Муниципальное Автономное учреждение Дополнительного образования Городской Дворец творчества детей и молодежи Одаренность и технологии» Рассмотрено УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии» Протокол № 1 от 29.08.2024 Приказом директора МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии» от 29.08.2024 № 185-од _________________________А.Г. Гагауз «Веселая палитра. Начало» дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей 6- 9 лет, срок реализации – 3,5 месяца, художественная направленность Автор-составитель: Гроза Марина Евгеньевна педагог дополнительного образования Екатеринбург Пояснительная записка Основной целью современной системы дополнительного образования является создание условий для формирования и развития творческих способностей, личностного развития, позитивной социализации, профессионального самоопределения, духовно-нравственного воспитания. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у детей младшего школьного возраста происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Веселая палитра. Начало» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселая палитра. Начало», имеет художественную направленность и построена в соответствии с базовым уровнем сложности. Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями); 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р (с изменениями)); 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р); 5. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями); 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (с изменениями); 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом (с изменениями и дополнениями); 13. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N 761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года»; 14. Устав и иные локальные нормативные акты МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». Актуальность программы раскрывается через большой интерес и потребность детей в творчестве, их потребность в самовыражении при помощи актуальных и доступных средств. Программа предоставляет возможность попробовать себя в качестве художника, создает условия для овладения основными навыками живописи, графики и композиции. Обучаться по программе могут дети младшего школьного возраста с любым уровнем подготовки. Задача дополнительного образования – направить деятельность и освоение окружающего мира обучающихся в положительное конструктивное русло, по возможности нейтрализовать или хотя бы сгладить отрицательные социальные воздействия. Содержание программы отвечает запросам детей и родителей - формирует социально значимые знания, умения и навыки, оказывает комплексное воздействие на обучение, развитие, воспитание и оздоровление, способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает детей к творчеству. Программа «Веселая палитра. Начало» отражает приоритеты Стратегии государственной культурной политики, и направлена на создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации и возможности для самореализации и развития талантов. Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Отличительными особенностями программы является то, что она соединяет в себе основы традиционного рисования совместно с использованием нетрадиционных техник рисования. Возможность применения нетрадиционных техник рисования в работе с детьми младшего школьного возраста дает возможность для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Программа написана на основе общеразвивающих программ дополнительного образования «Маленькие художники» Стыровой Е. Ю. (г. Москва), «Изобразительное искусство» Дубосарского Е. Д. (г. Москва). Содержание программы позволяет обучающимся задуматься и выразить свое отношение к таким важным темам как патриотизм, история родной страны и края, экология, культура. Практические задания предполагают привлечение знаний различных предметных областей, что позволяет обучающимся осознать связь изобразительного искусства с другими предметами. Творческий процесс совмещается с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов и изучения самых современных видов творчества, а также нетрадиционных видов изобразительной и декоративно-прикладной деятельности; программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе: − Развивает уверенность в своих силах; − Способствует снятию детских страхов; − Учит детей свободно выражать свой замысел; − Побуждает детей к творческим поискам и решениям; − Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами; − Развивает мелкую моторику рук; − Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии; − Во время работы дети получают эстетическое удовольствие; − Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных техник изобразительного искусства. Адресат программы. Программа «Веселая палитра. Начало» рассчитана на обучающихся 7-10 лет. Содержание программы учитывает возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста. Возрастные особенности обучающихся. В младшем школьном возрасте происходит перестройка познавательных процессов ребенка: формируется произвольность внимания и памяти, мышление из наглядно-образного преобразуется в словеснологическое и рассуждающее, формируется способность к созданию умственного плана действий. К психологическим новообразованиям данного возраста также относятся произвольность поведения и способность к рефлексии. Ведущий характер начинает приобретать учебная деятельность. Однако игра в этом возрасте продолжает занимать важное место в жизни ребенка и существенно влияет на его развитие. Развивающие игры способствуют самоутверждению детей, развивают настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые могут им понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх совершенствуется мышление, действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и т.д. Использование нетрадиционных техник рисования с включением игровых форм работы для обучения детей младшего школьного возраста способствует развитию творческих способностей обучающихся, воспитанию творчески активной и самостоятельной личности, формированию умения анализировать результаты своей работы, устанавливать причинно следственные связи, формированию навыков общения и коллективного труда. Принципы формирования учебных групп. На обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе принимаются дети без специальной подготовки. Количество детей в группах 10 - 16 человек. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. Срок освоения программы. Общий объем часов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе составляет 60 часов. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 минут. Продолжительность одного академического часа 40 мин. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Организация образовательного процесса. Форма реализации программы имеет традиционную модель. Педагогическая целесообразность заключается в том, что обучение выстраивается на основе учета возрастных особенностей, основной ведущей деятельности возраста. Для младших школьников в рамках программы происходит приобщение к миру искусства. Из опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изобразительных технологий. Все занятия в разработанной мной программе носят творческий и познавательный характер. Форма обучения: очная, а также обучение возможно с применением дистанционных технологий и электронного обучения. Программа включает такие формы работы: индивидуально-групповая; групповая. Виды занятий: беседа, практические задания, индивидуальные работы, коллективные работы, организация игровых ситуаций, связанных с рефлексией мыслительной деятельности. Методы обучения. По источнику изложения учебного материала: 1. Словесные: беседа, объяснение, рассказ, обсуждение дискуссия. 2. Наглядные: показ иллюстраций, показ педагогом приёмов исполнения (изобразительные техники), работа по образцу. 3. Практические: тренировочные упражнения, самостоятельное выполнение практических заданий. По характеру учебно-познавательной деятельности используются: 1. Объяснительно - иллюстративные; 2. Репродуктивные; 3. Частично-поисковые методы. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: беседа, практическое занятие, творческий проект, творческий продукт, открытое занятие. В программе широко используются самоанализ и коллективный анализ работ учащихся. Одна из форм самоанализа и коллективного анализа – это беседа, которая проходит во время выставки работ учащихся. Выставка проводится после каждого завершенного тематического блока. На выставках обучающиеся рассказывают о своей работе, обсуждают работы своих одногруппников, выявляют плюсы и минусы, определяют перспективы ближайшего развития. Еще одной формой подведения итогов является составление альбома художественных работ обучающихся. Альбом составляется для каждого ученика, в котором виден результат и динамика его творческого развития. Работа с родителями Для реализации воспитательных задач родители (законные представители) принимают активное участие в культурно-досуговой деятельности объединения. Родители оказывают посильную помощь в процессе подготовки к различным фестивалям и конкурсам. Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы. Цель программы: развитие творческих способностей и художественных навыков у обучающихся посредством использования нетрадиционных техник рисования. Задачи: Образовательные: - познакомить обучающихся с основными художественными материалами (твёрдые и мягкие графические материалы, акварель, гуашь); - тренировать умение пользоваться основными художественными материалами для реализации творческой задачи; - познакомить обучающихся с основами изобразительного искусства (цветоведение, основы воздушной и линейной перспективы, композиции); - тренировать умение обучающихся работать в традиционных, нетрадиционных и смешенных техниках ИЗО; - познакомить обучающихся с классификацией жанров и видов изобразительного искусства. Воспитательные: - способствовать воспитанию трудолюбия, усидчивости, ответственности; - способствовать формированию культуры общения и поведения в социуме; -способствовать формированию интереса к искусству и занятиям художественным творчеством. Развивающие: - тренировать умение находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников; - тренировать умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции. - тренировать умение составлять план последовательности работы над художественны произведением; - тренировать умение осуществлять анализ и синтез; - тренировать умение устанавливать причинно-следственные связи; - тренировать умение строить рассуждения на основе художественного материала. Планируемые результаты: Предметные: - знают и различают основные художественные материалы (твёрдые и мягкие графические материалы, акварель, гуашь); - пользуются основными художественными материалами для реализации творческой задачи; - знают основные принципы изобразительного искусства (цветоведение, основы воздушной и линейной перспективы, композиции); - выполняют творческие работы в традиционных, нетрадиционных и смешенных техниках ИЗО; - знают и различают основные жанры и виды изобразительного искусства. Личностные: - проявляют трудолюбие, усидчивость, ответственность; - соблюдают культуру общения и поведения в социуме; - проявляют интерес к искусству и занятиям художественным творчеством. Метапредметные: - находят ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников; - преобразуют информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции. - составляют план последовательности работы над художественны произведением; - осуществляют анализ и синтез; - устанавливают причинно-следственные связи; - строят рассуждения на основе художественного материала. Содержание общеразвивающей программы Учебный план Тема первого организационного занятия каждого года обучения: Инструктаж по безопасному поведению. Знакомство с Инструкциями по технике безопасности. Учебный план 1 год 20 Раздел 1.Художественные материалы. Точка. Линия. Пятно 2. Рисунок. Композиция. 3.Живопись. Основные жанры изобразительного искусства Итого в неделю Итого в год Формы контроля Опрос, творческий продукт 20 20 4 60 Учебный (тематический) план № 1 Название раздела, темы Техника безопасности. Вводное занятие. Количество часов всего теория практика 2 1 1 Формы контроля Раздел 1. Художественные материалы. Точка. Линия. Пятно. Опрос 1.1 1.2 Материалы и инструменты для рисования. Карандаш. Техника работы карандашом. Светотень в натюрморте. Пейзаж. 8 1 7 Опрос, творческий продукт Цветные карандаши. Бабочки. Пастель и цветные мелки. Цветы. 8 1 7 Опрос, творческий продукт Цветная ручка, миниатюра. 4 1 3 Опрос, творческий продукт Краски и кисти. Гуашь. 8 1 7 Опрос, творческий продукт Краски и кисти. Акварель. 8 1 7 Опрос, творческий продукт Тычок жесткой полусухой кистью 4 1 3 Опрос, творческий продукт Линогравюра 4 1 3 Опрос, творческий продукт Итоговое занятие. Выставка. 2 - 2 Выставка Раздел 2. Рисунок. Композиция. 2.1 Композиция. Основные принципы построения композиции в ИЗО. 6 1 7 Опрос, творческий продукт Портрет 6 1 7 Опрос, творческий продукт 60 20 40 Итого Форма промежуточной аттестации-презентация творческой работы Содержание 1-й год обучения Раздел 1. Художественные материалы. Точка. Линия. Пятно. 1.2. Материалы и инструменты для рисования. Карандаш. Теория: Техника работы карандашом. Штрих. Штриховка. Точка. Светотень в натюрморте. Пейзаж. Элементы пейзажа. Практика: Рисунок «Горящая свеча». Фрукты, кружка, кувшин. Деревья, кусты, цветы. Цветные карандаши. Теория: Техника работы цветными карандашами. Практика: Бабочки. Пастель и цветные мелки. Теория: Техника работы мягкими графическими материалами. Практика: Рисунок «Цветы» Цветная ручка. Теория: Техника работы гелиевыми ручками. Штрих. Штриховка. Точка. Практика: Миниатюры 1.3. Краски и кисти Гуашь. Теория: Традиционные техники рисования. Знакомство со способами работы гуашью. Практика: Рисунки на тему «Животные» Акварель. Теория: Традиционные техники рисования. Знакомство со способами работы акварелью Практика: Рисунки на тему «Времена года» Тычок жесткой полусухой кистью. Теория: Знакомство с понятиями «Тычок», «Жесткая кисть». Знакомство со способами работы гуашью Практика: Создание серии рисунков в технике «Тычок жесткой полусухой кистью». Линогравюра. Теория: Знакомство с понятием «Линогравюра». Правила работы с инструментами для создания гравюры. Знакомство с понятием «Гравюра». Знакомство с алгоритмом создания линогравюры. Практика: Создание карандашного наброска, вырезание на линолеуме, цветная печать. Раздел 2. Рисунок. Композиция. 2.1.Композиция. Основные принципы построения композиции в ИЗО. Композиция. Теория: Основные принципы построения композиции в ИЗО. Центральная композиция. Взгляд сверху, сбоку, прямо. Практика: Создание серии рисунков с учётом композиции. Портрет. Теория: Знакомство с понятием «Портрет». Обсуждение примеров портретной живописи великих русских художников. Особенности композиционного расположения портрета. Поэтапная техника создания портрета Практика: Автопортрет. Портрет мамы, Портрет Папы. Профессии. Организационно-педагогические условия Календарный учебный график № п/п 1 2 3 4 5 6 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество часов в неделю Количество часов Дата начала обучения Выходные праздничные дни Окончание учебного года 1 год обучения 15 4 60 15 сентября 4.11. 30 декабря Материально-техническое обеспечение: Для проведения занятий необходима аудитория, оборудованная станками, столами и стульями. Учебный кабинет должен быть оформлен в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с нормами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Индивидуальный ученический комплект 1. Краски: акварель, гуашь, краска штемпельная, краска для батика. 2. Карандаши: простые. 3. Ручки: черные гелевые, шариковые. 4. Палитры: бумажные, пластиковые или деревянные. 5. Точилки (резаки) для карандашей. 6. Стаканчики для разведения красок. 7. Линейки, ножницы, ластики. 8. Тряпочки для кистей. 9. Бумага: акварельная, для черчения, офисная бумага для набросков. 10. Маркеры и фломастеры. 11. Ткань для батика. 12.Карандаш угольный. 13. Сухая пастель. 14.Линолеум. 15.Резцы для линогравюры. Информационное обеспечение: − фотоматериалы; − видеоматериалы; Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного образования, удовлетворяющий квалификационным требованиям. Методическое обеспечение: При реализации программы используется: − разработки теоретических и практических занятий; − дидактические и наглядные материалы: тематические иллюстрации, учебные пособия по ИЗО, видеоролики. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы. С целью определения уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества образовательного процесса проводится педагогический мониторинг в течение всего периода обучения. Педагогический мониторинг включает три этапа диагностики: первичный, промежуточный и итоговый. Результаты педагогического мониторинга фиксируются в сводных таблицах. Формы аттестации/контроля и оценки, позволяющие определить достижение обучающимися планируемых результатов по программе: беседа, практическое занятие, творческий продукт, открытое занятие. Первичная диагностика проводится в форме беседы с элементами опроса. Цель – выявление первоначальных знаний и представлений о техническом конструировании, построение индивидуальных траекторий усвоения дополнительной общеобразовательной программы. Оценка качества освоения предметной составляющей производится после завершения каждого этапа программы. В систему мониторинга входит: – анализ продуктов творческой деятельности обучающихся, позволяющий определить степень освоения учебного материала, выявить проблемные моменты и скорректировать индивидуальную траекторию обучающегося; – анализ лексикона обучающегося на предмет использования специальных терминов во время общения с преподавателем и другими детьми; – опрос обучающихся на предмет удовлетворённости собственным продуктом творчества. Обсуждение работ одногрупников. Оценка качества освоения личностных и метапредметных составляющих проводится как в начале, так и в конце учебного года. Используется метод педагогического наблюдения, беседа, опрос. На основании мониторинга появляется возможность определить у детей, впервые пришедших в творческое объединение, уровень сформированности базовых знаний и умений необходимых для обучения, который позволяет определить ближайшие зоны развития обучающихся, а также скорректировать образовательный процесс. Проведение в течение всего учебного года оценки эффективности влияния форм и методов обучения на уровень образовательных результатов, степень сформированности личности и профессионального самоопределения, вектор нравственно-этической составляющей, а также уровень регулятивных, коммуникативных и познавательных результатов учащихся. Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по программе с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в следующих формах: презентация творческой работы, выставка. Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения программы служат: − План рассказа о творческой работе. (Приложение 1); − Индивидуальный лист оценки сформированности личностных и метапредметных, предметных результатов (Приложение 2). Список литературы для педагога 1. Борозенец П.В., Гвоздева Е.Е. Пластилиновая сказка. Читаем, лепим, играем. – Спб.: Речь, 2013. – 64 с. 2. Васина Н. Бумажная симфония. – М.: Айрис-Пресс, 2009. – 126 с. 3. Вохринцева С. В. Демонстрационный материал для проведения занятий по изобразительному искусству. Учимся рисовать. Полх - Майданская роспись – Екатеринбург.: Страна фантазий, 2005. – 10 с. 4. Вохринцева С. В. Демонстрационный материал для проведения занятий по изобразительному искусству. Учимся рисовать. Городецкая роспись 2. – Екатеринбург.: Страна фантазий, 2003. – 10 с. 5. Зайцев В.Б. Аппликация. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 16 с. 6. Искусство – детям. Волшебный пластилин. Учебное издание. – М.: Мозайка-синтез, 2009. – 16 с. 6. Искусство – детям. Вырезалки из бумаги. Учебное издание. – М.: Мозайка-синтез, 2008. – 16 с. 7. Искусство – детям. Игрушки к Новому году. Учебное издание. – М.: Мозайка-синтез, 2011. – 16 с. 8. Искусство – детям. Разноцветные узоры. Учебное издание. – М.: Мозайкасинтез, 2007. – 16 с. 9. Искусство – детям. Секреты бумажного листа. Учебное издание. – М.: Мозайка-синтез, 2008. – 16 с. 10. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004. – 176 с. 11. Кузнецова С.В. Мастерим с детьми: поделки из природных материалов. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 317 с. 12. Лучшие поделки для детей. Пер. Н.Ю. Лебедевой. – М.: РОСМЭН, 2008. – 87 с. 13. Морозова О.А. Волшебный пластилин. – М.: Мозайка – синтез, 1998. – 24 с. 14. Рисование. Все техники в одной книге. – М.: Астрель, 2012. – 32 с. Литература для детей и родителей 1. Гарни Д., Захарова А. Как нарисовать то, что не существует [Текст]: учебное пособие / Д. Гарни, А. Захарова – Бомбора, 2018. – 224 с. 2. Добрусина А. Точечная роспись [Текст]: Сборник / А. Добрусина – Феникс, 2015 – 94 с. 3. Евстратова Е. Н. 500 сокровищ русской живописи [Текст]: Сборник / Е. Н.Евстратова – Абрис/ОЛМА, 2020 – 360 с. 4. Мартьянова Л.М. Универсальный гений, Леонардо да Винчи [Текст]: Сборник / Л.М. Мартьянова – Центрполиграф, 2018 – 190 с. 5. Лемон К. Рисуем без страха [Текст] : Сборник / К. Лемон – Питер, 2015 – 128 с. 6. Опимах И. Живописные истории, О великих полотнах, их создателях и героях [Текст]: Сборник / И. Опимах – Ломоносовъ, 2020 – 272 с. 7. Руднев И.Ю. Композиция в изобразительном искусстве [Текст]: монография / И. В. Руднев – Москва: Мир науки, 2019. – 98 с. 8. Шайнбергер Ф. Скетчи без границ, смелые зарисовки в дороге, в городе, на пляже и где угодно [Текст]: учебное пособие / Ф. Шайнбергер – Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 160 с. Сведения о педагогах Гроза Марина Евгеньевна – педагог дополнительного образования МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии». Стаж работы – 1 год. Аннотация Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Цель программы: развитие творческих способностей и художественных навыков у обучающихся посредством использования нетрадиционных техник рисования. План рассказа о творческой работе. 1. Ф.И. автора, возраст; 2. Название работы; 3. Техника выполнения работы; 4. Что хотел передать в работе автор, главная мысль работы; 5. Какие трудности возникли при выполнении работы; 6. Что оказалось легко при выполнении работы; 7. Хотелось бы что-то исправить или добавить; 8. Какие эмоции вызывает данная работа у автора. Приложение 1 Приложение 2 Индивидуальный лист оценки сформированности личностных и метапредметных, предметных результатов Для оценки качества личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Веселая палитра» разработаны следующие критерии: взаимодействие в команде (умение обучающегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном решении задач), познавательная активность (желание обучаться, узнавать новое, работать с информацией), ответственность (проявляется при выполнении функциональных заданий, известных, повторяющихся), гражданская идентичность (индивидуальное чувство принадлежности к творческому объединению, образовательному учреждению своей стране. Убежденность в собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам ребенок). Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных результатов обучающихся № Критерии Показатели Взаимодействи е в команде Вступает во взаимодействие с детьми (обучающимися) Умение учащегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном 2. Вступает во взаимодействие с педагогом 3. Отстаивает свое мнение аргументировано и спокойно 4. Оказывает помощь сверстникам при выполнении какой-либо работы Проявляется /не проявляется решении творческих задач 5. Просит и принимает помощь сверстников Cреднее арифметическое Познавательна я активность Желание узнавать новое 1.Интересуется темой занятия, задает дополнительные вопросы педагогу по теме занятия/темы/программы 2. Воспроизводит информацию по итогам учебного занятия 3. Умеет вычленять главное из полученной информации. 4. Охотно делится информацией по итогам самостоятельной работы 5. Самостоятельно (без помощи взрослого) выполняет дополнительные (творческие) задания Cреднее арифметическое Ответственнос ть 1. Выполняет задания педагога в указанный срок и без напоминания Проявляется при выполнении функциональны х заданий, известных, повторяющихся 2. Своевременно приходит на занятие, другие мероприятия Доводит начатую работу до конца 4. Адекватно реагирует на оценку своего труда, полученного результата. 5. Выполняет взятые обязательства Cреднее арифметическое Социальная идентичность Индивидуальное чувство принадлежности Принимает правила и традиции группы 2. Охотно (без давления педагога) принимает участие в мероприятиях, важных для группы (конкурсах, фестивалях, социальных акциях) к творческому объединению. Убежденность в собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам ребенок 3. Предлагает свою помощь при проведении важных для группы дел (мероприятий) Положительно высказывается об отношении к группе, Дворцу. 5. Положительно оценивает свою роль и место в детском творческом коллективе. Cреднее арифметическое Предметные знания Знает цвета и оттенки Знает основные жанры изобразительного искусства Знает основные законы композиции Знает основные техники рисования Знает 10 художников Среднее арифметическое Предметные умения Умеет смешивать цвета, для получения нужного оттенка Умеет правильно компоновать рисунок Умеет применять основные техники рисования Умеет передавать объемность предметов Умеет выражать свое мнение к рассматриваемым произведениям искусства Среднее арифметическое В таблице обозначается проявление или не проявление показателей критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося, на развитие которых направлена программа. Применяемые методы оценки: педагогическое наблюдение, анкетирование, эссе, беседа, анализ творческих продуктов, соревнования. Для сопоставления и интерпретации полученных результатов обучающихся, выявления степени достижения качества образования применяется интервальная Шкала (процесс приравнивания свойствам, объектам, характеристикам чисел по определенным правилам, чтобы в отношениях чисел отображались отношения характеристик, подлежащих к измерению), которая служит для фиксации количественной оценки результата обучающихся. Принята 100-бальная шкала, на которой определены 4 интервала, которые соответствуют: высокому уровню результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и характеризуются сформированностью и закрепленностью в деятельности обучающихся ценностных ориентаций; осознанный, целенаправленный характер деятельности (уровень мотивации); умению создавать новые правила, новые творческие продукты, алгоритмы действий в непредвиденных (новых) ситуациях, условиях. средний уровень от 60 до 79 баллов характеризуется осознанностью желания заниматься экспериментальной деятельностью, умением самостоятельно воспроизводить и применять информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом действия обучающегося расценивается как репродуктивные; осознанностью своей роли и ответственности за результаты работы группы, готовностью выполнять различную работу для пользы команды. низкий уровень от 40 до 59 баллов (минимальный предел, ниже которого качество результатов освоения программы недопустимо!) характеризуется умением обучающегося выполнять учебную деятельность, опираясь на описание действия, подсказку, намек; обучающийся знает о ценности коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет неосознанный уровень (интерес или потребность) к занятиям деятельностью по программе. недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется отсутствием опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом признавать значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом и другими детьми, желанием работать только индивидуально и обыгрывать всех. На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о корректировке содержательной части программы, методического обеспечения программы и применяемых технологий и форм работы. Календарный план воспитательной работы № Направление воспитательной работы. Цель. 1 Приложение 3 Наименование мероприятия, возраст. Форма, сроки выполнения Содержание Планируемый результат Нравственное. Направлено на формирование у учащихся осмысления общечеловеческих ценностей, осознания собственной значимости и роли в социуме. Знакомство друг с другом Курс командообр азования. Сентябрь Подвижные игры на знакосмство 2 Нравственное. Направлено на формирование у учащихся осмысления общечеловеческих ценностей, осознания собственной значимости и роли в социуме. Подготовка подарков к международно му деню пожилых людей Мастеркласс 1 октября Внутреннее мероприятие создание комфортной для обучения эмоциональной среды; - развитие умения взаимодествия в коллективе; - формирование у обучающихся представления о значении праздника; воспитание гражданственнос ти; 3. Национальное. Направлено на формирование у подрастающего поколения необходимого социального опыта межнациональных взаимоотношений и гордости за принадлежность к конкретной национальности. Нравственное. Направлено на формирование у учащихся осмысления общечеловеческих ценностей, осознания собственной значимости и роли в социуме. Кокурс рисунков на День учителя Конкурс. 5 октября Внутренний конкурс развитие творческого потенциала обучающихся Привлечение участию выявление одарённых обучающихся Подготовка поздравительн ой открытки ко Дню отца Мастеркласс. 15 октября Внутреннее мероприятие - формирование у обучающихся представления о значении праздника; воспитание гражданственнос ти; Сплочение коллектива и привлечение родителей к участию в жизни объединения Художественно-эстетическое. Направлено на привитие учащимся чувства прекрасного, умения его видеть как в естественной среде, так и в различных объектах культуры. Национальное. Направлено на формирование у подрастающего поколения необходимого социального опыта межнациональных взаимоотношений и гордости за принадлежность к конкретной национальности. Выставка «Краски осени» Выставка. Октябрь развитие творческого потенциала обучающихся Демонстрация результатов Тематическое занятие «День народного единства» Тематическ ое занятие. 4 ноября Внутреннее мероприятие - формирование у обучающихся представления о значении праздника; воспитание гражданственнос ти; Сплочение коллектива Нравственное. Направлено на формирование у учащихся осмысления общечеловеческих ценностей, осознания собственной значимости и роли в социуме. Мастер-класс ко Дню матери Мастеркласс. 26 ноября Внутреннее мероприятие - формирование у обучающихся представления о значении праздника; воспитание гражданственнос Сплочение коллектива и привлечение родителей к участию в жизни объединения 4. 5. 6. 7. Работа с обучающимися, родителями, общественностью Сплочение коллектива Сплочение коллектива и привлечение родителей к участию в жизни объединения к и ти; 8. Национальное. Направлено на формирование у подрастающего поколения необходимого социального опыта межнациональных взаимоотношений и гордости за принадлежность к конкретной национальности. Тематическое занятие «Международн ый день художника» Тематическ ое занятие. 8 декабря Внутреннее мероприятие - формирование у обучающихся представления о значении праздника; воспитание гражданственнос ти; Сплочение коллектива 9. Национальное. Направлено на формирование у подрастающего поколения необходимого социального опыта межнациональных взаимоотношений и гордости за принадлежность к конкретной национальности. Открытое занятие «Праздник – Новый год!» Открытое задятие Декабрь Внутреннее мероприятие - формирование у обучающихся представления о значении праздника; воспитание гражданственнос ти; Сплочение коллектива и привлечение родителей к участию в жизни объединения Выставка рисунков «Волшебная зима» Выставка. Январь развитие творческого потенциала обучающихся Демонстрация результатов Мастер-класс для наших пап на 23 февраля Мастеркласс Февраль Внутреннее мероприятие - формирование у обучающихся представления о значении праздника; воспитание гражданственнос ти; Сплочение коллектива и привлечение родителей к участию в жизни объединения Внутреннее мероприятие - формирование у обучающихся представления о значении праздника; воспитание гражданственнос ти; Сплочение коллектива и привлечение родителей к участию в жизни объединения Сплочение коллектива и привлечение родителей к участию в жизни объединения Демонстрация результатов 10. Художественно-эстетическое. Направлено на привитие учащимся чувства прекрасного, умения его видеть как в естественной среде, так и в различных объектах культуры. 11 Патриотическое. Направлено . на формирование нравственных принципов и норм поведения в обществе, уважительного отношения к традициям собственного народа, готовности встать на защиту Отечества. 12 . Нравственное. Направлено на формирование у учащихся осмысления общечеловеческих ценностей, осознания собственной значимости и роли в социуме. Мастер-класс для наших мам к 8 марта Мастеркласс Март 13 . Нравственное. Направлено на формирование у учащихся осмысления общечеловеческих ценностей, осознания собственной значимости и роли в социуме. Национальное. Направлено на формирование у подрастающего поколения необходимого социального опыта межнациональных взаимоотношений и гордости за принадлежность к конкретной национальности. Патриотическое. Направлено на формирование нравственных принципов и норм поведения в обществе, уважительного Конкурс рисунков «Здоровый образ жизни» Конкурс Апрель развитие творческого потенциала обучающихся Выставка «Покорители космоса» Выставка. Апрель развитие творческого потенциала обучающихся Конкурс рисунков к 9 мая Конкурс Май развитие творческого потенциала обучающихся 14 . 15 . Привлечение участию выявление одарённых к и 16 . отношения к традициям собственного народа, готовности встать на защиту Отечества. Художественно-эстетическое. Направлено на привитие учащимся чувства прекрасного, умения его видеть как в естественной среде, так и в различных объектах культуры. обучающихся Итоговая выставка Выставка. Май развитие творческого потенциала обучающихся Демонстрация результатов