Муниципальное Автономное учреждение Дополнительного образования Городской Дворец творчества детей и молодежи Одаренность и технологии» Рассмотрено УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии» Протокол № 1 от 29.08.2024 Приказом директора МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии» от 29.08.2024 № 185-од _________________________А.Г. Гагауз «Краски природы. Начало» дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей 5- 6 лет, срок реализации – 3,5 месяца, естественно-научная направленность Автор-составитель: Гроза Марина Евгеньевна педагог дополнительного образования Екатеринбуг Оглавление Комплекс основных характеристик программы........................................................................... 3 Учебный (тематический) план........................................................................................................ 8 Содержание учебного (тематического) плана...............................................................................9 Планируемые результаты освоения программы.........................................................................11 Комплекс организационно-педагогических условий.................................................................12 Список литературы.........................................................................................................................14 Аннотация........................................................................................................................................15 Сведения об авторе-разработчике................................................................................................ 15 Приложение 1..................................................................................................................................16 Приложение 2..................................................................................................................................17 Пояснительная записка Основной целью современной системы дополнительного образования является создание условий для формирования и развития творческих способностей, личностного развития, позитивной социализации, профессионального самоопределения, духовно-нравственного и гражданского воспитания. Важной составляющей образования детей в современном мире является формирование системы естественно-научных знаний и основ экологической культуры. Творческий труд на занятиях с использованием природно-растительных материалов – один из методов приобщения обучающихся к искусству и воспитания любви к природе, первое знакомство с самым доступным методом научного познания – наблюдением. Общение с природой, работа с природным материалом пробуждаются эстетические чувства, развивается художественный вкус, приобретаются трудовые навыки. Занятия по программе «Краски природы. Начало» направлены на удовлетворение потребности детей в самовыражении и творчестве, а также естественного интереса квзаимодействию с объектами природы. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Рисование и декоративно-прикладное творчество в различных техниках, с использованием природного материалами, позволит детям ощутить незабываемые положительные эмоции. В программе раскрываются новые возможности использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Программа имеет естественно-научную направленность. Актуальность программы заключается в том, что в ней объединены две направленности естественно-научная и художественная, что позволяет шире раскрыть способности и таланты обучающихся. Позволяет деликатно формировать и поддерживать интерес к процессу получения знаний (учебная мотивация), что крайне важно для дальнейшего обучения и развития ребенка. Программа предоставляет возможность попробовать себя в качестве художника, творца, исследователя, создает условия для овладения основными навыками живописи, графики и композиции. Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, изделиями народных промыслов и ремёсел закладывают нравственную основу в формировании личности ребенка. Обучаться по программе могут дети дошкольного и младшего школьного возраста с любым уровнем подготовки. Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями); 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р (с изменениями)); 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р); 5. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями); 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (с изменениями); 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом (с изменениями и дополнениями); 13. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N 761ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года»; 14. Устав и иные локальные нормативные акты МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». Педагогическая целесообразность программы. Ориентируясь на большойинтерес и потребность детей в творчестве, их потребность в самовыражении при помощи актуальных и доступных средств, педагог в совместном творческом процессе помогает увидеть обучающимся взаимосвязи в природе, сформировать представления о научной картине мира, определить место человека в природе, а также установить взаимосвязь между природой и культурой, научить видеть красоту, созданную природой и человеком. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте целесообразно формировать предпосылки ценностных основ экологической культуры личности, создавать условия для развития и закрепления положительного эмоционально-чувственного, эмоционально-ценностного отношения ребенка к ближайшему природному окружению, сопереживания, толерантности, эмпатии ко всему живому, готовность к добрым делам в ближайшем природном и социальном окружении. Используемые нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного материала и нестандартных изобразительных технологий. Организационным ресурсом программы является проведение учебных занятий в виде экскурсий в Харитоновском парке, Городском детском экологическом центре. Цель: формирование позитивного личностно-значимого отношения к природедетей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной и декоративноприкладной деятельности с использованием природного материала. Задачи: Воспитательные: 1. формировать уважительное отношение к природе; 2. формировать умение видеть красоту, созданную человеком и природой. 3. формировать навыки самоконтроля, самооценки. Развивающие: 1. формировать коммуникативные навыки в общении со сверстниками, педагогом,другими людьми; 2. формировать умение осознанного восприятия окружающей среды через разныеорганы чувств. 3. развивать любознательность и активность в познании мира Обучающие: 1. формировать представление о научной картине мира, взаимосвязях объектов живой и неживой природы 2. формировать представление о взаимодействии человека и природы как части ицелого; 3. развивать умения работать с различными материалами в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве 4. познакомить со свойствами различных материалов, используемых в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве. Адресат программы. Программа «Краски природы. Начало» рассчитана для обучающихся 5-6 лет. Содержание программы учитывает возрастные и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте происходит перестройка познавательных процессов ребенка: начинает формироваться произвольность внимания и памяти, мышление из наглядно-образного преобразуется в словесно-логическое и рассуждающее, формируется способность к созданию умственного плана действий. Ведущий характер продолжает приобретать игровая деятельность, влияя развитие ребенка. Развивающие игры способствуют самоутверждению детей, развивают настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые могут им понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх совершенствуется мышление, действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и т.д. Использование нетрадиционных техник рисования с включением игровых форм работы для обучения детей старшего дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей обучающихся, воспитанию творчески активной и самостоятельной личности, формированию умения анализировать результаты своей работы. Группы формируются по 10-15 человек. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. Условия приема. Приём обучающихся осуществляется на основе свободного выбора детьми дополнительной общеобразовательной программы. Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академическихчаса (30 минут) с перерывом 10 минут. Объем программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 60 часов. Срок освоения программы – 3,5 месяца обучения. Форма обучения: очная, а также обучение возможно с применением дистанционных технологий и электронного обучения. Программа предполагает очную форму обучения. Также программа, в зависимости от темы занятия, включает такие формы работыобучающихся, как: Индивидуально-групповая; Групповая. Виды занятий: учебные занятия, экскурсии, практические задания, индивидуальные работы, коллективные работы, организация игровых ситуаций, связанных с рефлексией мыслительной деятельности. Методы обучения По источнику изложения учебного материала: 1. Словесные: беседа, объяснение, рассказ, обсуждение, дискуссия. 2. Наглядные: показ иллюстраций, показ педагогом приёмов исполнения (изобразительные техники), работа по образцу. 3. Практические: тренировочные упражнения, самостоятельное выполнение практических заданий. По характеру учебно-познавательной деятельности используются: 1. Объяснительно-иллюстративные; 2. Репродуктивные; 3. Частично-поисковые методы. Формы подведения итогов Для оценки результата освоения программы применяется комплекс методов:педагогическое наблюдение, опрос, беседа. Фиксирование результатов осуществляется при помощи педагогического дневника наблюдения. В программе широко используются самоанализ и коллективный анализ работ обучающихся. Одна из форм самоанализа и коллективного анализа – это беседа, которая проходит во время выставки работ учащихся. Выставка проводится после каждого завершенного тематического блока. На выставках обучающиеся рассказывают о своей работе, обсуждают работы своих одногруппников, выявляют плюсы и минусы, определяют перспективы ближайшего развития. Еще одной формой подведения итогов является составление альбома художественных работ обучающихся. Альбом составляется для каждого ученика, в котором виден результат и динамика его творческого развития. Работа с родителями Для реализации воспитательных задач родители (законные представители) принимают активное участие в культурно-досуговой деятельности объединения. Родители оказывают посильную помощь в процессе подготовки к учебным занятиям. Учебный (тематический) план № 1 2 3 4 5 6 7 8 Название раздела,темы «Это – я!» Техника безопасности. Конкурс рисунков «Мое лето» Я вижу. Я слышу. Я чувствую. Я рисую Мир вокруг меня: живое и неживое. Вдохновение природой. Наши зелёные друзья. Экскурсия в парк. Сбор листьев для определения видов и составления гербария Лес - наше богатство. Рисование отпечатками листьев «Осенний букет» Экология и экологичность. Работы из бросовых материалов Знакомство с птицами местности. Изготовление кормушек Операция «Синица». Экскурсия в парк, развешивание кормушек, подкормка птиц Итого Количество часов всего теория практик а Формы контроля 4 1 3 бесед а 12 4 8 набл юден ие 12 4 8 бесе да набл юден ие 12 4 8 4 0 4 8 2 6 своей 8 4 4 4 0 4 60 19 41 Форма промежу точной аттестац ии Опро с анал из твор ческ их рабо т Открытое занятие Содержание учебного (тематического) плана 1. Техника безопасности. Вводное занятие. Теория: Техника безопасности. Правила работы и поведения на занятиях. Знакомство с группой. Постановка целей на обучение. Практика: Игра на знакомство «Расскажи о себе». Конкурс рисунков «Моелето» 2. Я вижу! Я слышу! Я чувствую! Я рисую! Теория: Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа. Наблюдения при помощи органов чувств. Впечатления. Образы как отражение впечатлений. Набросок. Графика. Живопись Практика: Знакомство с традиционными жанрами изобразительного искусства, Рассматривание репродукций, изображающих природу, животных и людей, знаменитых художников разных временных периодов. Рисунки в традиционных техниках рисования: графика, живопись. Карандашный набросок, работа в цвете. 3. Мир вокруг меня: живое и неживое. Вдохновение природой Теория: Понятия Живая и Неживая природа. Свойства живой и неживой природы. Пейзаж. Натюрморт. Портрет. Набросок. Практика: Рассматривание репродукций знаменитых картин. Беседа о впечатлениях. Создание карандашного наброска 4. Наши зеленые друзья. Гербарий. Теория: Царство растений. Деревья. Кустарники. Трава. Польза растений. Комнатные растения. Сезонные изменения растений. Гербарий. Коллаж Практика: Сбор листьев для и составления гербария. Изготовление работ из сухих листьев и других растительных материалов в технике коллаж. 5. Лес-наше богатство. Теория: Экологические правила поведения в лесу. Практика: Рисование отпечатками листьев 6. Экология и экологичность. Теория: Экологические системы города, вторичная переработка материалов Практика: Изготовление творческих работ из бросовых материалов 7. Знакомство с птицами своей местности Теория: Знакомство с птицами своей местности. Зимующие птицы. Лесныеэтажи и их владельцы Практика: Изготовление кормушек. 8. Операция «Синица» Теория: Корма для зимующих птиц. Птичий обед. Практика: Экскурсия в парк, развешивание кормушек, наблюдение за птицами Планируемые результаты освоения программы Личностные: 1. проявляет заботу о ближайшем природном окружении; 2. оперирует понятиями «красиво», «не красиво», поясняет свою точку зрения. 3. демонстрирует навыки самоконтроля, самооценки. Развивающие: 1. знает и выполняет правила общения со сверстниками, педагогом, другими людьми, рассказывает о своей деятельности, может раскрыть замысел и передать алгоритм действий; 2. освоил умение целенаправленно и осознанно использовать органы чувств при взаимодействии с природой для получения информации через разные сенсорные каналы. 3. интересуется познанием окружающего мира, овладел навыком самостоятельно определить «пробелы знания». Обучающие: 1. владеет представлениями о научной картине мира, взаимосвязях живого и неживого в природе. 2. имеет представление о взаимосвязи человека и природы. 3. освоил умения работать с различными материалами в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве 4. владеет знаниями о свойствах различных материалов, используемых в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве. Условия реализации программы Календарный учебный график № п/п 1 2 3 6 7 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество часов в неделю Количество часов Дата начала обучения Нерабочие праздничные дни 15 недель 4 60 15 сентября 4.11 Материально-техническое обеспечение: Для проведения занятий необходима аудитория, оборудованная станками, столами и стульями. Учебный кабинет должен быть оформлен в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с нормами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Индивидуальный ученический комплект 1. Краски: акварель, гуашь. 2. Карандаши: простые. 3. Палитры: бумажные, пластиковые или деревянные. 4. Точилки для карандашей. 5. Стаканчики для разведения красок. 6. Линейки, ножницы, ластики. 7. Тряпочки для кистей. 8. Бумага: акварельная, для черчения, офисная бумага для набросков. 9. Маркеры и фломастеры. 10. Пастель масляная или восковые карандаши. Информационное обеспечение: фотоматериалы; видеоматериалы; плакаты, таблица по темам Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного образования, удовлетворяющий квалификационным требованиям. Методическое обеспечение При реализации программы используется: разработки теоретических и практических занятий; дидактические и наглядные материалы: географические карты, атлас Солнечной системы, натуралистические изображения растений и животных, репродукции картин, видеоролики. Формы аттестации/контроля Первоначальная диагностика проводится на первом занятии в форме беседы с элементами опроса. Цель – выявление первоначальных знаний и представлений о художественном творчестве, построение индивидуальных траекторий усвоения дополнительной общеобразовательной программы. Оценка качества освоения предметной составляющей производится после завершения каждого этапа программы. В систему мониторинга входит: – анализ продуктов творческой деятельности обучающихся, позволяющий определить степень освоения учебного материала, выявить проблемные моменты и скорректировать индивидуальную траекторию обучающегося; –– опрос обучающихся на предмет удовлетворённости собственным продуктом творчества. Обсуждение работ одногрупников. Оценка качества освоения личностных и метапредметных составляющих проводится как в начале, так и в конце учебного года. Используется метод педагогического наблюдения, беседа, опрос. На основании мониторинга появляется возможность определить у детей, впервые пришедших в творческое объединение, уровень сформированности базовых знаний и умений необходимых для обучения, который позволяет определить ближайшие зоны развития обучающихся, а также скорректировать образовательный процесс. Проведение в течение всего учебного года оценки эффективности влияния форм и методов обучения на уровень образовательных результатов, степень сформированности личности и профессионального самоопределения, вектор нравственно-этической составляющей, а также уровень регулятивных, коммуникативных и познавательных результатов учащихся. Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по программе с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в следующих формах: презентация творческой работы, выставка. Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения программы служат: План рассказа о творческой работе. (Приложение 1); Индивидуальный лист оценки сформированности личностных и метапредметных, предметных результатов (Приложение 2). Список литературы 1. Бутенко Н.В. Нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности ребёнка [Текст] / Н. В. Бутенко. - Челябинск : Цицеро, 2013. – 66с. 2. Дополнительная общеразвивающая программа «Изобразительное искусство», Дубосарскй Е. Д. (г. Москва) [Электронный ресурс] / Е. Д. Дубосарский–Режим доступа: https://st.educom.ru//eduoffices/gateways/get_file.php?id={ACD8C6C8-77024B2D-9EAA-83538C034354}&name=1100-izobrazitelynoe-iskusstvo-hn-uu-b.pdf 3. Дополнительная общеразвивающая программа «Маленькиехудожники», Стырова Е. Ю. (г. Москва) [Электронный ресурс] / Е.Ю.Стырова. –Режим доступа: https://st.educom.ru//eduoffices/gateways/get_file.php?id={58B69AC3-095540659267-5BF567A6B8EA}&name=1300-malenykie-hudogniki.pdf 4.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ [Текст]:пособие для воспитателей и родителей/ А.В. Никитина – СПб.: КАРО, 2007г. – 96с. Литература для детей и родителей 1. Гарни Д., Захарова А. Как нарисовать то, что не существует [Текст] : учебное пособие / Д. Гарни, А. Захарова – Бомбора, 2018. – 224 с. 2. Добрусина А. Точечная роспись [Текст] : Сборник / А. Добрусина – Феникс, 2015 – 94 с. 3. Евстратова Е. Н. 500 сокровищ русской живописи[Текст] : Сборник / Е. Н. Евстратова – Абрис/ОЛМА, 2020 – 360 с. 4. Лемон К. Рисуем без страха [Текст] : Сборник / К. Лемон – Питер,2015 – 128 с. 5. Мартьянова Л.М. Универсальный гений, Леонардо да Винчи [Текст] : Сборник / Л.М. Мартьянова – Центрполиграф, 2018 – 190 с. 6. Опимах И. Живописные истории, О великих полотнах, их создателях и героях [Текст] : Сборник / И. Опимах – Ломоносовъ, 2020 – 272 с. 7. Руднев И.Ю. Композиция в изобразительном искусстве [Текст] : монография / И. В. Руднев – Москва: Мир науки, 2019. – 98 с. 8. Шайнбергер Ф. Скетчи без границ, смелые зарисовки в дороге, в городе, на пляже и где угодно [Текст] : учебное пособие / Ф. Шайнбергер – Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 160 с. Аннотация Важной составляющей образования детей в современном мире является формирование системы естественно-научных знаний и основ экологической культуры. Занятия по программе «Краски природы» направлены на удовлетворение потребности детей в самовыражении и творчестве, а также естественного интереса к взаимодействию с объектами природы. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Рисование и декоративно-прикладное творчество в различных техниках, с использованием природного материалами, позволит детям ощутить незабываемые положительные эмоции. В программе раскрываются новые возможности использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Общение с природой, работа с природным материалом пробуждаются эстетические чувства, развивается художественный вкус, приобретаются трудовые навыки. Программа, объединяет в себе две направленности естественно-научную и художественную, что позволяет шире раскрыть способности и таланты обучающихся. Позволяет деликатно формировать и поддерживать интерес к процессу получения знаний (учебная мотивация), что крайне важно для дальнейшего обучения и развития ребенка. Программа предоставляет возможность попробовать себя в качестве художника, творца, исследователя, создает условия для овладения основными навыками живописи, графики и композиции. Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, изделиями народных промыслов и ремёсел закладывают нравственную основу в формировании личности ребенка. Обучаться по программе могут дети дошкольного и младшего школьного возраста с любым уровнем подготовки Приложение 1 План рассказа о творческой работе. 1. Ф.И. автора, возраст; 2. Название работы; 3. Замысел, что хотел передать в работе (настроение, взаимосвязи, процессы и т.д.) 4. Техника выполнения работы; 5. Какие трудности возникли при выполнении работы; 6. Что оказалось легко при выполнении работы; 7. Как сам автор оценивает свою работу. Приложение 2 Индивидуальный лист оценки сформированности метапредметных, предметных результатов личностных и Для оценки качества личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Краски природы» разработаны следующие критерии: взаимодействие в команде (умение обучающегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном решении задач), познавательная активность (желание обучаться, узнавать новое, работать с информацией), ответственность (проявляется при выполнении функциональных заданий, известных, повторяющихся), гражданская идентичность (индивидуальное чувство принадлежности к творческому объединению, образовательному учреждению своей стране. Убежденность в собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам ребенок). Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных результатов обучающихся № Критерии Показатели 1 Взаимодейст вие в команде 1. Вступает во взаимодействие с детьми (обучающимися) 2. Вступает во взаимодействие с педагогом 3. Отстаивает свое мнение аргументировано и спокойно 4. Оказывает помощь сверстникам при выполнении какой-либо работы 5. Просит и принимает помощь сверстников 2 Умение учащегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективно мрешении творческих задач Cреднее арифметическое Познаватель 1.Интересуется темой занятия, задает ная дополнительные вопросы педагогу по теме занятия/темы/программы активность 2. Воспроизводит информацию по итогам учебного Желание занятия узнавать 3. Умеет вычленять главное из полученной новое информации. 4. Охотно делится информацией по итогам самостоятельной работы 5. Самостоятельно (без помощи взрослого) выполняет дополнительные (творческие) задания Проявляется /не проявляется 3 4 5 6 Cреднее арифметическое 1. Выполняет задания педагога в указанный срок Ответственн и ость без напоминания 2. Своевременно приходит на занятие, другие Проявляется мероприятия при 3. Доводит начатую работу до конца выполнении 4. Адекватно реагирует на оценку своего труда, функциональ полученного результата. ных заданий, 5. Выполняет взятые обязательства известных, повторяющих ся Cреднее арифметическое 1. Принимает правила и традиции группы Социальная идентичност ь 2. Охотно (без давления педагога) принимает участие в мероприятиях, важных для группы Индивидуаль (конкурсах, фестивалях, социальных акциях) ное чувство 3. Предлагает свою помощь при проведении принадлежно важныхдля группы дел (мероприятий) сти к 4. Положительно высказывается об отношении к творческому группе, Дворцу. объединению . 5. Положительно оценивает свою роль и место в Убежденност детском творческом коллективе. ь в собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит самребенок Cреднее арифметическое Знает органы чувств человека, их особенности Предметные и знания функции Знает диких и домашних животных, способы ухода за ними Знает растения: Деревья, кустарники, трава способы ухода за ними Понимает взаимосвязи между объектами природы Знает различные материалы и инструменты для различных техник рисования. Среднее арифметическое Использует свои органы чувств как инструмент Предметные познания окружающего мира умения Проявляет заботу об окружающем природном окружении Умеет использовать различные материалы в декоративно-прикладной деятельности Умеет передавать свойства природных объектов в творческой работе Умеет выражать свое мнение к рассматриваемым произведениям искусства, своим работам и работамтоворищей Среднее арифметическое В таблице обозначается проявление или не проявление показателей критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося, на развитие которых направленна программа. Применяемые методы оценки: педагогическое наблюдение, анкетирование, эссе, беседа, анализ творческих продуктов, соревнования. Для сопоставления и интерпретации полученных результатов обучающихся, выявления степени достижения качества образования применяется интервальная Шкала (процесс приравнивания свойствам, объектам, характеристикам чисел по определенным правилам, чтобы в отношениях чисел отображались отношения характеристик, подлежащих к измерению), которая служит для фиксации количественной оценки результата обучающихся. Принята 100-бальная шкала, на которой определены 4 интервала, которые соответствуют: высокому уровню результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и характеризуются сформированностью и закрепленностью в деятельности обучающихся ценностных ориентаций; осознанный, целенаправленный характер деятельности (уровень мотивации); умению создавать новые правила, новые творческие продукты, алгоритмы действий в непредвиденных (новых) ситуациях, условиях. средний уровень от 60 до 79 баллов характеризуется осознанностью желания заниматься экспериментальной деятельностью, умением самостоятельно воспроизводить и применять информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом действия обучающегося расценивается как репродуктивные; осознанностью своей роли и ответственности за результаты работы группы, готовностью выполнять различную работу для пользы команды. низкий уровень от 40 до 59 баллов (минимальный предел, ниже которого качество результатов освоения программы недопустимо!) характеризуется умением обучающегося выполнять учебную деятельность, опираясь на описание действия, подсказку, намек; обучающийся знает о ценности коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет неосознанный уровень (интерес или потребность) к занятиям деятельностью по программе. недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется отсутствием опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом признавать значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогоми другими детьми, желанием работать только индивидуально и обыгрывать всех. На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о корректировке содержательной части программы, методического обеспечения программы и применяемых технологий и форм работы.