Муниципальное автономное нетиповое
образовательное учреждение
«Городской дворец творчества»
РАССМОТРЕНО
педагогическим советом
МАНОУ «ГДТ»
протокол №1 от 29.08.2025
УТВЕРЖДЕНО
приказом врио директора МАНОУ «ГДТ»
от 29.08.2025 № 233-од
__________________ Л.К. Габышева
«Природа в красках. Начало»
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей 5-8 лет, срок реализации – 3,5 месяца,
естественнонаучная направленность
Автор-составитель:
Гроза Марина Евгеньевна
педагог дополнительного
образования
Екатеринбург 2025
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Содержание
Комплекс основных характеристик программы…………………………. 3
Учебный (тематический) план…………………………………………….. 9
Содержание учебного (тематического) плана………………………….... 10
Планируемые результаты освоения программы…………………………. 14
Комплекс организационно-педагогических условий……………………. 15
Список литературы………………………………………………………… 18
Приложение 1………………………………………………………………. 19
Приложение 2………………………………………………………………221
Приложение 3………………………………………………………………. 25
2
Пояснительная записка
Введение.
Основной целью современной системы дополнительного образования
является создание условий для формирования и развития творческих
способностей,
личностного
развития,
позитивной
социализации,
профессионального
самоопределения,
духовно-нравственного
и
гражданского воспитания.
Важной составляющей образования детей в современном мире является
формирование системы естественно-научных знаний и основ экологической
культуры.
Творческий труд на занятиях с использованием природно-растительных
материалов – один из методов приобщения обучающихся к искусству и
воспитания любви к природе, первое знакомство с самым доступным
методом научного познания – наблюдением. Общение с природой, работа с
природным материалом пробуждаются эстетические чувства, развивается
художественный вкус, приобретаются трудовые навыки.
Занятия по программе «Природа в красках. Начало» направлены на
удовлетворение потребности детей в самовыражении и творчестве, а также
естественного интереса к взаимодействию с объектами природы. Незаметно
для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Рисование и
декоративно-прикладное
творчество
в
различных
техниках,
с
использованием природного материалами, позволит детям ощутить
незабываемые положительные эмоции. В программе раскрываются новые
возможности использования хорошо знакомых предметов в качестве
художественных материалов.
Программа имеет естественнонаучную направленность и построена в
соответствии с базовым уровнем сложности.
Актуальность программы заключается в том, что в ней объединены две
направленности естественнонаучная и художественная, что позволяет шире
раскрыть способности и таланты обучающихся. Позволяет деликатно
формировать и поддерживать интерес к процессу получения знаний (учебная
мотивация), что крайне важно для дальнейшего обучения и развития ребенка.
Программа предоставляет возможность попробовать себя в качестве
художника, творца, исследователя, создает условия для овладения
основными навыками живописи, графики и композиции. Общение с
природой, знакомство с произведениями искусства, изделиями народных
промыслов и ремёсел закладывают нравственную основу в формировании
личности ребенка. Обучаться по программе могут дети дошкольного и
младшего школьного возраста с любым уровнем подготовки.
Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
3
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р (с
изменениями));
4. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (с изменениями);
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (с изменениями);
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом (с изменениями и
дополнениями);
12. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г.
N 761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и
4
патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период
до 2035 года»;
13. Устав и иные локальные нормативные акты МАНОУ «ГДТ».
Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы.
Отличительными особенностями программы является то, что она
соединяет в себе основы традиционного рисования совместно с
использованием нетрадиционных техник рисования. Возможность
применения нетрадиционных техник рисования в работе с детьми старшего
дошкольного и младшего школьного возраста дает возможность для развития
воображения, творческого мышления и творческой активности.
Творческий процесс совмещается с практикой изготовления изделий из
разнообразных художественных материалов и изучения самых современных
видов творчества, а также нетрадиционных видов изобразительной и
декоративно-прикладной деятельности; программа ориентирована на
применение широкого комплекса различного дополнительного материала по
изобразительному искусству.
Организационным ресурсом программы является проведение учебных
занятий в виде экскурсий в Харитоновском парке, Городском детском
экологическом центре.
Организация образовательного процесса.
Программа имеет традиционную модель освоения содержания в
течение 3,5 месяцев обучения.
Ориентируясь на большой интерес и потребность детей в творчестве,
их потребность в самовыражении при помощи актуальных и доступных
средств, педагог в совместном творческом процессе помогает увидеть
обучающимся взаимосвязи в природе, сформировать представления о
научной картине мира, определить место человека в природе, а также
установить взаимосвязь между природой и культурой, научить видеть
красоту, созданную природой и человеком. Именно в дошкольном и
младшем школьном возрасте целесообразно формировать предпосылки
ценностных основ экологической культуры личности, создавать условия для
развития и закрепления положительного эмоционально-чувственного,
эмоционально-ценностного отношения ребенка к ближайшему природному
окружению, сопереживания, толерантности, эмпатии ко всему живому,
готовность к добрым делам в ближайшем природном и социальном
окружении.
Используемые нетрадиционные техники рисования дают толчок к
развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей,
учат мыслить нестандартно.
Адресат программы. Программа «Природа в красках. Начало»
рассчитана на обучающихся 5-8 лет. Содержание программы учитывает
возрастные и психологические особенности детей старшего дошкольного и
5
младшего школьного возраста. В 5-8 лет происходит перестройка
познавательных процессов ребенка: начинает формироваться произвольность
внимания и памяти, мышление из наглядно-образного преобразуется в
словесно-логическое и рассуждающее, формируется способность к созданию
умственного плана действий. Ведущий характер продолжает приобретать
игровая деятельность, влияя развитие ребенка. Развивающие игры
способствуют
самоутверждению
детей,
развивают
настойчивость,
стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые
могут им понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх
совершенствуется мышление, действия по планированию, прогнозированию,
взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и т.д. Использование
нетрадиционных техник рисования с включением игровых форм работы для
обучения детей способствует развитию творческих способностей
обучающихся, воспитанию творчески активной и самостоятельной личности,
формированию умения анализировать результаты своей работы.
Группы формируются по 12 - 16 человек. Группы могут быть как
одновозрастные, так и разновозрастные.
Условия приема. Приём обучающихся осуществляется на основе
свободного выбора детьми дополнительной общеобразовательной
программы.
Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю по 2
академических часа для детей 5-6 лет 30 минут с перерывом 10 минут, для
детей 7-8 лет 40 минут.
Объем программы.
Общее количество учебных часов обучения – 60 часов.
Срок освоения программы – 3,5 месяцев обучения.
Форма обучения: очная, а также обучение возможно с применением
дистанционных технологий и электронного обучения. Программа
предполагает очную форму обучения. Также программа, в зависимости от
темы занятия, включает такие формы работы обучающихся, как:
− Индивидуально-групповая;
− Групповая.
Виды занятий: учебные занятия, экскурсии, практические задания,
индивидуальные работы, коллективные работы, организация игровых
ситуаций, связанных с рефлексией мыслительной деятельности.
Методы обучения.
По источнику изложения учебного материала:
1. Словесные: беседа, объяснение, рассказ, обсуждение, дискуссия.
2. Наглядные: показ иллюстраций, показ педагогом приёмов исполнения
(изобразительные техники), работа по образцу.
3.Практические:
тренировочные
упражнения,
самостоятельное
выполнение практических заданий.
По характеру учебно-познавательной деятельности используются:
6
1. Объяснительно-иллюстративные;
2. Репродуктивные;
3. Частично-поисковые методы.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: опрос, беседа, выставка.
Фиксирование
результатов
осуществляется
при
помощи
педагогического дневника наблюдения. В программе широко используются
самоанализ и коллективный анализ работ обучающихся. Одна из форм
самоанализа и коллективного анализа – это беседа, которая проходит во
время выставки работ учащихся. Выставка проводится после каждого
завершенного тематического блока. На выставках обучающиеся
рассказывают о своей работе, обсуждают работы своих одногруппников,
выявляют плюсы и минусы, определяют перспективы ближайшего развития.
Еще одной формой подведения итогов является составление альбома
художественных работ обучающихся. Альбом составляется для каждого
обучающегося, в котором виден результат и динамика его творческого
развития.
Работа с родителями
Для реализации воспитательных задач родители (законные
представители) принимают активное участие в культурно-досуговой
деятельности объединения. Родители оказывают посильную помощь в
процессе подготовки к учебным занятиям.
Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы.
Цель - формирование позитивного личностно-значимого отношения к
природе у обучающихся и развитие умения работать с природным
материалом в процессе изобразительной и декоративно-прикладной
деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
- формировать представление о научной картине мира, взаимосвязях
объектов живой и неживой природы;
- формировать представление о взаимодействии человека и природы как
части и целого;
- развивать умение работать с различными материалами в изобразительном и
декоративно-прикладном творчестве;
- познакомить со свойствами различных материалов, используемых в
изобразительном и декоративно-прикладном творчестве.
Воспитательные:
1. формировать уважительное отношение к природе;
2. формировать умение видеть красоту, созданную человеком и природой;
7
3. формировать навыки самоконтроля, самооценки.
Развивающие:
1. формировать коммуникативные навыки в общении со сверстниками,
педагогом, другими людьми;
2. формировать умение осознанного восприятия окружающей среды через
разные органы чувств;
3. развивать любознательность и активность в познании мира.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные:
- имеют представление о научной картине мира, взаимосвязях объектов
живой и неживой природы;
- имеют представление о взаимодействии человека и природы как части
целого;
- умеют работать с различными материалами в изобразительном и
декоративно-прикладном творчестве;
- знают свойства различных материалов, используемых в изобразительном и
декоративно-прикладном творчестве.
Личностные:
- формировать уважительное отношение к природе;
- формировать умение видеть красоту, созданную человеком и природой;
- формировать навыки самоконтроля, самооценки;
Метапредметные:
- развиты коммуникативные навыки в общении со сверстниками, педагогом,
другими людьми;
- умеют воспринимать окружающую среду через разные органы чувств;
- развиты любознательность и активность в познании мира;
- обучающиеся находят ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах
художников;
- обучающиеся устанавливают причинно-следственные связи;
- обучающиеся строят рассуждения на основе художественного материала.
8
Содержание общеразвивающей программы
Календарный учебный график
№
п/п
Основные характеристики
образовательного процесса
1
Количество учебных недель
15 недель
2
Количество часов в неделю
4
3
Количество часов
60
4
Дата начала обучения
15 сентября
7
Праздничные нерабочие дни
4.11
8
Окончание учебного года
30 декабря
Тема первого организационного занятия каждого года обучения: Инструктаж
по безопасному поведению. Знакомство с Инструкциями по технике
безопасности.
Учебный (тематический) план
№
1.
2.
Название раздела,
темы
Всего
Кол-во часов
Теории
Практики
Раздел 1. Природа и художник
Я вижу. Я слышу. Я 12
4
8
чувствую. Я рисую.
Цветовая палитра.
Свет и тень.
5.
Наши леса и кто в
них живёт?
6.
Путешествие по
разным
климатическим
поясам.
12
4
8
Раздел 2. Животный мир
12
4
8
12
4
8
Раздел 3. Растительный мир
9
Формы
аттестации/
контроля
Опрос,
творческий
продукт
Опрос,
творческий
продукт
Опрос,
творческий
продукт
Опрос,
творческий
продукт
9.
Растительный мир
Урала. Пейзаж.
13. Защитим наш
зелёный дом!
6
6
Раздел 4. Экология
Итого 60
20
4
Опрос,
творческий
продукт
4
Проект
40
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Природа и художник
Я вижу. Я слышу. Я чувствую. Я рисую.
1. Знакомство с юными художниками
Теория: Техника безопасности. Кто такой художник? Как художник рисует?
Практика: Знакомство с традиционными жанрами изобразительного
искусства, Рассматривание репродукций, изображающих природу, животных
и людей, знаменитых художников разных временных периодов. Рисование с
натуры, рисование по памяти.
2. Рисуем впечатления.
Теория: Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа. Наблюдения при
помощи органов чувств. Впечатления. Образы как отражение впечатлений.
Набросок.
Практика: Рисунки в традиционных техниках рисования: графика, живопись.
Карандашный набросок, работа в цвете.
3. Живопись
Теория: Великие живописцы. Традиционные техники рисования. Знакомство
со способами работы гуашью. Знакомство со способами работы акварелью.
Практика: Рассматривание репродукций, изображающих природу, животных
и людей, знаменитых художников разных временных периодов.
4. Графика
Теория: Графика. Твёрдые и мягкие графические материалы.
Практика: Техника работы цветными карандашами. Техника работы мягкими
графическими материалами. Техника работы гелиевыми ручками. Штрих.
Штриховка. Точка.
Цветовая палитра. Свет и тень.
10
1. Все цвета радуги.
Теория: Цвет – как средство художественной выразительности. Алгоритм
смешивания красок. Холодные и тёплые цвета.
Практика: Рисунки с разными цветовыми сочетаниями. Рисование ватными
дисками, палочками. Рисование в смешенной технике акварелью и маркером,
гуашью и акварелью.
2. Свет и тень.
Теория: Простейшие принципы изображения предмета. Свет и тень в рисунке.
Практика: Наблюдение за изменением тени в зависимости от освещения.
Натюрморт. Рисование маркером.
Мир вокруг меня: живое и неживое.
1. Мир вокруг меня
Теория: Понятия Живая и Неживая природа. Свойства живой и неживой
природы.
Практика: Рассматривание репродукций знаменитых картин. Беседа о
впечатлениях. Прогулка в парк. Создание карандашного наброска.
2. Неживая природа
Теория: Погода и её изменения. Ландшафт и его изменения.
Практика: Наблюдение. Дневник погоды с картинками. Рисуем любимую
погоду. Степи, горы, ущелья в картинах великих художников.
3. Живая природа
Теория: Животные и растения.
Практика: Рассматривание репродукций знаменитых картин. Беседа о
впечатлениях. Традиционные техники рисования. Знакомство со способами
работы акварелью, гуашью. Портрет животного. Сочинение сказки про
любимое растение.
Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
Теория: Знакомство с понятием «Пейзаж». Обсуждение примеров пейзажной
живописи великих русских художников. Особенности построения
композиции в пейзаже. Знакомство с техникой печати и создания отпечатков
листьев. Правила работы в технике.
11
Практика: Серия рисунков «Осень». Создание серии творческих работ в
технике «отпечатки листьев». Работа цветовыми пятнами. Построение
изображений.
Раздел 2. Животный мир
Наши леса и кто в них живёт?
Теория: Типичные представители фауны лесов Урала. Красная книга.
Практика: Серия рисунков «Животные леса»
Путешествие по разным климатическим поясам.
Теория: Рассмотрение климатической карты мира. Особенности
Арктического и Антарктического климатического пояса. Особенности
умеренного климатического пояса. Особенности тропического и
экваториального климатического пояса.
Практика: Смешенные техники рисования. Нетрадиционные техники
рисования. Рисунок «Арктика и её жители», «Северное сияние», Рисунок
«Благородный олень», «Грызуны», Рисунки на тему «Животные Африки».
На земле, в воде, в воздухе. Места обитания разных живых
организмов.
Теория: Места обитания разных живых организмов. Самые большие и самые
маленькие животные.
Практика:
Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
Теория: Знакомство с понятием «Пейзаж». Обсуждение примеров пейзажной
живописи великих русских художников. Особенности построения
композиции в пейзаже.
Практика: Смешенные техники рисования. Серия рисунков «Зима».
Раздел 3. Растительный мир
Растительный мир Урала. Пейзаж.
Теория: Растения Красной книги. Пейзаж. Центральная композиция.
Знакомство с понятиями «монотипия пейзажная». Правила сгиба листа для
правильного изображения. Правила работы в технике «монотипия
пейзажная».
Практика: Создание серии творческих работ в технике «монотипия
пейзажная». Работа цветовыми пятнами. Построение изображений.
12
Что растёт на грядке? Овощи, фрукты. Натюрморт.
Теория: Основные принципы построения композиции в ИЗО. Центральная
композиция. Свет и тень.
Практика: Натюрморт. Техника витраж.
Удивительная жизнь насекомых
Теория: Знакомство со способами рисования смятой бумагой. Знакомство с
понятиями «пятно», «симметрия», «монотипия». Правила работы в технике
«монотипия предметная».
Практика: Серия рисунков «Калейдоскоп насекомых»
Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
Теория: Знакомство с понятием «Пейзаж». Обсуждение примеров пейзажной
живописи великих русских художников. Особенности построения
композиции в пейзаже.
Практика: Смешенные техники рисования. Серия рисунков «Весна».
Раздел 4. Экология
Защитим наш зелёный дом!
Теория: Наука Экология. Правила экологичного поведения. Особенности
жанра – комикс. Основные принципы построения сюжета.
Практика: Создание комикса.
13
Организационно - педагогические условия.
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
Для проведения занятий необходима аудитория, оборудованная станками,
столами и стульями. Учебный кабинет должен быть оформлен в
соответствии с профилем проводимых занятий.
Индивидуальный ученический комплект:
1. Краски: акварель, гуашь, краска штемпельная, краска для батика.
2. Карандаши: простые.
3. Ручки: черные гелевые, шариковые.
4. Палитры: бумажные, пластиковые или деревянные.
5. Точилки (резаки) для карандашей.
6. Стаканчики для разведения красок.
7. Линейки, ножницы, ластики.
8. Тряпочки для кистей.
9. Бумага: акварельная, для черчения, офисная бумага для набросков.
10. Маркеры и фломастеры.
11. Ткань для батика.
12.Карандаш угольный.
13. Сухая пастель.
14.Линолеум.
15.Резцы для линогравюры.
Информационное обеспечение:
− фотоматериалы;
− видеоматериалы.
Кадровое обеспечение:
Программу
реализует
педагог
дополнительного
удовлетворяющий квалификационным требованиям.
образования,
Методическое обеспечение:
При реализации программы используется:
− разработки теоретических и практических занятий;
− дидактические и наглядные материалы: тематические иллюстрации,
учебные пособия по ИЗО, видеоролики.
14
Формы контроля и оценочные материалы.
С
целью
определения
уровня
освоения
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы, а также для повышения
эффективности и улучшения качества образовательного процесса проводится
педагогический мониторинг в течение всего периода обучения.
Педагогический мониторинг включает три этапа диагностики: первичный,
промежуточный и итоговый. Результаты педагогического мониторинга
фиксируются в сводных таблицах.
Оценка качества освоения предметной составляющей производится
после завершения каждого этапа программы. В систему мониторинга входит:
– анализ продуктов творческой деятельности обучающихся, позволяющий
определить степень освоения учебного материала, выявить проблемные
моменты и скорректировать индивидуальную траекторию обучающегося;
– опрос обучающихся на предмет удовлетворённости
продуктом творчества. Обсуждение работ одногрупников.
собственным
Оценка качества освоения личностных и метапредметных составляющих
проводится как в начале, так и в конце учебного года. Используется метод
педагогического наблюдения, беседа, опрос.
На основании мониторинга появляется возможность определить у детей,
впервые пришедших в творческое объединение, уровень сформированности
базовых знаний и умений необходимых для обучения, который позволяет
определить ближайшие зоны развития обучающихся, а также
скорректировать образовательный процесс. Проведение в течение всего
учебного года оценки эффективности влияния форм и методов обучения на
уровень образовательных результатов, степень сформированности личности
и профессионального самоопределения, вектор нравственно-этической
составляющей, а также уровень регулятивных, коммуникативных и
познавательных результатов учащихся.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончанию
каждого года обучения по программе с целью выявления уровня развития
способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия
прогнозируемым результатам
дополнительной общеобразовательной
программы. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в
следующих формах: выставка, презентация работы.
Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения
программы служат:
- План рассказа о животном\растении из Красной книги (Приложение 1);
- Индивидуальный лист оценки сформированности личностных и
метапредметных, предметных результатов (Приложение 2)
15
Список литературы
1. Бутенко Н.В. Нетрадиционные техники рисования в изобразительной
деятельности ребёнка [Текст] / Н. В. Бутенко. - Челябинск : Цицеро, 2013. –
66с.
2. Дополнительная общеразвивающая программа «Изобразительное
искусство», Дубосарскй Е. Д. (г. Москва) [Электронный ресурс] / Е. Д.
Дубосарский
–
Режим
доступа:
https://st.educom.ru//eduoffices/gateways/get_file.php?id={ACD8C6C8-77024B2D-9EAA-83538C034354}&name=1100-izobrazitelynoe-iskusstvo-hn-uu-b.pdf
3. Дополнительная общеразвивающая программа «Маленькие художники»,
Стырова Е. Ю. (г. Москва) [Электронный ресурс] / Е.Ю. Стырова. – Режим
доступа: https://st.educom.ru//eduoffices/gateways/get_file.php?id={58B69AC30955- 4065-9267-5BF567A6B8EA}&name=1300-malenykie-hudogniki.pdf
4. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ [Текст]:
пособие для воспитателей и родителей/ А.В. Никитина – СПб.: КАРО, 2007г.
– 96с.
Литература для детей и родителей
1. Гарни Д., Захарова А. Как нарисовать то, что не существует [Текст] :
учебное пособие / Д. Гарни, А. Захарова – Бомбора, 2018. – 224 с.
2. Добрусина А. Точечная роспись [Текст] : Сборник / А. Добрусина –
Феникс, 2015 – 94 с.
3. Евстратова Е. Н. 500 сокровищ русской живописи[Текст] : Сборник / Е. Н.
Евстратова – Абрис/ОЛМА, 2020 – 360 с.
4. Лемон К. Рисуем без страха [Текст] : Сборник / К. Лемон – Питер, 2015 –
128 с.
5. Мартьянова Л.М. Универсальный гений, Леонардо да Винчи [Текст] :
Сборник / Л.М. Мартьянова – Центрполиграф, 2018 – 190 с.
6. Опимах И. Живописные истории, О великих полотнах, их создателях и
героях [Текст] : Сборник / И. Опимах – Ломоносовъ, 2020 – 272 с.
7. Руднев И.Ю. Композиция в изобразительном искусстве [Текст] :
монография / И. В. Руднев – Москва: Мир науки, 2019. – 98 с.
8. Шайнбергер Ф. Скетчи без границ, смелые зарисовки в дороге, в городе, на
пляже и где угодно [Текст] : учебное пособие / Ф. Шайнбергер – Манн,
Иванов и Фербер, 2019. – 160 с
16
Аннотация
Важной составляющей образования детей в современном мире является
формирование системы естественнонаучных знаний и основ экологической
культуры. Занятия по программе «Природа в красках. Начало» направлены
на удовлетворение потребности детей в самовыражении и творчестве, а
также естественного интереса к взаимодействию с объектами природы.
Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Рисование и декоративно-прикладное творчество в различных техниках, с
использованием природного материалами, позволит детям ощутить
незабываемые положительные эмоции. В программе раскрываются новые
возможности использования хорошо знакомых предметов в качестве
художественных материалов. Общение с природой, работа с природным
материалом
пробуждаются
эстетические
чувства,
развивается
художественный вкус, приобретаются трудовые навыки. Программа,
объединяет в себе две направленности естественнонаучную и
художественную, что позволяет шире раскрыть способности и таланты
обучающихся. Позволяет деликатно формировать и поддерживать интерес к
процессу получения знаний (учебная мотивация), что крайне важно для
дальнейшего обучения и развития ребенка. Программа предоставляет
возможность попробовать себя в качестве художника, творца, исследователя,
создает условия для овладения основными навыками живописи, графики и
композиции. Общение с природой, знакомство с произведениями искусства,
изделиями народных промыслов и ремёсел закладывают нравственную
основу в формировании личности ребенка. Обучаться по программе могут
дети дошкольного и младшего школьного возраста с любым уровнем
подготовки.
Сведения об авторе-разработчике
Гроза Марина Евгеньевна
Педагог дополнительного образования МАНОУ «ГДТ»
Телефон: +7 (343) 371-46-01 (15)
17
Приложение 1
План рассказа о животном\растении из Красной книги.
Обучающиеся самостоятельно выполняют рисунок одного животного \
растения из Красной книги и подготавливают рассказ о нём.
1. Название объекта;
2. Где его можно встретить?
3. Что любит делать? (особенности поведения)
4. Почему ты решил нарисовать именно это животное\растение?
5. Какие материалы ты использовал для работы над рисунком?
6. Какие эмоции испытывал автор при выполнении данной работы?
Почему?
4. Почему животных \ растения надо охранять?
18
Приложение 2
Индивидуальный лист оценки сформированности личностных и
метапредметных, предметных результатов
Для оценки качества личностных и метапредметных результатов
освоения
обучающимися
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
разработаны
следующие
критерии:
взаимодействие в команде (умение обучающегося продуктивно общаться,
готовность помочь при коллективном решении задач), познавательная
активность (желание обучаться, узнавать новое, работать с информацией),
ответственность (проявляется при выполнении функциональных заданий,
известных, повторяющихся), гражданская идентичность (индивидуальное
чувство принадлежности к творческому объединению, образовательному
учреждению своей стране. Убежденность в собственной значимости для
развития среды, к которой принадлежит сам ребенок).
Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных
результатов обучающихся
№
Критерии
Показатели
Взаимодействи е в
команде
Вступает во взаимодействие с детьми
(обучающимися)
Умение
учащегося
продуктивно
общаться,
готовность
помочь при
коллективном
решении
творческих
задач
2. Вступает во взаимодействие с
педагогом
3. Отстаивает свое мнение
аргументировано и спокойно
4. Оказывает помощь
сверстникам при
выполнении какой-либо
работы
5. Просит и принимает помощь
сверстников
Cреднее арифметическое
Познавательна я
активность
Желание
узнавать новое
1.Интересуется темой занятия, задает
дополнительные вопросы
педагогу по теме
занятия/темы/программы
2. Воспроизводит информацию
по итогам учебного занятия
19
Проявляется
/не
проявляется
3. Умеет вычленять главное из
полученной информации.
4. Охотно делится информацией
по итогам самостоятельной
работы
5. Самостоятельно (без помощи
взрослого) выполняет
дополнительные (творческие)
задачи
Cреднее арифметическое
Ответственность
Проявляется при
выполнении
функциональны х
заданий, известных,
повторяющихся
1. Выполняет задания педагога в
указанный срок и без напоминания
2. Своевременно приходит на
занятие, другие мероприятия
Доводит начатую работу до конца
4. Адекватно реагирует на оценку
своего труда, полученного
результата.
5. Выполняет взятые обязательства
Cреднее арифметическое
Социальная
идентичность
Индивидуальное
чувство
принадлежности
к
творческому
объединению.
Убежденность
в
собственной
значимости
для
развития среды, к
которой
принадлежит
сам ребенок
Принимает правила и традиции группы
2. Охотно (без давления педагога)
принимает
участие
в
мероприятиях, важных для группы
(конкурсах,
фестивалях,
социальных акциях)
3. Предлагает свою помощь при
проведении важных для группы
дел (мероприятий)
Положительно высказывается об
отношении к группе, Дворцу.
5. Положительно оценивает свою
роль и место в детском творческом
коллективе.
Cреднее арифметическое
Предметные
Знает о природе родного края
20
знания
Знает о причинах охраны
редких видов растений и
животных
Знает основных представителей царства
растений, животных, грибов
Знает основные техники рисования
Знает основные жанры
изобразительного искусства
Знает способы работы с природными
материалами
Среднее арифметическое
Предметные
умения
Умение определять представителей
живой и неживой природы
Умение составлять рассказ о животном,
растении
Умеет проводить наблюдения за
сезонными изменениями в природе
Умеет смешивать цвета, для получения
нужного оттенка
Умеет правильно строить композицию
рисунка
Умеет использовать природные
материалы для решения творческой
задачи
Среднее арифметическое
В таблице обозначается проявление или не проявление показателей
критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося, на
развитие которых направлена программа.
Применяемые методы оценки: педагогическое наблюдение, анкетирование,
эссе, беседа, анализ творческих продуктов, соревнования.
Для сопоставления и интерпретации полученных результатов обучающихся,
выявления степени достижения качества образования применяется
интервальная Шкала (процесс приравнивания свойствам, объектам,
характеристикам чисел по определенным правилам, чтобы в отношениях
чисел отображались отношения характеристик, подлежащих к измерению),
которая служит для фиксации количественной оценки результата
21
обучающихся. Принята 100-бальная шкала, на которой определены 4
интервала, которые соответствуют:
высокому
уровню
результатов
освоения
дополнительной
общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и характеризуются
сформированностью и закрепленностью в деятельности обучающихся
ценностных ориентаций; осознанный, целенаправленный характер
деятельности (уровень мотивации); умению создавать новые правила, новые
творческие продукты, алгоритмы действий в непредвиденных (новых)
ситуациях, условиях.
средний уровень от 60 до 79 баллов характеризуется осознанностью желания
заниматься экспериментальной деятельностью, умением самостоятельно
воспроизводить и применять информацию в ранее рассмотренных типовых
ситуациях, при этом действия обучающегося расценивается как
репродуктивные; осознанностью своей роли и ответственности за результаты
работы группы, готовностью выполнять различную работу для пользы
команды.
низкий уровень от 40 до 59 баллов (минимальный предел, ниже которого
качество результатов освоения программы недопустимо!) характеризуется
умением обучающегося выполнять учебную деятельность, опираясь на
описание действия, подсказку, намек; обучающийся знает о ценности
коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет неосознанный уровень (интерес
или потребность) к занятиям деятельностью по программе.
недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется отсутствием
опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом признавать
значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом и другими
детьми, желанием работать только индивидуально и обыгрывать всех.
На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о
корректировке
содержательной
части
программы,
методического
обеспечения программы и применяемых технологий и форм работы.
22
Приложение 3
Календарный план воспитательной работы
№
Направление
воспитательной
работы. Цель.
Наименование
мероприятия,
возраст.
Форма,
сроки
выполнения
Содержание
Планируемый
результат
1.
Нравственное.
Направлено на
формирование у
учащихся
осмысления
общечеловеческ
их ценностей,
осознания
собственной
значимости и
роли в социуме.
Нравственное.
Направлено на
формирование у
учащихся
осмысления
общечеловеческ
их ценностей,
осознания
собственной
значимости и
роли в социуме.
Национальное.
Направлено на
формирование у
подрастающего
поколения
необходимого
социального
опыта
межнациональн
ых
взаимоотношени
й и гордости за
принадлежность
к конкретной
национальности.
Нравственное.
Направлено на
формирование у
учащихся
осмысления
общечеловеческ
Знакомство
друг с другом
Курс
командообр
азования.
Сентябрь
Подвижные
игры на
знакомство
- создание
комфортной
для обучения
эмоционально
й среды;
- развитие
умения
взаимодействи
яв
коллективе;
Подготовка
подарков к
международно
му дню
пожилых
людей
Мастеркласс
1 октября
2.
3.
4.
Конкурс
рисунков на
День учителя
Конкурс.
5 октября
Внутреннее мероприятие формировани
еу
обучающихся
представлени
я о значении
праздника;
- воспитание
гражданственн
ости;
Внутренний
конкурс
Подготовка
Мастерпоздравительно класс.
й открытки ко 15 октября
Дню отца
23
- развитие
творческого
потенциала
обучающихся
Внутреннее мероприятие формирование
у
обучающихся
представления
о значении
Работа с
обучающимис
я, родителями,
общественност
ью
Сплочение
коллектива
Сплочение
коллектива и
привлечение
родителей к
участию в
жизни
объединения
Привлечение к
участию и
выявление
одарённых
обучающихся
Сплочение
коллектива и
привлечение
родителей к
участию в
жизни
5.
6.
7.
8.
их ценностей,
осознания
собственной
значимости и
роли в социуме.
ХудожественноВыставка
Выставка.
эстетическое.
«Краски осени»
Октябрь
Направлено на
привитие
учащимся
чувства
прекрасного,
умения его
видеть как в
естественной
среде, так и в
различных
объектах
культуры.
Национальное.
Тематическое Тематическо
Направлено на
занятие «День
е занятие.
формирование у
народного
4 ноября
подрастающего
единства»
поколения
необходимого
социального
опыта
межнациональн
ых
взаимоотношени
й и гордости за
принадлежность
к конкретной
национальности.
Нравственное.
Мастер-класс
МастерНаправлено на
ко Дню матери
класс.
формирование у
26 ноября
учащихся
осмысления
общечеловеческ
их ценностей,
осознания
собственной
значимости и
роли в социуме.
Национальное.
Тематическое Тематическо
Направлено на
занятие
е занятие.
формирование у «Международн
8 декабря
подрастающего
ый день
поколения
художника»
необходимого
социального
24
праздника;
- воспитание
гражданственн
ости;
объединения
- развитие
творческого
потенциала
обучающихся
Демонстрация
результатов
Внутреннее мероприятие формирование
у
обучающихся
представления
о значении
праздника;
- воспитание
гражданственн
ости;
Сплочение
коллектива
Внутреннее мероприятие формирование
у
обучающихся
представления
о значении
праздника;
- воспитание
гражданственн
ости;
Сплочение
коллектива и
привлечение
родителей к
участию в
жизни
объединения
Внутреннее мероприятие формирование
у
обучающихся
представления
о значении
праздника;
Сплочение
коллектива
9.
10.
11.
опыта
межнациональн
ых
взаимоотношени
й и гордости за
принадлежность
к конкретной
национальности.
Национальное.
Направлено на
формирование у
подрастающего
поколения
необходимого
социального
опыта
межнациональн
ых
взаимоотношени
й и гордости за
принадлежность
к конкретной
национальности.
Художественноэстетическое.
Направлено на
привитие
учащимся
чувства
прекрасного,
умения его
видеть как в
естественной
среде, так и в
различных
объектах
культуры.
Патриотическо
е. Направлено на
формирование
нравственных
принципов и
норм поведения
в обществе,
уважительного
отношения к
традициям
собственного
народа,
готовности
встать на защиту
Отечества.
- воспитание
гражданственн
ости;
Открытое
занятие
«Праздник –
Новый год!»
Открытое
занятие
Декабрь
Внутреннее мероприятие формирование
у
обучающихся
представления
о значении
праздника;
- воспитание
гражданственн
ости;
Сплочение
коллектива и
привлечение
родителей к
участию в
жизни
объединения
Выставка
рисунков
«Волшебная
зима»
Выставка.
Январь
- развитие
творческого
потенциала
обучающихся
Демонстрация
результатов
Мастер-класс
для наших пап
на 23 февраля
Мастеркласс
Февраль
Внутреннее мероприятие формирование
у
обучающихся
представления
о значении
праздника;
- воспитание
гражданственн
ости;
Сплочение
коллектива и
привлечение
родителей к
участию в
жизни
объединения
25
12.
13.
14.
15.
Нравственное.
Направлено на
формирование у
учащихся
осмысления
общечеловеческ
их ценностей,
осознания
собственной
значимости и
роли в социуме.
Нравственное.
Направлено на
формирование у
учащихся
осмысления
общечеловеческ
их ценностей,
осознания
собственной
значимости и
роли в социуме.
Национальное.
Направлено на
формирование у
подрастающего
поколения
необходимого
социального
опыта
межнациональн
ых
взаимоотношени
й и гордости за
принадлежность
к конкретной
национальности.
Патриотическо
е. Направлено на
формирование
нравственных
принципов и
норм поведения
в обществе,
уважительного
отношения к
традициям
собственного
народа,
готовности
встать на защиту
Отечества.
Мастер-класс
для наших мам
к 8 марта
Мастеркласс
Март
Внутреннее мероприятие формирование
у
обучающихся
представления
о значении
праздника;
- воспитание
гражданственн
ости;
Сплочение
коллектива и
привлечение
родителей к
участию в
жизни
объединения
Конкурс
рисунков
«Здоровый
образ жизни»
Конкурс
Апрель
- развитие
творческого
потенциала
обучающихся
Сплочение
коллектива и
привлечение
родителей к
участию в
жизни
объединения
Выставка
«Покорители
космоса»
Выставка.
Апрель
- развитие
творческого
потенциала
обучающихся
Демонстрация
результатов
Конкурс
рисунков к 9
мая
Конкурс
Май
- развитие
творческого
потенциала
обучающихся
Привлечение к
участию и
выявление
одарённых
обучающихся
26
16.
Художественноэстетическое.
Направлено на
привитие
учащимся
чувства
прекрасного,
умения его
видеть как в
естественной
среде, так и в
различных
объектах
культуры.
Итоговая
выставка
Выставка.
Май
27
- развитие
творческого
потенциала
обучающихся
Демонстрация
результатов