Муниципальное автономное нетиповое
образовательное учреждение
«Городской дворец творчества»
РАССМОТРЕНО
педагогическим советом
МАНОУ «ГДТ»
протокол №1 от 29.08.2025
УТВЕРЖДЕНО
приказом врио директора МАНОУ «ГДТ»
от 29.08.2025 № 233-од
__________________ Л.К. Габышева
Клуб друзей хорошего настроения. Мастер театрализация игры.
Начало
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей от 9 до 18 лет, срок реализации – 3,5 месяца,
социально-гуманитарная направленность
Автор-составитель:
Никитенко Юлия Сергеевна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Екатеринбург
2025
1
Пояснительная записка
В настоящее время общество нуждается в инициативных людях, имеющих
активную социальную позицию, обладающих творческим мышлением,
самостоятельным, гибким и нестереотипным. Нестандартное мышление,
оригинальный подход, новизна мысли – все это обязательные неотъемлемые
качества современного успешного человека. Познание в себе неповторимой
индивидуальности, уверенности помогает детям и подросткам в дальнейшем
достичь успеха в учебе, творчестве, работе. Формирование творчески активной
личности является одной из важнейших задач современной педагогической науки и
практики.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Клуб
друзей хорошего настроения. Театрализация игры.Начало», имеет социальногуманитарную направленность и построена в соответствии с продвинутым
уровнем сложности:
Актуальность.
Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (с изменениями);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р (с
изменениями));
4. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (с изменениями);
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
2
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
10. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (с изменениями);
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом (с изменениями и дополнениями);
12. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N 761ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического
воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года»;
13. Устав и иные локальные нормативные акты МАНОУ «ГДТ».
В настоящее время важным элементом молодежной политики является работа
с лидерами общественных объединений. Актуальность дополнительной
образовательной программы опирается на необходимость подготовки молодежных
лидеров - организаторов деятельности детских общественных объединений на
современном этапе развития общества. Практика современного образования
показывает, что не всегда детям удаётся играть активные жизненные роли, столь
необходимые для успешной адаптации во взрослой жизни.
Дополнительная образовательная программа органично аккумулировала
научные разработки классиков педагогики и современные методики формирования
лидерских навыков в процессе коллективной работы и закрепления опыта решения
сложных задач при взаимодействии со сверстниками.
Отличительными особенностями данной программы от уже существующих
образовательных программ являются:
1. Продолжительное по времени и полное по объему и разнообразию получаемых
знаний обучение (рассчитана на 6 лет обучения);
2. Большое место в программе отводится занятиям ритмикой, пластикой, танцем,
что способствует развитию музыкальности детей, прививает им навыки
культурного поведения, развивает художественный вкус;
3. Сочетает учебный материал, практику и самостоятельную творческую
деятельность обучающихся, что даёт им возможность получить специальные
знания, умения и навыки организатора игровой деятельности - ведущего игровых и
шоу-программ.
Педагогическая целесообразность программы заключается в комплексном
подходе к подготовке обучающихся «новой формации», умеющих жить в
современных социально-экономических условиях: компетентных, мобильных, с
высокой культурой делового общения, готовых к принятию управленческих
решений, и умеющих эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами.
Основой учебной программы является игра. Её воспитательное значение
многообразно и позволяет исподволь решать поставленные задачи. Игра является
3
проявлением не только природной, но и социальной активности ребёнка. С одной
стороны, она дарит сиюминутное удовольствие, служит удовлетворению
назревших актуальных потребностей личности, с другой – направлена в будущее,
так как в ней либо моделируются какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются
свойства, качества, состояния, умения, способности, необходимые личности для
выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.
Адресат программы. Программа рассчитана на детей и подростков в
возрасте от 9 до 18 лет, что включает в себя три возрастных категории:
младший школьный возраст (9-10 лет)
средний школьный возраст (10-15 лет)
старший школьный возраст (15-18 лет)
Возрастные особенности обучающихся.
Возрастные особенности младшего школьного возраста (9-10 лет)
характеризуются готовностью и интересом к овладению новыми знаниями,
умениями и навыками. Для познавательной деятельности данной возрастной
категории характерна, прежде всего, эмоциональность восприятия. Находясь во
власти яркого факта; образы, возникающие на основе описания во время рассказа
педагога или чтения книжки, очень ярки. Образность проявляется и в
мыслительной деятельности детей. Они склонны понимать буквально переносное
значение слов, наполняя их конкретными образами. В эмоциональной жизни
изменяется содержательная сторона переживаний – их волнует главным образом то,
что связано с обучением. Его радует, что педагог и родители хвалят за успехи в
учебе; поэтому важно чувство радости от труда закрепить положительным
отношением. В младшем школьном возрасте закладываются основы таких
социальных чувств, как любовь к Родине, патриотизм.
Возраст от 10 до 15 лет считается переходным от детства к юности. Он
характеризуется общим подъёмом жизнедеятельности и глубокой перестройкой
всего организма: в своем развитии подросток уже «ушел» от детей, но еще не
«пристал» к взрослым. Период трудный как для самого подростка, так и для
окружающих его людей.
Подростковый период – наиболее благоприятный для развития творческого
мышления. Учитывая возможности этого периода, педагог на своих занятиях
постоянно предлагает своим воспитанникам решать проблемные задачи, сравнивать,
выделять главное, находить сходные и отличительные черты. Кроме того, принимая
во внимание то, что процесс обучения – это не только процесс усвоения знаний, но
и процесс воспитания личности, педагог постоянно обращает свое внимание на
формирование устойчивых нравственных идеалов, системы оценочных суждений,
моральных принципов обучающихся. Любая жизненная ситуация, конфликтные
моменты на соревнованиях или на обычных занятиях в коллективе служат поводом
для обсуждения, оценки, диалога педагога с воспитанником, что особенно важно
именно в этом возрасте, когда закладываются основы его нравственных и
социальных качеств. Похвала, выделение позитивных моментов в деятельности
подростка особенно важны, когда они совершаются в присутствии товарищей,
значимых для него людей.
4
Юношеский возраст (15—18 лет) - период расцвета всей умственной
деятельности и жизненного самоопределения. Потребность в значимых для
жизненного успеха знаний – одна из самых характерных черт нынешнего
старшеклассника. Формирование и поддержание устойчивого интереса к игровой
организаторской деятельности, раскрытие творческого потенциала воспитанника,
оказание помощи в выборе дальнейшего жизненного пути — вот основная задача
педагога на данном этапе.
Принципы формирования учебных групп. Группы формируются по 10 - 18
человек. Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные.
Срок освоения программы.
Общий объем часов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Клуб друзей хорошего настроения. Театрализация игры.Начало» – 60
часов.
Полное освоение программы – 3,5 месяца.
Режим занятий: Занятия проводятся:
1-6 год обучения – 2 раза в неделю по 1 и 2 академических часа 40 мин с
перерывом 10 минут.
Организация образовательного процесса.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Клуб
друзей хорошего настроения. Театрализация игры.Начало» организована по
принципу дифференциации и имеет 3 уровня сложности:
Стартовый (1 год обучения) - используются и реализуются общедоступные и
универсальные формы организации материала, минимальная сложность
предлагаемого для освоения содержания программы.
Базовый (2-4 год обучения) - используются и реализуются такие формы
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний
и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в
рамках содержательно-тематического направления программы.
Продвинутый (5-6 год обучения) - используются форм организации материала,
обеспечивающие доступ к сложным (узкоспециализированным) и нетривиальным
разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также
осуществляется углубленное изучение содержания программы и доступ к
околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательнотематического направления программы.
Методы обучения.
В основе преподавания используются методы, направленные на
формирование актёрских и игровых навыков детей с учётом их индивидуальных
возможностей.
По источнику изложения учебного материала:
1. Словесные: беседа, объяснение, рассказ, обсуждение дискуссия.
2. Наглядные: показ иллюстраций, показ педагогом приёмов исполнения
(изобразительные техники), работа по образцу.
5
3. Практические: тренировочные упражнения, самостоятельное выполнение
практических заданий.
По характеру учебно-познавательной деятельности используются:
1. Объяснительно - иллюстративные;
2. Репродуктивные;
3. Частично-поисковые методы.
Форма обучения.
Программа предполагает очную форму обучения. Также программа, в
зависимости от темы занятия, включает такие формы работы обучающихся, как:
Индивидуально- групповая;
Групповая.
Виды занятий:
1. Теоретические занятия в форме бесед, где раскрываются история и содержание
игр, классификация, правила, методика организации и проведения игрового
действия, методика разучивания массовых танцев и т.д.);
2. Практические занятия (разучивание игр и танцев, участие в игровых программах
в роли играющего или ведущего, выступления на массовых праздниках и т.д.);
3. Самостоятельную работу (изучение специальной литературы, подбор игр по теме,
создание новых игр, разработка сценариев игровых программ, разработка
интеллектуально-творческих игр и т.д.);
4. Учебную практику (участие в игровых и массовых праздниках, проведение
игровых программ в своих школах, на городских площадках, лагерях отдыха,
участие в творческих встречах, конкурсах и фестивалях игровых коллективов);
5. Фестивальную практику (участие в составе группы на Городских,
Межрегиональных и Всероссийских фестивалях игровых коллективов);
6. Индивидуальные занятия (помощь в освоении учебного материала, работа над
ролью, разработка авторских игровых программ).
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: контроль и оценка качества подготовки
обучающихся проводятся в системе:
Работа с родителями.
Сотрудничество и общение с родителями является неотъемлемой частью в
реализации дополнительной общеобразовательной программы. Они помогают при
выполнении творческих заданий, становятся участниками и организаторами
внутриколлективных мероприятий, выступают сопровождающими на конкурсах.
В течение учебного года предусматривается проведение родительских
собраний, консультаций, открытых занятий, где можно наглядно проследить рост
обучающихся.
6
Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы.
Цель программы – развитие социально-значимых качеств обучающихся
средствами вовлечения их в игровую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с различными направлениями театра;
Познакомить с основами актерского мастерства, сценической речи;
Овладеть технологиями театрального искусства и технологиями творческого
самовыражения.
Развивающие:
Развивать у обучающихся интерес к актерскому мастерству как части
общечеловеческой культуры;
Развивать навыки сотрудничества;
Развивать личностные характеристики ребёнка: мобильность, динамичность,
толерантность, ответственность.
Воспитательные:
Формировать гражданскую идентичность;
Формировать умение осознания ответственности перед временным игровым
коллективом за свои действия.
Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Предметные:
Знают различные направления театра;
Знают основы актерского мастерства, сценической речи;
Знакомы с технологиями театрального искусства и технологиями творческого
самовыражения
Метапредметные:
Развит интерес к актерскому мастерству как части общечеловеческой культуры;
Развит навык сотрудничества;
Развиты личностные характеристики: мобильность, динамичность, толерантность,
ответственность
Личностные:
Сформировано чувство гражданской идентичности;
Сформировано умение осознания ответственности перед временным игровым
коллективом за свои действия;
Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы.
Учебный (тематический) план
№
Наименование разделов, тем
Всего
часов
В том числе
теория практика
7
Формы аттестации/
Контроля
1.
4.
Основы хореографической
лексики и пластической
композиции
Драматургия и художественное
оформление сюжетно-игровой
программы.
Музыкальное оформление
игровой программы
Дикция
5.
Логика речи
6.
Новогодние игры и работа на
новогодних праздниках.
7.
Актёрское мастерство
2.
3.
Итого:
8
1
7
Опрос,
Самостоятельная работа
Опрос,
Самостоятельная работа
7
2
5
6
1
5
10
2
8
10
2
8
16
1
15
3
-
15
60
9
51
Опрос,
Самостоятельная работа
Опрос,
Самостоятельная работа
Опрос,
Самостоятельная работа
Опрос,
Самостоятельная работа
Опрос,
Самостоятельная работа
Содержание учебного (тематического) плана 6 года обучения
1.
Основы хореографической лексики и пластической композиции.
Теория.
Понятия
«хореографический
язык»,
«танцевальный
язык»,
«хореографическая лексика». Место хореографического языка в композиции танца.
Танцевальный язык — выразительное средство театрального искусства. Музыка и
хореографический
текст.
Танцевальная
лексика
и
рисунок
танца.
Хореографический текст и законы драматургического развития действия.
Многообразие жанров хореографического искусства и танцевального языка.
Практика. Пластические этюды, тренинги. На индивидуальных занятиях под
руководством преподавателя ведется работа по подбору музыкального материала
для постановки. Проводится анализ музыкального материала, выбранного для
постановки, определяется характер. Разрабатывается композиционный план
будущих этюдов.
2.
Драматургия
и
художественное
оформление
сюжетно-игровой
программы.
Основы
сценарного
мастерства.
Выбор
темы.
Определение
задач.
Композиционное построение сценария: завязка, развитие действия, кульминация.
Сценарный ход. Игровой эпизод как первоначальная ячейка сценария. Монтаж
игровых эпизодов. Воплощение содержания темы игровыми средствами.
Логичность, лаконичность игровых эпизодов. Соответствие художественного
оформления теме игровой программы. Костюм: соответствие содержанию и стилю
игровой программы. Игровой реквизит: зрелищность, безопасность. Техника
изготовления простейшего игрового реквизита. Секреты мастерства
Практика. Написание сценария игровой программы. Отработка техники
изготовления игрового реквизита.
3.
Музыкальное оформление игровой программы.
8
Теория. Принципы подбора музыкального материала. Соответствие музыкального
материала теме игровой программы. Единство стиля, аранжировки. Фонограмма.
Работа с музыкальным центром, караоке.
Практика. Подбор музыкального материала, запись и монтирование фонограммы.
4.
Дикция.
Теория. Отчётливое, ясное, точное произношение звуков речи. Артикуляция. Связь
артикуляции и резонирования. Методика постановки гласных и согласных звуков.
Практика. Массаж и гимнастика артикуляционного аппарата. Упражнения на
произношение гласных звуков. Упражнения на произношение согласных звуков.
Скороговорки, тренировочные тексты. Упражнения на стаккато.
5.
Логика речи.
Теория. Речевая мелодия. Интонация. Паузы. Речевой такт, Логическое ударение
внутри такта. Виды логических пауз: разъединительно-соединительные,
разъединительные, психологические. Интонация знаков препинания. Организация
текста.
Практика. Работа со стихотворными текстами, прозаическими отрывками,
текстами объяснения игр. Тренировочные упражнения по составлению текстов.
6.
Новогодние игры и работа на новогодних праздниках.
Теория. Ведущие массовки. Работа разводящих на новогоднем путешествии.
Особенности работы с детской группой.
Практика. Придумывание новогодних игр для путешествия и массовки. Написание
сценария игровых пунктов. Ведение новогодней массовки. Проведение игр со
сцены перед началом спектакля. Организация и проведение новогоднего
путешествия.
7.
Актёрское мастерство
Теория. Что такое эстрадный театр. Жанр пародий. Наблюдение за эстрадными
звёздами. Использование сценических костюмов, аксессуаров и реквизита.
Практика. Индивидуальная работа над выбранным персонажем. Работа над
этюдами. Придумывание эстрадных номеров индивидуальных и в группах.
Организационно - педагогические условия.
Условия реализации программы
Календарный учебный график
№
п/п
Основные характеристики
образовательного процесса
6 год обучения
1
Количество учебных недель
15
3
Количество часов в неделю
4
4
Количество часов
60
7
Дата начала обучения
9
Выходные
15 сентября
4.11
9
Материально-техническое обеспечение:
Для проведения занятий необходима аудитория, оборудованная станками,
столами и стульями. Учебный кабинет должен быть оформлен в соответствии с
профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с нормами
СанПиН.
Оборудование:
1.Музыкальный центр.
2.Телевизор.
3.Видеомагнитофон.
4.Видеокамера.
5.Персональный компьютер (ноутбук).
6.Канцелярские материалы (в том числе: краски, фломастеры, маркеры, клей ПВА,
ножницы, нитки, самоклеющаяся бумага, картон,
7.Грим.
8.Поролон.
9.Проволока.
10.Иголки.
11.Ткань.
12.Капроновые шнуры (разноцветные).
13. Насос для надувания мячей и шариков.
14.Полиэтиленовая плёнка.
15. Костюмы для выступления.
Игровые атрибуты:
1. Реквизит для аттракционов.
2.Реквизит для сюжетно-игровых программ, игровых шоу-программ
и игровых спектаклей.
3.Реквизит для интеллектуально-познавательных и деловых игр.
Кадровое обеспечение:
Программу
реализует
педагог
дополнительного
образования,
удовлетворяющий квалификационным требованиям.
Методическое обеспечение
При реализации программы используется:
разработки теоретических и практических занятий;
дидактические и наглядные материалы.
Информационное обеспечение:
1. Карточки со считалками, приговорками, скороговорками и другие.
2. Планшеты с викторинами, ребусами, кроссвордами.
3. Головоломки.
4. Разрезные картинки.
5. Настольно-печатные игры.
6. Карточки для игр со словами.
7. Сценарии игровых программ.
8 Картотека авторских игр (с описанием).
10
9. Методические разработки игровых праздников.
10. Методические разработки игровых форм.
11. Видеозаписи игровых программ КДХН.
12. Видеозаписи выступлений игровых коллективов России.
13. Видеозаписи творческих поездок КДХН.
14. Библиотечка книг по игре.
15. Фонотека.
16. Видеозаписи спектаклей («Серая Шейка», Е.Гороховская, «Каштанка»,
А.П.Чехов, «Сказки на всякий случай», РАМТ, «Волки и овцы», П.Фоменко
«У ковчега в восемь», У.Хуб, «Признания авантюриста Феликса Круля», Т.Манн)
17. Аудио-, видео-, интернет-источники. Группа в социальной сети Вконтакте
является сетевым ресурсом и площадкой для организации электронного обучения.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Первоначальная диагностика проводится на первом занятии в форме беседы с
элементами опроса. Цель – выявление первоначальных знаний и представлений об
игровой деятельности, построение индивидуальных траекторий усвоения
дополнительной общеобразовательной программы.
Оценка качества освоения предметной составляющей производится после
завершения каждого этапа программы. В систему мониторинга входит:
самостоятельная работа– это целенаправленное восприятие какого-либо
педагогического явления в естественных условиях, когда обучающиеся не знают,
что за ними наблюдают.
оценка образовательных результатов обучающихся. Проводится анализ
результатов деятельности обучающихся. Для подтверждения положительной
динамики развития творческих способностей можно использовать результаты
участия обучающихся в различных творческих конкурсных мероприятиях.
– опрос обучающихся на предмет удовлетворённости собственным
продуктом творчества. Обсуждение работ одногрупников.
Оценка качества освоения личностных и метапредметных составляющих
проводится как в начале, так и в конце учебного года. Используется метод
педагогического наблюдения, беседа, опрос.
На основании мониторинга появляется возможность определить у детей,
впервые пришедших в творческое объединение, уровень сформированности
базовых знаний и умений необходимых для обучения, который позволяет
определить ближайшие зоны развития обучающихся, а также скорректировать
образовательный процесс.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончанию
обучения с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств
ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной
общеобразовательной программы. Промежуточная аттестация обучающихся
11
проводится в следующих формах: отчетный концерт. Оценочными материалами
для отслеживания результатов освоения программы служат:
Положение о конкурсе авторских игровых программ «Скуки не уступим ни
минутки!» (Приложение 1);
Индивидуальный лист оценки сформированности личностных и метапредметных
результатов (Приложение 2).
12
Список литературы для педагога.
1. Батаршев А. В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к
характеру и типологии личности. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008. 187с.
2. Вагапова Д. Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. – М.:
Цитадель, 2001. - 460 c.
3. Васильев Ю.А., Лагачев Д.А. Уроки сценической речи: музыкально ритмический тренинг. – СПб.: изд-во Санкт-Петербургской академии
театрального искусства, 2012. -184с.
4. Васильев Ю.А. Сценическая речь: вариации для тренинга. – СПб.: изд-во
Санкт-Петербургской академии театрального искусства. 2012.-197с.
5. Голубовский Б. Г. Наблюдение. Этюд. Образ. – М.: ГИТИС, 2001. –141с.
6. Грецов А. Г. Тренинг уверенного поведения для старшеклассников и
студентов / А.Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2008. -192с.
7. Грецов А.Г. Узнай себя. Психологические тесты для подростков / А.Г. Грецов,
А.А. Азбель. - СПб.: Питер, 2008. -176с.
8. Елькина М., Ялымова Э. Путешествие в мир театра. - М.: ОЛМА-ПРЕСС
Гранд 2002. -224с.
9. Ефимова Н. С. Психология общения. Практикум по психологии: учеб.
пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006. -192с.
10. Куликовская Т. А. Чистоговорки и скороговорки: практикум по
улучшению дикции. – М., Издательство ГНОМ иД, 2007. -134с.
11. Кульневич С. В., Иванченко В. Н. Дополнительное образование детей.
Методическая служба. - Ростов-н/Д.: Изд-во «Учитель», 2005. -324с.
12. Менхин Ю. В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и
методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с
13. Немирович-Данченко В. И. О творчестве актера. – М.: Искусство, 1984. –
624с.
14.
Петровский А. В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студ. высш.
пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр
«Академия»; Высшая школа, 2007. -465с.
15. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. - СПб., Издво Санкт-Петербург, 1995. - 199 с.
16. Соловьева Н. Н. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского
литературного языка. – М.: Оникс, 2008. - 85с.
17. Филатов Ф.Р. Основы психологии: учебное пособие. – М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2009. -200с.
18. Фридман Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и
работников образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. -224 с.
19. Шихматов JI.M. Львова В.К. Сценические этюды М.: Я вхожу в мир
искусства, 2006. - 240с.
13
20. Борисов М.Б. Становление Я - концепции в системе профессионального
мастерства будущего актера. -Диссертация кандидата псих. наук. - М.: 2005. 217с.
21. Создание актерского образа: Теоретические основы /Сост. и отв.
Редакторы H.A. Зверева, Д.Г. Ливнев. М.: РАТИ -ГИТИС. 2008. - 224 с.
22. Теория и практика сценической речи. Коллективная моно графия / Отв.
ред. В.Н. Галендеев - СПб.: СПбГАТИ, 2005. -135 с.
23. Лапина
О.А.
Школьная
театральная
педагогика
–
опыт
междисциплинарного синтеза. Сборник материалов конференции. Серия
«Symposium», выпуск 22. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество,
2002г. 231 с.
24. Никитин С. В., Е. В. Кузнецов Роль театральной педагогики в
становлении и развитие личности учащегося. Педагогика: традиции
и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).
Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 20-22.
14
Ресурсы удаленного доступа
1. Книги, статьи, учебники по мастерству актёра, сценической речи,
сценическому движению: [Электронный ресурс]
URL: http://pmatsuk.narod.ru/teatr-knigi.html (дата обращения 15.10.2014).
2. «Драматешка» - детские пьесы, музыка, театральные шумы, видеоуроки,
методическая литература: [Электронный ресурс]
URL: http://dramateshka.ru/ (дата обращения 15.10.2014).
3. Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия: [Электронный
ресурс] URL: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/ (дата обращения 15.10.2014).
4. Театральная энциклопедия: [Электронный ресурс]
URL:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php
(дата
обращения 15.10.2014).
Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей
1. Вархолов Ф. М. Грим. - М.: 2005. -204 с.
2. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по
курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2004. - 68 с.
3. Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006. 124 с.
4. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для
театральных и культурно-просветительных училищ. - М.: Просвещение, 2003.- 94 с.
5. Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005. -165 с.
6. Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002. -59 с.
7. Рубина Ю. Театральная самодеятельность школьников.- М.: Просвещение, 1994.
8. Шильгави В.П.Начнем с игры. - М.: Просвещение, 1994. -148 с.
9. Школьников С. Основы сценического грима. - Минск: Высшая школа, 2004.-60 с.
10. Эфрос А.В. Репетиция - Любовь моя. - М.: 2001. -84 с.
15
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная программа «Клуб друзей хорошего
настроения. Мастер театрализации игры. Начало» рассчитана на обучающихся от 9
до 18 лет.
Цель программы - развитие социально-значимых качеств обучающихся
средствами вовлечения их в игровую деятельность.
Дети, обучающиеся по программе изучают жанры игровых программ,
овладевают специальными методиками по организации игровых форм,
специальными умениями и навыками ведущего, основами сценарного мастерства,
режиссуры игрового действия, культурой речи.
В программе представлен также материал по истории игры, её широкий
спектр, направленный на удовлетворение потребностей в игре детей разных
возрастов и способствующий их личностному развитию, что даёт возможность
приобщить детей к игровой культуре.
16
Приложение 1
Положение о конкурсе авторских игровых программ
«Скуки не уступим, ни минутки!»
1. Общие положения
14. 1.1. Настоящее Положение определяет условия, порядок организации и
проведения конкурса авторских игровых программ «Скуки не уступим ни
минутки!» для обучающихся объединения «Клуб друзей хорошего настроения»
МАНОУ «ГДТ» (далее – Конкурс).
1.3. Целью Конкурса является содействие развитию игрового творчества путем
создания условий для реализации творческого потенциала обучающихся.
1.4 Задачи конкурса:
популяризация игрового творчества;
создание благоприятных условий для самостоятельной работы обучающихся,
как организаторов развлекательно-игровых программ;
создание условий для взаимодействия обучающихся в коллективе;
привлечение внимания родительской общественности объединения.
2. Порядок и условия проведения Конкурса
2.1. К участию в Конкурсе приглашаются обучающиеся объединения «Клуб
друзей хорошего настроения» не зависимо от срока обучения.
Участниками Конкурса могут быть группы обучающихся от 2 до 5 человек.
2.2. Конкурс проводится в очной форме с апреля по май текущего учебного года.
3. Требования к программам
3.1. Игровая программа, представленная на Конкурс, должна быть не более 10
минут.
3.2. Игровая программа должны быть авторской, не заимствованной из Интернета
и не нарушающая авторских прав третьих лиц.
3.3 Игровая программа может содержать: (игры на внимание, эстафеты, игры с
залом, игры-кричалки, музыкальные игры, народные игры, и др.) Обязательным
является интерактивное вовлечение зрителей в игровое действие.
3.4. Игровая программа должна носить созидательный, жизнеутверждающий
характер и опираться на нравственные и духовные ценности, соответствовать
общепринятым морально-этическим и правовым нормам.
3.5. Игровая программа не должна содержать текстов, сцен, звуковых эффектов,
указывающих на насилие, а также в любой форме унижающей достоинство
человека или отдельной национальной группы людей, несущей какую-либо форму
протеста, критики или негативного восприятия человеческого общества или
природы.
3.6. Игровая программа не должна демонстрировать вредные привычки.
3.7. Обязательно указывать ссылку на авторство используемых материалов –
видео, текст, иллюстрации, музыка и т.д. (если таковые имеются).
17
4. Руководство Конкурсом
Руководство Конкурсом осуществляет оргкомитет, который является
координирующим органом по подготовке, организации и проведению данного
мероприятия.
Функции оргкомитета:
- формирует состав жюри, включающее выпускников объединения, педагоговорганизаторов МАНОУ «ГДТ» и приглашенных специалистов;
- утверждает сроки и порядок проведения конкурса;
- ведет документацию, необходимую для организации и проведения конкурса;
- осуществляет информационное сопровождение участников;
- осуществляет процедуру награждения победителей и призеров.
В состав оргкомитета входят педагоги дополнительного образования,
работающие в объединении.
5. Подведение итогов и критерии оценивания
5.1. Оценку конкурсных материалов осуществляет компетентное Жюри.
По результатам выступления участники получают свидетельство о
присвоении «Ступеньки мастерства»: первые шаги, 1-6 ступеньки, и высшее звание
– «Мастер хорошего настроения».
Участники Конкурса, получившие три первых результата в итоговом
рейтинге оценок, признаются победителями (1 место), призёрами (2 и 3 место), а
также присуждаются специальные номинации и награждаются дипломами Дворца.
5.2. Работы, представленные на конкурс, оцениваются исходя из следующих
критериев:
сценарий (тема, творческий замысел, оригинальность идеи,
композиционное построение, наличие в программе познавательных моментов);
сценография (декорации, костюмы, безопасный игровой реквизит, свет,
использование сценического пространства);
исполнительское мастерство (умение владеть аудиторией, речь, движение,
умение работать с реквизитом, эмоциональный настрой);
игровые технологии (авторские игры, манки, приёмы подачи игры,
разнообразие игровых форм).
Рекомендации для обучающихся по созданию игровой программы.
Написание сценария: выбор темы, сбор материала, соответствие материала
программы возможностям исполнителей;
О чём будет рассказано? Что будет положено в основу представления? Часто
в самом названии уже представлена тема.
Вторая проблема сценариста: ради чего? Какой главный вывод представления
будет сделан? Какова идея программы?
Идейное осмысление должно быть выражено в конкретной и непрерывной
цепи поступков (игр), разыгранных в яркой и осмысленной среде.
18
Для объединения разнородных частей в целое подбираются речевые связки,
репризы, стихотворные заставки. Большое место в сценарии игровой программы
занимают пояснительные тексты, объявления, манки, т.е. приглашения к танцам,
играм, участию в конкурсах и т. п.
Весь собранный материал необходимо композиционно выстроить по законам
художественного монтажа.
Следующая проблема – поиск приёма подачи игрового материала.
Сценарно-режиссёрский ход (приём) – это образно-смысловой стержень,
который пронизывает весь сценарий, цементирует действие в его логическом
развитии:
Экспозиция – ввод в действие, исходное событие. Экспозиция перерастает в
завязку – т. е. непосредственное начало действия.
Появляется конфликт – столкновение жизненных противоречий,
противоположных позиций, идей, мировоззрения, идеологий.
Основное развитие действия (конфликта) проходит в нескольких эпизодах,
нарастая, входит в кульминацию – высшую точку представлении.
Развязка – как разрешение конфликта, затем – главное событие, где
сформулирована основная мысль автора, т.е. идея.
Составление игровой программы заключается в умелом создании игровой
конфликтной ситуации. Это основа и стержень игрового действия, о чём бы ни
шла речь, проблемы решаются в игровом ключе. Основа любой игры – это
преодоление препятствий.
Суть игрового конфликта – противоборство сил, умений, сноровки,
эрудиции. Благодаря напряжённому конфликту и интересному сюжету многие игры
приобретают своеобразную драматургию, представляя собой маленькие жанровые
сценки, насыщенные юмором.
Конкурсно-игровая программа – это театрализованное представление,
основой которого являются игры, конкурсы, забавы, розыгрыши. Главное отличие
конкурса от игры заключается в том, что конкурс предполагает обязательное
наличие победителя, в игре же могут быть варианты.
19
Приложение 2
Индивидуальный лист оценки сформированности личностных и
метапредметных, предметных результатов
Для оценки качества личностных и метапредметных результатов освоения
обучающимися
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы разработаны следующие критерии: взаимодействие в команде (умение
обучающегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном
решении задач), познавательная активность (желание обучаться, узнавать новое,
работать с информацией), ответственность (проявляется при выполнении
функциональных заданий, известных, повторяющихся), гражданская идентичность
(индивидуальное чувство принадлежности к творческому объединению,
образовательному учреждению своей стране. Убежденность в собственной
значимости для развития среды, к которой принадлежит сам ребенок).
Критерии и показатели для оценки
личностных и метапредметных результатов обучающихся
№
Критерии
Показатели
1
Взаимодействи
е в команде
1. Вступает во взаимодействие с детьми
(обучающимися)
2. Вступает во взаимодействие с педагогом
3. Отстаивает свое мнение аргументировано и
спокойно
4. Оказывает помощь сверстникам при
выполнении какой-либо работы
5. Просит и принимает помощь сверстников
2
Умение
учащегося
продуктивно
общаться,
готовность
помочь при
коллективном
решении
творческих
задач
Cреднее арифметическое
Познавательна 1.Интересуется темой занятия, задает
я активность
дополнительные вопросы педагогу по теме
занятия/темы/программы
Желание
2. Воспроизводит информацию по итогам
узнавать новое
учебного занятия
3. Умеет вычленять главное из полученной
информации.
4. Охотно делится информацией по итогам
самостоятельной работы
5. Самостоятельно (без помощи взрослого)
выполняет дополнительные (творческие)
задания
Cреднее арифметическое
20
Проявляется
/не проявляется
3
4
5
6
Ответственнос
ть
1. Выполняет задания педагога в указанный
срок и без напоминания
2. Своевременно приходит на занятие, другие
Проявляется при мероприятия
выполнении
3. Доводит начатую работу до конца
функциональны 4. Адекватно реагирует на оценку своего труда,
х заданий,
полученного результата.
известных,
5. Выполняет взятые обязательства
повторяющихся
Cреднее арифметическое
Социальная
1. Принимает правила и традиции группы
идентичность
2. Охотно (без давления педагога) принимает
участие в мероприятиях, важных для группы
Индивидуальное (конкурсах, фестивалях, социальных акциях)
чувство
3. Предлагает свою помощь при проведении
принадлежности важных для группы дел (мероприятий)
4. Положительно высказывается об отношении к
к творческому
группе, Дворцу.
объединению.
5. Положительно оценивает свою роль и место в
Убежденность в детском творческом коллективе.
собственной
значимости для
развития среды,
к которой
принадлежит
сам ребенок
Cреднее арифметическое
Предметные
1. Знает составляющие компоненты игрового
знания
действия
2. Знает жанры игровых программ
3. Знает теорию создания игровых программ
различных жанров
4. Знает принципы формирования игрового
материала
5. Знает принципы работы с временным
детским коллективом
Среднее арифметическое
Предметные
1. Владеет методикой создания игровых
умения
программ различных жанров
2. Умеет самостоятельно создавать и
реализовывать игры и игровые замыслы
3. Умеет организовывать игровую деятельность
4. Владеет навыками вожатского мастерства
5. Умеет придумывать и реализовывать новые
танцевальные флешмобы
Среднее арифметическое
В таблице обозначается проявление или не проявление показателей
критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося, на развитие
которых направленна программа.
21
Применяемые методы оценки: педагогическое наблюдение, анкетирование,
эссе, беседа, анализ творческих продуктов, соревнования.
Для сопоставления и интерпретации полученных результатов обучающихся,
выявления степени достижения качества образования применяется интервальная
Шкала (процесс приравнивания свойствам, объектам, характеристикам чисел по
определенным правилам, чтобы в отношениях чисел отображались отношения
характеристик, подлежащих к измерению), которая служит для фиксации
количественной оценки результата обучающихся. Принята 100-бальная шкала, на
которой определены 4 интервала, которые соответствуют:
высокому
уровню
результатов
освоения
дополнительной
общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и характеризуются
сформированностью и закрепленностью в деятельности обучающихся ценностных
ориентаций; осознанный, целенаправленный характер деятельности (уровень
мотивации); умению создавать новые правила, новые творческие продукты,
алгоритмы действий в непредвиденных (новых) ситуациях, условиях.
средний уровень от 60 до 79 баллов характеризуется осознанностью желания
заниматься экспериментальной деятельностью, умением самостоятельно
воспроизводить и применять информацию в ранее рассмотренных типовых
ситуациях, при этом действия обучающегося расценивается как репродуктивные;
осознанностью своей роли и ответственности за результаты работы группы,
готовностью выполнять различную работу для пользы команды.
низкий уровень от 40 до 59 баллов (минимальный предел, ниже которого
качество результатов освоения программы недопустимо!) характеризуется
умением обучающегося выполнять учебную деятельность, опираясь на описание
действия, подсказку, намек; обучающийся знает о ценности коллектива, дружбы,
взаимопомощи; имеет неосознанный уровень (интерес или потребность) к занятиям
деятельностью по программе.
недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется отсутствием
опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом признавать
значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом и другими
детьми, желанием работать только индивидуально и обыгрывать всех.
На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о
корректировке содержательной части программы, методического обеспечения
программы и применяемых технологий и форм работы.
22
Приложение 3
Характеристика уровней сформированности деятельностной, ценностной,
мотивационной составляющей обучающихся по программе «Клуб друзей
хорошего настроения. Театрализация игры. Начало» в приложении
Таблица № 1. Оценка деятельностной составляющей
Уровень
освоения
Недопустимый
уровень
(Понимание)
Характеристика уровня
Отсутствие у обучающегося опыта в виде деятельности. Вместе с тем
понимание свидетельствует о его способности к восприятию
информации, т. е. наличии обучаемости
0 баллов
Низкий уровень Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на
(стартовый)
описание действия, подсказку, намек
1 балл
Средний уровень Обучающийся
самостоятельно
воспроизводит
и
применяет
(базовый)
информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его
действие рассматривается как репродуктивное
2 балла
Высокий уровень Обучающийся, действуя в известной сфере, в непредвиденных
(творческий)
ситуациях создает новые правила, алгоритм действий, т. е. новую
информацию
3 балла
Таблица № 2. Оценка ценностной составляющей (гражданская идентичность,
взаимодействие в команде)
Название
уровня
Недопустимый
уровень
(отсутствие
потребности)
0 баллов
Низкий уровень
1 балл
Средний
уровень
2 балла
Высокий
уровень
Характеристика уровня
Обучающийся
отказывается
признавать
значимость
умения
сотрудничать, отказывается от взаимодействия с педагогом и другими
детьми, хочет работать только индивидуально и обыгрывать всех
Обучающийся понимает значимость своей роли в команде, значимость
умения сотрудничать
Обучающийся осознает необходимость умения сотрудничать, своего
участия в работе команды, осознает свою роль и ответственность за
результаты работы группы, готов выполнять различную работу для
пользы команды
Обучающийся убежден в своей необходимости для коллектива,
принимает ответственность за результаты группы и свои результаты,
оказывает любую помощь при работе группы
23
3 балла
Таблица № 3. Оценка мотивационной составляющей (познавательная
активность, инициативность)
Название
уровня
Недопустимый
уровень
0 баллов
Начальный
уровень
(потребность)
1 балл
Средний
уровень
(интерес)
2 балла
Высокий
уровень
(мотивация)
Характеристика уровня
Желание заниматься коллективной игрой отсутствует
Неосознанное желание заниматься коллективной игрой, учащийся
реагирует на новизну происходящего (коллективную игру, новую
занимательную информацию и т. д.)
Неосознанное желание заниматься коллективной деятельностью,
вызванное положительными эмоциями от новых сведений,
самостоятельной дополнительной деятельности
Осознанный, целенаправленный характер деятельности. Учащийся
занимается самообразованием (работает с источниками, разрабатывает
самостоятельно проекты, игры)
3 балла
24