Школа-студия современного танца Движение. «Джазовый танец. 3 ступень»

Муниципальное
Автономное учреждение
Дополнительного образования
Городской Дворец творчества детей и молодежи
Одаренность и технологии»

Рассмотрено

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом
МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность
и технологии»
Протокол № 1 от 29.08.2024

Приказом директора МАУ ДО ГДТДиМ
«Одаренность и технологии»
от 29.08.2024 № 185-од
_________________________А.Г. Гагауз

Школа-студия современного танца «Движение».
Джазовый танец. 3 ступень
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей от 13 до 18 лет, срок реализации – 4 года
художественная направленность

Автор-составитель:
Киселёва Ольга Александровна
педагог дополнительного образования,
высшей квалификационной категории

Екатеринбург
2024

Пояснительная записка.
В условиях модернизации образования, необходимым результатом
дополнительного образования является формирование личностных качеств
обучающихся, которые будут способствовать их позитивной социализации,
успеху в профессиональной и личностной сфере. В системе воспитания детей
огромную роль играет искусство хореографии. Занятия танцевальным
искусством развивает артистизм, творческую интуицию и эмоциональность.
Кроме того, занятия хореографией помогают становлению таких качеств
ребёнка как трудолюбие, чувство ответственности и взаимопомощи,
дисциплинированность, помогают организовать его свободное время,
приобщают к здоровому образу жизни.
Данная программа является частью комплекса дополнительных
общеразвивающих программ, реализуемых в объединении, школа-студия
современного танца «Движение».
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Школа - студия современного танца
«Движение». Джазовый танец. 3 ступень», по содержанию является
художественной, по форме организации – студийной.
Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р (с
изменениями));
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);
5. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
2

9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (с изменениями);
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (с изменениями);
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом (с изменениями и дополнениями);
13. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N
761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и
патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до
2035 года»;
14. Устав и иные локальные нормативные акты МАУ ДО ГДТДиМ
«Одаренность и технологии».
Актуальность.
Актуальность программы обусловлена информационной перегрузкой и
гиподинамией современных детей, вызывающих проблемы снятия умственного
и психологического напряжения.
Программа «Школа-студия современного танца «Движение». Джазовый
танец. 3 ступень» ориентирована на социальный заказ, потребности родителей
и обучающихся. Она направлена на развитие физической активности
обучающихся, что в условиях промышленного мегаполиса является
актуальным для формирования здорового поколения. Программа развивает
качества личности, способной самостоятельно планировать и реализовывать
эффективную деятельность, осуществлять ее контроль и коррекцию, развивает
творческую и познавательную активность, готовность к продуктивному
взаимодействию, а также помогает воспитать уверенность в себе, развить
выразительность и координацию движений, научиться двигаться в
соответствии с художественными образами. Это необходимо не только для
сценических выступлений, но и для воспитания культуры здорового образа
жизни современного человека.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное
образование детей направлено на формирование и развитие творческих
способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном, нравственном совершенствовании, а также выявление и
поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
3

Программа ориентирована на решение одной из основных задач
реализации направления стратегии социально-экономического развития
Свердловской области на 2016-2030 года - создание комфортной среды для
жизни жителей Свердловской области, что реализуется через создание условий
для развития творческого потенциала населения.
При разработке программы были учтены современные задачи развития
образования, закрепленные в Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года, которая определяет в качестве целей развития
дополнительного образования создание условий для самореализации и развития
талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой
и социально ответственной личности. Содержание и механизмы освоения
программы, в том числе направлены на: формирование у детей и молодежи
общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской
ответственности; формирование функциональной грамотности и навыков,
повышающих качество образовательных результатов у детей, испытывающих
трудности в освоении основных общеобразовательных программ; поддержку
профессионального самоопределения, формирование навыков планирования
карьеры обучающимися.
Отличительные особенности программы.
Данная программа является частью комплекса дополнительных
общеразвивающих программ, реализуемых в объединении, школа-студия
современного танца «Движение».
Отличительной особенностью программы является применение проектной
технологии в учебно-воспитательном процессе, что в свою очередь, позволяет
органично использовать разнообразные методы и средства обучения, для
решения образовательных задач с обучающимися. Ярким примером является
проект «Жизнь в танце», объединяющий цикл внутристудийных конкурсов,
включающий в себя следующие мероприятия:
 Конкурс рисунков;
 Конкурс стихотворений;
 Конкурс фотографий;
 Конкурс детских хореографических миниатюр «Дорога к танцу».
Внутристудийный конкурс «Дорога к танцу», направлен на содействие
развитию танцевального искусства путем создания условий для реализации
творческого потенциала детей. В данном конкурсе обучающиеся
самостоятельно разрабатывают идею постановки, подбирают музыкальный
материал, выбирают танцовщиков, продумывают лексику, костюмы и
завершают свою работу постановкой законченного номера.
Педагогическая целесообразность.
Данная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа педагогически целесообразна, т.к. при её реализации используются
современные
образовательные
технологии
индивидуализированного,
личностно-ориентированного, проектного и дифференцированного обучения,
технология сотрудничества, интегрированные занятия с элементами
4

импровизации, подготовка и участие в конкурсных мероприятиях различного
уровня. Данная модель педагогической деятельности позволяет адаптировать
содержание программы к индивидуальным особенностям обучающихся,
помогает осваивать программу в оптимальном темпе для каждого и
способствует достижению высоких результатов обучающихся с разным
стартовым уровнем хореографических возможностей.
При реализации программы, используются следующие педагогические
идеи, ценности и принципы обучения:
 Преемственность. После изучения элементарных движений танца задания
постепенно усложняются.
 Систематичность. Соблюдение дидактического принципа «от простого к
сложному», осознанное отношение обучающихся к средствам танцевальной
выразительности, овладение языком движений. Обучению их этому языку,
способствует пониманию значений этих движений, приобретению умения с их
помощью выражать отношение, настроение.
 Доступность. Изучаемый материал доступен обучающимся, это формирует
чувство уверенности в себе, адекватную самооценку, поддерживает интерес к
изучаемому материалу.
 Разнообразие. Разнообразие материала позволяют сохранить постоянное
внимание обучающихся и способствуют сохранению темпо-ритма занятия.
Адресность программы. Программа ориентирована на школьный возраст
обучающихся от 13 до 18 лет, с учётом психофизиологических особенностей
данных возрастных категорий.
Возрастные особенности обучающихся.
Детский возраст от 13 до 14 лет характеризуется интенсивным ростом и
увеличением размеров тела. У детей среднего школьного возраста достаточно
высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности,
силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются
скоростные способности и выносливость. Повышенная активность и
повышенная утомляемость одновременно. Значительный рост энергии и
некоторое снижение работоспособности.
Обучающиеся данного возрастного периода отличаются повышенной
эмоциональностью. Резко возрастает значение коллектива. Заметно
проявляется стремление к самостоятельности и независимости, к активной
практической деятельности.
У обучающихся 15-18 лет опорно-двигательный аппарат способен
выдерживать значительные статические напряжения и выполнять длительную
работу, что обусловлено нервной регуляцией, строением, химическим составом
и сократительными свойствами мышц. Мышцы развиваются равномерно и
быстро, в связи, с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этот
период физическая подготовка в основном направлена на развитие быстроты,
скоростно-силовых качеств, силы и специальной выносливости.
В этом возрасте уже складываются собственные моральные установки и
требования. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы
к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную
5

подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Стремятся к
социальному утверждению. В этот период дети резко взрослеют, их решения
становятся более взвешенными, они начинают задумываться о будущем, в
частности, о выборе профессии.
Принципы формирования учебных групп. На обучение по
дополнительной общеобразовательной программе принимаются дети, не
имеющие противопоказаний по состоянию здоровья для занятий хореографией.
Количество детей в группах: 10-16 человек.
Режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 акад. часа.
Итого в неделю: 4 часа.
Итого в год: 144 часа.
Общий
объем
часов
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе «Школа-студия современного танца
«Движение». Джазовый танец. 3 ступень» составляет 576 часов.
Срок освоения программы: 144 недели, 36 месяцев, 4 года.
Уровень программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа-студия современного танца «Движение». Джазовый танец. 3
ступень» построена в соответствии с продвинутым уровнем сложности –
используются формы организации материала, обеспечивающие доступ к
сложным (узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках
содержательно-тематического направления программы. Также осуществляется
углубленное изучение содержания программы и доступ к около
профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательнотематического направления программы.
Организация образовательного процесса (сроки реализации программы).
Программа рассчитана на 4 года обучения, для детей в возрасте от 13 до 18
лет.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
состоит из одного образовательного раздела – «Джазовый танец»: изучение
основ джазового танца и различных его техник. Обучение по данному разделу
проходит на продвинутом уровне. Занятия джазовым танцем развивают
пластичность и чувство ритма, его отличительная черта – это свободная
пластика тела, гармония движений, баланс, изоляция движений отдельных
частей тела. Джаз необходим для развития координации и умения точно
воспроизводить желаемое движение.
Помимо непосредственного практического изучения основ танца,
содержание обучения включает в себя беседы об искусстве танца, в ходе
которых обучающиеся знакомятся с историей развития хореографического
искусства, различными направлениями хореографии, их взаимосвязями и
отличительными чертами. Узнают об известных деятелях хореографического
искусства, посещают концерты с выступлениями детских танцевальных
коллективов, профессиональных танцевальных трупп с последующим
6

обсуждением, сценическую практику (коллективные выступления перед
зрителями).
Программа нацелена на то, чтобы научить ребенка исполнять танец
осмысленно, вдохновенно, музыкально и свободно. Чтобы через танец ребенок
мог выражать не только настроение, но и внутреннее качество личности, черты
характера.
Группы 1-2 года обучения составляют дети в возрасте 13-15 лет, 3-4года
обучения – 16-18 лет.
Форма обучения: очная, а также обучение возможно с применением
дистанционных технологий и электронного обучения. Программа, в
зависимости от темы занятия, включает такие формы работы:
–
индивидуально-групповая;
–
групповая;
–
фронтальная.
Виды занятий:
- практические занятия;
- беседы;
- самостоятельная работа;
- мастер-классы;
- контрольные занятия;
- посещение спектаклей;
- участие в концертах;
- участие в конкурсах и фестивалях.
Эффективными
средствами
реализации
программы
являются
использование цифровых (электронных) образовательных ресурсов и
дистанционных образовательных технологий; экскурсий (историко-культурной,
научно образовательной и патриотической тематики) и профессиональных проб
в различных форматах.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы: опрос, практическая работа, анализ проделанной работы,
контроль выполнения упражнений, контроль выполнения творческого задания,
исполнение этюдов и комбинаций, открытое занятие, внутристудийный
конкурс, отчетный концерт.

7

Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы.
Цель программы – развитие и совершенствование творческого
потенциала обучающихся, посредством углубленного изучения искусства
джазового танца.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
Обучающие
 познакомить с основными предпосылками развития джазового танца в
наши дни;
 познакомить с многообразием видов джазового танца;
 познакомить с основными частями построения композиции;
 научить исполнять развернутые танцевальные номера;
 научить импровизировать;
 познакомить с основными частями построения танцевального занятия;
 научить самостоятельно продумывать танцевальное занятие.
Развивающие
 дать навыки самостоятельной работы над поставленной задачей;
 дать навыки анализа увиденных танцевальных выступлений, анализа
своих хореографических работ;
 дать навыки эффективного взаимодействия в коллективе;
 развить чувство ответственности за результат коллектива.
Воспитательные
 научить осознавать необходимость постоянной работы над собой для
достижения более высоких результатов, необходимость постоянного
развития;
 научить анализировать свои успехи и неудачи;
 развить умение постановки перед собой конкретных целей и научить
находить способы их достижения;
 научить работать в коллективе, понимать окружающих и доверять им;
 развить чувство гордости и сопричастности с коллективом, учреждением.
Занятия ориентированы на достижение определённого результата, поэтому
проводятся по подгруппам. Работа по подгруппам обусловлена
необходимостью уделить внимание педагога каждому ребенку, основываясь на
его физических данных, восприятии материала, эмоциональном состоянии.
Также деление на подгруппы необходимо для эффективной работы над
сольными номерами, дуэтами, трио, для подготовки детей к конкурсам,
массовым мероприятиям, для репетиций отдельных комбинаций с
ограниченным количеством участников, где требуется тщательная техническая
проработка.
Методы обучения.
В основе преподавания используются методы, направленные на
формирование хореографических навыков детей с учётом их физических
возможностей:
8

 объяснительно-иллюстративные: методы обучения, при использовании
которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
 репродуктивные методы обучения: учащиеся воспроизводят полученные
знания и освоенные способы деятельности;
 метод анализа и сравнения: при освоении материала занятия, обучающиеся
должны научиться анализировать движения, находить логические связи между
элементами, сравнивать особенности и нюансы выполнения движений, что
способствует осознанному отношению к уроку;
 метод импровизации: выполняя задания на импровизацию, обучающиеся
развивают воображение, мышление, инициативу, самостоятельность,
развиваются духовно и творчески; задания на импровизацию помогают
обучающимся впоследствии в раскрытии художественных образов в
танцевальных композициях, самовыражении.
Работа с родителями.
Работа с родителями занимает значимое место при реализации
дополнительной общеобразовательной программы. Для того чтобы
обучающиеся могли успешно заниматься, стать полноценными участниками в
жизни Студии, необходима заинтересованность и постоянная поддержка их
семей. Родители осуществляют сопровождение на конкурсы, спектакли,
концерты, где выступают воспитанники Студии. Кроме того, оказывают
посильную помощь при изготовлении костюмов, при выполнении домашнего
задания обучающимися, становятся активными организаторами и участниками
внутристудийных мероприятий. В течение года предусматривается проведение
родительских собраний, индивидуальных встреч, бесед, открытых занятий, где
можно наглядно проследить успехи своего ребёнка.
Календарный учебный график
№ Основные
п/п характеристики
образовательного
процесса

1 год обучения

2 год
обучения

3 год
обучения

4 год
обучения

1

Количество учебных
недель
Количество часов в
неделю

36 недель

36 недель

36 недель

36 недель

4

4

4

4

3

Количество часов

144

144

144

144

4

Недель I полугодия

15

15

15

15

5

Недель II полугодия

21

21

21

21

6

Дата начала обучения 15 сентября

15 сентября

15 сентября

15 сентября

7

Каникулы

31 декабря - 8 31 декабря - 8 31 декабря - 8
января
января
января

2

31 декабря - 8
января
9

8

Праздничные
нерабочие дни

4.11, 23.02.,
08.03.,01.05.,
09.05.

4.11, 23.02.,
08.03.,01.05.,
09.05.

4.11, 23.02.,
08.03.,01.05.,
09.05.

4.11, 23.02.,
08.03.,01.05.,
09.05.

9

Окончание учебного
года

31 мая

31 мая

31 мая

31 мая

Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Раздел

1-2 год обучения

3-4 год обучения

кол-во часов

кол-во часов

в неделю

в год

в неделю

в год

Джазовый танец

4

144

4

144

Всего:

4

144

4

144

Общее количество часов на 4 года обучения
Раздел
Джазовый танец
Всего:

Кол-во лет обучения
4

10

Количество часов
576
576

Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы.
Учебный (тематический) план
1-2 года обучения
Название темы

1

Инструктаж по ТБ. Беседы об
искусстве танца. Джазовый
танец: взгляд в историю
Джазовый танец

2

Количество часов
общее теория практик
а
4

4

Опрос

34

34

3

Кросс, учебно-танцевальные
и танцевальные комбинации
на середине зала

36

36

4

Разновидности джаз-танца:
contemporary jazz

20

20

5

Постановка и репетиции
хореографических
композиций

44

44

6

Просмотр видеоматериалов
Всего:

6
144

6
10

Формы
контроля

134

Практическая
работа,
контроль
выполнения
упражнений,
анализ
проделанной
работы
Практическая
работа,
контроль
выполнения
упражнений,
анализ
проделанной
работы
Практическая
работа,
контроль
выполнения
упражнений
Исполнение
этюдов и
комбинаций,
анализ
проделанной
работы,
концерт
Опрос

Формы
промежуточн
ой
аттестации

Отчетный концерт

№
п/п

Теория и практика в процессе занятия интегрированы.
Содержание раздела
1-2 года обучения
Тема 1. Инструктаж по ТБ. Джазовый танец: взгляд в историю.
11

Теория: Инструктаж по ТБ. Синтез джаза с другими танцевальными
направлениями.
Тема 2. Джазовый танец.
Практика: Увеличение темпа и количества проученных ранее движений.
Сложные сочетания движений друг с другом.
Изучение:
- Lay out front – положение, при котором нога, открытая на 90°, и торс
составляют одну прямую линию;
- Tilt – поза, в которой торс отклоняется, а рабочая нога поднимается на 90° и
выше в противоположном направлении;
- Fan kick–grand battement из диагонали в диагональ;
- Падения (knee slide, shoulder fall);
- Повороты на месте (compass turn, knee turn).
Понятие «полицентрия» (движение различных частей тела независимо
друг от друга, с различной скоростью, с разной амплитудой и направлением).
Тема 3. Кросс и учебно-танцевальные комбинации на середине зала.
Практика: Длинные танцевальные комбинации в различных стилях
джазового танца. Работа над музыкальностью и эмоциональностью
исполнения.
Кросс:
- Прыжки (coffee grinder, stag leap, barrel jump);
- Туры с прыжком;
- Pas de bourree turn;
- Grand battement jete с продвижением с добавлением полупальцев;
- Drag step.
Усложнение туров и прыжков, увеличение их количества. Учебнотанцевальные и танцевальные комбинации с продвижением по классу.
Учебно-танцевальные комбинации на середине зала:
- Plie;
- Battement tendu;
- Battement tendu jete;
- Rond de jambe par terre;
- Battement fondu;
- Adajio;
- Grand battement jete.
Тема 4. Разновидности джаз-танца: contemporary jazz.
Практика: Знакомство с основными элементами и движениями этого
направления джаз-танца.
Тема 5. Постановка и репетиции хореографических композиций.
Практика: Подбор музыки и сюжета для нового номера. Разучивание
лексики и рисунка. Работа над точностью исполнения и эмоциональностью.
Репетиции в костюмах. Выступление на сцене.
Участие обучающихся во внутристудийном конкурсе хореографических
миниатюр «Дорога к танцу». Зарождение идеи постановки, подбор
12

музыкального материала, выбор танцовщиков, придумывание лексики,
продумывание костюма, постановка законченного номера.
Цикл внутристудийных конкурсов, объединенных одной темой –
«Жизнь в танце», который включает в себя следующие мероприятия:
- конкурс рисунков;
- конкурс стихотворений;
- конкурс фотографий.
Тема 6. Просмотр видеоматериалов.
Теория: Bob Fosse американский хореограф, танцор, режиссёр театра и кино,
сценарист, актёр. Просмотр постановок Боба Фосса и других бродвейских
хореографов с последующим обсуждением.
Учебный (тематический) план
3-4 года обучения

1

2

3

4

5

Название темы
Инструктаж по ТБ.
Беседы об искусстве
танца. Джазовый
танец: взгляд в
историю
Джазовый танец

Кросс, учебнотанцевальные и
танцевальные
комбинации на
середине зала

Разновидности джазтанца: лирический
джаз
Постановка и
репетиции
хореографических
композиций

Количество часов
общее теория практика

Формы
контроля
Опрос

4

Формы
промежуточно
й аттестации

4

34

34

36

36

20

20

44

44

13

Практическая
работа,
контроль
выполнения
упражнений,
анализ
проделанной
работы
Практическая
работа,
контроль
выполнения
упражнений,
анализ
проделанной
работы
Практическая
работа,
контроль
выполнения
упражнений
Исполнение
этюдов и
комбинаций,
анализ
проделанной

Отчетный концерт

№
п/п

6

Просмотр
видеоматериалов
Всего:

6

6

144

10

работы,
концерт
Опрос
134

Теория и практика в процессе занятия интегрированы.
Содержание раздела
3-4 года обучения
Тема 1. Инструктаж по ТБ. Джазовый танец: взгляд в историю.
Теория: Инструктаж по ТБ. Развитие джазового танца в наши дни.
Тема 2. Джазовый танец.
Практика: Увеличение темпа и количества проученных ранее движений.
Сложные сочетания движений друг с другом.
Изучение:
- Deep body bend – наклон торсом вперед ниже 90°;
- Deep contraction – сильное сжатие в центр тела, включающее в себя все
части корпуса;
- Hinge–положение, при котором прямой, без изгибов, торс отклоняется назад
на максимальное расстояние, колени согнуты, стопы на полупальцах;
- Jackknife–положение корпуса, при котором торс наклоняется вперед, спина
прямая, опора на руки, колени вытянуты, ноги во второй параллельной
позиции, пятки не отрываются от пола;
- Jellyroll – движение пелвисом, состоящее из мелкого сокращения мышц с
одновременным небольшим поворотом пелвиса вправовлево (синоним-шейк пелвиса);
- Jerk position –позиция рук, при которой локти сгибаются и немного
отводятся назад, за грудную клетку, предплечья располагаются параллельно
полу;
- Low back–округление позвоночника в пояснично-грудном отделе;
- Prance–движение для развития подвижности стопы, состоящее из быстрой
смены положения «на полупальцах» и point;
- Shimmi – спиральное, закручивающееся движение пелвисом вправо и влево;
- Thrust–резкий рывок грудной клеткой или пелвисом вперед, в сторону или
назад;
- Sundari – движение головы, заключающееся в смещении шейных позвонков
вправо-влево и вперед-назад;
- Jete fouette.
Понятие «полиритмия» (движения центров в различных ритмических
рисунках, метрически независимо друг от друга). Роль ритма в джазе. Beat и
offbeat.
Тема 3. Кросс и учебно-танцевальные комбинации на середине зала.

14

Практика: Длинные танцевальные комбинации в различных стилях
джазового танца. Работа над музыкальностью и эмоциональностью
исполнения.
Кросс:
- Tour chaines;
- Hitch kick – pas de chat.
Усложнение туров и прыжков, увеличение их количества. Учебнотанцевальные и танцевальные комбинации с продвижением по классу.
Учебно-танцевальные комбинации на середине зала:
- Plie;
- Battement tendu;
- Battement tendu jete;
- Rond de jambe par terre;
- Battement fondu;
- Adajio;
- Grand battement jete.
Тема 4. Разновидности джаз-танца: лирический джаз.
Практика: Знакомство с основными элементами и движениями этого
направления джаз-танца.
Тема 5. Постановка и репетиции хореографических композиций.
Практика: Подбор музыки и сюжета для нового номера. Разучивание
лексики и рисунка. Работа над точностью исполнения и эмоциональностью.
Репетиции в костюмах. Выступление на сцене.
Теория: Основные разделы занятия: разогрев, parterre, комбинации на
середине зала, комбинации с продвижением, танцевальные комбинации,
импровизация, растяжка.
Практика:
Формирование
навыков
самостоятельной
разработки
танцевального урока:
1 этап – разработка одной учебной комбинации;
2 этап – разработка одной танцевальной комбинации;
3 этап – разработка полноценного урока.
Формы контроля и оценки: обсуждение с участниками урока, обсуждение с
педагогом-куратором.
Участие обучающихся во внутристудийном конкурсе хореографических
миниатюр «Дорога к танцу». Зарождение идеи постановки, подбор
музыкального материала, выбор танцовщиков, придумывание лексики,
продумывание костюма, постановка законченного номера.
Цикл внутристудийных конкурсов, объединенных одной темой –
«Жизнь в танце», который включает в себя следующие мероприятия:
- конкурс рисунков;
- конкурс стихотворений;
- конкурс фотографий.
Тема 6. Просмотр видеоматериалов.
15

Теория: Bob Fosse – американский хореограф, танцор, режиссёр театра и
кино, сценарист, актёр. Просмотр постановок Боба Фосса и других
бродвейских хореографов с последующим обсуждением.
Планируемые результаты освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Предметные результаты
 знают основные предпосылки развития джазового танца в наши дни;
 знают многообразие видов джазового танца;
 знают основные части построения композиции;
 умеют исполнять развернутые танцевальные номера;
 умеют импровизировать;
 знают основные части построения танцевального занятия;
 умеют самостоятельно продумывать танцевальное занятие.
Метапредметные результаты
 имеют навыки самостоятельной работы над поставленной задачей;
 имеют навыки анализа увиденных танцевальных выступлений, анализа
своих хореографических работ;
 имеют навыки эффективного взаимодействия в коллективе;
 имеют чувство ответственности за результат коллектива.
Личностные результаты
 осознают необходимость постоянной работы над собой для
достижения более высоких результатов, необходимость постоянного
развития;
 умеют анализировать свои успехи и неудачи;
 умеют ставить перед собой конкретные цели и находить способы их
достижения;
 умеют работать в коллективе, понимать окружающих и доверять им;
 имеют чувство гордости и сопричастности с коллективом,
учреждением.

16

Организационно-педагогические условия.
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение: для реализации программы
необходим просторный, светлый танцевальный зал с зеркальными стенами,
станки для занятий экзерсисом; инвентарь; репетиционный зал, костюмерная
для хранения костюмов, фортепиано, нотный материал, магнитофоны,
медиатека.
Информационное обеспечение: аудио-, видео-, интернет источники.
Кадровое обеспечение: педагоги со средним или высшим образованием,
владеющие знаниями и умениями в различных видах хореографического
искусства, обладающие знаниями в области педагогики и психологии.
Организационное обеспечение: непрерывное обучение в ходе всего 4-х
летнего курса за исключением летних каникул.
Методическое обеспечение программы.
Для качественной реализации программы имеются методические
материалы:
1. Программно-методические:
1. Методическая литература по хореографии;
2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Школа-студия современного танца «Движение».
Джазовый танец.3 ступень».
2. Опорные учебно-методические материалы:
1. Технологические карты учебных занятий;
2. Тематические списки информационных источников: справочная
литература, видеоматериалы;
3. Диагностические материалы:
1. Программа педагогического мониторинга результативности
освоения дополнительных образовательных программ;
2. Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий.
Критерии их оценивания;
3. Заявления от родителей «общие сведения о ребенке»;
4. Контрольно-оценочные, разноуровневые тесты.
4. Иное:
1. Сценарии (отчетные концерты, концерты «Посвящение в
танцоры»);
2. Этика поведения в школе-студии современного танца
«Движение»;
3. Терминологический словарь джазового танца.

17

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Способы определения результативности.
С
целью
определения
уровня
освоения
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы, а также для повышения
эффективности и улучшения качества образовательного процесса проводится
педагогический мониторинг в течение всего периода обучения.
Педагогический мониторинг включает три этапа диагностики: первичный,
промежуточный и итоговый. Результаты педагогического мониторинга
фиксируются в сводных таблицах. Текущий контроль успеваемости
обучающихся проводится за счет аудиторного времени, предусмотренного в
учебно-тематическом планировании.
Формы аттестации/контроля и оценки, позволяющие определить
достижение обучающимися планируемых результатов по программе:
 практическая работа;
 опрос;
 контроль выполнения упражнений;
 анализ творческих работ;
 анализ проделанной работы.
Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в
начале и в конце учебного года. Мониторинг результативности освоения
предметной составляющей производится после завершения каждого этапа
программы.
Критериями оценки предметных результатов освоения программы
служат:
 владение основами хореографии (пластика, сила, растянутость, гибкость);
 степень освоения танцевальных движений (хореографическая память,
исполнительское мастерство, стремление и умение импровизировать);
 знание терминологии танцевальных движений;
 умение взаимодействовать в коллективе;
 ответственность;
 эстетическое развитие.
Формы контрольно-оценочных материалов
Форма
№
контрольноЧто представляется
Краткая характеристика формы
п/п
оценочного
в УМК
материала
Конечный продукт, получаемый в Темы групповых
результате планирования и
и/или
выполнения комплекса учебных и индивидуальных
исследовательских заданий.
проектов.
Позволяет оценить умения
обучающихся самостоятельно
конструировать свои знания в
18

Методические
рекомендации для
участников

Проект
1

2

Реферат, доклад,
презентация

3

Творческое
задание

4

Тест

процессе решения практических
задач и проблем, работать с
источниками информации, уровень
творческих способностей, умение
планировать деятельность и
достигать результата. Может
выполняться в индивидуальном
порядке или группой обучающихся
(умение взаимодействовать в
команде).
Продукт самостоятельной работы
обучающегося, представляющий
собой краткое изложение в
письменном или электронном виде
полученных результатов
теоретического анализа
определенной темы, где автор
раскрывает суть изучаемой
проблемы, приводит различные
точки зрения, а также собственные
взгляды на нее.

Внутристудийного
конкурса детских
хореографических
миниатюр «Дорога к
танцу», заявка на
участие в конкурсе.
Критерии
оценивания.
Контрольные листы
экспертов.

Темы рефератов,
докладов,
презентаций. Списки
литературы, ссылки
на источники.

План (алгоритм)
работы над
докладом,
сообщением.
Позволяет оценить уровень умения
Критерии
работать с источниками,
оценивания.
анализировать, структурировать и
предъявлять информацию.
Уровень самостоятельности.
Частично регламентированное
задание, имеющее нестандартное
решение и позволяющее
диагностировать умения
Темы групповых
и/или
интегрировать знания различных
областей, творческий подход,
индивидуальных
умение аргументировать
творческих заданий.
собственную точку зрения,
Критерии
взаимодействовать в коллективе.
оценивания.
Может выполняться в
индивидуальном порядке или
группой обучающихся.
Система стандартизированных
Контрольнозаданий, позволяющая
оценочные,
автоматизировать процедуру
разноуровневые
измерения уровня знаний и умений тесты.
19

5

Внутригруппово
й конкурс

обучающегося.
Теоретическое, практическое или
творческое задание (комплекс
заданий), предполагающее
соревновательный аспект. Может
выполняться в индивидуальном
порядке или группой
обучающихся.

Критерии оценки
(Положение о
конкурсе), протокол.

В процессе обучения применяются как групповые, так и
индивидуальные формы контроля освоения программы.
Индивидуальными формами контроля на занятии являются:
 показ экзерсиса на середине зала;
 проведение индивидуальных отчетов с демонстрацией танцевальных
возможностей обучающегося и оценкой пластической выразительности,
музыкальности и артистизма исполнения.
Групповыми формами контроля являются:
 демонстрация танцевальных комбинаций;
 исполнение разученных номеров;
 проведение итоговых занятий по джазовому танцу;
 отчетные концерты;
 участие в конкурсах и фестивалях.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончанию
каждого года обучения с целью выявления уровня развития способностей и
личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам
дополнительной общеобразовательной программы.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме отчетного
концерта.
При
прохождении
промежуточной
аттестации
обучающиеся
демонстрируют знания, умения и навыки в соответствии с программным
материалом, в том числе:
 знание терминологии;
 умение исполнять различные элементы и движения джазового танца;
 знание средств создания образа в хореографии;
 знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических
выразительных средств;
 умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль,
сохранять рисунок танца;
 умения
выполнять
комплексы
специальных
хореографических
упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых
физических качеств;
 умения соблюдать требования к безопасности при выполнении
танцевальных движений;
 навыки музыкально-пластического интонирования;
20

 навыки публичных выступлений;
 наличие кругозора в области хореографического искусства и культуры.
Для развития качественных условий образовательного процесса,
предоставления возможностей для профессионального самоопределения
обучающихся в рамках программы осуществляется взаимодействие НОУ
ВПО Гуманитарный университет.
Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения
программы служат:
1. Контрольно-оценочные, разноуровневые тесты.
2. Программа педагогического мониторинга результативности
освоения дополнительных образовательных программ.

21

Список литературы
1. Андрусенко Л.С. Работа над танцевальной образностью с
воспитанниками младшего школьного возраста // Искусство и образование.
2008. № 6.
2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст]: учебник
для индустриально-педагог. техникумов и для студентов инженернопедагогических специальностей / Безрукова В.С. - Екатеринбург: Изд-во
Деловая книга, 1999. – 119 с.
3. Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ / Л. Н. Буйлова //
Молодой ученый. – 2015. -№ 15. – с. 567 – 572.
4. Ваганова А.Я. Основы классического танца [Текст]: учебник для вузов /
Ваганова А.Я. – Санкт-Петербург: Изд-во Лань, 2003. – 192 с.
5. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 – р.
6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный
жизненный цикл развития человека [Текст]: учебное пособие для студентов
высших учебных заведений / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. – Москва ТЦ
Сфера, 2001. – 464 с.
7. Мельников В.М. Психология [Текст]: учебник для институтов
физической культуры / Мельников В.М. – Москва: Изд-во Физкультура и
спорт, 1987 – 367 с.
8. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника.
[Текст]: учебное пособие / Никитин В.Ю. – Москва: Издательский дом «Один
из лучших», 2004 – 414с.
9. Смирнова А. Джаз-класс: учебное пособие / Смирнова А. – Москва: Век
информации, 2020 – 228 с.
10. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» - М.: 2013. – 238 с.
Список литературы для обучающихся и родителей
1. Андрусенко Л.С. Формирование исполнительской культуры в детских
хореографических коллективах (история и современность) // Искусство в
школе. 2008. № 2. С. 63-67.
2. Ансари М., Ларк Л. Йога для начинающих // Москва-СПб.: Изд-во Диля,
2009 – 95 с.
3. Никитин В.Ю., Кузнецов Е.А. Партерный тренаж // Москва: Изд-во
«Век информации», 2018 – 259 с.
4. Хаас Ж.Г. Анатомия танца // Минск: Изд-во «Попурри», 2011 – 200 с.

22

Справочная литература
1. Энциклопедия балета [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.ballet-enc.ru/.
2. Психологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.persev.ru/psychological_dictionary.
3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов,
Н. Ю, Шведова. – 4-е изд., доп. – Москва: Азбуковник, 1999. – 944 с.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».