Игра Го. Основы

Муниципальное
Автономное учреждение
Дополнительного образования
Городской Дворец творчества детей и молодежи
Одаренность и технологии»

Рассмотрено

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом
МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность
и технологии»
Протокол № 1 от 29.08.2024

Приказом директора МАУ ДО ГДТДиМ
«Одаренность и технологии»
от 29.08.2024 № 185-од
_________________________А.Г. Гагауз

Игра Го. Основы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для
детей от 7 до 14 лет, срок реализации–4 года
физкультурно-спортивная направленность

Автор - составитель:
Бутырских Анна Антоновна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории

Екатеринбург
1

Пояснительная записка
Го — логическая настольная игра с глубоким стратегическим содержанием,
возникшая в Древнем Китае. До XIX века культивировалась исключительно в
Восточной Азии, в XX веке распространилась по всему миру. По общему числу
игроков — одна из самых распространённых настольных игр в мире. Входит в
число пяти базовых дисциплин Всемирных интеллектуальных игр.
Осваивая игру Го, ребенок может развить у себя творческие способности,
способность счета, логических построений, гибкость мышления и его
вариативность, пространственное воображение, самодисциплину, получит опыт
разрешения конфликтных ситуаций. Игра Го обогащает и раскрывает потенциал
для интеллектуального и личностного роста, дает возможности приобрести
особенные навыки для осуществления многих жизненных целей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игра
Го. Основы», имеет физкультурно-спортивную направленность и построена в
соответствии с базовым уровнем сложности.
Актуальность.
Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р (с
изменениями));
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);
5. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
2

9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (с изменениями);
10.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11.Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (с изменениями);
12.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом (с изменениями и дополнениями);
13.Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N
761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и
патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до
2035 года»;
14.Устав и иные локальные нормативные акты МАУ ДО ГДТДиМ
«Одаренность и технологии».
Принципы игры Го находят свое применение в политике, в бизнесе и в
повседневности, тем самым делая игру универсальным инструментом развития
личности. Как в Го, так и в жизни, победителем будет тот, кто мудро просчитывает
наперед и находит нужные моменты для рывка к чему-то новому и для укрепления
уже имеющегося. А критическое отношение к недостаткам своего характера или
мышления, проявившимся в игре, может помочь исправить их в жизни.
Также своевременность и актуальность данной игры продиктована развитием
современного информационного общества, заключающегося в формировании
информационной и технической культуры молодого поколения, вступающего в
жизнь, и ориентирована, прежде всего, на развитие мыслительных способностей
человека: логического мышления, счетных способностей, воображения, внимания,
памяти. В тоже время, программа прививает навыки творческого сотрудничества,
социального взаимодействия.
Занимаясь игрой Го, воспитанники приобретают устойчивые адаптивные
качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими
умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение
достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм.
Программа «Игра Го. Основы» ориентирована на запрос общества:
потребности родителей и обучающихся. Программа способствует гармоничному
развитию личности, активизирует индивидуальные особенности ребенка,
формирует и развивает интеллектуальные способности у детей.
Программа «Игра Го. Основы» отражает приоритеты Стратегии
государственной культурной политики, и направлена на создание условий для
3

воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе
духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации и возможности
для самореализации и развития талантов.
Программа ориентирована на решение одной из основных задач реализации
направления стратегии социально-экономического развития Свердловской области
на 2016 – 2030 года – создание комфортной среды для жизни жителей
Свердловской области, что реализуется через создание условий для развития
интеллектуального потенциала населения.
Отличительная особенность программы.
Данная образовательная программа составлена на основе программ Е.Л.
Панюкова «Игра Го. Основы» (г. Челябинск) и В.Е. Санкина «Игра Го. Начало» (г.
Москва) и собственного игрового и преподавательского опыта.
Отличительными особенностями данной программы являются включение
элементов геймификации (мини-конкурсы, задания), развлекательных элементов в
виде модифицированных настольных игр («Го-мемори», «Го-крокодил», «Горебусы» и т.д.), вовлечение родителей в образовательный процесс.
Педагогическая целесообразность.
Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого
члена коллектива и достичь комфортных условий для интеллектуальной и
творческой самореализации. Она предоставляет возможность, помимо получения
базовых знаний, эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного
человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в
окружающей среде, позитивному самоопределению. Происходит осознанное
приобретение знаний, навыков самостоятельной деятельности и умения
интеллектуально и творчески работать.
Адресат программы.
Программа ориентирована на возраст обучающихся от 7 до 14 лет,
разработана с учётом психофизиологических особенностей данных возрастных
категорий.
Возрастные особенности обучающихся.
Возрастные рамки младшего школьного возраста – от 7 до 10 лет. Ведущей
деятельностью у младших школьников является учебно-познавательная
деятельность. Ребенка надо научить учиться: выделять и удерживать учебную
задачу, самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач;
владеть и пользоваться разными формами обобщения, в том числе теоретическими;
уметь участвовать в коллективных видах деятельности. Процесс учения должен
быть построен так, чтобы его мотив был связан с содержанием предмета усвоения.
Возрастные границы подросткового возраста - от 11 до 14 лет. Основной
особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения,
затрагивающие все стороны развития.
4

11-13 лет – происходит формирование нового уровня мышления, логической
памяти, избирательного, устойчивого внимания. Ломаются и перестраиваются все
прежние отношения ребенка к миру и к самому себе, развиваются процессы
самосознания, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой
школьник начинает свою самостоятельную жизнь. Наряду с учебной
деятельностью проявляется мощная потребность в интимно-личностном общении.
Функцию контроля деятельности выполняют эмоции. Идет мыслимое и
воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни.
Основное новообразование этого периода – социальное сознание, перенесенное во
внутренний план мышления.
В возрасте 13-14 достаточно развит уровень рефлексии, устойчивая
самооценка и осознанное формирование элементов мировоззрения. Центральное
новообразование этого возраста – возникновение представления о себе «не как о
ребенке»; подросток начинает чувствовать себя взрослым, растет потребность в
признании его внешней, социальной, интеллектуальной взрослости окружающими.
Интеллектуальная взрослость выражается в стремлении что-то знать и уметь понастоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание
которой выходит за рамки дополнительной общеобразовательной программы.
Значительный объем знаний у подростков – результат самостоятельной работы.
Учение приобретает у таких обучающихся личный смысл и превращается в
самообразование. Эмоции имеют важное значение, но всё больше «включается»
голова.
Формы и методы обучения, предусмотренные программой, применяются в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Принципы формирования учебных групп. На обучение по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе принимаются
дети без специальной подготовки. Количество детей в группах – 12-15 человек.
Срок освоения программы.
Общий
объем
часов
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе «Игра Го. Основы» составляет 576 часов. Программа
рассчитана на 4 года обучения, 144 недели: 1 год обучения: 144 часа в год, 2 год
обучения: 144 часов в год, 3 год обучения: 144 часа в год, 4 год обучения: 144 часа
в год.
Режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 10
минут. Продолжительность одного академического часа 40 мин. Общее количество
часов в неделю – 4 часа.
Организация образовательного процесса.
Программа имеет традиционную модель освоения содержания в течение 4
лет обучения.
5

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа состоит
из одного образовательного раздела – «Игра Го. Основы»: изучение правил, основ
игры Го, различных техник и стратегии. И реализуется в рамках традиционной
модели организации образовательного процесса.
Помимо непосредственного практического изучения основ игры Го,
содержание обучения включает в себя соревнования и турниры, тренинги и игры,
направленные на развитие коммуникативных навыков, памяти и фантазии.
Проводятся беседы об истории игры Го, известных спортсменах.
Программа нацелена на то, чтобы ребёнок развивал интеллектуальные
способности, волевые качества, гибкость мышления,
получил навыки
коллективного общения и командной работы, общие этические нормы.
Методы обучения.
В основе преподавания используются методы, направленные на развитие
интеллектуальных способностей детей с учётом их индивидуальных возможностей:
 объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых,
дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
 репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания
и освоенные способы деятельности);
 метод анализа и сравнения (при освоении материала занятия, обучающиеся
должны научиться анализировать сыгранные партии, находить логические связи
между решениями и последствиями);
 мозговой штурм (поиск вариантов решения проблемной ситуации в партии);
 практический метод (игра, тренинги, упражнения, творческие задания).
Форма обучения: очная, а также обучение возможно с применением
дистанционных технологий и электронного обучения. Программа включает такие
формы работы:
– индивидуально-групповая;
– групповая;
– фронтальная.
Виды занятий: групповые учебно-тренировочные занятия, беседы,
самостоятельная работа, открытые занятия, участие в соревнованиях.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: беседа, итоговая аттестация, итоговый турнир,
открытое занятие.
Работа с родителями.
Родители являются важными участниками образовательного процесса.
Программа
предполагает
вовлечение
родителей
в
совместную
и
взаимодополняющую воспитывающую и учебную деятельность.
Формы работы с родителями:
1. Групповые формы:
1) Совместное участие в соревнованиях. В течение года возможно
проведение совместных соревнований для детей и их родителей. Это могут быть
6

личные соревнования, либо командные в зависимости от состава участников.
Совместные мероприятия укрепляют семейные связи, создают атмосферу
общности интересов и эмоциональной поддержки.
2) День открытых дверей. Это способ познакомить родителей с содержанием,
методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности.
3) Родительское собрание. На собрании обсуждаются проблемы жизни
объединения и родительского коллектива. Педагог направляет деятельность
родителей в процессе его подготовки. Это взаимный обмен мнениями, идеями,
совместный поиск.
2. Индивидуальные формы:
1) Индивидуальная консультация. Эта форма самая распространенная и
эффективная. На индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно
рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат.
Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при
встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих
родителей.
2) Анкетирование, диагностика. Проводится для выяснения запросов
родителей, удовлетворенность работой педагога, объединения, учреждения.
Заполненные анкеты должны храниться в течение учебного года. Затем они
утилизируются, а обобщенные результаты педагог хранит как минимум в течение 5
лет (межаттестационный период). Письменные отзывы родителей о деятельности
педагога составляются, как правило, в свободной форме, хранятся у педагога в
папке достижений или портфолио.
В течение учебного года родители также оказывают посильную помощь в
процессе подготовки к различным соревнованиям и мероприятиям.
Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы.
Цель программы - развитие интеллектуальных способностей
учащихся посредством игры в Го, развитие у них волевых качеств, гибкости
мышления и творческих способностей.
Задачи программы.

–
–
–
–
игре.
–

1 год обучения.
Образовательные:
обучить основным правилам игры Го;
познакомить со стратегическими и тактическими основами игры Го;
познакомить с начальными игровыми приемами;
познакомить с начальными терминами и определениями, используемыми в
Развивающие:
развивать у обучающихся логическое мышление, воображение, память;
7

–
формировать у обучающихся личностную мотивацию освоения основных
правил игры Го;
–
формировать процесс взаимодействия с учителем и другими обучающимися,
отображение в речи содержания и условий игровой деятельности.
Воспитательные:
–
побуждать обучающихся к самореализации личности;
–
воспитывать ответственность, самостоятельность, организованность,
усидчивость, трудолюбие, аккуратность, целеустремленность;
–
формировать навыки коллективного общения и командной работы, общие
этические нормы;
–
формировать чувство сопричастности к жизни клуба игры Го МАУ ДО
ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
–
развивать ориентацию на моральные нормы Го и их соблюдение.

–
–
–
–

2 год обучения.
Образовательные:
развивать представления о стратегических и тактических основах игры Го;
обучить базовым игровым приемам;
познакомить с базовой техникой середины игры;
обучить основным терминам и определениям, используемым в игре.

Развивающие:
–
развивать у обучающихся логическое мышление, воображение, память;
–
развить тактическое и стратегическое мышление;
–
формировать у обучающихся личностную мотивацию освоения стратегии и
тактики игры Го;
–
формировать способность согласовывать свои стремления со своими
умениями;
–
формировать процесс взаимодействия с учителем и другими обучающимися,
отображение в речи содержания и условий игровой деятельности.
Воспитательные:
–
побуждать обучающихся к самореализации личности;
–
воспитывать ответственность, самостоятельность, организованность,
усидчивость, трудолюбие, аккуратность, целеустремленность;
–
развивать у обучающихся волевые качества;
–
формировать навыки коллективного общения и командной работы, общие
этические нормы;
–
формировать чувство сопричастности к жизни клуба игры Го МАУ ДО
ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
–
развивать ориентацию на моральные нормы Го и их соблюдение.
3 год обучения.
Образовательные:
8

–
совершенствовать представления о стратегических и тактических основах
игры Го;
–
совершенствовать навыки применения базовых игровых приемов;
–
совершенствовать базовую технику середины игры;
–
познакомить с техникой игры профессиональных игроков.
Развивающие:
–
развивать у обучающихся логическое мышление, воображение, память;
–
развить тактическое и стратегическое мышление;
–
формировать у обучающихся личностную мотивацию освоения стратегии и
тактики игры Го;
–
формировать способность принимать игровую задачу, планировать её
реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
–
формировать способность согласовывать свои стремления со своими
умениями.
Воспитательные:
–
побуждать обучающихся к самореализации личности;
–
воспитывать ответственность, самостоятельность, организованность,
усидчивость, трудолюбие, аккуратность, целеустремленность;
–
развивать у обучающихся волевые качества;
–
формировать навыки коллективного общения и командной работы, общие
этические нормы;
–
формировать чувство сопричастности к жизни клуба игры Го МАУ ДО
ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
–
развивать ориентацию на моральные нормы Го и их соблюдение.
4 год обучения.
Образовательные:
–
совершенствовать представления о стратегических и тактических основах
игры Го;
–
познакомить с игровыми приемами продвинутого уровня;
–
совершенствовать базовую технику середины игры;
–
познакомить с техникой игры профессиональных игроков.
Развивающие:
–
развивать у обучающихся логическое мышление, воображение, память;
–
развить тактическое и стратегическое мышление;
–
формировать у обучающихся личностную мотивацию совершенствования
стратегии и тактики игры Го;
–
формировать способность принимать игровую задачу, планировать её
реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
9

–
формировать способность согласовывать свои стремления со своими
умениями.
Воспитательные:
–
побуждать обучающихся к самореализации личности;
–
воспитывать ответственность, самостоятельность, организованность,
усидчивость, трудолюбие, аккуратность, целеустремленность;
–
развивать у обучающихся волевые качества;
–
формировать навыки коллективного общения и командной работы, общие
этические нормы;
–
развивать ориентацию на моральные нормы Го и их соблюдение.
Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы для 1 года обучения.
Предметные:
Знание и применение основных правил игры Го. Знание начальных
технических приёмов игры Го. Умение решать задачи и комбинации Го.
По окончании 1-го года обучения по данной программе обучающиеся будут
знать:
 правила игры Го;
 базовые понятия: дамэ, атари, ко;
 технические приемы: «сеть», «защелка», двойное атари, «лесенка», «гэта»;
 хорошие и плохие формы;
 живые и мертвые группы, живые и мертвые формы.





уметь:
активно вести игровую партию;
защищать свои камни, атаковать камни противника;
огораживать территорию, атаковать территорию противника;
подводить итог партии и определять победителя.

Метапредметные:
 владение способами логического и пространственного мышления;
 умение формулировать и решать задачи;
 умение ставить проблемы и находить способы их решения, в том числе
альтернативные;
 способность представлять информацию в знаковой форме (понимание
обозначений, основных терминов, ходов в игре);
 умение представлять информацию и продукт собственной деятельности в
символической форме (работа на гобане в процессе игры).
Личностные:
10

 осознание себя членом коллектива клуба игры Го МАУ ДО ГДТДиМ
«Одаренность и технологии»;
 чувство гордости и сопричастности к жизни клуба игры Го МАУ ДО
ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
 осознанное выполнение правил поведения в различных образовательных
ситуациях, публичных выступлениях;
 владение культурой общения со сверстниками и взрослыми, следование
общепринятым правилам и нормам поведения;
 осознание себя гражданином страны, ответственным за её будущее;
 уважительное отношение к истории страны, её прошлому и современным
достижениям;
 организованность, ответственность, целеустремленность;
 самостоятельность и инициативность.
Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы для 2 года обучения.
Предметные:
Знание и применение стратегических и тактических принципов игры Го.
Знание базовых технических приёмов игры Го. Знание основных терминов и
понятий, используемым в игре. Умение решать задачи и комбинации Го. По
окончании 2-го года обучения по данной программе обучающиеся будут
знать:
 базовые понятия: дамэ, атари, ко, сэнтэ, готэ, дзесэки, сэмэай, ёсэ;
 технические приемы: «сеть», «защелка», двойное атари, «лесенка», «гэта»;
 хорошие и плохие формы;
 живые и мертвые группы, живые и мертвые формы;
 от 5 до 10 вариантов розыгрыша угла (дзесэки).
уметь:
 атаковать камни противника и брать их в плен;
 защищать свои камни;
 делать большие ходы в начале партии;
 в позиции ко в правильном порядке использовать ко-угрозы;
 учитывать сэнтэ и готэ для выбора хода;
 огораживать территорию, атаковать территорию противника;
 подводить итог партии и определять победителя.
Метапредметные:
 владение способами логического и пространственного мышления;
 умение формулировать и решать задачи;
 умение ставить проблемы и находить способы их решения, в том числе
альтернативные;
11

 способность схематизации (чтение схем игры и составление их);
 способность представлять информацию в знаковой форме (понимание
обозначений, основных терминов, ходов в игре);
 умение представлять информацию и продукт собственной деятельности в
символической форме (работа на гобане в процессе игры).
Личностные:
 осознание себя членом коллектива клуба игры Го МАУ ДО ГДТДиМ
«Одаренность и технологии»;
 чувство гордости и сопричастности к жизни клуба игры Го МАУ ДО
ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
 осознанное выполнение правил поведения в различных образовательных
ситуациях, публичных выступлениях;
 владение культурой общения со сверстниками и взрослыми, следование
общепринятым правилам и нормам поведения;
 осознание себя гражданином страны, ответственным за её будущее;
 уважительное отношение к истории страны, её прошлому и современным
достижениям;
 организованность, ответственность, целеустремленность;
 самостоятельность и инициативность;
 способность согласовывать свои стремления со своими умениями.
Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы для 3 года обучения.
Предметные:
Знание и применение стратегических и тактических принципов игры Го.
Знание и применение базовых технических приёмов игры Го. Умение решать
задачи и комбинации Го. По окончании 3-го года обучения по данной программе
обучающиеся будут
знать:
 принципы ведения партии в начальной, средней и заключительной стадии
игры;
 основы развития, атаки и защиты групп;
 хорошие и плохие формы;
 живые и мертвые группы, живые и мертвые формы;
 от 10 до 20 вариантов розыгрыша угла (дзесэки);





уметь:
выбирать направление для игры в начальной и средней стадии;
делать большие ходы в начале партии;
атаковать группы противника, защищать свои группы;
учитывать виды сэмэай для успешной борьбы между группами;
12





учитывать сэнтэ и готэ для выбора хода;
огораживать территорию, атаковать территорию противника;
работать с большими территориальными образованиями (мойо).

Метапредметные:
 владение способами логического и пространственного мышления;
 умение формулировать и решать задачи;
 умение ставить проблемы и находить способы их решения, в том числе
альтернативные;
 умение анализировать, разбирать партии;
 способность схематизации (чтение схем игры и составление их);
 способность представлять информацию в знаковой форме (понимание
обозначений, основных терминов, ходов в игре);
 умение представлять информацию и продукт собственной деятельности в
символической форме (работа на гобане в процессе игры);
 умение отбирать и анализировать необходимую информацию.
Личностные:
 осознание себя членом коллектива клуба игры Го МАУ ДО ГДТДиМ
«Одаренность и технологии»;
 чувство гордости и сопричастности к жизни клуба игры Го МАУ ДО
ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
 осознанное выполнение правил поведения в различных образовательных
ситуациях, публичных выступлениях;
 владение культурой общения со сверстниками и взрослыми, следование
общепринятым правилам и нормам поведения;
 осознание себя гражданином страны, ответственным за её будущее;
 уважительное отношение к истории страны, её прошлому и современным
достижениям;
 организованность, ответственность, целеустремленность;
 самостоятельность и инициативность;
 умение прогнозировать ход событий, критическая оценка ситуаций;
 способность согласовывать свои стремления со своими умениями.
Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы для 4 года обучения.
Предметные:
Знание и применение стратегических и тактических принципов игры Го.
Знание технических приёмов игры Го продвинутого уровня. Умение решать задачи
и комбинации Го. По окончании 4-го года обучения по данной программе
обучающиеся будут
знать:
13

 принципы ведения партии в начальной, средней и заключительной стадии
игры;
 основы развития, атаки и защиты групп;
 основы техники вторжения;
 основы техники прилипания;
 от 20 до 30 вариантов розыгрыша угла (дзесэки);







уметь:
выбирать направление для игры в начальной и средней стадии;
атаковать группы противника, защищать свои группы;
огораживать территорию, атаковать территорию противника;
проводить вторжение в зону противника;
просчитывать несколько вариантов розыгрыша в локальной борьбе;
в позиции ко в правильном порядке использовать ко-угрозы.

Метапредметные:
 владение способами логического и пространственного мышления;
 умение формулировать и решать задачи;
 умение ставить проблемы и находить способы их решения, в том числе
альтернативные;
 умение анализировать, разбирать партии;
 способность схематизации (чтение схем игры и составление их);
 способность представлять информацию в знаковой форме (понимание
обозначений, основных терминов, ходов в игре);
 умение представлять информацию и продукт собственной деятельности в
символической форме (работа на гобане в процессе игры);
 умение отбирать и анализировать необходимую информацию.
Личностные:
 осознание себя членом коллектива клуба игры Го МАУ ДО ГДТДиМ
«Одаренность и технологии»;
 чувство гордости и сопричастности к жизни клуба игры Го МАУ ДО
ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
 осознанное выполнение правил поведения в различных образовательных
ситуациях, публичных выступлениях;
 владение культурой общения со сверстниками и взрослыми, следование
общепринятым правилам и нормам поведения;
 осознание себя гражданином страны, ответственным за её будущее;
 уважительное отношение к истории страны, её прошлому и современным
достижениям;
 организованность, целеустремленность;
 самостоятельность и инициативность;
 умение прогнозировать ход событий, критическая оценка ситуаций;
14

способность согласовывать свои стремления со своими умениями.



Календарный график
Основные
Календ
арный характеристики
учебн образовательного
процесса
ый
график

1 год
обучения

2 год
обучения

3 год
обучения

4 год
обучения

Количество
учебных недель
Количество
учебных дней
Количество часов в
неделю
Количество часов
Недель I полугодия
Недель II
полугодия
Дата начала
обучения
Праздничные
нерабочие дни

36 недель

36 недель

36 недель

36 недель

72

72

72

72

4

4

4

4

144
15
21

144
15
21

144
15
21

144
15
21

15 сентября

15 сентября

15 сентября

15 сентября

31 декабря января - 8
января
4.11,
23.02.,01.05.,
09.05.
31 мая

31 декабря - 8
января

31 декабря января - 8
января
4.11,
23.02.,01.05.,
09.05.
31 мая

31 декабря - 8
января

п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Выходные

10

Окончание
учебного года

4.11,
23.02.,01.05.,
09.05.
31 мая

4.11,
23.02.,01.05.,
09.05.
31 мая

Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН НА 4 ГОДА

15

№
п/п

1

Название раздела

Количество часов
(теория/практика)

Вводное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности
2
Правила игры Го
3
Техника игры Го. Доска
13х13
4
Техника игры Го. Доска
19х19
5
Познавательная часть
6
Повторение и отработка
пройденного материала
7
Отработка на практике
правил и техники игры Го
Итого за 1 год обучения: 144 часов
1
Вводное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности
2
Начало партии
3
Повторение технических
приёмов
4
Техника середины игры
5
Познавательная часть
6
Повторение и отработка
пройденного материала
7
Отработка на практике
техники игры Го
Итого за 2 год обучения: 144 часов
1
Вводное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности
2
Начало партии
3
Техника середины игры
4
Завершающая стадия игры
5
Познавательная часть
6
Повторение и отработка
пройденного материала
7
Отработка на практике
техники игры Го
Итого за 3 год обучения: 144 часов
1
Вводное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности

1 (1/0)

Формы аттестации/контроля

Беседа, опрос

30 (15/15)
36 (18/18)

Опрос, решение задач
Опрос, решение задач

40 (20/20)

Опрос, решение задач

27 (16/11)
6 (0/6)
4 (0/4)

Беседа, опрос
Опрос, решение задач,
тест
Турнир

2 (2/0)

Беседа, опрос

20 (10/10)
30 (14/16)

Опрос, решение задач
Опрос, решение задач

68 (30/38)
10 (7/3)
10 (0/10)

Опрос, решение задач
Беседа, опрос
Опрос, решение задач,
тест
Турнир

4 (0/4)

2 (2/0)
6 (3/3)
96 (48/48)
12 (6/6)
14 (8/6)
10 (0/10)
4 (0/4)

2 (2/0)
16

Беседа, опрос
Опрос, решение задач
Опрос, решение задач
Опрос, решение задач
Беседа, опрос
Опрос, решение задач,
тест
Турнир
Беседа, опрос

2
3
4
5
6

Основы фусэки
Начальные точки
Техника середины игры
Познавательная часть
Повторение и отработка
пройденного материала
7
Отработка на практике
техники игры Го
Итого за 4 год обучения: 144 часов
Всего по программе: 576 часов

8 (4/4)
12 (6/6)
84 (42/42)
24 (12/12)
10 (0/10)
4 (0/4)

Опрос, решение задач
Беседа, опрос
Опрос, решение задач
Беседа, опрос
Опрос, решение задач,
тест
Турнир

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

17

№
п/п

Наименование разделов и тем

Колво
часов

1.

Вводное занятие. Инструктаж 1
по технике безопасности

2.
2.1
2.2
2.3
3.

Правила игры Го
Основные правила игры Го
Жизнь и смерть групп
Ведение и завершение партии
Техника игры Го. Доска
13х13
Базовая техника игры
Игра
на
доске
13х13,
особенности
Жизнь и смерть групп
Техника игры Го. Доска
19х19
Приёмы захвата камней
Игра
на
доске
19х19,
особенности
Жизнь и смерть групп
Сэмэай — борьба групп
Завершение партии
Познавательная часть
История игры Го
Учебно-познавательные
фильмы
Повторение
и
отработка
пройденного материала

3.1
3.2
3.3
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
5.
5.1
5.2
6.

7.

Формы
контроля

Из них:
теория практика
1

14
6
10

7
3
5

7
3
5

14
12

7
6

7
6

10

5

5

14
10

7
5

7
5

8
4
4

4
2
2

4
2
2

4
23

4
12

11

Опрос,
решение
задач
Опрос,
решение
задач

Опрос,
решение
задач

Беседа,
опрос

6

6

Опрос,
решение
задач, тест

Отработка
на
практике 4
правил и техники игры Го

4

Турнир

Всего часов:

144
70
74
Формы промежуточной аттестации-тест

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

18

Теория. Введение в программу. История возникновения игры, отличительные
особенности данной игры. Что развивает данная игра. Го в России. Этикет Го.
Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности.
2. Правила игры Го
2.1. Основные правила игры Го
Теория. Понятия «дамэ», «атари». Захват камней, спасение камней.
Запрещённые ходы.
Практика. Решение задач, игра на доске 9х9.
2.2. Жизнь и смерть групп
Теория. Понятия «глаза», «живые и мёртвые (пленные) группы». Базовые
формы камней: автомобиль, пирамидка, три в линию, пустой треугольник, кролик,
квадратик, цветок.
Практика. Решение задач, игра на доске 9х9.
2.3. Ведение и завершение партии
Теория. Понятие «территория». Части игровой доски, названия линий
игровой доски. Начальные ходы. Завершение партии и подсчёт очков.
Практика. Решение задач, игра на доске 9х9.
3. Техника игры Го. Доска 13х13
3.1. Базовая техника игры
Теория. Соединение и разрезание групп. Виды атари: атари в направлении
первой линии, атари в направлении своих камней, разрезающее атари. Самоатари и
двойное атари.
Практика. Решение задач, игра на доске 9х9 и 13х13.
3.2. Игра на доске 13х13, особенности
Теория. Свойства угловых точек («сан-сан», «хоси» и «комоку»). Большие
ходы на доске. Базовые хорошие формы соединения между камнями: ноби, косуми,
кэйма, огэйма, иккен-тоби и никкен-тоби, их основное назначение. Защита камней.
Принципы построения территории. Защита групп и камней.
Практика. Решение задач, игра на доске 13х13.
3.3. Жизнь и смерть групп
Теория. Понятия живой, мёртвой и неопределённой групп. Формы с «двумя
глазами» и «один глаз из двух пунктов». Захват камней для создания глаза.
Практика. Решение задач, игра на доске 13х13.
4. Техника игры Го. Доска 19х19
4.1. Приёмы захвата камней
Теория. Непрерывное атари (оиотоси) и серия атари. «Защёлка», «сеть» (гэта),
«лесенка» (ситё).
19

Практика. Решение задач, игра на доске 13х13.
4.2. Игра на доске 19х19, особенности
Теория. Повторение темы «Угловые точки». Усиление углового камня
(симари), нападение на угловой камень противника (какари). Большие ходы на
доске. Эффективность хода. Запись партии.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
4.3. Жизнь и смерть групп
Теория. Виды ложных глаз. Техника вбрасывания. Ситуация сэки.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
4.4. Сэмэай — борьба групп
Теория. Понятие «сэмэай». Порядок действий при сэмэай.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
4.5. Завершение партии
Теория. Нейтральные пункты. Когда говорить «пас». Последовательность
завершения партии.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
5. Познавательная часть
5.1. История игры Го
Теория. История и развитие Го в России, история и развитие Го в
Екатеринбурге. Известные русские спортсмены, спортсмены Екатеринбурга.
Интересные Го события в России. Игра Го в других странах.
5.2. Учебно-познавательные фильмы
Теория. Просмотр мультфильма «Хикару и Го», документального фильма
«АльфаГо» и др.
Практика. Обсуждение просмотренного материала.
6. Повторение и отработка пройденного материала
Практика. Решение задач на повторение изученного материала, тест.
7. Отработка на практике правил и техники игры Го
Практика. Турнир по атари-го, турниры на доске 9х9, турниры на доске
13х13, турниры на доске 19х19. Анализы партий.

20

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
п/п
1.
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3.
3.1
3.2
3.3
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
5.
5.1
5.2
6.
7.

КолНаименование разделов и тем
во
часов
Вводное занятие. Инструктаж 2
по технике безопасности
Начало партии
Угловые точки, повторение
2
Развитие от одного камня, 2
повторение
Атака и защита угла
6
Большие ходы в начале партии 6
База группы
4
Повторение
технических
приёмов
Жизнь и смерть групп
6
Соединение и разрезание
8
Приёмы захвата камней
16
Техника середины игры

Из них:

Комбинация цукэ – ханэ – ноби
Дзёсэки (розыгрыш углов)
Тактика и стратегия игры
Хорошие и плохие формы
Жизнь и смерть групп
Сэмэай — борьба групп
Ко-борьба и ко-угрозы
Завершающая стадия игры
Познавательная часть
История игры Го
Учебно-познавательные
фильмы
Повторение
и
отработка
пройденного материала

теория практика
2
1
1

1
1

3
3
2

3
3
2

2
4
8

4
4
8

6
14
8
10
12
8
6
4

3
7
4
4
4
3
3
2

3
7
4
6
8
5
3
2

4
6

4
3

3

10

10

Отработка
на
практике 4
4
правил и техники игры Го
Всего часов:
144
63
81
Формы промежуточной аттестации-турнир

Формы
контроля
Беседа,
опрос
Опрос,
решение
задач

Опрос,
решение
задач
Опрос,
решение
задач

Беседа,
опрос
Опрос,
решение
задач, тест
Турнир

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
21

1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
Теория. Введение. Повторение пройденного материала на первом году
обучения, обсуждение планов работы на новый учебный год. Повторение
основных правил поведения во время игры Го.
2. Начало партии
2.1. Угловые точки, повторение
Теория. Повторение темы «Свойства угловых точек».
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
2.2. Развитие от одного камня
Практика. Решение задач на тему «Базовые хорошие формы соединения
между камнями: ноби, косуми, кэйма, огэйма, иккен-тоби и никкен-тоби», игра на
доске 19х19.
2.3 Атака и защита угла
Теория. Атака угла — какари. Простые ответы на какари. Защита угла —
симари.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
2.4. Большие ходы в начале партии
Теория. Четыре класса больших ходов по их относительной ценности.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
2.5. База группы
Теория. Понятие «база группы». Принципы построения базы.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
3. Повторение технических приёмов
3.1. Жизнь и смерть групп
Теория. Настоящие и ложные глаза. Глазная форма из трёх пунктов.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
3.2. Соединение и разрезание
Теория. Типы соединений и разрезаний групп камней.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
3.5. Приёмы захвата камней
Теория. Приём «сеть» или «гэта»: «сеть» с двумя дамэ, «сеть» с тремя дамэ,
«удар по носу», «удар в животик», «антибамбуковый» ход. Приёмы «лесенка»,
«защёлка», непрерывное атари или «оиотоси».
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
4. Техника середины игры
4.1. Комбинация «цукэ – ханэ – ноби»
22

Теория. Комбинация из трёх ходов «цукэ» (прилипание), «ханэ» (обнимание),
«ноби» (удлинение).
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
4.2. Дзёсэки (розыгрыш углов)
Теория. Основные дзёсэки пункта 4-4, дзёсэки пункта 4-3, дзёсэки пункта 3-3.
Ключевые идеи дзёсэки.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
4.3. Тактика и стратегия игры
Теория. Миаи - два пункта одинакового значения. Понятия «сэнтэ» и «готэ».
Важные и не важные камни. Нужное и не нужное разрезание. Спасаемые и не
спасаемые камни.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
4.4. Хорошие и плохие формы
Теория. Формы «пасть тигра и «пустой угол». Игра «по форме». Пословица
«Тоби плохим ходом не бывает».
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
4.5.Жизнь и смерть групп
Теория. Глазные формы из четырёх пунктов. Глазные формы из пяти и шести
пунктов. Удар внутрь глазной формы. Понятие «форма накадэ». Накадэ из двух
камней. Накадэ из трёх камней. 4-х очковые накадэ «пирамидка» и «квадратик».
Пяти- и шестиочковые накадэ. Накадэ и сэки.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
4.6. Сэмэай — борьба групп
Теория. Виды сэмэай. Ведение сэмэай.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
4.7. Ко-борьба и ко-угрозы
Теория. Виды ко-борьбы. Порядок игры ко-борьбы. Увеличение ко-угроз.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
4.8. Завершающая стадия игры
Теория. Ёсэ - завершающая стадия
Последовательности ходов в ёсэ. Стоимость хода.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.

игры.

Виды

ёсэ-ходов.

5. Познавательная часть
5.1. История игры Го
Теория. История и развитие Го в восточных странах, история и развитие Го в
мире. Известные профессиональные игроки. Просмотр и обсуждение известных
23

партий.
5.2. Учебно-познавательные фильмы
Теория. Просмотр мультсериала «Игрок Го», обучающих видео Российской
Федерации Го.
Практика. Обсуждение просмотренного материала.
6. Повторение и отработка пройденного материала
Практика. Решение задач на повторение изученного материала, тест.
Практическое применения навыков и принципов игры Го в форме конкурсного
решения задач.
7. Отработка на практике правил и техники игры Го
Практика. Турниры на доске 13х13, турниры на доске 19х19. Анализы партий.
Сеансы одновременной игры.

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

24

КолНаименование разделов
во
и тем
часов
1.
Вводное
занятие. 2
Инструктаж
по
технике безопасности
2.
Начало партии
2.1 Большие ходы в начале 2
партии, повторение
2.2 Фусэки
4
3.
Техника
середины
игры
3.1 Хорошие
и
плохие 16
формы
3.2 Развитие групп
4
3.3 Метод оценки позиции
6
3.4 Атака и защита
8
3.5 Хасами
8
3.6 Дзёсэки
(розыгрыш 14
углов)
3.7 Тактика середины игры 6
3.8 Большие
8
территориальные
образования
3.9 Жизнь и смерть групп
12
3.10 Сэмэай — борьба групп 14
4.
Завершающая стадия 12
игры
№
п/п

5.
5.1
5.2
5.3
6.

7.

Познавательная часть
История игры Го
Учебно-познавательные
фильмы
Партии
профессиональных
игроков
Повторение
и
отработка
пройденного
материала
Отработка
на
практике правил и
техники игры Го

Из них:
теория

практика

2

Формы
контроля
Беседа,
опрос

1

1

2

2

8

8

2
2
4
4
7

2
4
4
4
7

2
4

4
4

6
7
6

6
7
6

2
6

2
3

3

6

3

3

Опрос,
решение
задач
Опрос,
решение
задач

Опрос,
решение
задач
Беседа,
опрос

10

10

Опрос,
решение
задач, тест

4

6

Турнир

25

Всего часов:

144

65

79

Формы промежуточной аттестации-турнир
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
Теория. Введение. Повторение пройденного материала на втором году
обучения, обсуждение планов работы на новый учебный год. Повторение
основных правил поведения во время игры Го.
2. Начало партии
2.1. Большие ходы в начале партии, повторение
Теория. Повторение темы «Большие ходы в начале партии».
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
2.2. Фусэки
Теория. Виды фусэки: нирэнсэй, санрэнсэй, китайское фусэки, фусэки с
комоку, сан-сан фусэки, перекрёстное фусэки.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
3. Техника середины игры
3.1. Хорошие и плохие формы
Теория. Классификация форм: хорошие формы, плохие формы. Слабости
форм, атака форм.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
3.2. Развитие групп
Теория. Направление развития групп в начальной и средней стадии игры.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
3.3. Метод оценки позиции
Теория. Метод оценки позиции А. Кожункова «СССР» (сильное-слабоесоединение-разрезание).
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
3.4. Атака и защита
Теория. Основы атаки и защиты групп. Техника атаки, техника защиты групп.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
3.5. Хасами
Теория. Виды хасами. Принципы применения хасами. Ответы на хасами.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
26

3.6. Дзёсэки (розыгрыш углов)
Теория. Дзёсэки пункта 4-4, дзёсэки пункта 4-3, дзёсэки пункта 3-3,
повторение. Ключевые идеи дзёсэки. Варианты основных дзёсэки.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
3.7. Тактика середины игры
Теория. Слабости позиции. Серия атари. Приём жертвы камня.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
3.8. Большие территориальные образования
Теория. Большие территориальные образования (мойо). Основные принципы
и приёмы игры на мойо и против мойо.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
3.9. Жизнь и смерть групп
Теория. Стандартные формы групп в углу (L-группы). Основные приёмы
захвата и спасения групп.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
3.10. Сэмэай — борьба групп
Теория. Элементарная теория сэмэай. Группа без глаза против группы без
глаза. Группа с глазом против группы без глаза. Группа с глазом против группы с
глазом.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
4. Завершающая стадия игры
Теория. Ёсэ - завершающая стадия
Последовательности ходов в ёсэ. Стоимость хода.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.

игры.

Виды

ёсэ-ходов.

5. Познавательная часть
5.1. История игры Го
Теория. История и развитие Го в восточных странах, история и развитие Го в
мире. Известные профессиональные игроки.
5.2. Учебно-познавательные фильмы
Теория. Просмотр мультсериала «Игрок Го», обучающих видео Российской
Федерации Го.
Практика. Обсуждение просмотренного материала.
5.3. Партии профессиональных игроков
Теория. Разборы партий известных российских игроков, разборы партий
профессиональных игроков Кореи, Китая и Японии.
27

Практика. Обсуждение партий, выбор хода.
6. Повторение и отработка пройденного материала
Практика. Решение задач на повторение изученного материала, тест.

игры.

7. Отработка на практике правил и техники игры Го
Практика. Турниры на доске 19х19. Анализы партий. Сеансы одновременной

28

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 4-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
п/п
1.
2.
2.1
2.2
3.
3.1
3.2
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
5.
5.1
5.2
6.
7.

КолНаименование разделов и тем
во
часов
Вводное занятие. Инструктаж 2
по технике безопасности
Основы фусэки
Большие точки
4
Выбор направления в фусэки
4
Начальные точки
Такамоку и мокухадзуси
6
Дзёсэки
с
такамоку
и 6
мокухадзуси
Техника середины игры
Метод оценки позиции
8
Вторжение
14
Дзёсэки (розыгрыш углов)
16
Жизнь и смерть групп
10
Техники счёта
8
Техника прилипания
12
Типичные ошибки
8
Ко-борьба и ко-угрозы
8
Познавательная часть
Учебно-познавательные
8
фильмы
Партии
профессиональных 16
игроков
Повторение
и
отработка 10
пройденного материала

Из них:
теория практика
2
2
2

2
2

3
3

3
3

4
7
8
5
2
6
4
4

4
7
8
5
6
6
4
4

4

4

8

8
10

Отработка
на
практике 4
4
правил и техники игры Го
Всего часов:
144
64
80
Формы промежуточной аттестации-турнир

Формы
контроля
Беседа,
опрос
Опрос,
решение
задач
Опрос,
решение
задач
Опрос,
решение
задач

Беседа,
опрос

Опрос,
решение
задач, тест
Турнир

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 4-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
Теория. Введение. Повторение пройденного материала на третьем году
обучения, обсуждение планов работы на новый учебный год. Повторение
основных правил поведения во время игры Го.
29

2. Основы фусэки
2.1. Большие ходы в начале партии, повторение
Теория. Повторение темы «Большие ходы в начале партии».
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
2.2. Выбор направления в фусэки
Теория. Розыгрыш углов, срочные ходы, ходы в пустых областях.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
3. Начальные точки
3.1. Такамоку и мокухадзуси
Теория. Особенности точек такамоку и мокухадзуси, плюсы и минусы,
стратегические идеи.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
3.2. Дзёсэки с такамоку и мокухадзуси
Теория. Ключевые идеи дзёсэки. Варианты основных дзёсэки.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
4. Техника середины игры
4.1. Метод оценки позиции
Теория. Метод оценки позиции А. Кожункова «СССР» (сильное-слабоесоединение-разрезание).
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
4.2. Вторжение
Теория. Виды вторжений, принципы вторжений.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
4.3. Дзёсэки (розыгрыш углов)
Теория. Дзёсэки пункта 4-4, дзёсэки пункта 4-3, дзёсэки пункта 3-3,
повторение. Ключевые идеи дзёсэки. Варианты основных дзёсэки.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
4.4. Жизнь и смерть групп
Теория. Повторение темы «Стандартные формы групп в углу (L-группы)».
Основные приёмы захвата и спасения групп.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
4.5. Техники счёта
Теория. Тренировка техника счета. Ходы – кандидаты.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
30

4.6. Техника прилипания
Теория. Прилипание в разных стадиях игры. Цели и особенности техники
прилипания.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
4.7. Типичные ошибки
Теория. Бесцельное атари, преждевременное ёсэ, излишние ответы на ходы
противника, большое число слабых групп, необоснованное вторжение,
преждевременные форсирующие ходы.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
4.8. Ко-борьба и ко-угрозы
Теория. Виды ко-борьбы. Порядок игры ко-борьбы. Увеличение ко-угроз.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
5. Познавательная часть
5.1. Учебно-познавательные фильмы
Теория. Просмотр мультсериала «Игрок Го», обучающих видео Российской
Федерации Го.
Практика. Обсуждение просмотренного материала.
5.2. Партии профессиональных игроков
Теория. Разборы партий известных российских игроков, разборы партий
профессиональных игроков Кореи, Китая и Японии.
Практика. Обсуждение партий, выбор хода.
6. Повторение и отработка пройденного материала
Практика. Решение задач на повторение изученного материала, тест.

игры.

7. Отработка на практике правил и техники игры Го
Практика. Турниры на доске 19х19. Анализы партий. Сеансы одновременной

Организационно - педагогические условия.
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
Для организации образовательного процесса и успешной реализации
программы необходимо:
 кабинет для занятий;
 столы;
31

 стулья;
 шкафы для хранения оборудования;
 комплекты – наборы для занятий игры в Го (игровые камни, доски 9х9 и
13х13, доски 19х19);
 демонстрационная доска и демонстрационные камни;
 проектор.
Кадровые
обеспечение
программы:
педагоги
дополнительного
образования,
имеющим
профессиональное
образование
в
области,
соответствующей профилю программы, и постоянно повышающим уровень
профессионального мастерства, рейтинг в Российской Федерации Го не ниже 1400
(2 спортивный разряд).






Методические материалы:
Книги по теории игры Го.
Сборники задач.
Сборники партий.
Подборки обучающих и художественных фильмов.
Контрольно-оценочные материалы.

Информационное обеспечение: аудио-, видео-, интернет источники.
Группа в социальной сети Вконтакте является сетевым ресурсом, группа на
игровом сервере OGS является площадкой для организации электронного обучения.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
С
целью
определения
уровня
освоения
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы, а также для повышения
эффективности и улучшения качества образовательного процесса проводится
педагогический мониторинг в течение всего периода обучения. Педагогический
мониторинг включает три этапа диагностики: первичный, промежуточный и
итоговый. Результаты педагогического мониторинга фиксируются в сводных
таблицах.
Формы аттестации/контроля и оценки, позволяющие определить
достижение обучающимися планируемых результатов по программе:
 беседа, опрос;
 практическая работа;
 тестовые работы;
 участие в турнирах.
Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в
начале и в конце учебного года. Для оценки качества личностных и
метапредметных
результатов
освоения
обучающимися
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Игра Го. Основы»
разработаны следующие критерии: взаимодействие в команде (умение
32

обучающегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном
решении задач); познавательная активность (желание обучаться, узнавать новое,
работать с информацией); ответственность (проявляется при выполнении
функциональных заданий, известных, повторяющихся); социальная идентичность
(индивидуальное чувство принадлежности к творческому объединению,
образовательному учреждению своей стране. Убежденность в собственной
значимости для развития среды, к которой принадлежит сам ребенок). Способы
обработки и интерпретации результатов в Приложении № 1.
Критерии оценки предметных результатов освоения программы:
 знание правил игры Го;
 знание базовых понятий (дамэ, атари, ко-борьба, захват камней, территория);
 знание технических приёмов («сеть», «защёлка», «лестница», двойное атари);
 знание хороших и плохих форм;
 знание живых и мертвых групп;
 умение вести партию;
 умение защищать свои камни и захватывать камни противника;
 умение огораживать территорию и атаковать территорию противника;
 умение подвести итоги партии и определить победителя.
Все достижения демонстрируются учащимися во время проведения соревнований,
которые проводятся в течение учебного года. Работа учащихся оценивается
педагогами.
Виды и формы контроля
В процессе обучения применяются текущий, промежуточный контроль и
итоговая аттестация.
В качестве форм текущего контроля может использоваться решение
практических и теоретических задач. Промежуточная аттестация проводится в
форме проверочных занятий и турниров.
Основным механизмом выявления результатов воспитания является
педагогическое наблюдение:
 активность участия во всех проводимых МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и
технологии» мероприятиях;
 позиционирование себя членом клуба игры Го МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность
и технологии»;
 самоконтроль и уверенность в поведении и деятельности;
 привлечение к занятиям других детей;
 умение позитивно взаимодействовать в паре, группе, команде;
 участие в социально-значимых мероприятиях и акциях;
 вежливость, доброжелательность, бесконфликтность поведения.
Оценочными материалами для отслеживания предметных результатов
служат:
33


тестовые задания, которые состоят из задач на темы, пройденные за
полугодие. По каждой задаче ставится оценка «+» или «-». (Приложение № 2,
приложение № 3);

участие в соревнованиях.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончанию
каждого года обучения по программе, с целью выявления уровня развития
способностей и личностных качеств ребенка, и их соответствия прогнозируемым
результатам дополнительной общеобразовательной программы, в следующих в
формах: тест, турнир.

34

Список литературы для педагога
1.
Кенсаку Сегое. Го в пословицах и поговорках. / Калининград 1990. - 231с.
2.
Панюков Е.Л. Методическое пособие «Задачники для начинающих»
/Челябинск 2018. - 480 с.
3.
Панюков Е.Л. Программа «Игра Го. Основы» /Челябинск 2020. - 35 с.
4.
Санкин В.Е. программа «Игра Го. Начало» /Москва 2020. - 22 с.
5.
Шикшин В.Д. Цумэ-го. Теория и практика /В.Д. Шикшин. – Казань. 2006. 195 с.
6.
Bozulich Richard. Get strong at tesuji/ Kiseido, 1996. -180 c.
7.
Bozulich Richard. Get strong at endgame/ Kiseido, 1996. -180 c.
8.
Bozulich Richard. Get strong at invasion/ Kiseido, 1996. -180 c.
9.
Bozulich Richard. Making Good Shape/ Kiseido, 2002. -201c.
10.
Bozulich Richard. 501 opening problem/ Kiseido, 2002. -252c.
11. Kano Yoshinori. Graded Go problems for beginners. Volume One/ The Nihon
Kiin, 1990/ -198 c.
12. Kano Yoshinori. Graded Go problems for beginners. Volume Two/ The Nihon
Kiin, 1990/ -190 c.
13. Kano Yoshinori. Graded Go problems for beginners. Volume Three / The Nihon
Kiin, 1990/ -196 c.
14. Kano Yoshinori. Graded Go problems for beginners. Volume Four/ The Nihon
Kiin, 1990/ -195 c.
15.
Lee Jae-Hwan. Joseki Jeongseok Compass/ Badukpopia, 2008. -167c.
16.
Lee Jae-Hwan. Essential Life& death. Volume 1/ Badukpopia, 2008. 168c.
17.
Lee Jae-Hwan. Essential Life& death. Volume 2/ Badukpopia, 2008. -168c.
18.
Lee Jae-Hwan. Essential Life& death. Volume 3/ Badukpopia, 2008. -168c.
19.
Lee Jae-Hwan. Essential Life& death. Volume 4/ Badukpopia, 2008. -168c.
Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей
1. Динерштейн А.Г., Марьясова М.С. Юный император учится играть в Го
М.: Russian Chess House, 2019. 104 с.
2. Кожунков А.В. Научитесь играть в Го! М.: Онлайн принт, 2020. 264 с.
3. Панюков Е.Л. Методическое пособие «Задачники для начинающих»
/Челябинск 2018. - 480 с.
Ресурсы удаленного доступа
1.Игровой сервер OGS. Правила игры Го, задачи, дзёсэки [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://online-go.com/
2.Канал Российской Федерации Го. Леции. Разборы партий. Обзоры
турниров.
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
https://www.youtube.com/@GofederationRu

35

Сведения о педагогах
Бутырских Анна Антоновна – педагог дополнительного образования
по игре Го МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи
«Одаренность и технологии».
Первая квалификационная категория педагога дополнительного
образования, стажработы – 3 года.
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Игра Го. Основы» ориентирована на обучающихся в возрасте от 7 до 14
лет и рассчитана на 4 года обучения.
Цель программы - развитие интеллектуальных способностей
обучающихся через игру Го.
Программа развивает качества личности, способной самостоятельно
планировать и реализовывать эффективную деятельность, осуществлять ее
контроль и коррекцию, проявляет интеллектуальную, творческую и
познавательную активности, готовность к продуктивному взаимодействию.
Распределение учебных часов выглядит следующим образом: занятия
проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.

36

Приложение № 1
Методические рекомендации к программе
В данном материале описаны критерии и показатели для оценки
личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Актерское мастерство», а также способы обработки и интерпретации
результатов.
В таблице обозначается проявление или не проявление показателей
критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося, на
развитие которых направлена программа.
Применяемые методы оценки: педагогическое наблюдение,
анкетирование, беседа, анализ творческих продуктов.
Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных
результатов обучающихся

37

№

Критерии

1

Взаимодействие 1. Вступает во взаимодействие с детьми
в команде
(обучающимися)
Умение
2. Вступает во взаимодействие с
учащегося
педагогом
продуктивно
3.
Отстаивает
свое
мнение
общаться,
аргументировано и спокойно
готовность
4. Оказывает помощь сверстникам при
помочь
при выполнении какой-либо работы
коллективном
5. Просит и принимает помощь
решении
сверстников
творческих
задач
Среднее арифметическое
Познавательная 1.Интересуется темой занятия, задает
активность
дополнительные вопросы педагогу по
Желание
теме занятия/темы/программы
узнавать новое
2. Воспроизводит информацию по итогам
учебного занятия
3. Умеет вычленять главное из
полученной информации.
4. Охотно делится информацией по
итогам самостоятельной работы
5.
Самостоятельно
(без
помощи
взрослого) выполняет дополнительные
(творческие) задания
Среднее арифметическое
Ответственност 1. Выполняет задания педагога в
ь
указанный срок и без напоминания
Проявляется
2. Своевременно приходит на занятие,
при выполнении другие мероприятия
функциональны 3. Доводит начатую работу до конца
х
заданий, 4. Адекватно реагирует на оценку своего
известных,
труда, полученного результата.
повторяющихся 5. Выполняет взятые обязательства

2

3

4

Показатели

Среднее арифметическое
Социальная
1. Принимает правила и традиции группы
идентичность
2. Охотно (без давления педагога)
Индивидуальное принимает участие в мероприятиях,
чувство
важных
для
группы
(конкурсах,
принадлежности фестивалях, социальных акциях)
38

Проявляетс
я
/не
проявляется

5

6

к творческому 3. Предлагает свою помощь при
объединению.
проведении важных для группы дел
Убежденность в (мероприятий)
собственной
4. Положительно высказывается об
значимости для отношении к группе, Дворцу.
развития среды, 5. Положительно оценивает свою роль и
к
которой место в детском творческом коллективе.
принадлежит
сам ребенок
Среднее арифметическое
Предметные
1.Знает правила игры Го
знания
2.Знает базовые понятия: дамэ, атари, коборьба, захват камня, территория
3.Знает технические приемы: «сеть»,
«защелка», двойное атари, «лесенка»
4.Знает хорошие и плохие формы
5. Знает живые и мертвые группы, живые
и мертвые формы
Среднее арифметическое
Предметные
1.Умеет вести игровую партию
умения
2.Умеет защищать свои камни, атаковать
камни противника
3.Умеет огораживать свою территорию,
атаковать территорию противника
4.Применяет на практике технические
приёмы: «сеть», «защелка», двойное
атари, «лесенка»
5.Умеет
подводить
итог
партии,
определять победителя
Среднее арифметическое
Для сопоставления и интерпретации полученных результатов
обучающихся, выявления степени достижения качества образования
применяется интервальная Шкала (процесс приравнивания свойствам,
объектам, характеристикам чисел по определенным правилам, чтобы в
отношениях чисел отображались отношения характеристик, подлежащих к
измерению), которая служит для фиксации количественной оценки
результата обучающихся. Принята 100-бальная шкала, на которой
определены 4 интервала, которые соответствуют:
высокому
уровню
результатов
освоения
дополнительной
общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и характеризуются
сформированностью и закрепленностью в деятельности обучающихся
ценностных ориентаций; осознанный, целенаправленный характер
деятельности (уровень мотивации); умению создавать новые правила, новые
39

творческие продукты, алгоритмы действий в непредвиденных (новых)
ситуациях, условиях.
средний уровень от 60 до 79 баллов характеризуется осознанностью
желания
заниматься
экспериментальной
деятельностью,
умением
самостоятельно воспроизводить и применять информацию в ранее
рассмотренных типовых ситуациях, при этом действия обучающегося
расценивается как репродуктивные; осознанностью своей роли и
ответственности за результаты работы группы, готовностью выполнять
различную работу для пользы команды.
низкий уровень от 40 до 59 баллов (минимальный предел, ниже
которого качество результатов освоения программы недопустимо!)
характеризуется умением обучающегося выполнять учебную деятельность,
опираясь на описание действия, подсказку, намек; обучающийся знает о
ценности коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет неосознанный уровень
(интерес или потребность) к занятиям деятельностью по программе.
недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется
отсутствием опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом
признавать значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом
и другими детьми, желанием работать только индивидуально и обыгрывать
всех.
На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о
корректировке
содержательной
части
программы,
методического
обеспечения программы и применяемых технологий и форм работы.

40

Приложение № 2
Тестовая работа на темы, изученные в течение года.
Происхождение и термины игры.
1
Где появилась игра А) В Индии
Го?
Б) В Китае
2
Когда появились А) 1000 лет назад
игра Го?
Б) 4500 лет назад
3
Почему
Го А) так читается японский иероглиф для
называется «Го»?
этой игры.
Б) так читается китайский иероглиф для
этой игры.
4
Что
обозначает А) Свободный пункт.
термин «дамэ»?
Б) Занятый пункт.
5
Что
обозначает А) группа камней с одним дамэ.
термин «атари»?
Б) группа камней с двумя дамэ
Правила игры.
1
Запрещено делать А) было захвачено два камня.
ход, если…
Б) позиция повторится.
2
Два хода подряд… А) Можно сделать.
Б) Нельзя сделать.
3
Найти
верный А)
Пользоваться
мобильными
ответ: «Во время устройствами
партии
Б) Записывать ходы противника и
запрещается…»
показания часов
4
Если
противник А) Обязательно ответить «пас»
сказал
«пас», Б) Подумать и сделать ход.
нужно…
5
Если
внутри А) Разрешено.
группы есть два Б) Запрещено.
свободных пункта,
то туда ставить
камень…
1

Принципы фусэки.
В начале партии надо:
(Отметьте
правильные
суждения)

41

а) Ставить камни на третью и
четвёртую линии.
б) Ставить камни на первую и
вторую линии.
в) Ставить камни только в
одном углу.

2. Основные тактические приемы (ход чёрных)
Захватите отмеченные камни белых.
1. «Лесенка».

4. Оиотоси.

2. «Сеть»

5.
атари.

3. «Защёлка»

Серия

6. Как напасть
на белый камень?
a

Статус группы. Группа белых живая или мёртвая?
1

2

3

4

5

6

3. Задачи на жизнь и смерть групп в один ход (ход чёрных)

42

b

1

4

2

3

6

5

Оценивается знание и понимание основного материала, а также
правильное решение контрольных задач. Во время выполнения заданий
учащиеся демонстрируют умение анализировать и разбирать партии,
применять теоретические знания на практике.

43

Приложение № 3
Оценочный лист к дополнительной общеобразовательной программе
«Игра Го. Основы».
№ п/п Критерии

Степень выраженности

Баллы

1

- Не знание основных
изученных правил и
терминов,
отсутствие интереса к
программе

0

- Знание теории го (5-6
правильных ответов теста)

1

- Знание теории го (7-8
правильных ответов теста)

2

- Знание теории го (9-10
правильных ответов теста)

3

Знание
теоретических основ
игры (основные
термины и правила)

2

Знание основных
-Не знание или не понимание
принципов и
технических приёмов изученного материала
игры
- Необходимость в
подсказках,
репродуктивный уровень
усвоения материала.

3

Правильное решение
контрольных задач

0
1

- Допускается знание и
выполнение основных
принципов и приёмов с
помощью педагога

2

- Знание основных
технических приёмов и
правил в игре го, умение
применять на практике
- Не может решить ни одной
задачи
- Решает 1-2 задачи из 6
- Решает 3-4 задачи из 6
- Решает 5-6 задачи из 6

3

0
1
2
3

Если обучающийся набрал 0-3 баллов, он освоил образовательную
программу первого года обучения на достаточном уровне.
Если обучающийся набрал 4-6 баллов, он освоил образовательную
программу первого года обучения на среднем уровне.
44

Если обучающийся набрал 7-9 баллов, он освоил образовательную
программу первого года обучения на высоком уровне.
Приложение № 4
Термины игры Го.
Дамэ или дыхание камня – соседний не занятый пункт доски,
соединённый с камнем линией.
Атари – ситуация, когда у камней остаётся одно дамэ.
Ко-борьба – позиция, в которой игроки могут попеременно
захватывать один камень в одних и тех же пунктах. Правило ко запрещает
повторение позиции, поэтому для повторного захвата камня в позиции ко
игрок должен сначала сделать какой-либо другой ход.
Глаз – один или несколько пунктов доски, со всех сторон окружённых
камнями одного игрока, составляющими одну или несколько групп.
Живая группа – группа камней, которая не может быть захвачена
противником. Группа, которая может построить или уже имеет два глаза.
Мёртвая группа – группа камней, которая не может построить или не
имеет двух глаз.
Территория – участок игрового поля, окружённый со всех сторон
живыми камнями одного цвета.
Нейтральный пункт – пункт доски, окружённый живыми камнями
разного цвета. Нейтральный пункт не относится и не может быть
присоединён к территории ни одного из игроков.
Коми – компенсация в очках за право первого хода.
Хоси – пункт, расположенный на пересечении четвёртых линий доски,
считая от любого края.
Комоку – пункт на пересечении третьей и четвёртой линий доски,
считая от любого края.
Сан-сан – пункт на пересечении третьих линий доски, считая от
любого края.
Ноби – удлинение, ход вплотную к уже стоящему на доске камню
своего цвета.
45

Косуми – один из видов непрямого соединения, когда камень ставится
на соседний по диагонали пункт от камня своего цвета.
Кэйма – Расположение камней, соответствующее ходу лошади в
шахматах. Г-образный ход.
Огэйма – расположение двух камней, соответствующее удлинённому
ходу коня в шахматах — один пункт в одном направлении и три пункта — в
перпендикулярном.
Иккен-тоби – два камня одного цвета, расположенные на одной линии,
между которыми один пустой пункт (прыжок через один пункт).
Никкен-тоби – два камня одного цвета, расположенные на одной
линии, между которыми два пустых пункта (прыжок через два пункта).
Сеть или гэта – один из приёмов захвата камней противника
Лесенка – приём захвата камней противника. В результате применения
приёма получается конструкция из камней, напоминающая лестницу.
Защёлка – приём захвата камней противника. Заключается в жертве
своего камня, за счёт которой для группы противника создаётся ситуация
нехватки дамэ.
Непрерывное атари или оиотоси – ситуация, в которой не получается
избежать захвата камней, даже соединившись с другой группой камней.
Симари – защита или развитие угла вторым камнем.
Какари – ход, атакующий одинокий камень противника в углу.
Сэки – позиция, в которой две группы разных игроков, не имеющие по
два глаза, тем не менее, не могут захватить одна другую, так как в случае
атаки группа атакующего игрока будет захвачена.
Сэмэай – локальная борьба двух групп, в результате которой выживает
только одна.
Дзёсэки – стандартный розыгрыш угла, обычно одинаково выгодный
для обеих сторон.
Цукэ – «прилипание», вход вплотную к камню противника.
Ханэ – «обнимание», ход по диагонали вплотную к камню противника.
Миаи – ситуация, в которой есть две равноценные возможности
продолжения игры.
46

Сэнтэ – ход, на который противник обязательно должен ответить, в
противном случае он понесёт большие потери.
Готэ – ход, на который не нужно отвечать. Потеря инициативы.
Накадэ – «глазное пространство», пустые пункты внутри группы
камней одного цвета, которые потенциально могут быть превращены в два
глаза группы.
Ёсэ – заключительная стадия партии.

47


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».