Муниципальное Автономное учреждение Дополнительного образования Городской Дворец творчества детей и молодежи Одаренность и технологии» Рассмотрено УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии» Протокол № 1 от 29.08.2024 Приказом директора МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии» от 29.08.2024 № 185-од _________________________А.Г. Гагауз Студия «Брейк-данс» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей от 7 до 15 лет, срок реализации – 1 год Физкультурно-спортивная направленность Автор - составитель: Нестерова Виктория Александровна педагог дополнительного образования Екатеринбург 1 Пояснительная записка В последнее время современное общество всё чаще стал беспокоить вопрос здорового образа жизни и культурного времяпровождения. Современные условия жизни в крупных городах задают свой темп молодому поколению. Сейчас Россия переживает настоящий «танцевальный бум», и это не удивительно, потому что танец вобрал в себя и спорт и искусство. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танцевальный спорт Брейк-данс», имеет социально-педагогическую направленность и построена в соответствии с базовым уровнем сложности. Актуальность. Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями); 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р (с изменениями)); 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р); 5. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями); 10.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по 2 проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11.Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (с изменениями); 12.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом (с изменениями и дополнениями); 13.Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N 761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года»; 14.Устав и иные локальные нормативные акты МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». Актуальность программы заключается в непрерывном развитии брейкданса в Российской Федерации, включения этого вида танца в танцевальный спорт (ФТСАРР), в 2019 году, а также в её массовости и ориентации на молодёжь. Программа помогает открыть и реализовать у детей физические навыки, способствует их применимости в танцевальном спорте и достижении высоких результатов. С 2019 года в Российской Федерации официально введена танцевальная дисциплина «Брейкинг», проводятся Российские и международные соревнования, поэтому уровень и количество спортсменов в этой области необходимо поддерживать и наращивать. Значимость спортивной деятельности подтверждает и Программа развития вида спорта «брейкинг» в Российской Федерации с 2024 по 2028 гг., утверждённая Президиумом ФТСАРР. В связи с чем, спортивный брейкинг очень быстро набирает популярность и в Свердловской области организуются клубы, один из которых представляется автором программы и именуется «Пропаганда». Коллектив ведёт свою деятельность с 1999 года и осуществляет её до сих пор. Практический опыт, приобретаемый в данной программе, способствует успешному участию в спортивных танцевальных событиях. Спрос подчёркивает и большая аудитория зрителей танцевального спорта. Следовательно, наша цель — через этот курс помочь учащимся освоить знания, умения и навыки по дисциплине «Брейкинг». Отличительная особенность программы. Большая часть программы имеет прикладной характер и интенсивное погружение в мир танцевального спорта благодаря ежемесячным мероприятиям в городе, которые могут посетить участники программы. Педагогическая целесообразность. 3 В любом коллективе очень важна роль педагога. Он должен поддерживать интерес к современной хореографии и танцевальному спорту. Для детей такой программы важно придумывать разные игры, задания и интерактивы для гармоничного развития каждого ребёнка и преодолению на пути к изучению элементов. Коллективу необходимо быть сплоченным, чтобы ребята, подошедшие к рубежу второго года обучения, чувствовали себя в коллективе комфортно и легко, и полностью доверяли педагогу. Данная программа способствует успешной социальной адаптации учащихся, развивает коммуникативные способности в коллективе. Адресат программы. Программа ориентирована на возраст обучающихся от 7 до 13 лет, разработана с учётом психофизиологических особенностей данных возрастных категорий. Возрастные особенности обучающихся. Особенности поведения детей в возрасте от 7 до 13 лет обуславливают принцип проведения занятий. Можно выделить следующие отличительные черты возрастной группы: - высокий уровень активности; - стремление к общению вне семьи; - стремление научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо; - понимание различий пола; - стремление получить время на самостоятельные занятия; -ребенок может быть как целеустремленным, так и самоуверенным, агрессивным. Также возрастная группа отличается большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и 4 символам. Они охотно принимают руководство педагога. К его предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное отношение и участие взрослого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность. Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением. В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Сопровождающему легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, «изнутри» воздействовать на общественное мнение. Ориентированность программы на практическую деятельность помогает подростку в самоопределении. Ориентированность на публичные выступления способствует укреплению уверенности подростка и укреплению его позиции в социуме. Образовательные формы и подходы, заложенные в программе, адаптированы к возрастным характеристикам учащихся. Принципы формирования учебных групп. Специфика и сложность данного направления современного танца не позволяет принять в коллектив всех ребят без исключения. Существует ряд ограничений таких как: музыкальные данные (чувство ритма), физическое здоровье кандидата, (нет ограничений занятий акробатикой), слишком малый возраст (до 6 лет) и т.д. На первой встрече проводится тестирование желающих. Количество человек в группе 12-15. Срок освоения программы. Общий объем часов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Брейк-данс» составляет 72 часа. Программа рассчитана на 1 год обучения, 36 недель. Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа перерыв 10 мин. Продолжительность одного академического часа 40 мин. Общее количество часов в неделю – 2 часа. Организация образовательного процесса. Форма занятий – очная, групповая. 5 Занятия проходят 1 раза в неделю по 2 академических часа (40 минут – занятие). Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа состоит из одного образовательного раздела – «Брейк-данс»: освоение базовых элементов танцевального направления. Программа включает в себя тренинги, игры и практические занятия, в ходе которых обучающиеся развивают физические навыки, уверенность в себе, фантазию и воображение, а также навыки импровизации. Методы обучения. В основе программы – методы, направленные на развитие физических навыков детей, с учетом их индивидуальных особенностей. - метод беседы и объяснения (метод обучения, при котором происходит усвоение теоретической информации); - метод репродукции (метод, при котором учащиеся воспроизводят наблюдаемые ранее приемы и знания); - практический метод (тренинг, игра, творческое упражнение – метод, при котором дети получают и закрепляют практические знания); - метод импровизации (метод, при котором обучающиеся действуют без установок, который помогает выявить инициативу, развить творческие и креативные способности ребенка) Форма обучения: очная, а также обучение возможно с применением дистанционных технологий и электронного обучения. Программа включает такие формы работы: – индивидуально-групповая; – фронтальная. Виды занятий: тренинги, мастер-классы, беседы, творческие задания, самостоятельная работа, показы, участие в городских мероприятиях. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: отчётный концерт, проведение домашних баттлов, творческий отчет. Работа с родителями. Взаимодействие и общение с родителями являются важной частью реализации дополнительной образовательной программы. Они сопровождают детей на мероприятиях, показывают им видео, снятые на занятиях для домашнего повторения. На протяжении учебного года планируются встречи с родителями, консультации, на которых можно понять темп развития ребёнка и прогресс в обучении. Цель и программы. задачи общеобразовательной 6 общеразвивающей Цель программы – освоение базовых элементов танцевального направления брейк-данс, знакомство с спортивным миром брейкинга Задачи первого и второго года обучения: Предметные: 1. Познакомить обучающихся с различными типами движений в танцевальном направлении брейкинг; 2. Познакомить обучающихся с основами танцевальной подачи; 3. Познакомить обучающихся с основными теоретическими понятиями о ведении брейк-данс мероприятий; 4. Познакомить обучающихся с технологиями танцевального диалога и технологиями импровизации; 5. Познакомить обучающихся с спортивными соревнованиями и системой ведения батлов, а также структурой танцевального поединка. Метапредметные: 1. Способствовать развитию у обучающихся интереса к танцевальному направлению брейк-данс как части человеческой культуры и спорта; 2. Способствовать развитию у обучающихся навыка взаимодействия с публикой и партнером по танцевальной площадке; 3. Способствовать развитию у обучающихся личностных характеристик: уверенность, ответственность, навыки импровизации и этики танцевального диалога, наблюдательность, творческую фантазию и воображение, внимание и память, ассоциативное и образное мышление, логическое мышление, способность анализировать предлагаемый материал и формулировать свои мысли, уметь донести свои идеи и ощущения до аудитории. Личностные: 1. Способствовать формированию гражданской идентичности; 2. Способствовать формированию умения осознания ответственности перед временным коллективом за свои действия; 3. Способствовать повышению самооценки и успешности. Планируемые результаты освоения общеобразовательной общеразвивающей программы. дополнительной Предметные: 1. Обучающиеся познакомятся с различными типами движений в танцевальном направлении брейкинг; 2. Обучающиеся познакомятся с основами танцевальной подачи; 7 3. Обучающиеся познакомятся с основными теоретическими понятиями о ведении брейк-данс мероприятий; 4. Обучающиеся познакомятся с технологиями танцевального диалога и технологиями импровизации; 5. Обучающиеся познакомятся с спортивными соревнованиями и системой ведения батлов, а также структурой танцевального поединка. Метапредметные: 1. У обучающихся будет развит интерес к танцевальному направлению брейк-данс как части человеческой культуры и спорта; 2. У обучающихся будет развит навык взаимодействия с публикой и партнером по танцевальной площадке; 3. У обучающихся будут развиты личностные характеристики: уверенность, ответственность, навыки импровизации и этики танцевального диалога, наблюдательность, творческую фантазию и воображение, внимание и память, ассоциативное и образное мышление, логическое мышление, способность анализировать предлагаемый материал и формулировать свои мысли, уметь донести свои идеи и ощущения до аудитории. Личностные: 1. У обучающихся будет сформировано чувство гражданской идентичности; 2. У обучающихся будет сформировано умение осознания ответственности перед временным коллективом за свои действия; 3. Способствовать повышению самооценки и успешности. 8 Календарный учебный график № Основные характеристики образовательного п/п процесса 1 год обучения 1 Количество учебных недель 36 недель 3 Количество часов в неделю 2 4 Количество часов 72 5 Недель I полугодия 15 6 Недель II полугодия 21 7 Дата начала обучения 15 сентября 8 Не рабочие дни 31 декабря - января - 8 января 9 Выходные 4.11, 23.02., 08. 03., 01.05., 09.05. 10 Окончание учебного года 31 мая Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п 1 Название раздела Теоретические основы танцевального спорта и направления брейкинг. 2 Основы брейкинга. (Top-Rock). 3 Основы брейкинга. (Footwork и Floor rock) 4 Основы брейкинга. (Power move). 5 Основы брейкинга. (Freeze и Power tricks) 6. Основы брейкинга. Ритмика 7. ОФП. Физическая подготовка Итого за 1 год обучения: 72 часа Всего по программе: 72 часа Количество часов (теория/практика) 4 (1/3) 9 Формы контроля Теория, посещение мероприятий 12 (0/12) Практические тренинги 12 (0/12) Практические тренинги 12 (0/12) Практические тренинги 12 (0/12) Практические тренинги 10 (0/10) Практические тренинги 10 (0/10) Практические тренинги Форма промежуточной аттестации-проведение домашних батлов СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Тема 1. Теоретические основы танцевального спорта и направления брейкинг Теория: что такое брейкинг, где и когда он появился. Что такое хип-хоп культура и её элементы. Как брейк-данс стал частью спортивного мира. Какие бывают мероприятия по брейк-дансу, в чём их отличия, условия участия. Что такое баттл, каким он бывает и как проходит. Основа танцевального диалога на баттлах. Практика: посещение брейк-данс мероприятий Тема 2. Основы брейкинга (Top-Rock) Практика: Изучение элементов «Top-Rock»: Cross Step, indian step, outlaw step, salsa step, front step, march step и т. д. Тема 3. Основы брейкинга (Footwork и Floor rock) Практика: Изучение элементов: Sixsteps, Scramble, Fivesteps, Babylove, Zulu Spin, Pretzels, CC, Swing, Hook и т. Д. Тема 4. Основы брейкинга (Power move) Практика: Изучение элементов: Back spin, Windmill, Head Spin, Swipes, Turtle, Cricket, Ufo. Тема 5. Основы брейкинга (Freeze и Power tricks) Практика: Изучение элементов: Baby freeze, Headstand freeze, Chair, Halo freeze, Turtle freeze, cube, fish eye и т. п. Тема 6. Основы брейкинга. Ритмика Практика: Изучение танцвального ритма: восьмёрка, квадрат, такт. Получение навыков с помощью метронома. Тема 7. ОФП. Физическая подготовка Практика: Выполняются различные упражнения для увеличения силы, мышц, выносливости, гибкости. Организационно - педагогические условия. Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение: Для организации образовательного процесса и успешной реализации программы необходимо: 10 Танцевальный зал с зеркалами, соответствующий гигиеническим и эстетическим требованиям, площадью 70-100 квадратных метров; Аудиоаппаратура, воспроизводящая музыку в формате MP3 и CD. Видеоаппаратура для просмотра с преподавателем последних чемпионатов мира, отслеживания последний тенденций и их применения Гимнастические коврики, для проведения комплексов ОФП и растяжки (12 штук) Спортивная форма и сменная обувь обязательна Кадровые обеспечение программы: педагоги со средним профессиональным или высшим образованием, владеющие знаниями и умениями в танцевальном спорте и танцевальной дисциплине Брейк-данс Методические материалы: Подборки обучающих видео, мировых брейк-данс мероприятий, художественных фильмов и видеороликов Информационное обеспечение: аудио-, видео-, интернет-источники Формы аттестации/контроля и оценочные материалы. Формы аттестации/контроля и оценки, позволяющие определить достижение обучающимися планируемых результатов по программе: беседа, опрос; практическая работа; проведение домашних баттлов. Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в начале и в конце учебного года. Для оценки качества личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Брейк-данс» разработаны следующие критерии: работа с партнером, ведение баттла, импровизация, степень освоения теоретических знаний. Мониторинг результативности освоения предметной составляющей производится после завершения программы. Критерии оценки предметных результатов освоения программы: владение основами базы брейкинга; степень освоения постановленных танцевальных связок; знание терминологии по дисциплине. Все достижения демонстрируются учащимися во время проведения домашних баттлов по разным системам, которые выступают для приглашённых зрителей в течение учебного года. Работа учащихся оценивается зрителями, педагогами. 11 Виды и формы контроля Контроль освоения обучающимися программы осуществляется путем оценивания следующих критериев: Теоретическая подготовка. Теоретические знания по разделам учебно-тематического плана. Практическая подготовка. Практические умения и навыки по разделам учебно-тематического плана. Общеучебные умения и навыки: Учебно-коммуникативные умения: умение слушать и слышать педагога; умение работать в команде. Учебно-организационные умения и навыки: навыки соблюдения в процессе деятельности правил техники безопасности; умение быстро и четко соблюдать рекомендации педагога. Оценочными материалами для отслеживания предметных результатов служат: Дневник педагогических наблюдений; Видео записи; Тест навыков (продемонстрировать предложенные элементы на выбор) Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по программе, с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка, и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы в форме проведение домашних батлов. 12 Список литературы 1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». – Киев., изд. Созвездие, 2001. – 198с. 2. Бурханов А.И. «Теория и практика физической культуры». – М., изд. Владос, 2002. - 251с. 3. Кулагина И.Ю. «Психологический справочник учителя». – М., изд. Просвещение, 2000. – 263с. 4. Мурашко Н.П. «Формы современного танца». – М., изд. «Культура», 2004. – 142с. 5. Свиридова Т.В., «Этюды». – М., изд. «Один из лучших», 2003. – 102с. 6. Ясвин В.А. «Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде». изд Просвещение, – М., 2001- 216с. 7. Кашапов Р.Р. «Курс практической психологии». – Екатеринбург, изд. «АРД ЛТД», 2001. – 419с. 8. Гриценко Г.А. Социальное проектирование в работе с молодёжью: методическое пособие – Екатеринбург: ОГУ УИОЦМ, 2008. 162с. 9. Storm «Foot work fundamentals» - New York city., изд. Storm company, 2007. - 1CD формата DVD. 10. Boogallo Streich «Electric booge style» - New York city., изд. New style, 2006. - 2CD формата DVD. 13 Сведения о педагогах Нестерова Виктория Александровна – Педагог дополнительного образования в МАУ ДО ГДТДиМ «Одарённость и технологии». Аннотация Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Брейк-данс» ориентирована на обучающихся в возрасте от 7 до 15 лет и рассчитана на 1 года обучения. Цель программы – освоение базовых элементов танцевального направления брейк-данс, знакомство с спортивным миром брейкинга Программа развивает физические способности ребёнка, выявляет его танцевальный и спортивный потенциал, погружает в мир современного брейк-данса и хип-хоп культуры. Распределение учебных часов выглядит следующим образом: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа. 14