Муниципальное Автономное учреждение Дополнительного образования Городской Дворец творчества детей и молодежи Одаренность и технологии» Рассмотрено УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии» Протокол № 1 от 29.08.2024 Приказом директора МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии» от 29.08.2024 № 185-од _________________________А.Г. Гагауз Школа-студия современного танца «Движение». Джазовый танец. 2 ступень дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей от 8 до 12 лет, срок реализации – 4 года художественная направленность Автор-составитель: Киселёва Ольга Александровна педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории Екатеринбург 2024 Пояснительная записка. В условиях модернизации образования, необходимым результатом дополнительного образования является формирование личностных качеств обучающихся, которые будут способствовать их позитивной социализации, успеху в профессиональной и личностной сфере. В системе воспитания детей огромную роль играет искусство хореографии. Занятия танцевальным искусством развивает артистизм, творческую интуицию и эмоциональность. Кроме того, занятия хореографией помогают становлению таких качеств ребёнка как трудолюбие, чувство ответственности и взаимопомощи, дисциплинированность, помогают организовать его свободное время, приобщают к здоровому образу жизни. Данная программа является частью комплекса дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в объединении, школа-студия современного танца «Движение». Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа-студия современного танца «Движение». Джазовый танец. 2 ступень», по содержанию является художественной, по форме организации – студийной. Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями); 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р (с изменениями)); 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р); 5. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления 2 образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями); 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (с изменениями); 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом (с изменениями и дополнениями); 13. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N 761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года»; 14. Устав и иные локальные нормативные акты МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». Актуальность. Актуальность программы обусловлена информационной перегрузкой и гиподинамией современных детей, вызывающих проблемы снятия умственного и психологического напряжения. Программа «Школа-студия современного танца «Движение». Джазовый танец. 2 ступень» ориентирована на социальный заказ, потребности родителей и обучающихся. Она направлена на развитие физической активности обучающихся, что в условиях промышленного мегаполиса является актуальным для формирования здорового поколения. Программа развивает качества личности, способной самостоятельно планировать и реализовывать эффективную деятельность, осуществлять ее контроль и коррекцию, развивает творческую и познавательную активность, готовность к продуктивному взаимодействию, а также помогает воспитать уверенность в себе, развить выразительность и координацию движений, научиться двигаться в соответствии с художественными образами. Это необходимо не только для сценических выступлений, но и для воспитания культуры здорового образа жизни современного человека. Согласно Концепции развития дополнительного образования детей программа «Школа-студия современного танца «Движение». Джазовый танец. 2 ступень» ориентирована на удовлетворение потребностей 3 обучающихся в художественно-эстетическом развитии, нравственном развитии; формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых детей. В законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Программа ориентирована на решение одной из основных задач реализации направления стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 года - создание комфортной среды для жизни жителей Свердловской области, что реализуется через создание условий для развития творческого потенциала населения. При разработке программы были учтены современные задачи развития образования, закрепленные в Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, которая определяет в качестве целей развития дополнительного образования создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности. Содержание и механизмы освоения программы в том числе направлены на: формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности; формирование функциональной грамотности и навыков, повышающих качество образовательных результатов у детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ; поддержку профессионального самоопределения, формирование навыков планирования карьеры обучающимися. Отличительные особенности программы. Данная программа является частью комплекса дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в объединении, школа-студия современного танца «Движение». Отличительной особенностью программы является применение проектной технологии в учебно-воспитательном процессе, что в свою очередь, позволяет органично использовать разнообразные методы и средства обучения, для решения образовательных задач с обучающимися. Ярким примером является проект «Жизнь в танце», объединяющий цикл внутристудийных конкурсов, включающий в себя следующие мероприятия: Конкурс рисунков; Конкурс стихотворений; Конкурс фотографий; Конкурс детских хореографических миниатюр «Дорога к танцу». 4 Внутристудийный конкурс «Дорога к танцу», направлен на содействие развитию танцевального искусства путем создания условий для реализации творческого потенциала детей. В данном конкурсе обучающиеся самостоятельно разрабатывают идею постановки, подбирают музыкальный материал, выбирают танцовщиков, продумывают лексику, костюмы и завершают свою работу постановкой законченного номера. Педагогическая целесообразность. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа педагогически целесообразна, т.к. при её реализации используются современные образовательные технологии индивидуализированного, личностно-ориентированного, проектного и дифференцированного обучения, технология сотрудничества, интегрированные занятия с элементами импровизации, подготовка и участие в конкурсных мероприятиях различного уровня. Данная модель педагогической деятельности позволяет адаптировать содержание программы к индивидуальным особенностям обучающихся, помогает осваивать программу в оптимальном темпе для каждого и способствует достижению высоких результатов обучающихся с разным стартовым уровнем хореографических возможностей. При реализации программы, используются следующие педагогические идеи, ценности и принципы обучения: Преемственность. После изучения элементарных движений танца задания постепенно усложняются. Систематичность. Соблюдение дидактического принципа «от простого к сложному», осознанное отношение обучающихся к средствам танцевальной выразительности, овладение языком движений. Обучению их этому языку, способствует пониманию значений этих движений, приобретению умения с их помощью выражать отношение, настроение. Доступность. Изучаемый материал доступен обучающимся, это формирует чувство уверенности в себе, адекватную самооценку, поддерживает интерес к изучаемому материалу. Разнообразие. Разнообразие материала позволяют сохранить постоянное внимание обучающихся и способствуют сохранению темпо-ритма занятия. Адресность программы. Программа ориентирована на школьный возраст обучающихся от 8 до 12 лет, с учётом психофизиологических особенностей данных возрастных категорий. Возрастные особенности обучающихся. У детей 8-9 лет интенсивно развивается и совершенствуется весь организм. Наблюдается постепенное совершенствование мышечной системы и двигательных функций. Вместе с ростом мышечной массы значительно улучшается координация движений. Позвоночник детей очень податлив, важно детям давать упражнения, способствующие укреплению позвоночных мышц. В это время интенсивно формируются психомоторные функции, связанные со скоростью и точностью движения. 5 Дети в этом возрасте отличаются подвижностью, любознательностью, большой активностью и непоседливостью, подражательностью и вместе с тем неумением долго концентрировать свое внимание на чем-либо. Поэтому время их занятий одним видом деятельности должно быть коротким. Детский возраст от 10 до 12 лет характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности, силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Повышенная активность и повышенная утомляемость одновременно. Значительный рост энергии и некоторое снижение работоспособности. Обучающиеся данного возрастного периода отличаются повышенной эмоциональностью. Резко возрастает значение коллектива. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, к активной практической деятельности. Принципы формирования учебных групп. На обучение по дополнительной общеобразовательной программе принимаются дети, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья для занятий хореографией. Количество детей в группах: 12-20 человек. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 акад. часа. Итого в неделю: 4 часа. Итого в год: 144 часа. Общий объем часов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа-студия современного танца «Движение». Джазовый танец. 2 ступень» составляет 576 часов. Срок освоения программы: 144 недели, 36 месяцев, 4 года. Уровень программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа-студия современного танца «Движение». Джазовый танец. 2 ступень» построена в соответствии с базовым уровнем сложности: в работе на базовом уровне используются и реализуются такие формы организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. Организация образовательного процесса (сроки реализации программы). Программа рассчитана на 4 года обучения, для детей в возрасте от 8 до 12 лет. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа состоит из одного образовательного раздела – «Джазовый танец»: изучение основ джазового танца и различных его техник. Обучение по данному разделу проходит на базовом уровне. Занятия джазовым танцем развивают пластичность и чувство ритма, его отличительная черта это свободная пластика тела, гармония движений, баланс, изоляция движений отдельных 6 частей тела. Джаз необходим для развития координации и умения точно воспроизводить желаемое движение. Помимо непосредственного практического изучения основ танца, содержание обучения включает в себя беседы об искусстве танца, в ходе которых обучающиеся знакомятся с историей развития хореографического искусства, различными направлениями хореографии, их взаимосвязями и отличительными чертами. Узнают об известных деятелях хореографического искусства, посещают концерты с выступлениями детских танцевальных коллективов, профессиональных танцевальных трупп с последующим обсуждением, сценическую практику (коллективные выступления перед зрителями). Программа нацелена на то, чтобы научить ребенка исполнять танец осмысленно, вдохновенно, музыкально и свободно. Чтобы через танец ребенок мог выражать не только настроение, но и внутреннее качество личности, черты характера. Группы 1 года обучения составляют дети в возрасте 8-9 лет, 2года обучения – 9-10 лет, 3-4 года обучения – 10-12 лет. Форма обучения: очная, а также обучение возможно с применением дистанционных технологий и электронного обучения. Программа, в зависимости от темы занятия, включает следующие формы работы: – индивидуально-групповая; – групповая; – фронтальная. Виды занятий: - практические занятия; - беседы; - самостоятельная работа; - мастер-классы; - контрольные занятия; - посещение спектаклей; - участие в концертах; - участие в конкурсах и фестивалях. Эффективными средствами реализации программы являются использование цифровых (электронных) образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий; экскурсий (историкокультурной, научно образовательной и патриотической тематики) и профессиональных проб в различных форматах. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: опрос, практическая работа, анализ проделанной работы, контроль выполнения упражнений, контроль выполнения творческого задания, исполнение этюдов и комбинаций, контрольное занятие, внутристудийный конкурс, отчетный концерт. 7 Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы. Цель программы – развитие и совершенствование творческого потенциала обучающихся, посредством изучения искусства джазового танца. Для достижения данной цели определены следующие задачи: 1 год обучения Обучающие познакомить с терминологией, названиями и переводом всех исполняемых движений; научить технике исполнения танцевальных элементов и движений. Развивающие научить координировать свои движения. Воспитательные развить стремление соответствовать нормам и правилам взаимодействия в группе. 2 год обучения Обучающие познакомить с терминологией, названиями и переводом изучаемых движений; научить технике исполнения новых танцевальных элементов и движений; познакомить с творчеством известных танцовщиков джазового танца. Развивающие научить взаимодействовать в группе; развить нейро-мускульную координацию движений. Воспитательные научить критически относиться к своей работе и с уважением относиться к результатам работы своих товарищей. 3 год обучения Обучающие познакомить с терминологией, названиями и переводом изучаемых движений; научить технике исполнения новых танцевальных элементов и движений; познакомить с творчеством известных хореографов джазового танца; научить самостоятельно исполнять различные танцевальные комбинации, этюды и номера на уроке и на сцене. Развивающие усовершенствовать технику исполнения движений; научить самостоятельно ориентироваться в музыкальном материале (темп, размер, характер). Воспитательные научить сопереживать партнерам и ценить их. 8 4 год обучения Обучающие познакомить с терминологией, названиями и переводом изучаемых движений; научить технике исполнения новых танцевальных элементов и движений; познакомить с творчеством хореографов джазового танца; познакомить с упражнениями для самостоятельного развития физических данных; научить правильному разогреву перед уроком или выступлением. Развивающие развить навык исполнительского мастерства; развить музыкальность и ритмичность; развить силу и выносливость. Воспитательные развить стремление к ведению здорового образа жизни. Занятия ориентированы на достижение определённого результата, поэтому проводятся по подгруппам. Работа по подгруппам обусловлена необходимостью уделить внимание педагога каждому ребенку, основываясь на его физических данных, восприятии материала, эмоциональном состоянии. Также деление на подгруппы необходимо для эффективной работы над сольными номерами, дуэтами, трио, для подготовки детей к конкурсам, массовым мероприятиям, для репетиций отдельных комбинаций с ограниченным количеством участников, где требуется тщательная техническая проработка. Методы обучения. В основе преподавания используются методы, направленные на формирование хореографических навыков детей с учётом их физических возможностей: объяснительно-иллюстративные: методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивные методы обучения: учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; метод анализа и сравнения: при освоении материала занятия, обучающиеся должны научиться анализировать движения, находить логические связи между элементами, сравнивать особенности и нюансы выполнения движений, что способствует осознанному отношению к уроку; метод импровизации: выполняя задания на импровизацию, обучающиеся развивают воображение, мышление, инициативу, самостоятельность, развиваются духовно и творчески; задания на импровизацию помогают обучающимся впоследствии в раскрытии художественных образов в танцевальных композициях, самовыражении. Работа с родителями. 9 Работа с родителями занимает значимое место при реализации дополнительной общеобразовательной программы. Для того чтобы обучающиеся могли успешно заниматься, стать полноценными участниками в жизни Студии, необходима заинтересованность и постоянная поддержка их семей. Родители осуществляют сопровождение на конкурсы, спектакли, концерты, где выступают воспитанники Студии. Кроме того, оказывают посильную помощь при изготовлении костюмов, при выполнении домашнего задания обучающимися, становятся активными организаторами и участниками внутристудийных мероприятий. В течение года предусматривается проведение родительских собраний, индивидуальных встреч, бесед, открытых занятий, где можно наглядно проследить успехи своего ребёнка. Календарный учебный график № Основные п/п характеристики образовательного процесса 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения 4 год обучения 1 Количество учебных недель Количество часов в неделю 36 недель 36 недель 36 недель 36 недель 4 4 4 4 3 Количество часов 144 144 144 144 4 Недель I полугодия 15 15 15 15 5 Недель II полугодия 21 21 21 21 6 Дата начала обучения 15 сентября 15 сентября 15 сентября 15 сентября 7 Каникулы 31 декабря - 8 января 31 декабря 8 января 31 декабря 8 января 31 декабря 8 января 8 Праздничные нерабочие дни 4.11, 23.02., 08.03.,01.05., 09.05. 4.11, 23.02., 08.03.,01.05., 09.05. 4.11, 23.02., 08.03.,01.05., 09.05. 4.11, 23.02., 08.03.,01.05., 09.05. 9 Окончание учебного года 31 мая 31 мая 31 мая 31 мая 2 10 Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы УЧЕБНЫЙ ПЛАН Раздел Джазовый танец Всего: Раздел Джазовый танец Всего: 1 год обучения 2 год обучения кол-во часов в в год неделю 4 144 кол-во часов в в год неделю 4 144 4 144 4 144 3-4 год обучения кол-во часов в в год неделю 4 144 4 Общее количество часов за 4 года обучения Кол-во лет обучения 4 11 144 Количество часов 576 576 Учебный (тематический) план 1 год обучения 1 2 Название раздела Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца. Джазовый танец: взгляд в историю Джазовый танец Количество часов Формы контроля обще теория практик е а 4 4 Опрос 50 50 3 Кросс и учебнотанцевальные комбинации на середине зала 42 42 4 Постановка и репетиции хореографических композиций 46 46 5 История американской и мировой хореографии Знание методики и названий всех исполняемых движений. Демонстрация полученных навыков Всего: 4 6 4 2 144 2 8 Практическая работа, контроль выполнения упражнений, анализ проделанной работы Практическая работа, контроль выполнения упражнений, анализ проделанной работы Исполнение этюдов и комбинаций, анализ проделанной работы, концерт Опрос Контрольное занятие, тестирование 136 Формы промежуточн ой аттестации Отчетный концерт № п/п Теория и практика в процессе занятия интегрированы. Содержание раздела 1 год обучения Тема 1. Инструктаж по ТБ. Джазовый танец: взгляд в историю. Теория: Инструктаж по ТБ. Известный хореограф, танцовщица, писатель, этнограф и антрополог Кэтрин Данхэм - человек, которому джазовый танец обязан теорией и методикой. Тема 2.Джазовый танец. 12 Практика: Разминка. Повторение изученных ранее базовых упражнений. Увеличение их темпа и количества. Различные упражнения на изоляцию и оппозицию: - Голова: наклоны, повороты (с центром, без центра), вращения (круги, полукруги). Движения исполняются вперед-назад, из стороны в сторону, квадратом (с центром, без центра); - Плечи: прямые направления, круги и полукруги, квадрат, шейк; - Грудная клетка: движения из стороны в сторону и вперед-назад, по квадрату; - Таз: движения из стороны в сторону и вперед-назад, по квадрату; - Коленный сустав (вращения, развороты); - Руки: круги, полукруги кистью, предплечьем, всей рукой целиком. Основные позиции рук и их варианты, перевод из позиции в позицию. Упражнения на координацию рук, ног, головы. Сочетание шагов с работой рук, корпуса. Синкопированный ритм. Различные положения рук:руки собраны над головой, левая кисть держит правый кулак, плечи опущены; ломаная линия рук вдоль корпуса, сгиб в запястье и локтевых суставах. Движения рук: скользящие движения (ладони раскрыты, локти под углом 90°, делаем движение, будто скользим по стеклу из стороны в сторону). Комбинирование позиций рук джазового танца – упражнения на координацию. Комплекс упражнений, направленный на развитие силы и выносливости: отжимания, прокачка мышц пресса и прочее. Увеличение темпа и количества. Тема 3. Кросс и учебно-танцевальные комбинации на середине зала. Практика: Кросс: - Сочетание работы рук с различными передвижениями и шагами ног, прыжками; - Усложнение grand battement jete с продвижением (добавление demi plie, flex (носок на себя); - Увеличение амплитуды прыжков; - Square – шаги по квадрату; - Триплеты с продвижением вперед и назад; - Простейшие туры с продвижением. Учебно-танцевальные комбинации на середине зала: - Plie; - Battement tendu; - Battement tendu jete; - Rond de jambe par terre. Тема 4. Постановка и репетиции хореографических композиций. Практика: Подбор музыки и сюжета для нового номера. Разучивание лексики и рисунка. Работа над точностью исполнения и эмоциональностью. Репетиции в костюмах. Выступление на сцене. Цикл внутристудийных конкурсов, объединенных одной темой – «Жизнь в танце», который включает в себя следующие мероприятия: 13 - конкурс рисунков; - конкурс стихотворений; - конкурс фотографий. Тема 5. История американской и мировой хореографии. Теория: Джером Роббинс – американский хореограф и режиссёр. История американской и мировой хореографии в постановках Джерома Роббинса. Просмотр постановок Джерома Роббинса с последующим обсуждением. Тема 6. Знание методики и названий всех исполняемых движений. Демонстрация полученных навыков. Теория: Знание методики исполнения и названий всех разученных движений. Практика: Демонстрация полученных за год умений и навыков. Показ экзерсиса на середине зала, кросса и учебных комбинаций. Учебный (тематический) план 2 год обучения 2 Название раздела Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца. Джазовый танец: взгляд в историю Джазовый танец Количество часов обще теория практи е ка 4 4 34 34 3 Кросс, учебнотанцевальные и танцевальные комбинации на середине зала 36 36 4 Разновидности джазтанца: афро-джаз 20 20 5 Постановка и репетиции хореографических композиций 44 44 6 Просмотр видеоматериалов 4 4 14 Формы контроля Опрос Практическая работа, контроль выполнения упражнений, анализ проделанной работы Практическая работа, контроль выполнения упражнений, анализ проделанной работы Практическая работа, контроль выполнения упражнений Исполнение этюдов и комбинаций, анализ проделанной работы, концерт Опрос Формы промежуточно й аттестации Отчетный концерт № п/ п 1 Всего: 144 8 136 Теория и практика в процессе занятия интегрированы. Содержание раздела 2 год обучения Тема 1. Инструктаж по ТБ. Джазовый танец: взгляд в историю. Теория: Инструктаж по ТБ. Африканские корни джаз-танца. Ритм, как основа танца. Истоки джаз-танца в обрядах и праздниках африканских племен. Джазовый танец как воплощение эмоций танцора, это танец ощущений, а не формы или идеи. Тема 2. Джазовый танец. Практика: Разминка с использованием уровней. Повторение изученных ранее базовых упражнений. Увеличение их темпа и количества. - Грудная клетка: начинаем работу по квадрату с разных точек, полукруги и круги; - Таз: полукруги и круги, «восьмерка»; - Ноги: круги стопой, голеностопом. Перевод стоп из параллельного в выворотное положение. Упражнения на растяжку, составленные в комбинации. Сочетания различных ритмов во время движения. Комбинации шагов в различных направлениях в сочетании с другими движениями. Изучение: - Jazz split – уход в пол в полушпагат, задняя нога в положении attitude; - Hip roll – поворот на бедре по полу; - Dolphin – волнообразные движения; - Flick – мазок стопой по полу; - Kick – бросок ноги (приемом developpe). Усложненный комплекс упражнений, направленный на развитие силы и выносливости: отжимания, прокачка мышц пресса и прочее. Тема 3. Кросс и учебно-танцевальные комбинации на середине зала. Практика: Кросс: - Hip walk; - Touch step–приставной шаг или шаг на полупальцы без переноса тяжести корпуса; - Увеличение темпа и амплитуды grand battement jete с продвижением. Усложнение туров, увеличение их количества. Учебно-танцевальные комбинации с продвижением по классу. Учебно-танцевальные комбинации на середине зала: - Plie; - Battement tendu; - Battement tendu jete; - Rond de jambe par terre; 15 - Grand battement jete. Тема 4. Разновидности джаз-танца: афро-джаз. Практика: Знакомство с основными элементами и движениями этого направления джаз-танца. Тема 5. Постановка и репетиции хореографических композиций. Практика: Подбор музыки и сюжета для нового номера. Разучивание лексики и рисунка. Работа над точностью исполнения и эмоциональностью. Репетиции в костюмах. Выступление на сцене. Цикл внутристудийных конкурсов, объединенных одной темой – «Жизнь в танце», который включает в себя следующие мероприятия: - конкурс рисунков; - конкурс стихотворений; - конкурс фотографий. Тема 6. Просмотр видеоматериалов. Теория: Спектакли Алвина Эйли (просмотр и обсуждение). Учебный (тематический) план 3 год обучения Название раздела 1 Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца. Джазовый танец: взгляд в историю Джазовый танец 2 Количество часов общее теори практи я ка 4 4 Опрос, тестирование 40 40 3 Кросс, учебнотанцевальные и танцевальные комбинации на середине зала 36 36 4 Разновидности джаз-танца: мюзикл-джаз 20 20 5 Постановка и репетиции хореографических композиций 44 44 Всего: 144 4 Формы контроля 140 Практическая работа, контроль выполнения упражнений, анализ проделанной работы Практическая работа, контроль выполнения упражнений, анализ проделанной работы Практическая работа, контроль выполнения упражнений Исполнение этюдов и комбинаций, анализ проделанной работы, концерт Теория и практика в процессе занятия интегрированы. 16 Формы промежуто чной аттестации Отчетный концерт № п/п Содержание раздела 3 год обучения Тема 1. Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца. Джазовый танец: взгляд в историю. Теория: Инструктаж по ТБ. Известные танцовщики и хореографы середины XX века: Перл Праймюс, Телли Битти, Алвин Эйли. Тема 2. Джазовый танец. Практика: Увеличение темпа и количества проученных ранее движений. Усложнение упражнений на координацию. Изучение: - Lay out side и back – положение, при котором нога, открытая на 90°, и торс составляют одну прямую линию; - Hip lift – подъем бедра наверх; - Hip fall – падение за бедром. Усложненный комплекс упражнений, направленный на развитие силы и выносливости: отжимания, прокачка мышц пресса и прочее. Тема 3. Кросс и учебно-танцевальные комбинации на середине зала. Практика: Кросс: - Маленькие pas jete; - Moonwalk. Усложнение туров, увеличение их количества. Учебно-танцевальные комбинации с продвижением по классу. Учебно-танцевальные комбинации на середине зала: - Plie; - Battement tendu; - Battement tendu jete; - Rond de jambe par terre; - Battement fondu; - Adajio; - Grand battement jete. Тема 4. Разновидности джаз-танца: мюзикл-джаз. Практика: Знакомство с основными элементами и движениями этого направления джаз-танца. Боб Фосс и бродвейский мюзикл. Тема 5. Постановка и репетиции хореографических композиций. Практика: Подбор музыки и сюжета для нового номера. Разучивание лексики и рисунка. Работа над точностью исполнения и эмоциональностью. Репетиции в костюмах. Выступление на сцене. Цикл внутристудийных конкурсов, объединенных одной темой – «Жизнь в танце», который включает в себя следующие мероприятия: - конкурс рисунков; - конкурс стихотворений; - конкурс фотографий. 17 Учебный (тематический) план 4 год обучения Название раздела 1 Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца. История американской и мировой хореографии Джазовый танец 2 Количество часов общее теори практика я 6 6 Формы контроля Опрос, тестирование 34 34 3 Кросс, учебно-танцевальные и танцевальные комбинации на середине зала 36 36 4 Разновидности джаз-танца: мюзикл-джаз 20 20 5 Постановка и репетиции хореографических композиций 44 44 Всего: 144 6 138 Практическая работа, контроль выполнения упражнений, анализ проделанной работы Практическая работа, контроль выполнения упражнений, анализ проделанной работы Практическая работа, контроль выполнения упражнений Исполнение этюдов и комбинаций, анализ проделанной работы, концерт Формы промежуточ ной аттестации Отчетный концерт № п/ п Теория и практика в процессе занятия интегрированы. Содержание раздела 4 год обучения Тема 1. Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца. История американской и мировой хореографии. Теория: Джером Роббинс – американский хореограф и режиссёр. История американской и мировой хореографии в постановках Джерома Роббинса. Просмотр постановок Джерома Роббинса с последующим обсуждением. Тема 2. Джазовый танец. Практика: Увеличение темпа и количества проученных ранее движений. Усложнение упражнений на координацию. 18 Изучение: - Locomotor - круговое движение согнутых в локтях рук вдоль торса; - Pivot turn – поворот на полупальцах с шага; - Pencil turn. Усложненный комплекс упражнений, направленный на развитие силы и выносливости: отжимания, прокачка мышц пресса и прочее. Тема 3. Кросс и учебно-танцевальные комбинации на середине зала. Практика: Кросс: - Маленькие pas jete с усложнениями. Усложнение туров, увеличение их количества. Учебно-танцевальные комбинации с продвижением по классу. Усложнение учебно-танцевальных комбинаций на середине зала: - Plie; - Battement tendu; - Battement tendu jete; - Rond de jambe par terre; - Battement fondu; - Adajio; - Grand battement jete. Тема 4. Разновидности джаз-танца: мюзикл-джаз. Практика: Боб Фосс и бродвейский мюзикл. Тема 5. Постановка и репетиции хореографических композиций. Практика: Подбор музыки и сюжета для нового номера. Разучивание лексики и рисунка. Работа над точностью исполнения и эмоциональностью. Репетиции в костюмах. Выступление на сцене. Участие обучающихся во внутристудийном конкурсе хореографических миниатюр «Дорога к танцу». Зарождение идеи постановки, подбор музыкального материала, выбор танцовщиков, придумывание лексики, продумывание костюма, постановка законченного номера. Цикл внутристудийных конкурсов, объединенных одной темой – «Жизнь в танце», который включает в себя следующие мероприятия: - конкурс рисунков; - конкурс стихотворений; - конкурс фотографий. 19 Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1 год обучения Предметные результаты знают терминологию, названия и перевод всех исполняемых движений; освоили технику исполнения танцевальных элементов и движений. Метапредметные результаты умеют координировать свои движения. Личностные результаты стремятся соответствовать нормам и правилам взаимодействия в группе. 2 год обучения Предметные результаты знают терминологию, названия и перевод изученных движений; освоили технику исполнения новых танцевальных элементов и движений; знают известных танцовщиков джазового танца. Метапредметные результаты умеют взаимодействовать в группе; умеют координировать свои движения. Личностные результаты умеют критически относиться к своей работе и с уважением относиться к результатам работы своих товарищей. 3 год обучения Предметные результаты знают терминологию, названия и перевод изученных движений; освоили технику исполнения новых танцевальных элементов и движений; знают известных хореографов джазового танца; умеют самостоятельно исполнять различные танцевальные комбинации, этюды и номера на уроке и на сцене. Метапредметные результаты усовершенствовали технику исполнения движений; умеют самостоятельно ориентироваться в музыкальном материале (темп, размер, характер). Личностные результаты умеют сопереживать партнерам и ценить их. 4 год обучения Предметные результаты знают терминологию, названия и перевод изученных движений; освоили технику исполнения новых танцевальных элементов и движений; 20 знают известных хореографов джазового танца; знают упражнения для самостоятельного развития физических данных; умеют правильно разогревать тело перед уроком или выступлением. Метапредметные результаты развили навык исполнительского мастерства; развили музыкальность и ритмичность; развили силу и выносливость. Личностные результаты стремятся к ведению здорового образа жизни. 21 Организационно-педагогические условия. Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение: для реализации программы необходим просторный, светлый танцевальный зал с зеркальными стенами, станки для занятий экзерсисом; инвентарь; репетиционный зал, костюмерная для хранения костюмов, фортепиано, нотный материал, магнитофоны, медиатека. Информационное обеспечение: аудио-, видео-, интернет источники. Кадровое обеспечение: педагоги со средним или высшим образованием, владеющие знаниями и умениями в различных видах хореографического искусства, обладающие знаниями в области педагогики и психологии. Одновременно с педагогом дополнительного образования, непосредственно осуществляющим реализацию образовательной программы, группы сопровождает концертмейстер. Для занятий необходимы концертмейстеры со средним или высшим образованием, легко владеющие инструментом, легко импровизирующие, чутко откликающиеся на задачи, поставленные педагогом. Организационное обеспечение: непрерывное обучение в ходе всего 4-х летнего курса за исключением летних каникул. Методическое обеспечение программы. Для качественной реализации программы имеются методические материалы: 1. Программно-методические: 1. Методическая литература по хореографии; 2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа-студия современного танца «Движение». Джазовый танец.2 ступень». 2. Опорные учебно-методические материалы: 1. Технологические карты учебных занятий; 2. Тематические списки информационных источников: справочная литература, видеоматериалы; 3. Диагностические материалы: 1. Программа педагогического мониторинга результативности освоения дополнительных образовательных программ; 2. Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий. Критерии их оценивания; 3. Заявления от родителей «общие сведения о ребенке»; 4. Контрольно-оценочные, разноуровневые тесты. 4. Иное: 1. Сценарии (отчетные концерты, концерты «Посвящение в танцоры»); 2. Этика поведения в школе-студии современного танца «Движение»; 22 3. Терминологический словарь джазового танца. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Способы определения результативности. С целью определения уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества образовательного процесса проводится педагогический мониторинг в течение всего периода обучения. Педагогический мониторинг включает три этапа диагностики: первичный, промежуточный и итоговый. Результаты педагогического мониторинга фиксируются в сводных таблицах. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится за счет аудиторного времени, предусмотренного в учебно-тематическом планировании. Формы аттестации/контроля и оценки, позволяющие определить достижение обучающимися планируемых результатов по программе: практическая работа; опрос; тестирование; контроль выполнения упражнений; анализ творческих работ; анализ проделанной работы. Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в начале и в конце учебного года. Мониторинг результативности освоения предметной составляющей производится после завершения каждого этапа программы. Критериями оценки предметных результатов освоения программы служат: владение основами хореографии (пластика, сила, растянутость, гибкость); степень освоения танцевальных движений (хореографическая память, исполнительское мастерство, стремление и умение импровизировать); знание терминологии танцевальных движений; умение взаимодействовать в коллективе; ответственность; эстетическое развитие. Формы контрольно-оценочных материалов № п/п Форма контрольнооценочного материала Краткая характеристика формы Конечный продукт, получаемый в результате планирования и 23 Что представляется в УМК Темы групповых и/или 1 2 3 Проект Реферат, доклад, презентация Творческое задание выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. индивидуальных проектов. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, работать с источниками информации, уровень творческих способностей, умение планировать деятельность и достигать результата. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся (умение взаимодействовать в команде). Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой краткое изложение в письменном или электронном виде полученных результатов теоретического анализа определенной темы, где автор раскрывает суть изучаемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Методические рекомендации для участников Внутристудийного конкурса детских хореографических миниатюр «Дорога к танцу», заявка на участие в конкурсе. Позволяет оценить уровень умения работать с источниками, анализировать, структурировать и предъявлять информацию. Уровень самостоятельности. Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения интегрировать знания различных областей, творческий подход, умение аргументировать собственную точку зрения, взаимодействовать в коллективе. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. 24 Критерии оценивания. Контрольные листы экспертов. Темы рефератов, докладов, презентаций. Списки литературы, ссылки на источники. План (алгоритм) работы над докладом, сообщением. Критерии оценивания. Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий. Критерии оценивания. 4 5 Тест Внутригруппо вой конкурс Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося. Теоретическое, практическое или творческое задание (комплекс заданий), предполагающее соревновательный аспект. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. Контрольнооценочные, разноуровневые тесты. Критерии оценки (Положение о конкурсе), протокол. В процессе обучения применяются как групповые, так и индивидуальные формы контроля освоения программы. Индивидуальными формами контроля на занятии являются: показ экзерсиса на середине зала; проведение индивидуальных отчетов с демонстрацией танцевальных возможностей обучающегося и оценкой пластической выразительности, музыкальности и артистизма исполнения. Групповыми формами контроля являются: демонстрация танцевальных комбинаций; исполнение разученных номеров; проведение итоговых занятий по джазовому танцу; отчетные концерты; участие в конкурсах и фестивалях. Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончанию каждого года обучения с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме отчетного концерта. При прохождении промежуточной аттестации обучающиеся демонстрируют знания, умения и навыки в соответствии с программным материалом, в том числе: знание терминологии; умение исполнять различные элементы и движения джазового танца; знание средств создания образа в хореографии; знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств; умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца; умение выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств; 25 умение соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений; навыки музыкально-пластического интонирования; навыки публичных выступлений; наличие кругозора в области хореографического искусства и культуры. Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения программы служат: - контрольно-оценочные, разноуровневые тесты; - программа педагогического мониторинга результативности освоения дополнительных образовательных программ. Список литературы 26 1. Андрусенко Л.С. Работа над танцевальной образностью с воспитанниками младшего школьного возраста // Искусство и образование. 2008. № 6. 2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст]: учебник для индустриально-педагог. техникумов и для студентов инженернопедагогических специальностей / Безрукова В.С. - Екатеринбург: Изд-во Деловая книга, 1999. – 119 с. 3. Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ / Л. Н. Буйлова // Молодой ученый. – 2015. -№ 15. – с. 567 – 572. 4. Ваганова А.Я. Основы классического танца [Текст]: учебник для вузов / Ваганова А.Я. – Санкт-Петербург: Изд-во Лань, 2003. – 192 с. 5. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 – р. 6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. – Москва ТЦ Сфера, 2001. – 464 с. 7. Мельников В.М. Психология [Текст]: учебник для институтов физической культуры / Мельников В.М. – Москва: Изд-во Физкультура и спорт, 1987 – 367 с. 8. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника. [Текст]: учебное пособие / Никитин В.Ю. – Москва: Издательский дом «Один из лучших», 2004 – 414с. 9. Смирнова А. Джаз-класс: учебное пособие / Смирнова А. – Москва: Век информации, 2020 – 228 с. 10. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - М.: 2013. – 238 с. Список литературы для обучающихся и родителей 1. Андрусенко Л.С. Формирование исполнительской культуры в детских хореографических коллективах (история и современность) // Искусство в школе. 2008. № 2. С. 63-67. 2. Ансари М., Ларк Л. Йога для начинающих // Москва-СПб.: Изд-во Диля, 2009 – 95 с. 3. Никитин В.Ю., Кузнецов Е.А. Партерный тренаж // Москва: Изд-во «Век информации», 2018 – 259 с. 4. Хаас Ж.Г. Анатомия танца // Минск: Изд-во «Попурри», 2011 – 200 с. Справочная литература 27 1. Энциклопедия балета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ballet-enc.ru/. 2. Психологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.persev.ru/psychological_dictionary. 3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю, Шведова. – 4-е изд., доп. – Москва: Азбуковник, 1999. – 944 с. 28