Основы актерского мастерства в студии эстрадного вокала Музыкальная карамелька(1)

Муниципальное
Автономное учреждение
Дополнительного образования
Городской Дворец творчества детей и молодежи
Одаренность и технологии»

Рассмотрено

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом
МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность
и технологии»
Протокол № 1 от 29.08.2024

Приказом директора МАУ ДО ГДТДиМ
«Одаренность и технологии»
от 29.08.2024 № 185-од
_________________________А.Г. Гагауз

Основы актерского мастерства в студии эстрадного вокала
«Музыкальная карамелька»
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей от 8 до 17 лет, срок реализации – 2 года
художественная направленность

Автор-составитель:
Хазиахметова Лилия Флюровна
педагог
дополнительного
образования
высшей
квалификационной
категории

Екатеринбург
2024

Пояснительная записка.
В современном эстрадном вокальном искусстве исполнитель постоянно
находится в синтезе актерской игры, музыки и слова. В основе искусства
эстрады, в основе эстрадного номера лежит «особая природа отношений со
зрительным залом…артист всегда обращается непосредственно к зрителям.
Образ, создаваемый вокалистом на эстраде, по сравнению с образом,
воплощаемым в театре, гиперболизирован, лишен нюансов и тонкостей,
оттенков и полутонов. Эстрадный образ по большей части построен на ярком
выделении какой-то одной черты, одной стороны.
Занятия по актерскому мастерству в студии эстрадного вокала направлены
на развитие психофизического аспекта ребенка, благодаря которому ребенок
учится раскрываться миру, избавляться от страхов, связанных с общением с
другими людьми, выступлением перед публикой. Именно для того, чтобы
ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих
вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками эстрадного
вокального и актерского искусства самореализовываться в творчестве,
научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние,
разработана дополнительная общеобразовательная программа «Основы
актерского мастерства в студии эстрадного вокала «Музыкальная
карамелька».
Основным назначением данной образовательной программы является
овладение техникой вокального мастерства, соответствующей современным
требованиям эстрадного исполнительского искусства. Помимо занятий в
рамках учебной программы в студии предусмотрена концертная
деятельность. Дети принимают активное участие в студийных мероприятиях,
конкурсах вокального мастерства различного уровня.
Данная программа является частью комплекса дополнительных
общеразвивающих программ, реализуемых в объединении, Студия
эстрадного вокала «Музыкальная карамелька».
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Основы актерского мастерства в студии
эстрадного вокала «Музыкальная карамелька» - художественная, по форме
организации – студийной, по сроку реализации – долгосрочной.
Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых
документов:
1.Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
2.Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями);
3.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р (с
изменениями));
4.Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);

5.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
6.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
9.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (с изменениями);
10.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11.
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (с изменениями);
12.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом (с изменениями и дополнениями);
13.
Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019
г. N 761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и
патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до
2035 года»;
14.
Устав и иные локальные нормативные акты МАУ ДО ГДТДиМ
«Одаренность и технологии».
Актуальность программы заключается в том, что повышаются
требования к современному вокальному искусству, где исполнитель
существует в постоянном синтезе актерской игры, музыки и слова. Для
художественного осмысления и материализации сценических образов и
чувств посредством вокала необходимо, развитие артистических
способностей и приобретение актерских навыков.
Дополнительному образованию, согласно
Концепции развития
дополнительного образования детей, на современном этапе развития системы
образования в России отводится одна из ведущих ролей в «удовлетворении
индивидуальных
потребностей
учащихся
в
интеллектуальном,

художественно-эстетическом, нравственном развитии». Значимую роль в
воспитании подрастающего поколения, в формировании его мировоззрения
на лучших и достойных образцах выполняет искусство и культура.
Программа «Основы актерского мастерства в студии эстрадного вокала
«Музыкальная карамелька» ориентирована на решение одной из основных
задач реализации направления стратегии социально-экономического
развития Свердловской области на 2016-2030 года - создание комфортной
среды для жизни жителей Свердловской области, что реализуется через
создание условий для развития творческого потенциала населения.
Адресность программы. Программа ориентирована на возраст
обучающихся от 8 до 14 лет, с учётом психофизиологических особенностей
данных возрастных категорий.
Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы является то, что
она предусматривает
получение специфических театральных навыков овладение необходимыми
знаниями и умениями: сочетание речи, мимики, пантомимы в различных
вариациях; выразительное и правильное исполнение ролей. Программа,
особенно на начальном этапе, основывается на игровом тренинге.
Теоретические разделы программы неразрывно связаны с практикой, юные
вокалисты в игровых тренингах и импровизационных этюдах осваивают
основы театрально-исполнительского искусства. Так формируется каждый
элемент актерского мастерства в каждом ребенке.
Педагогическая целесообразность программы объясняется в том, что,
занимаясь по программе актерского мастерства, обучающиеся достигнут
определенных навыков, которые помогают вокалисту при выступлении на
сценической площадке. Программа формирует определённые актёрские
исполнительские знания, умения и навыки, знакомит с сущностью
исполнительского творчества, с выразительностью и содержательностью
сценического действия.
Уже на первом году обучения у детей выявляются способности
самостоятельности, мгновенно реагировать на ситуации, а также проявлять
инициативу. Дети учатся формировать, воплощать пластические интонации,
создавая художественный образ с ярко выраженной эмоциональной окраской,
а также развивают способность импровизировать, что способствует
художественному воспитанию учащихся.
Помимо этого, программа способствует раскрытию природных данных
ребёнка, его самовыражению, самоутверждению, возрастанию уверенности в
себе, повышению самооценки, снятию физического и психологического
«панциря» (снятия внешних и внутренних зажимов).
Возрастные особенности обучающихся.
У детей 6-9 лет особенности строения голосового аппарата
ограничивают их исполнительские возможности. Для них отбирается
специальный репертуар: песни с доступным содержанием, простым
построением и удобным диапазоном. Дети в этом возрасте отличаются
подвижностью,
любознательностью,
большой
активностью
и

непоседливостью, подражательностью и вместе с тем неумением долго
концентрировать свое внимание на чем-либо. Поэтому время их занятий
одним видом деятельности должно быть ограниченным по времени.
В возрасте от 10 до 14 лет у детей наступает пора голосовой мутации.
Мутационные явления происходят не у одних только мальчиков, но и у
девочек, поэтому выбрасывать из поля зрения это обстоятельство никак
нельзя. Необходимо очень внимательно подходить к выбору репертуара.
Обучающиеся данного возрастного периода отличаются повышенной
эмоциональностью. Резко возрастает значение коллектива. Заметно
проявляется стремление к самостоятельности и независимости, к активной
практической деятельности.
Подростки 15-17 лет имеют уже окрепший певческий аппарат, способны
управлять голосом. В этом возрасте уже складываются собственные
моральные установки и требования. Они способны сознательно добиваться
поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и
малоинтересную
подготовительную
работу,
упорно
преодолевая
препятствия. Стремятся к социальному утверждению.
Взаимодействие обучающихся разного возраста внутри коллектива
имеет большое воспитательное значение. Оно дает возможность младшим
детям быстрее и легче перенять опыт, знания и навыки, глядя на старших
товарищей. Общение же старших детей с малышами способствует развитию
у них самостоятельности и организаторских способностей, способствует
реализации потребности в опеке или покровительстве. Такое общение в
совместной деятельности способствует гуманизации отношений среди детей,
воспитанию гражданских и нравственных качеств, взаимовлиянию и
взаимообогащению разных возрастов и в то же время - реализации
особенностей каждого возраста.
Адресат программы: дети в возрасте 8-17 лет, занимающиеся в студии.
Дети этой возрастной группы имеют уже достаточно сформировавшийся
голосовой аппарат, определенную базу знаний и огромное желание
реализовать свой талант или способности в той или иной сфере музыкальнотеатральной деятельности.
Форма обучения: очная. ервый год обучения - 36 часов в год, второй год
обучения - 36 часов в год. Объём и срок освоения программы: 2 года, 72 часа.
Режим занятий:1 раз в неделю по 1 акад.часу (40 мин.).
Особенности организации образовательного процесса.
Обучение проводится в форме групповых занятий, однако это не
исключает необходимости индивидуального подхода к каждому
обучающемуся. Групповые занятия рассчитаны на работу со всем
коллективом и направлены на отработку упражнений и этюдов по
актерскому мастерству.
На протяжении первого года обучения, учащиеся знакомятся с
предметом «Актерское мастерство» и пытаются систематизировать вокал и
мимику. Основной задачей является, то что, каждый учащийся за год должен
«познать самого себя», узнать свое тело, лицо, понять, как научиться

бороться со страхом «сцены», ведь не каждому человеку с рождения дано
быть раскрепощенным. Поэтому задачей педагога является помочь с
помощью упражнений раскрепоститься.
На втором году обучения учащиеся начинают более углублённо
осваивать мимику лица и выразительные жесты руками, добавляется
количество упражнений на общение, работу с партнёром и добавляется
постановка этюдов на основе музыкального произведения. Добавлены для
изучения элементы актёрского мастерства: «темпо-ритм», «чувство правды и
веры», «эмоциональная память», «действие» и «атмосфера».
В данной программе интегрированные занятия имеют определенные
преимущества: они развивают творческое мышление, формируют
познавательную установку, тем самым повышая уровень обучения и
воспитания учащихся. Данные занятия способствуют рассмотрению
сценического образа с нескольких сторон для последующего визуального,
слухового, графического, цветового, двигательного воплощения. Так же
развивают музыкальный слух, ритм, характер, изобразительную
чувствительность и моторику, пластические (выразительность, координация
движений) умения и навыки.
Совокупность уроков по вокалу, хореографии и актерскому мастерству
дают хороший результат. Благодаря таким дисциплинам развитие ребенка
протекает гораздо быстрее, не только в концертной деятельности, но и в
личностном росте.
Главный методологический принцип преподавания курса основ
актерского мастерства – освоение закономерностей человеческого поведения
в сценических условиях. Осваивая театральные дисциплины, дети учатся
творческому мышлению, плодотворному трудовому сотрудничеству с
разными людьми, культуре общения. Работая на сценической площадке, дети
учатся не только основам актерского мастерства, но и обретают такие
качества личности, которые помогают им в жизни: уверенность в своих силах,
концентрация, умение свободно держаться на публике, думать и действовать
в условиях экстремальной ситуации, самостоятельность мышления,
творческое воображение, взаимодействие с партнером.
Программа построена на принципах реалистического театра школы
переживания, где сущность актерского мастерства понимается как создание
«образа действий» (К.С. Станиславский) на основе драматургического
задания. На занятиях каждый учащийся знакомится с особенностями «языка»
действий, его выразительностью, достижениями в пользовании им - и
познает свои возможности в творчестве. Программа включает в себя
комплекс специальных дисциплин: упражнения по мастерству, сценическая
речь, сценическое движение. Данный комплекс в целом формирует актерские
способности детей и создает предпосылки к тому, чтобы в сценической
практике совершенствовались индивидуальные, личностные качества. На
этом фундаменте комплекса нескольких дисциплин, составляющих сущность
актерского творчества, ребенок может воспитать в себе недостающие
творческие и человеческие качества.

Курс практических и теоретических основ актерского мастерства
способствует развитию творческой индивидуальности ребенка в двух
направлениях, которые определяют основные задачи обучения: становление
мироощущения
обучающегося,
раскрытие
его
индивидуальности,
формирование у него понятия об артистической этике; и развитие творческой
психотехники актера.
В теоретической части программы дети получают элементарные
знания об устройстве театра и театрального процесса. Знакомятся с
различными театральными профессиями и их спецификой, и значимостью
для успешного существования в театральном пространстве.
В практической части программы, занимаясь театрально-игровой
деятельностью, дети развивают свою фантазию и получают импульс к
собственной игровой деятельности, в которой особенно необходим навык
ролевой игры – умение ребенка представить себя каким-либо животным или
предметом и одухотворить его в силу своих способностей. Играя, дети
получают положительный эмоциональный заряд и учатся получать
необходимые эмоции: гнев, сострадание, жалость, радость, сочувствие.
Новый опыт, приобретенный в игре, становится личным достоянием ребенка.
Перенос усвоенного опыта в новые ситуации является важным показателем
развития его творческой инициативы.
С
целью
определения
уровня
освоения
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы, а также для повышения
эффективности и улучшения качества образовательного процесса проводится
педагогический мониторинг в течение всего периода обучения.
Педагогический мониторинг включает три этапа диагностики: первичный,
промежуточный и итоговый. Результаты педагогического мониторинга
фиксируются в сводных таблицах. Текущий контроль успеваемости
обучающихся проводится за счет аудиторного времени, предусмотренного в
учебно-тематическом планировании.
Виды контроля: входящий, текущий, промежуточный и итоговый
контроль.
Входящий контроль проводится на первых занятиях с целью
определения у детей, впервые пришедших в творческое объединение,
уровень сформированности базовых знаний и умений необходимых для
обучения, который позволяет определить ближайшие зоны развития
обучающихся, а также скорректировать образовательный процесс.
Текущий контроль проводится с целью оценки качества освоения
какого-либо раздела программного материала, и направлен на поддержание
дисциплины, выявление отношения к обучению, носит стимулирующий
характер. Текущий контроль осуществляется регулярно педагогом,
отмечается отношение обучающегося к занятиям, его старание, прилежность,
инициативность и проявление самостоятельности, темп продвижения.
Промежуточный контроль определяет успешность развития обучающегося и
степень освоения им образовательных задач на данном этапе.

Промежуточный контроль проводится в форме контрольного урока раз
в полугодие. Участие в концертах приравнивается к выступлению на
контрольном уроке.
При
прохождении
итоговой
аттестации(итоговый
контроль)
обучающимся необходимо продемонстрировать знания, умения и навыки в
соответствии с программными требованиями. Итоговая аттестация
проводится в форме открытого занятия, итогового концерта, защиты проекта.
Учитываются результаты участия детей в конкурсах, фестивалях, в
концертах.
Методы контроля и оценки:
 педагогическое наблюдение,
 беседа;
 опрос, анкетирование;
 тестирование;
 анализ творческих работ;
 обсуждение результатов по итогам проведения открытых занятий.
 педагогический анализ.
Форма обучения – групповые занятия.
Организация образовательного процесса.
Программа состоит из образовательного раздела: «Актерское мастерство в
студии эстрадного вокала».
Методы обучения, предусмотренные программой, применяются в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Основные методы
обучения: словесные, наглядные, практические.
Объяснительно-иллюстративный метод: прослушивание лучших
образцов исполнения, использование наглядных пособий, личный пример.
Словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение.
Метод разучивания: по элементам, по частям, в целом виде.
Метод анализа: все выступления в процессе обучения обучающихся
записываются на видеокамеру, и совместно с детьми анализируются,
выявляются ошибки, подчёркиваются лучшие моменты выступления.
Виды занятий:
 беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые
иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными
пособиями видеоматериалами;
 занятие, которое включает в себя часы теории и практики:
 практические занятия, на которых обучающиеся осваивают музыкальную
грамоту, слушают и анализируют прослушанную музыку, выполняют
творческие задания;
 занятие-постановка, репетиция, сводная репетиция, на которой
отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности
обучающихся;
 тематический концерт, творческая встреча, концертная деятельность;

 участие в конкурсах, фестивалях.
Формы подведения результатов:
 контрольное занятие;
 открытый урок;
 концертные выступления;
 творческие задания;
 конкурсы, фестивали.
Работа с родителями.
Для реализации воспитательных задач родители (законные
представители) принимают активное участие в культурно-досуговой
деятельности творческого коллектива. Родители оказывают посильную
помощь в процессе подготовки к концертам, фестивалям и конкурсам.
Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы.
Цель дополнительной общеобразовательной программы - развитие
актерских способностей обучающихся посредством актерского и речевого
тренинга
Обучающие задачи:
 обучение навыкам исполнительского мастерства;
 обучение основам сценического поведения;
 обучение навыкам певческой артикуляции;
 обучение навыкам сценического мастерства;
 формирование навыков актерской интерпретации музыкального
произведения.
Личностные задачи:
 способствовать развитию памяти, внимания, воображения, фантазии, воли,
мышления, восприятия через основы актерского мастерства.
 способствовать снятию телесных и психологических зажимов.
Воспитательные задачи:
 развить стремление к творческому самовыражению;
 расширить горизонты познания, развивать познавательный интерес;
 воспитывать культуру общения в студии, помощь в овладении навыками
межличностного общения и сотрудничества.
Ожидаемые результаты освоения обучающимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
По окончании обучения
следующими компетенциями:
Предметные

по

программе

обучащиеся

овладеют

- научатся основам актёрского мастерства, самостоятельно творчески
мыслить, оправдывать своё сценическое поведение;
- приобретут основные навыки актёрского мастерства в процессе работы
над музыкальными произведениями.
Метапредметные
- умеют быть внимательными, наблюдательными, фантазировать,
перевоплощаться, ассоциативно мыслить, выполняя упражнения и этюды на
заданную тему;
- обладают актёрской смелостью, умеют раскрепощаться перед
публикой.
Личностные - знают нормы речевого поведения в различных сферах
общения, умеют находить общий язык при работе в коллективе, группе; проявляют интерес к театральному искусству, познают тонкости актёрского
мастерства самостоятельно.
Календарный учебный график
№
п/
п

Основные характеристики
образовательного процесса

1 год обучения

2 год обучения

1
2
3
4
5
6
7

Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель I полугодия
Недель II полугодия
Дата начала обучения
Каникулы

36 недель
1
36
15
21
15 сентября
31 декабря - 8 января

36 недель
1
36
15
21
15 сентября
31 декабря - 8 января

8

Праздничные нерабочие дни

9

Окончание учебного года

4.11, 23.02., 08.03.,01.05.,
09.05.
31 мая

4.11, 23.02., 08.03.,01.05.,
09.05.
31 мая

Название
«Основы
актерского
мастерства
в
студии
эстрадного
вокала
«Музыкальная карамелька»
Итого

Количество часов по годам обучения
1 г/о
36

2 г/о
36

Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы.
Учебный (тематический) план 1 года обучения
№

Название темы, раздела

Количество часов

Формы

п/п

1.
2.
3.
4.
5.

Всего теория практика
Вводное занятие. Инструктаж по
1
1
технике безопасности.
Теоретические основы
7
2
8
Изучение элементов актерского
16
мастерства
Постановка этюдов
10
3
7
Концертная деятельность, отчетные
2
1
6
концерты
Итого:
36
8
28
Итого:
36
Форма промежуточной аттестации-отчетный концерт

аттестации
/контроля
Собеседование
Прослушивание
Прослушивание
Прослушивание
Прослушивание

Содержание программы 1 года обучения.
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория: Знакомство с обучающимися. Проведение инструктажа по технике
безопасности, правила поведения на занятиях. Обучающиеся знакомятся с
помещением, реквизитом, музыкальным инструментом, краткой историей
ГДТДиМ «Одарённость и технологии».
Ознакомление учащихся с рабочим кабинетом. Сведения о предмете. Техника
безопасности (техника безопасности, соответствующая инструкциям).
Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении (внимание,
аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная обувь и т.д.).
Тема 2.1 Теоретические основы
Теория: Понятие театр, возникновение театра, Виды и жанры театрального
искусства.
Практика: Знакомство с этюдами.
Тема 2.2 Знакомство с элементами актерского мастерства
Теория: Работа актера над собой – это ежедневная тренировка.
Целенаправленное , органическое действие актера в предлагаемых автором
обстоятельствах как основа актерского искусства.
Практика: Знакомство с элементами актерского мастерства в играх и
упражнениях: воображение, внимание, общение.
Воображение- действовать с воображаемыми предметами. Игры «Волшебная
палочка», «Трансформация предмета», «Рисование», «Шляпа превращается».
Сценическое внимание- запоминать лица, одежду, помещение, т.д.
Игры: «Фотография», «Таможня», «Слежка», «Круг»…
Общение с партнером на сцене - взаимодействие и согласованность в
работе на сцене. Игры: «Коллективная сказка», «Надувной шарик», «Тень»,
«Листья на ветру», «Зеркало», «Магазин»

Ансамблевый тренинг- научиться взаимодействовать друг с другом на
площадке. Упражнения в парах, малых группах, групповые упражнения.
Тема 3. Изучение элементов актерского мастерства
3.1 Воображение - мысленное представление, способность воображать,
фантазировать.
Практика: Упражнения на развитие воображения, при помощи которых
нужно поставить себя на место героя, перенестись в любую обстановку,
представить себе, что произошло бы, если бы ребенок оказался
действительно в тех обстоятельствах, которые предлагаются ему на сцене.
Помогают развить воображение упражнения типа: «Скульптор и глина»
«Чугунный шар», «Замороженный».
3.2 Внимание
Теория: Сценическое внимание – основа внутренней техники актера, самый
важный элемент творческого состояния актера, главное условие правильного
внутреннего сценического самочувствия.
Практика: Упражнения на овладение умением сосредотачиваться на чем то
(на объекте) и отключать все мешающее, научится по своей воли, переносить
внимание с предмета на предмет. Для развития внимания хороши
упражнения «Слушаем тишину», «Осел», «Вопрос-ответ».
3.3 Теория
Общение – самый активный вид действия. Оценка предлагаемых
обстоятельств и поведение партнера.
Практика: Упражнения на обдумывание действий партнера, пытаясь их
предугадать и предупредить. Общению учат и упражнения «Поводырь и
слепец», «Импульсы» и т.д.
3.4 Мышечная свобода
Теория: Мышечное перенапряжение. «Театральный зажим» и потеря
внутреннего равновесия. Способы избавления от напряжения мышц и пути к
воспитанию мышечной свободы.
Практика: Тренинги на выработку умения управлять своим телом:
мгновенно расслаблять и напрягать по своей воле нужные мышцы.
Упражнения на расслабление и напряжения мышц.
3.5 Дикция и пение. Речь на сцене.
Теория:
Дикция
и
пение.
Использование
основных
законов
звукообразования, свойственных вокальному мастерству, обязательных как
для поющего, так и говорящего актера.
Практика: Упражнение на нахождение «непрерывной линии» голоса- тога,
тонального стержня, который пронизывает, связывает всю нашу речь с ее
подвижностью, изменчивостью, остановками, акцентами, темпом и ритмом.
Тема 4.Постановка этюдов.
Теория: Актерское мастерство. При исполнении произведения, умение
держаться на сцене, работа с микрофоном, эмоциональность,
выразительность пения.
Работа над сценическим образом. Элементы актерского мастерства. Развитие
сценического обаяния.

Тема 5. Концертная деятельность
Отчётные концерты, зачётные занятия: контроль полученных знаний, умений
и навыков. Научить умению анализировать собственное выступление.
Практика: Участие в фестивалях, конкурсах, концертах обучающихся.
Проведение в середине и в конце года концертов для родителей.
Учебный (тематический) план
второй год обучения
№
п/п
1.
2.
3.
4
5.
6.

Количество часов
Название темы, раздела
Вводное занятие. Инструктаж
по Технике безопасности.
Теоретические основы
Изучение элементов актерского
мастерства
Постановка этюдов
Постановка номера. Создание
сценического образа и его
образа.
Концертная деятельность.

Всего

теория

Формы аттестации/

практика

контроля
Собеседование

1

1

8
8

2
2

6
6

Прослушивание
Прослушивание

8
7

2
2

6
5

Прослушивание
Прослушивание

4
4
36
9
27
Итого:
36
Форма промежуточной аттестации-отчетный концерт

Концерт

Содержание программы 2 года обучения
1. Вводное занятие (1 час).
Теория. Знакомство с режимом работы группы, расписанием, правилами
техники безопасности, поведения в аудитории.
Практика. Игры, направленные на раскрепощение «Автограф» и т.д. Игра
«Импровизированный спектакль».
2. Теоретические основы (8 часов).
2.1 Краткий обзор истории театра. Теория. Возникновение театра в древней
Греции. Организация театральных представлений в Древней Греции и
Древнем Риме.
Практика. Знакомство с этюдами.
2.2 Знакомство с элементами актёрского мастерства.
Теория. Сценическое действие - как психофизический процесс, в котором
участвуют ум, воля, чувство актёра, его внешние и внутренние артистические
данные, названные Станиславским элементами творчества. Элементы
актёрского мастерства по К.С. Станиславскому (переживание и воплощение).
Работа актёра над ролью - органическое слияние актёра с ролью,
перевоплощение в образ.

Практика. Знакомство с элементами актёрского мастерства в играх и
упражнениях: воображение, внимание, способность к общению, чувство
правды, эмоциональная память, чувство ритма, техника речи, пластика и т.д.
Игры и упражнения на перевоплощение, учащиеся ставят себя в
предлагаемые обстоятельства роли и работают над ролью от себя,
придерживаясь принципа "типажного подхода".
Эмоциональная память - развитие памяти, внимания, воображения, фантазии.
Игры: «Оправдай движение», «Оправдай плач, жест, шёпот, приветствие,
прощание…».
Сценическое внимание - запоминать лица, одежду, помещение и т.д. Игры:
«Фотография», «Таможня», «Слежка», «Круг». Предлагаемые обстоятельства
- развитие фантазии и находчивости, координации движений.
Игры: «Если бы…», «Зоопарк», «Передай позу», «Где мы побывали», «Что
мы сделали – не скажем».
Общение с партнёром на сцене - взаимодействие и согласованность в работе
на сцене. Игры: «Коллективная сказка», «Надувной шарик», «Тень», «Листья
на ветру», «Зеркало», «Магазин».
Характер на сцене - раскрытие разного диапазона характеров. Игры: «Угадай:
кто я?», «Превращение в грустных, добрых, злых, весёлых, счастливых,
смешных…».
Изучение элементов актёрского мастерства (8 часов).
Воображение. Фантазия. Теория. Развитие воображения — это активная
творческая работа.
Практика. Упражнения на развитие воображения, при помощи которых
нужно поставить себя на место героя, перенестись в любую обстановку,
представить себе, что произошло бы, если бы ребёнок оказался
действительно в тех обстоятельствах, которые предлагаются ему на сцене.
Помогают развить воображение упражнения типа: «Перевоплощение»,
«Сказка» (в животных, насекомых, рыб и др.) и т.п.
Эмоциональная память.
Теория. Эмоциональная память – память на чувствования. Практика.
Упражнения на запоминание и воспроизведение чувственных восприятий
совместно с вызывающими их объектами. В этом помогут упражнения:
«Сказка», «Три круга», «Цифра», «Приём-отдача» и т.д
Практика. Упражнения, направленные на достижение какой - либо цели в
борьбе с предлагаемыми обстоятельствами. В этом помогут упражнения:
«Стоп кадр», «Действуй» и т.д.
Дикция и пение. Речь на сцене.
Теория. Использование основных законов звукообразования, свойственных
вокальному мастерству, обязательных как для поющего, так и для
говорящего актёра.
Практика. Упражнения на нахождение "непрерывной линии" голоса - тона,
тонального стержня, который пронизывает, связывает всю нашу речь с 12 её
подвижностью, изменчивостью, остановками, акцентами, темпом и ритмом.
Постановка этюдов (8 часов).

Теория. Мизансценическое мышление и пластическое воображение. Приёмы
музыкально-двигательной и пластической выразительности. Музыкальность
как особое свойство пластики. Музыкально-пластический образ.
Практика. Развитие мизансценического мышления и пластического
воображения учащихся посредством этюдов, развивающих игр, пантомим.
Упражнения «Делай как я» и «Импровизация» на создание пластического
образа на заданную тему, воплощение в этюде настроения музыки.
Итоговое занятие (2 часа). Подведение итогов. Анкетирование. Аттестация.
Организационно - педагогические условия.
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение программы
1. Наличие учебного класса с зеркалами, нескользящим покрытием пола,
гимнастическими ковриками.
2. Техническое оснащение: аудио проигрыватель, видеомагнитофон (DVD)
или компьютер с доступом в сеть Интернет (ноутбук), колонки.
3. Актовый зал со сценой для репетиций.
Кадровое обеспечение
Педагог
дополнительного
образования,
имеющий
высшее
педагогическое или специальное образование, владеющий современными
образовательными технологиями и методиками, умеющий создать
безопасную
образовательную
среду,
обладающий
специальными
личностными
качествами
и
профессиональными
компетенциями,
необходимыми для осуществления учебно-воспитательной деятельности.
Учебно-тематические материалы
1. Методические разработки педагога по теории актерского мастерства.
2. Карточки-опросники по теории.
3. Карточки-задания по практике.
4. Методические разработки по предмету «Сценическая речь»
5. Подбор игр.
6. Фонотека произведений классической, народной, современной музыки.
Дидактические материалы
1. Планы-конспекты занятий.
•Истоки возникновения театра.
•Практических и теоретических наработках лучших российских театральных
школ, взявших в основу своей работы систему К.С. Станиславского.
2. Видео материалы.
• Этюды на ритмической основе.
• Этюды на создание атмосферы
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:

Стартовый контроль - осуществляется посредством наблюдения за
деятельностью ребёнка в процессе занятий и заданий.
Текущий контроль - в конце каждого занятия анализируются успехи и
ошибки каждого обучающегося.
Промежуточный контроль - выполнение контрольных заданий на занятиях
по актёрскому мастерству, опрос в форме беседы, психологопедагогическое
тестирование и анкетирование.
Итоговый контроль - в конце года учащиеся отчитываются на экзамене по
актёрскому мастерству (спектакли, театральные постановки). На каждого
обучающегося ведётся индивидуальная карта развития (Приложение 1).
Аттестация и контроль проводится в следующих видах и формах:
 педагогические наблюдение,
 контрольные упражнения;
 открытое занятие; показ этюдов;
 выступление на концертах, также проводится динамика роста ребенка
по каждому разделу.
Данные формы контроля дают возможность определить эффективность
обучения по программе, позволяют детям, педагогам и родителям увидеть
результаты своего творческого труда.
Мониторинг личностных и метапредметных результатов
проводится в начале и в конце учебного года. Для оценки качества
личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Актерское мастерство в студии эстрадного вокала» разработаны следующие
критерии:
 взаимодействие в команде (умение обучающегося продуктивно
общаться); готовность помочь при коллективном решении задач);
 познавательная активность (желание обучаться, узнавать новое,
работать с информацией);
 ответственность (проявляется при выполнении функциональных
заданий, известных, повторяющихся);
 гражданская идентичность (индивидуальное чувство принадлежности к
творческому объединению), образовательному учреждению своей
стране.
 Убежденность в собственной значимости для развития среды, к которой
принадлежит сам ребенок).
Мониторинг результативности освоения предметной составляющей
производится после завершения каждого этапа программы.
Критерии оценки предметных результатов освоения программы:
грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность,
сформированность устойчивого интереса к вокальному искусству,
исполнительская культура, развитие музыкального мышления, овладение
практическими умениями и навыками в сольном исполнительстве.
Формы контроля:

–
–
–

собеседование;
прослушивание;
отчетные концерты.
Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения
программы служат:
 система оценки качества результатов освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (Приложение №1);
 таблица критериев оценки образовательных результатов (Приложение №
2);
 электронная база достижений обучающихся.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончанию
каждого года обучения по программе, с целью выявления уровня развития
способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия
прогнозируемым результатам
дополнительной общеобразовательной
программы. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме:
отчетный концерт.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
2.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение,
2004.
3. Беседы К. С. Станиславского "Труд актера", - М.: Советская Россия, 1990.
4. Буров А. Г. Труд актера и педагога. – М., 2007.
5. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. Л.М.: Искусство, 2002. 21
6. Горчаков Н.М. Режиссёрские уроки Станиславского. - М., 2001.
7.Дополнительная образовательная программа отделения «Театральное
творчество» «Основы сценического искусства» для учащихся в возрасте от
11 до 19 лет (авт. Грибанова Наталья Валентиновна) - Калуга, 2009.
8.Дополнительная образовательная программа театрального кружка
«Сказочный мир» для детей 7 -16 лет (авт. Матвеева Елена Александровна) Нижний Новгород, 2013.
9.Дополнительная образовательная программа «Театр и Дети» для детей 7-15
лет (авт. Потапова В.А.) - Щелкино, 2016.
10. Ершов П. М. Технология актерского искусства, - М., ТОО "Горбунок",
1992.
11. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера: учеб. пособие / Б. Е. Захава.
–5-е изд. – М., РАТИ–ГИТИС, 2008.
12. Киселева Н. В. Фролов В. А. Основы Системы Станиславского, - Ростовна-Дону, "Феникс", 2000.
13. Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актёра. М., 2004.
14. Репертуарно-методическая библиотечка. Я вхожу в мир искусств - N
6(46), 2001.
15. Сборник Театр, где играют дети. - М.: Владос, 2001.
Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей
1. Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. – М.,
АСТ, 2010.
2. Клубков С.В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг.-М
3. Кнебель М.О. Слово в творчестве актера - М., 1970.
4.Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. Ленинград
«Детская литература», 1986. 22
5. Максимова В.А. …И рождается чудо спектакля: Кн. для учащихся. М.:
Просвещение, 1980.
6. «Театр круглый год» приложение к журналу «Читаем, учимся, играем».
Интернет-ресурсы:
1. https://www.teatr-benefis.ru/staty/akterskoemasterstvo/akterskoemasterstvo-s-chego-nachat/
2. https://samopoznanie.ru/schools/akterskoe_masterstvo/
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/
4. http://www.orator.biz/library/archive/071/

Аннотация
Дополнительная общеобразовательная программа «Основы актерского
мастерства в студии эстрадного вокала «Музыкальная карамелька»
предназначена для реализации в системе дополнительного образования в
возрасте от 8 до 17 лет. Срок реализации составляет 2 года.
Цель дополнительной общеобразовательной программы развитие
актёрских способностей учащихся вокальной студии посредством актёрского
и речевого тренинга.
В данной программе интегрированные занятия имеют определенные
преимущества: они развивают творческое мышление, формируют
познавательную установку, тем самым повышая уровень обучения и
воспитания учащихся. Данные занятия способствуют рассмотрению
сценического образа с нескольких сторон для последующего визуального,
слухового, графического, цветового, двигательного воплощения. Так же
развивают музыкальный слух, ритм, характер, изобразительную
чувствительность и моторику, пластические (выразительность, координация
движений) умения и навыки.
Сведения о разработчиках
Хазиахметова Лилия Флюровна –
педагог дополнительного образования МАУ ДО Городской Дворец
творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии»
Высшая квалификационная категория педагога дополнительного образования,
педагогический стаж – 37 лет.
Телефон рабочий: 371-46-01

Приложение 1.
Система оценки качества результатов освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Для оценки качества результатов освоения обучающимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
применяется комплексная система оценивания сформированности
личностных, метапредметных и предметных навыков.
Критерии и показатели для оценки
личностных и метапредметных результатов обучающихся
№

1

2

3

Критерии
Взаимодействие в
команде. Умение
учащегося
продуктивно
общаться,
готовность помочь
при коллективном
решении
творческих задач

Показатели

1. Вступает во взаимодействие с
детьми
2. Вступает во взаимодействие с
педагогом
3. Отстаивает свое мнение
аргументировано и спокойно
4. Оказывает помощь сверстникам
при выполнении какой-либо работы
5. Просит и принимает помощь
сверстников
Cреднее арифметическое
Познавательная
1.Интересуется темой занятия,
активность
задает дополнительные вопросы
педагогу по теме
Желание узнавать
занятия/темы/программы
новое
2. Воспроизводит информацию по
итогам учебного занятия
3. Умеет вычленять главное из
полученной информации.
4. Охотно делится информацией по
итогам самостоятельной работы
5. Самостоятельно (без помощи
взрослого) выполняет
дополнительные (творческие)
задания
Cреднее арифметическое
Ответственность
1. Выполняет задания педагога в
указанный срок и без напоминания
Проявляется при
2. Своевременно приходит на

Проявляется
/не
проявляется

выполнении
функциональных
заданий, известных,
повторяющихся

4

5

6

занятие, другие мероприятия
3. Доводит начатую работу до конца
4. Адекватно реагирует на оценку
своего труда, полученного
результата.
5. Выполняет взятые обязательства
Cреднее арифметическое
Социальная
1. Принимает правила и традиции
идентичность
группы
Индивидуальное
2. Охотно (без давления педагога)
чувство
принимает участие в мероприятиях,
принадлежности к
важных для группы (конкурсах,
творческому
фестивалях, социальных акциях)
объединению.
3. Предлагает свою помощь при
Убежденность в
проведении важных для группы дел
собственной
(мероприятий)
значимости для
4. Положительно высказывается об
развития среды, к
отношении к группе, Дворцу.
которой
5. Положительно оценивает свою
принадлежит сам
роль и место в детском творческом
ребенок
коллективе.
Cреднее арифметическое
Предметные
1.Знает основы актерского
знания
мастерства
2.Знает основные танцевальные
термины
3.Знает основные приемы
сценического движения
4.Знает комплекс упражнений
артикуляционной гимнастики
Среднее арифметическое
Предметные
1. Дыхательная гимнастика.
умения
2. Комплекс упражнений
(распевки).
3. Эмоциональная выразительность.
4. Интонация в произведениях.
5. Звуковедение.
Среднее арифметическое

Предметные:
– Развитие интереса к певческой деятельности и к музыке в целом, к
сценической деятельности.
– Научить основам эстрадного вокала, сценического движения.
– Сформировать навыки певческой установки обучающихся.

– Сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память.
– Развитие голоса: его силы, диапазона; слуха, сценической выдержки.
В таблице обозначается проявление или не проявление показателей
шести критериев, которые дают представление о тех качествах
обучающегося, на развитие которых направленна данная программа.
Применяемые
методы
оценки:
педагогическое
наблюдение,
анкетирование, беседа, соревнования.
Принята 100-бальная шкала, на которой определены 4 интервала,
которые соответствуют:
высокому
(продвинутому)
уровню
результатов
освоения
дополнительной общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и
характеризуются сформированностью и закрепленностью в деятельности
обучающихся ценностных ориентаций; осознанный, целенаправленный
характер деятельности (уровень мотивации); умению создавать новые
правила, новые творческие продукты, алгоритмы действий в непредвиденных
(новых) ситуациях, условиях.
средний (базовый) уровень от 60 до 79 баллов характеризуется
осознанностью желания заниматься экспериментальной деятельностью,
умением самостоятельно воспроизводить и применять информацию в ранее
рассмотренных типовых ситуациях, при этом действия обучающегося
расценивается как репродуктивные; осознанностью своей роли и
ответственности за результаты работы группы, готовностью выполнять
различную работу для пользы команды.
низкий (стартовый) уровень от 40 до 59 баллов (минимальный предел,
ниже которого качество результатов освоения программы недопустимо!)
характеризуется умением обучающегося выполнять учебную деятельность,
опираясь на описание действия, подсказку, намек; обучающийся знает о
ценности коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет неосознанный уровень
(интерес или потребность) к занятиям деятельностью по программе.
недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется
отсутствием опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом
признавать значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом
и другими детьми, желанием работать только индивидуально и обыгрывать
всех.
Сводная таблица достижений каждого обучающегося заполняется в
течение учебного года в три периода: в сентябре или октябре заполняются
начальные данные, в конце декабря – промежуточные данные, в мае итоговые. На основании сводных данных о достижениях каждого
обучающегося наблюдается динамика освоения программы дополнительного
образования и производится ее корректировка на дальнейший период.
Сводная таблица достижений обучающегося:
Обучающийся

Числовое значение

Результативно

Сентябрь
1

Фамилия Имя

2

Фамилия Имя

3

Фамилия Имя

Декабрь

Май

сть освоения

На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о
корректировке
содержательной
части
программы,
методического
обеспечения программы и применяемых технологий и форм работы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».