Игра Го. Общая подготовка

Муниципальное автономное нетиповое
образовательное учреждение
«Городской дворец творчества»
РАССМОТРЕНО
педагогическим советом
МАНОУ «ГДТ»
протокол №1 от 29.08.2025

УТВЕРЖДЕНО
приказом врио директора МАНОУ «ГДТ»
от 29.08.2025 № 233-од
__________________ Л.К. Габышева

Игра Го. Общая подготовка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей от 9 до 16 лет, срок реализации – 1 год
физкультурно-спортивная направленность

Автор - составитель:
Бабицкая Анна Антоновна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории

Екатеринбург, 2025
1

Пояснительная записка
Го — логическая настольная игра с глубоким стратегическим содержанием,
возникшая в Древнем Китае. До XIX века культивировалась исключительно в
Восточной Азии, в XX веке распространилась по всему миру. По общему числу
игроков — одна из самых распространённых настольных игр в мире. Входит в
число пяти базовых дисциплин Всемирных интеллектуальных игр.
Осваивая игру Го, ребенок может развить у себя творческие способности,
способность счета, логических построений, гибкость мышления и его
вариативность, пространственное воображение, самодисциплину, получит опыт
разрешения конфликтных ситуаций. Игра Го обогащает и раскрывает потенциал
для интеллектуального и личностного роста, дает возможности приобрести
особенные навыки для осуществления многих жизненных целей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игра
Го. Общая подготовка», имеет физкультурно-спортивную направленность и
построена в соответствии с базовым уровнем сложности.
Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (с изменениями);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р (с
изменениями));
4. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (с изменениями);
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
2

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
10. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (с изменениями);
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом (с изменениями и дополнениями);
12. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N 761ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического
воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года»;
13. Устав и иные локальные нормативные акты МАНОУ «ГДТ».
Актуальность.
Принципы игры Го находят свое применение в политике, в бизнесе и в
повседневности, тем самым делая игру универсальным инструментом развития
личности. Как в Го, так и в жизни, победителем будет тот, кто мудро просчитывает
наперед и находит нужные моменты для рывка к чему-то новому и для укрепления
уже имеющегося. А критическое отношение к недостаткам своего характера или
мышления, проявившимся в игре, может помочь исправить их в жизни.
Также своевременность и актуальность данной игры продиктована развитием
современного информационного общества, заключающегося в формировании
информационной и технической культуры молодого поколения, вступающего в
жизнь, и ориентирована, прежде всего, на развитие мыслительных способностей
человека: логического мышления, счетных способностей, воображения, внимания,
памяти. В тоже время, программа прививает навыки творческого сотрудничества,
социального взаимодействия.
Занимаясь игрой Го, воспитанники приобретают устойчивые адаптивные
качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими
умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение
достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм.
Программа «Игра Го. Общая подготовка» ориентирована на запрос общества:
потребности родителей и обучающихся. Программа способствует гармоничному
развитию личности, активизирует индивидуальные особенности ребенка,
формирует и развивает интеллектуальные способности у детей.
Программа «Игра Го. Общая подготовка» отражает приоритеты Стратегии
государственной культурной политики, и направлена на создание условий для
воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе
духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации и возможности
для самореализации и развития талантов.
Программа ориентирована на решение одной из основных задач реализации
направления стратегии социально-экономического развития Свердловской области
на 2016 – 2030 года – создание комфортной среды для жизни жителей
3

Свердловской области, что реализуется через создание условий для развития
интеллектуального потенциала населения.
Отличительная особенность программы.
Данная образовательная программа разработана на основе методических
материалов Е.Л. Панюкова («Игра Го. Основы», г. Челябинск), В.Е. Санкина
(«Игра Го. Начало», г. Москва), а также личного игрового и педагогического опыта
автора.
Учащиеся проходят обучение по принципу постепенного усложнения
материала, развивая умения и знания не только в самой игре Го, но и знакомятся с
культурными традициями стран Востока.
Программа является составной частью комплекса дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной
направленности, реализуемых в объединении «Игра Го» МАНОУ «ГДТ».
Педагогическая целесообразность.
Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого
члена коллектива и достичь комфортных условий для интеллектуальной и
творческой самореализации. Она предоставляет возможность, помимо получения
базовых знаний, эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного
человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в
окружающей среде, позитивному самоопределению. Происходит осознанное
приобретение знаний, навыков самостоятельной деятельности и умения
интеллектуально и творчески работать.
Адресат программы.
Программа ориентирована на возраст обучающихся от 9 до 16 лет,
разработана с учётом психофизиологических особенностей данных возрастных
категорий.
Возрастные особенности обучающихся.
Возрастные рамки младшего школьного возраста – от 7 до 10 лет. Ведущей
деятельностью у младших школьников является учебно-познавательная
деятельность. Ребенка надо научить учиться: выделять и удерживать учебную
задачу, самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач;
владеть и пользоваться разными формами обобщения, в том числе теоретическими;
уметь участвовать в коллективных видах деятельности. Процесс учения должен
быть построен так, чтобы его мотив был связан с содержанием предмета усвоения.
Возрастные границы подросткового возраста - от 11 до 14 лет. Основной
особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения,
затрагивающие все стороны развития.
11-13 лет – происходит формирование нового уровня мышления, логической
памяти, избирательного, устойчивого внимания. Ломаются и перестраиваются все
прежние отношения ребенка к миру и к самому себе, развиваются процессы
самосознания, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой
4

школьник начинает свою самостоятельную жизнь. Наряду с учебной
деятельностью проявляется мощная потребность в интимно-личностном общении.
Функцию контроля деятельности выполняют эмоции. Идет мыслимое и
воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни.
Основное новообразование этого периода – социальное сознание, перенесенное во
внутренний план мышления.
В возрасте 13-14 достаточно развит уровень рефлексии, устойчивая
самооценка и осознанное формирование элементов мировоззрения. Центральное
новообразование этого возраста – возникновение представления о себе «не как о
ребенке»; подросток начинает чувствовать себя взрослым, растет потребность в
признании его внешней, социальной, интеллектуальной взрослости окружающими.
Интеллектуальная взрослость выражается в стремлении что-то знать и уметь понастоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание
которой выходит за рамки дополнительной общеобразовательной программы.
Значительный объем знаний у подростков – результат самостоятельной работы.
Учение приобретает у таких обучающихся личный смысл и превращается в
самообразование. Эмоции имеют важное значение, но всё больше «включается»
голова.
В возрастной группе 15–16 лет старшие подростки проходят значимые этапы
взросления, включающие завершение формирования лобных долей головного
мозга и улучшение когнитивных функций, активную самоидентификацию с
определением личных ценностей, целей и жизненных ориентиров, стремление
занять позицию взрослого члена общества и активное участие в общественной
жизни школы и внешкольных мероприятиях. Важно поддерживать
индивидуализацию учебного процесса, вовлекая подростков в проекты и
мероприятия,
способствующие
профессиональному
ориентированию
и
личностному развитию.
Формы и методы обучения, предусмотренные программой, применяются в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Принципы формирования учебных групп. На обучение по программе
принимаются дети, прошедшие обучение по программе «Игра Го. Основы»,
владеющие базовыми техническими приемами и представлениями о
стратегических основах игры Го.
Срок освоения программы.
Общий
объем
часов
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе «Игра Го. Общая подготовка» составляет 144 часа.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 36 недель.
Режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 10
минут. Продолжительность одного академического часа 40 мин. Общее количество
часов в неделю – 4 часа.
5

Организация образовательного процесса.
Программа имеет традиционную модель освоения содержания в течение 1
года обучения.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа состоит
из одного образовательного раздела – «Игра Го. Общая подготовка»: изучение
различных техник и стратегии игры Го. И реализуется в рамках традиционной
модели организации образовательного процесса.
Помимо непосредственного практического изучения основ игры Го,
содержание обучения включает в себя соревнования и турниры, тренинги и игры,
направленные на развитие коммуникативных навыков, памяти и фантазии.
Проводятся беседы об истории игры Го, известных спортсменах.
Программа нацелена на то, чтобы ребёнок развивал интеллектуальные
способности, волевые качества, гибкость мышления,
получил навыки
коллективного общения и командной работы, общие этические нормы.
Методы обучения.
В основе преподавания используются методы, направленные на развитие
интеллектуальных способностей детей с учётом их индивидуальных возможностей:
 объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых,
дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
 репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания
и освоенные способы деятельности);
 метод анализа и сравнения (при освоении материала занятия, обучающиеся
должны научиться анализировать сыгранные партии, находить логические связи
между решениями и последствиями);
 мозговой штурм (поиск вариантов решения проблемной ситуации в партии);
 практический метод (игра, тренинги, упражнения, творческие задания).
Форма обучения: очная, а также обучение возможно с применением
дистанционных технологий и электронного обучения на платформах: OGS,
Youtube, Яндекс, Вконтакте. Программа включает такие формы работы:
– индивидуально-групповая;
– групповая;
– фронтальная.
Виды занятий: групповые учебно-тренировочные занятия, беседы,
самостоятельная работа, открытые занятия, участие в соревнованиях.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: беседа, итоговая аттестация, итоговый турнир,
открытое занятие.
Работа с родителями.
Родители являются важными участниками образовательного процесса.
Программа
предполагает
вовлечение
родителей
в
совместную
и
взаимодополняющую воспитывающую и учебную деятельность.
Формы работы с родителями:
6

1. Групповые формы:
1) Совместное участие в соревнованиях. В течение года возможно
проведение совместных соревнований для детей и их родителей. Это могут быть
личные соревнования, либо командные в зависимости от состава участников.
Совместные мероприятия укрепляют семейные связи, создают атмосферу
общности интересов и эмоциональной поддержки.
2) День открытых дверей. Это способ познакомить родителей с содержанием,
методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности.
3) Родительское собрание. На собрании обсуждаются проблемы жизни
объединения и родительского коллектива. Педагог направляет деятельность
родителей в процессе его подготовки. Это взаимный обмен мнениями, идеями,
совместный поиск.
2. Индивидуальные формы:
1) Индивидуальная консультация. Эта форма самая распространенная и
эффективная. На индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно
рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат.
Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при
встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих
родителей.
2) Анкетирование, диагностика. Проводится для выяснения запросов
родителей, удовлетворенность работой педагога, объединения, учреждения.
Заполненные анкеты должны храниться в течение учебного года. Затем они
утилизируются, а обобщенные результаты педагог хранит как минимум в течение 5
лет (межаттестационный период). Письменные отзывы родителей о деятельности
педагога составляются, как правило, в свободной форме, хранятся у педагога в
папке достижений или портфолио.
В течение учебного года родители также оказывают посильную помощь в
процессе подготовки к различным соревнованиям и мероприятиям.
Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы.
Цель программы - развитие интеллектуальных способностей
обучающихся через игру в Го, формирование гибкого мышления и творческих
навыков, расширение общего кругозора.
Задачи программы.
Образовательные:
–
совершенствовать представления о стратегических и тактических основах
игры Го;
–
совершенствовать навыки применения базовых технических приемов;
–
совершенствовать базовую технику середины игры;
–
познакомить с традиционными восточными настольными играми.
7

Развивающие:
–
развивать у обучающихся логическое мышление, воображение, память;
–
развивать тактическое и стратегическое мышление;
–
развивать кругозор и познавательную активность;
–
формировать у обучающихся личностную мотивацию освоения стратегии и
тактики игры Го;
–
формировать способность принимать игровую задачу, планировать её
реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение.
Воспитательные:
–
побуждать обучающихся к самореализации личности;
–
воспитывать
ответственность,
самостоятельность,
организованность,
усидчивость, трудолюбие, аккуратность, целеустремленность;
–
развивать у обучающихся волевые качества;
–
формировать навыки коллективного общения и командной работы, общие
этические нормы;
–
формировать чувство сопричастности к жизни клуба игры Го;
–
развивать ориентацию на моральные нормы Го и их соблюдение.
Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
Предметные:
Знание и применение стратегических и тактических принципов игры Го.
Знание и применение базовых технических приёмов игры Го. Умение решать
задачи и комбинации Го. По окончании обучения по данной программе
обучающиеся будут
знать:
 базовые понятия: дамэ, атари, сэнтэ, готэ, дзесэки, сэмэай, ханэ, накадэ,
хасами, ёсэ;
 принципы ведения партии в начальной, средней и заключительной стадии
игры;
 классические пословицы Го;
 живые и мертвые группы, живые и мертвые формы;
 от 8 до 12 вариантов розыгрыша угла (дзесэки);
 правила традиционных восточных настольных игр.





уметь:
выбирать направление для игры в начальной и средней стадии;
делать большие ходы в начале партии;
использовать пословицы Го в ситуациях ближней борьбы;
учитывать правила ведения сэмэай для успешной борьбы между группами;
8




использовать приём хасами и отвечать на него;
огораживать территорию, атаковать территорию противника.

Метапредметные:
 владение способами логического и пространственного мышления;
 умение формулировать и решать задачи;
 умение ставить проблемы и находить способы их решения, в том числе
альтернативные;
 умение анализировать, разбирать партии;
 способность схематизации (чтение схем игры и составление их);
 способность представлять информацию в знаковой форме (понимание
обозначений, основных терминов, ходов в игре);
 умение представлять информацию и продукт собственной деятельности в
символической форме (работа на гобане в процессе игры);
 умение отбирать и анализировать необходимую информацию.
Личностные:
 осознание себя членом коллектива клуба игры Го;
 чувство гордости и сопричастности к жизни клуба игры Го;
 осознанное выполнение правил поведения в различных образовательных
ситуациях, публичных выступлениях;
 владение культурой общения со сверстниками и взрослыми, следование
общепринятым правилам и нормам поведения;
 осознание себя гражданином страны, ответственным за её будущее;
 уважительное отношение к истории страны, её прошлому и современным
достижениям;
 организованность, ответственность, целеустремленность;
 самостоятельность и инициативность;
 умение прогнозировать ход событий, критическая оценка ситуаций;
 способность согласовывать свои стремления со своими умениями.
Календарный учебный график

п/п
1
2
3
4
5
6
7

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель I полугодия
Недель II полугодия
Дата начала обучения
9

36 недель
72
4
144
15
21
15 сентября

8
9
10

Праздничные нерабочие дни
Выходные
Окончание учебного года

31 декабря - 8 января
4.11, 23.02.,01.05., 09.05.
31 мая

Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН НА 1 ГОД
п/п

Название раздела

Количество часов
(теория/практика)

1

Вводное занятие.
Инструктаж по
технике безопасности

2 (2/0)

2

Начало партии

28 (14/14)

3

Техника середины
игры

72 (35/37)

4

Завершающая стадия
игры

12 (6/6)

5

Познавательная часть

24 (14/10)

6

Отработка на практике и
18 (0/18)
повторение
пройденного материала
Итого за год обучения: 144 часа

Формы
аттестации/контроля
Беседа, опрос

Опрос, решение задач
Опрос, решение задач
Опрос, решение задач
Беседа, опрос
Решение задач, тест,
турнир

Всего по программе: 144 часа

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
10

Из них:

№
п/п

Наименование разделов
и тем

Кол-во
часов

теория

1.

Вводное занятие.
Инструктаж по
технике безопасности
Начало партии
Основы фусэки
Дзёсэки (розыгрыш
углов)
Техника середины
игры
База группы
Жизнь и смерть групп
Сэмэай — борьба групп
Хасами
Пословицы Го
Завершающая стадия
игры

2

2

2.
2.1
2.2
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4.
5.
5.1
5.2
5.3
6.

Познавательная часть
История игры Го
Учебно-познавательные
фильмы
Традиционные
восточные настольные
игры
Отработка
на
практике и повторение
пройденного
материала
Всего часов:

12
16

6
8

практика

6
8

10
12
8
8
22
12

5
6
4
4
10
6

5
6
4
4
12
6

4
10

4
5

5

10

5

5

18

18

144

65

Формы
аттестации /
контроля
Беседа,
опрос
Опрос,
решение
задач
Опрос,
решение
задач

Опрос,
решение
задач
Беседа,
опрос

Решение
задач, тест,
турнир

79

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
Теория. Введение. Повторение пройденного материала на втором году
обучения, обсуждение планов работы на новый учебный год. Повторение
основных правил поведения во время игры Го.
2. Начало партии
2.1. Основы фусэки
Теория. Повторение тем «Свойства угловых точек», «Большие ходы в начале
11

партии». Принцип «Играй там, где наиболее пустая область».
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
2.2. Дзёсэки (розыгрыш углов)
Теория. Основные дзёсэки пункта 4-4, дзёсэки пункта 4-3, дзёсэки пункта 3-3.
Ключевые идеи дзёсэки.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
3. Техника середины игры
3.1. База группы
Теория. Повторение темы «База группы». Техника построения базы группы.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
3.2. Жизнь и смерть групп
Теория. Повторение тем: «Виды ложных глаз», «Формы накадэ», «Удар
внутрь глазной формы».
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
3.3. Сэмэай — борьба групп
Теория. Правила ведения сэмэай.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
3.4. Хасами
Теория. Понятие «хасами». Принципы применения хасами. Ответы на хасами.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
3.5. Пословицы Го
Теория. Классические пословицы Го: «шесть умирают, восемь живут»,
«четыре умирают, шесть живут», «форма пчелиные соты жива», «ханэ несет
смерть», «в симметричных позициях играй в центр симметрии», «середина трех
камней — критический пункт», «не строй пустые треугольники», «бей по талии
кэйма», «странные вещи случаются в пункте 1-2», «не строй плотные группы»,
«против двух камней играй ханэ».
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.
4. Завершающая стадия игры
Теория. Ёсэ - завершающая стадия
Последовательность ходов в ёсэ.
Практика. Решение задач, игра на доске 19х19.

игры.

Виды

ёсэ-ходов.

5. Познавательная часть
5.1. История игры Го
Теория. История и развитие Го в восточных странах, история и развитие Го в
мире. Известные профессиональные игроки.
12

5.2. Учебно-познавательные фильмы
Теория. Просмотр мультфильмов, посвященных игре Го, обучающих видео
Российской Федерации Го.
Практика. Обсуждение просмотренного материала.
5.3. Традиционные восточные настольные игры
Теория. Правила классических восточных игр: рэндзю, гомоку, добуцу сёги,
сугороку и др.
Практика. Игра в традиционные восточные настольные игры.
6. Отработка на практике и повторение пройденного материала
Практика. Решение задач на повторение изученного материала, тест.
Турниры на доске 19х19. Анализы партий. Сеансы одновременной игры.
Организационно - педагогические условия.
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
Для организации образовательного процесса и успешной реализации
программы необходимо:
 кабинет для занятий;
 столы;
 стулья;
 шкафы для хранения оборудования;
 комплекты – наборы для занятий игры в Го (игровые камни, доски 13х13,
доски 19х19);
 демонстрационная доска и демонстрационные камни;
 проектор.
Кадровые
обеспечение
программы:
педагоги
дополнительного
образования,
имеющим
профессиональное
образование
в
области,
соответствующей профилю программы, и постоянно повышающим уровень
профессионального мастерства, рейтинг в Российской Федерации Го не ниже 1400
(2 спортивный разряд).






Методические материалы:
Книги по теории игры Го.
Сборники задач.
Сборники партий.
Подборки обучающих и художественных фильмов.
Контрольно-оценочные материалы.
13

Информационное обеспечение: аудио-, видео-, интернет источники.
Группа в социальной сети Вконтакте является сетевым ресурсом, группа на
игровом сервере OGS является площадкой для организации электронного обучения.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
С
целью
определения
уровня
освоения
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы, а также для повышения
эффективности и улучшения качества образовательного процесса проводится
педагогический мониторинг в течение всего периода обучения. Педагогический
мониторинг включает три этапа диагностики: первичный, промежуточный и
итоговый. Результаты педагогического мониторинга фиксируются в сводных
таблицах.
Формы аттестации/контроля и оценки, позволяющие определить
достижение обучающимися планируемых результатов по программе:
 беседа, опрос;
 практическая работа;
 тестовые работы;
 участие в турнирах.
Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в
начале и в конце учебного года. Для оценки качества личностных и
метапредметных
результатов
освоения
обучающимися
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Игра Го. Общая подготовка»
разработаны следующие критерии: взаимодействие в команде (умение
обучающегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном
решении задач); познавательная активность (желание обучаться, узнавать новое,
работать с информацией); ответственность (проявляется при выполнении
функциональных заданий, известных, повторяющихся); социальная идентичность
(индивидуальное чувство принадлежности к творческому объединению,
образовательному учреждению своей стране. Убежденность в собственной
значимости для развития среды, к которой принадлежит сам ребенок). Способы
обработки и интерпретации результатов в Приложении № 1.
Критерии оценки предметных результатов освоения программы:
 знание стратегических и тактических основ игры Го;
 знание технических приёмов («сеть», «защёлка», «лестница», двойное атари);
 знание основных дзёсэки;
 знание живых и мертвых групп;
 умение защищать свои камни и захватывать камни противника;
 умение огораживать территорию и атаковать территорию противника;
 умение подвести итоги партии и определить победителя.
Все достижения демонстрируются учащимися во время проведения соревнований,
которые проводятся в течение учебного года. Работа учащихся оценивается
педагогами.
Виды и формы контроля
14

В процессе обучения применяются текущий, промежуточный контроль и
итоговая аттестация.
В качестве форм текущего контроля может использоваться решение
практических и теоретических задач. Промежуточная аттестация проводится в
форме проверочных занятий и турниров.
Основным механизмом выявления результатов воспитания является
педагогическое наблюдение:
 активность участия во всех проводимых МАНОУ «ГДТ» мероприятиях;
 позиционирование себя членом клуба Игры Го МАНОУ «ГДТ»;
 самоконтроль и уверенность в поведении и деятельности;
 привлечение к занятиям других детей;
 умение позитивно взаимодействовать в паре, группе, команде;
 участие в социально-значимых мероприятиях и акциях;
 вежливость, доброжелательность, бесконфликтность поведения.
Оценочными материалами для отслеживания предметных результатов
служат:

тестовые задания, которые состоят из задач на темы, пройденные за
полугодие. По каждой задаче ставится оценка «+» или «-». (Приложение № 2,
приложение № 3);

участие в соревнованиях.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончанию
обучения по программе, с целью выявления уровня развития способностей и
личностных качеств ребенка, и их соответствия прогнозируемым результатам
дополнительной общеобразовательной программы, в следующих в формах:
итоговая тестовая работа, участие в соревнованиях.

15

Список литературы для педагога
1.Кенсаку Сегое. Го в пословицах и поговорках. / Калининград 1990. - 231с.
2. Панюков Е.Л. Методическое пособие «Задачники для начинающих»
/Челябинск 2018. - 480 с.
3.Панюков Е.Л. Программа «Игра Го. Основы» /Челябинск 2020. - 35 с.
4.Санкин В.Е. программа «Игра Го. Начало» /Москва 2020. - 22 с.
5.Шикшин В.Д. Цумэ-го. Теория и практика /В.Д. Шикшин. – Казань. 2006. 195 с.
6.Bozulich Richard. Get strong at tesuji/ Kiseido, 1996. -180 c.
7.Bozulich Richard. Get strong at endgame/ Kiseido, 1996. -180 c.
8.Bozulich Richard. Get strong at invasion/ Kiseido, 1996. -180 c.
9.Bozulich Richard. Making Good Shape/ Kiseido, 2002. -201c.
10.
Bozulich Richard. 501 opening problem/ Kiseido, 2002. -252c.
11.
Kano Yoshinori. Graded Go problems for beginners. Volume One/ The
Nihon Kiin, 1990/ -198 c.
12.
Kano Yoshinori. Graded Go problems for beginners. Volume Two/ The
Nihon Kiin, 1990/ -190 c.
13.
Kano Yoshinori. Graded Go problems for beginners. Volume Three / The
Nihon Kiin, 1990/ -196 c.
14.
Kano Yoshinori. Graded Go problems for beginners. Volume Four/ The
Nihon Kiin, 1990/ -195 c.
15.
Lee Jae-Hwan. Joseki Jeongseok Compass/ Badukpopia, 2008. -167c.
16.
Lee Jae-Hwan. Essential Life& death. Volume 1/ Badukpopia, 2008. 168c.
17.
Lee Jae-Hwan. Essential Life& death. Volume 2/ Badukpopia, 2008. -168c.
18.
Lee Jae-Hwan. Essential Life& death. Volume 3/ Badukpopia, 2008. -168c.
19.
Lee Jae-Hwan. Essential Life& death. Volume 4/ Badukpopia, 2008. -168c.
Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей
1. Кенсаку Сегое. Го в пословицах и поговорках. / Калининград 1990. - 231с.
2. Кожунков А.В. Научитесь играть в Го! М.: Онлайн принт, 2020. 264 с.
3. Панюков Е.Л. Методическое пособие «Задачники для начинающих» /Челябинск
2018. - 480 с.
Ресурсы удаленного доступа
1.Игровой сервер OGS. Правила игры Го, задачи, дзёсэки [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://online-go.com/
2.Канал Российской Федерации Го. Леции. Разборы партий. Обзоры
турниров.
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
https://www.youtube.com/@GofederationRu

16

Сведения о педагогах
Бутырских Анна Антоновна – педагог дополнительного образования
по игре Го МАНОУ «ГДТ»
Первая квалификационная категория педагога дополнительного
образования, стажработы – 4 года.
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Игра Го. Общая подготовка» ориентирована на обучающихся в возрасте
от 9 до 16 лет и рассчитана на 1 год обучения.
Цель программы - развитие интеллектуальных способностей
обучающихся через игру Го.
Программа развивает качества личности, способной самостоятельно
планировать и реализовывать эффективную деятельность, осуществлять ее
контроль и коррекцию, проявляет интеллектуальную, творческую и
познавательную активности, готовность к продуктивному взаимодействию.
Распределение учебных часов выглядит следующим образом: занятия
проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.

17

Приложение № 1
Методические рекомендации к программе
В данном материале описаны критерии и показатели для оценки
личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Игра
Го. Общая подготовка», а также способы обработки и интерпретации
результатов.
В таблице обозначается проявление или не проявление показателей
критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося, на
развитие которых направлена программа.
Применяемые методы оценки: педагогическое наблюдение,
анкетирование, беседа, анализ решения задач и участия в турнирах.
Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных
результатов обучающихся

18

№

Критерии

Показатели

1

Взаимодействие в
команде
Умение
учащегося
продуктивно
общаться,
готовность
помочь при
коллективном
решении
творческих задач

1. Вступает во взаимодействие с детьми
(обучающимися)

2

3

4

2. Вступает во взаимодействие с
педагогом

3. Отстаивает свое мнение
аргументировано и спокойно
4. Оказывает помощь сверстникам при
выполнении какой-либо работы
5. Просит и принимает помощь
сверстников
Среднее арифметическое
Познавательная 1.Интересуется темой занятия, задает
активность
дополнительные вопросы педагогу по
Желание узнавать теме занятия/темы/программы
новое
2. Воспроизводит информацию по
итогам учебного занятия
3. Умеет вычленять главное из
полученной информации.
4. Охотно делится информацией по
итогам самостоятельной работы
5. Самостоятельно (без помощи
взрослого) выполняет дополнительные
(творческие) задания
Среднее арифметическое
Ответственность 1. Выполняет задания педагога в
Проявляется при указанный срок и без напоминания
выполнении
2. Своевременно приходит на занятие,
функциональных другие мероприятия
заданий,
3. Доводит начатую работу до конца
известных,
4. Адекватно реагирует на оценку
повторяющихся своего труда, полученного результата.
5. Выполняет взятые обязательства
Среднее арифметическое
Социальная
1. Принимает правила и традиции
идентичность
группы
Индивидуальное 2. Охотно (без давления педагога)
чувство
принимает участие в мероприятиях,
принадлежности важных для группы (конкурсах,
к творческому
фестивалях, социальных акциях)
19

Проявляетс
я /не
проявляется

5

6

объединению.
3. Предлагает свою помощь при
Убежденность в проведении важных для группы дел
собственной
(мероприятий)
значимости для 4. Положительно высказывается об
развития среды, к отношении к группе, Дворцу.
которой
5. Положительно оценивает свою роль
принадлежит сам и место в детском творческом
ребенок
коллективе.
Среднее арифметическое
Предметные
1.Знает принципы игры в начале и
знания
середине партии
2.Знает игровые понятия: дамэ, атари,
сэнтэ, готэ, дзесэки, сэмэай, ханэ,
накадэ, хасами, ёсэ
3.Знает технические приемы: «сеть»,
«защелка», двойное атари, «лесенка»
4.Знает варианты дзёсэки
5. Знает живые и мертвые группы,
живые и мертвые формы
Среднее арифметическое
Предметные
1.Умеет вести игровую партию
умения
2.Умеет защищать свои камни,
атаковать камни противника
3.Умеет огораживать свою территорию,
атаковать территорию противника
4.Применяет на практике технические
приёмы: «сеть», «защелка», двойное
атари, «лесенка»
5.Умеет правильно разыгрывать
дзёсэки
Среднее арифметическое
Для сопоставления и интерпретации полученных результатов
обучающихся, выявления степени достижения качества образования
применяется интервальная Шкала (процесс приравнивания свойствам,
объектам, характеристикам чисел по определенным правилам, чтобы в
отношениях чисел отображались отношения характеристик, подлежащих к
измерению), которая служит для фиксации количественной оценки
результата обучающихся. Принята 100-бальная шкала, на которой
определены 4 интервала, которые соответствуют:
высокому
уровню
результатов
освоения
дополнительной
общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и характеризуются
сформированностью и закрепленностью в деятельности обучающихся
ценностных ориентаций; осознанный, целенаправленный характер
20

деятельности (уровень мотивации); умению создавать новые правила, новые
творческие продукты, алгоритмы действий в непредвиденных (новых)
ситуациях, условиях.
средний уровень от 60 до 79 баллов характеризуется осознанностью
желания
заниматься
экспериментальной
деятельностью,
умением
самостоятельно воспроизводить и применять информацию в ранее
рассмотренных типовых ситуациях, при этом действия обучающегося
расценивается как репродуктивные; осознанностью своей роли и
ответственности за результаты работы группы, готовностью выполнять
различную работу для пользы команды.
низкий уровень от 40 до 59 баллов (минимальный предел, ниже
которого качество результатов освоения программы недопустимо!)
характеризуется умением обучающегося выполнять учебную деятельность,
опираясь на описание действия, подсказку, намек; обучающийся знает о
ценности коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет неосознанный уровень
(интерес или потребность) к занятиям деятельностью по программе.
недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется
отсутствием опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом
признавать значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом
и другими детьми, желанием работать только индивидуально и обыгрывать
всех.
На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о
корректировке
содержательной
части
программы,
методического
обеспечения программы и применяемых технологий и форм работы.

21

Приложение № 2
Тестовая работа на темы, изученные в течение года.
1
2
3
4
5

1

2
3
4
5

1. Термины игры.
Что обозначает термин
«дамэ»?
Что обозначает термин
«атари»?
Что обозначает термин
«сэмэай»?
База группы — это...?

А) Свободный пункт
Б) Занятый пункт
А) Группа камней с одним дамэ
Б) Группа камней без глаз
А) Приём жертва камня
Б) Борьба групп
А) Пространство, где можно построить
глаза
Б) Заготовка на большую территорию
В какой стадии игры А) В конце партии
обычно строят симари? Б) В начале партии

2. Правила игры.
Расположите действия
при завершении игры в
правильной
последовательности
Если
противник
пробил ко-борьбу, то…
Найти верный ответ:
«Во время партии
запрещается…»
Если противник сказал
«пас», нужно…
Если
оба
игрока
сказали «пас», и партия
завершилась, может ли
игрок захватить камни,
если увидел такую
возможность?

А) Сказать «пас»
Б) Снять пленные камни
В) Закрыть нейтральный пункты
Г) Подсчитать очки
Д) Выставить пленные камни на
территорию противника
А) Необходимо искать ко-угрозу
Б) Пробить камень в ко-борьбе обратно
А) Пользоваться мобильными устройствами
Б) Записывать ходы противника и показания
часов
А) Обязательно ответить «пас»
Б) Подумать и сделать ход
А) Да, это разрешено
Б) Нет, это запрещено

22

3. Основные тактические приемы (ход чёрных)
Захватите отмеченные камни белых.
1. «Лесенка».
2. «Сеть»
3. «Защёлка»

4. Оиотоси.

5. Серия атари.

6. Как напасть
на белый камень?
a

b

4. Статус группы. Группа белых живая или мёртвая?
1
2
3

4

5

6

5. Задачи на жизнь и смерть групп в один ход (ход чёрных)

1

4

2

3

6

5

23

Приложение № 3
Оценочный лист к дополнительной общеобразовательной
программе «Игра Го. Общая подготовка».
№ п/п Критерии

Степень выраженности

Баллы

1

- Не знание основных
изученных правил и
терминов,
отсутствие интереса к
программе

0

- Знание теории го (5-6
правильных ответов теста)

1

- Знание теории го (7-8
правильных ответов теста)

2

- Знание теории го (9-10
правильных ответов теста)

3

Знание
теоретических основ
игры (основные
термины и правила)

2

Знание основных
-Не знание или не понимание
принципов и
технических приёмов изученного материала
игры
- Необходимость в
подсказках,
репродуктивный уровень
усвоения материала.

3

Правильное решение
контрольных задач

0
1

- Допускается знание и
выполнение основных
принципов и приёмов с
помощью педагога

2

- Знание основных
технических приёмов и
правил в игре го, умение
применять на практике
- Не может решить ни одной
задачи
- Решает 1-2 задачи из 6
- Решает 3-4 задачи из 6
- Решает 5-6 задачи из 6

3

0
1
2
3

Если обучающийся набрал 0-3 баллов, он освоил образовательную
программу первого года обучения на достаточном уровне.
Если обучающийся набрал 4-6 баллов, он освоил образовательную
программу первого года обучения на среднем уровне.
24

Если обучающийся набрал 7-9 баллов, он освоил образовательную
программу первого года обучения на высоком уровне.
Приложение № 4
Термины игры Го.
Атари – ситуация, когда у камней остаётся одно дамэ.
Глаз – один или несколько пунктов доски, со всех сторон окружённых
камнями одного игрока, составляющими одну или несколько групп.
Готэ – ход, на который не нужно отвечать. Потеря инициативы.
Дамэ или дыхание камня – соседний не занятый пункт доски,
соединённый с камнем линией.
Дзёсэки – стандартный розыгрыш угла, обычно одинаково выгодный
для обеих сторон.
Живая группа – группа камней, которая не может быть захвачена
противником. Группа, которая может построить или уже имеет два глаза.
Защёлка – приём захвата камней противника. Заключается в жертве
своего камня, за счёт которой для группы противника создаётся ситуация
нехватки дамэ.
Ёсэ – заключительная стадия партии.
Иккен-тоби – два камня одного цвета, расположенные на одной линии,
между которыми один пустой пункт (прыжок через один пункт).
Какари – ход, атакующий одинокий камень противника в углу.
Ко-борьба – позиция, в которой игроки могут попеременно
захватывать один камень в одних и тех же пунктах. Правило ко запрещает
повторение позиции, поэтому для повторного захвата камня в позиции ко
игрок должен сначала сделать какой-либо другой ход.
Коми – компенсация в очках за право первого хода.
Комоку – пункт на пересечении третьей и четвёртой линий доски,
считая от любого края.
Косуми – один из видов непрямого соединения, когда камень ставится
на соседний по диагонали пункт от камня своего цвета.
25

Кэйма – Расположение камней, соответствующее ходу лошади в
шахматах. Г-образный ход.
Лесенка – приём захвата камней противника. В результате применения
приёма получается конструкция из камней, напоминающая лестницу.
Мёртвая группа – группа камней, которая не может построить или не
имеет двух глаз.
Миаи – ситуация, в которой есть две равноценные возможности
продолжения игры.
Накадэ – «глазное пространство», пустые пункты внутри группы
камней одного цвета, которые потенциально могут быть превращены в два
глаза группы.
Нейтральный пункт – пункт доски, окружённый живыми камнями
разного цвета. Нейтральный пункт не относится и не может быть
присоединён к территории ни одного из игроков.
Непрерывное атари или оиотоси – ситуация, в которой не получается
избежать захвата камней, даже соединившись с другой группой камней.
Никкен-тоби – два камня одного цвета, расположенные на одной
линии, между которыми два пустых пункта (прыжок через два пункта).
Ноби – удлинение, ход вплотную к уже стоящему на доске камню
своего цвета.
Огэйма – расположение двух камней, соответствующее удлинённому
ходу коня в шахматах — один пункт в одном направлении и три пункта — в
перпендикулярном.
Сан-сан – пункт на пересечении третьих линий доски, считая от
любого края.
Сеть или гэта – один из приёмов захвата камней противника.
Симари – защита или развитие угла вторым камнем.
Сэки – позиция, в которой две группы разных игроков, не имеющие по
два глаза, тем не менее, не могут захватить одна другую, так как в случае
атаки группа атакующего игрока будет захвачена.
Сэмэай – локальная борьба двух групп, в результате которой выживает
только одна.

26

Сэнтэ – ход, на который противник обязательно должен ответить, в
противном случае он понесёт большие потери.
Территория – участок игрового поля, окружённый со всех сторон
живыми камнями одного цвета.
Ханэ – «обнимание», ход по диагонали вплотную к камню противника.
Хасами – ход, в результате которого одинокий камень противника
оказывается между двух камней, стоящих вдоль одной стороны по третьейчетвёртой линии, но не вплотную к ним. Хасами ограничивает
распространение противника по стороне.
Хоси – пункт, расположенный на пересечении четвёртых линий доски,
считая от любого края.
Цукэ – «прилипание», вход вплотную к камню противника.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».