Актерское мастерство Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей от 8 до 11 лет, срок реализации–2 года художественная направленность Авторы - составители: Тренбач Ольга Игоревна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Шуранова Марина Ефимовна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Фридрих Ирина Анатольевна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Екатеринбург Пояснительная записка Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством, музыкой. Поэтому привлечение детей к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для всестороннего развития их способностей. Вдумчивый анализ исполняемого произведения, проникновение в художественный замысел пьесы помогают формированию у детей верных этических и эстетических оценок доступного их пониманию круга жизненных явлений, человеческих взаимоотношений, конфликтов, поступков, характеров. Вся организация работы в детском театре помогает детям осознавать, что занятия искусством – это не только удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать свои умения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Актерское мастерство», имеет художественную направленность и построена в соответствии с базовым уровнем сложности. Актуальность. Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 5. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 2 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 12. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»; 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом; 14. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N 761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года»; 15. Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»; 16. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»; 17. Положение о порядке применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». Театр – коллективное искусство, и, поскольку спектакль является результатом творческих усилий всего коллектива, то театральные занятия способствуют получению богатого и разнообразного опыта общения и совместной деятельности, обеспечивают каждому члену коллектива возможность для активного участия в его творческой работе, оставаясь при этом и в коллективе свободной, независимой личностью, уважающей интересы своих товарищей и всего коллектива. Программа «Актерское мастерство» ориентирована на запрос общества: потребности родителей и обучающихся. Программа способствует гармоничному развитию личности, активизирует индивидуальные особенности ребенка, формирует и развивает актерские способности у детей. Дополнительного образования детей программа «Актерское мастерство» ориентирована на удовлетворение потребностей обучающихся в художественноэстетическом развитии, нравственном развитии; формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и поддержку 3 талантливых детей, что соответствует приоритетам в развитии дополнительного образования в России. Программа «Актерское мастерство» отражает приоритеты Стратегии государственной культурной политики, и направлена на создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации и возможности для самореализации и развития талантов. Программа ориентирована на решение одной из основных задач реализации направления стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 – 2030 года – создание комфортной среды для жизни жителей Свердловской области, что реализуется через создание условий для развития творческого потенциала населения. Отличительная особенность программы. При составлении программы использована программа, составленная педагогами театра Н.Н. Чиняевой и А.В. Неустроевым. Программа является частью комплекса программ, реализуемых в детском творческом объединении Детский театр им. Л.К. Диковского. Представленная программа соединяет в единую систему теорию и практику театра. Педагогическая целесообразность. Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации. Она предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний, эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного человечеством социальнокультурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Происходит осознанное приобретение знаний, навыков самостоятельной деятельности и умения творчески работать. Адресат программы. Программа ориентирована на возраст обучающихся от 8 до 11 лет, разработана с учётом психофизиологических особенностей данных возрастных категорий. Возрастные особенности обучающихся. В 8 - 11 лет у обучающихся наблюдается высокий уровень активности, любознательности, рассеянности, бурно проявляются эмоции. Часто при неудаче в каком-либо деле теряют интерес к продолжению этого вида деятельности. В этот период ребёнок в полной мере овладевает искусством общения, умеет выражать свои мысли, желания, эмоции. Важно, чтобы в этом возрасте ребёнок ощущал поддержку и понимание. Необходимо развивать коммуникативные навыки. Такой возраст объединяет части характеров, присущие старшим детям (интеллектуальное развитие, нормы морали, противоречивость и т.п.) и младшим (непосредственность, неумение концентрировать внимание и т.п.). Именно в этот период решаются специфические задачи личностного развития и взросления человека, идет интенсивное усвоение культурных ценностей, определяющих в дальнейшем его главные жизненные предпочтения. 4 В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Некоторая «неуправляемость» детей данного возраста сочетается с особой восприимчивостью и поведенческой гибкостью, открытостью для сотрудничества и, вместе с тем, с достаточной интеллектуальной зрелостью, что позволяет взрослым (педагогам и родителям) строить отношения с ними на основе диалога, на принципах партнерского общения. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Формы и методы обучения, предусмотренные программой, применяются в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Принципы формирования учебных групп. На обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе принимаются дети без специальной подготовки. Количество детей в группах – 12-16 человек. Срок освоения программы. Общий объем часов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Актерское мастерство» составляет 288 часов. Программа рассчитана на 2 года обучения, 72 недели: 1 год обучения: 144 часа в год, 2 год обучения: 144 часов в год. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 минут. Продолжительность одного академического часа 45 мин. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Организация образовательного процесса. Программа имеет традиционную модель освоения содержания. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа состоит из одного образовательного раздела: изучение основ актёрского мастерства и различных его техник. И реализуется в рамках традиционной модели организации образовательного процесса. Помимо непосредственного практического изучения основ актёрского мастерства, содержание обучения включает в себя тренинги и игры, направленные на развитие коммуникативных навыков, развитие памяти, фантазии, сценического воображения. Проводятся беседы о театральном искусстве, в ходе которых обучающиеся знакомятся с театральной терминологией и правилами поведения на сцене и за кулисами. Программа нацелена на то, чтобы ребёнок научился создавать индивидуальные и коллективные художественные работы. Все занятия по программе построены с учетом основных принципов педагогики искусства, организуются и проводятся в очной форме обучения: 5 от простого к сложному; смена типа и ритма работы на занятии; от постановки творческой задачи до достижения творческого результата; вовлечение в творческий процесс всех учеников; индивидуальный поход к каждому учащемуся Методы обучения. В основе преподавания используются методы, направленные на формирование актёрских навыков детей с учётом их индивидуальных возможностей: объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); метод анализа и сравнения (при освоении материала занятия, обучающиеся должны научиться анализировать художественное произведение, находить логические связи между поступками персонажей, сравнивать особенности и нюансы психологического поведения людей, что способствует осознанному отношению к уроку); метод импровизации (выполняя задания на создание этюдов, обучающиеся развивают воображение, мышление, инициативу, самостоятельность, развиваются духовно и творчески; задания на импровизацию помогают обучающимся впоследствии в раскрытии художественных образов в ролях, самовыражении); практический метод (игра, тренинги, упражнения, творческие задания и показы. Данный метод является основным). Форма обучения: очная, а также обучение возможно с применением дистанционных технологий и электронного обучения на платформах: Youtube, Яндекс, Вконтакте. Программа включает такие формы работы: – индивидуально-групповая; – групповая; – фронтальная. Виды занятий: практические занятия, беседы, самостоятельная работа, мастер-классы, открытые занятия, посещение спектаклей, участие в конкурсах и фестивалях. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: беседа, спектакль, творческий отчет, фестиваль, открытое занятие. Работа с родителями. Родители являются важными участниками образовательного процесса. Они помогают выполнять домашние задания, сопровождают детей на конкурсы и спектакли, осуществляют фото и видеосъёмку открытых занятий и мероприятий. В течение года предусматривается проведение родительских собраний, консультаций, открытых занятий, где можно наглядно увидеть успехи своего 6 ребёнка. Также в объединении проводятся совместные мероприятия для детей и родителей. Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы. Цель программы - развитие творческих способностей обучающихся посредством театрального искусства. Задачи для 1-го года обучения: Образовательные: познакомить с основными элементами театра, театральной терминологии; познакомить с основными принципами театральной игры; научить самостоятельно создавать различные этюды и номера; научить приемам, концентрирующим внимание, развивающим наблюдательность, память, ассоциативное мышление, чувство ритма, такта; научить правилам поведения на сцене. Развивающие: развивать навыки взаимодействия в группе; обучить навыкам работы в команде с педагогом, слушать и выполнять его задания; научить применять навыки и умения, полученные на занятиях по актёрскому мастерству, в работе над спектаклем. Воспитательные: развить стремление соответствовать нормам и правилам взаимодействия в группе; развить критическое отношение к своей работе и уважение к результатам работы своих товарищей; развить чувство сопереживания, умение ценить партнеров; развить стремление к ведению здорового образа жизни. Задачи для 2-го года обучения: Образовательные: –обучить основным навыкам работы над ролью в процессе постановки спектакля; освоить этапы постановки драматического спектакля: –обучить техническим приемам актерского мастерства; –сформировать начальные навыки актерской импровизации; –расширить и углубить знания об искусстве театра (изучение истории театра, театральной терминологии, устройства зрительного зала и сцены, театральных профессий); –развить чувство ритма, пластику и способность эмоционально воспринимать окружающий мир. Развивающие: –развивать творческие способности, память, внимание; 7 –обучить навыкам работы в команде; –сформировать у обучающихся таких ценных качеств, как инициативность, общительность, трудолюбие, коллективизм; –научить применять навыки и умения, полученные на занятиях по актёрскому мастерству, в работе над спектаклем; – научить слаженности работы в коллективе. Воспитательные: –привить ответственное отношение к процессу обучения; –помочь овладеть культурой общения со сверстниками и взрослыми; –настроить на позитивное отношение к работе на сцене; –привить заботливое отношение к партнерам по совместному творчеству; –привить духовно-нравственным традициям в процессе работы над спектаклем; –сформировать умение быть самокритичным в оценке своих творческих и профессиональных способностей. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для 1-го года обучения: Предметные знают основные элементы театра, театральную терминологию; знают основные принципы театральной игры; самостоятельно создают различные этюды и номера; знают приемы, концентрирующие внимание, развивающие наблюдательность, память, ассоциативное мышление, чувство ритма, такта; применяют правила поведения на сцене. Метапредметные умеют взаимодействовать в группе; обладают навыками работы в команде с педагогом, слушают и выполняют его задания; применяют навыки и умения, полученные на занятиях по актёрскому мастерству, в работе над спектаклем. Личностные ответственно относятся к процессу обучения; стремятся соответствовать нормам и правилам взаимодействия в группе; умеют быть самокритичными в оценке своей работы и с уважением относиться к результатам работы своих товарищей; умеют сопереживать; заботливо относятся к партнерам по совместному творчеству; стремятся к ведению здорового образа жизни. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы для 2-го года обучения: 8 Предметные: владеют основными навыками работы над ролью в процессе постановки спектакля; знают технические приемы актерского мастерства; знают начальные навыки актерской импровизации; знают правила поведения на занятии, на сцене и за кулисами; знают об искусстве театра (историю театра, театральную терминологию, устройство зрительного зала и сцены); Метапредметные: развиты творческие способности, память, внимание, творческая фантазия, способность эмоционально воспринимать окружающий мир; умеют работать в команде с педагогом, слушать и выполнять его задания. умеют применять навыки и умения, полученные на занятиях по актёрскому мастерству, в работе над спектаклем; развиты навыки работы в коллективе. Личностные: ответственно относятся к процессу обучения; владеют культурой общения со сверстниками и взрослыми; позитивно относятся к работе на сцене; заботливо относятся к партнерам по совместному творчеству; умеют быть самокритичными в оценке своих творческих и профессиональных способностей. 9 Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы. УЧЕБНЫЙ ПЛАН НА 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ № п/п Название раздела Количество часов (теория/практика) 1 2 20 (2/18) 30 (2/28) Собеседование, творческие задания Опрос, контрольные упражнения 18 (2/16) 20 (2/18) Опрос, контрольные упражнения Опрос, контрольные упражнения, этюды Опрос, контрольные упражнения 6 Азбука театра Основы актерского мастерства Сценическая вера Сценическое внимание Эмоциональная память Сценическая свобода 7 Работа над ролью 20 (0/20) 3 4 5 18 (2/16) Опрос, контрольные упражнения, этюды Контрольные упражнения, этюды показ спектакля 18 (2/16) Итого за 1 год обучения: 144 часов Сценическое 14 (2/12) 1 внимание Беспредметное 7 (2/5) 2 действие Сценическая 9 (1/8) 3 фантазия Сценическое 16 (2/14) 4 воображение Темпо - ритм 16 (2/14) 5 Сценическая свобода 16 (2/14) 6 7 8 9 10 Сценическое самочувствие Сценическая вера Сценическое действие Разбор пьесы Формы аттестации/контроля Опрос, контрольные упражнения Опрос, контрольные упражнения Опрос, контрольные упражнения Опрос, контрольные упражнения Опрос, контрольные упражнения Опрос, контрольные упражнения, этюды Опрос, контрольные упражнения, этюды Опрос, контрольные упражнения, этюды Опрос, контрольные упражнения, этюды Контрольные упражнения, этюды показ спектакля 16 (2/14) 16 (3/13) 16 (3/13) 18 (4/14) Итого за 2 год обучения: 144 часов Всего по программе: 288 часов 10 УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ № п/ п 1 Название темы раздела, 20 2 18 2 Основы актерского 30 мастерства 2 28 3 Сценическая вера 18 2 16 4 Сценическое внимание 20 2 18 5 Эмоциональная память 18 2 16 6 Сценическая свобода 18 2 16 7 Работа над ролью 20 - 20 Азбука театра Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/контроля Собеседование, фронтальный опрос, индивидуальный опрос Беседа, опрос, практическая работа, просмотр, исполнение этюдов, контрольные упражнения. Беседа, опрос, практическая работа, просмотр, исполнение этюдов, контрольные упражнения. Беседа, опрос, практическая работа, просмотр, исполнение этюдов, контрольные упражнения. Беседа, опрос, практическая работа, просмотр, исполнение этюдов, контрольные упражнения. Беседа, опрос, практическая работа, просмотр, исполнение этюдов, контрольные упражнения. Практическая работа, просмотр, исполнение этюдов, контрольные упражнения, постановка, показ спектакля. ИТОГО 144 12 132 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Тема 1. Азбука театра. Теория: Дальнейшее изучение театральной терминологии (понятия, термины от А до Я). Знакомство с театральными профессиями: драматург, режиссерпостановщик, художник-декоратор, композитор, костюмер, бутафор, реквизитор. Понятие нового вида литературы – драматургии (литература для знакомства с театральной Россией – от скоморошьего театра до создания художественного общедоступного театра К.С.Станиславского). Практика: Знакомство с основами и законами театра. Темы: «Сила театра в том, что он коллективный», «Сценическое пространство», «Четвертая стена». Тема 2. Основы актерского мастерства. 11 Теория: Понятия: «чувство партнера», «чувство ритма», «музыкального такта». Понятие актерского ансамбля. Этюды на веру в предлагаемые обстоятельства. Приспособление костюма (не мешает, а помогает). Практика: Упражнения на физическое самочувствие: «Сюжет», «Мне жарко», «Мне холодно», «Вода, снег, песок, грязь». Импровизация. Этюды-монологи. Этюды-диалоги. Групповые этюды, массовые этюды. Действия детей в предлагаемых обстоятельствах. Работа с реквизитом, бутафорией. Этюды на ПФД. Творческие показы, театрализованные представления. Участие в массовых мероприятиях Дворца творчества учащихся (в зависимости от готовности детей проводятся общегрупповые репетиции и занятия с педагогами по музыке, сценическому движению и концертмейстером). Тема 3. Сценическая вера. Теория: Понятие термина «сценическая (творческая) вера». Актерский серьез. Убежденность актера – необходимое условие его игры. Творческая дисциплина – осознанная необходимость. «Мне нужно!» - формула Вахтангова Е.Б. Сценическое оправдание. Случайности на сцене и их оправдание. Чувственно - конкретность сценической веры. Практика: Упражнения на оправдания (быстрая смена предлагаемых обстоятельств); Игры на простейшие физические действия в заданных обстоятельствах места и времени (оправдание предмета, позы, нескольких физических действий). Тема 4. Сценическое внимание. Теория: Умение концентрировать, распределять и переключать внимание. Внимание внутреннее и внешнее. Непрерывная линия внимания. Практика: Тренинг (удерживание объекта внимания, притягивание его к себе, устремление к нему, проникновение в него); Поочередная смена объектов внимания (простой, видимый, звук, человеческая речь и т.д.); Упражнения на эмоциональную память, упражнения «Оправдание», «Любимый герой». Тема 5. Эмоциональная память. Теория: Эмоциональная память – основа сценического искусства. Сценическая органика. Практика: Тренинг на «просыпание» эмоциональной памяти. Упражнения, выходящие из чувственного состояния (восприятия) от эмоций к действию. Этюды на узнавание. Тема 6. Сценическая свобода. Теория:Основной закон пластики. Мускульная свобода. Свобода внешняя и внутренняя. Зажим. Практика: Тренинг на раскрепощение; Этюды и упражнения в группе; Игры на доверие («Ляпки», «Слепой», «Поводырь»); Тренинг на снятие мускульного зажима и освобождение: поочередный зажим и расслабление всех групп мышц; Тренинг на соотношение силы жеста и мускульного напряжения. Тема 7. Работа над ролью. 12 Практика: Читка и разбор пьесы; Распределение ролей; Разбор роли; Этюды, импровизация; Репетиции отдельных сцен; Сводные репетиции; Показ спектакля. 13 УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Название темы 1. Сценическое внимание 14 2 12 2. Беспредметное действие 7 2 5 3. Сценическая фантазия 9 1 8 4. Сценическое воображение 16 2 14 5. Темпо - ритм 16 2 14 6. Сценическая свобода 16 2 14 7. Сценическое самочувствие 16 2 14 8. Сценическая вера 16 3 13 9. Сценическое действие 16 3 13 18 4 14 144 25 119 10 Разбор пьесы . ИТОГО Количес тво часов Формы аттестации/ № п\ п. Теория Практика контроля Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Беседа, практическая работа, контрольные упражнения. Постановка, открытое занятие СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Тема 1. Сценическое внимание. Теория: Виды внимания. Внимание произвольное и непроизвольное, внешнее и внутреннее. Объекты непроизвольного внимания. Непрерывная линия внимания. Субъект внимания. Сочетание актера и создаваемого им образа. Практические работы: 14 - Упражнения на различные виды внимания (рассмотреть и описать комнату, человека и т.д., рассмотреть и воспроизвести расположение предметов, услышать и перечислить звуки за окном, за стеной и т.д., ощупать предметы и назвать их). - Игры («Найди предмет», «Зеркало»). - Тренинг на смену кругов внимания. - Рассмотреть и описать картину. - Этюды по картинам, наблюдения за людьми и животными. Тема 2. Беспредметное действие. Теория: Нужно ли видеть то, чего нет. Внимание формальное и творческое. Видение и воображение. Отношение к объекту внимания. «Если бы…» К.С.Станиславский. Память тела. Увлеченность объектом внимания. Сценическое внимание и фантазия. Практические работы: - Этюды без предметов: уборка, стирка, еда, мытье посуды и т.д. - Задания в виде индивидуальных работ. - Тренинг на память физических действий: учащиеся передают воображаемый предмет, называя его. - Индивидуальная работа: с помощью повторов доводить действия до автоматизма, отработка выразительных средств, при подготовке к открытому показу. Тема 3. Сценическая фантазия. Теория:Сценическая реальность и сценическая фантазия. Я – предмет. Изучение предмета. Фантазирование характера предмета. Этапы внимания. Практические работы: - Этюды на оживление предметов, на оправдание ситуации. - Оправдание предлагаемых обстоятельств. Фантазирование на заданную тему. - Сочинение рассказов. - Пластические этюды. - Фантазии-ассоциации под музыку. - Индивидуальная работа: отбор выразительных средств, при подготовке к открытому показу. Тема 4. Сценическое воображение. Теория: Специфика актерского воображения. Воображение как внутреннее проигрывание. Воображение – зародыш образа, воспроизводитель ощущений. Пять видов представлений через воображение. Мускульные представления. Эмоциональные представления. «Я» в предлагаемых обстоятельствах. Практические работы: - Составление картины происходящего по звукам. Восполнить и описать человека, дом, улицу и т.д. Этюды на использование предметов не по назначению. Этюды: наблюдения за людьми и животными, Этюды на профессиональный навык, на оживление предметов, на изменение отношения к предмету. 15 - Тренинг: дается один предмет, а называется другой. Тема 5. Темпо - ритм. Теория: Темпо - ритм действий. Темпо - ритм речи. Деление такта на различные доли. Практические работы: - Тренинг на изменение темпо - ритма (передвижение по комнате под счет с построением различных фигур, распределением во времени и пространстве. - Упражнения «Телеграммы», «Печатная машинка», на запоминание и повторение ритма, на запоминание и повторение ритмической комбинации, на передачу эмоционального состояния через ритм. - Игры на реакцию, на доверие. Тема 6. Сценическая свобода. Теория: Основной закон пластики. Мускульная свобода. Свобода внешняя и внутренняя. Зажим. - Практические работы: Тренинг на раскрепощение. Этюды и упражнения в группе. Игры на доверие («Ляпки», «Слепой», «Поводырь»). Тренинг на снятие мускульного зажима и освобождение: поочередный зажим и расслабление всех групп мышц. Тренинг на соотношение силы жеста и мускульного напряжения. Тема 7. Сценическое самочувствие. Теория: Принцип жизненной правды. Единство физического и психического. Объективное и субъективное. Природа сценических переживаний. Понятие органичности. Эмоциональная память. Практические работы: - Тренинг на возбуждение эмоциональной памяти (вспомнить вкус, ощутить тепло, холод, болезнь и т.д., вспомнить запах, музыку). Этюды. Тема 8. Сценическая вера. Теория: Понятие термина «сценическая (творческая) вера». Актерский серьез. Убежденность актера – необходимое условие его игры. Творческая дисциплина – осознанная необходимость. «Мне нужно!» - формула Вахтангова Е.Б. Сценическое оправдание. Случайности на сцене и их оправдание. Чувственно конкретность сценической веры. Практические работы: - Упражнения на оправдания (быстрая смена предлагаемых обстоятельств). - Игры на простейшие физические действия в заданных обстоятельствах места и времени (оправдание предмета, позы, нескольких физических действий). Тема 9. Сценическое действие. Теория: Ролевое происхождение действий. Наличие цели в каждом действии. Отличие действия от чувства. Физическое и психическое действие, их связь. Виды психофизических действий. 16 Практика: Действия – основной материал актерского искусства. Тема 10. Разбор пьес. Практика: Разбор и репетиции выбранной пьесы. Организационно - педагогические условия. Календарный учебный график № Основные характеристики п/п образовательного процесса 1 год обучения 2 год обучения 1 Количество учебных недель 36 недель 36 недель 2 Количество часов в неделю 4 4 3 Количество часов 144 144 4 Недель I полугодия 15 15 5 Недель II полугодия 21 21 6 Дата начала обучения 15 сентября 15 сентября 7 Нерабочие праздничные дни 31 декабря - января - 8 января 31 декабря - 8 января 8 Выходные праздничные дни 4.11, 23.02.,01.05., 09.05. 4.11, 23.02.,01.05., 09.05. 9 Срок проведения аттестации с 25 по 31 мая с 25 по 31 мая 10 Окончание учебного года 31 мая 31 мая Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение: Для организации образовательного процесса и успешной реализации программы необходимо: кабинет для занятий; большая и малая сцены (актовый зал); фортепиано; гитара; шумовые музыкальные инструменты (постучалка, колотушка) по 5 шт.; костюмы; музыкальный центр; маты - 5 шт.; инвентарь для театра: ширма, маски, парики, грим, занавес, реквизит, декорации - 5 комплектов. 17 Кадровые обеспечение программы: педагоги со средним профессиональным или высшим образованием, владеющие знаниями и умениями в различных видах театрального искусства, обладающие знаниями в области педагогики и психологии. Методические материалы: Книги по методике преподавания актёрского мастерства, сценического движения, вокала. Художественные произведения. Альбомы с репродукциями произведений живописи. Периодические театральные издания. Сценарии. Подборки обучающих и художественных фильмов. Контрольно-оценочные материалы: разноуровневые тесты, карты наблюдений, критерии оценки творческих работ. Информационное обеспечение: аудио-, видео-, интернет источники. Группа в социальной сети Вконтакте является сетевым ресурсом и площадкой для организации электронного обучения. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы. С целью определения уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества образовательного процесса проводится педагогический мониторинг в течение всего периода обучения. Педагогический мониторинг включает три этапа диагностики: первичный, промежуточный и итоговый. Результаты педагогического мониторинга фиксируются в сводных таблицах. Формы аттестации/контроля и оценки, позволяющие определить достижение обучающимися планируемых результатов по программе: беседа, опрос; практическая работа; просмотр, исполнение этюдов; контрольные упражнения; показ спектакля. Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в начале и в конце учебного года. Для оценки качества личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Актерское мастество» разработаны следующие критерии: взаимодействие в команде (умение обучающегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном решении задач); познавательная активность (желание обучаться, узнавать новое, работать с информацией); ответственность (проявляется при выполнении функциональных заданий, известных, повторяющихся); гражданская идентичность (индивидуальное чувство принадлежности к творческому объединению, образовательному учреждению своей стране. Убежденность в собственной 18 значимости для развития среды, к которой принадлежит сам ребенок). Способы обработки и интерпретации результатов в Приложении № 1. Мониторинг результативности освоения предметной составляющей производится после завершения каждого этапа программы. Критерии оценки предметных результатов освоения программы: владение сценическими терминами; степень освоения актёрских навыков (актёрская память, исполнительское мастерство, стремление и умение импровизировать); знание основных деятелей театра; знание основных актёрских техник. Все достижения демонстрируются учащимися во время проведения творческих работ в виде этюдов и спектаклей, которые выступают для приглашенных зрителей в течение учебного года. Работа учащихся оценивается зрителями, педагогами. Виды и формы контроля В процессе обучения применяются как групповые, так и индивидуальные формы контроля освоения программы. Индивидуальными формами контроля на занятии являются: показ этюда на заданную тему; оценка обучающегося во время тренинга. Групповыми формами контроля являются: показ этюдов на заданную тему; показ отрывков из произведений; проведение итоговых занятий по актёрскому мастерству; отчетные спектакли; участие в конкурсах и фестивалях. Оценочными материалами для отслеживания предметных результатов служат: анкеты (Приложение № 2, Приложение № 3); тесты (Приложение № 4); кроссворды (Приложение № 5); диагностические карты; дневник педагогических наблюдений. Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по программе, с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка, и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы, в следующих в формах: работы репродуктивного характера; этюды; постановки; творческие работы. 19 Список литературы для педагога. 1. Алиев Ю. Пути формирования навыков многоголосного пения в школьном 1 хоре.//Музыкальное воспитание в школе. - М.: Просвещение, 1965. – 56 с. 2. Андрачников С. Импровизационный пластический тренинг. - М., 2001. 3. Арто А. Театр и его двойник. - М.: Искусство, 1970. – 78 с. 4. Афонин А.Б. «Особый театр» как жизненный путь. - М.: Искусство, 2018. – 230 с. 5. Балакина Т.И. Хрестоматия по истории русской культуры. - М.: Просвещение, 2005. – 203 с. 6. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с. 7. Брук П. Пустое пространство. - М.: Прогресс, 1982. – 145 с. 8. Вахтангов Е.Б. Сборник. - М.: ВТО, 1984. – 59 с. 9. Гущин А.С. Происхождение искусства. - М., 1937. – 77 с. 10.Дидро Б. Парадокс об актере. - М.: Политиздат, 1984. – 102 с. 11.Ершова А.П. Уроки театра в школе. - М.: Просвещение, 1992. – 146 с. 12.Ершова М.С. Сборник упражнений по развитию творческих (актерских) способностей. – Екатеринбург: Лик, 2001 г. – 122 с. 13.Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978. – 135 с. 14.Иванов С.Ф. Специфика публичной речи. - М.: Просвещение,1978. – 59 с. 15.Кнебель М.О. О том, что мне представляется важным. –М: Искусство, 1982. – 60 с. 16.Латышина Д.И. Живая Русь. Быт, культура, обычаи русского народа с древних времен. - М., 1995. – 90 с. 17.Лоза О. Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и этюды. М.: Искусство, 2019. – 112 с. 18.Матюшин П.Н. У колыбели истории. - М.: Просвещение,1997. – 98 с. 19.Музыкальный театр. События. Проблемы. // Сборник статей под ред. Сабинина М.Д. – Москва, 1990. – 78 с. 20.Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. - М.: Правда, 1989. – 69 с. 21.Немов Р.С. Психология. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 69 с. 22.Никитина А.Б. Театр-студия «Дали». // Образовательные программы. - М.: Родник, 1997. – 95 с. 23.Паламишев А.М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы, Издательство: Планета музыки, 2022 г. – 368с. 24.Петров В.А. Нулевой класс актера. - М.: Советская Россия, 1985. – 156 с. 25.Пиз А. Язык жестов. – Минск, 1996. – 102 с. 26.Попов А.Д. О художественной ценности спектакля. - М.: Искусство, 1987. – 196 с. 27.Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации. /Сост. Н.К. Беспятова. - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2003. – 76 с. 28.Рудницкий К.Л. Режиссер Мейерхольд. - М.: Наука, 1967. – 367 с. 29.Румнев И.О. О пантомиме. - М.: Просвещение 1963. – 158 с. 20 30.Сац Н. Всегда с тобой. Страницы жизни. – М.: Детская литература, 1978. – 255 с. 31.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 283 с. 32.Стреллер Д. Театр для детей. - М.: Искусство, 1987. – 142 с. 33.Стромов Ю.А. Путь актера к творческому перевоплощению. - М., Искусство, 1992. – 124 с. 34.Стуль М.П. Творческие игры и театрализованные упражнения в школьном классе. – Челябинск, 1991. – 169 с. 35.Театр Гротовского.// Сб. - М.: ГИТИС, 1992. – 143 с. 36.Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. - М.: Искусство, 1991. – 96 с. 37.Фельзенштейн В., Мельхингер З. Беседы о музыкальном театре Л.: Музыка (Л.), 1972г. – 80 с. 38.Чехов М.А. Собрание сочинений. - М.: Искусство, 1992. – 232 с. 39.Энциклопедический словарь. Славянская мифология. - М.: Международные отношения, 2019. – 512 с. Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Арто А. Театр и его двойник. - М.: Искусство, 1970. – 235 с. Голубовский Б. Пластика в искусстве актёра. - М.: Искусство, 1986. – 332 с. Гиппиус Г. Гимнастика чувств. – М.: Искусство,1967. – 123 с. Дидро Б. Парадокс об актере. - М.: Политиздат, 1984. – 109 с. Ломовцев Ю.О. Представление начинается…История русского театра. –Ярославль: Белый город, 2016. – 175 с. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра. - М.: Правда, 1989. – 109 с. Петров В.А. Нулевой класс актера. - М.: Советская Россия, 1985. – 146 с. Станиславский К.С. Работа актёра над образом и над собой /Полн. Собр. Соч.:т. 8 – М., 1989 г. – 159 с. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве, М.: Искусство, 1962. – 153 с. Стуль М.П. Творческие игры и театрализованные упражнения в школьном класссе. – Челябинск, 1991. – 124 с. Стреллер Д. Театр для детей. - М.: Искусство, 1987. – 256 с. Смолина К.В. «Сто великих театров мира». - М.: Искусство, 2001. – 124 с. Энрикеш Р., Летрия А. Театр. Театральный словарь с историями и заданиями. –М.: Самокат, 2018. – 356 с. 10. 1. Ресурсы удаленного доступа Драматешка. Детские пьесы, детская драматургия, сценарии, инсценировки, театральные шумы, музыкальное оформление детского спектакля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dramateshka.ru/ 21 2. Современный театр. Спектакли. Актеры. Режиссеры. Мастер-классы. Лекции. Книги. Кино. Цитаты. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/world_theater 22 Сведения о педагогах Тренбач Ольга Игоревна – педагог дополнительного образования по актёрскому мастерству, сценической речи и сценическому движению МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии». Высшая квалификационная категория педагога дополнительного образования, стаж работы – 7 лет. Шуранова Марина Ефимовна – педагог дополнительного образования по актёрскому мастерству и сценической речи МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии». Высшая квалификационная категория педагога дополнительного образования,стаж работы – 37 лет. Фридрих Ирина Анатольевна – педагог дополнительного образования по актёрскому мастерству МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии». Высшая квалификационная категория педагога дополнительного образования,стаж работы – 12 лет. Аннотация Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Актерское мастерство» ориентирована на обучающихся в возрасте от 8 до 11 лет и рассчитана на 2 года обучения. Цель программы - развитие творческих способностей обучающихся посредством театрального искусства. Программа развивает качества личности, способной самостоятельно планировать и реализовывать эффективную деятельность, осуществлять ее контроль и коррекцию, проявляет творческую и познавательную активность, готовность к продуктивному взаимодействию. Распределение учебных часов выглядит следующим образом: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. 23 Приложение № 1 Методические рекомендации к программе В данном материале описаны критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Актерское мастерство», а также способы обработки и интерпретации результатов. В таблице обозначается проявление или не проявление показателей критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося, на развитие которых направлена программа. Применяемые методы оценки: педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, анализ творческих продуктов. Критерии и показатели для оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся № Критерии Показатели 1 Взаимодействие в команде 1. Вступает во взаимодействие с детьми (обучающимися) 2. Вступает во взаимодействие с педагогом 3. Отстаивает свое мнение аргументировано и спокойно 4. Оказывает помощь сверстникам при выполнении какой-либо работы 5. Просит и принимает помощь сверстников 2 3 Умение учащегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном решении творческих задач Среднее арифметическое Познавательная 1.Интересуется темой занятия, задает дополнительные активность вопросы педагогу по теме занятия/темы/программы 2. Воспроизводит информацию по итогам учебного Желание занятия узнавать новое 3. Умеет вычленять главное из полученной информации. 4. Охотно делится информацией по итогам самостоятельной работы 5. Самостоятельно (без помощи взрослого) выполняет дополнительные (творческие) задания Среднее арифметическое Ответственность 1. Выполняет задания педагога в указанный срок и без напоминания Проявляется при 2. Своевременно приходит на занятие, другие выполнении мероприятия функциональны 3. Доводит начатую работу до конца 24 Проявляется /не проявляется 4 5 6 х заданий, 4. Адекватно реагирует на оценку своего труда, известных, полученного результата. повторяющихся 5. Выполняет взятые обязательства Среднее арифметическое Социальная 1. Принимает правила и традиции группы идентичность 2. Охотно (без давления педагога) принимает участие в мероприятиях, важных для группы (конкурсах, Индивидуальное фестивалях, социальных акциях) чувство 3. Предлагает свою помощь при проведении важных принадлежности для группы дел (мероприятий) 4. Положительно высказывается об отношении к к творческому группе, Дворцу. объединению. 5. Положительно оценивает свою роль и место в Убежденность в детском творческом коллективе. собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам ребенок Среднее арифметическое Предметные 1.Знает основы актерского мастерства знания 2.Знает основные танцевальные термины 3.Знает основные приемы сценического движения 4.Знает комплекс упражнений артикуляционной гимнастики Среднее арифметическое Предметные 1.Владеет техникой перевоплощения в процессе умения работы актера над собой 2.Владеет базовыми элементами различных танцевальных жанров 3.Владеет навыками самопроизвольной концентрации 4.Владеет навыками расслабления, освобождения дыхательных мышц 5.Владеет основными певческими навыками Среднее арифметическое Для сопоставления и интерпретации полученных результатов обучающихся, выявления степени достижения качества образования применяется интервальная Шкала (процесс приравнивания свойствам, объектам, характеристикам чисел по определенным правилам, чтобы в отношениях чисел отображались отношения характеристик, подлежащих к измерению), которая служит для фиксации количественной оценки результата обучающихся. Принята 100-бальная шкала, на которой определены 4 интервала, которые соответствуют: высокому уровню результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы от 70 до 100 баллов и характеризуются сформированностью и закрепленностью в деятельности обучающихся ценностных ориентаций; осознанный, целенаправленный характер 25 деятельности (уровень мотивации); умению создавать новые правила, новые творческие продукты, алгоритмы действий в непредвиденных (новых) ситуациях, условиях. средний уровень от 40 до 69 баллов характеризуется осознанностью желания заниматься экспериментальной деятельностью, умением самостоятельно воспроизводить и применять информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом действия обучающегося расценивается как репродуктивные; осознанностью своей роли и ответственности за результаты работы группы, готовностью выполнять различную работу для пользы команды. низкий уровень от 30 до 39 баллов (минимальный предел, ниже которого качество результатов освоения программы недопустимо!) характеризуется умением обучающегося выполнять учебную деятельность, опираясь на описание действия, подсказку, намек; обучающийся знает о ценности коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет неосознанный уровень (интерес или потребность) к занятиям деятельностью по программе. 26 Приложение № 2 Анкета Уважаемый родитель! Ознакомьтесь, пожалуйста, с приведёнными ниже вопросами и ответьте на них как считаете нужным. Ответ обведите кружком. 1) Как Вы считаете, достаточно ли времени Вы проводите вместе со своим ребёнком? Скорее да, чем нет. Скорее нет, чем да. Затрудняюсь ответить. 2) Как Вы считаете, есть ли у Вас проблемы во взаимопонимании со своим ребёнком? Скорее да, чем нет. Скорее нет, чем да. Затрудняюсь ответить. 3) Есть ли у Вас желание активно сотрудничать с образовательным учреждением в целях налаживания отношений со своим ребёнком? Конечно, да (с психологом, администрацией, педагогом дополнительного образования, другими педагогами__________________) Скорее да, чем нет. Скорее нет, чем да. Нет, не вижу в этом необходимости. 4) Как Вы считаете, возможно ли улучшить взаимопонимание между родителями и детьми посредствам взаимодействия детей и родителей в театральной студии? Скорее да, чем нет. Скорее нет, чем да. Считаю это невозможным. 5) Какие формы взаимодействия с детьми вы считаете наиболее эффективными: Родительское собрание; Мастер-классы; Тренинги совместно с детьми; Открытые занятия; Беседы с родителями и детьми; Совместные дела детского и родительского коллективов; Другое____________________________________________. 6) Как Вы считаете, какое интересное совместное мероприятие с родителями и детьми можно провести в нашей студии? _______________________________________________________________ ______________________________________________________________ 27 7) Могли бы Вы совместно с ребёнком разработать и реализовать какойлибо проект в нашем УО? Какой? _______________________________________________________________ ______________________________________________________________ 8) Напишите, пожалуйста, какие дни недели, какое время наиболее удобно Вам для участия в различных мероприятиях в нашем образовательном учреждении? День недели___________время____________ Анкету заполнил(а): ФИО_____________________________________________________ Дата заполнения______________________ Примечание: Анкета может быть заполнена анонимно. Спасибо! Благодарим за сотрудничество! 28 Приложение № 3 Анкета Дорогой ученик! Ознакомься, пожалуйста, с приведёнными ниже вопросами и ответь на них, как считаешь нужным. Ответ обведи кружком. 1) Как ты считаешь, достаточно ли времени ты проводишь вместе со своими родителями? Скорее да, чем нет. Скорее нет, чем да. Затрудняюсь ответить. 2) Как ты считаешь, понимают ли тебя твои родители? Скорее да, чем нет. Скорее нет, чем да. Затрудняюсь ответить. 3) Хотелось бы тебе, что бы некоторые занятия в нашем театре проводились совместно с родителями? Скорее да, чем нет. Скорее нет, чем да. Считаю это невозможным. 4) Как ты считаешь, в занятиях какой формы родители могут принять участие? Мастер-классы; Совместные тренинги; Открытые занятия; Совместные дела детского и родительского коллективов; Другое____________________________________________. 5)Как ты считаешь, какое интересное совместное мероприятие с родителями и детьми можно провести в нашей студии? ______________________________________________________________ ____________________________________________________ 6) Могли бы вы совместно родителями разработать и реализовать какойлибо проект в нашем УО? Какой?_________________________________ ____________________________________________________________ Анкету заполнил(а): ФИО____________________________________________________ Дата заполнения______________________ Примечание: Анкета может быть заполнена анонимно. СПАСИБО!!! 29 Приложение № 4 Тест «Устройство театральной сцены, теория театра» 1. Как называется часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал? В драматических театрах служит местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, являющихся связным звеном между основными картинами спектакля. а) авансцена б) арьерсцена; в) портал. 2. Обрамление сценической коробки, состоящие из кулис, падуг, задника. а) кулисы; б) одежда сцены; в) задник. 3. Что называют «боковым карманом сцены»? а) деталь сценического механизма; б) часть театральной декорации, задний фоновый занавес; в) помещение для динамичной смены декораций. 4. Как называется завеса, которая отделяет сцену от зрительного зала? а) занавес; б) кулиса; в) софит. 5. Что такое «планшет сцены»? а) пол сцены, деревянный настил, служащий местом для игры актеров и установки декорационного оформления.; б) деталь сценического механизма; в) решетчатый потолок сцены. 6. «Арьерсцена» –это… а) верхняя часть, расположенная над планшетом сцены; б) длинный низкий барьер вдоль авансцены, скрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену. в) задняя часть сцены, служащая резервным помещением для хранения декораций; 7. Деталь сценического механизма – штанга от левого до правого мостика, опускающая и поднимающая подвязные к ней элементы декораций, приводимые в движение руками или мотором. а) помещение, находящееся под сценой; б) штанкет; в) декорация. 8. Предметы, используемые актерами в ходе спектакля. а) реквизит; б) бутафория; 30 в) декорации. 9. « Антракт» – это… а) промежуток времени между действиями, в течение которого игра прерывается, а публика может покидать зал; б) бенефис; в) интрига; 10. Нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики в пространстве от сцены или от оркестра до противоположной стены или до амфитеатра. а) фойе; б) партер; в) рампа. 11. Что такое «репетиция»? а) совокупность пьес, исполняемых одним театром в течение одного сезона или какого-то периода времени; б) совокупность текста и игры одного и того же актера. в) работа по разучиванию текста и сценической игры, выполняемая актерами под руководством режиссера. 1. А 2. Б 3. В 4. А 5. А 6. В 7. Б 8. А 9. А 10.Б 11.В 31 Приложение № 5 КРОССВОРД 8 1 с у ф л ё 5 ре п е 9 11 14 сп ан т р сц е н а р е п 2 п л 12 ь ди а л о г 6 е б к 10 15 с у др а м а т у р 21г 4 ак т м е 13 а ре п е р т у а р 3 бе н е ф и с е л о о ж у й 7 а н т р е 16п р и з а и р с 20 т и ц и я е с т 22а н и с л а в с к и й м ё к 17 19 23 е к т а кл ь р тр у п п а е о е ё 18 24 г а м р г р и 25м а к т и а и 26 с р к мо н о л о г т р и й о л и По горизонтали: 3. Театральное представление в честь одного актёра. 4. Действие в драматургии и сценическом искусстве, часть произведения; завершённый кусок в развитии общего хода пьесы. 5. Основная форма работы театрального коллектива или актёра при подготовке спектакля, пьесы и т.п., заключающаяся в их разучивании и повторении. 7. Форма организации театрального дела, в котором организатор приглашает для участия в спектакле актёров из различных театров. 9. Театральное представление, создаётся на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссёра. 10. Писатель - автор драматических произведений. 11. Перерыв между действиями театрального спектакля, между отделениями концерта, или циркового представления. 12. Литературное сочинение в форме беседы двух лиц. 13. Совокупность произведений, исполняемых в театре. 14. Литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или 32 телефильма. 20. Русский театральный режиссёр, актёр, педагог, реформатор театра. Создатель знаменитой актёрской системы. 23. Актёрский состав театра. 24. Искусство изменения внешности актёра (преимущественно лица) с помощью специальных красок, наклеек, парика, причёски и т.д. 26. Речь актёра, обращённая к слушателям или самому себе. По вертикали: Работник театра, подсказывающий актёрам слова роли во время представления. 2. Драматическое произведение, предназначенное для театрального представления. 6. Предметы, специально изготовленные и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках. 8. Элемент сценического диалога: фраза, которую актёр говорит в ответ на слова партнёра. Либо, последние слова актёра, после которых должен говорить свой текст другой актёр. 13. Постановщик спектаклей, на основе собственного замысла создаёт новую сценическую реальность, объединяя работу актёров, художника, композитора. 15. Сходные по характеру роли, соответствующие дарованию и внешним данным определённого актёра. 16. Первый публичный платный показ нового спектакля. 17. Зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств. 18. Выступления, спектакли приезжего артиста или театральной труппы. 19. Амплуа актёра, исполняющего комедийные роли. 21. Главное действующее лицо в спектакле. 25. Актёр пантомимы. Кроссворд проводится по итогам изучения программы в конце года. Направлен на проверку теоретических знаний. Уровень освоения теоретических знаний определяется по следующим показателям: Высокий (27 баллов) – ответ на все вопросы правильно. Средний (13-26баллов) – от13-26 правильных ответов. Низкий (0-12баллов) – затрудняется ответить на половину вопросов, не владеет терминологией. Обучающимся выдаётся кроссворд в распечатанном виде. Обучающиеся отвечают на кроссворд самостоятельно, на это им даётся 30 минут. После чего кроссворды собираются педагогом и пока баллы не проставлены, ребятам предлагается вместе проверить, как они ответили на вопросы. После этого педагог расставляет баллы и раздаёт работы с оценкой. 33