Муниципальное автономное нетиповое
образовательное учреждение
«Городской дворец творчества»
РАССМОТРЕНО
педагогическим советом
МАНОУ «ГДТ»
протокол №1 от 29.08.2025
УТВЕРЖДЕНО
приказом врио директора МАНОУ «ГДТ»
от 29.08.2025 № 233-од
__________________ Л.К. Габышева
Ментальная арифметика, логика и интелект
дополнительная общеобразовательная программа
для детей от 7 до 10 лет, срок реализации – 3,5 месяца
естественно-научная направленность
Автор-составитель:
Егорова Татьяна Валерьевна
педагог дополнительного образования
Екатеринбург
2025
Пояснительная записка
Выявление
и
развитие
интереса
к
познавательной
деятельности,
интеллектуальных способностей у каждого ребёнка является одной из важнейших
задач в современном образовании. С каждым годом увеличивается спрос на
людей, способных нестандартно мыслить, которые готовы рисковать и вносить
что-то новое в различные сферы жизнедеятельности. Всё это ставит перед
современной педагогикой задачу по созданию полноценных условий, которые
помогают выявить и правильно развивать детскую одаренность путем внедрения
инновационных образовательных технологий. Возникает необходимость в
привлечении ресурсов дополнительного образования, изыскиваются новые
методы и формы работы.
Программа «Ментальная арифметика, логика и интеллект» – это программа,
позволяющая познакомить обучающихся с возможностями развития умственных
способностей и творческого резерва при помощи арифметических вычислений на
японских счетах Абакус. Данный курс даёт возможность формировать у
обучающихся учебно-познавательный интерес. В основу курса заложена
уникальная восточная методика устного счета, которой насчитывается уже более
шести столетий. Данный способ обучения устному счету с помощью счетов
Абакус и на сегодняшний день остается обязательной в начальной школе в
Японии и ряде других азиатских стран.
После проведения исследований ученые пришли к выводу, что та часть учащихся,
которая обучалась счёту с помощью соробана, более результативнее овладевали
математикой и показывали более высокие результаты в других предметных
областях, по сравнению с теми, кто обучался счёту по традиционной системе,
принятой в Европейских странах. Не случайно по результатам анализа уровня
математической грамотности (TIMSS) школьники из азиатских стран обычно
занимают первые места в рейтинге. Одними из лидеров считаются учащиеся из
Сингапура, Кореи, Тайваня, Гонконга и Японии.
Занятия детей в рамках курса «Ментальная арифметика, логика и интеллект»
способствуют развитию познавательной активности.
Направленность программы по содержанию является естественнонаучной;
Программа является: по форме организации – групповой; по функциональному
предназначению – общеобразовательной; по времени реализации – краткосрочной.
Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (с изменениями);
2
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р (с
изменениями));
4. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (с изменениями);
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
10. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (с изменениями);
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом (с изменениями и дополнениями);
3
12. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N
761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и
патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до
2035 года»;
13. Устав и иные локальные нормативные акты МАНОУ «ГДТ».
При разработке программы были использованы авторские материалы А. В.
Пальмовой (зарегистрировано товарным знаком «GEOMETRIKA», г. КаменскУральский, 2016 г.).
Актуальность программы определяется запросом со стороны обучающихся и их
родителей на знакомство с методикой для развития мелкой моторики рук с
помощью абакуса.
Таким образом, у обучающихся развивается зрительная память, логическое
мышление, а также внимание и усидчивость при выполнении самостоятельных
заданий и решении нестандартных задач.
В основе программы лежит использование методики, направленной на
интеллектуальное, творческое и личностное развитие обучающихся при
максимальном использовании потенциала их возрастных возможностей.
Отличительная особенность заключается в том, что программа развивает
зрительную память у обучающихся, воображение, интуицию, мелкую моторику
рук, а также быстрое логическое мышление, с помощью которого обучающиеся
могут выполнять самостоятельно задания и решать нестандартные задачи. Таким
образом, обучающиеся научатся мыслить нестандартно и самостоятельно
принимать решения, что поможет чувствовать себя уверенно в условиях
современной жизни.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа в данном
возрасте у обучающихся развивается логическое мышление, что способствует
лучшему пониманию и усвоению программы по ментальной арифметике.
Построение учебного занятия базируется на следующих принципах:
−
создание
благоприятного
эмоционально-психологического
климата
(психологическая безопасность, взаимное доверие);
−
проявление симпатий и теплоты к математическому вычислению;
−
развитие скорости и качество мышления в решении множества
нестандартных задач.
Адресность программы. Программа ориентирована на старший дошкольный и
младший школьный возраст обучающихся от 7 до 10 лет и составлена с учётом
психофизиологических особенностей данных возрастных категорий.
В младшем школьном возрасте происходит перестройка познавательных
процессов ребенка: начинает формироваться произвольность внимания и памяти,
мышление из наглядно-образного преобразуется в словесно-логическое и
4
рассуждающее, формируется способность к созданию умственного плана
действий. Ведущий характер продолжает приобретать игровая деятельность,
влияя на развитие ребенка. Развивающие игры способствуют самоутверждению
детей, развивают настойчивость, стремление к успеху и другие полезные
мотивационные качества, которые могут им понадобиться в их будущей взрослой
жизни. В таких играх совершенствуется мышление, действия по планированию,
прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и т.д.
В младшем школьном возрасте происходит перестройка познавательных
процессов ребенка: формируется произвольность внимания и памяти, мышление
из наглядно-образного преобразуется в словесно-логическое и рассуждающее,
формируется способность к созданию умственного плана действий. К
психологическим новообразованиям данного возраста также относятся
произвольность поведения и способность к рефлексии. Ведущий характер
начинает приобретать учебная деятельность.
У детей данного возраста продолжают развиваться навыки обобщения и
рассуждения, продолжает развиваться воображение. Благодаря воображению
обучающиеся смогут лучше понимать и усваивать предложенные им понятия и
методы решения нестандартных задач. Использование специальных счет при
обучении устному счету с включением игровых форм работы для обучения детей
младшего школьного возраста способствует развитию математических
способностей обучающихся, воспитанию творчески активной и самостоятельной
личности, формированию умения анализировать результаты своей работы,
устанавливать причинно-следственные связи, формированию навыков общения и
коллективного труда. Содержание программы учитывает возрастные
психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Цель – развитие интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся
через использование методики устного счета
Задачи:
1.
Воспитательные:
−
формирование устойчивого интереса к ментальной арифметике;
−
формирование уважительного отношения к своему труду, а также к труду
сверстников;
−
развитие навыка сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
2.
Развивающие:
−
формирование умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
−
формирование умения работать с разными источниками информации,
анализировать и оценивать информацию из различных информационных
источников;
−
формирование умения понимать причины успеха учебной деятельности.
3.
Обучающие:
5
−
знакомство с базовыми терминами и понятиями;
−
знакомство с основными, дополнительными и Микс формулами;
−
навык применять устный и ментальный счет;
−
умение анализировать и оценивать работу, исправлять допущенные ошибки.
Группы формируются по 10 - 18 человек. На обучение принимаются все
желающие. Комплектование групп происходит по возрастному принципу.
Режим занятий:
занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 10
минут.
Продолжительность академического часа:
для обучающихся 5-7 лет - 30 минут
для обучающихся 8-10 лет - 40 минут.
Объем программы
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения,
необходимых для освоения программы – 60 часов.
Организация образовательного процесса. Программа рассчитана на 4 месяца
обучения.
Программа является: по форме организации – групповой; по функциональному
предназначению – общеобразовательной; по времени реализации – краткосрочной.
Виды организации деятельности обучающихся:
1) групповая (у обучающихся формируются навыки совместной деятельности,
накапливается опыт общения, межличностных отношений, координации
совместных действий);
2) фронтальная (одновременно со всеми обучающимися в едином темпе и с
общими задачами);
3) тренинг (демонстрация поведенческой модели, которая и является примером
для поведения, то есть на примере одной формулы решаются математические
задания).
Формы и методы обучения. В основе преподавания используются методы,
направленные на формирование логического мышления обучающихся:
−
объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании
которых, обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию);
−
репродуктивные методы обучения (обучающиеся воспроизводят
полученные знания и освоенные способы деятельности);
−
метод анализа и сравнения (при освоении материала занятия,
обучающиеся должны научиться анализировать и сравнивать элементы между
собой, а также находить отличия между ними);
−
словесные (беседа с обучающимися и объяснение);
−
практические (самостоятельное решение заданий на абакусе).
Формы проведения занятий:
1) практическое занятие (обучающиеся закрепляют полученные знания);
6
2) обсуждение (обучающиеся изучают новый материал в виде дискуссии с
педагогом);
3) соревнование (у обучающихся развивается дух соперничества).
Таким образом, знакомство обучающихся с ментальной арифметикой, позволяет
развить воображение, зрительную память, аналитические навыки, а также
логическое мышление для решения нестандартных задач, с помощью устного
счета.
Ожидаемые результаты освоения программы «Ментальная арифметика,
логика и интеллект»
Деятельность направлена на достижение обучающимися:
Личностных результатов:
−
будет сформирован устойчивый интерес к ментальной арифметике;
−
будет сформировано уважительное отношение к своему труду, а также к
труду сверстников;
−
будет сформирован навык сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Метапредметных результатов:
−
будут уметь работать с разными источниками информации, анализировать и
оценивать информацию из различных информационных источников;
−
будут сформированы умения понимать причины успеха учебной
деятельности;
−
будут уметь анализировать и оценивать работу, исправлять допущенные
ошибки.
Предметных результатов:
−
ознакомятся с базовыми терминами и понятиями;
−
ознакомятся с основными, дополнительными и Микс формулами;
−
научатся применять устный и ментальный счет.
Формы определения результативности. При реализации программы
используется педагогический анализ выполнения учащимися диагностических
заданий, педагогическое наблюдение, участия в конкурсах, а также подведение
итогов при выполнении контрольных работ, открытые занятия для родителей.
Таким образом, для подведения пройденного материала проводится диагностика
обучающихся (входящая диагностика, промежуточная и итоговая) с целью
определения мотивации и выявления уровня освоения программного материала.
В качестве диагностики используются:
−
контрольные работы по пройденным темам;
−
карта усвоения материала.
Формы подведения итогов. Итоговые контрольные работы после каждой темы и
открытые занятия для родителей, а также участие в конкурсах.
7
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения
по программе с целью выявления уровня развития способностей и личностных
качеств обучающихся в форме контрольных работ, в форме открытого занятия.
Работа с родителями. Сотрудничество и общение с родителями является
неотъемлемой частью реализации программы. Они помогают при выполнении
домашних
заданий,
становятся
участниками
и
организаторами
внутриколлективных мероприятий, выступают сопровождающими на конкурсах.
В время обучения предусматривается проведение родительских собраний,
консультаций, открытых занятий, где можно наглядно проследить успехи своего
ребенка.
Календарный учебный график
№
п/п
1
2
3
6
7
Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов
Дата начала обучения
Нерабочие праздничные дни
15 недель
4
60
15 сентября
4.11
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование раздела, темы
1
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности
Количество часов
все теор. прак.
го
Формы
контроля
2
1
1
Опрос
2
Прямое сложение и вычитание
однозначных чисел
6
2
4
Контрольная
работа
3
Знакомство с образованием чисел
второго десятка
2
1
1
Прямое сложение и вычитание
двузначных чисел
14
4
10
Сложение и вычитание однозначных
чисел с помощью дополнительных
формул
14
6
8
Сложение и вычитание двузначных
чисел с помощью дополнительных
формул
Сложение и вычитание однозначных
16
4
12
10
4
6
4
5
6
7
8
Беседа,
педагогическое
наблюдение
Контрольная
работа,
открытое
занятие
Контрольная
работа,
открытое
занятие
Контрольная
работа
Тестирование,
и двузначных чисел с помощью
основных формул
Итоговое занятие
2
1
1
60
23
37
8
Итого
участие в
конкурсе
Практическая
работа,
педагогическое
наблюдение
Форма промежуточной аттестации-открытое занятие
Содержание
1.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
Теория. Знакомство с обучающимися. Режим работы. Инструктаж по технике
безопасности и пожарной безопасности. Правила поведения на занятиях.
Знакомство с абакусом.
Практическая работа. Решение примеров на абакусе.
2. Прямое сложение и вычитание однозначных чисел
Теория. Изучение состава чисел, знакомство со сложением и вычитанием, с
однозначными числами. Обучение методике устного счета с помощью абакуса.
Решение логических заданий и заданий на тренировку внимания, а также
зрительной памяти. Работа с таблицами Шульте.
Практическая работа. Решение примеров на абакусах и ментально, выполнение
заданий по блокам.
3. Знакомство с образованием чисел второго десятка
Теория. Знакомство с числами второго десятка. Умение откладывать и называть
числа от 10 до 20. Сложение и вычитание на счетах и ментально.
Практическая работа. Решение примеров на абакусах и ментально, выполнение
заданий по блокам.
4. Прямое сложение и вычитание двузначных чисел
Теория. Переход к счету с двузначными числами. Сложение и вычитание на
счетах и ментально. Тренировка внимания, логического мышления и зрительной
памяти.
Практическая работа. Решение примеров на абакусах и ментально, выполнение
заданий по блокам.
5. Сложение и вычитание однозначных чисел с помощью дополнительных
формул
Теория. Знакомство с дополнительными формулами. Сложение и вычитание на
счетах и ментально. Тренировка внимания, логического мышления и зрительной
памяти.
9
Практическая работа. Решение примеров на абакусах и ментально, выполнение
заданий по блокам.
6. Сложение и вычитание двузначных чисел с помощью дополнительных
формул
Теория.
Сложение и вычитание двузначных чисел с применением
дополнительных формул. Сложение и вычитание на счетах и ментально.
Тренировка внимания, логического мышления и зрительной памяти.
Практическая работа. Решение примеров на абакусах и ментально, выполнение
заданий по блокам, работа с таблицами Шульте, а также работа с клиновидными
таблицами.
7. Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел с помощью
основных формул
Теория. Знакомство с основными формулами. Сложение и вычитание на счетах и
ментально. Тренировка внимания, логического мышления и зрительной памяти.
Практическая работа. Решение примеров на абакусах и ментально, выполнение
заданий по блокам.
8. Итоговое занятие
Теория. Области деятельности, где можно применять полученные знания.
Практическая работа. Формулирование результатов обучения и планов на
дальнейшее развитие.
10
Комплекс организационно-педагогических условий
Учебно-методическое обеспечение
При реализации программы используются:
−
рабочие тетради;
−
методические комплекты;
−
иллюстрации, флеш-карты;
−
контрольные задания на логическое мышление и внимание, а также на
зрительную память.
Материально-техническое обеспечение
Помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем
проводимых занятий и оборудований, а именно достаточной площади для
размещения столов и стульев, магнитной доски, шкафов для хранения наглядных
пособий и материалов.
Оборудование:
−
абакус для обучающихся (12 шт.);
−
демонстрационный абакус для педагога (1 шт.);
−
проектор для показа заданий (1 шт.).
Дидактическое обеспечение курса: рабочая тетрадь для обучающихся.
Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования, удовлетворяющий
квалификационным требованиям, предъявляемым профессиональным стандартом
педагога дополнительного образования детей и взрослых.
Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы
Отслеживание результативности освоения программы:
Освоение обучающимися программы проверяется педагогом в процессе
наблюдения за коллективной и индивидуальной деятельностью детей на занятиях,
анализа самостоятельных работ. Для проверки освоения детьми каждой темы
программы разработаны проверочные работы.
Мониторинг освоения детьми программы. В начале обучения проводится
первичная фиксация уровня знаний, где предлагается задания с арифметическими
действиями. Педагог фиксирует индивидуальные способности ребенка по
основным навыкам выполнения задания. В конце обучения проводится
мониторинг по этим же навыкам, что позволят педагогу проследить динамику
уровня усвоения программы. Таблица индивидуального мониторинга освоения
программы.
Методические материалы.
Реализация программы проходит в совместной деятельности педагога и детей, а
также в самостоятельной деятельности детей. Образовательный процесс проходит
11
ненавязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании
подгрупповой и индивидуальной работы с детьми и использованием приемов
поддержки детской инициативы. Обеспечивается участие ребёнка во всех
доступных ему видах коммуникативного взаимодействия.
В содержание занятий включена постоянная смена деятельности детей:
предусмотрена совместная работа с педагогом, самостоятельная деятельность,
разминка, пальчиковые игры, логические игры и задания, активные игры и игры
малой подвижности, беседы, работа в тетрадях, работа у доски, математические
игры, работа по развитию мелкой моторики, просмотр мультфильмов с
развивающим сюжетом и другие различные способы работы с наглядностью. Так
же особое внимание уделяется на совместные проекты и деятельность с
родителями.
Формы организации деятельности учащихся на занятии: индивидуальная,
индивидуально-групповая, подгрупповая, фронтальная.
Формы проведения занятий: занятие-игра, соревнование, викторина, сюжетное
занятие, тематическое занятие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
1. Словесные методы обучения:
рассказ;
чтение художественной литературы;
беседа.
2. Наглядные методы обучения:
демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, презентации,
видеоролики, компьютерные программы (Smart);
наблюдение.
3. Практические методы обучения:
упражнения;
метод вопросов.
4. Игровые методы:
дидактические игры;
загадки.
Приемы поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности
Создание проблемных ситуаций
Создание ситуации выбора
Создание игровых ситуаций для развертывания спонтанной и
самодеятельной игры
Создание ситуаций контакта со сверстниками и взрослыми
Создание ситуаций, побуждающих к высказываниям (возможность
высказаться)
Формирование традиций группы
12
Обогащение сенсорного опыта
Групповые и подгрупповые формы работы
Доступность предметно-пространственной среды для различных видов
деятельности.
Виды контроля
Время
проведения
Цель проведения
Формы
контроля
Начальный или входной контроль
В
начале Определение уровня развития обучающихся.
учебного года
Опрос
Текущий контроль
В течение всего Определение степени усвоения обучающимися
учебного года
учебного материала и готовности к восприятию
нового материала. Повышение ответственности
и заинтересованности в обучении. Подбор
наиболее эффективных методов и средств
обучения для запоминания и усвоения формул.
Беседа,
контрольная
работа,
открытое
занятие, опрос
Промежуточный или рубежный контроль
По окончании Определение степени усвоения обучающимися Беседа,
изучения
учебного материала. Определение результатов контрольная
темы/раздела
обучения.
работа,
открытое
занятие, опрос,
тестирование
Итоговый контроль
В
конце Определение изменения уровня развития Практическая
учебного года обучающихся.
Определение
результатов работа,
или
курса обучения. Ориентирование обучающихся на педагогическо
обучения
дальнейшее обучение. Получение сведений для е наблюдение
совершенствования образовательной программы
и методов обучения.
Объектами контроля могут являться:
−
знания, умения, навыки по изучаемому предмету;
−
уровень и качество решаемых примеров устно и ментально;
−
степень самостоятельности, а также уровень логического мышления,
зрительной памяти и внимания.
13
14
Список литературы для педагога
1.
Безрукова В. С. Педагогика: учебное пособие / В.С. Безрукова – [Текст].
Высшее образование, 2013. – 381 с.
2.
Белкин А. С. Основы возрастной педагогики [Текст] / А.С. Белкин. – М.:
Академия, 2000. – 192 с.
3.
Белкин А. С. Педагогический мониторинг образовательного процесса
[Текст] / А.С. Белкин, В.Д. Жаворонков, С.Н. Силина. – Шадринск: Изд-во ШГПИ,
1998. – Вып. 3. – 47с.
4.
Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать [Текст] / А.С. Белкин. – М.:
Просвещение, 1991. – 176 с.
5.
Белкина В. Н. Развитие и обучение. Воспитателям и родителям [Текст]:
пособие для родителей и воспитателей / В. Н. Белкина. – Ярославль: Академия
развития, 1998. – 256 с.
6.
Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ // Молодой ученый. – 2015. –
№15. – С. 567-572.
7.
Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 534 с.
8.
Депман И. Я. История арифметики. Пособие для учителей. Второе
издание / И. Я. Депман – М.: «Просвещение», 1965 – 416 с.
9.
Пальмова А. В. Методическое пособие / А. В. Пальмова – КаменскУральский: «Титан-принт», 2016. – 85 с.
10.
Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]:
пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: УФактория, 2003. – 40 с.
11.
Якунин В. А. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие / В. А.
Якунин; Европ. ин-т экспертов. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во
«Полиус», 1998. – 639с.
Список литературы для детей и родителей
1.
Демидов Г. Ментальная арифметика. Вычитание и сложение от 4 до 16
лет / Г. Демидов – М.: Демидов Георгий, 2016 – 60 с.
2.
Депман И. Я. Мир чисел / И. Я. Депман – М.: Детская литература»,1966
– 72 с.
3.
Жунисбекова К. Ментальная арифметика. Методическое пособие для
преподавателей и родителей / К. Жунисбекова – М.: «Издательские решения»,
2018. – 32 с.
4.
Малсан Б. Ментальная арифметика для всех / Б. Малсан – М.:
«Издательские решения», 2016. – 26 с.
15
Аннотация
Программа «Ментальная арифметика, логика и интеллект» предназначена для
обучающихся в возрасте от 7 до 10 лет и рассчитана на 3,5 месяца обучения.
Целью программы является развитие основных познавательных процессов, таких
как: воображение, логическое мышление, зрительная память и внимание через
использование методики устного счета.
Программа направлена на интеллектуальное, творческое и личностное развитие
обучающихся при максимальном использовании потенциала их возрастных
возможностей. У обучающихся развиваются такие важные навыки, как логика,
мощная концентрация внимания, воображение и фотографическая память.
Появляется уверенность в себе, потому что обучающиеся могут выполнять
сложные вычисления как на абакусах, так и в уме для развития интеллектуальных
способностей.
Реализация данной программы предполагает систему разработанных
комплексных занятий, с использованием разнообразных форм, методов работы,
направленных на развитие обоих полушарий головного мозга.
Таким образом, развиваются творческие и мыслительные процессы.
Занятия по программе помогают натренировать нейронные связи головного мозга,
развивать скорость и качество мышления. Программа доступна для каждого
обучающегося и не требует наличия у него хорошо развитых математических
способностей.
Занятия строятся на основе развития у обучающихся быстрого логического
мышления для решения нестандартных задач. Обучающиеся учатся находить и
обобщать нужную информацию. В связи с этим у них развивается зрительная
память, внимание, усидчивость и ответственность, а также формируется привычка
к самодисциплине и умение работать в команде.
Таким образом, знакомство обучающихся с ментальной арифметикой, позволяет
развить воображение, зрительную память, аналитические навыки, а также
логическое мышление для решения нестандартных задач, с помощью устного
счета.
16
Приложение 1.
Примеры оценочных материалов
Оценка результатов проводится по 5-бальной системе, а именно по количеству
правильных ответов.
Таким образом, суммируя результаты выполнения всех заданий, определяется
общая сумма результатов.
Высокий уровень: 17-20 баллов
Обучающийся решает все примеры устно и ментально правильно.
Средний уровень: 11-16 баллов
Обучающийся решает примеры устно и ментально правильно, но встречаются
ошибки при решении примеров.
Низкий уровень: 7-10 баллов
Обучающийся имеет нечеткое представление о решении примеров, а также не
может применить формулы во время решения примеров, не ориентируется на
листе бумаги.
Критерии оценки результатов:
1.
Общая осведомленность о решении примеров.
2.
Навыки решения примеров.
3.
Навыки применения формул во время решения примеров.
Оценочное тестирование
Тестирование № 1
1.
a)
b)
c)
d)
Когда появились первые «абакусы»?
Во втором тысячелетии до н.э.;
В третьем тысячелетии до н.э.;
В пятом тысячелетии до н.э.;
Более четырех тысяч лет назад.
2. Что такое «Ментальная арифметика.Начало»?
a)
Математика на счётах;
b)
Программа, направленная на развитие умственных способностей и
творческого потенциала, с помощью вычисления на японских счетах;
c)
Программа, направленная на развитие математических способностей;
d)
Программа, направленная на развитие мелкой моторики пальцев рук.
3.
a)
b)
Какова цель ментальной арифметики?
Развитие скорого устного счета;
Развитие памяти и воображения;
17
c)
d)
Увеличение скорости обработки информации;
Все варианты верны.
4. Какие материалы для занятий будут необходимы обучающимся?
a)
Счёты, карандаш, доска, экран;
b)
Счёты, карандаш, доска, компьютер;
c)
Поурочный план, счёты, компьютер;
d)
Счёты, компьютер, монитор/проектор, доска.
Тестирование № 2
1.
a)
b)
c)
d)
Из чего состоит абакус?
Рамка, перекладина, косточки;
Планка, косточки, перекладина, рамка;
Рамка, струны, косточки, разделительная полоса;
Косточки «Земные» и «Небесные», рамка, планка, спицы.
2.
Каким пальцем нужно правильно поднимать нижние косточки на
абакусе?
a)
Большим пальцем;
b)
Средним пальцем;
c)
Указательным пальцем;
d)
В зависимости от ситуации, каким удобно.
3.
Каким пальцем нужно правильно опускать нижние косточки на
абакусе?
a)
Большим пальцем;
b)
Средним пальцем;
c)
Указательным пальцем;
d)
В зависимости от ситуации, каким удобно.
4.
a)
b)
c)
d)
удобно.
Где на абакусе расположен разряд единиц?
Косточки в среднем ряду;
Косточки в крайнем правом ряду;
Косточки в крайнем левом ряду;
Не имеет значения, обучающийся сам выбирает расположение, как ему
5.
На каком занятии по ментальной арифметике применяют технику
рисования обеими руками?
a)
На первом занятии;
18
b)
c)
d)
На втором занятии;
На четвертом занятии;
На шестом занятии.
6.
a)
b)
c)
d)
Как правильно выполнять счет с двузначными числами?
Десятки и единицы двигаем левой рукой;
Десятки и единицы двигаем правой рукой;
В зависимости от действия, как удобно;
Десятки двигаем левой рукой, а единицы правой рукой.
Тестирование № 3
1.
Как на абакусе выполнить действие «+5» при помощи
дополнительных формул?
a)
Одновременно поднять нижнюю косточку в ряду десятков и верхнюю
косточку в ряду единиц;
b)
Одновременно опустить нижнюю косточку в ряду десятков и верхнюю
косточку в ряду единиц;
c)
Поднять нижнюю косточку в ряду десятков и опустить верхнюю
косточку в ряду единиц;
d)
Опустить нижнюю косточку в ряду десятков и поднять верхнюю
косточку в ряду единиц.
2.
Посчитайте на счётах пример «+61-53+34+14-48+28+32+12-65-13» и
выберите правильный ответ.
a)
2;
b)
20;
c)
32;
d)
36.
3.
Посчитайте на счётах пример «+89-27-23+54-24+17-19-38+54-15» и
выберите правильный ответ.
a)
32;
b)
46;
c)
58;
d)
68.
4.
a)
b)
c)
При помощи чего обучающиеся выполняют домашние задания?
Тренажера и Плана уроков;
Плана уроков, тренажера, абакуса;
Тренажера, Сборника примеров, абакуса;
19
d)
Сборника примеров, абакуса, Плана уроков.
5.
a)
b)
c)
d)
Какие виды игр важны на занятиях ментальной арифметикой?
Все виды игр;
Ролевые игры;
Подвижные игры;
Игры на воображение.
6.
Выполните действие на счётах «+96-15-71+44-20+69-22-10-40-2» и
выберите правильный ответ.
a)
12;
b)
29;
c)
31;
d)
42.
7.
Выполните действие на счётах «+464-156-171+480+673-775-391-835+602» и выберите правильный ответ.
a)
573;
b)
583;
c)
681;
d)
683.
20