками, проявляя способность к волевым усилиям;
 развивать положительное отношение к миру, другим людям и самому
себе; чувство собственного достоинства; адекватно проявлять свои
чувства (в том числе чувство веры в себя), сопереживать неудачам и
сорадоваться успехам других.
Речевое развитие
Обучающие:
 формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте;
 развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи;
 развитие умения пересказывать тексты;
 развитие умения составлять рассказ по картине, по серии картин;
 обучение чтению по слогам.

Развивающие:
 развивать культуру общения, умение вступать в контакт и вести диалог
с взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать,
возражать, объяснять, подавать реплики;
 развивать умение выражать свои мысли и желания, демонстрируя
достаточно хорошее владение устной речью; использовать речь для
выражения своих мыслей, чувств и желаний в ситуации общения.
Воспитательные:
 развивать активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми и
участвовать в совместных играх, стараясь продуктивно разрешать
конфликты, договариваясь, учитывая интересы и чувства других;
 формировать знания норм и правил речевого этикета, умение
пользоваться ими в зависимости от ситуации, быть доброжелательным.
Методы обучения
В основе преподавания используются методы, направленные на
формирование познавательных и коммуникативных навыков детей с учётом
их индивидуальных возможностей:
 Словесные: методы обучения, при использовании которых, дети
воспринимают и усваивают готовую информацию;
 Наглядные методы обучения: при которых ребенок получает
информацию, с помощью наглядных пособий и технических средств.
Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и
практическими методами обучения.
 Практические: практические методы обучения основаны на
практической деятельности детей и формируют практические умения и
навыки.
 Репродуктивный: деятельность педагога заключается в разработке и
сообщении образца, а деятельность детей – в выполнении действий по
образцу.
Работа с родителями
Работа с родителями занимает значимое место при реализации
дополнительной общеобразовательной программы: ориентировать родителей
на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и
сверстниками; обращать их внимание на ценность детских вопросов;
побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком
наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и
познавательной литературы, просмотра художественных, документальных
видеофильмов. Основные формы взаимодействия с семьёй: дни открытых
дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания.

Календарный учебный график
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель I полугодия
Недель II полугодия
Дата начала обучения
Каникулы
Праздничные нерабочие дни
Окончание учебного года

1 год обучения
36 недель
4
144
15
21
15 сентября
31 декабря - 8 января
4.11, 23.02.,08.03.,01.05.,09.05.
31 мая

Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Раздел
Познавательное развитие

1 год обучения
кол-во часов
в неделю
в год
2
72

Речевое развитие

2
4

Всего:

72
144

Учебный (тематический) план
Познавательное развитие
№
п/
п

1

2

Количество часов
Формы
контроля
Название раздела, темы
общ теор прак
ее
ия
тика
«Развитие элементарных математических представлений»
Инструктаж по ТБ.
Беседа
Количество и счет.
Самостоятельная
14
2
12
Ознакомление с составом
работа,
чисел первого десятка.
контрольная работа
Знакомство со структурой
Самостоятельная
арифметических задач.
работа,
Составление и решение
14
4
10
контрольная работа
задач по картинке, схеме,

3
4

примерам.
Сложение и вычитание,
знаки +, -Сравнение чисел,
знаки >,<,=
Временные отношения

Количество и счет.
5 Ознакомление с составом
чисел второго десятка.
«Конструирование»
Схема-развертка.
6 Графическая модель

7

14

2

12

4

2

2

14

4

10

Самостоятельная
работа,
контрольная работа
Самостоятельная
работа,
контрольная работа
Самостоятельная
работа,
контрольная работа

Самостоятельная
6
2
4
работа,
контрольная работа
«Ознакомление с пространственными отношениями»
Самостоятельная
Ориентировка на листе
6
0
6
работа,
бумаги
контрольная работа
Всего: 72
16
56
Форма промежуточной аттестации- открытое занятие

Теория и практика в процессе занятия интегрированы.
Тема 1. Количество и счет. Ознакомление с составом чисел первого
десятка.
Теория. Изучение правил счёта. Изучение последовательности чисел от 1 до
10 и применение их при счёте предметов до десяти.
Практика. Называют числа от 1 до 10 в прямом порядке, присчитывая по
одному, и, наоборот, от 10 до 1 в обратном порядке, отсчитывая по 1; 2,
учатся читать цифры, соотносить их с предметными совокупностями и
аккуратно записывать цифры в тетради; усваивают состав чисел от 1 до 10.
Игра «Числовые домики». Запись чисел цифрами (римскими).
Тема 2. Знакомство со структурой арифметических задач. Составление и
решение задач по картинке, схеме, примерам.
Теория. Учить решать несложные арифметические и логические задачи и
примеры. Построение моделей «часть – целое» в процессе решения
арифметических задач, выделение компонентов задач: условие, вопрос,
решение и ответ.
Практика. Решение задач с применением арифметических равенств.
Тема 3. Сложение и вычитание, знаки +, -Сравнение чисел, знаки >,<,=
Теория. Учить выполнять действия сложения и вычитания; сравнение чисел.
Практика. Решение примеров в пределах первого десятка. Сравнение
чисел первого десятка.
Тема 4. Временные отношения.

Теория. Развитие представлений о временах года и месяцах при помощи
модели типа часов и в виде оси. Ориентировка в последовательности дней
недели, времени суток.
Практика. Рисунок «Разноцветная неделька», Игра «Вчера, сегодня, завтра»,
Дидактическая игра «Домики времён года», Упражнение «Назови времена
года, месяцы», Игра «Когда это бывает?», Загадки о временах года.
Тема 5. Количество и счет. Ознакомление с составом чисел второго
десятка.
Теория. Изучение последовательности чисел от 10 до 20 и применение их
при счёте предметов до двадцати.
Практика. Развитие представлений: о составе числа; о числах второго
десятка (сравнение чисел, запись при помощи цифр и знаков). Называют
числа от 10 до 20 в прямом порядке, присчитывая по одному, и, наоборот, от
20 до 10 в обратном порядке, отсчитывая по 1; 2, усваивают состав чисел от
10 до 20. Игра «Числовые домики». Запись чисел цифрами (римскими).
Тема 6. Схема-развертка.
Теория. Изучение строительных деталей: куб, параллелепипед, треугольная
призма, конус, шар, цилиндр.
Практика. Схематическое изображение отдельных строительных деталей.
Использование трафаретов и бумаги. Анализ конструкции, выделение
основных функциональных частей и особенностей строения. Составление
схематического изображения готовой постройки (вид сбоку, вид сверху и вид
спереди).
Тема 7. Ориентировка на листе бумаги.
Практика. Размещать объекты в заданной позиции на плоскости листа:
вверху, внизу, посередине, слева, справа. Выполнять графические диктанты
под диктовку.
Учебный (тематический) план
Речевое развитие
Количество часов
Формы
№
Название раздела,
контроля
п/
теор прак
темы
общее
п
ия
тика
«Первоначальные основы грамоты и развитие произвольных движений рук»
Инструктаж по ТБ.
Самостоятельная
1 Звуковой анализ
30
10
20
работа, контрольная
слова
работа
Слоговое чтение
Самостоятельная
2 Слитное чтение
30
10
20
работа, контрольная
работа
«Подготовка руки к письму»
Пишем печатные
Самостоятельная
3
12
0
12
буквы
работа

Всего:
72
20
52
Форма промежуточной аттестации- открытое занятие
Теория и практика в процессе занятия интегрированы.
Содержание раздела
2 год обучения
Тема 1. Звуковой анализ слова.
Теория. Дифференциация согласных звуков: твердые, мягкие; Гласных
звуков: ударные, безударные. Знакомство с гласным буквами (заглавными,
строчными). Правила их написания после согласных. Знакомство с
согласными буквами. Построение в виде звуко-буквенной модели. Действие
изменение слов.
Практика. Анализ слов (сколько в слове слогов, ударение,
гласный/согласный, твердый/мягкий, обозначаем гласные красным цветом,
согласные твердые синим, а мягкие согласные зеленым цветом. Подбор слов
с заданным звуком. Соотнесение слов с 3-х, 4-х 5-ти звуковыми схемами.
Йотированная функция букв. Графическая запись предложения, деление на
слова, составление его из букв. Правила написания сочетаний «жи-ши», «чачу», «ща-щу», «ча-ща», «чу-щу».
Тема 2. Слоговое чтение. Слитное чтение.
Теория. Освоение способа послогового чтения, слитного чтения.
Практика. Чтение вслух по очереди.
Тема 3. Пишем печатные буквы.
Практика. Работа в прописях.
Планируемые результаты освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
Познавательное развитие





Метапредметные:
развитие познавательных способностей: мышления, памяти внимания,
воображения;
воспитание у обучающихся наблюдательности, волевых качеств,
фантазии, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости;
проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности:
игре, общении, конструировании, выбирать участников по совместной
деятельности;
проявлять развитое воображение в разных видах деятельности, и, прежде
всего, в игре.
Личностные:




следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах
деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,
проявляя способность к волевым усилиям;
проявлять положительное отношение к миру, другим людям и самому
себе; чувство собственного достоинства; адекватно проявлять свои
чувства (в том числе чувство веры в себя), сопереживать неудачам и
сорадоваться успехам других.

Предметные:
 владеет представлениями о закономерностях образования чисел
числового ряда: выполняет различные задания в соответствии с
результатом установления в уме отношений межу числами числового
ряда от 0 до 20, может назвать состав любого числа до десяти из двух
меньших;

владеет представлениями о временах года, месяцах, днях недели,
последовательностью их изменения;
 умеет решать арифметические задачи;
 ориентируется на листе бумаги с помощью пространственных предлогов,
наречий, обозначений характеристик листа бумаги (угол, левый край,
верх, низ), указаний на точку отсчета (слева от…, вниз от…), сочетание
двух признаков (верхний левый угол, нижний левый угол и п.т.);
 умеет представить строительный объект «в уме» с разных
пространственных позиций с опорой на модельные образы предмета и
их графическое изображение.
Речевое развитие

Метапредметные:
 развитая культура общения, умение вступать в контакт и вести диалог с
взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать,
объяснять, подавать реплики;
 выражать свои мысли и желания, демонстрируя достаточно хорошее
владение устной речью; использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний в ситуации общения;
Личностные:
 активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми и участвовать
в совместных играх, стараясь продуктивно разрешать конфликты,
договариваясь, учитывая интересы и чувства других;
 знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в
зависимости от ситуации, быть доброжелательным;
Предметные:
 владение связной, грамматически
монологической речи;

правильной

диалогической

и






владение
звуковой
аналитико-синтетической
активности
как
предпосылки обучения грамоте (различать звуки гласные/ согласные,
твердые/мягкие и т.д.);
умение пересказывать;
умение составлять рассказ по картине, по серии картин;
умение читать по слогам.
Организационно-педагогические условия

Материально-техническое обеспечение
1. Кабинет для занятий
2. Музыкальный центр
Кадровое обеспечение
Педагоги со средним профессиональным или высшим образованием,
обладающие знаниями в области дошкольной педагогики и психологии.
Подготовка специалистов для работы с детьми по программе «Развитие»
осуществляется в Негосударственном образовательном учреждении
«Психолого-педагогический учебный центр им. Л.А.Венгера «Развитие».
Учебно-методическое обеспечение
1. Книги
2. Раздаточный материал
3. Предметная среда
4. Рабочие тетради
5. Интернет-ресурсы.
Информационное обеспечение: аудио-, видео-, интернет источники.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
С
целью
определения
уровня
освоения
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы, а также для повышения
эффективности и улучшения качества образовательного процесса проводится
педагогический мониторинг. Мониторинг личностных, предметных и
метапредметных результатов проводится в начале и в конце учебного года.
Формы подведения результатов, позволяющие определить достижение
обучающимися планируемых результатов по программе:
 обсуждение;
 проектная деятельность;
 практическая работа;
 решение проблемных ситуаций;
 контроль выполнения заданий.
Оценочные материалы для отслеживания предметных результатов:
программа педагогического мониторинга результативности освоения
дополнительных образовательных программ. (Приложение 1)

Формы промежуточной аттестации: беседа, образовательные
ситуации.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончанию
обучения по программе с целью выявления уровня развития способностей и
личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам
дополнительной
общеобразовательной
программы.
Промежуточная
аттестация обучающихся проводится в форме открытого занятия.
Список литературы для педагога
1. Арапова - Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических
представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации.
2. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. М.: Международный
образовательный и Психологический Колледж. 1996 г
3. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. М.: Просвещение,
1997г.
4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2т. М., 1986. Т.1.
Психологическое развитие ребенка
5. Макарова О.А. Планирование и конспекты занятий по математике в
подготовительной группе ДОУ: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2008 г.
6. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В.П.
Новикова. 2008 г.
7. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для
воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985 г.
8. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников:
Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВОПРЕСС», 2003 г.
9. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст.
– М.: Мозаика-Синтез, 2000 г.
10. Новикова В.П. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7
лет. 2008 г.
11. Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе
группы детского сада. Л. Венгер, О.Дьяченко.
12. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз - ступенька, два – ступенька…
Практический курс математики для дошкольников. Методические
рекомендации М.: «Ювента», 2008 г.
13. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1997
14. 356 развивающих игр и занятий для детей от 3 до 6 лет по уникальной
методике Л. А. Венгера. – М.: Гелеос. – 2008 г.
15.Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного
воспитания /Под ред. Л. А. Венгера. М,, 1986
16. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками. /Под ред.
Л.А. Венгера.М., Интор, 1996.
Список литературы для обучающихся и родителей

1.C. Маршак. Круглый год.
2. Русская народная сказка «Хаврошечка».
3. В. Бианки. Синичкин календарь. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
4. Е. Трутнева. Осень.
5. Я. Носов. Живая шляпа.
6. Словацкая сказка «У солнышка в гостях».
7. М. Лермонтов. Бородино.
8. В. Драгунский. «Он живой и светится...»
9. Г. -X. Андерсен. Принцесса на горошине.
10. И. Крылов. Лебедь, рак и щука. Стрекоза и муравей.
11. Л. Шибаев. Буква заблудилась. Озорные буквы. Что за шутки?
12. В. Осеева. Волшебное слово.
13. А. Липдгрен. Три повести о Малыше и Карлсоне.
14. С. Черный. На коньках. Про девочку, которая нашла своего мишку. Кто?
15. В. Бианки. Лесные домишки.
16. С. Козлов. Как ослик шил шубу. Такое дерево.
17. С. Маршак. Вот какой рассеянный.
18. В. Бианки. Синичкин календарь. Декабрь, январь, февраль.
19. П. Бажов. Серебряное копытце.
20. С. Есенин. «Поет зима - аукает...»
21. Я. Носов. Дружок.
22. В. Гауф. Калиф-аист.
23. Александрова. Снежок.
24. Я. Сегелъ. Как я был мамой.
25. Л. АМилн. Винни Пух и все-все-все.
26. А. Пушкин. «Зима!» Крестьянин торжествуя...»
27. Бр. Гримм. Король Дроздобород.
28. Г. Снегирев. Скворец.
29. Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...»
30. Г.-Х. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик.
31. С. Козлов. Ежикина скрипка.
32. И. Крылов. Ворона и лисица.
33. В. Суслов. Твое дело.
34. П. Ершов. Конек-горбунок.
35. Н. Носов. Фантазеры.
36. Уолтер Де Ла Мэр. Песня сна.
37. В. Осеева. Почему?
38.Вавилонская башня и другие древние легенды. Под общей ред. К.
Чуковского.
39. Л. Пушкин. «Румяной зарею...»
40. Русская народная сказка «Перышко Финиста Ясна-Сокола».
41.Л". Бальмонт. Снежинка. Осень.
42. Р. Киплинг. Маугли.
43. А. Фет. «Уж верба вся пушистая...»
44. Я. Сладкое. Разноцветная земля.

45. Я. Рубцов. Привет, Россия... «У сгнившей лесной избушки...»
46. В. Гауф. Холодное сердце.
47. М. Бородулина. Убежало молоко.
48. Я. Носов. Карасик.
49. А. Барто. В защиту Деда Мороза.
50. В. Осеева. Синие листья.
51. Л. Шибаев. Волшебные слова. Дорогие слова. Удивительные названия.
Прислушайся к слову. Стихи играют в прятки.
52. Былина «Добрыня Никитич и Алеша Попович».
53. В. Бианки. Синичкин календарь. Март, апрель, май.
54. Г. Кружков. Подледный лов. Чудеса в рукаве. Кросс. Грозная хозяйка.
Стихи о чистой посуде.
55. Л. Толстой. Прыжок.
56. В. Левин. Зимняя колыбельная история о Дэнни, папе и кошке Кэтти.
Грустная песенка о слоненке.
57. Д. Родари. Мышка, которая ела кошек.
58. Г. Сатир. Подарки весны. Садовник. Кошка и я. Лесная азбука.
59. Б. Житков. Как я ловил человечков.
60. И. Пивоеарова. Долго мы искали. О чем мечтала туча. Синий вечер.
61. М. Пришвин. Еж.
62. А. Пушкин. Руслан и Людмила.
63. В. Бианки. Оранжевое горлышко.
64. О. Дриз. Стеклышки. Пуговки. Сто весенних лягушат. Когда человеку
шесть.
65. А. Линдгрен. Мио, мой Мио.
66. Ф.Тютчев. Весенняя гроза.
67. В. Катаев. Дудочка и кувшинчик.
68. Русская народная сказка «Семь Симеонов - семь работников».
69.Г. Сатир. Четыре конверта. Сказка о лесной музыке.
70. В. и Л. Успенские. Мифы древней Греции. Золотое руно. Двенадцать
подвигов Геракла 71. Дриз. Виолончель. Глоток воды.
72. М. Пришвин. Ребята и утята.
73. В. Бианки. Синичкин календарь. Июнь, июль, август.
74. Африканская сказка «Малыш леопард и малыш антилопа».
75. Е. Серова. Подснежник. Фиалки. Незабудки. Ландыш.
76. Ю. Мориц. Это - да! Это - нет! Любимый пони
Произведения в списке расположены в основном в той последовательности,
в которой они читаются детям (в соответствии с временами года)
Сведения об авторах
Михеева Юлия Юрьевна-педагог МАУ ДО Городской Дворец творчества
детей и молодежи «Одаренность и технологии».

Педагог прошел обучение по программе «Развитие» в Частном учреждении
дополнительного
профессионального
образования
«Психологопедагогический учебный центр им. Л.А.Венгера «Развитие» в г. Москва.
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Подготовка к школе» ориентирована на обучающихся в возрасте 6 лет и
рассчитана на 1 год обучения.
Целью программы является развитие умственных, коммуникативных
способностей дошкольников, в процессе познавательной и речевой
деятельности.
Структура программы состоит из двух образовательных разделов –
«Познавательное развитие» и «Речевое развитие».
Образовательные разделы предусматривают не только освоение
теоретических знаний, но и формирует практические навыки по данному
направлению.
Программа направлена на развитие общих способностей дошкольников:
умственных, коммуникативных, регуляторных в процессе игровой
деятельности, а также на разностороннее и целостное развитие ребенка,
акцентирует внимание на работе с высокомотивированными детьми, яркими,
индивидуальными личностями. Позволяет наиболее полно раскрыть
возможности каждого ребенка.
Программа
позволяет
будущему
первокласснику
овладеть
элементарными
навыками
универсальных
учебных
действий,
коммуникативными и речевыми компетенциями, чтобы ребенок мог
безболезненно включиться в новые для него отношения и новый вид
деятельности.
Технология программы ориентирована на установление новых
взаимоотношений взрослых с детьми на основе личностно-ориентированной
модели воспитания, предполагает использование новых форм и методов.
Развивающее обучение характеризуется самостоятельным поиском ребенка в
решении различных проблем, осмысленным усвоением знаний,
формированием активности, самостоятельности.
Распределение учебных часов выглядит следующим образом: занятия
проводятся 2 раза в неделю по 2 акад.часа. (30 мин. + 30 мин.).

Приложение 1

Карта наблюдений «Интеллектуальная готовность ребенка к школе»
Основные критерии
На
Промежуточный
начало
контроль
занятий
(январь)
(октябрь)
I Кругозор
1.Представления о мире развернутые и конкретны,
ребенок может рассказать о стране, городе, в котором
живет, о животных и растениях, временах года.
2.Представления достаточно конкретны, но ограничены
непосредственно окружающим.
3.Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно
окружающем отрывочны, бессистемны.
I I Развитие речи
1.Речь содержательна, выразительная, грамматически

Итоговый
контроль
(апрель)

правильна.
2.Ребенок затрудняется в поиске слов, в выражениях
мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические
погрешности, она недостаточно выразительна
3.Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего
односложные, в речи много ошибок (нарушены
согласные, порядок слов, незакончены предложения).
I I I Развитие познавательной активности, самостоятельности
1.Ребенок любознателен, активен, задания выполняются с
интересом, самостоятельно, не нуждаясь в
дополнительных внешних стимулах.
2.Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при
выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг
интересов достаточно узок.
3.Уровень активности, самостоятельности ребенка
низкий, при выполнении заданий требуется постоянная
внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не
обнаруживается. Любознательность не проявляется.
IV Сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнения, обобщения,
установления закономерностей).
1.Ребенок определяет содержание, смысл
анализируемого, точно и емко обобщает его в слове,
видит и осознает тонкие различия при сравнении.
Обнаруживает закономерные связи.
2.Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и
установления закономерных связей выполняются со
стимулирующей помощи взрослого.
3.Задания выполняются с организующей или
направляющей помощью взрослого.
4.При выполнении заданий, требующего
анализа, сравнения нужна обучающая помощь,
самостоятельный перенос знаний не осуществляется.
VI Производительность деятельности
1.Ребенок удерживает цель деятельности, намечает её
план, выбирает адекватные средства, проверяет результат,
сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до
конца.
2.Удерживает цель деятельности, намечает план,
выбирает адекватные средства, проверяет результат, но в
процессе деятельности отвлекается, трудности
преодолевает при психологической поддержке.
3.Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные
условия решаемой задачи в процессе работы теряются,
результат не проверяется, деятельность прерывается из-за
возникающих трудностей, оказанная помощь мало
эффектна.
VII Контроль деятельности
1.Результат усилий ребенка соответствует поставленной
цели, он может сам сопоставить все полученные
результаты с поставленной целью.
2.Результаты усилий ребенка частично соответствуют

поставленной цели, самостоятельно ребенок не может это
неполное соответствие.
3.Результаты усилий ребенка совсем не соответствует
поставленной цели. Он не видит этого несоответствия.
VIII Темп деятельности
1.Соответствует средним показателям возрастной группы
2.Ниже средних показателей возрастной группы.
3.Намного ниже средних показателей возрастной группы.

Приложение 2
Характеристика будущего первоклассника
1. Социальное развитие
1. Ребёнок спокойно идёт на контакт с взрослыми и сверстниками.
2. Общается со сверстниками, знает правила общения.
3. Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен,
недрачлив.
4. Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен с людьми.
5. Хорошо адаптируется к новой обстановке.
6. Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого.
7. Не избегает общения.
2. Организация деятельности
1. Может планировать свою деятельность.

2. Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.
3. Самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе, не ждёт конкретных
указаний.
4. Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут.
5. Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.
6. При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет
задание.
7. Не отказывается от заданий.
3. Речевое развитие
1. Ребёнок правильно произносит звуки русского языка.
2. Может выделить звук в начале, середине и конце слова.
3. Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие,
задать вопрос и ответить на него.
4. Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.
5. Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке.
6. В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.
7. Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз,
запинок).
4. Развитие движений и пространственная ориентация
1. Ребёнок уверенно действует в быту: ориентируется в школьном пространстве,
одевается, раздевается самостоятельно.
2. В сохранении равновесия движения координированы и ловки.
3. Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками,
ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо).
4. Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует
мелкими деталями.
5. Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др.
6. Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений
(умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат,
треугольник).
5. Зрительно
координации.

–

пространственное

восприятие

и

зрительно-моторные

1. Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их
характерные признаки.
2. Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим
признакам.
3. Различает расположение фигур (над-под, назад, перед-возле, сверху-снизу и т.п.).
4. Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур,
пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех
штрихов и элементов.
5. Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и
элементов.
6. Находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме.
7. Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.
6. Личностное развитие

1. Ребёнок осознаёт как вести себя со сверстниками и с взрослыми.
2. Стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе общения с
взрослыми, и со сверстниками.
3. Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно,
не нужно присутствия взрослого.
4. Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет,
способен достаточно объективно оценить результат.
5. 5. Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать
свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого.
6. Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру
взрослых и т.п.
7. Стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я уже знаю,
умею…)
7. Развитие внимания и памяти
1. Ребёнок удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекается, даже если
деятельность ему не интересна (или трудна).
2. Для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется дополнительных
инструкций, внешней организации.
3. Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние
раздражители.
4. Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.
5. Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.
6. Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их.
7.После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».