Муниципальное Автономное учреждение Дополнительного образования Городской Дворец творчества детей и молодежи Одаренность и технологии» Рассмотрено УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии» Протокол № 1 от 29.08.2024 Приказом директора МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии» от 29.08.2024 № 185-од _________________________А.Г. Гагауз Школа-студия современного танца «Движение». Джазовый танец. 1 ступень дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей от 6 до 8 лет, срок реализации – 2 года художественная направленность Автор-составитель: Киселёва Ольга Александровна педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории Екатеринбург 2024 Пояснительная записка. В условиях модернизации образования необходимым результатом дополнительного образования является формирование личностных качеств обучающихся, которые будут способствовать их позитивной социализации, успеху в профессиональной и личностной сфере. В системе воспитания детей огромную роль играет искусство хореографии. Занятия танцевальным искусством развивает артистизм, творческую интуицию и эмоциональность. Кроме того, занятия хореографией помогают становлению таких качеств ребёнка как трудолюбие, чувство ответственности и взаимопомощи, дисциплинированность, помогают организовать его свободное время, приобщают к здоровому образу жизни. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа-студия современного танца «Движение». Джазовый танец. 1 ступень», по содержанию является художественной, по форме организации – студийной. Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями); 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р (с изменениями)); 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р); 5. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями); 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по 2 проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (с изменениями); 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом (с изменениями и дополнениями); 13. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N 761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года»; 14. Устав и иные локальные нормативные акты МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». Актуальность. Актуальность программы обусловлена информационной перегрузкой и гиподинамией современных детей, вызывающих проблемы снятия умственного и психологического напряжения. Программа «Школа-студия современного танца «Движение». Джазовый танец. 1 ступень» ориентирована на социальный заказ, потребности родителей и обучающихся. Она направлена на развитие физической активности обучающихся, что в условиях промышленного мегаполиса является актуальным для формирования здорового поколения. Программа развивает качества личности, способной самостоятельно планировать и реализовывать эффективную деятельность, осуществлять ее контроль и коррекцию, развивает творческую и познавательную активность, готовность к продуктивному взаимодействию, а также помогает воспитать уверенность в себе, развить выразительность и координацию движений, научиться двигаться в соответствии с художественными образами. Это необходимо не только для сценических выступлений, но и для воспитания культуры здорового образа жизни современного человека. Согласно Концепции развития дополнительного образования детей программа «Школа-студия современного танца «Движение». Джазовый танец. 1 ступень» ориентирована на удовлетворение потребностей обучающихся в художественно-эстетическом развитии, нравственном развитии; формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых детей. В законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Программа ориентирована на решение одной из основных задач реализации направления стратегии социально-экономического развития 3 Свердловской области на 2016-2030 года - создание комфортной среды для жизни жителей Свердловской области, что реализуется через создание условий для развития творческого потенциала населения. Отличительные особенности программы. Данная программа является частью комплекса дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в объединении, школа-студия современного танца «Движение». Отличительной особенностью программы является применение проектной технологии в учебно-воспитательном процессе, что в свою очередь, позволяет органично использовать разнообразные методы и средства обучения, для решения образовательных задач с обучающимися. Ярким примером является проект «Жизнь в танце», объединяющий цикл внутристудийных конкурсов, включающий в себя следующие мероприятия: Конкурс рисунков; Конкурс стихотворений; Конкурс фотографий. Внутристудийные конкурсы направлены на содействие развитию танцевального искусства путем создания условий для реализации творческого потенциала детей. Педагогическая целесообразность. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа педагогически целесообразна, т.к. при её реализации используются современные образовательные технологии индивидуализированного, личностно-ориентированного, проектного и дифференцированного обучения, технология сотрудничества, подготовка и участие в конкурсных мероприятиях различного уровня. Данная модель педагогической деятельности позволяет адаптировать содержание программы к индивидуальным особенностям обучающихся, помогает осваивать программу в оптимальном темпе для каждого и способствует достижению высоких результатов обучающихся с разным стартовым уровнем хореографических возможностей. При реализации программы, используются следующие педагогические идеи, ценности и принципы обучения: Преемственность. После изучения элементарных движений танца задания постепенно усложняются. Систематичность. Соблюдение дидактического принципа «от простого к сложному», осознанное отношение обучающихся к средствам танцевальной выразительности, овладение языком движений. Обучению их этому языку, способствует пониманию значений этих движений, приобретению умения с их помощью выражать отношение, настроение. Доступность. Изучаемый материал доступен обучающимся, это формирует чувство уверенности в себе, адекватную самооценку, поддерживает интерес к изучаемому материалу. Разнообразие. Разнообразие материала позволяют сохранить постоянное внимание обучающихся и способствуют сохранению темпо-ритма занятия. Адресность программы. Программа ориентирована на школьный возраст обучающихся от 6 до 8 лет, с учётом психофизиологических особенностей данных возрастных категорий. 4 Возрастные особенности обучающихся. У детей 6-8 лет интенсивно развивается и совершенствуется весь организм. Наблюдается постепенное совершенствование мышечной системы и двигательных функций. Вместе с ростом мышечной массы значительно улучшается координация движений. Позвоночник детей очень податлив, важно детям давать упражнения, способствующие укреплению позвоночных мышц. В это время интенсивно формируются психомоторные функции, связанные со скоростью и точностью движения. Дети в этом возрасте отличаются подвижностью, любознательностью, большой активностью и непоседливостью, подражательностью и вместе с тем неумением долго концентрировать свое внимание на чем-либо. Поэтому время их занятий одним видом деятельности должно быть коротким. Принципы формирования учебных групп. На обучение по дополнительной общеобразовательной программе принимаются дети, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья для занятий хореографией, без специальной подготовки. Количество детей в группах: 1 год обучения «Стартовый уровень» – 12-20 человек; 2 год обучения «Базовый уровень» – 1220 человек. Режим занятий: Распределение учебных часов выглядит следующим образом: 1 год обучения – занятия проводятся 1 раз в неделю, 2 акад. часа. Итого в неделю: 2 часа. Итого в год: 72 часа. 2 год обучения – 2 раза в неделю по 2 акад. часа. Итого в неделю: 4 часа. Итого в год: 144 часа. Общий объем часов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа-студия современного танца «Движение». Джазовый танец. 1 ступень» составляет 216 часов. Срок освоения программы: 72 недели, 18 месяцев, 2 года. Уровень программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа-студия современного танца «Движение». Джазовый танец. 1 ступень» является разноуровневой и построена в соответствии с уровнями сложности: 1 год обучения (дети 6-7 лет) – стартовый уровень, используются и реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала, сложность предлагаемого для освоения содержания программы минимальная. 2 год обучения (дети 7-8лет) – базовый уровень, используются и реализуются такие формы организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. Организация образовательного процесса (сроки реализации программы). 5 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа состоит из одного образовательного раздела – «Джазовый танец»: изучение основ джазового танца и различных его техник. Обучение по данному разделу проходит на стартовом (1 год обучения) и на базовом (2 год обучения) уровнях. Занятия джазовым танцем развивают пластичность и чувство ритма, его отличительная черта – это свободная пластика тела, гармония движений, баланс, изоляция движений отдельных частей тела. Джаз необходим для развития координации и умения точно воспроизводить желаемое движение. Помимо непосредственного практического изучения основ танца, содержание обучения включает в себя беседы об искусстве танца, в ходе которых обучающиеся знакомятся с историей развития хореографического искусства, различными направлениями хореографии, их взаимосвязями и отличительными чертами. Узнают об известных деятелях хореографического искусства, посещают концерты с выступлениями детских танцевальных коллективов, профессиональных танцевальных трупп с последующим обсуждением, сценическую практику (коллективные выступления перед зрителями). Программа нацелена на то, чтобы научить ребенка исполнять танец осмысленно, вдохновенно, музыкально и свободно. Чтобы через танец ребенок мог выражать не только настроение, но и внутренние качества личности, черты характера. Группы 1 года обучения составляют дети в возрасте от 6 до 7 лет, 2 год обучения – 7-8 лет. Формы обучения стартового и базового уровней: - индивидуально-групповая; - групповая; - фронтальная. Виды занятий стартового уровня: - практические занятия; - беседы; - самостоятельная работа; - контрольные занятия; - посещение спектаклей. Виды занятий базового уровня: - практические занятия; - беседы; - самостоятельная работа; - контрольные занятия; - посещение спектаклей; - участие в концертах. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы стартового и базового уровней: опрос, практическая работа, анализ проделанной работы, контроль выполнения упражнений, контроль выполнения творческого задания, исполнение этюдов и комбинаций, открытое занятие, внутристудийный конкурс, отчетный концерт. 6 Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы. Цель стартового уровня – знакомство и приобщение обучающихся к танцу средствами хореографического искусства. Цель базового уровня – пробуждение интереса, выявление и развитие творческих способностей обучающихся средствами искусства джазового танца. Для достижения данной цели определены следующие задачи в зависимости от уровня программы: Задачи стартового уровня (1 год обучения) Обучающие: познакомить с основами джазового танца, его элементами, терминологией и историей развития; познакомить с методикой исполнения основных движений; научить исполнять основные движения, упражнения; научить правилам поведения на занятии; научить правильно ощущать положение корпуса на середине; познакомить с правилами гигиены тела и тренировочной одежды. Развивающие: научить реагировать на замечания педагога; научить самостоятельно проводить разогрев перед занятием; развить навыки взаимодействия в группе. Воспитательные: развить стремление к получению новых знаний в данной области; воспитать понимание ценности здорового образа жизни. Задачи базового уровня (2год обучения) Обучающие: познакомить с терминологией, названиями и переводом всех исполняемых движений; познакомить с творчеством известных джазовых танцовщиков, рассказать об их школах танца; научить технике исполнения танцевальных элементов и движений; познакомить с правилами поведения на сцене; научить самостоятельно исполнять различные комбинации, этюды и номера на сцене. Развивающие: научить взаимодействовать в группе; научить координировать свои движения. Воспитательные: развить стремление соответствовать нормам и правилам взаимодействия в группе; научить сопереживать и ценить партнеров; развить стремление к ведению здорового образа жизни. Методы обучения. 7 В основе преподавания используются методы, направленные на формирование хореографических навыков детей с учётом их физических возможностей: объяснительно-иллюстративные: методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивные методы обучения: учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; метод анализа и сравнения: при освоении материала занятия, обучающиеся должны научиться анализировать движения, находить логические связи между элементами, сравнивать особенности и нюансы выполнения движений, что способствует осознанному отношению к уроку; метод импровизации: выполняя задания на импровизацию, обучающиеся развивают воображение, мышление, инициативу, самостоятельность, развиваются духовно и творчески; задания на импровизацию помогают обучающимся впоследствии в раскрытии художественных образов в танцевальных композициях, самовыражении. Работа с родителями. Работа с родителями занимает значимое место при реализации дополнительной общеобразовательной программы. Для того чтобы обучающиеся могли успешно заниматься, стать полноценными участниками в жизни Студии, необходима заинтересованность и постоянная поддержка их семей. Родители осуществляют сопровождение на конкурсы, спектакли, концерты, где выступают воспитанники Студии. Кроме того, оказывают посильную помощь при изготовлении костюмов, при выполнении домашнего задания обучающимися, становятся активными организаторами и участниками внутристудийных мероприятий. В течение года предусматривается проведение родительских собраний, индивидуальных встреч, бесед, открытых занятий, где можно наглядно проследить успехи своего ребёнка. Календарный учебный график № Основные характеристики п/п образовательного процесса 1 год обучения 2 год обучения 1 Количество учебных недель 36 недель 36 недель 2 Количество часов в неделю 2 4 3 Количество часов 72 144 4 Недель I полугодия 15 15 5 Недель II полугодия 15 21 6 Дата начала обучения 15 сентября 15 сентября 7 Каникулы 31 декабря - января - 8 января 31 декабря - 8 января 8 Праздничные нерабочие дни 4.11, 23.02., 4.11, 23.02., 8 9 Окончание учебного года 08.03.,01.05., 09.05. 08.03.,01.05., 09.05. 31 мая 31 мая УЧЕБНЫЙ ПЛАН Раздел 1 год обучения 2 год обучения кол-во часов кол-во часов в неделю в год в неделю в год Джазовый танец 2 72 4 144 Всего: 2 72 4 144 Общее количество часов за 2 года обучения Раздел Джазовый танец Всего: Кол-во лет обучения 2 9 Количество часов 216 216 Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы. Учебный (тематический) план 1 год обучения № п/п Название раздела, темы 1 Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца. Возникновение джазового танца: взгляд в историю Знакомство с основами джазового танца 2 3 4 5 6 Кросс и учебные комбинации на середине зала Постановка и репетиции хореографических композиций Просмотр видеоматериалов Знание методики и названий всех исполняемых движений. Демонстрация полученных навыков Всего: Количество часов обще теория прак е тика Формы аттестации/ контроля Опрос 2 2 24 24 20 20 20 20 4 Форма промежуто чной аттестации 4 Практическая работа, контроль выполнения упражнений, анализ проделанной работы Практическая работа, контроль выполнения упражнений, анализ проделанной работы Исполнение этюдов и комбинаций, анализ проделанной работы, концерт Опрос Открытое занятие 2 72 2 6 Открытое занятие 66 Теория и практика в процессе занятия интегрированы. Содержание раздела 1 год обучения Тема 1. Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца. Возникновение джазового танца: взгляд в историю. Теория: Инструктаж по ТБ. Афроамериканские корни джазового танца. Основные принципы техники. Тема 2. Знакомство с основами джазового танца. Практика: Разминка, упражнения на изоляцию: - Голова: наклоны, повороты (с центром, без центра), вращения (круги, полукруги). Движения исполняются вперед-назад, из стороны в сторону и квадратом; 10 - Плечи: прямые направления, круги и полукруги. Изучение: - Положение корпуса flat back: параллельно полу вперёд, по диагонали; - Положения flex и point; - Roll down, roll up; - Параллельные и открытые позиции ног. Изучение позиций рук в джазовом танце: - I-Vпозиции. Различные положения рук: - руки прямые, расположены параллельно друг другу перед собой; - руки прямые, кисти полурасслаблены, опущены вниз перед собой, пальцы свободно сброшены к полу. Комплекс упражнений, направленный на развитие силы и выносливости: отжимания, прокачка мышц пресса и прочее. Тема 3. Кросс и учебные комбинации на середине зала. Практика: Кросс: - Подготовка к вращениям с продвижением; - Прыжки с продвижением. Учебные комбинации на середине зала: - Plie; - Battement tendu; - Battement tendu jete. Тема 4. Постановка и репетиции хореографических композиций. Практика: Работа с музыкальным материалом. Сочинение комбинаций и движений. Работа над эскизами костюмов. Репетиционная работа: точность и выразительность исполнения. Постановка законченного номера. Цикл внутристудийных конкурсов, объединенных одной темой, «Жизнь в танце», который включает в себя следующие мероприятия: - конкурс рисунков; - конкурс стихотворений; - конкурс фотографий. Тема 5. Просмотр видеоматериалов. Теория: Бродвейские мюзиклы для детей, с последующим обсуждением. Тема6. Знание методики и названий всех исполняемых движений. Демонстрация полученных навыков. Теория: Знание методики и названий всех исполняемых движений. Практика: Демонстрация полученных умений и навыков. Показ экзерсиса на середине зала, кросса и учебных комбинаций. 11 № п/ п Название раздела, темы 1 Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца. Возникновение джазового танца: взгляд в историю Знакомство с основами джазового танца 2 3 4 5 6 Кросс и учебные комбинации на середине зала Постановка и репетиции хореографических композиций Просмотр видеоматериалов Знание методики и названий всех исполняемых движений. Демонстрация полученных навыков Всего: Учебный (тематический) план 2 год обучения общее кол-во часов теори я прак тика Формы контроля Опрос 4 Форма промежу точной аттестац ии 4 48 48 40 40 42 8 42 8 2 2 144 12 Практическая работа, контроль выполнения упражнений, анализ проделанной работы Практическая работа, контроль выполнения упражнений, анализ проделанной работы Исполнение этюдов и комбинаций, анализ проделанной работы, концерт Опрос Контрольное занятие, тестирование 132 Отчетный концерт Теория и практика в процессе занятия интегрированы. Содержание раздела 2 год обучения Тема 1. Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца. Возникновение джазового танца: взгляд в историю. Теория: Инструктаж по ТБ. Известные джазовые танцовщики (Мэтт Мэттокс, Гас Джордано и Луиджи), и их школы джаз-танца. Тема 2. Знакомство с основами джазового танца. Практика: Изучение позиций и положений рук в джазовом танце: - VI-VIII позиции; - V-position; - L-position; - Египетская позиция (открытая, закрытая, верхняя); 12 - Jazz hand (положение кисти, при котором пальцы напряжены и разведены в стороны); - Press-position (согнутые в локтях руки, касаются ладонями бедер спереди или сбоку). Понятия twist (кручение, искривление), curve (кривая линия, изгиб) и arch (арка, дуга). Понятие triplets (тройной). Различные положения рук: руки прямые, кисти сокращены на себя. Движения рук: круговые движения руками (руки прямые с сокращёнными ладонями); попеременные сокращения ладоней, руки перед собой. Усложнение упражнений на изоляцию. Комплекс упражнений, направленный на развитие силы и выносливости: отжимания, прокачка мышц пресса и прочее. Тема 3. Кросс и учебные комбинации на середине зала. Практика: Кросс: - Сочетание passe с шагами; - Grand battement jete с продвижением; -Step ball change (переступание ногами, используется, как связующее движение); - Flat step – шаг с пятки на всю стопу; - Hop–прыжок с одной ноги на одну, рабочая нога часто расположена в положении «у колена». Учебные комбинации на середине зала: - Plie; - Battement tendu; - Battement tendu jete. Тема 4. Постановка и репетиции хореографических композиций. Практика: Работа с музыкальным материалом. Сочинение комбинаций и движений. Работа над эскизами костюмов. Репетиционная работа: точность и выразительность исполнения. Постановка законченного номера. Цикл внутристудийных конкурсов, объединенных одной темой – «Жизнь в танце», который включает в себя следующие мероприятия: - конкурс рисунков; - конкурс стихотворений; - конкурс фотографий. Тема 5. Просмотр видеоматериалов. Теория: Алвин Эйли - американский танцовщик и хореограф, основатель «Американского театра танца Алвина Эйли». Просмотр видеозаписей спектаклей Алвина Эйли с последующим обсуждением. Тема6. Знание методики и названий всех исполняемых движений. Демонстрация полученных навыков. Теория: Знание методики и названий всех исполняемых движений. Практика: Демонстрация полученных за год умений и навыков. Показ экзерсиса на середине зала, кросса и учебных комбинаций. 13 Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Выпускники стартового уровня (1 год обучения): Предметные результаты знакомы с основами джазового танца, его элементами, терминологией и историей развития; знакомы с методикой исполнения основных движений; умеют исполнять основные движения, упражнения; знают правила поведения на занятии; умеют правильно ощущать положение корпуса на середине; познакомились с правилами гигиены тела и тренировочной одежды. Метапредметные результаты умеют реагировать на замечания педагога; умеют самостоятельно проводить разогрев перед занятием; имеют навыки взаимодействия в группе. Личностные результаты проявляют стремление к получению новых знаний в данной области; понимают ценности здорового образа жизни. Выпускники базового уровня (2 год обучения): Предметные результаты знают терминологию, названия и перевод всех исполняемых движений; знают известных джазовых танцовщиков и их школы танца; освоили технику исполнения танцевальных элементов и движений; знают правила поведения на сцене; умеют самостоятельно исполнять различные комбинации, этюды и номера на сцене. Метапредметные результаты умеют взаимодействовать в группе; умеют координировать свои движения. Личностные результаты стремятся соответствовать нормам и правилам взаимодействия в группе; умеют сопереживать и ценить партнеров; стремятся к ведению здорового образа жизни. 14 Организационно-педагогические условия. Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение: для реализации программы необходим просторный, светлый танцевальный зал с зеркальными стенами, станки для занятий экзерсисом, инвентарь, репетиционный зал, костюмерная для хранения костюмов, фортепиано, нотный материал, магнитофоны, медиатека. Информационное обеспечение: аудио-, видео-, интернет источники. Кадровое обеспечение: педагоги со средним или высшим образованием, владеющие знаниями и умениями в различных видах хореографического искусства, обладающие знаниями в области педагогики и психологии. Одновременно с педагогом дополнительного образования, непосредственно осуществляющим реализацию образовательной программы, группы сопровождает концертмейстер. Для занятий необходимы концертмейстеры со средним или высшим образованием, легко владеющие инструментом, легко импровизирующие, чутко откликающиеся на задачи, поставленные педагогом. Организационное обеспечение: непрерывное обучение в ходе всего 2-х летнего курса за исключением летних каникул. Методическое обеспечение программы. Для качественной реализации программы имеются методические материалы: 1. Программно-методические: 1. Методическая литература по хореографии; 2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа-студия современного танца «Движение». Джазовый танец.1 ступень». 2. Опорные учебно-методические материалы: 1. Технологические карты учебных занятий; 2. Тематические списки информационных источников: справочная литература, видеоматериалы; 3. Диагностические материалы: 1. Программа педагогического мониторинга результативности освоения дополнительных образовательных программ; 2. Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий. Критерии их оценивания; 3. Заявления от родителей «общие сведения о ребенке»; 4. Контрольно-оценочные, разноуровневые тесты. 4. Иное: 1. Сценарии (отчетные концерты, концерты «Посвящение в танцоры»); 2. Этика поведения в школе-студии современного танца «Движение»; 15 3. Терминологический словарь джазового танца. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Способы определения результативности. С целью определения уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества образовательного процесса проводится педагогический мониторинг в течение всего периода обучения. Педагогический мониторинг включает три этапа диагностики: первичный, промежуточный и итоговый. Результаты педагогического мониторинга фиксируются в сводных таблицах. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится за счет аудиторного времени, предусмотренного в учебно-тематическом планировании. Формы аттестации/контроля и оценки, позволяющие определить достижение обучающимися планируемых результатов по программе: опрос; анализ творческих работ; контроль выполнения упражнений; контроль выполнения творческого задания. Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в начале и в конце учебного года. Мониторинг результативности освоения предметной составляющей производится после завершения каждого этапа программы. Критериями оценки предметных результатов освоения программы служат: владение основами хореографии (пластика, сила, растянутость, гибкость); степень освоения танцевальных движений (хореографическая память, исполнительское мастерство, стремление и умение импровизировать); знание терминологии танцевальных движений; умение взаимодействовать в коллективе; ответственность; эстетическое развитие. Формы контрольно-оценочных материалов № п/п 1 Форма контрольнооценочного материала Творческое задание Краткая характеристика формы Что представляется в УМК Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения интегрировать знания различных областей, творческий подход, умение Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий. Критерии 16 2 3 аргументировать собственную точку зрения, взаимодействовать в коллективе. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. Система стандартизированных заданий, позволяющая Тест автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося. Теоретическое, практическое или творческое задание (комплекс Внутригруппо заданий), предполагающее вой конкурс соревновательный аспект. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. оценивания. Контрольнооценочные, разноуровневые тесты. Критерии оценки (Положение о конкурсе), протокол. В процессе обучения применяются как групповые, так и индивидуальные формы контроля освоения программы. Индивидуальными формами контроля на занятии являются: показ экзерсиса на середине зала; проведение индивидуальных отчетов с демонстрацией танцевальных возможностей обучающегося и оценкой пластической выразительности, музыкальности и артистизма исполнения. Групповыми формами контроля являются: демонстрация танцевальных комбинаций; исполнение разученных номеров; проведение открытых и итоговых занятий по джазовому танцу; отчетные концерты; участие в конкурсах и фестивалях. Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончанию каждого года обучения с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме открытого занятия. При прохождении промежуточной аттестации обучающиеся демонстрируют знания, умения и навыки в соответствии с программным материалом, в том числе: знание терминологии; умение исполнять различные элементы и движения джазового танца; знание средств создания образа в хореографии; умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца; 17 умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств; умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений; навыки музыкально-пластического интонирования; навыки публичных выступлений; наличие кругозора в области хореографического искусства и культуры. Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения программы служат: - контрольно-оценочные, разноуровневые тесты; - программа педагогического мониторинга результативности освоения дополнительных образовательных программ. 18 Список литературы 1. Андрусенко Л.С. Работа над танцевальной образностью с воспитанниками младшего школьного возраста / Искусство и образование. 2008. № 6. 2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст]: учебник для индустриально-педагог. техникумов и для студентов инженернопедагогических специальностей / Безрукова В.С. - Екатеринбург: Изд-во Деловая книга, 1999. – 119 с. 3. Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ / Л. Н. Буйлова / Молодой ученый. – 2015. -№ 15. – с. 567 – 572. 4. Ваганова А.Я. Основы классического танца [Текст]: учебник для вузов / Ваганова А.Я. – Санкт-Петербург: Изд-во Лань, 2003. – 192 с. 5. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 – р. 6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. – Москва ТЦ Сфера, 2001. – 464 с. 7. Мельников В.М. Психология [Текст]: учебник для институтов физической культуры / Мельников В.М. – Москва: Изд-во Физкультура и спорт, 1987 – 367 с. 8. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника. [Текст]: учебное пособие / Никитин В.Ю. – Москва: Издательский дом «Один из лучших», 2004 – 414с. 9. Смирнова А. Джаз-класс: учебное пособие / Смирнова А. – Москва: Век информации, 2020 – 228 с. 10. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - М.: 2013. – 238 с. Список литературы для обучающихся и родителей 1. Андрусенко Л.С. Формирование исполнительской культуры в детских хореографических коллективах (история и современность) // Искусство в школе. 2008. № 2. С. 63-67. 2. Ансари М., Ларк Л. Йога для начинающих // Москва-СПб.: Изд-во Диля, 2009 – 95 с. 3. Никитин В.Ю., Кузнецов Е.А. Партерный тренаж // Москва: Изд-во «Век информации», 2018 – 259 с. 4. Хаас Ж.Г. Анатомия танца // Минск: Изд-во «Попурри», 2011 – 200 с. 19 Справочная литература 1. Энциклопедия балета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ballet-enc.ru/. 2. Психологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.persev.ru/psychological_dictionary. 3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю, Шведова. – 4-е изд., доп. – Москва: Азбуковник, 1999. – 944 с. 20