Школа-студия современного танца Классический танец. Начало

Муниципальное автономное нетиповое
образовательное учреждение
«Городской дворец творчества»
РАССМОТРЕНО
педагогическим советом
МАНОУ «ГДТ»
протокол №1 от 29.08.2025

УТВЕРЖДЕНО
приказом врио директора МАНОУ «ГДТ»
от 29.08.2025 № 233-од
__________________ Л.К. Габышева

Школа-студия современного танца «Движение».
Классический танец. Начало
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей от 9 до 13 лет, срок реализации – 60 часов
художественная направленность

Автор-составитель:
Киселёва Ольга Александровна
педагог дополнительного
образования,
высшей квалификационной
категории

Екатеринбург
2025
1

Пояснительная записка.
В условиях модернизации образования, необходимым результатом
дополнительного образования является формирование личностных качеств
обучающихся, которые будут способствовать их позитивной социализации,
успеху в профессиональной и личностной сфере. В системе воспитания детей
огромную роль играет искусство хореографии. Занятия танцевальным
искусством развивает артистизм, творческую интуицию и эмоциональность.
Кроме того, занятия хореографией помогают становлению таких качеств
ребёнка как трудолюбие, чувство ответственности и взаимопомощи,
дисциплинированность, помогают организовать его свободное время,
приобщают к здоровому образу жизни.
Данная программа является частью комплекса дополнительных
общеразвивающих программ, реализуемых в объединении, Школа-студия
современного танца «Движение».
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Школа-студия современного танца
«Движение». Классический танец». Начало, по содержанию является
художественной, уровень сложности базовый.
Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р (с
изменениями));
4. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
2

8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (с изменениями);
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
10. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере» (с изменениями);
11. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом (с изменениями и
дополнениями);
12. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г.
N 761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и
патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период
до 2035 года»;
13. Устав и иные локальные нормативные акты МАНОУ «ГДТ».
Актуальность.
Актуальность программы обусловлена информационной перегрузкой и
гиподинамией современных детей, вызывающих проблемы снятия
умственного и психологического напряжения.
Программа
«Школа-студия
современного
танца
«Движение».
Классический танец». Начало ориентирована на социальный заказ,
потребности родителей и обучающихся. Она направлена на развитие
физической активности обучающихся, что в условиях промышленного
мегаполиса является актуальным для формирования здорового поколения.
Программа развивает качества личности, способной самостоятельно
планировать и реализовывать эффективную деятельность, осуществлять ее
контроль и коррекцию, развивает творческую и познавательную активность,
готовность к продуктивному взаимодействию, а также помогает воспитать
уверенность в себе, развить выразительность и координацию движений,
научиться двигаться в соответствии с художественными образами. Это
необходимо не только для сценических выступлений, но и для воспитания
культуры здорового образа жизни современного человека.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное
образование детей направлено на формирование и развитие творческих
способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в
интеллектуальном, нравственном совершенствовании, а также выявление и
поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
3

Программа ориентирована на решение одной из основных задач
реализации направления стратегии социально-экономического развития
Свердловской области на 2016-2030 года - создание комфортной среды для
жизни жителей Свердловской области, что реализуется через создание
условий для развития творческого потенциала населения.
При разработке программы были учтены современные задачи развития
образования, закрепленные в Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года, которая определяет в качестве целей
развития
дополнительного
образования
создание
условий
для
самореализации и развития талантов детей, а также воспитание
высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной
личности. Содержание и механизмы освоения программы в том числе
направлены на: формирование у детей и молодежи общероссийской
гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности;
формирование функциональной грамотности и навыков, повышающих
качество образовательных результатов у детей, испытывающих трудности в
освоении
основных
общеобразовательных
программ;
поддержку
профессионального самоопределения, формирование навыков планирования
карьеры обучающимися.
Педагогическая целесообразность.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа педагогически целесообразна, т.к. при её реализации
используются
современные
образовательные
технологии
индивидуализированного, личностно-ориентированного, проектного и
дифференцированного обучения, технология сотрудничества, подготовка и
участие в конкурсных мероприятиях различного уровня. Данная модель
педагогической деятельности позволяет адаптировать содержание
программы к индивидуальным особенностям обучающихся, помогает
осваивать программу в оптимальном темпе для каждого и способствует
достижению высоких результатов обучающихся с разным стартовым
уровнем хореографических возможностей.
При реализации программы, используются следующие педагогические
идеи, ценности и принципы обучения:
 Преемственность. После изучения элементарных движений танца задания
постепенно усложняются.
 Систематичность. Соблюдение дидактического принципа «от простого к
сложному», осознанное отношение обучающихся к средствам танцевальной
выразительности, овладение языком движений. Обучению их этому языку,
способствует пониманию значений этих движений, приобретению умения с
их помощью выражать отношение, настроение.
 Доступность. Изучаемый материал доступен обучающимся, это
формирует чувство уверенности в себе, адекватную самооценку,
поддерживает интерес к изучаемому материалу.
 Разнообразие. Разнообразие материала позволяют сохранить постоянное
внимание обучающихся и способствуют сохранению темпо-ритма занятия.
4

Адресность программы. Программа ориентирована на школьный
возраст обучающихся от 9 до 13 лет, с учётом психофизиологических
особенностей данных возрастных категорий.
Возрастные особенности обучающихся.
У детей 9 - 11 лет интенсивно развивается и совершенствуется весь
организм. Наблюдается постепенное совершенствование мышечной системы
и двигательных функций. Вместе с ростом мышечной массы значительно
улучшается координация движений. Позвоночник детей очень податлив,
важно детям давать упражнения, способствующие укреплению позвоночных
мышц. В это время интенсивно формируются психомоторные функции,
связанные со скоростью и точностью движения.
Дети в этом возрасте отличаются подвижностью, любознательностью,
большой активностью и непоседливостью, подражательностью и вместе с
тем неумением долго концентрировать свое внимание на чем-либо. Поэтому
время их занятий одним видом деятельности должно быть коротким.
Детский возраст от 11 до 13 лет характеризуется интенсивным ростом и
увеличением размеров тела. У детей среднего школьного возраста
достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные
способности, силовые и скоростно-силовые способности; умеренно
увеличиваются скоростные способности и выносливость. Повышенная
активность и повышенная утомляемость одновременно. Значительный рост
энергии и некоторое снижение работоспособности.
Обучающиеся данного возрастного периода отличаются повышенной
эмоциональностью. Резко возрастает значение коллектива. Заметно
проявляется стремление к самостоятельности и независимости, к активной
практической деятельности.
Принципы формирования учебных групп. На обучение по
дополнительной общеобразовательной программе принимаются дети, не
имеющие противопоказаний по состоянию здоровья для занятий
хореографией. Количество детей в группах – 12-20 человек.
Режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 акад. часа.
Итого в неделю: 4 часа.
Общий объем часов по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Школа-студия современного танца
«Движение». Классический танец» составляет 60 часов.
Срок освоения программы: 15 недель, 3,5 месяцев, 60 часов.
Уровень программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа-студия современного танца «Движение». Классический танец».
Начало построена в соответствии с базовым уровнем сложности: в работе на
базовом уровне используются и реализуются такие формы организации
материала, которые допускают освоение специализированных знаний и
5

языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной
картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
Организация образовательного процесса (сроки реализации программы).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
состоит из одного образовательного раздела – «Классический танец»:
изучение основ классического танца. Обучение по данному разделу проходит
на базовом уровне. Классический танец является одним из основных
предметов специального цикла танцевальных дисциплин, неотъемлемой
частью хореографического образования. Обучение классическому танцу
совершенствует координацию движений, развивает все группы мышц,
способствует укреплению мышечного аппарата.
Помимо непосредственного практического изучения основ танца,
содержание обучения включает в себя беседы об искусстве танца, в ходе
которых обучающиеся знакомятся с историей развития хореографического
искусства, различными направлениями хореографии, их взаимосвязями и
отличительными чертами. Узнают об известных деятелях хореографического
искусства, посещают концерты с выступлениями детских танцевальных
коллективов, профессиональных танцевальных трупп с последующим
обсуждением, сценическую практику (коллективные выступления перед
зрителями).
Программа нацелена на то, чтобы научить ребенка исполнять танец
осмысленно, вдохновенно, музыкально и свободно. Чтобы через танец
ребенок мог выражать не только настроение, но и внутреннее качество
личности, черты характера.
Группы 1-ого года обучения составляют дети в возрасте 9 -10 лет, 2-ого
года обучения – 10-11 лет, 3-4-ого годов обучения – 11-13 лет.
Форма обучения: очная, а также обучение возможно с применением
дистанционных технологий и электронного обучения. Программа, в
зависимости от темы занятия, включает следующие формы работы:
–
индивидуально-групповая;
–
групповая;
–
фронтальная.
Виды занятий:
–
практические занятия;
–
беседы;
–
самостоятельная работа;
–
контрольные занятия;
–
посещение спектаклей;
–
участие в концертах.
Эффективными средствами реализации программы являются
использование цифровых (электронных) образовательных ресурсов и
дистанционных образовательных технологий; экскурсий (историкокультурной, научно-образовательной и патриотической тематики) и
профессиональных проб в различных форматах.
6

Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: опрос, практическая работа, анализ
проделанной работы, контроль выполнения упражнений, отчетный концерт.
Методы обучения.
В основе преподавания используются методы, направленные на
формирование хореографических навыков детей с учётом их физических
возможностей:
 объяснительно-иллюстративные: методы обучения, при использовании
которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
 репродуктивные методы обучения: учащиеся воспроизводят полученные
знания и освоенные способы деятельности;
 метод анализа и сравнения: при освоении материала занятия,
обучающиеся должны научиться анализировать движения, находить
логические связи между элементами, сравнивать особенности и нюансы
выполнения движений, что способствует осознанному отношению к уроку;
 метод импровизации: выполняя задания на импровизацию, обучающиеся
развивают воображение, мышление, инициативу, самостоятельность,
развиваются духовно и творчески; задания на импровизацию помогают
обучающимся впоследствии в раскрытии художественных образов в
танцевальных композициях, самовыражении.
Работа с родителями.
Работа с родителями занимает значимое место при реализации
дополнительной общеобразовательной программы. Для того чтобы
обучающиеся могли успешно заниматься, стать полноценными участниками
в жизни Студии, необходима заинтересованность и постоянная поддержка их
семей. Родители осуществляют сопровождение на конкурсы, спектакли,
концерты, где выступают воспитанники Студии. Кроме того, оказывают
посильную помощь при изготовлении костюмов, при выполнении домашнего
задания обучающимися, становятся активными организаторами и
участниками
внутристудийных
мероприятий.
В
течение
года
предусматривается проведение родительских собраний, индивидуальных
встреч, бесед, открытых занятий, где можно наглядно проследить успехи
своего ребёнка.
Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы.
Цель программы – развитие и совершенствование творческого
потенциала обучающихся, посредством изучения искусства классического
танца.
Для достижения данной цели определены следующие задачи.
Задачи для 1-ого года обучения:
Обучающие
7

 познакомить с терминологией, названиями и переводом исполняемых
движений;
 научить исполнять основные движения классического экзерсиса;
 познакомить с творчеством известных классических танцовщиков;
Развивающие
 научить координировать свои движения;
 научить взаимодействовать в группе.
Воспитательные
 развить
стремление
соответствовать
нормам
и
правилам
взаимодействия в группе;
 сформировать культуру общения с педагогами и другими
обучающимися, дисциплину.
Задачи для 2-ого года обучения:
Обучающие
 актуализировать терминологию, названия и переводы изучаемых
движений;
 познакомить с творчеством известных хореографов XX века;
 научить самостоятельно исполнять различные комбинации, как у
станка, так и на середине зала
 совершенствовать исполнение движений;
 совершенствовать навык самостоятельного исполнения различных
комбинаций, как у станка, так и на середине зала.
Развивающие
 научить взаимодействовать в группе.
Воспитательные
 научить критически относиться к своей работе и с уважением
относиться к результатам работы своих товарищей;
 воспитать интерес к классическому танцу и хореографическому
искусству в целом.
Задачи для 3-его года обучения:
Обучающие
 актуализировать терминологию, названия и переводы изучаемых
движений;
 усовершенствовать исполнение движений;
 усовершенствовать навык самостоятельного исполнения различных
комбинаций, как у станка, так и на середине зала;
 познакомить с творчеством известных хореографов XX века.
Развивающие
 научить отличать музыку современных авторов от произведений
композиторов классиков.
Воспитательные
 научить сопереживать партнерам и ценить их;
8

 воспитать художественный вкус.
Задачи для 4-ого года обучения:
Обучающие
 актуализировать терминологию, названия и переводы изучаемых
движений;
 усовершенствовать исполнение движений;
 усовершенствовать навык самостоятельного исполнения различных
комбинаций, как у станка, так и на середине зала;
 познакомить с творчеством известных хореографов XX века.
Развивающие
 научить самостоятельно ориентироваться в музыкальном материале
(темп, размер, характер).
Воспитательные
 развить стремление к ведению здорового образа жизни;
 воспитать самостоятельность.
Планируемые результаты освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
1-ый год обучения:
Предметные результаты:
 знают терминологию, названия и перевод исполняемых движений;
 умеют исполнять основные движения классического экзерсиса;
 знают о творчестве известных классических танцовщиков.
Метапредметные результаты:
 стремятся соответствовать нормам и правилам взаимодействия в
группе;
 умеют самостоятельно проводить разогрев перед занятием;
 умеют координировать свои движения.
Личностные результаты:
 понимают ценности здорового образа жизни;
 сформирована культура общения с педагогами и другими
обучающимися, дисциплина.
2-ой год обучения:
Предметные результаты:
 знают терминологию, названия и перевод изученных движений;
 знают о творчестве известных хореографов XX века
 усовершенствовали исполнение движений;
 усовершенствовали навык самостоятельного исполнения различных
комбинаций, как у станка, так и на середине зала.
Метапредметные результаты:
 умеют самостоятельно проводить разогрев перед занятием;
9

 умеют взаимодействовать в группе.
Личностные результаты:
 умеют критически относиться к своей работе и с уважением относиться
к результатам работы своих товарищей;
 проявляют интерес к классическому танцу и хореографическому
искусству в целом.
3-ий год обучения:
Предметные результаты:
 знают терминологию, названия и перевод изученных движений;
 усовершенствовали исполнение движений;
 усовершенствовали навык самостоятельного исполнения различных
комбинаций, как у станка, так и на середине зала;
 знают о творчестве известных хореографов XX века.
Метапредметные результаты:
 умеют самостоятельно проводить разогрев перед занятием;
 умеют отличать музыку современных авторов от произведений
композиторов классиков.
Личностные результаты:
 умеют сопереживать партнерам и ценить их;
 проявляют стремление к получению новых знаний в данной области;
 понимают ценности здорового образа жизни.
 имеют художественный вкус.
4-ый год обучения:
Предметные результаты:
 знают терминологию, названия и перевод изученных движений;
 усовершенствовали исполнение движений;
 усовершенствовали навык самостоятельного исполнения различных
комбинаций, как у станка, так и на середине зала;
 знают о творчестве известных хореографов XX века.
Метапредметные результаты:
 умеют самостоятельно проводить разогрев перед занятием;
 умеют самостоятельно ориентироваться в музыкальном материале
(темп, размер, характер).
Личностные результаты:
 стремятся к ведению здорового образа жизни;
 проявляют стремление к получению новых знаний в данной области;
 самостоятельны.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Раздел

1 год обучения

2 год обучения

3-4 год обучения

кол-во часов
в
в год
неделю

кол-во часов
в
в год
неделю

кол-во часов
в
в год
неделю

10

Классический танец

4

60

4

60

4

60

Всего:

4

60

4

60

4

60

Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы.
Учебный (тематический) план
1 год обучения
№
п/п
1

2

3

Название раздела
Инструктаж по ТБ.
Беседы об искусстве
танца: известные
классические
танцовщики
Классический танец:
экзерсис у станка
Классический танец:
экзерсис на середине
и allegro
Всего:

Количество часов
общее
теория
практи
ка
4
4

28

28

28

28

60

4

56

Формы аттестации/
контроля
Опрос

Практическая работа,
контроль выполнения
упражнений, анализ
проделанной работы
Практическая работа,
контроль выполнения
упражнений, анализ
проделанной работы,
концерт

Теория и практика в процессе занятия интегрированы.
Содержание раздела
1 года обучения
Тема 1. Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца: известные
классические танцовщики.
Теория: Инструктаж по ТБ. Рассказ об известных классических танцовщиках:
Михаил Барышников, Анна Павлова, Екатерина Максимова, Владимир
Васильев, Майя Плисецкая и др. Современные солисты крупнейших театров
страны: Светлана Захарова, Евгения Образцова, Диана Вишнёва, Николай
Цискаридзе, Семен Чудин, Денис Родькин и др. Показ соответствующей
литературы: книги, журналы, пособия. Самостоятельная работа: написание
доклада о любом известном танцовщике классического танца прошлых лет и
о своем современнике.
Тема 2. Классический танец: экзерсис у станка.
Практика: Повторение изученных ранее базовых упражнений у станка с
увеличением темпа и количества. Сочетание движений друг с другом.
Знакомство с терминологией и методикой исполнения новых и уже
проученных движений.
11

Изучение:
- Перегибы корпуса назад и из стороны в сторону лицом к станку по I
позиции;
- Rond de jambe par terre (круг ногой по полу) en dehors и en dedans– это
движение направлено на развитие тазобедренного сустава;
- Passe par terre (проходить);
- Sur le cou-de-pied – положение вытянутой стопы на щиколотке спереди или
сзади опорной ноги;
- Battement releve lent (медленный подъем) на 90° в сторону – плавный
подъем ноги через скольжение по полу на 90°. Развивает шаг, силу бедра;
- Grand battement jete (большой бросок) в сторону – бросокногина90°и выше.
Развивает шаг активнее чем releve lent.
Тема 3. Классический танец: экзерсис на середине и allegro.
Практика: Перенос упражнений, проученных у станка, на середину зала (plie,
battement tendu, battement tendu jete).
- II Port de bras.
Allegro.
Закрепление ранее изученных прыжков, исполнение их в более быстром
темпе.
Изучение:
- Pas echappe – движение состоящее из двух прыжков, во время которого
ноги из закрытой V позиции переводятся в открытую II или IV и обратно в V;
- Changement de pied – прыжок из V позиции в V с переменой ног в воздухе.
Сочетания прыжков между собой.
Учебный (тематический) план
2 год обучения
№
п/п
1

2

3

Название раздела
Инструктаж по ТБ.
Беседы об искусстве
танца: XX век и его
хореографы
Классический танец:
экзерсис у станка
Классический танец:
экзерсис на середине и
allegro
Всего:

Количество часов
общее
теория практи
ка
4
4

28

28

28

28

60

4

56

Теория и практика в процессе занятия интегрированы.
12

Формы аттестации/
контроля
Опрос

Практическая работа,
контроль выполнения
упражнений, анализ
проделанной работы
Практическая работа,
контроль выполнения
упражнений, анализ
проделанной работы,
концерт

Содержание раздела
2 год обучения
Тема 1. Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца: XX век и его
хореографы.
Теория: Инструктаж по ТБ. Известные хореографы-постановщики 20 века: М.
Фокин, Дж. Баланчин, Ю. Григорович, И. Килиан.
Тема 2. Классический экзерсис у станка.
Практика: Повторение изученных ранее базовых упражнений у станка с
увеличением темпа и количества. Сочетания движений друг с другом.
Знакомство с терминологией и методикой исполнения новых и уже
проученных движений.
Изучение:
- Grand plie (глубокое приседание) – сгибание колен до предела, отрывая
пятки от пола. Изучаем по I, II, V позициям;
- Battement frappe (ударять) – исполняется резко и энергично, это приучает
мышцы переключаться с мягких движений на быстрые;
- Battement releve lent на 90° вперед и назад;
- Grand battement jete вперед и назад.
Тема 3. Классический экзерсис на середине и allegro.
Практика: Перенос упражнений, проученных у станка, на середину зала
(grand plie, battement frappe, battement releve lent, grand battement jete).
Изучение:
- Позыepaulement (определённое положение танцовщика, при котором
фигура развёрнута в полоборота к зрителю): croisee (скрещенное), effacee
(развёрнутое);
- ПозыI, II arabesque (рабочая нога на полу);
- Temps lie.
Allegro.
Закрепление ранее изученных прыжков, исполнение их в более быстром
темпе, сочетания между собой.
Изучение:
- Sissonne simple;
- Pas assemble;
- Pas glissade.
Учебный (тематический) план
3 год обучения
№
п/п
1

Название раздела
Инструктаж по ТБ.
Беседы об искусстве
танца: балет и

Количество часов
общее
теория практика
4

4
13

Формы аттестации/
контроля
Опрос

2

3

современный танец
Классический танец:
экзерсис у станка

28

28

Классический танец:
экзерсис на середине и
allegro

28

28

Всего:

60

4

56

Практическая работа,
контроль выполнения
упражнений, анализ
проделанной работы
Практическая работа,
контроль выполнения
упражнений, анализ
проделанной работы,
концерт

Теория и практика в процессе занятия интегрированы.
Содержание раздела
3 год обучения
Тема 1. Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца: XX век и его
хореографы.
Теория: Инструктаж по ТБ. Известные хореографы-постановщики 20 века: Р.
Пети, Дж. Ноймайер, К. Макмиллан.
Тема 2. Классический экзерсис у станка.
Практика: Повторение изученных ранее базовых упражнений у станка с
увеличением темпа и количества. Усложнение построения комбинаций.
Сочетания движений друг с другом. Работа над правильностью исполнения.
Знакомство с терминологией и методикой исполнения новых и уже
проученных движений.
Изучение:
- Battement fondu (тающий, текучий) – вырабатывает мягкость и эластичность
приседания необходимую в прыжках;
- Double battement frappe;
- Petit battement (маленький) – вырабатывает быстрое, свободное владение
нижней частью ноги;
- Обводка на demi plie;
- Полуповорот soutenu в 5 позиции на полупальцах;
- Demi rond на 90°.
Тема 3. Классический экзерсис на середине и allegro.
Практика: Перенос упражнений, проученных у станка, на середину зала
(battement fondu, petit battement).
- Изучение позы III arabesque;
- Temps lie на 90°;
- Подготовка и исполнение pirouette по IIи V позициям;
- III port de bras,
- Pas de bourree (набивать) – мелкие танцевальные шаги, исполняемые с
переменой и без перемены ног во всех направлениях.
Allegro.
14

Закрепление ранее изученных прыжков, исполнение их в более быстром
темпе, сочетание между собой, увеличение их количества.
Изучение:
- Pas jete (прыжок с двух ног на одну);
- Sissonne fermee;
- Double assemble;
- Pas de basque;
- Pas chasse.
Учебный (тематический) план
4 год обучения
№
п/п
1

2

3

Название раздела
Инструктаж по ТБ.
Беседы об искусстве
танца: балет и
современный танец
Классический танец:
экзерсис у станка

Количество часов
общее
теория практика
4

Формы аттестации/
контроля
Опрос

4

28

28

Классический танец:
экзерсис на середине и
allegro

28

28

Всего:

60

4

56

Практическая работа,
контроль выполнения
упражнений, анализ
проделанной работы
Практическая работа,
контроль выполнения
упражнений, анализ
проделанной работы,
концерт

Теория и практика в процессе занятия интегрированы.
Содержание раздела
4 год обучения
Тема 1. Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца: XX век и его
хореографы.
Теория: Инструктаж по ТБ. Известные хореографы-постановщики 20 века: М.
Бежар, Дж. Роббинс, У. Форсайт, П. Лакотт, Б. Эйфман.
Тема 2. Классический экзерсис у станка.
Практика: Повторение изученных ранее базовых упражнений у станка с
увеличением темпа и количества. Усложнение построения комбинаций.
Сочетания движений друг с другом. Работа над правильностью исполнения.
Повторение терминологии и методики исполнения движений.
Повтор и усложнение:
- Battement fondu – вырабатывает мягкость и эластичность приседания
необходимую в прыжках;
- Double battement frappe;
15

- Petit battement – вырабатывает быстрое, свободное владение нижней частью
ноги;
- Обводка на demi plie;
- Полуповорот soutenu в 5 позиции на полупальцах;
- Demi rond на 90°.
Тема 3. Классический экзерсис на середине и allegro.
Практика: Перенос упражнений, проученных у станка, на середину зала.
Повторение:
- Поза III arabesque;
- Temps lie на 90°;
- Подготовка и исполнение pirouette по II и V позициям;
- III port de bras,
- Pas de bourree.
Allegro.
Закрепление ранее изученных прыжков, исполнение их в более быстром
темпе, сочетание между собой, увеличение их количества.
Усложнение:
- Pas jete;
- Sissonne fermee;
- Double assemble;
- Pas de basque;
- Pas chasse.

16

Организационно - педагогические условия.
Календарный учебный график
№ Основные
п/п характеристики
образовательного
процесса

1 год
обучения

2 год
обучения

3 год
обучения

4 год
обучения

1

Количество учебных
недель
Количество часов в
неделю

15 недель

15 недель

15 недель

15 недель

4

4

4

4

3

Количество часов

60

60

60

60

4

Количество Недель

15

15

15

15

6

Дата начала обучения

15 сентября

15 сентября

15 сентября

15 сентября

7

Нерабочие
праздничные дни

4.11.

4.11.

4.11.

4.11.

9

Окончание учебного
года

30 декабря

30 декабря

30 декабря

30 декабря

2

Материально-техническое обеспечение: для реализации программы
необходим просторный, светлый танцевальный зал с зеркальными стенами,
станки для занятий экзерсисом, инвентарь, репетиционный зал, костюмерная
для хранения костюмов, фортепиано, нотный материал, магнитофоны,
медиатека.
Информационное обеспечение: аудио-, видео-, интернет источники.
Кадровое обеспечение: педагоги со средним или высшим образованием,
владеющие знаниями и умениями в различных видах хореографического
искусства, обладающие знаниями в области педагогики и психологии.
Одновременно
с
педагогом
дополнительного
образования,
непосредственно осуществляющим реализацию образовательной программы,
группы сопровождает концертмейстер.
Для занятий необходимы концертмейстеры со средним или высшим
образованием, легко владеющие инструментом, легко импровизирующие,
чутко откликающиеся на задачи, поставленные педагогом.
Методическое обеспечение программы.
Для качественной реализации программы имеются методические
материалы:
1. Программно-методические:
1. Методическая литература по хореографии;

17

2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Школа-студия современного танца «Движение».
Классический танец. 2 ступень».
2. Опорные учебно-методические материалы:
1. Технологические карты учебных занятий;
2. Тематические списки информационных источников: справочная
литература, видеоматериалы;
3. Диагностические материалы:
1. Программа педагогического мониторинга результативности
освоения дополнительных образовательных программ;
2. Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий.
Критерии их оценивания;
3. Заявления от родителей «общие сведения о ребенке»;
4. Контрольно-оценочные, разноуровневые тесты.
4. Иное:
1. Сценарии (отчетные концерты, концерты «Посвящение в
танцоры»);
2. Этика поведения в школе-студии современного танца
«Движение»;
3. Терминологический словарь классического танца.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Способы определения результативности.
С
целью
определения
уровня
освоения
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы, а также для повышения
эффективности и улучшения качества образовательного процесса проводится
педагогический мониторинг в течение всего периода обучения.
Педагогический мониторинг включает три этапа диагностики: первичный,
промежуточный и итоговый. Результаты педагогического мониторинга
фиксируются в сводных таблицах. Текущий контроль успеваемости
обучающихся проводится за счет аудиторного времени, предусмотренного в
учебно-тематическом планировании.
Формы аттестации/контроля и оценки, позволяющие определить
достижение обучающимися планируемых результатов по программе:
 практическая работа;
 опрос;
 контроль выполнения упражнений;
 анализ проделанной работы;
 концерт.
Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в
начале и в конце учебного года. Мониторинг результативности освоения
предметной составляющей производится после завершения каждого этапа
программы.
18

Критериями оценки предметных результатов освоения программы
служат:
 владение основами хореографии (пластика, сила, растянутость, гибкость);
 степень освоения танцевальных движений (хореографическая память,
исполнительское мастерство);
 знание терминологии танцевальных движений;
 умение взаимодействовать в коллективе;
 ответственность;
 эстетическое развитие.
Формы контрольно-оценочных материалов
Форма
Что
№
контрольноКраткая характеристика формы представляется в
п/п
оценочного
УМК
материала
Продукт самостоятельной работы
обучающегося, представляющий
собой краткое изложение в
Темы рефератов,
письменном или электронном виде докладов,
полученных результатов
презентаций.
теоретического анализа
Списки литературы,
ссылки на
определенной темы, где автор
источники.
раскрывает суть изучаемой
1
проблемы, приводит различные
точки зрения, а также собственные План (алгоритм)
работы над
Реферат, доклад, взгляды на нее.
докладом,
презентация
Позволяет оценить уровень умения сообщением.
работать с источниками,
Критерии
анализировать, структурировать и оценивания.
предъявлять информацию.
Уровень самостоятельности.
Система стандартизированных
Контрольнозаданий, позволяющая
оценочные,
2 Тест
автоматизировать процедуру
разноуровневые
измерения уровня знаний и умений
тесты.
обучающегося.
В процессе обучения применяются как групповые, так и
индивидуальные формы контроля освоения программы.
Индивидуальными формами контроля на занятии являются:
 показ экзерсисов у станка и на середине зала;
 проведение индивидуальных отчетов с демонстрацией танцевальных
возможностей обучающегося и оценкой пластической выразительности,
музыкальности и артистизма исполнения.
Групповыми формами контроля являются:
19

демонстрация танцевальных комбинаций;
проведение итоговых занятий;
отчетные концерты;
участие в конкурсах и фестивалях.
Промежуточная аттестация результатов освоения обучающимися
дополнительной общеобразовательной программы.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью контроля
над успеваемостью обучающихся и определяет успешность развития
обучающегося и освоение им дополнительной общеобразовательной
программы на определенном этапе обучения.
При
прохождении
промежуточной
аттестации
обучающиеся
демонстрируют знания, умения и навыки в соответствии с программным
материалом, в том числе:
 знание терминологии;
 умение исполнять различные движения и комбинации классического
танца;
 знание средств создания образа в хореографии;
 знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических
выразительных средств;
 умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль,
сохранять рисунок танца;
 умения
выполнять
комплексы
специальных
хореографических
упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых
физических качеств;
 умения соблюдать требования к безопасности при выполнении
танцевальных движений;
 навыки музыкально-пластического интонирования;
 навыки публичных выступлений;
 наличие кругозора в области хореографического искусства и культуры.
Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения
программы служат:
1. Контрольно-оценочные, разноуровневые тесты.
2. Программа педагогического мониторинга результативности
освоения дополнительных образовательных программ.





20

Список литературы
1. Андрусенко Л.С. Работа над танцевальной образностью с
воспитанниками младшего школьного возраста / Искусство и образование.
2008. № 6.- 145 с.
2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст]:учебник для
индустриально-педагог. техникумов и для студентов инженернопедагогических специальностей / Безрукова В.С. - Екатеринбург: Изд-во
Деловая книга, 1999. – 119 с.
3. Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ / Л. Н. Буйлова /Молодой
ученый. – 2015. -№ 15. – с. 567 – 572.
4. Ваганова А.Я. Основы классического танца [Текст]: учебник для вузов /
Ваганова А.Я. – Санкт-Петербург: Изд-во Лань, 2003. – 192 с.
5. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 – р.
6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный
жизненный цикл развития человека [Текст]: учебное пособие для студентов
высших учебных заведений / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. – Москва ТЦ
Сфера, 2001. – 464 с.
7. Мельников В.М. Психология [Текст]: учебник для институтов
физической культуры / Мельников В.М. – Москва: Изд-во Физкультура и
спорт, 1987 – 367 с.
8. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника.
[Текст]: учебное пособие / Никитин В.Ю. – Москва: Издательский дом «Один
из лучших», 2004 – 414 с.
9. Никитин В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце // МоскваСПб-Краснодар: Изд-во «Планета музыки», 2017 – 517 с.
10. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» - М.: 2013. – 238 с.
Список литературы для обучающихся и родителей
1. Андрусенко Л.С. Формирование исполнительской культуры в детских
хореографических коллективах (история и современность) // Искусство в
школе. 2008. № 2. С. 63-67.
2. Ансари М., Ларк Л. Йога для начинающих // Москва-СПб.: Изд-во Диля,
2009 – 95 с.
3. Никитин В.Ю., Кузнецов Е.А. Партерный тренаж // Москва: Изд-во «Век
информации», 2018 – 259 с.
4. Хаас Ж.Г. Анатомия танца // Минск: Изд-во «Попурри», 2011 – 200 с.

21

Справочная литература
1. Энциклопедия балета [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.ballet-enc.ru/.
2. Психологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.persev.ru/psychological_dictionary.
3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов,
Н. Ю, Шведова. – 4-е изд., доп. – Москва: Азбуковник, 1999. – 944 с.

Сведения об авторе
Киселева Ольга Александровна –
педагог дополнительного образования по классическому, джазовому и
современному танцу МАНОУ «ГДТ».
Высшая
квалификационная
категория
педагога
дополнительного
образования, стаж работы – 19 лет.
Рабочий телефон: 371-46-01 доб.15#

22

Школа-студия современного танца «Движение»

Приложение 1

Контрольно-оценочные, разноуровневые тесты
Классический танец
1. Как называется это движение?

__________________________________
2. Отметьте третью позицию рук.

3. Какое из положений правильное и как называется это движение?

__________________________________
Творческое задание.
Импровизация –
это___________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____

23

Классический танец
1. Каких известных классических танцовщиков вы
знаете?_______________
________________________________________________________________
__
________________________________________________________________
__
2. Как называется это движение?

_____________________________
3. Как называется этот прыжок?

_____________________________
4. Что такое rond de jambe par
terre?___________________________________
________________________________________________________________
__
5. Какие виды rond de jambe par terre вы
знаете?________________________

24

Классический танец
1. Как называется это движение?

__________________________
2. Как называется это движение?

____________________________________
3. Как называется этот прыжок?

_________________________________
1. Что такое battement
frappe?_______________________________________
_______________________________________________________________
__
Творческое задание.
Как йога помогает
танцовщикам?________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____

25

Классический танец
1. Что такое battement
fondu?________________________________________
_______________________________________________________________
__
2. Как называется это положение?

_________________________________________
3. Как называется этот прыжок?

________________________________
Творческое задание.
Особенности джаз-танца_____________________________________________
__________________________________________________________________

26

Классический танец
1.

Как называется это движение?

____________________________________________
2.

Что такое petit
battement?_______________________________________

__________________________________________________________________
__
3.

Опишите, как делается прыжок pas
jete:___________________________

_______________________________________________________________
__
Творческое задание.
Связь балета и современного танца:___________________________________
__________________________________________________________________

27

Классический танец
1. Как исполняется прыжок brise?
2. Как называется это движение?

___________________________________
3. Сильный, резкий перегиб корпуса в большой позе, продолжающийся в pas
de bourree en tournant, которое заканчивается выпрямлением корпуса – это
______________________________________
Творческое задание.
Что необходимо для постановки хорошего номера?_____________________
_________________________________________________________________
Оценивание теста обучающихся производится по следующей системе (в
баллах):
- «2» - менее 50% правильных ответов;
- «3» - 50%-65% правильных ответов;
- «4» - 65%-85% правильных ответов;
- «5» - 85%-100% правильных ответов.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».