Муниципальное Автономное учреждение Дополнительного образования Городской Дворец творчества детей и молодежи Одаренность и технологии» Рассмотрено УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии» Протокол № 1 от 29.08.2024 Приказом директора МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии» от 29.08.2024 № 185-од _________________________А.Г. Гагауз Основы эстрадного вокала. Начало дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей от 6 до 8 лет, срок реализации – 3,5 месяца художественная направленность Автор-составитель: Хазиахметова Лилия Флюровна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Екатеринбург 2024 Основные характеристики программы. Пояснительная записка. Вокал в наше время – один из наиболее массовых видов искусства, без которого практически не обходится ни одно мероприятие, ни один концерт, праздник, ни одно торжество. Эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня, и элементы рок музыки. Эстрадное пение вызывает у современных детей и подростков огромный интерес. Приобщение детей к певческому искусству в жанре эстрадного вокала способствует развитию творческих способностей. Занятия эстрадным вокалом стимулируют формирование особых качеств: наблюдательности, умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости – качеств, необходимых любому молодому человеку 21 века. Вместе с этим занятия эстрадным вокалом помогают реализовать потребность в общении со сверстниками и развить умение общаться внутри детского коллектива. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы эстрадного вокала. Начало»: по содержанию является художественной, по форме организации – студийной. Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями); 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р (с изменениями)); 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р); 5. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями); 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (с изменениями); 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом (с изменениями и дополнениями); 13. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N 761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года»; 14. Устав и иные локальные нормативные акты МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». Актуальность. Дополнительному образованию, согласно Концепции развития дополнительного образования детей, на современном этапе развития системы образования в России отводится одна из ведущих ролей в «удовлетворении индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии». Значимую роль в воспитании подрастающего поколения, в формировании его мировоззрения на лучших и достойных образцах выполняет искусство и культура. Эстрада искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека, и поэтому является одним из важных средств формирования нравственных и эстетических идеалов. Кроме того, занятия вокалом позволяют работать над формированием ценностного отношения к здоровью, как базовой национальной ценности. В законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей определено как вид образования, направленный на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Программа «Основы эстрадного вокала. Начало» ориентирована на решение одной из основных задач реализации направления стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 года - создание комфортной среды для жизни жителей Свердловской области, что реализуется через создание условий для развития творческого потенциала населения. Адресат программы. Программа ориентирована на возраст обучающихся в возрасте от 6 до 8 лет. Принципы формирования учебных групп. Принципы формирования учебных групп. На обучение по дополнительной общеобразовательной программе принимаются дети без специальной подготовки, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья для занятий хореографией. Количество детей в группах – 12-15 человек. Возрастные особенности обучающихся. У детей 6-8 лет особенности строения голосового аппарата ограничивают их исполнительские возможности. Для них отбирается специальный репертуар: песни с доступным содержанием, простым построением и удобным диапазоном. Дети в этом возрасте отличаются подвижностью, любознательностью, большой активностью и непоседливостью, подражательностью и вместе с тем неумением долго концентрировать свое внимание на чем-либо. Поэтому время их занятий одним видом деятельности должно быть ограниченным по времени и предусматривать их смену в течение занятия. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 минут. Продолжительность одного академического часа 45 мин. Срок освоения программы. Общий объем часов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы эстрадного вокала. Начало» составляет 60 часов. Уровень программы. Программа «Основы эстрадного вокала. Начало» построена в соответствии с базовым уровнем сложности, используются и реализуются такие формы организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательнотематического направления программы. Базовый уровень предполагает развитие музыкальных способностей и вокальных данных обучающихся, мотивацию к творческой деятельности, получение навыков ансамблевого и сольного исполнения на уровне практического применения. Форма обучения: очная, а также обучение возможно с применением дистанционных технологий и электронного обучения. Программа, в зависимости от темы занятия, включает такие формы работы: индивидуально-групповая, групповая, фронтальная. Виды занятий: – беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями видеоматериалами; – практические занятия, на которых обучающиеся осваивают музыкальную грамоту, слушают и анализируют прослушанную музыку, выполняют творческие задания; – занятие-постановка, репетиция, сводная репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности обучающихся. Другие формы работы: тематический концерт, творческая встреча, концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях. Методы обучения: – словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, анализ музыкального произведения; – наглядный: показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приёмов исполнения; наблюдение; – практический: вокальные упражнения, тренировочные упражнения Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: наблюдение педагога, фестиваль; концерт; конкурс; открытое занятие. Отличительной особенностью является то, что в содержание программы включены интонационно - фонопедические упражнения В.В. Емельянова, элементы дыхательной гимнастики, разработанной педагогомвокалистом А.Н. Стрельниковой, артикуляционная гимнастика, музыкальноритмические упражнения. Выполнение этих упражнений способствует сохранению и укреплению здоровья детей, процесс обучения вокалу проходит быстрее, легче и интенсивней, что является основой значительного роста их музыкальных и творческих способностей. Организация образовательного процесса. Программа реализуется в традиционной форме и представляет собой линейную последовательность освоения содержания. Дети приходят в студию с разным уровнем подготовки, темп освоения детьми дополнительной общеобразовательной программы различный. Воспитанники, поступающие в студию, проходят прослушивание, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к вокальной деятельности. На вводном занятии учащимся предлагается исполнить одну любую песню современных авторов, повторить ритмические фигуры, заданные педагогом, исполнить движения под музыку. В ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы сочетается работа в вокальной группе и пение дуэтом, трио). Задачи ансамблевого певческого развития обучающихся будут решаться в процессе практических занятий (упражнений, этюдов и импровизаций), репетиционных работ и работ над концертными номерами, и сценических выступлений (участие в концертах, конкурсах, фестивалях). Работа в ансамбле развивает у обучающихся вокально-ансамблевые навыки, которые предполагают умение петь в ансамбле, учитывая тембр, динамику, метроритмику, звуковедение, дикцию, ритмопластичность движений, слуховую координацию и внешний образ всего ансамбля. Обучение строится на основе выбранного репертуара каждого конкретного учебного года. На сводных репетициях осуществляется постановка ансамблевых номеров. Концертная деятельность может быть представлена солистами, дуэтами, ансамблем. Занятия в объединении органично сочетают в себе учебный процесс с концертной деятельностью коллектива, где каждый участник на всех этапах обучения будет иметь исполнительскую практику. То есть, возможность выступить перед зрительской аудиторией. С каждым выходом на сцену обучающийся получает дополнительный творческий стимул к дальнейшим занятиям и приобретает необходимую для певца эмоциональную устойчивость к публичным выступлениям. В отчетных концертах принимают посильное участие все учащиеся вокальной студии. В организации учебного процесса реализован разноуровневый подход. Особенности работы в студии обусловлены и возрастными возможностями обучающихся в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься эстрадным сольным и ансамблевым пением. Принципы подбора репертуара: Репертуар, подбирается таким образом, чтобы он способствовал развитию и укреплению детского голоса, на основе которого можно отрабатывать навыки правильного дыхания, звукообразования, дикции, тренировать вокальный аппарат. Для разучивания подбираются контрастные между собой произведения, песни разнообразного характера (бодрые, спокойные, лирические, шуточные, весёлые) и различные по тематике. Дети исполняют произведения, специально написанные для этого возраста композиторами: В. Шаинский, Ю. Чичков, А Рыбников, Р.Паулс, А. Сиротин. Высокие требования предъявляются к музыкальному сопровождению. Эмоциональная выразительность, способность точно передать характер музыки, определенный ритм и темп – вот те критерии, которые должны учитываться при подборе музыкального материала. Данная функция выполняется профессиональным музыкантом, т.е. концертмейстером. Программный материал осваивается поэтапно, в зависимости от возраста и индивидуальных вокальных данных ребёнка. Каждый ребёнок в процессе обучения последовательно осваивает технику эстрадного пения (дыхание, звукообразование, мышечная и голосовая раскрепощённость, координация голоса). Репертуар подбирается с учетом возрастных, психологических особенностей обучающихся, вокальных данных. Работа с родителями. Для реализации воспитательных задач родители (законные представители) принимают активное участие в культурнодосуговой деятельности творческого коллектива. Родители оказывают посильную помощь в процессе подготовки к концертам, фестивалям и конкурсам. В течение года предусматривается проведение родительских собраний, индивидуальных встреч, бесед, открытых занятий для родителей. Педагогическая целесообразность программы. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа педагогически целесообразна, так как при её реализации используются современные образовательные технологии индивидуализированного, личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, технология сотрудничества, применяются технологии развивающего обучения, здоровьесбережения, а также проводится подготовка и участие в концертах, в конкурсных мероприятиях. Данная модель педагогической деятельности позволяет адаптировать содержание программы к индивидуальным особенностям каждого обучающегося в коллективе, помогает осваивать программу в оптимальном темпе для каждого, и способствует достижению высоких результатов обучающихся с разным уровнем вокальных возможностей. Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы. Цель программы: выявление, развитие и реализация музыкальнотворческих способностей детей посредством эстрадного вокала. Задачи: Обучающие: – формирование вокальных навыков и эстрадно-исполнительских качеств; – обучение выполнению комплексов артикуляционной гимнастики; – обучение выполнению комплексов дыхательной гимнастики; – обучение грамотному исполнению элементарных танцевальных движений; – обучение навыкам ансамблевого пения, сценического мастерства, правильного певческого дыхания; – формирование стереотипа координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса. Развивающие: – развить базовые музыкальные способности: музыкальный слух, голос; сценическую выдержку; – развить память, внимание, мышление, воображение; – развить артистические данные. Воспитательные: – сформировать умение работать в коллективе; – воспитать настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей, ответственность за творческий результат; – воспитать потребность в систематических занятиях; – сформировать устойчивый интерес к певческой деятельности; – формирование чувства идентичности в детском коллективе. Календарный учебный график № п/п 1 2 3 6 7 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество часов в неделю Количество часов Дата начала обучения Нерабочие праздничные дни 15 недель 4 60 15 сентября 4.11 Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы. Учебный (тематический) план Количество часов № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Название темы, раздела Всего теория Формы контроля практик а Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Наши любимые мелодии. Обзор 2 1 1 Собеседование 2 1 1 Детские эстрадные песни. Знакомство с современными солистами и детскими группами. Постановка голоса. Охрана голоса, гигиена. Образование звука. Профилактика заболеваний. О пении. Что это такое? Работа над элементарными приёмами пения. Строение голосового аппарата. Звукообразование. 8 2 6 Беседа Прослушивание Наблюдение Прослушивание 14 2 12 Наблюдение Прослушивание 20 4 16 Наблюдение Прослушивание 14 4 20 Наблюдение Прослушивание 60 14 46 Итого: Форма промежуточной аттестации-открытое занятие Содержание курса Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Теория: Знакомство с учащимися. Ознакомление учащихся с рабочим кабинетом. Сведения о предмете. Техника безопасности (техника безопасности, соответствующая инструкциям). Правила поведения на занятиях и в образовательном учреждении (внимание, аккуратность, вежливость, форма для занятий, сменная обувь и т.д.). Объяснение детям целей занятий. Знакомство в форме игры «Общий круг – добрый круг». Прослушивание музыкальных способностей. Задания на чувства наличие музыкального ритма, слуха и памяти, координации движений. Выполнение творческих заданий. Знакомство обучающихся с основными правилами поведения в музыкальном коллективе. Инструктаж по ТБ. Тема 2. Наши любимые мелодии. Обзор. Теория: Слушание знакомых мелодий: колыбельных, танцевальных и т.д. Узнавание с элементами соревнования. Практика: Слушание и обсуждение песен из мультфильмов. Тема 3. Детские эстрадные песни. Знакомство с современными солистами и детскими группами. Теория: Беседа о современной детской эстраде. Видеопросмотр, творческие встречи с солистами и группами. Развитие способности восприятия общего характера музыкального произведения. Практика: Слушание и исполнение детских эстрадных песен. Тема 4. Постановка голоса. Охрана голоса, гигиена. Образование звука. Профилактика заболеваний. Теория: Профилактика заболеваний, влияющих на работу голосового аппарата. Способы предупреждения заболеваний. Выполнение комплекса музыкальных упражнений, способствующих яркому восприятию отдельных средств музыкальной выразительности. Основные правила охраны голоса. Образование звука. Теория образования звука. Строение и работа вокального аппарата (в доступной для данного возраста форме). Укрепление голоса (упражнения). Практические советы по гигиене голосового аппарата. Практика: Выполнение комплекса упражнений для укрепления голоса. Практические советы по охране голоса и гигиене голосового аппарата. Тема 5. О пении. Что это такое? Работа над элементарными приёмами пения. Строение голосового аппарата. Теория: Теория образования звука. Практика: Освоение практических навыков вдоха и выдоха. Особенности выполнения вдоха и выдоха. Выполнение упражнений на основе дыхательной гимнастики. Длинный вдох - длинный выдох (Д-Д), короткий вдох – короткий выдох (К-К), короткий вдох - длинный выдох (К-Д). Выполнение комплексов дыхательной гимнастики. Вдохи в грудь. Особенности строения голосового аппарата, гортани, работа связок и образование звука. Тема 6. Звукообразование. Теория: Работа вокального аппарата. Теория образования звука. Практика: Выполнение озвученных и не озвученных вдохов в грудь. Выполнение упражнений на звуки А, Э, О, Ы выполнение с эмоциональным состоянием (удивление, восторг, радость, испуг). Выполнение комплексов дыхательной гимнастики. Мягкое нёбо. Выполнение упражнений «Зевок», «Диалог поросят» (обязательно эмоциональное состояние). Планируемые результаты реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Личностные результаты: – проявление интереса к певческой деятельности и к музыке в целом; − умение работать в коллективе; − настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей, ответственность за творческий результат. Метапредметные результаты: − развитые базовые музыкальные способности: музыкальный слух, голос; сценическая выдержка; − развитые чувство ритма и координации; память, внимание; − артистические данные. − навыки взаимодействия в коллективе; – навыки самоорганизации. Предметные результаты: − сформированные вокальные навыки и эстрадно-исполнительские качества; − грамотное исполнение элементарных танцевальных движений; − владение навыками ансамблевого пения, сценического мастерства, правильного певческого дыхания; − владение знаниями координации деятельности аппарата с основными свойствами певческого голоса; − знание и умение выполнять комплексы артикуляционной гимнастики; − знание и умение выполнять комплексы дыхательной гимнастики. Организационно - педагогические условия. Условия реализации программы. Материально-технического обеспечение. Необходимый для реализации дополнительной общеобразовательной программы перечень материально-технического обеспечения содержит: кабинет для занятий с необходимым звуковым техническим оборудованием; музыкальный инструмент (фортепиано); музыкальный центр; компьютер; концертные костюмы; гимнастические коврики. микрофоны - 4 шт.; стойки для микрофонов - 4 шт. микшерский пульт - 1 шт.; усилитель – 1шт. колонки – 2 шт. Кадровое обеспечение программы. Педагог со средним профессиональным или высшим образованием, имеющий специальное образование в данной области, обладающие знаниями в области педагогики и психологии. Одновременно с педагогом дополнительного образования, непосредственно осуществляющим реализацию образовательной программы, группы вокальной студии сопровождает концертмейстер со средним или высшим образованием, обладающий специфическими профессиональными навыками, а также владеющий звуковой, аудио и видео техникой. Методическое обеспечение Методическая литература: 1. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 1996. 2. Дмитриев Л. Основа вокальной методики - М., 1968. 3. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос. 4. Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003. 5. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д. Карателло . – СПб.: Питер, 2007. 6. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – М., ФИС, 2000. 7. Морозов В. Вокальный слух и голос - М., 1965. 8. Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий в условиях вокального коллектива .Сост. Хазиахметова, Л.Ф. 2019. 9. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Орлова Т.М. 10. Фонотека (флэш-носитель, диски). 11. Методическая продукция (сборники упражнений, статьи и рекомендации для педагогов по вокалу). Дидактический материал: 1. Наглядные пособия: таблицы, плакаты по темам: «Строение голосового аппарата», «Средства вокальной выразительности», «Нотная грамота». 2. Портреты композиторов, исполнителей, музыкальных деятелей. 3. Нотный материал, подборка репертуара. 4. Картотека фонограмм, видеотека записей выступлений эстрадных певцов разных эпох, направлений, стилей; 5. Видеозаписи выступлений воспитанников студии; 6. Учебно-познавательные видеоматериалы профессиональной направленности, видео - и аудиокурсы по вокальным методикам различных авторов: «Фонопедическому методу» В. В. Емельянова, «Пению в речевой позиции» С. Риггса. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы. Способы определения результативности С целью определения уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества образовательного процесса проводится педагогический мониторинг в течение всего периода обучения. Методы контроля и оценки, позволяющие определить достижение обучающимися планируемых результатов по программе: беседа, опрос; прослушивание; обсуждение результатов по итогам проведения открытых занятий; концерт. Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в начале и в конце учебного года. Для оценки качества личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися программы разработаны следующие критерии: – взаимодействие в команде (умение обучающегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном решении задач); – познавательная активность (желание обучаться, узнавать новое, работать с информацией); – ответственность (проявляется при выполнении функциональных заданий, известных, повторяющихся); – гражданская идентичность (индивидуальное чувство принадлежности) к творческому объединению, образовательному учреждению своей стране; – убежденность в собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам ребенок). Общие критерии оценивания результатов: − соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; − соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям; − уровень сформированности таких качеств, как ответственность, познавательная активность, умение работать самостоятельно, умение взаимодействовать в группе. Мониторинг результативности освоения предметной составляющей производится после завершения каждого этапа программы. Критерии оценки предметных результатов освоения программы: Показатели уровня общего музыкального развития и вокальных способностей: − Ладовое чувство; − Музыкально-слуховые представления; − Чувство ритма; − Чистота интонирования; − Техника речи, вокальная дикция; − Певческое дыхание; − Звукообразование; − Яркое, осмысленное, выразительное исполнение песни. Показатели уровня развития вокально-эстрадных способностей: − Основы эстрадного пения; − Музыкальная грамота; − Программные произведения − Звукообразование; − Певческое дыхание; − Артикуляция; − Слуховые навыки; − Навыки эмоциональной выразительности; − Опыт творческой деятельности. Показатели уровня развития артистических способностей: − Ориентирование в сценическом пространстве; − Сценическая культура поведения; − Яркое, выразительное, осмысленное исполнение произведений. Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения программы служат: – анкеты; – электронная база достижений обучающихся; – система оценки качества результатов освоения программы (Приложение № 1). Промежуточная аттестация обучающихся. Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по программе с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме открытого занятия. Список литературы для педагога 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология, М.: Академический проект, 2001. 2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб.: Питер, 2000. 3. Агапова И.А., Давыдова М.А., 30 музыкальных занятий для начальной школы. М.: Аквариум, ГИППВ. 4. Андрианова Н.З. «Особенности методики преподавания эстрадного пения», Научно-методическая разработка. М.: 1999. 5. Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: Рольф, 1999. 6. Вайкель Б. О пении и прочем учении.- М.: Аграф, 2002. 7. Варкин Н.А., Калинина Н.Н., Творческо-эстетическое развитие ребёнка. – СПБ.: РЕЦ, 2002. 8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Педагогическое общество России, 2001. 9. Емельянов В.В. Развитие голоса, - СПБ.: 2002. 10.И. Исаева Эстрадное пение, экспресс курс развития вокальных способностей. М.:АСТ: Астрель, 2008. 11.Костарев В.П. Вокальное произведение – как синтез искусств. Екатеринбург, 2005. 12.Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей. Москва «Просвещение», 2011 Методическое пособие под редакцией Е.П. Кабковой. 13.Львова Н. Калейдоскоп. – Международное издательство «Гуманистка», Спб, 2003. 14.Михайлова М.Р. Развитие музыкальных способностей детей. М., 1999. 15.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.317214 16.Ткаченко Т.С. Народный танец. – М. «Искусство», 1967. 17.Тронина П.И. Из опыта педагога-вокалиста, М., Музыка 1998. 18.Юдина Е.И. первые уроки музыки и творчества. – М. аквариум, 2002. 19.Ригс С. Пойте как звёзды. Сост. и ред. Дж. Д Карателло, СПб.: Питер, 200. 20.Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения. 21.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 22.Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г. N1726-р. 23.«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». 28. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребёнка. Минск: Изд. «Тетра Системс», 2007. 29. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха. М.: Музыка,1996. 30. Нисбетт А. Применение микрофонов. - М., 1991. 7. Одарённые дети (концептуальные основы работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования). - М., 1998. Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей 1. Радынова О.П. Настроение, чувства в музыке. Нотное приложение. 2. Мерзлякова С.И. Песни и упражнения для развития голоса. Москва.: ТЦ «Сфера» 2014. 3. Мадорский Л.,А. Зак Музыкальное воспитание ребёнка. – Москва.: Айрис ПРЕСС.2011 4. Сборники песен В.Шаинского, Ю.Чичкова, М.Дунаевского, Е. Крылатова, А. Рыбникова, Р. Паулса и др. 5. Апраксина О. Методика развития детского голоса. - М., 1993. 6. Ветлугина М. Музыкальное развитие ребёнка. - М.: Просвещение, 1998. Перечень научных рецензируемых журналов 1. Музыка в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://art-inschool.ru/music/index.php?page=2013 2. Музыкальная палитра [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://muspalitra.ru/ Приложение 1. Система оценки качества результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Для оценки качества результатов освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы применяется комплексная система оценивания сформированности личностных, метапредметных и предметных навыков. Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных результатов обучающихся № Критерии Показатели 1 1. Вступает во взаимодействие с детьми 2. Вступает во взаимодействие с педагогом 3. Отстаивает свое мнение аргументировано и спокойно 4. Оказывает помощь сверстникам при выполнении какой-либо работы 5. Просит и принимает помощь сверстников 2 Взаимодействие в команде. Умение учащегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном решении творческих задач Cреднее арифметическое Познавательная активность Желание узнавать новое 3 Cреднее арифметическое Ответственность Проявляется при выполнении функциональных заданий, известных, повторяющихся 4 Cреднее арифметическое Социальная идентичность Индивидуальное чувство принадлежности к творческому объединению. 1.Интересуется темой занятия, задает дополнительные вопросы педагогу по теме занятия/темы/программы 2. Воспроизводит информацию по итогам учебного занятия 3. Умеет вычленять главное из полученной информации. 4. Охотно делится информацией по итогам самостоятельной работы 5. Самостоятельно (без помощи взрослого) выполняет дополнительные (творческие) задания 1. Выполняет задания педагога в указанный срок и без напоминания 2. Своевременно приходит на занятие, другие мероприятия 3. Доводит начатую работу до конца 4. Адекватно реагирует на оценку своего труда, полученного результата. 5. Выполняет взятые обязательства 1. Принимает правила и традиции группы 2. Охотно (без давления педагога) принимает участие в мероприятиях, важных для группы (конкурсах, фестивалях, социальных акциях) 3. Предлагает свою помощь при проведении важных для группы дел (мероприятий) Проявляется /не проявляется 5 Убежденность в собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам ребенок Cреднее арифметическое Предметные знания 6 Среднее арифметическое Предметные умения Среднее арифметическое 4. Положительно высказывается об отношении к группе, Дворцу. 5. Положительно оценивает свою роль и место в детском творческом коллективе. 1. Музыкальные термины. 2. Строение голосового аппарата, органа, гигиена голоса. 3. Техника исполнительства. 4. Основы звукообразования. 5. Приемы звукообразования. 1. Дыхательная гимнастика. 2. Комплекс упражнений (распевки). 3. Эмоциональная выразительность. 4. Интонация в произведениях. 5. Звуковедение. В таблице обозначается проявление или не проявление показателей шести критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося, на развитие которых направлена данная программа. Применяемые методы оценки: педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа. Принята 100-бальная шкала, на которой определены 4 интервала, которые соответствуют: высокому (продвинутому) уровню результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и характеризуются сформированностью и закрепленностью в деятельности обучающихся ценностных ориентаций; осознанный, целенаправленный характер деятельности (уровень мотивации); умению создавать новые правила, новые творческие продукты, алгоритмы действий в непредвиденных (новых) ситуациях, условиях. средний (базовый) уровень от 60 до 79 баллов характеризуется осознанностью желания заниматься экспериментальной деятельностью, умением самостоятельно воспроизводить и применять информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом действия обучающегося расценивается как репродуктивные; осознанностью своей роли и ответственности за результаты работы группы, готовностью выполнять различную работу для пользы команды. низкий (стартовый) уровень от 40 до 59 баллов (минимальный предел, ниже которого качество результатов освоения программы недопустимо!) характеризуется умением обучающегося выполнять учебную деятельность, опираясь на описание действия, подсказку, намек; обучающийся знает о ценности коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет неосознанный уровень (интерес или потребность) к занятиям деятельностью по программе. недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется отсутствием опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом признавать значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом и другими детьми, желанием работать только индивидуально и обыгрывать всех. Сводная таблица достижений каждого обучающегося заполняется в течение учебного года в три периода: в сентябре или октябре заполняются начальные данные, в конце декабря – промежуточные данные, в мае итоговые. На основании сводных данных о достижениях каждого обучающегося наблюдается динамика освоения программы дополнительного образования и производится ее корректировка на дальнейший период. Сводная таблица достижений обучающегося: Обучающийся 1 Фамилия Имя 2 Фамилия Имя Числовое значение Сентябрь Декабрь Май Результативность освоения На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о корректировке содержательной части программы, методического обеспечения программы и применяемых технологий и форм работы.