Детская студия вязания крючком Чудо-крючок

Муниципальное
Автономное учреждение
Дополнительного образования
Городской Дворец творчества детей и молодежи
Одаренность и технологии»

Рассмотрено

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом
МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность
и технологии»
Протокол № 1 от 29.08.2024

Приказом директора МАУ ДО ГДТДиМ
«Одаренность и технологии»
от 29.08.2024 № 185-од
_________________________А.Г. Гагауз

Детская студия вязание крючком «Чудо-крючок»
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей от 7 до 17 лет, срок реализации – 2 года
художественная направленность

Автор-составитель:
Вилкова Анна Леонидовна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург
2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вязание крючком – процесс ручного изготовления полотна или кружева из ниток с
помощью вязального крючка – одно из самых первых изобретенных человеком ремесел.
Изначально это было исключительно мужское занятие, но постепенно оно очень сильно
изменилось и стало женским. Направленность программы «Чудо-крючок» –
художественная. По уровню освоения программа общеразвивающая, базового уровня.
Актуальность программы
Учеными-физиологами установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития
речи и памяти школьников находятся в прямой зависимости друг от друга. Школьники с
низким уровнем развития моторики быстро утомляются, им трудно выполнять
письменные задания, концентрировать внимание, делать выводы. У детей появляется
чувство тревоги, возникают комплексы, что в дальнейшем приводит к отставанию в учебе.
Практика показывает, что огромный толчок для развития моторики рук детей дает вязание,
перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков.
Данная программа направлена на обучение детей вязанию крючком. Современное
искусство вязания крючком было разработано в 16-м веке в Англии и во Франции. Также
известно о том, что образцы вязания были найдены в индейских племенах в начале 20 века.
В России вязание крючком получило распространение с конца 19 века. Этим рукоделием
занимались женщины на посиделках. Мастерицы вязали преимущественно кружева,
заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества. Пройдя через века,
это искусство дошло до наших дней, получило развитие и стало одним из любимых
занятий, как взрослых, так и детей.
Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей могут
изготовить обучающиеся, умея вязать. Клубок ниток и небольшой компактный инструмент
– крючок – таят в себе неограниченные возможности. Вязание крючком отличается
быстротой и возможностью создавать не только плотные рельефные узоры, но и тонкие,
ажурные, напоминающие кружевное полотно. Вязание крючком применяют как для
изготовления одежды целиком (свитер, шарф, платье), так и для отделочных элементов
(воротнички, манжеты, пуговицы), предметов интерьера (салфетки, занавески, покрывала).
В последнее время набирает популярность вязание крючком игрушек, бижутерии, модных
аксессуаров.
Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (с изменениями);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р (с изменениями));
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства
РФ от 29.05.2015 № 996-р);
5. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №
652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного

образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей» (с изменениями);
10.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
11.
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной
сфере» (с изменениями);
12.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом (с изменениями
и дополнениями);
13.
Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N 761-ПП
«Об утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания
граждан в Свердловской области на период до 2035 года»;
14.
Устав и иные локальные нормативные акты МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и
технологии».
Данная программам разработана с целью удовлетворения образовательных
потребностей детей и родителей в области декоративно-прикладного творчества.
Программа опирается на опыт, имеющийся в системе дополнительного образования в этой
области, а также на личный опыт составителя программы. Программа направлена на
расширение кругозора обучающихся, развитие интереса к вязанию крючком,
формирование потребности в художественном творчестве.
Педагогическая целесообразность и практическая значимость программы
обусловлена наличием в ней проектной деятельности обучающихся. Проект – это слияние
теории и практики, он заключает в себе постановку задачи и её практическое выполнение.
Проектная деятельность по программе стимулирует развитие интереса детей к вязанию,
формирует познавательную активность, развивает коммуникативные качества через
групповую и парную работу. В конце каждого учебного полугодия предусмотрена
организация в клубе отчетной выставки работ обучающихся.
В основе построения программы лежат практическая направленность и личностноориентированный подход. Дети должны четко представлять, что каждое созданное ими
изделие пригодится в быту (прихватки, грелки на чайник, карандашница, футляр для очков,
пенал) или может стать подарком друзьям и близким.
Основной принцип освоения программы – осуществление индивидуального
подхода к каждому ребенку. Одни дети легко усваивают любой новый узор и быстро
продвигаются в приобретении навыка работы, другие делают это медленнее, им нужно
больше времени и внимания педагога. Для достижения хороших результатов
предусмотрены разноуровневые задания, учитывающие уровень знаний и возможностей
детей. Таким образом, не происходит «дотягивание» всех до единого уровня, а создаются
условия для индивидуального развития каждого в меру его потребностей, сил и желания.
Использование на занятиях разноуровневых заданий позволяет добиться хороших
результатов, пробуждает у детей желание учиться, создает ситуацию успеха каждому
ребенку, учит работать самостоятельно, доказывать, обобщать, анализировать и делать
выводы.

Возрастные особенности. Целевая группа (адресат программы): дети и подростки 7-17
лет. При реализации программы учитываются возрастные особенности обучающихся.
В 7-10 лет у детей появляется стремление выделиться, обратить на себя внимание.
Девочки стараются красиво выглядеть, любят делать прически, дарить подарки «не так
как у всех». Стремление выглядеть и поступать неординарно вызывает желание
изготовления собственных изделий, чтобы окружающие восхищались, а у рукодельницы
возникало чувство гордости и радости от самовыражения. У детей формируется волевое
поведение, целеустремленность, поэтому занятия в кружке дают возможность научиться
доводить дело до конца, добиваться поставленной цели. В возрасте 7-10 лет ребенок
склонен к фантазиям и воображению, что позволяет развивать творческие возможности,
дети могут создавать уникальные работы.
В возрасте 11-17 лет подростки всё подвергают критике, особенно критичны к
авторитетам. Способны к проявлению творческого воображения и творческой
деятельности. В этом возрасте резко возрастает значение коллектива, общественного
мнения, отношений со сверстниками, оценки ими поступков и действий подростка. Ему
важно занять достойное место в коллективе. Они ждут от взрослых помощи и поддержки.
В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности,
происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. Заметно проявляется
стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной
личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления.
В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические
принципы: принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения,
принцип единства группового и индивидуального обучения, принцип соответствия
возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, принцип сознательности и
творческой активности обучающихся, принцип доступности обучения при достаточном
уровне его трудности, принцип наглядности, принцип коллективности.
В работе педагога применяется личностный подход: к тем, кто выполняет работу
быстрее и лучше, предъявляются повышенные требования, а тем детям, которые не
справляются с работой, оказывается помощь. Работа в кружке пронизывается атмосферой
творчества. Практическим заданиям предшествует изучение теоретических вопросов. Они
освещаются в краткой, доступной форме с учетом возраста обучающихся. Важно, чтобы
дети сами продумывали узоры и фасоны изделий. Роль педагога в данном случае –
направлять советами и мотивировать детей на создание оригинальных вещей.
Результатами обучения по программе станут развитие памяти, внимания, мышления,
моторики рук, творческих способностей, в отдельных случаях – профессиональное
самоопределение обучающихся.
Режим занятий.
Первый и второй годы обучения: 2 раза в неделю по 2 академических часа (по 40 минут) с
переменой между часами 10 минут.
Итого в неделю: 4 часа.
Итого в год: 144 часа.
Общий объем часов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе составляет 288 часов.
Срок освоения программы: 72 недели, 2 года.
Принципы формирования учебных групп. Набор обучающихся проходит без
предварительного отбора. Количество обучающихся в группе – 10-15 человек. Занятия в
группах по возрастам.
Особенности организации образовательного процесса.
На первом году обучения предполагается усвоение и отработка основных приемов
вязания крючком, а также условных обозначений в схемах вязания. На втором году детям
предлагаются сложные в технике исполнения приемы вязания и изделия. На третьем году
обучения осваивается вязание с самыми сложными приемами (тунисское, филейное) и

вязание из мотивов, много времени отводится проектной деятельности. При освоении
учащимися новых приемов вязания и при подведении итогов работы используются
компьютерно-информационные технологии: тематические презентации и фильмы.
Обучающимся даются рекомендации по работе с интернет-ресурсами при отборе
материалов, фасонов, узоров вязания.
Форма обучения – очная, групповая с использованием индивидуальных заданий.
Виды занятий: беседа, объяснение, демонстрация наглядного материала, практическое
занятие, творческая мастерская.
Формы подведения итогов: опрос, тестирование, практическая работа, творческая работа,
выставка.
Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы.
Цель программы: раскрытие и развитие личностной индивидуальности обучающихся,
формирование эстетического вкуса, навыков позитивного общения и самовыражения
посредством занятия вязанием крючком.
Задачи программы:
Образовательные:
1. обучать пользованию инструментами и приемам вязания;
2. знакомить с условными обозначениями схем для работы;
3. обучать строить схемы вязания, выполнять сборку и оформление готового изделия.
Развивающие:
4. развивать организационно-волевые качества: терпение, волю, самоконтроль;
5. развивать способность аргументировать свою точку зрения;
6. развивать умение конструктивно общаться, учитывать позицию партнеров в
общении и совместной деятельности.
Воспитательные:
7. воспитывать активную творческую личность;
8. формировать готовность к саморазвитию, мотивации к занятиям сценическим
искусством;
9. формировать умение взаимодействия в творческой группе.
ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ
1 года обучения
Предметные:
-умение пользоваться инструментами и выполнять изученные приемы вязания;
-знать условных обозначений схем для работы;
-знать условные обозначения в схемах вязания, понятие «раппорт»;
-выполнять изученные приемы набора петель и вязания крючком;
-знать правила техники безопасности при работе;
-выполнять изделия вязанием по кругу и квадратом;
-уметь строить схемы вязания, выполнять сборку и оформление готового изделия.
Личностные:
-развитые организационно-волевые качества: терпение, воля, самоконтроль;
-умеют аргументировать свою точку зрения;
-умеют конструктивно общаться, учитывать позицию партнеров в общении и
совместной деятельности.
Метапредметные:
-готовность обучающегося к саморазвитию, мотивации к занятиям вязанием;
-умеют взаимодействовать в творческой группе.

ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ
2 года обучения
Предметные:
-умеют пользоваться инструментами и выполнять изученные приемы вязания;
-знают условные обозначения схем для работы;
-умеют строить схемы вязания, выполнять сборку и оформление готового изделия
-применяют изученные приемы вязания;
-знают правила вязания для сохранения длины ряда;
-знают правила прибавления и убавления петель;
-знают понятие «амигуруми»;
-выполняют изученные приемы вязания;
-выполняют вязание квадрата от угла;
-выполняют многоугольное изделие;
-выполняют мягкую игрушку.
Личностные:
-развитые организационно-волевые качества: терпение, воля, самоконтроль;
-умеют аргументировать свою точку зрения;
-умеют конструктивно общаться, учитывать позицию партнеров в общении и
совместной деятельности.
Метапредметные:
-готовность обучающегося к саморазвитию, мотивации к занятиям вязанием;
-умеют взаимодействовать в творческой группе.
УЧЕБНЫЙ (тематический) ПЛАН
1 год обучения
№
п/п

Наименование темы

Всего
часов

В том числе
Теория Практика
1
1

1.

Вводное занятие

2

2.

Основные приёмы вязания.

50

2

48

3.

Вывязывание полотен различной
формы.
Условные обозначения при вязании
крючком.
Опыт выполнения индивидуальных
проектов
Итого часов:

40

2

38

16

2

14

4.
5.

36
144

Формы
контроля
опрос
практические
задания
практические
задания
тест

36
7

137

творческое
задание

Форма промежуточной аттестации- выставка творческих работ

СОДЕРЖАНИЕ 1 года обучения
1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с детьми. Из истории вязания крючком. О пряже и волокнах.
Виды крючков. Соответствие толщины ниток и крючка. Как оборудовать рабочее
место. Как правильно смотать клубок. Цветовое решение изделия. Техника
безопасности при вязании крючком. Понятие «рабочая нить».
Практика: Подготовка ниток к вязанию. Положение рук и крючка.

2.

3.

4.

5.

Форма контроля: опрос.
Основные приёмы вязания.
Теория: Понятие «петля для высоты ряда». Получение различных видов вязания в
зависимости от места введения крючка при провязывании следующего ряда.
Практика. Косичка из воздушных петель. Полу-столбик. Столбики без накида.
Вязание полотна, имеющего гладкую поверхность. Вязание выпуклого рельефа,
похожего на резинку, связанную спицами. Вязание столбика с накидом в один приём.
Набор воздушных петель для высоты подъёма. Столбик с накидом в два
приёма. Вязание изделий или образцов на отработку изучаемых приемов.
Форма контроля: практические задания.
Вывязывание полотен различной формы.
Теория: Вязание по кругу. Соединение воздушных петель в кольцо. Особенности
вязания последующих рядов. Вязание квадратом. Вязание квадрата от центра.
Соединение воздушных петель в круг. Разделение петель на 4 части. Особенности
вязания последующих рядов.
Практика. Вязание изделий или образцов на отработку изучаемых приемов.
Настенное панно. Полотно из столбиков без накида как основа для панно. Добавление
отдельных элементов изделия (кармашки, цветы). Особенности их расположения на
полотне. Способы крепления отдельных элементов.
Форма контроля: практические задания.
Условные обозначения в схемах для вязания крючком.
Теория. Что такое схема вязания. Знакомство с условными обозначениями петель,
приёмов. Учимся читать схемы. Учимся записывать различные узоры вязания в виде
схем. Понятие «раппорт». Повторяющаяся часть узора в полотне. Расчёт петель для
вязания изделия.
Практика. Упражнения в вывязывании образцов вязания по схемам.
Форма контроля: тест.
Опыт выполнения индивидуальных проектов.
Практика. Изготовление вязаных изделий по выбору обучающихся: самостоятельный
выбор схемы вязания, подбор пряжи и крючка, выполнение работы под контролем и с
консультациями педагога.
Форма контроля: творческие задания.
УЧЕБНЫЙ (тематический) ПЛАН
2 год обучения

№
п/п

Наименование темы

Всего
часов

В том числе
Теория Практика
1
1

1.

Вводное занятие.

2

2.

Вязание рельефных узоров.

30

2

28

3.

30

2

28

4.

Вывязывание полотен разной
формы.
Специальные приемы вязания.

26

2

24

5.

Вязание объёмных игрушек.

36

36

6.

Выполнение индивидуальных
проектов
Итого часов:

20

20

144

7

137

Формы
контроля
опрос
практические
задания
практические
задания
практические
задания
практические
задания
творческое
задание

Форма промежуточной аттестации- выставка творческих работ
СОДЕРЖАНИЕ 2 года обучения

1. Вводное занятие.
Теория. Повторение изученных приемов вязания. Техника безопасности при
вязании крючком, правила поведения на занятиях. Подготовка ниток к вязанию. Как
распустить изделие.
Практика. Обработка и выравнивание старых и бывших в употреблении ниток.
Форма контроля: опрос.
2. Вязание рельефных узоров.
Теория. Рельефные столбики. Изменение текстуры основных петель. Типы
рельефных столбиков: рельефные лицевые или "выпуклые", рельефные изнаночные
или "вогнутые". Особенности вязания каждого типа петель. Применение линейки в
изготовлении данных элементов. Пышный столбик. Длинные петли. Столбики с
двумя и тремя накидами.
Практика. Изготовление помпона. Вязание изделий или образцов на отработку
изучаемых приемов.
Форма контроля: практические задания.
3. Вывязывание полотен различной формы.
Теория. Изготовление многоугольных мотивов: шестиугольник, пятиугольник,
треугольник. Способы соединения отдельных мотивов: в процессе вязания и после
их выполнения. Вязание квадрата от угла. Основные его отличия от форм с началом
из круга воздушных петель.
Практика. Прием "морские волны". Вывязывание из одной петли нескольких
столбиков. Применение данных приемов в изготовлении изделий. Вязание изделий
или образцов на отработку изучаемых приемов.
Форма контроля: практические задания.
4. Специальные приемы вязания.
Теория. Сохранение длины ряда. Прибавление числа петель. Прибавление через
одинаковое число петель и рядов для равномерности изменения формы полотна.
Убавление числа петель двумя способами. Получение более плавной линии края
полотна. Убавление через одинаковое число петель и рядов для обеспечения
равномерности изменения формы полотна.
Практика. Вязание изделий или образцов на отработку изучаемых приемов.
Форма контроля: практические задания.
5. Вязание объёмных игрушек.
Теория. Понятие «амигуруми». История создания игрушек. Особенности выбора
крючка для работы. Разновидности игрушек амигуруми – интерьерные и игровые.
Особенности вязания деталей игрушки, способы их соединения. Использование
каркаса игрушки. Разновидности наполнителя игрушек.
Практика. Вязание изделий или образцов на отработку изучаемых приемов.
Форма контроля: практические задания.
6. Выполнение индивидуальных проектов.
Практика. Изготовление вязаных изделий по выбору обучающихся.
Самостоятельный выбор схемы. Подбор пряжи и крючка для работы. Выполнение
изделия под наблюдением и с консультациями педагога или самостоятельно.
Форма контроля: творческие задания.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель I полугодия
Недель II полугодия
Дата начала обучения
Каникулы
Праздничные нерабочие дни

9

Окончание учебного года

1 год обучения

2 год обучения

36 недель
4
144
15
21
15 сентября
31 декабря - 8 января
4.11,
23.02.,08.03.,01.05.,09.05.
31 мая

36 недель
4
144
15
21
15 сентября
31 декабря - 8 января
4.11,
23.02.,08.03.,01.05.,09.05.
31 мая

Материально-техническое обеспечение:
• помещение для занятий, соответствующее нормам и правилам СанПиН 2.4.4.317214;
• столы для рассадки всех обучающихся,
• посадочные места в соответствии с количеством обучающихся,
• крючки разного размера,
• пряжа разного качества и цвета,
• манекены – 3 шт.,
• папки/подставки для хранения распечатанных изображений, карточек, документов,
• канцелярия: бумага, ручки, карандаши, клей ПВА, ножницы,
• контейнер для мусора.
Кадровое обеспечение.
Педагогическая
деятельность
по
реализации
данной
дополнительной
общеразвивающей
программы
осуществляется
лицами,
имеющими
среднее
профессиональное или высшее образование в рамках укрупненных групп специальностей
и направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего
профессионального образования "Образование и педагогические науки" или высшее
образование либо среднее профессиональное образование в рамках иных укрупненных
групп специальностей и направлений подготовки высшего образования и специальностей
среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным
общеразвивающим программам
Информационное обеспечение.
Образовательные ресурсы
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
http://window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
Институт развития образования в сфере культуры и искусства http://www.iroski.ru
Равные возможности образования http://www.znaem-mozhem.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/collection
Федеральный портал системы образования в сфере культуры

Специальные ресурсы
1. Березовская Н.Г., Ладухин П.В., Морамзина Л.А., Богданова И.В. Рабочая программа
педагога в системе дополнительного образования [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://dopobraz-karelia.ru/
2. Конспект
лекций
Педагогика
[Электронный
ресурс].
Режим
доступа:
http://lybs.ru/index-1213.htm /
3. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.consultant.ru/
4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/
5. Распоряжение правительства российской федерации от 4.09.2014 г. № 1726-р,
утверждающее
концепцию развития
дополнительного образования
детей
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/
6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/
7. http://www.visaginart.narod.ru/ Галерея произведений изобразительного искусства,
сгруппированных по эпохам и стилям
Методическое обеспечение программы
Выбор педагогических технологий, применяемых при реализации данной
программы, определяется целями и задачами, возрастными особенностями детей и
спецификой содержания учебного материала.
Для достижения результатов при реализации задач программы используются
следующие педагогические методы и приемы:
• Репродуктивный метод. Цель – воспроизведение информации. Используется при
объяснении новой темы. Приемы: рассказ, беседа.
• Объяснительно-иллюстративный. Цель – проиллюстрировать информацию с
помощью наглядных средств. Приемы: словесный, работа с наглядным материалом
и видеоматериалами.
• Игровые методы. Применяются при изучении нового материала и закреплении
полученных знаний. Приемы: упражнения на развитие памяти, внимания и
мышления.
• Метод взаимодействия. Приемы: работа в группах.
• Метод контроля. Прием: тесты, опросы, выставки.
• Метод мотивации и стимулирования. Цель – формирование познавательного
интереса. Приемы: самоподготовка, анализ мероприятия (выставки).
Частью учебно-методического обеспечения является календарно-тематический план,
который оформляется в виде таблицы (Приложение 1).
Психологические (здоровьесберегающие) условия:
• благоприятный психологический микроклимат на занятиях;
• доброжелательное отношение педагога к детям;
• сплоченность детского коллектива;
• демократический стиль общения педагога с детьми;
• создание для каждого обучающегося ситуации успеха.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Эффективность проводимой с детьми работы в рамках деятельности коллектива
определяется с помощью мониторинга образовательного процесса, который позволяет
выявить динамику уровня освоения программы обучающимися. (Приложение 2)
Диагностический инструментарий представлен анкетами для обучающихся и
родителей, опросными листами, тестовыми заданиями, диагностическими методиками и
т.п. Используются результаты участия обучающихся в мастер-классах, конкурсах,
фестивалях.
Ключевым методом отслеживания результатов обучения является наблюдение, что
позволяет выявить положительные результаты, либо затруднения и своевременно
скорректировать дальнейшие планы, наметив перспективу работы всей группы и при
необходимости проведения индивидуальных занятий.
В процессе обучения применяются следующие виды контроля:
• стартовый (входящий) – анализ данных об уровне готовности обучающихся к освоению
программы, их интересах, потребностях и возможностях (используется в начале
учебного года и при поступлении вновь пришедших обучающихся);
• текущий – осуществляется педагогом методами наблюдения, тестирования, анализа
выполнения творческих заданий.
• промежуточный – проводится в середине учебного года в форме тестирования,
открытого занятия или выставки.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончанию каждого года
обучения по программе с целью выявления уровня развития способностей и личностных
качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной
общеобразовательной программы. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в
форме выставки творческих работ.

Развивающие

Воспитательные

ХАРАКТЕРИСТИКА ОЦЕНОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Планируемые
результаты
формирование готовности
к познанию,
саморазвитию,
расширению кругозора
воспитание активной
творческой личности
воспитание умения
взаимодействовать в
творческой группе
развитие организационноволевых качеств: терпения
и самоконтроля
развитие способности
аргументировать свою
точку зрения

Критерии оценивания

Виды контроля

Диагностический
инструментарий
карта наблюдения
(приложение 3)

способность оценивать себя
адекватно реальным
достижениям,
включенность в
деятельность на занятиях,
самостоятельная работа
участие в мероприятиях,
включенность в
деятельность, наличие идей
способность к
сотрудничеству

стартовый,
итоговый

способность переносить
нагрузки, уметь работать на
протяжении всего занятия;
способность
контролировать поступки
достаточность и качество
приведенных аргументов

текущий,
карта наблюдения
промежуточный, (приложение 3)
итоговый

текущий,
промежуточный,
итоговый
промежуточный,
итоговый

карта наблюдения
(приложение 3)
карта наблюдения
(приложение 3)

текущий,
карта наблюдения
промежуточный, (приложение 3)
итоговый

Обучающие

развитие умения
конструктивного общения

умение пользоваться
инструментами и
выполнять изученные
приемы вязания;
знание условных
обозначений в схемах для
работы;
умение строить схемы
вязания, выполнять
сборку и оформление
готового изделия.

способность к
установлению
коммуникативных
контактов,
способность конструктивно
разрешать конфликты
соответствие практических
умений и навыков
программным требованиям

промежуточный, карта наблюдения
итоговый
(приложение 3)

осмысленность и
правильность
использования специальной
терминологии
соответствие практических
умений и навыков
программным требованиям

промежуточный, карта наблюдения
итоговый
(приложение 2)

промежуточный, карта наблюдения
итоговый
(приложение 2)

промежуточный, карта наблюдения
итоговый
(приложение 2)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрукович М.К. Вязание. Модные дополнения. – Минск, Полымя, 2011.

2. Горнова Л.В. и др. Студия декоративно-прикладного творчества: программы,
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
2016.

организация работы, рекомендации. – Волгоград, Учитель, 2019.
Гукасова А.М. Рукоделие в начальных классах. – М., Просвещение, 2014.
Ерёменко Т.И. Кружок вязания крючком. – М., Просвещение, 2014.
Максимова М.В. Азбука вязания. – М., ЭКСМО-Пресс, 2018.
Мулыги А.Я. Рукоделие в школе. – М., Просвещение, 2011.
Рудик П.А. Психология. – М., Просвещени2013.
Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. – М., Просвещение, 2012.
Ханашевич Д.Р. Учитесь вязать крючком. – М., Научно-популярная литература,

Литература для обучающихся и родителей:
1. Вязаные прихватки. – М., АРТ-РОДНИК, 2017.
2. Вязаные цветы и плоды. – М., АРТ-РОДНИК, 2017.
3. Кириянова С. 700 новых узоров для вязания крючком. – М., Внешсигма, 2010.
4. Максимова М.В. Азбука вязания. – М., Алтай, 2012.
5. Стенфилд Л. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. – М., АРТРОДНИК, 2011.
6. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. – М., Просвещение, 2012.
7. Хуг В. Вязаные цветы. – М., 2016.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ФОРМА КАЛЕНДАРНОГОУЧЕБНОГО ГРАФИКА

для рабочей программы
№

1

2
3

4

5
6
7
8
9
10
11

12
13

Дата

Тема занятия

1 год обучения

Вводное занятие. ТБ. Основные
приёмы вязания. Положение рук и
крючка. Понятие «рабочая нить».
Воздушная петля. Косичка из ВП.
Основные приёмы вязания.
Косичка из ВП. Изделие на
отработку.
Основные приёмы вязания.
Понятие
«подъемная
петля».
Полустолбик.
Изделие
на
отработку.
Основные приёмы вязания.
Соединительный
столбик.
Столбик без накида (СБН).
Основные отличия. Квадрат из
СБН
Основные приёмы вязания.
Столбик без накида. Квадрат из
СБН
Основные
приёмы
вязания.
Столбик без накида. Квадрат из
СБН.
Основные
приёмы
вязания.
Столбик без накида. Квадрат из
СБН.
Основные
приёмы
вязания.
Столбик с накидом.
Квадрат из ССН.
Основные
приёмы
вязания.
Столбик с накидом.
Квадрат из ССН.
Основные
приёмы
вязания.
Столбик с накидом.
Квадрат из ССН.
Основные приёмы вязания. Выбор
изделие на отработку ( по
выбору). Обсуждение. Изделие на
отработку ( по выбору)
Основные
приёмы
вязания.
Изделие на отработку ( по выбору)

Колич
ество
часов

Форма
заняти
я

4

Беседа

4

Самостоятел
ьная работа

4

Практи
ческая
работа
Беседа

4

Беседа

Опрос

4

Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа

Самостоятел
ьная работа

Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа
Беседа

Самостоятел
ьная работа

Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа

Творческая
работа

4

4
4
4
4

4

Основные
приёмы
вязания. 4
Изделие на отработку ( по выбору)

Мест
о
пров
еден
ия

Форма
контроля

Опрос

Опрос

Самостоятел
ьная работа

Самостоятел
ьная работа
Самостоятел
ьная работа
Опрос

Творческая
работа

14

15

16
17

18
19
20
21
22

23

24

25

Вывязывание полотен различной
формы.
Вязание по кругу. Соединение
цепочки из ВП в кольцо Вязание
по кругу и по спирали. Основные
отличия.
Вывязывание полотен различной
формы.
Особенности
вязания
последующих рядов и обвязки
последних рядов при вязании по
кругу и по спирали. Выбор
изделие на отработку ( по
выбору). Обсуждение.
Вывязывание полотен различной
формы.
Изделие на отработку ( по выбору)
Вывязывание полотен различной
формы.
Изделие на отработку ( по выбору)
Итого за 1-е полугодие:

4

Беседа

Опрос

4

Беседа

Опрос

4

Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа

Творческая
работа

Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа

Творческая
работа

Беседа

Опрос

Беседа

Опрос

Практи
ческая
работа

Самостоятел
ьная работа

4

68
часов
Вывязывание полотен различной 4
формы.
Изделие на отработку ( по выбору)
Вывязывание полотен различной 4
формы.
Изделие на отработку ( по выбору)
Вывязывание полотен различной 4
формы.
Изделие на отработку ( по выбору)
Вывязывание полотен различной 4
формы.
Изделие на отработку ( по выбору)
Вывязывание полотен различной 4
формы.
Изделие на отработку ( по выбору)
Вязание квадрата от угла и из
середины. Основные отличия.
Вывязывание полотен различной 4
формы.
Узор
«Бабушкин квадрат»
Изделие на отработку ( по выбору)
Условные
обозначения
при 4
вязании крючком.
Знакомство
с
условными
обозначениями петель и приемов.
Чтение схем.
Условные
обозначения
при 4
вязании крючком.
Рисование схем. Упражнения по
теме «Схема-полотно»

Творческая
работа

Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа

26

Условные
обозначения
при
вязании крючком.
Упражнения по теме «Полотносхема» Понятие «раппорт». Расчет
раппорта по схеме.
Условные
обозначения
при
вязании крючком.
Самостоятельное
рисование
схемы.
Вязание изделий по желанию
учащихся.
Выбор изделие ( по выбору).
Вязание изделий по желанию
учащихся.
Выбор изделие ( по выбору).
Вязание изделий по желанию
учащихся.
Выбор изделие ( по выбору).
Вязание изделий по желанию
учащихся.
Выбор изделие ( по выбору).
Вязание изделий по желанию
учащихся.
Выбор изделие ( по выбору).
Вязание изделий по желанию
учащихся.
Выбор изделие ( по выбору).
Вязание изделий по желанию
учащихся.
Выбор изделие ( по выбору).
Вязание изделий по желанию
учащихся.
Выбор изделие ( по выбору).
Вязание изделий по желанию
учащихся.
Выбор изделие ( по выбору).
Итого за 2-е полугодие:

27

28
29
30
31
32
33
34
35
36

Итого:

4

Практи
ческая
работа

Самостоятел
ьная работа

4

Практи
ческая
работа

Самостоятел
ьная работа

4

Беседа

Опрос

4

Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа

Самостоятел
ьная работа

4
4
4
4
4
4
4
76
часов
144
часов

Самостоятел
ьная работа
Самостоятел
ьная работа
Самостоятел
ьная работа
Самостоятел
ьная работа
Самостоятел
ьная работа
Самостоятел
ьная работа
Самостоятел
ьная работа

2 год обучения
№
п/п
1
2

Месяц

Тема занятия

Вводное занятие. ТБ. Новые
приёмы вязания.
Повтор изученных приемов
Новые приёмы вязания.
Распускание изделия Обработка и

Кол-во
часов

Форма
заняти
я

4

Беседа

4

Практи
ческая

Мест
о
прове
дения

Форма
контроля
Опрос
Самостоятел
ьная работа

3

4

выравнивание распущенной пряжи
Новые приёмы вязания.
Рельефные столбики Типы
рельефных столбиков. Лицевые и
изнаночные
Новые приёмы вязания. Изделие
на отработку Пышный столбик

4

4

Самостоятел
ьная работа

Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа

Самостоятел
ьная работа

4

Практи
ческая
работа

Самостоятел
ьная работа

4

Практи
ческая
работа

Самостоятел
ьная работа

4

Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа
Беседа

Творческая
работа

Практи
ческая
работа

Творческая
работа

Новые приёмы вязания. Изделие
на отработку

4

6

Новые приёмы вязания. Столбик с
2,3-мя накидами Изделие на
отработку
Новые приёмы вязания. Изделие
на отработку

4

Новые приёмы вязания. Изделие
на отработку Повторение
условных обозначений
Вывязывание полотен разной
формы.
Чтение схем Изготовление
многоугольных мотивов
Вывязывание полотен разной
формы.
Изделие на отработку
Вывязывание полотен разной
формы.
Изделие на отработку Способы
соединения мотивов
Вывязывание полотен разной
формы.
Квадратные мотивы Круглые
мотивы
Вывязывание полотен разной
формы.
Прием “Морские волны” Группа
столбиков
Вывязывание полотен разной
формы Изделие на отработку

4

15

Вывязывание полотен разной
формы. Изделие на отработку

4

16

Особенности вязания крючком.
Сохранение длины ряда Изделие
на отработку
Особенности вязания крючком.
Изделие на отработку

4

Итого 1 полугодие

68

8
9

10
11

12

13

14

17

Опрос

Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа
Беседа

5

7

работа
Беседа

4

4

4
4

4

Самостоятел
ьная работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Опрос

Самостоятел
ьная работа

Творческая
работа
Опрос

18

Особенности вязания крючком.
Изделие на отработку

4

19

Особенности вязания крючком.
Изделие на отработку

4

20

Особенности вязания крючком.
Изделие на отработку
Особенности вязания крючком.
Изделие на отработку

4

Особенности вязания крючком.
Изделие на отработку Вязание
объёмных игрушек. Знакомство с
понятие “Амигуруми”
Вязание объёмных игрушек.
История создания Разновидности
игрушек
Вязание объёмных игрушек.
Особенности вязание деталей
Способы крепления
Вязание объёмных игрушек.
Использование пуговиц и каркаса
Разновидности наполнения
Вязание объёмных игрушек.
Изделие на отработку (по выбору)

4

27

Вязание объёмных игрушек.
Изделие на отработку (по выбору)

4

28

Вязание объёмных игрушек.
Изделие на отработку (по выбору)

4

29

Вязание объёмных игрушек.
Изделие на отработку (по выбору)

4

30

Вязание объёмных игрушек.
Изделие на отработку (по выбору)

4

31

Вязание объёмных игрушек.
Изделие на отработку (по выбору)

4

32

Вязание объёмных игрушек.
Изделие на отработку (по выбору)

4

33

Вязание объёмных игрушек.
Изделие на отработку (по выбору)

4

34

Вязание изделий по желанию
учащихся

4

21
22

23
24
25
26

Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа
Беседа

Творческая
работа

Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа

Творческая
работа

4

Беседа

Опрос

4

Беседа

Опрос

4

Беседа

Опрос

4

Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа

Творческая
работа

4

Творческая
работа
Опрос

Творческая
работа

Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа

35

Вязание изделий по желанию
учащихся

4

36

Вязание изделий по желанию
учащихся

4

Итого 2 полугодие
Итого часов:

76
144

Практи
ческая
работа
Практи
ческая
работа

Творческая
работа
Творческая
работа

Мониторинг
предметных результатов обучения
Критериально-оценочная карта предметной результативности
Критерии достижения
результата
1. Теоретические знания по
основным разделам учебнотематического плана
программы
2.Знание категорий и понятий
изучаемой предметной области
3.Знание базовых
теоретических сведений о
способах деятельности в
данной предметной области:
технологий/методов/приемов
1. Практические умения и
навыки

2. Владение специальной
терминологией

3. Развитие специальных
умений

Показатели

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Степень выраженности

Теоретическая подготовка
1. (В) высокий уровень (обучающийся освоил практически весь объём знаний,
предусмотренный программой за конкретный период).
Соответствие
2. (С) средний уровень (объём усвоенных знаний составляет более ½ объёма
теоретических знаний знаний, предусмотренного программой за конкретный период).).
программным
3. (Н) низкий уровень (обучающийся овладел менее, чем ½ объёма знаний,
требованиям
предусмотренного программой за конкретный период).
4.

Практическая подготовка
Соответствие
 (В) высокий уровень (обучающийся овладел практически всеми умениями и
практических умений навыками, предусмотренными программой за конкретный период).
и навыков
 (С) средний уровень (объём освоенных умений и навыков составляет более ½
программным
объема, предусмотренного программой за конкретный период);
требованиям
 (Н) низкий уровень (обучающийся овладел менее, чем 1/2 умений и навыков,
предусмотренных программой за конкретный период).
Осмысленность
и высокий уровень (обучающийся осмысленно и правильно пользуется
(В)
правильность
специальной терминологией в полном объеме, предусмотренным программой).
использования
(С) средний уровень (обучающийся использует более, чем ½объема терминов,
специальной
предусмотренного программой за конкретный период)
терминологии
(Н) низкий уровень (обучающийся использует менее, чем ½ объема терминов,
предусмотренного программой за конкретный период).
Отсутствие
 (В) высокий уровень (обучающийся самостоятельно воспроизводит приемы
затруднений в
работы, в 85% без ошибок).
воспроизведении
 (С) средний уровень (обучающийся самостоятельно воспроизводит приемы

приемов работы
4. Творческие навыки



Креативность в

выполнении
практических заданий


работы (более ½ объема), часть с ошибками, часть при поддержке педагога);
(Н) низкий уровень (обучающийся испытывает серьёзные затруднения при
воспроизведении приемов работы, самостоятельно воспроизводит менее ½ объема)
(В) высокий уровень (творческий) (обучающийся самостоятельно выполняет
практические задания с элементами творчества)
(С) средний уровень (репродуктивный) (обучающийся выполняет в основном
задания на основе образца)
(Н) низкий уровень(элементарный) развития креативности (обучающийся в
состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Карта наблюдения
метапредметных и личностных результатов развития обучающихся
в процессе освоения программы
Цель: получение целостного представления об уровне личностного развития
обучающегося в процессе освоения программы.
Форма контроля: педагогическое наблюдение
Шкала оценки уровня личностного развития обучающихся:
3б. – высокий уровень
2б. – средний уровень
1б. – низкий уровень
Результат

Проявление
организационноволевых качеств:
терпения, воли,
самоконтроля

Развитие
способности
аргументировать
свою точку зрения

Владение
приемами
конструктивного
взаимодействия

Критерии
Показатели
Степень выраженности
достижения
оцениваемого показателя
результата
Метапредметные результаты
Способность
Уровень развития Терпения хватает меньше,
переносить
способности
чем на ½ занятия;
нагрузки, уметь
Терпения хватает больше,
работать на
чем на ½ занятия
протяжении
Терпения хватает на всё
всего занятия
занятие
Способность
Волевые усилия
активно
обучающегося в основном
побуждать себя к
побуждаются извне
практическим
Волевые усилия
действиям
побуждаются иногда самим
обучающимся
Волевые усилия чаще всего
побуждаются самим
обучающимся
Способность
Обучающийся постоянно
контролировать
действует под воздействием
поступки
внешнего контроля
(приводить к
Периодически контролирует
должному
себя сам
действию)
Чаще всего контролирует
себя сам
Достаточность и Уровень
Испытывает серьезные
качество
выраженности
затруднения в подборе
приведенных
аргументов
аргументов
Не всегда подбирает
соответствующие позиции
аргументы
Чаще всего аргументирует
заявленную позицию
Способность к
КоммуникабельНе стремится к общению,
установлению
ность
чувствует себя скованно
коммуникативв коллективе, предпочитает
ных контактов
проводить время один.
Повышена обидчивость,

К-во
баллов
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1

Проявление
творческой
активности

раздражительность.
Испытывает трудности
в установлении контактов
с людьми и выступлениях
перед группой, плохо
ориентируется в незнакомой
ситуации, не отстаивает свое
мнение, редко проявляет
инициативу в общении
Стремится к контактам с
разными людьми, отстаивает
свое мнение, однако
недостаточно инициативен и
активен в общении.
Проявляет инициативу
в общении, не теряется,
быстро ориентируется
в трудных ситуациях,
непринужденно ведет себя
в коллективе, принимает
самостоятельные решения
в трудных коммуникативных
ситуациях, стремится
к расширению круга
знакомств.
Способность
Выбор стратегии Склонен к конфликту в
конструктивно
поведения,
ситуации разногласий,
разрешать
адекватной
игнорированию других
конфликты
ситуации и
Эпизодически вступает в
задачам
конфликт в спорных
взаимодействия
ситуациях, но в большинстве
ситуаций ориентирован на
конструктивное
взаимодействие
Конструктивно разрешает
спорные ситуации
Эмоциональный
Проявляет эмоционально
контроль
нейтральное отношение к
процессу сотрудничества
Эпизодически проявляет
эмоционально негативное
отношение к процессу
сотрудничества
Проявляет эмоционально
позитивное отношение к
процессу сотрудничества;
Личностные результаты
Участие в
Уровень
Не принимает участия
мероприятиях
самостоятельност Принимает участие по
и,
инициативе педагога или
инициативности. родителей
Проявляет инициативу и

2

3

1
2

3
1
2

3

1
2
3

Проявление
готовности к
познанию,
саморазвитию,
расширению
кругозора

Способность
оценивать себя
адекватно
реальным
достижениям
Включенность в
деятельность на
занятиях

Умение
Способность к
конструктивно
сотрудничеству
взаимодействовать
в группе

Конфликтность

Характер
мероприятий, в
которых
обучающийся
предпочитает
принимать
участие
Особенности
самооценки

самостоятельность участия
Мероприятия социальной
направленности
Другие массовые
мероприятия

Оценка выше реального
состояния ситуации
Оценка ниже реального
состояния ситуации
Оценка соответствует
реальному состоянию
ситуации
Степень
Включенность в
включенности
деятельность на занятиях
продиктована извне
Включенность в
деятельность на занятиях
периодически
поддерживается самим
обучающимся
Включенность в
деятельность на занятиях
самостоятельно
поддерживается
обучающимся.
Согласование
В совместной деятельности
усилий в
пробует договориться,
процессе
настаивает на своем, не
совместной
может прийти к согласию
деятельности
Способен к сотрудничеству,
но не всегда умеет
аргументировать свою
позицию и слушать партнера
Ориентируется на партнера
по общению, умеет слушать
собеседника, совместно
планировать, договариваться
и распределять функции в
ходе выполнения задания
Осуществление
К совместной деятельности и
взаимопомощи
помощи партнеру мало
склонен
Эпизодически оказывает
помощь партнеру
Осуществляет взаимопомощь
Степень
Активно участвует в
выраженности
конфликтах безразличен к
качества во
состоянию взаимоотношений
взаимодействии
в коллективе уважением

СМ
ММ

1
2
3
1
2

3

1

2

3

1
2
3
1

среди сверстников не
пользуется
Осложняет отношения в
коллективе либо безразличен
к их состоянию, не всегда не
способен к адекватному
анализу ситуаций
 уважением в коллективе не
пользуется.
Способен к адекватному
анализу ситуаций, выбору
конструктивного выхода из
ситуации;
активно участвует в
примирении.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Методика «Мотивация»

Анкета для обучающихся

Дорогой друг!
1. Внимательно прочитай предложенные ниже утверждения и отметь любым значком
свой выбор.
Вариант ответа
мне интересно то, чем мы занимаемся в кружке
хочу занять свое время после школы
занимаюсь в кружке за компанию с другом, друзьями
хочу узнать новое, интересное для себя
мне нравится педагог
хочу научиться что-то делать сам
мне нравиться выполнять творческие задания, придумывать и
создавать что-то новое
хочу узнать о том, что не изучают в школе
занятия здесь помогают мне становиться лучше

Твое мнение

занятия в коллективе (кружке) помогают мне преодолеть трудности в
учебе
мне нравится общаться с ребятами
мне нравится выступать на концертах, соревнованиях, участвовать в
выставках
здесь замечают мои успехи
меня здесь любят
твой вариант
2. Благодаря занятиям в коллективе (кружке) я: (отметь любым знаком варианты
ответов, которые соответствуют твоему мнению)
Вариант ответа
узнал много нового, интересного, полезного

Твое мнение

2

3

стал лучше учиться
приобрел новых друзей
стал добрее и отзывчивее к людям
научился делать что-то новое самостоятельно
твой вариант
Напиши, пожалуйста:
Фамилию, имя ____________________________________________________
Сколько тебе лет____________________________
В каком коллективе (кружке) ты занимаешься? _______________

ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Карта самооценки обучающимися
Дорогой друг!
Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты получил,
занимаясь в кружке (коллективе) в этом учебном году и зачеркни соответствующую цифру
(1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Освоил теоретический материал по
разделам и темам программы (могу ответить
на вопросы педагога)
Знаю специальные термины, используемые
на занятиях
Научился использовать полученные на
занятиях знания в практической
деятельности
Умею выполнить практические задания
(упражнения, задачи, опыты и т.д.), которые
дает педагог
Научился самостоятельно выполнять
творческие задания
Умею воплощать свои творческие замыслы
Могу научить других тому, чему научился
сам на занятиях
Научился сотрудничать с ребятами в
решении поставленных задач
Научился получать информацию из
различных источников
Мои достижения в результате занятий

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Методическая разработка занятия (1 год обучения)
Тема: Вводное занятие.
Тип занятия: изучение нового материала
Методы ведения занятия: слово педагога, практическая работа обучающихся под
контролем педагога.
Цели занятия:
Познакомить обучающихся с историей вязания, основными материалами и инструментами.
Научить вязать основные виды петель: начальная петля, воздушная петля, цепочка из
петель,
Развивать мелкие мышцы рук при выполнении упражнений по вязанию крючком.
Воспитывать внимательность, аккуратность и усидчивость.
Задачи для обучающихся:
• ознакомиться с историей вязания крючком, с инструментами и материалами
для работы;
• научиться выполнять начальную петлю и цепочку из воздушных петель.
Инструменты и материалы: крючок, пряжа, цветная бумага, проволока.
Межпредметная связь: история, русский язык, математика.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент: приветствие, проверка готовности обучающихся к занятию,
доведение плана занятию до обучающихся
I. Теоретическая часть.
1. Из истории ремесла (беседа). Вязание было известно ещё в Древнем Египте. На
дошедших до нас памятниках искусства египтяне изображены в соблазнительно
облегающих платьях. Причем платья облегают фигуру так тесно, что некоторые
искусствоведы считают их вязаными. В V веке вязание процветает на Востоке.
Интересно, что вязали, в основном, мужчины, а женщины выполняли лишь
подсобные работы. И крючок выглядел, как ровная палочка. Вязаные вещи были
найдены в древних захоронениях Египта, Греции и Рима. После крестовых походов
на восток, где-то в IX веке, вязание крючком проникло в Европу.
В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия, и
заниматься им стали женщины. До этого местные мастерицы увлекались вышивкой.
Крючки были самодельными, чаще всего из проволоки, заточенные с одного конца.
Потом крючки появились в продаже. Нитки вначале тоже изготавливались в
домашних условиях, льняные, и лишь позднее стали применять катушечные.
Схемами узоров тогда не пользовались, а «перевязывали» их друг у друга. Основные,
самые распространенные мотивы – различные геометрические фигуры, цветы.
2. Изделия, связанные крючком. Вязание крючком – вид рукоделия, известный во всех
странах. Связать крючком можно различные вещи: свитера, шапки, а также
различные ажурные салфетки и многое другое. Связанная своими руками вещь
неповторима и более доступна по цене, чем готовое изделие, и может выразить
неповторимость и индивидуальность человека.

Научиться вязать крючком проще, чем спицами, для этого потребуются только нитки
и крючок. Каждая петля заканчивает вязание, и, если совершена ошибка, работу
можно распустить до нужного места, не опасаясь, что петли «убегут».
3. Материалы и инструменты. Какие бывают крючки? Инструменты – крючки для
вязания – бывают различной толщины и выполняются из различных материалов:
стали, алюминия, пластмассы.
Какие нитки используют при вязании крючком? Это пряжа различных видов. Хлопок
– нитки, разнообразные по цвету и качеству. Используются для вязания любых
узоров и видов изделий. Лен – очень прочные, чаще неотбеленные нитки.
Применяются для изготовления декоративных изделий. Шерстяная пряжа –
натуральный материал. Хорошо сохраняет тепло, применяется для гладких,
рельефных и многоцветных узоров. Блестящая пряжа – вискозные или акриловые
нити, добавленные в основную пряжу, придают серебристый или золотистый эффект.
Фасонная пряжа изготовлена по особой технологии с добавлением волокон,
синтетических и металлизированных нитей. Фантазийная пряжа – меланжевая пряжа
из смешанных волокон с добавлением металлизированных нитей.
Как подобрать нитки под крючок? Толщину крючка обозначают номером: чем
больше цифра, тем толще крючок. Номер крючка должен соответствовать толщине
нити, а плотность вязания зависит от индивидуального стиля каждой вязальщицы. А
ещё можно подобрать крючок и нитку по толщине бородки крючка.
Перерыв (15 мин.)
II. Практическая работа.
Правила техники безопасности при вязании крючком.
• крючки должны хорошо отшлифовываться, их нужно хранить в спец.
пеналах;
• если рядом сидит человек, нельзя делать резкого движения крючком в его
сторону;
• запрещено использование ржавых крючков;
• вредно вязать лежа – портится зрение;
• нельзя вязать, когда в комнате полутемно, плохое освещение, возле
телевизора. Свет должен падать слева, лучше всего вязать днем.
Положение крючка в руке. Крючок можно держать по-разному:
• либо как карандаш (крючок лежит в руке, большой и указательный пальцы
держат его близко к концу);
• либо как нож (крючок находится под рукой, конец крючка удерживается
большим и указательным пальцем).
Начальная петля. Понятие «рабочая нить». Любая работа по вязанию начинается с
образования первоначальной петли. На расстоянии 15 см от края нити делают петлю,
в которую вводят крючок, захватывают рабочую нить и протягивают ее через петлю.
Так получаются воздушные петли. Воздушная петля составляет основу вязания,
используется для поворота вязания. Применяется в ажурном вязании. Крючок держат
в правой руке и захватывают нить с пальца, накидывают на крючок, затем
протягивают нить через петлю на крючке.
Цепочка воздушных петель – основа первого ряда. Получается путем повторения
первой воздушной петли несколько раз. При подсчете петель первая и петля на
крючке не включаются в счет.

III. Вопросы для повторения
− Как нужно держать крючок?
− Какие изделия можно связать крючком?
− Как подобрать крючок и нитки?
− Какие петли изучили на занятии?
IV. Итог урока
Проверка и оценка выполненной работы. Выявление и устранение ошибок,
допущенных в процессе вязания.
На занятии познакомились с историей вязания крючком, научились подбирать
крючок под нитку, выполнять начальную петлю, воздушную петлю, цепочку из
воздушных петель.
V. Домашнее задание
Самостоятельно подобрать крючок и нитку для работы.
Выполнить цепочку из 50 воздушных петель

ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Методическая разработка занятия (1 год обучения)
Тема: Основные приёмы вязания. Столбик с накидом (ССН).
Цель: Дать понятие «столбик с накидом», познакомить учащихся с техникой выполнения
столбиков с накидом.
Задачи:
• научить учащихся выполнять столбики с накидом, вязать полотно рядами,
выполнять петлю поворота, читать схемы вязания;
• корригировать и развивать мышление, память, моторику рук;
• воспитывать внимательность, аккуратность и усидчивость.
Оборудование: крючки, пряжа, таблица «Основные виды петель», таблица «Строение
петли», образцы вязания, карточки с изображением крючка, ПК.
Словарь: вязание полотна, петля поворота, петля основания, ножка столбика, накид,
столбик с накидом.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
Цель: Проверка готовности обучающихся к занятию.
Повторение правил ТБ. Сообщение темы и цели урока.
− Вы научились вязать цепочки из воздушных петель, столбики без накида, сегодня
мы с вами познакомимся со следующим приемом вязания – столбик с накидом. И
тема сегодняшнего урока «Вязание столбиков с накидом». Но сначала мы повторим
ранее изученный материал.
I. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала.
1. Как нужно держать крючок в руке? (как карандаш – крючок лежит в руке, большой и
указательный пальцы держат его близко к концу).
2. Что означает № крючка? (номером обозначается толщина крючка, которая
соответствует его диаметру в миллиметрах).

3. Назовите основные приемы вязания крючком (воздушная петля, полу-столбик,
столбик без накида).
4. Назовите, какие вы знаете виды пряжи? (хлопок, лен, шерстяная пряжа, вискоза,
акрил, синтетическая).
5. Что такое цепочка воздушных петель? (основа первого ряда, получается путем
повторений первой воздушной петли несколько раз).
6. Для чего нужна петля поворота и как ее выполнить? (в начале каждого ряда
выполняют петли поворота, чтобы крючок находился на одной высоте с петлями.
Каждая петля поворота считается первой петлей нового ряда).
II. Проверочная работа. Цель: Выявление трудностей при изучении материала.
1. Нарисуйте как обозначаются на схемах (1в. – воздушные петли, 2в. – столбики без
накида).

2. Назовите главные части крючка (карточки).

1 – головка крючка;
2 – бородка;
3 –плоская площадка, № крючка.
III. Объяснение нового материала. Ознакомление обучающихся с техниеой вязания
столбиков с накидом.
Столбики с накидом – это «родные братья» столбиков без накида, но только выше
«ростом». И условный знак у них тоже выше приблизительно в два раза (слайд).
Для правильного выполнения данной работы необходимо:
1. Связать воздушную цепочку длиной 10-15 см.
2. Накинуть нитку на крючок, вводя его под нитку, – этот прием
называется накид.
3. Крючок с последней петлей цепочки и накидом ввести в 4 петлю цепочки.
4. Накинуть рабочую нить на крючок.
5. Протянуть рабочую нить через петлю цепочки.
6. На крючке находится 2 петли и накид.
7. Накинув рабочую нитку на крючок, протаскивают ее через петлю и накид
(слайд).

8. Затем, поддев рабочую нитку, протаскивают ее через 2 петли на крючке
(слайд).

9. Когда на крючке осталась одна петля – столбик с накидом связан (слайд).

Так провязываем столбики с накидом в каждую петлю цепочки. Перед началом
следующего ряда делаем 2 воздушные петли для подъема – петли поворота.
Схема вязания столбиками с накидом выглядит похожей на само вязание (слайд).

Готовый образец связанный столбиками с накидом выглядит так (слайд + готовый образец).

IV. Пальчиковая гимнастика. Коррекция моторики рук.
− Ребята, перед тем, как приступить к практической части нашего занятия, чтобы
наши руки хорошо трудились, мы с вами поиграем.
Пальчиковые игры
1. «Трудолюбивые пальчики». «Большому пальцу дрова рубить, тебе воду носить, тебе
печь топить, тебе тесто месить, а малышке песни петь, песни петь, да плясать,
родных братьев забавлять». По очереди загибать пальцы на обеих руках, на
последнюю фразу шевелить одновременно всеми пальцами рук.
2. «Улей». «Вот маленький улей, где пчелы спрятались, никто их не увидит. Вот они
показались из улья. Одна, две, три, четыре, пять! З-з-з-з!». Пальцы сжать в кулак,
выпрямлять по одному.

3. «Пять пальцев». «На руке моей пять пальцев, пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб вязать, и чтобы шить, чтобы брать, и чтоб дарить». Ритмично сжимать и
разжимать пальцы.
− Молодцы, а сейчас мы можем приступать к работе.
V. Практическая работа. Формирование навыка работы с крючком при вывязывании
столбиков с накидом. Обучающиеся осмысливают новую информацию, пользуясь
слайдами и инструкционными картами, затем выполняют образцы 10х10 столбиками с
накидом. Педагог проверяет правильность выполнения работы, инструктирует по
выполнению отдельных операций, следит за соблюдением правил ТБ.
VI. Подведение итогов. Проверка уровня усвоения учебно-практического материала урока.
1. С какими петлями мы сегодня познакомились?
2. Как они обозначаются на схемах?
3. Проверка выполненных работ и анализ допущенных ошибок.
4. Детям предлагается самим оценить свои работы и работы друг друга.
Уборка рабочих мест.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Тестовое задание по итогам 3 года обучения
1. Основой вязания крючком, на которой строятся все узоры, является цепочка.

а. да
б. нет

2. Если в работе используют толстый крючок и тонкие нитки, полотно будет:

а. мягким
б. плотным
в. рыхлым
г. тонким

3. Назовите элемент, который в вязании крючком не существует самостоятельно:

а. цепочки
б. столбик
в. пышный столбик
г. накид

4. При вязании крючком в два приема выполняют:

а. полу-столбик
б. столбик
в. столбик с накидом
г. пышный столбик

5. Какая петля формирует первую петлю ряда?

а. петля подъема
б. ведущая петля
в. вытянутая петля
г. столбик

6. Определите количество рядов узора вязанного полотна на схеме:

а. три
б. четыре
в. пять
г. шесть
7. Одна или несколько воздушных петель, провязанных перед началом нового ряда,
называются петлями…

а. цепочки;
б. подъема;
в. столбика.

8. При вязании крючком круга от центра:

а. сохраняют постоянное количество петель;
б. выполняют прибавки петель, равномерно распределив их в ряду;
в. выполняют прибавки петель только в определенных местах ряда.

9. Полотно, связанное крючком, состоит из:

а. столбиков различного вида, их сочетаний и перемычек из воздушных петель;
б. лицевых и изнаночных петель и столбиков;
в. воздушных петель, столбиков, накидов, лицевых и изнаночных петель.

10. На какой из представленных графических схем узора вязанного полотна правильно
определен раппорт

А

Б

11. Чему соответствует № крючка:

а. длине
б. ширине
в. диаметру

12. Какому приему соответствует данное изображение?

а. полу-столбик с накидом;
б. столбик без накида;

В

в. столбик с двумя накидами.
13. При вязании крючком равномерно расширить полотно можно:

а) набрав несколько накидов на крючок;
б) провязав дополнительную цепочку воздушных петель от одной из кромок;
в) вывязав через определенные промежутки из столбиков ряда по несколько
столбиков;
14. Почему при переходе на следующий ряд вязания необходимо провязывать воздушые
петли на подъем?

а) для вывязывания ровного края изделия;
б) для вывязывания красивого края изделия;
в) для вывязывания изделия по лекалам.

15. При вязании крючком в четыре приема провязывают:

а) столбик с одним накидом;
б) столбик с двумя накидами;
в) пышный столбик.

16. Для окончания вязания крючком:

а) провязывают закрепляющий ряд;
б) закрывают последний ряд при помощи вспомогательной нити;
в) обрывают нить и протягивают ее в последнюю петлю

17. Номер крючка соответствует

а) длине рабочей части стержня крючка, выраженной в сантиметрах;
б) диаметру стрежня крючка, выраженному в миллиметрах;
в) длине захвата головки крючка, выраженной в миллиметрах

18. Воздушные петли при вязании крючком

полотна.

а) используются только для набора начального ряда;
б) участвуют только в расширении полотна;
в) используются при наборе начального ряда, вывязывании узоров, расширении

Ключ к тестовому заданию
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

а

в

г

б

а

в

б

б

а

а

в

а

в

а

а

в

б

в


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».