Рабочая программа воспитания

Принято
Педагогический совет
МАНОУ «Городской дворец творчества»
Протокол № 1 от 29.08.2025г.

Утверждаю
Директор МАНОУ «ГДТ»
_____________Л.К. Габышева
Приказ № 249 от 09.09.2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ НЕТИПОВОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»

Екатеринбург, 2025

Оглавление
Пояснительная записка ....................................................................................... 3
Раздел 1. Целевой .................................................................................................. 4
1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся .................................................. 4
1.2. Направления воспитания ............................................................................. 5
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания .......................................... 6
Раздел 2. Содержательный ................................................................................ 14
2.1. Уклад МАНОУ «ГДТ» ................................................................................ 14
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности ............... 15
Раздел 3. Организационный .............................................................................. 24
3.1. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями .................................................................. 24
3.2. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся ................................................................... 25
3.3 Система профилактики антиобщественного и противоправного
поведения несовершеннолетних....................................................................... 25
3.4. Анализ воспитательного процесса ........................................................... 28
Приложение 1 ....................................................................................................... 30

2

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания муниципального автономного
нетипового образовательного учреждения «Городской дворец творчества»
(далее — МАНОУ «ГДТ», Учреждение) (далее — Программа) разработана на
основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», с учетом Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по ее
реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от
02.07.2021 № 400) и иных правовых документах.
Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и
организации системной воспитательной деятельности; разработана и
утверждена с участием коллегиальных органов управления Учреждения,
совместно с Программой разработан план-график воспитательной работы
(Приложение 1); реализуется в единстве учебной и внеучебной деятельности,
осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных
отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям,
правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе
российских базовых конституционных норм и ценностей; историческое
просвещение, формирование российской культурной и гражданской
идентичности обучающихся.
Программа направлена на решение проблем гармоничного вхождения
обучающихся
социальный
мир
и
налаживания
ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. Одним из результатов
реализации Программы станет приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.

3

Раздел 1. Целевой
Участниками образовательных отношений являются педагогические и
другие работники Учреждения, обучающиеся, их родители (законные
представители), представители иных организаций, участвующие в реализации
образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской
Федерации, локальными актами Учреждения. Родители (законные
представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное
право на воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в
Учреждении определяется содержанием российских базовых (гражданских,
национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции
Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное
содержание воспитания обучающихся.
Воспитательная деятельность в Учреждении планируется и
осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в
сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей
Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие
высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества,
готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный российский национальный воспитательный идеал —
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами
Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся:
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся: усвоение ими знаний норм, духовнонравственных ценностей, традиций, которые выработало российское
общество (социально значимых знаний); формирование и развитие
личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение,
принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям,
традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и
4

социальных отношений, применения полученных знаний; достижение
личностных результатов освоения дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ (далее – ДООП). Личностные результаты
освоения обучающимися ДООП включают осознание российской
гражданской идентичности, сформированность ценностей самостоятельности
и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности
и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной
социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и
жизни в целом.
Воспитательная деятельность в Учреждении планируется и
осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурноисторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного
подходов и с учетом принципов воспитания: гуманизма, совместной
деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру,
безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.2. Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям
воспитания:
− гражданское воспитание — формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту
тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и
обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
− патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического
сознания, российской культурной идентичности;
− духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе
духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий
народов России, формирование традиционных российских семейных
ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости,
дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
− эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры
на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
− физическое воспитание, формирование культуры здорового
образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических
способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков
безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных
ситуациях;
− трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в
5

продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
− экологическое воспитание — формирование экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей
среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков
охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
− ценности научного познания — воспитание стремления к познанию
себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учетом личностных интересов и общественных
потребностей.
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Целевые ориентиры результатов воспитания детей
дошкольного и младшего школьного возраста
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий
представление о Родине — России, ее территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан
России, проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
родного края, своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и
защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности
человека в обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной
организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и
моральный вред другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми
разных народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного
языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
6

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой
художественной культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в
том числе в информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей
здоровья, занятия физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с
учетом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие
действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться
экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям,
науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи
живой и неживой природы, о науке, научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.
Целевые ориентиры результатов воспитания детей
среднего школьного возраста
Целевые ориентиры
7

Гражданское воспитание
Знающий
и
принимающий
свою
российскую
гражданскую
принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
народа России, тысячелетней истории российской государственности на
основе исторического просвещения, российского национального
исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России,
праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина
России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и
свобод, законных интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, Дворца, в том числе
самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой
деятельности.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий
свой народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего
и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям
народов, проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры
своего края, своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения,
героев и защитников Отечества в прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов
России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учетом
национальной, религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение
и поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков,
поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным
нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность
межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России,
умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
8

Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для
создания семьи, рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и
литературе как части духовной культуры своего народа, российского
общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
народных традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание их влияния на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм,
ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных
усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила
безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярную физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления
алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их
последствий, вреда для физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (свое и
других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным
состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным
и природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
Дворце, своей местности) технологической и социальной направленности,
способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность.
9

Выражающий готовность к осознанному выбору и построению
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом
личных и общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем,
путей их решения, значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук
для решения задач в области охраны природы, планирования своих
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
Участвующий
в
практической
деятельности
экологической,
природоохранной направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учетом индивидуальных интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на научные знания о природе и
обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания,
накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в
информационной, цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления
опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.
Целевые ориентиры результатов воспитания детей
старшего школьного возраста
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность)
в
поликультурном,
многонациональном
и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.
Сознающий свое единство с народом России как источником власти и
субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским
государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на
основе исторического просвещения, сформированного российского
национального исторического сознания.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно
отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского
государства, сохранять и защищать историческую правду.
Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения
закона и правопорядка, прав и свобод сограждан.

10

Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по
социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в
ученическом самоуправлении, волонтерском движении, экологических,
военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах).
Патриотическое воспитание
Выражающий свою национальную, этническую принадлежность,
приверженность к родной культуре, любовь к своему народу.
Сознающий причастность к многонациональному народу Российской
Федерации, Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, традициям,
праздникам, памятникам народов, проживающих в родной стране — России.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской
культурной идентичности.
Духовно-нравственное воспитание
Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным
ценностям, культуре народов России с учетом мировоззренческого,
национального, конфессионального самоопределения.
Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков,
деятельно выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков,
поведения, противоречащих этим ценностям.
Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям
различных этнических групп, религий народов России, их национальному
достоинству и религиозным чувствам с учетом соблюдения
конституционных прав и свобод всех граждан.
Понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести
диалог с людьми разных национальностей, отношения к религии и
религиозной принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения.
Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских
традиционных семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей;
неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении
в отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России,
демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания
отечественной и мировой духовной культуры.
Эстетическое воспитание
11

Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
российского и мирового художественного наследия.
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей,
умеющий критически оценивать это влияние.
Проявляющий понимание художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения
нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию
творческих способностей в разных видах искусства с учетом российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое
обустройство собственного быта.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия
Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность
жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и
укреплении своего здоровья и здоровья других людей.
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том
числе безопасного поведения в информационной среде.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную
физическую активность), стремление к физическому совершенствованию,
соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных
привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм
зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде,
понимание их вреда для физического и психического здоровья.
Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического,
эмоционального, психологического), состояния других людей с точки
зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным
состоянием, развивающий способности адаптироваться к стрессовым
ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся условиям
(социальным, информационным, природным).
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные
достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края,
страны, трудовые достижения российского народа.
Проявляющий способность к творческому созидательному социально
значимому труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том
числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или
наемного труда.
Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида
в семье, Дворце, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в
каникулярные периоды, с учетом соблюдения законодательства.
12

Выражающий осознанную готовность к получению профессионального
образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования
трудовых
отношений,
самообразования
и
профессиональной
самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе,
готовый учиться и трудиться в современном обществе.
Ориентированный
на
осознанный
выбор
сферы
трудовой,
профессиональной деятельности в российском обществе с учетом личных
жизненных планов, потребностей своей семьи, общества.
Экологическое воспитание
Демонстрирующий в поведении сформированность экологической
культуры на основе понимания влияния социально-экономических
процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность
за действия в природной среде.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе.
Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного,
бережливого природопользования в быту, общественном пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной,
природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его
приобретении другими людьми.
Ценности научного познания
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных
областях с учетом своих интересов, способностей, достижений.
Обладающий представлением о современной научной картине мира,
достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание
значения науки в жизни российского общества, обеспечении его
безопасности, гуманитарном, социально-экономическом развитии России.
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения
достоверной научной информации и критики антинаучных представлений.
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и
систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и
гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.

13

Раздел 2. Содержательный
2.1. Уклад МАНОУ «ГДТ»
МАНОУ «ГДТ» является старейшим учреждением дополнительного
образования в городе Екатеринбурге. Традиционно, вот уже несколько
десятилетий, является территорией культивирования вечных ценностей:
дружбы, милосердия, чести, совести, долга, ответственности за порученное
дело, за успехи коллектива. Многие выпускники приобрели здесь богатый и
разнообразный опыт общения, совместной деятельности в коллективе, стали
успешными людьми, руководителями разного уровня, известными
личностями. Учреждение находится в историческом центре города
Екатеринбурга вблизи большинства знаковых достопримечательностей и
учреждений культуры города. Само здание, в котором располагается
Учреждение, является уникальным образцом усадебного зодчества, объектом
культурного наследия федерального значения «Дом Харитонова. XIX век». В
Учреждении есть Музей с богатым фондом уникальных экспонатов,
передающих богатую историю здания и учреждения. Основными традициями
воспитания в Учреждении являются следующее:
− стержнем годового цикла воспитательной работы Учреждения является,
реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ, включающих в себя различные формы воспитательной работы,
через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
− для каждого детского творческого объединения (Далее – ДТО) является
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;
− в Учреждении создаются такие условия, при которых по мере
взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от
пассивного наблюдателя до организатора);
− в
проведении
внутриучрежденческих
дел
отсутствует
соревновательность между объединениями, поощряется конструктивное
взаимодействие разных ДТО, их социальная активность;
− педагоги ориентированы на формирование коллективов в рамках
детских объединений, на установление в них доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений;
− ключевой фигурой воспитания является педагог дополнительного
образования, руководитель ДТО, реализующий по отношению к детям
защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в
разрешении конфликтов) функции.
Воспитательный процесс в Учреждении основывается на специфике
дополнительного образования:
− дополнительное образование детей как институт взросления и развития
функциональной грамотности, формирования метапредметных компетенций
и проектирования, обеспечения и сопровождения личностных результатов
обучающихся;
− особая образовательная среда как возможность для самореализации
детей и раскрытия их талантов;
14

− возможность объединения в творческие коллективы, разновозрастные
группы, исходя из интересов и склонностей к какому-либо виду творческой
деятельности;
− участия в занятиях основываются на принципе добровольности;
− разнообразие форм организации деятельности детей в зависимости от
направленности образовательных программ;
− осуществление тесной взаимосвязи обучения и воспитания;
− реализация совместных творческих инициатив детей, педагогов и
родителей.
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
«Учебное занятие»
Учебное занятие «основное звено» цепочки образовательного процесса.
Занятия реализуются в различных формах. Различные объединения имеют
свои традиции. Требования, которые предъявляются ко всем видам и формам
занятий:
− значимость цели занятия для обучающихся, взаимосвязь с их жизнью;
− создание
и
поддержание
мотивации
к
изучению
программы/блока/модуля/темы;
− обязательный учет индивидуальных особенностей обучающихся;
− занятие можно рассматривать как лабораторию, где происходит
развитие личности ребенка, его социализация, где совершенствуется
профессиональное мастерство и компетентность педагога, где ребенок и
педагог выступают равноправными субъектами образовательного процесса;
− реализация педагогами воспитательного потенциала занятия
предполагает создание условий для развития познавательной активности
обучающихся, навыков самоопределения и творческой самореализации.
Задача: использовать в воспитании детей возможности занятия по
ДООП как источник поддержки и развития интереса к познанию и творчеству.
Виды, формы и содержание деятельности:
− демонстрация детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
− подбор соответствующего содержания, проблемных ситуаций для
обсуждения на занятиях;
− применение интерактивных форм работы, которые дают
обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога, командной работы и взаимодействия с другими детьми;
− включение в занятие игровых технологий, которые помогают
поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в объединение, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время занятия;
− включение проектные технологий, позволяющих обучающимся
приобрести навык генерирования и оформления собственных идей, навык
15

самостоятельного решения проблемы, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения и т.д.;
− применение ролевого подхода к созданию организационной
структуры детского творческого коллектива: поддержка формирований
различных функциональных мини-групп «младшие научные сотрудники»,
«старшие студийцы», «юные исследователи» и т.д.;
− включение в образовательный процесс технологий самодиагностики,
рефлексии, позволяющих ребенку освоить навык выражения личностного
отношения к различным явлениям и событиям.
Содержание деятельности:
− актуализация воспитательных практик (мероприятий, дел, игр и пр.) в
процессе реализации ДООП;
− организация игровых учебных пространств;
− обновление содержания совместной творческой деятельности
педагога и обучающихся,
− разработка современного образовательного и воспитательного
контента;
− проектирование дискуссионных образовательных пространств;
− проектирование игровых образовательных пространств;
− организация и педагогическая поддержка социально-значимой
деятельности и социальных проб обучающихся;
− формирование и развитие сетевых (наука, бизнес, образование и т.д.)
образовательных детско-взрослых сообществ;
− организация и педагогическая поддержка просветительской,
исследовательской, поисковой, практико-ориентированной, рефлексивной
деятельности обучающихся, направленной на освоение социальных знаний,
формирование позитивного отношения к общественным ценностям,
приобретения опыта социально-значимых дел.
«Детское творческое объединение»
В Учреждении деятельность обучающихся осуществляется в
одновозрастных и/или разновозрастных детских творческих объединениях,
клубных объединениях, детских общественных объединениях.
Детские творческое объединения (коллективы) – кружок или группа
традиционная форма объединений детей по интересам. Приоритетны для них
предметно-практические
задания
освоения
конкретного
профиля
деятельности, изучения одного учебного курса, соответствующего
требованиям ДООП.
При организации воспитательного процесса в творческом объединении
педагог дополнительного образования реализует работу со всем
объединением, индивидуальную работу с обучающимися объединения и
работу с родителями (законными представителями) обучающихся.
Работа педагога дополнительного образования со всем детским
объединением включает в себя:

16

инициирование и поддержку участия детского объединения в ключевых
культурно-образовательных событиях Дворца, оказание необходимой
помощи детям в их подготовке, проведении/ участии и анализе;
организацию в творческом объединении интересных и полезных для
личностного развития обучающихся совместных воспитательных событий,
коллективных творческих дел, способствующих укреплению традиций,
формирование и развитие коллектива, в том числе разновозрастного, а также
способствующих самореализации детей и подростков и получение ими
социального опыта, формирование поведенческих стереотипов, одобряемым в
обществе;
выработка с обучающимися детского объединения норм и правил
совместной жизнедеятельности;
создание условий для проявления инициатив по самоуправлению
жизнедеятельностью детского объединения.
Индивидуальная работа педагога дополнительного образования с
обучающимися детского объединения:
изучение
особенностей
личностного развития
обучающихся
объединения через наблюдение за поведением, отношением к выбранному
виду деятельности, взаимодействием и коммуникацией с другими
обучающимися в специально создаваемых педагогических ситуациях, в
организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственно-этическим
темам или событиям, участником которых стал ребенок;
поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с другими детьми, личный и социальный
опыт в конкретных видах и направлениях деятельности, в том числе в рамках
программного содержания);
коррекция поведения ребенка через индивидуальные беседы с ним, его
родителями (законными представителями), с другими членами детского
объединения; через привлечение узких специалистов для решения
выявленных проблем.
«Воспитательная среда»
Воспитательная среда как педагогическое явление есть совокупность
условий, в которой разворачивается воспитательный процесс и с которыми
вступают во взаимодействие включенные в него люди.
Структура воспитательной среды:
воспитательный компонент ДООП, учебно-методические разработки
педагогов по вопросам воспитания;
духовный или субъектный компонент — сложившиеся в учреждении
отношения, ценности, традиции, привлекательные для учащихся, педагогов,
родителей;
предметно-материальный компонент учреждения.
Воспитательная среда должна как можно больше соответствовать
запросам и интересам обучающихся, быть средой личностного роста,
душевного комфорта и социальной защищенности для участников
образовательного процесса.
17

Спецификой осуществления воспитательного процесса в Учреждении
является создание особой воспитательной среды, которая задает нравственные
нормы и интеллектуальный фон жизни, формирует уровень притязаний
личности и ее достижений; среды, в которой ребенок учится уважительному и
продуктивному взаимодействию с другими людьми, получает опыт
социально-значимой коллективной творческой деятельности.
Основой организации воспитательного процесса в Учреждении является
совместная деятельность (социально-значимая, исследовательская, досуговая
и т.д.) педагогов и обучающихся, направленная на приобретение бесценного
опыта решения жизненно важных проблем, коллективной заботы, творческих
поисков и улучшения окружающего мира. Усиление воспитательного
потенциала дополнительного образования детей происходит через включение
учащихся в коллективные общественно полезные практики, создание новых
возможностей для использования получаемых знаний.
Задачи: создавать воспитательное пространство возможностей для
приобретения опыта социального взаимодействия и продуктивной
деятельности, личного самоопределения.
Виды и формы деятельности можно разделить на два больших блока.
Формы коллективной деятельности детей и взрослых, где
воспитательное взаимодействие осуществляется скрыто, незаметно по ходу
общей работы: коллективные творческие дела, коллективные творческие
праздники, коллективные творческие игры. Они эмоционально и ценностно
привлекательны для ребят и предоставляют возможность каждому внести свой
личный вклад в общее дело, позволяют приобретать разнообразный
социальный опыт в различных видах деятельности. Все это создает
творческую природу, особую природу социального творчества, когда дети и
взрослые создают форму нового, лучшего способа взаимодействия. Такими
мероприятиями становятся традиционные мероприятия объединений «День
именинника», празднование календарных праздников, завершение учебного
года.
Формы прямого открытого воспитательного воздействия —
воспитательные мероприятия и воспитательные занятия, где педагог
целенаправленно формирует какое-либо общественно значимое нравственно
обусловленное свойство личности или конкретное мнение. К таким
мероприятиям относятся внутриучрежденческие события, организуемые
совместно с социальными партнерами и государственными службами,
нацеленные на формирование навыков безопасного поведения. Также сюда
можно отнести тематические блоки, посвященные государственным
праздникам (Декада героев, месячник защитников Отечества и т.д.)
Воспитание в Учреждении строится как целенаправленно
организованная деятельность детей, вовлекающая их во взаимодействие с
социальной и природной средой и формирующая у них систему ценностных
отношений.
В воспитательном процессе Учреждения большую роль играют
традиции, сложившиеся в детских творческих объединениях и учреждении —
18

традиции чести и красоты коллектива; традиции, позволяющие продолжать и
углублять освоение содержания ДООП, устанавливать, развивать, усложнять
позитивные воспитательные отношения. Крупные коллективы Дворца такие
как: «Клуб друзей хорошего настроения», Детский театр им. Л.К. Диковского,
Ансамбль танца «Детство», танцевально-спортивный клуб «Урал», Школастудия танца «Движение», Студия эстрадного вокала «Музыкальная
карамелька», Геологический клуб – имеют богатую историю в несколько
десятилетий и сложившиеся традиции внутри коллективных событий.
«Работа с родителями»
Система дополнительного образования согласно Федерального закона
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» является
составляющей всей системы образования, что определяет необходимость для
педагогического коллектива создавать условия для содержательного
партнерства образовательного учреждения и семьи, при этом семья выступает
уже не только как потребитель и заказчик образовательных услуг, но и как
основной партнер.
В связи с этим в качестве одной из целей, стоящей перед педагогом,
является
необходимость
осуществления
психолого-педагогической
поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей,
психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и
образовательного учреждения. Успешное достижение обозначенной цели
возможно при условии выбора оптимальных форм взаимодействия с
родителями по вопросам обучения и воспитания ребенка.
Для достижения высоких результатов необходимо объединять усилия
педагогов и родителей. Создание союза: педагог - дети - родители - один из
актуальных вопросов на сегодняшний день.
Задача: обеспечить согласованность позиций семьи и образовательного
учреждения для более эффективного достижения цели воспитания, оказать
методическую помощь в организации взаимодействия с родителями
(законными представителями) учащихся в системе дополнительного
образования, повысить уровень коммуникативной компетентности родителей
(законных представителей) в контексте семейного общения, исходя из
ответственности за детей и их социализацию.
Ведущей идеей модуля является разработка стратегии взаимодействия
Дворца с родителями (законными представителями) обучающихся,
направленная на создание оптимальных условий совершенствования
культурно-образовательного пространства.
Работа с родителями ведется на нескольких уровнях
Индивидуальный уровень:
− индивидуальное консультирование;
− помощь со стороны родителей в подготовке и организации мероприятий;
Уровень объединения:
− родительские собрания, сайты, страницы и группы в социальных сетях,
чаты и т.д;
− формирование актива родителей
19

− мастер-классы, семинары, круглые столы, совместные детскородительские занятия и т.д.
На уровне Учреждения:
− функционирует совет родителей, совет обучающихся и т.д.
− индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей.
Содержательным аспектом модуля является:
Создание условий для постоянного совершенствования педагогической
деятельности, приведение ее в соответствие с современными достижениями
науки и практики.
Поиск и внедрение новых эффективных форм взаимодействия
родителями обучающихся на разных уровнях (индивидуальном, групповом и
учреждения)
Развитие педагогического просвещение родителей по проблемам
приобщения детей к базовым национальным ценностям.
Создание условий для полноценной работы органов самоуправления.
«Наставничество»
Наставничество — универсальная технология передачи опыта, знаний,
формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве
наставника и наставляемого.
Технология наставничества позволяет получать опыт, знания,
формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы
передачи (учебные пособия, система занятий, самостоятельная и проектная
работа, формализованное общение). Скорость и продуктивность усвоения
нового обусловлены непосредственной передачей живого опыта от человека к
человеку, доверительными партнерскими отношениями.
Потенциал наставничества проявляется в:
− Улучшении показателей в образовательной, социокультурной,
спортивной и других сферах деятельности наставляемого;
− Подготовке обучающегося к самостоятельной, осознанной и социальнопродуктивной деятельности в современном мире, содействии его
профессиональному самоопределению;
− Раскрытии личностного, творческого и профессионального потенциала
обучающегося, поддержке формирования и реализации его индивидуальной
образовательной траектории;
− Обучении наставляемого эффективными формами и методами
индивидуального развития и работы в коллективе;
− Формировании у наставляемого способности самостоятельно
преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и
других сферах. Задача: реализовывать потенциал наставничества в
воспитании обучающихся как основу взаимодействия людей разных
поколений, мотивировать к саморазвитию и самореализации на пользу людям.
Модель наставничества в рамках Учреждения предусматривает
независимо от форм наставничества две основные роли: сопровождаемый и
20

наставник. В роли наставника могут выступать: педагоги и иные должностные
лица образовательной организации, старшие обучающиеся, сотрудники
промышленных и иных предприятий и организаций, некоммерческих
организаций и иных организаций любых форм собственности, студенты,
выпускники.
Для организации наставничества необходимо:
−
сформировать пары/группы подходящих друг другу наставников и
наставляемых. Основные критерии: профиль наставника должен
соответствовать запросам наставляемого, а у наставнической пары/группы
должен сложиться взаимный интерес и симпатия, так как наставничество —
это в первую очередь основанные на доверии, уважительные и эмоциональноокрашенные отношения;
−
создать условия для установления гармоничных и продуктивных
отношений в наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально
комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон;
−
сформулировать цели на ближайший период работы.
Взаимодействие наставника и наставляемого может проходить в рамках:
− участия в совместных конкурсах и проектных работах;
− экскурсий в место обучения, место работы наставника;
−
совместного участия в занятиях (с целью определения образовательной
траектории наставляемого) и др.
«Самоопределение»
Модуль «Самоопределение» строится на опыте педагогической
поддержки самоопределения, саморазвития и самореализации личности
ребенка в воспитательных системах образовательных организаций города
Екатеринбург.
Задача: содействовать приобретению опыта личностного и
профессионального самоопределения на основе личностных проб в
совместной деятельности и социальных практиках.
Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению
«самоопределение» включает в себя профессиональное просвещение,
диагностику и консультирование по проблемам профориентации,
организацию профессиональных проб обучающихся:
− освоение обучающимися основ профессии в рамках обучения по ДООП;
− посещение в рамках социального партнерства производственных и
творческих площадок, профессиональных рабочих мест;
− профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение
кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять
определенную позицию), расширяющие знания обучающихся о типах
профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той
или иной интересной обучающимся профессиональной деятельности;
− организация творческих профориентационных смен, где обучающиеся
могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить
представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной
профессии, развить в себе соответствующие навыки;
21

− совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных
выбору профессий;
− участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных
в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач,
участие в мастер-классах, посещение открытых уроков;
− индивидуальные консультации психолога (при наличии) для обучающихся
и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных
индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в
процессе выбора ими профессии.
Содержание деятельности:
− вовлечение детей и подростков в рефлексивную деятельность через
определение и согласование границ свободы и ответственности (нормы и
правила жизнедеятельности), принятие индивидуальности другого,
развитие самоуважения и взаимоуважения;
− педагогическое сопровождение обучающихся в осознании личностных
образовательных смыслов через создание ситуаций выбора, осуществление
индивидуальных проб в совместной деятельности и социальных практиках;
− сопровождение в развитии способностей, одаренности, творческого
потенциала, определяющих векторы жизненного самоопределения,
развитие способностей отстаивать индивидуально-значимые выборы в
социокультурной среде;
− помощь и поддержка потребностей и интересов детей и подростков,
направленных на освоение и различных способов деятельности;
− помощь и поддержка в освоении способов целеполагания для реализации
жизненных планов (профессиональное самоопределение, выбор жизненной
позиции, мобильность и др.), освоение социокультурных стратегий
достижения жизненных планов;
− организация деятельности учащихся по расширению опыта проектирования
и реализации индивидуального маршрута саморазвития, содействие в
освоении конструктивных способов самореализации;
− развитие в образовательной организации переговорных площадок для детей
и взрослых;
− развитие системы индивидуальной помощи и сопровождения детей;
− поиск эффективных форм и методов содействия детям в решении
актуальных проблем;
− привлечение широкого круга специалистов к индивидуальному
консультированию детей, их семей и др.
− педагогическая поддержка обучающихся в осознании вызовов времени,
связанных с многообразием и многовариантностью выбора;
«Профилактика и безопасность»
Дополнительное образование детей по своей сути обладает социальнопедагогическими
особенностями,
значимыми
для
профилактики
отклоняющегося поведения детей и подростков, безопасности дорожного
движения, пожарной безопасности, информационной безопасности и др.
22

Профилактическая работа – это один из значимых пунктов работы
каждого педагога дополнительного образования в рамках воспитательной
деятельности, каждый педагог дополнительного образования проводит
профилактическую работу в своих детских творческих объединениях.
Задача – формирование у детей и подростков нравственных ценностей,
мотивации и способности к духовно-нравственному развитию, интересов и
личностных качеств, обеспечивающих конструктивную, социально
приемлемую самореализацию, позитивную социализацию, противодействие
возможному негативному влиянию среды.
Виды, формы и содержание деятельности.
В целях профилактики Учреждение:
разрабатывает и реализовывает ДООП, формирующие мотивы,
установки
и
навыки,
препятствующие
правонарушениям
несовершеннолетних;
включает в реализацию ДООП, блоки и темы, направленные на
формирование бесконфликтной коммуникации несовершеннолетних;
доводит различными способами информацию повышающую правовую
грамотность;
включает методы социально-педагогических и психологических
изучение тем, включенных в образовательную программу о здоровом образе
жизни: гигиена, гигиена умственного труда, здоровое питание,
оздоровительное значение физкультуры и спорта, профилактика
инфекционных заболеваний, травматизма, гигиенические аспекты полового
воспитания вредных привычек, нравственного здоровья и др.; изучение основ
пожарной,
дорожной,
информационной
безопасности;
правового
просвещения;
мероприятий с целью повышения уровня конструктивного поведения в
конфликтной ситуации, противостояния манипуляциям, формирования у
подростков социальной компетентности;
организует и проводит конкурсные мероприятия для проявления
творчества обучающихся в вопросах здорового образа жизни и безопасного
поведения;
способствует участию обучающихся в конкурсах, соревнованиях,
фестивалях, олимпиадах, тем самым создавая ситуацию успеха, возможность
самоутвердиться, повысить личностную значимость.
Содержание деятельности:
психолого-педагогическое
сопровождение
обучающихся
через
проведение консультаций, бесед, тренингов по определенным тематикам
«Социальное партнерство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства
предусматривает:
участие представителей организаций-партнеров, в том числе в
соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана
23

воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные,
региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
участие представителей организаций-партнеров в проведении
отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий
соответствующей тематической направленности;
проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
проведение
открытых
дискуссионных
площадок
(детских,
педагогических, родительских) с представителями организаций-партнеров для
обсуждений
актуальных
проблем,
касающихся
жизни
Дворца,
муниципального образования, региона, страны;
реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых
обучающимися, педагогами с организациями-партнерами благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности,
ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего
социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
Раздел 3. Организационный
3.1. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
Особыми
задачами
воспитания
обучающихся
с
особыми
образовательными потребностями являются:
− налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с
окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в
общеобразовательной организации;
− формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их
семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
− построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
− обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
семей
обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической,
психологической, медико-социальной компетентности.
При
организации
воспитания
обучающихся
с
особыми
образовательными потребностями необходимо ориентироваться на:
– формирование личности ребенка с особыми образовательными
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников,
с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических
приемов, организацией совместных форм работы педагогов;
– личностно-ориентированный подход в организации всех видов
деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.

24

3.2. Система поощрения социальной успешности и проявлений
активной жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и
социальной
успешности
обучающихся
призвана
способствовать
формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию,
инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в
воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и
поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах:
− публичности, открытости поощрений (информирование всех
обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии
значительного числа обучающихся);
− соответствия артефактов и процедур награждения укладу Дворца,
качеству воспитывающей среды, символике Дворца;
− прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе,
соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
− регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.);
− сочетания
индивидуального
и
коллективного
поощрения
(использование индивидуальных и коллективных наград дает возможность
стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся,
преодолевать межличностные противоречия между обучающимися,
получившими и не получившими награды);
− привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях
родителей (законных представителей) обучающихся, представителей
родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учетом
наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их
статусных представителей;
− дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции
обучающихся и социальной успешности: индивидуальные и групповые
портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка.
Ведение портфолио - деятельность обучающихся при ее организации и
регулярном поощрении педагогами, поддержке родителями (законными
представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и
символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных
достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты,
поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др.,
участвовавших в конкурсах и т. д.).
3.3 Система профилактики антиобщественного и противоправного
поведения несовершеннолетних
Профилактическая работа с несовершеннолетними была и остается
важной темой, определяющей настоящее и будущее российского общества.
25

Вектор действий в данном направлении установлен документами
стратегического планирования, нацеленными на обеспечение национальной
безопасности нашего государства. В соответствии с поправками, внесенными
в 2020 г. в Конституцию Российской Федерации, дети отнесены к важнейшему
приоритету государственной политики страны. Именно государство взяло на
себя функции по созданию соответствующих условий, которые закладывают
фундамент для духовного, нравственного, интеллектуального и физического
развития молодого поколения, воспитания духа патриотизма и
гражданственности.
Одной из важнейших задач, установленных Стратегией национальной
безопасности Российской Федерации, является «предупреждение проявлений
радикализма, профилактика экстремистских и иных преступных проявлений,
прежде всего среди несовершеннолетних и молодежи».
Существующая угроза деструктивного идеологического воздействия
на граждан России красной нитью проходит в утвержденных Указом
Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 Основах
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей.
Указом Президента Российской Федерации 17 мая 2023 г. №358
утверждена Стратегия комплексной безопасности детей в Российской
Федерации на период до 2030 года (далее – Стратегия). Воспитание
гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской Федерации является целью
государственной политики по обеспечению безопасности детей.
Достижение поставленных целей осуществляется посредством
реализации задач Стратегии, в том числе в рамках деятельности по
профилактике преступлений, совершаемых несовершеннолетними, путем
развития системы профилактики антиобщественного и противоправного
поведения несовершеннолетних; реализации восстановительных технологий
при работе с детьми, в том числе совершивших общественно опасные деяния;
профилактики проявления агрессивного поведения несовершеннолетних;
противодействия вовлечению несовершеннолетних в деструктивные
сообщества и преступные группировки и иное.
С учетом реализуемой государственной политики по обеспечению
безопасности детей и высокой социальной резонансности противоправных
деяний, совершаемых несовершеннолетними в отношении пожилых людей,
следует выделить высокое культуральное значение превенции жестокого
обращения с пожилыми людьми в целях сохранения духовно-нравственных
ценностей при формировании будущих поколений.
На уровне Дворца при реализации Комплекса мер и мероприятий в
рамках обозначенного направления обеспечивается включение в
региональные программы (комплексы мер, планы и иное) по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних дополнительных
мероприятий по профилактике и противодействию жестокому обращению с
пожилыми людьми.
26

Профилактика жестокого обращения с пожилыми людьми среди
обучающихся в условиях образовательной организации
Общепрофилактический уровень – реализация рабочей программы
воспитания.
Программа воспитания направлена на сохранение и укрепление
традиционных российских духовно-нравственных, к которым относятся
жизнь,
достоинство,
права
и
свободы
человека,
патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность
поколений, единство народов России, приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая
культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения в российском обществе. Воспитание у обучающихся
уважительного отношения к людям старшего поколения, готовность
оказывать помощь, активно выражать непринятие поведения, причиняющего
физический и моральный вред другим людям, умение оценивать свои
поступки и поступки других людей с позиции их соответствия нравственным
нормам и осознавать ответственность за свое поведение является одним из
целевых ориентиров воспитательной деятельности Дворца. Важным
моментом остается включение в ДООП тем по усвоению семейных ценностей
– ценностей создания и поддержания теплых и доверительных семейных
взаимоотношений.
Специфический профилактический уровень – комплекс мер,
нацеленный на формирование ценностных установок, уважительное
отношение и заботу о пожилых людях, включая информационнопросветительские мероприятия. Работа по данному направлению способна
существенно снизить риски деструктивного поведения обучающихся в
отношении пожилых людей и нивелировать негативные социальные
проявления в среде обучающихся.
В инвариативном модуле «Кураторство» который предполагает
непосредственное взаимодействие с обучающимися и их законными
представителями, запланированы проведение тематических занятий,
организация и проведение родительских собраний, посвященных
профилактике и противодействию жестокому обращению с пожилыми
людьми; привлечение членов семей обучающихся к организации и
проведению воспитательных дел, мероприятий в объединении и Дворце с
целью созданий условий для разновозрастного взаимодействия.
В инвариативном модуле «Основные воспитательные мероприятия»
инициирована организация и проведение мероприятий, приуроченных к таким
памятным датам как: Международный день пожилых людей (1 октября), День
бабушек и дедушек (28 октября) (в соответствии с Примерным календарным
планом воспитательной работы).
27

В рамках реализации инвариативного модуля «Профилактика и
безопасность» воспитательная деятельность нацелена на предупреждение
жестокого обращения с пожилыми людьми. Также данный модуль включен в
систему мероприятий по профилактике насилия и травли, юридического
просвещения.
3.4. Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с
целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами
обучающихся.
Основным методом анализа воспитательного процесса во Дворце
является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления
основных проблем и последующего их решения с привлечением (при
необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
− взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
− приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на
изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких
как сохранение уклада общеобразовательной организации, качество
воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль
общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями;
− развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели
и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с
обучающимися, коллегами, социальными партнерами);
− распределенная ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это
результат как организованного социального воспитания, в котором
Учреждение участвует наряду с другими социальными институтами, так и
стихийной социализации, и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся в каждой группе объединении.
Анализ проводится педагогом ДТО вместе с куратором проекта
«Воспитание» с последующим обсуждением результатов на педагогическом
совете или итоговой конференции.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития, обучающихся является педагогическое
наблюдение и программа оценки качества результатов освоения
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ
Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие проблемы,
затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за
28

прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и
почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит
работать педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится куратором проекта «Воспитание», педагогами с
привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся,
совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии
организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических
работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их
родителями (законными представителями), педагогическими работниками,
представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании
методических объединений педагогов ДТО или педагогическом совете.
Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:
− реализации воспитательного потенциала учебной деятельности;
− организуемой внеучебной деятельности обучающихся;
− деятельности педагогов ДТО и их ДТО;
− проводимых внутриучрежденческих основных дел, мероприятий;
− внеучрежденческих мероприятий;
− создания и поддержки предметно-пространственной среды;
− взаимодействия с родительским сообществом;
− деятельности самоуправления;
− деятельности по профилактике и безопасности;
− реализации потенциала социального партнерства;
− деятельности по профориентации обучающихся;
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над
решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчета, составляемого
куратором проекта «Воспитание» в конце учебного года, рассматриваются и
утверждаются на итоговой конференции в конце учебного года.

29

Приложение 1
Календарный план-график воспитательной работы МАНОУ «ГДТ»
на 2025/2026 учебный год
Содержание

возраст
сроки
Занятия
Создание
позитивной
и
доверительной от 5 до 18 в течение года
обстановки на занятиях как источник развития
интереса к познанию, творчеству, саморазвитию:
-исследовательская деятельность;
-применение современных педагогических форм
и технологий на занятиях;
-разработка и внедрение проектных технологий
(пример - «Дорога к танцу»);
- тренинги на «командное взаимодействие»;
- учебно-тренировочные сборы.
«Успех
каждого
ребенка»
вовлечение от 5 до 18 в течение года
обучающихся в конкурсную деятельность
Индивидуализация образовательного процесса от 5 до 18 в течение года
при освоении ДООП
Включение
в
занятия
информации
в от 5 до 18 в течение года
соответствии с календарем Знаменательных дат.
Беседы, экскурсии, викторины.
Детское творческое объединение
«Знакомство с Дворцом» - экскурсии для детских от 5 до 18 в течение года
объединений.
Мероприятия в объединениях ко «Дню Отца в от 7 до 18 октябрь
России»: выставки, открытые занятия.
«Посвящение в танцоры» - мероприятия и от 5 до 18 Ноябрь
концерты в творческих коллективах
декабрь
Мероприятия в объединениях ко «Дню Матери»: от 5 до 18 ноябрь
класс - концерты, открытые занятия.
«День конституции РФ»: конкурсы рисунка, от 10 до декабрь
фотовыставка.
18
«Декада Героев России»: - беседы, игра-ребус от 8 до 18 декабрь
«Герои России - новые имена»
Международный женский день: традиционный от 5 до 18 март
концерт Ансамбля танца «Детство»
Всемирный день поэзии: Конкурс чтецов в от 5 до 18 март
группах Детского театра
«День театра» - традиционное мероприятие в от 5 до 18 март
Детском театре им. Л.К. Диковского
«Международный
день
танца»:
беседы, от 5 до 18 апрель
викторины, мастер-классы, конкурсы
«День Победы»:
от 10 до апрель-май
- участие коллективов в городских мероприятиях 18
Работа с родителями
Организация
родительских
собраний
в
Сентябрьобъединениях Дворца
октябрь и в
течение года
Формирование актива родителей
октябрь

30

ответственный

ПДО

РСП, ПДО
ПДО
РСП,
ПДО,
методисты
Зав.музеем,
ПДО
РСП, ПДО
РСП, ПДО
РСП, ПДО,
РСП,
ПДО,
методисты
РСП,
ПДО,
методисты
ПДО ансамбля
«Детство»
ПДО Детского
театра
ПДО Детского
театра
ПДО
хореографы
РСП,
ПДО,
методисты
РСП, ПДО
РСП, ПДО

Привлечение родителей к мероприятиям
в течение года
объединений
Консультации для родителей:
в течение года
- развитие и устойчивость мотивации ребенка на
освоение ДООП.
взаимодействие
всех
участников
образовательного процесса
- участие в мероприятиях детского объединения.
Профориентация
Развитие
взаимосвязей
с
социальными от 14 до в течение года
партнерами по направлению ДООП:
18
- выходы обучающихся Детского театра им. Л.К.
Диковского в ЕГТИ и театры города;
- выходы обучающихся ансамбля танца
«Детство» и школы-студии «Движение» на
концерты хореографических коллективов;
- организация встреч с выпускниками Дворца.
Профилактика
Всероссийская неделя безопасности ДД
от 5 до 18 25 – 29.09
Международный день пожилых людей
от 5 до 18 01.10
День бабушек и дедушек
от 5 до 18 28.10
Медиабезопасность:
от 8 до 18 октябрь
-День интернета
Единый урок «Права человека»- беседы в ДТО
от 10 до декабрь
18
«Стиль жизни – здоровье»:
от 5 до 18 апрель
-день здоровья
Открытый урок «Связь поколений»
от 5 до 18 в течение года
«Урок доброты»
от 5 до 18 в течение года
Экскурсии, экспедиции, походы
«Дворец - наш дом» - экскурсии по Дворцу
от 5 до 18 в течение года
Экскурсии детских объединений в музеи и на от 8 до18 оперативно
выставки
Групповое посещение театров и концертов
от 8 до 18 по плану
Организация предметно - эстетической среды
Создание условий для самореализации детей и от 5 до 18 в течение года
раскрытию их талантов
Обновление
Уголка
безопасности
для от 5 до 18 в течение года
обучающихся
Оформление выставок и фотовыставок по от 5 до 18 в течение года
различным направленностям ДООП
Обновление информации на сайте Дворца и в от 5 до 18 в течение года
социальных сетях по успехам обучающихся
Создание образовательной среды в учебных от 5 до 18 в течение года
кабинетах Дворца

31

ПДО
РСП,
ПДО,
методисты

РСП, ПДО

РСП, ПДО
ПДО
ПДО
Проектный
офис
РСП, ПДО
РСП, ПДО
ПДО
ПДО
Зав.музеем,
ПДО
РСП, ПДО
РСП, ПДО
РСП, ПДО
Куратор проекта
«Безопасность»

ПДО
РСП, ПДО,
Отдел развития
РСП, ПДО,

Календарь образовательных событий, приуроченных к
государственным и национальным праздникам Российской Федерации,
памятным датам и событиям российской истории и культуры
Дата
1 сентября
1 сентября –
1 октября
1 октября
25-29 сентября
5 октября
4 ноября
20 ноября
26 ноября
1 декабря
декабрь
12 декабря
февраль
март
18 марта
27 марта
2 апреля
7 апреля
12 апреля
1 мая
9 мая
1 июня

Событие
День знаний
Месячник, посвященный Дню пожилого человека
Международный день музыки
Неделя безопасности дорожного движения
сентября
Международный день учителя
День народного единства
Всемирный день ребенка
День матери
Всемирный день борьбы со СПИДом
Декада, посвященная Дню героев Отечества
День Конституции
Декада, посвященная Дню защитника Отечества
Международный женский день
День присоединения Крыма к России
Всемирный День театра
Международный день распространения информации об
аутизме (Всемирная акция «Зажги синим»)
Всемирный день здоровья
День Космонавтики
Праздник Весны и труда
День Победы
День защиты детей

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».