Муниципальное Автономное учреждение Дополнительного образования Городской Дворец творчества детей и молодежи Одаренность и технологии» Рассмотрено УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии» Протокол № 1 от 29.08.2024 Приказом директора МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии» от 29.08.2024 № 185-од _________________________А.Г. Гагауз Школа-студия современного танца «Движение». Классический танец. 2 ступень дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей от 8 до 12 лет, срок реализации – 4 года художественная направленность Автор-составитель: Киселёва Ольга Александровна педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории Екатеринбург 2024 Пояснительная записка. В условиях модернизации образования, необходимым результатом дополнительного образования является формирование личностных качеств обучающихся, которые будут способствовать их позитивной социализации, успеху в профессиональной и личностной сфере. В системе воспитания детей огромную роль играет искусство хореографии. Занятия танцевальным искусством развивает артистизм, творческую интуицию и эмоциональность. Кроме того, занятия хореографией помогают становлению таких качеств ребёнка как трудолюбие, чувство ответственности и взаимопомощи, дисциплинированность, помогают организовать его свободное время, приобщают к здоровому образу жизни. Данная программа является частью комплекса дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в объединении, школа-студия современного танца «Движение». Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа-студия современного танца «Движение». Классический танец. 2 ступень», по содержанию является художественной, по форме организации – студийной. Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями); 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р (с изменениями)); 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р); 5. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 2 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями); 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (с изменениями); 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом (с изменениями и дополнениями); 13. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N 761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года»; 14. Устав и иные локальные нормативные акты МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». Актуальность. Актуальность программы обусловлена информационной перегрузкой и гиподинамией современных детей, вызывающих проблемы снятия умственного и психологического напряжения. Программа «Школа-студия современного танца «Движение». Классический танец. 2 ступень» ориентирована на социальный заказ, потребности родителей и обучающихся. Она направлена на развитие физической активности обучающихся, что в условиях промышленного мегаполиса является актуальным для формирования здорового поколения. Программа развивает качества личности, способной самостоятельно планировать и реализовывать эффективную деятельность, осуществлять ее контроль и коррекцию, развивает творческую и познавательную активность, готовность к продуктивному взаимодействию, а также помогает воспитать уверенность в себе, развить выразительность и координацию движений, научиться двигаться в соответствии с художественными образами. Это необходимо не только для сценических выступлений, но и для воспитания культуры здорового образа жизни современного человека. В законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. 3 Программа ориентирована на решение одной из основных задач реализации направления стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 года - создание комфортной среды для жизни жителей Свердловской области, что реализуется через создание условий для развития творческого потенциала населения. При разработке программы были учтены современные задачи развития образования, закрепленные в Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, которая определяет в качестве целей развития дополнительного образования создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности. Содержание и механизмы освоения программы в том числе направлены на: формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности; формирование функциональной грамотности и навыков, повышающих качество образовательных результатов у детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ; поддержку профессионального самоопределения, формирование навыков планирования карьеры обучающимися. Педагогическая целесообразность. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа педагогически целесообразна, т.к. при её реализации используются современные образовательные технологии индивидуализированного, личностно-ориентированного, проектного и дифференцированного обучения, технология сотрудничества, подготовка и участие в конкурсных мероприятиях различного уровня. Данная модель педагогической деятельности позволяет адаптировать содержание программы к индивидуальным особенностям обучающихся, помогает осваивать программу в оптимальном темпе для каждого и способствует достижению высоких результатов обучающихся с разным стартовым уровнем хореографических возможностей. При реализации программы, используются следующие педагогические идеи, ценности и принципы обучения: Преемственность. После изучения элементарных движений танца задания постепенно усложняются. Систематичность. Соблюдение дидактического принципа «от простого к сложному», осознанное отношение обучающихся к средствам танцевальной выразительности, овладение языком движений. Обучению их этому языку, способствует пониманию значений этих движений, приобретению умения с их помощью выражать отношение, настроение. Доступность. Изучаемый материал доступен обучающимся, это формирует чувство уверенности в себе, адекватную самооценку, поддерживает интерес к изучаемому материалу. Разнообразие. Разнообразие материала позволяют сохранить постоянное внимание обучающихся и способствуют сохранению темпо-ритма занятия. 4 Адресность программы. Программа ориентирована на школьный возраст обучающихся от 8 до 12 лет, с учётом психофизиологических особенностей данных возрастных категорий. Возрастные особенности обучающихся. У детей 8-9 лет интенсивно развивается и совершенствуется весь организм. Наблюдается постепенное совершенствование мышечной системы и двигательных функций. Вместе с ростом мышечной массы значительно улучшается координация движений. Позвоночник детей очень податлив, важно детям давать упражнения, способствующие укреплению позвоночных мышц. В это время интенсивно формируются психомоторные функции, связанные со скоростью и точностью движения. Дети в этом возрасте отличаются подвижностью, любознательностью, большой активностью и непоседливостью, подражательностью и вместе с тем неумением долго концентрировать свое внимание на чем-либо. Поэтому время их занятий одним видом деятельности должно быть коротким. Детский возраст от 10 до 12 лет характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности, силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Повышенная активность и повышенная утомляемость одновременно. Значительный рост энергии и некоторое снижение работоспособности. Обучающиеся данного возрастного периода отличаются повышенной эмоциональностью. Резко возрастает значение коллектива. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, к активной практической деятельности. Принципы формирования учебных групп. На обучение по дополнительной общеобразовательной программе принимаются дети, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья для занятий хореографией. Количество детей в группах – 12-20 человек. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 акад. часа. Итого в неделю: 4 часа. Итого в год: 144 часа. Общий объем часов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа-студия современного танца «Движение». Классический танец. 2 ступень» составляет 576 часов. Срок освоения программы: 144 недели, 36 месяцев, 4 года. Уровень программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа-студия современного танца «Движение». Классический танец. 2 ступень» построена в соответствии с базовым уровнем сложности: в работе на базовом уровне используются и реализуются такие формы организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, 5 гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. Организация образовательного процесса (сроки реализации программы). Программа рассчитана на 4 года обучения, для детей в возрасте от 8 до 12 лет. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа состоит из одного образовательного раздела – «Классический танец»: изучение основ классического танца. Обучение по данному разделу проходит на базовом уровне. Классический танец является одним из основных предметов специального цикла танцевальных дисциплин, неотъемлемой частью хореографического образования. Обучение классическому танцу совершенствует координацию движений, развивает все группы мышц, способствует укреплению мышечного аппарата. Помимо непосредственного практического изучения основ танца, содержание обучения включает в себя беседы об искусстве танца, в ходе которых обучающиеся знакомятся с историей развития хореографического искусства, различными направлениями хореографии, их взаимосвязями и отличительными чертами. Узнают об известных деятелях хореографического искусства, посещают концерты с выступлениями детских танцевальных коллективов, профессиональных танцевальных трупп с последующим обсуждением, сценическую практику (коллективные выступления перед зрителями). Программа нацелена на то, чтобы научить ребенка исполнять танец осмысленно, вдохновенно, музыкально и свободно. Чтобы через танец ребенок мог выражать не только настроение, но и внутреннее качество личности, черты характера. Группы 1-ого года обучения составляют дети в возрасте 8-9 лет, 2-ого года обучения – 9-10 лет, 3-4-ого годов обучения – 10-12 лет. Форма обучения: очная, а также обучение возможно с применением дистанционных технологий и электронного обучения. Программа, в зависимости от темы занятия, включает следующие формы работы: – индивидуально-групповая; – групповая; – фронтальная. Виды занятий: – практические занятия; – беседы; – самостоятельная работа; – контрольные занятия; – посещение спектаклей; – участие в концертах. Эффективными средствами реализации программы являются использование цифровых (электронных) образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий; экскурсий (историко-культурной, 6 научно-образовательной и патриотической тематики) и профессиональных проб в различных форматах. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: опрос, практическая работа, анализ проделанной работы, контроль выполнения упражнений, отчетный концерт. Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы. Цель программы – развитие и совершенствование творческого потенциала обучающихся, посредством изучения искусства классического танца. Для достижения данной цели определены следующие задачи. Задачи для 1-ого года обучения: Обучающие познакомить с терминологией, названиями и переводом всех исполняемых движений; научить исполнять основные движения классического экзерсиса; познакомить с творчеством известных классических танцовщиков; научить самостоятельно исполнять различные комбинации, как у станка, так и на середине зала. Развивающие научить координировать свои движения. Воспитательные развить стремление соответствовать нормам и правилам взаимодействия в группе; сформировать культуру общения с педагогами и другими обучающимися, дисциплину. Задачи для 2-ого года обучения: Обучающие познакомить с терминологией, названиями и переводом изучаемых движений; познакомить с творчеством известных хореографов XX века. Развивающие усовершенствовать исполнение движений; усовершенствовать навык самостоятельного исполнения различных комбинаций, как у станка, так и на середине зала; научить взаимодействовать в группе. Воспитательные научить критически относиться к своей работе и с уважением относиться к результатам работы своих товарищей; воспитать интерес к классическому танцу и хореографическому искусству в целом. Задачи для 3-его года обучения: 7 Обучающие познакомить с терминологией, названиями и переводом изучаемых движений; познакомить с творчеством известных хореографов XX века. Развивающие усовершенствовать исполнение движений; усовершенствовать навык самостоятельного исполнения различных комбинаций, как у станка, так и на середине зала; научить отличать музыку современных авторов от произведений композиторов классиков. Воспитательные научить сопереживать партнерам и ценить их; воспитать художественный вкус. Задачи для 4-ого года обучения: Обучающие познакомить с терминологией, названиями и переводом изучаемых движений; познакомить с творчеством известных хореографов XX века. Развивающие усовершенствовать исполнение движений; усовершенствовать навык самостоятельного исполнения различных комбинаций, как у станка, так и на середине зала; научить самостоятельно ориентироваться в музыкальном материале (темп, размер, характер). Воспитательные развить стремление к ведению здорового образа жизни; воспитать самостоятельность. Методы обучения. В основе преподавания используются методы, направленные на формирование хореографических навыков детей с учётом их физических возможностей: объяснительно-иллюстративные: методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивные методы обучения: учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; метод анализа и сравнения: при освоении материала занятия, обучающиеся должны научиться анализировать движения, находить логические связи между элементами, сравнивать особенности и нюансы выполнения движений, что способствует осознанному отношению к уроку; метод импровизации: выполняя задания на импровизацию, обучающиеся развивают воображение, мышление, инициативу, самостоятельность, развиваются духовно и творчески; задания на импровизацию помогают обучающимся впоследствии в раскрытии художественных образов в танцевальных композициях, самовыражении. 8 Работа с родителями. Работа с родителями занимает значимое место при реализации дополнительной общеобразовательной программы. Для того чтобы обучающиеся могли успешно заниматься, стать полноценными участниками в жизни Студии, необходима заинтересованность и постоянная поддержка их семей. Родители осуществляют сопровождение на конкурсы, спектакли, концерты, где выступают воспитанники Студии. Кроме того, оказывают посильную помощь при изготовлении костюмов, при выполнении домашнего задания обучающимися, становятся активными организаторами и участниками внутристудийных мероприятий. В течение года предусматривается проведение родительских собраний, индивидуальных встреч, бесед, открытых занятий, где можно наглядно проследить успехи своего ребёнка. Календарный учебный график № Основные п/п характеристики образовательного процесса 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения 4 год обучения 1 Количество учебных недель Количество часов в неделю 36 недель 36 недель 36 недель 36 недель 4 4 4 4 3 Количество часов 144 144 144 144 4 Недель I полугодия 15 15 15 15 5 Недель II полугодия 21 21 21 21 6 Дата начала обучения 15 сентября 15 сентября 15 сентября 15 сентября 7 Каникулы 31 декабря - 8 января 31 декабря - 8 31 декабря - 8 31 декабря - 8 января января января 8 Праздничные нерабочие дни 4.11, 23.02., 08.03.,01.05., 09.05. 4.11, 23.02., 08.03.,01.05., 09.05. 4.11, 23.02., 08.03.,01.05., 09.05. 4.11, 23.02., 08.03.,01.05., 09.05. 9 Окончание учебного года 31 мая 31 мая 31 мая 31 мая 2 УЧЕБНЫЙ ПЛАН Раздел 1 год обучения 2 год обучения 3-4 год обучения кол-во часов кол-во часов кол-во часов в в год 9 в в год в в год неделю неделю неделю Классический танец 4 144 4 144 4 144 Всего: 4 144 4 144 4 144 Общее количество часов на 4 года обучения Раздел Классический танец Всего: Кол-во лет обучения 4 10 Количество часов 576 576 Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы. Учебный (тематический) план 1 год обучения 1 2 3 Название раздела Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца: известные классические танцовщики Классический танец: экзерсис у станка Классический танец: экзерсис на середине и allegro Всего: 6 6 Опрос 72 72 66 66 144 Формы контроля 6 138 Практическая работа, контроль выполнения упражнений, анализ проделанной работы Практическая работа, контроль выполнения упражнений, анализ проделанной работы, концерт Формы промежут очной аттестаци и Отчетный концерт № п/п Количество часов обще теория практи е ка Теория и практика в процессе занятия интегрированы. Содержание раздела 1 года обучения Тема 1. Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца: известные классические танцовщики. Теория: Инструктаж по ТБ. Рассказ об известных классических танцовщиках: Михаил Барышников, Анна Павлова, Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Майя Плисецкая и др. Современные солисты крупнейших театров страны: Светлана Захарова, Евгения Образцова, Диана Вишнёва, Николай Цискаридзе, Семен Чудин, Денис Родькин и др. Показ соответствующей литературы: книги, журналы, пособия. Самостоятельная работа: написание доклада о любом известном танцовщике классического танца прошлых лет и о своем современнике. Тема 2. Классический танец: экзерсис у станка. Практика: Повторение изученных ранее базовых упражнений у станка с увеличением темпа и количества. Сочетание движений друг с другом. Знакомство с терминологией и методикой исполнения новых и уже проученных движений. Изучение: 11 - Перегибы корпуса назад и из стороны в сторону лицом к станку по I позиции; - Rond de jambe par terre (круг ногой по полу) en dehors и en dedans– это движение направлено на развитие тазобедренного сустава; - Passe par terre (проходить); - Sur le cou-de-pied – положение вытянутой стопы на щиколотке спереди или сзади опорной ноги; - Battement releve lent (медленный подъем) на 90° в сторону – плавный подъем ноги через скольжение по полу на 90°. Развивает шаг, силу бедра; - Grand battement jete (большой бросок) в сторону – бросокногина90°и выше. Развивает шаг активнее чем releve lent. Тема 3. Классический танец: экзерсис на середине и allegro. Практика: Перенос упражнений, проученных у станка, на середину зала (plie, battement tendu, battement tendu jete). - II Port de bras. Allegro. Закрепление ранее изученных прыжков, исполнение их в более быстром темпе. Изучение: - Pas echappe – движение состоящее из двух прыжков, во время которого ноги из закрытой V позиции переводятся в открытую II или IV и обратно в V; - Changement de pied – прыжок из V позиции в V с переменой ног в воздухе. Сочетания прыжков между собой. Учебный (тематический) план 2 год обучения Название раздела 1 Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца: XX век и его хореографы Классический танец: экзерсис у станка 2 3 Классический танец: экзерсис на середине и allegro Количество часов общее теория практи ка 12 12 66 66 66 66 12 Формы контроля Опрос Практическая работа, контроль выполнения упражнений, анализ проделанной работы Практическая работа, контроль выполнения упражнений, анализ проделанной Формы промежуточной аттестации Отчетный концерт № п/п Всего: 144 12 132 работы, концерт Теория и практика в процессе занятия интегрированы. Содержание раздела 2 год обучения Тема 1. Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца: XX век и его хореографы. Теория: Инструктаж по ТБ. Известные хореографы-постановщики 20 века: М. Фокин, Дж. Баланчин, Ю. Григорович, И. Килиан. Тема 2. Классический экзерсис у станка. Практика: Повторение изученных ранее базовых упражнений у станка с увеличением темпа и количества. Сочетания движений друг с другом. Знакомство с терминологией и методикой исполнения новых и уже проученных движений. Изучение: - Grand plie (глубокое приседание) – сгибание колен до предела, отрывая пятки от пола. Изучаем по I, II, V позициям; - Battement frappe (ударять) – исполняется резко и энергично, это приучает мышцы переключаться с мягких движений на быстрые; - Battement releve lent на 90° вперед и назад; - Grand battement jete вперед и назад. Тема 3. Классический экзерсис на середине и allegro. Практика: Перенос упражнений, проученных у станка, на середину зала (grand plie, battement frappe, battement releve lent, grand battement jete). Изучение: - Позыepaulement (определённое положение танцовщика, при котором фигура развёрнута в полоборота к зрителю): croisee (скрещенное), effacee (развёрнутое); - ПозыI, II arabesque (рабочая нога на полу); - Temps lie. Allegro. Закрепление ранее изученных прыжков, исполнение их в более быстром темпе, сочетания между собой. Изучение: - Sissonne simple; - Pas assemble; - Pas glissade. 13 Учебный (тематический) план 3 год обучения 1 2 3 Название раздела Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца: балет и современный танец Классический танец: экзерсис у станка Классический танец: экзерсис на середине и allegro Всего: Количество часов общее теория практи ка Формы контроля Опрос 16 16 60 60 68 68 144 Формы промежуто чной аттестаци и 16 128 Практическая работа, контроль выполнения упражнений, анализ проделанной работы Практическая работа, контроль выполнения упражнений, анализ проделанной работы, концерт Отчетный концерт № п/п Теория и практика в процессе занятия интегрированы. Содержание раздела 3 год обучения Тема 1. Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца: XX век и его хореографы. Теория: Инструктаж по ТБ. Известные хореографы-постановщики 20 века: Р. Пети, Дж. Ноймайер, К. Макмиллан. Тема 2. Классический экзерсис у станка. Практика: Повторение изученных ранее базовых упражнений у станка с увеличением темпа и количества. Усложнение построения комбинаций. Сочетания движений друг с другом. Работа над правильностью исполнения. Знакомство с терминологией и методикой исполнения новых и уже проученных движений. Изучение: - Battement fondu (тающий, текучий) – вырабатывает мягкость и эластичность приседания необходимую в прыжках; - Double battement frappe; - Petit battement (маленький) – вырабатывает быстрое, свободное владение нижней частью ноги; - Обводка на demi plie; - Полуповорот soutenu в 5 позиции на полупальцах; 14 - Demi rond на 90°. Тема 3. Классический экзерсис на середине и allegro. Практика: Перенос упражнений, проученных у станка, на середину зала (battement fondu, petit battement). - Изучение позы III arabesque; - Temps lie на 90°; - Подготовка и исполнение pirouette по IIи V позициям; - III port de bras, - Pas de bourree (набивать) – мелкие танцевальные шаги, исполняемые с переменой и без перемены ног во всех направлениях. Allegro. Закрепление ранее изученных прыжков, исполнение их в более быстром темпе, сочетание между собой, увеличение их количества. Изучение: - Pas jete (прыжок с двух ног на одну); - Sissonne fermee; - Double assemble; - Pas de basque; - Pas chasse. Учебный (тематический) план 4 год обучения 1 2 3 Название раздела Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца: балет и современный танец Классический танец: экзерсис у станка Классический танец: экзерсис на середине и allegro Всего: Количество часов обще теория практик е а Формы контроля Опрос 16 16 60 60 68 68 144 Формы промежуточн ой аттестации 16 128 Практическая работа, контроль выполнения упражнений, анализ проделанной работы Практическая работа, контроль выполнения упражнений, анализ проделанной работы, концерт Теория и практика в процессе занятия интегрированы. Содержание раздела 15 Отчетный концерт № п/ п 4 год обучения Тема 1. Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца: XX век и его хореографы. Теория: Инструктаж по ТБ. Известные хореографы-постановщики 20 века: М. Бежар, Дж. Роббинс, У. Форсайт, П. Лакотт, Б. Эйфман. Тема 2. Классический экзерсис у станка. Практика: Повторение изученных ранее базовых упражнений у станка с увеличением темпа и количества. Усложнение построения комбинаций. Сочетания движений друг с другом. Работа над правильностью исполнения. Повторение терминологии и методики исполнения движений. Повтор и усложнение: - Battement fondu – вырабатывает мягкость и эластичность приседания необходимую в прыжках; - Double battement frappe; - Petit battement – вырабатывает быстрое, свободное владение нижней частью ноги; - Обводка на demi plie; - Полуповорот soutenu в 5 позиции на полупальцах; - Demi rond на 90°. Тема 3. Классический экзерсис на середине и allegro. Практика: Перенос упражнений, проученных у станка, на середину зала. Повторение: - Поза III arabesque; - Temps lie на 90°; - Подготовка и исполнение pirouette по II и V позициям; - III port de bras, - Pas de bourree. Allegro. Закрепление ранее изученных прыжков, исполнение их в более быстром темпе, сочетание между собой, увеличение их количества. Усложнение: - Pas jete; - Sissonne fermee; - Double assemble; - Pas de basque; - Pas chasse. 16 Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1-ый год обучения Предметные результаты знают терминологию, названия и перевод всех исполняемых движений; умеют исполнять основные движения классического экзерсиса; знают о творчестве известных классических танцовщиков; умеют самостоятельно исполнять различные комбинации, как у станка, так и на середине зала. Метапредметные результаты умеют координировать свои движения. Личностные результаты стремятся соответствовать нормам и правилам взаимодействия в группе; сформирована культура общения с педагогами и другими обучающимися, дисциплина. 2-ой год обучения Предметные результаты знают терминологию, названия и перевод изученных движений; знают о творчестве известных хореографов XX века. Метапредметные результаты усовершенствовали исполнение движений; усовершенствовали навык самостоятельного исполнения различных комбинаций, как у станка, так и на середине зала; умеют взаимодействовать в группе. Личностные результаты умеют критически относиться к своей работе и с уважением относиться к результатам работы своих товарищей; проявляют интерес к классическому танцу и хореографическому искусству в целом. 3-ий год обучения Предметные результаты знают терминологию, названия и перевод изученных движений; знают о творчестве известных хореографов XX века. Метапредметные результаты усовершенствовали исполнение движений; усовершенствовали навык самостоятельного исполнения различных комбинаций, как у станка, так и на середине зала; умеют отличать музыку современных авторов от произведений композиторов классиков. Личностные результаты умеют сопереживать партнерам и ценить их; 17 имеют художественный вкус. 4-ый год обучения Предметные результаты знают терминологию, названия и перевод изученных движений; знают о творчестве известных хореографов XX века. Метапредметные результаты усовершенствовали исполнение движений; усовершенствовали навык самостоятельного исполнения различных комбинаций, как у станка, так и на середине зала; умеют самостоятельно ориентироваться в музыкальном материале (темп, размер, характер). Личностные результаты стремятся к ведению здорового образа жизни; самостоятельны. 18 Организационно-педагогические условия. Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение: для реализации программы необходим просторный, светлый танцевальный зал с зеркальными стенами, станки для занятий экзерсисом, инвентарь, репетиционный зал, костюмерная для хранения костюмов, фортепиано, нотный материал, магнитофоны, медиатека. Информационное обеспечение: аудио-, видео-, интернет источники. Кадровое обеспечение: педагоги со средним или высшим образованием, владеющие знаниями и умениями в различных видах хореографического искусства, обладающие знаниями в области педагогики и психологии. Одновременно с педагогом дополнительного образования, непосредственно осуществляющим реализацию образовательной программы, группы сопровождает концертмейстер. Для занятий необходимы концертмейстеры со средним или высшим образованием, легко владеющие инструментом, легко импровизирующие, чутко откликающиеся на задачи, поставленные педагогом. Организационное обеспечение: непрерывное обучение в ходе всего курса за исключением летних каникул. Методическое обеспечение программы. Для качественной реализации программы имеются методические материалы: 1. Программно-методические: 1. Методическая литература по хореографии; 2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа-студия современного танца «Движение». Классический танец. 2 ступень». 2. Опорные учебно-методические материалы: 1. Технологические карты учебных занятий; 2. Тематические списки информационных источников: справочная литература, видеоматериалы; 3. Диагностические материалы: 1. Программа педагогического мониторинга результативности освоения дополнительных образовательных программ; 2. Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий. Критерии их оценивания; 3. Заявления от родителей «общие сведения о ребенке»; 4. Контрольно-оценочные, разноуровневые тесты. 4. Иное: 1. Сценарии (отчетные концерты, концерты «Посвящение в танцоры»); 2. Этика поведения в школе-студии современного танца «Движение»; 19 3. Терминологический словарь классического танца. 4. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Способы определения результативности. С целью определения уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества образовательного процесса проводится педагогический мониторинг в течение всего периода обучения. Педагогический мониторинг включает три этапа диагностики: первичный, промежуточный и итоговый. Результаты педагогического мониторинга фиксируются в сводных таблицах. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится за счет аудиторного времени, предусмотренного в учебно-тематическом планировании. Формы аттестации/контроля и оценки, позволяющие определить достижение обучающимися планируемых результатов по программе: практическая работа; опрос; контроль выполнения упражнений; анализ проделанной работы; концерт. Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в начале и в конце учебного года. Мониторинг результативности освоения предметной составляющей производится после завершения каждого этапа программы. Критериями оценки предметных результатов освоения программы служат: владение основами хореографии (пластика, сила, растянутость, гибкость); степень освоения танцевальных движений (хореографическая память, исполнительское мастерство); знание терминологии танцевальных движений; умение взаимодействовать в коллективе; ответственность; эстетическое развитие. Формы контрольно-оценочных материалов Форма Что № контрольноКраткая характеристика формы представляется в п/п оценочного УМК материала Продукт самостоятельной работы Темы рефератов, обучающегося, представляющий докладов, собой краткое изложение в презентаций. письменном или электронном виде Списки литературы, полученных результатов ссылки на 20 1 2 Реферат, доклад, презентация Тест теоретического анализа определенной темы, где автор раскрывает суть изучаемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. источники. План (алгоритм) работы над докладом, сообщением. Критерии Позволяет оценить уровень умения оценивания. работать с источниками, анализировать, структурировать и предъявлять информацию. Уровень самостоятельности. Система стандартизированных Контрольнозаданий, позволяющая оценочные, автоматизировать процедуру разноуровневые измерения уровня знаний и умений тесты. обучающегося. В процессе обучения применяются как групповые, так и индивидуальные формы контроля освоения программы. Индивидуальными формами контроля на занятии являются: показ экзерсисов у станка и на середине зала; проведение индивидуальных отчетов с демонстрацией танцевальных возможностей обучающегося и оценкой пластической выразительности, музыкальности и артистизма исполнения. Групповыми формами контроля являются: демонстрация танцевальных комбинаций; проведение итоговых занятий; отчетные концерты; участие в конкурсах и фестивалях. Промежуточная аттестация результатов освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы. Промежуточная аттестация обучающихся проводится после каждого года обучения, с целью контроля над успеваемостью обучающихся и определяет успешность развития обучающегося и освоение им дополнительной общеобразовательной программы на определенном этапе обучения. При прохождении промежуточной аттестации обучающиеся демонстрируют знания, умения и навыки в соответствии с программным материалом, в том числе: знание терминологии; умение исполнять различные движения и комбинации классического танца; знание средств создания образа в хореографии; 21 знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств; умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца; умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств; умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений; навыки музыкально-пластического интонирования; навыки публичных выступлений; наличие кругозора в области хореографического искусства и культуры. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме отчетного концерта. Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения программы служат: 1. Контрольно-оценочные, разноуровневые тесты. 2. Программа педагогического мониторинга результативности освоения дополнительных образовательных программ. 22 Список литературы 1. Андрусенко Л.С. Работа над танцевальной образностью с воспитанниками младшего школьного возраста / Искусство и образование. 2008. № 6. 2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст]:учебник для индустриально-педагог. техникумов и для студентов инженернопедагогических специальностей / Безрукова В.С. - Екатеринбург: Изд-во Деловая книга, 1999. – 119 с. 3. Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ / Л. Н. Буйлова /Молодой ученый. – 2015. -№ 15. – с. 567 – 572. 4. Ваганова А.Я. Основы классического танца [Текст]: учебник для вузов / Ваганова А.Я. – Санкт-Петербург: Изд-во Лань, 2003. – 192 с. 5. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 – р. 6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. – Москва ТЦ Сфера, 2001. – 464 с. 7. Мельников В.М. Психология [Текст]: учебник для институтов физической культуры / Мельников В.М. – Москва: Изд-во Физкультура и спорт, 1987 – 367 с. 8. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника. [Текст]: учебное пособие / Никитин В.Ю. – Москва: Издательский дом «Один из лучших», 2004 – 414 с. 9. Никитин В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце // МоскваСПб-Краснодар: Изд-во «Планета музыки», 2017 – 517 с. 10. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - М.: 2013. – 238 с. Список литературы для обучающихся и родителей 1. Андрусенко Л.С. Формирование исполнительской культуры в детских хореографических коллективах (история и современность) // Искусство в школе. 2008. № 2. С. 63-67. 2. Ансари М., Ларк Л. Йога для начинающих // Москва-СПб.: Изд-во Диля, 2009 – 95 с. 3. Никитин В.Ю., Кузнецов Е.А. Партерный тренаж // Москва: Изд-во «Век информации», 2018 – 259 с. 4. Хаас Ж.Г. Анатомия танца // Минск: Изд-во «Попурри», 2011 – 200 с. 23 Справочная литература 1. Энциклопедия балета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ballet-enc.ru/. 2. Психологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.persev.ru/psychological_dictionary. 3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю, Шведова. – 4-е изд., доп. – Москва: Азбуковник, 1999. – 944 с. 24