Европейские танцы

Европейские танцы
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей от 12 до 18 лет, срок реализации – 4 года
физкультурно-спортивная направленность

Авторы-составители:
Суханова Ирина Ивановна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Инютина Екатерина Сергеевна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории

Екатеринбург
2023

Пояснительная записка
Универсальным механизмом развития личности, обеспечивающим ее
вхождение в мир культуры и адаптации к существованию в современном мире,
является творчество. Творческая деятельность человека стимулирует развитие
индивидуальности, его талантов, умственных и физических способностей,
служит средством углубления знаний. Особым видом творческой деятельности
является изучение и практическое освоение спортивных танцев, где во главу угла
поставлено всесторонне – гармоничное развитие каждого ребенка, а также его
гуманистическое воспитание. Занятия танцами способствуют развитию
коммуникативных способностей личности ребёнка. В процессе занятий
танцевальным спортом укрепляется опорно-двигательный аппарат ребёнка,
формируется правильная осанка, происходит общее укрепление организма.
Становится очевидным тот факт, что занятия спортивными танцами
формируют адекватную самооценку, помогают обрести уверенность в
собственных силах, отвлекают от воздействия отрицательных факторов
окружающей среды. Танцевальный спорт дает огромный толчок к постоянному
саморазвитию и самосовершенствованию, а также закладывают поведенческие
основы межличностных отношений. Танец – самый естественный и
универсальный способ самовыражения.
Европейские танцы – это своеобразный «телемост», который переносит нас
в эпоху очаровательных дам и предупредительных кавалеров и этот
воспитательный момент трудно переоценить. Танцы Европейской программы
характеризуются безукоризненной танцевальной техникой, эмоциональной
сдержанностью и высокими требованиями к их исполнению на соревнованиях.
Одним из основных правил – нахождение партнёров в постоянном контакте в
паре. Танцоры должны двигаться в паре легко, воздушно, как будто они не
касаются паркета. Но это иллюзия, которая достигается невербальной
коммуникацией, нарабатывающейся многочасовыми тренировками. Освоение
танцевального спорта связано с определённой тренировкой тела. Занятия
Европейскими танцами способствуют формированию культуры человека,
приобщению к нормам этики. Внимание к окружающим, доброжелательность,
приветливость – вот те черты, которые воспитываются у детей в процессе
занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни.
Спортивный танец убеждает нас в том, что спорт и искусство есть
продолжение жизни и постижения себя.
Европейская программа состоит из 5 танцев: Медленный Вальс (Slow или
English Waltz,Танго (Tango), Квикстеп или Быстрый Фокстрот (Quickstep) и
Венский Вальс (Viennesse Waltz).
Программа направлена на обучающихся, перешедших от массового спорта
к спорту высших достижений (СВД).
Направленность – физкультурно-спортивная.
Программа
документов:

разработана

с

учётом

следующих

нормативно-правовых

1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5. Стратегия государственной культурной политики на период до 2023 года,
утвержденной распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 г. № 326-р;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
12. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном
(муниципальном)
социальном
заказе
на
оказание
государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере»;
13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом;
14. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N
761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического
воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года»;
15. Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;

16. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО
ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
17. Положение о порядке применения электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ МАУ
ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии».
Актуальность. В последние годы одним из направлений методологии
исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного
множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, является
системный подход (В.Н.Садовский, 1980). Системный подход как способ
организации действий, охватывающий любой род деятельности, очень активно
используется в современном обществе, в том числе и образовании. Сфера
физической культуры и спорта, в том числе и танцевального спорта не стала
исключением. Сейчас в нашей стране танцевальный спорт активно развивается.
Популярность данного вида танцев обуславливается многими причинами.
Занятия этим видом спорта благоприятны для развития центральной нервной
системы, а занятия в паре воспитывают чувство уважения друг к другу, учат
тактичному обращению с противоположным полом. Танец во все века
сопровождает человека. Приобретая самые разные формы, танец является одним
из главных способов самовыражения. Специфика спортивных танцев
проявляется не только во взаимосвязи спортивной, культурной, эстетической и
художественной деятельности как сочетание элементов спорта и искусства, но и
в комплексном подходе к воспитанию личности и формированию творческой
культурной среды, что помогает устранить традиционный приоритет ценностей
физического развития над духовным становлением человека в процессе
спортивной деятельности. Программа «Европейские танцы» предоставляет
детям возможность прикоснуться к миру красоты, грациозности и совершенства.
При разработке программы были учтены современные задачи развития
образования, закрепленные в Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года, которая определяет в качестве целей развития
дополнительного образования создание условий для самореализации и развития
талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и
социально ответственной личности. Содержание и механизмы освоения
программы, в том числе направлены на: формирование у детей и молодежи
общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской
ответственности; формирование функциональной грамотности и навыков,
повышающих качество образовательных результатов у детей, испытывающих
трудности в освоении основных общеобразовательных программ; поддержку
профессионального самоопределения, формирование навыков планирования
карьеры обучающимися.
Согласно Концепции развития дополнительного образования детей
программа ориентирована на удовлетворение потребностей обучающихся в
занятиях физической культурой и спортом, формирование культуры здорового

образа жизни, укрепление здоровья обучающихся, подготовку спортивного
резерва и спортсменов высокого класса.
В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской
Федерации и Свердловской области программа направлена на физическое
развитие и формирование культуры здоровья. У обучающихся формируются
навыки, важные для жизни: физическая сила, гибкость и координация,
музыкальность, выносливость.
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации»
дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие
физического совершенствования, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также выявление и поддержку
детей, проявивших выдающиеся способности.
Новизна. В программе показан системный подход в обучении спортсменов
танцевального спорта, от начинающих спортсменов СВД до спортсменов –
разрядников. Систематические занятия танцем соразмерно развивают фигуру,
способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают
правильную и красивую осанку, придают внешнему облику человека
собранность, элегантность.
Отличительные особенности программы. Спортивный танец в отличие
от классического танца впитывает в себя всё сегодняшнее, современное, его
окружающее. Он подвижен, непредсказуем, он пытается воплотить в
хореографическую форму окружающую жизнь, ее новые ритмы, новые манеры,
создавая новую пластику. Поэтому спортивный танец интересен и близок
молодому поколению. Дополнительная общеобразовательная программа
«Европейские танцы» интегрирована с международной программой
танцевального спорта и предполагает постепенное расширение и существенное
углубление знаний, развитие умений и навыков обучающихся, более глубокое
усвоение материала путем последовательного прохождения по годам обучения с
учетом возрастных и психологических особенностей.
Программа является составной частью комплекса дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной
направленности, реализуемых в Танцевально Спортивном Клубе «Урал» МАУ
ДО ГДТ ДиМ «Одарённость и технологии».
Педагогическая целесообразность. Каждый танец, который включен в
программу, имеет определенные исторические корни и географическое
происхождение. Приступая к изучению того или иного танца, учащиеся
знакомятся с историей его создания, узнают, в какой стране, у какого народа он
произошел, в какую страну переместился. Спортивный танец – одно из средств
эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке,
тренировки тела, что не возможно без здорового образа жизни. Главная цель в
том, чтобы на основе интересов подростков к спортивным танцам создать
благоприятные
условия
для
раскрытия
творческих
способностей
формирующейся личности юного гражданина, его способности к
самовыражению в танце.

Цель программы – создание условий для личностного развития, творческой
самореализации и достижения спортивных результатов обучающихся в
танцевальном спорте.
Задачи:
Воспитательные:
−приобщить к правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
−воспитать такие качества личности как трудолюбие, уважение к окружающим;
−формировать умения сотрудничества и сотворчества в коллективе;
−поддерживать устойчивую мотивацию к танцевальному спорту;
Развивающие:
−развить чувство ритма и музыкальность, моторно-двигательную и логическую
память;
−развить внимание, умение концентрироваться;
−накопить и обогатить двигательный опыт детей;
−сформировать у воспитанников потребность в физическом совершенствовании.
−развить творческую инициативу и способности к самовыражению в танце.
Обучающие:
−содействовать правильному физическому развитию организма ребёнка,
способствовать выработке правильной осанки, красивой походки, укреплению
всех групп мышц опорно-двигательного аппарата;
−научить технично исполнять фигуры и вариации европейских танцев;
−развить ощущение музыкального ритма посредством ритмических движений;
−реализовать полученные знания, умения и навыки на соревнованиях;
−укрепить мотивацию на участие в соревнованиях.
Адресат. Программа «Европейские танцы» предназначена для детей от 12
до 18 лет и реализуется с учетом психофизических особенностей данной
возрастной категории, которые характеризуется существенным развивитием
двигательных функции, по многим параметрам они достигают очень высокого
уровня, создаются предпосылки для обучения и развития двигательных
способностей, поэтому необходимо эффективно использовать это для
дальнейшего развития физических данных и освоения сложных основ
конкурсного танца. Обучающиеся данного возрастного периода отличаются
повышенной эмоциональностью. Резко возрастает значение коллектива, заметно
проявляется стремление к самостоятельности и независимости, к активной
практической деятельности. Необходимо чередовать варианты разминок и
практики с другими формами тренировок. У обучающихся 15-18 лет опорнодвигательный аппарат способен выдерживать значительные статические
напряжения и выполнять длительную работу, что очень важно при отработке
танцевальных элементов и работы всех групп мышц одновременно.
В этом возрасте дети способны сознательно добиваться поставленной цели,
готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную
подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Стремятся к
социальному утверждению. В этот период дети взрослеют и занимаются
осознанно, начиная задумываться о будущем, в частности, о выборе профессии.
Поэтому необходимо четко определить задачи на предстоящий учебный цикл,

ознакомить с календарем планируемых сборов, соревнований и других выездных
соревнований.(Приложение 5)
Количественный состав группы 10-12 человек.
Условия приёма. На обучение по программе принимаются дети,
прошедшие обучение по программе «Европейские танцы. Массовый спорт»,
владеющие навыками исполнения основных базовых фигур конкурной
программы танцевального спорта, завершившие танцевание по Массовому
спорту и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья для занятий
танцевальным спортом.
Режим занятий: продолжительность одного часа занятия для возрастной
категории 12– 18 лет составляет 45 минут с перерывом между академическими
часами - 10 минут. Занятия проходят 3 раза в неделю по 2 часа или 2 раза в
неделю по 3 часа, в зависимости от расписания.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Данная программа рассчитана на 144недели, 36 месяцев, 4 года.
Объём программы составляет 864 часа.
Название раздела
Европейская программа
танцев

Количество учебных часов в год
7 г/о
8 г/о
9 г/о
10 г/о
216

216

216

216

Уровень программы. Программа «Европейские танцы» имеет статус
«Продвинутый уровень», при котором используются формы организации
материала, обеспечивающие доступ к сложным (узкоспециализированным) и
нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления
программы. Также осуществляется углубленное изучение содержания
программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в
рамках содержательно-тематического направления программы.
Организация образовательного процесса.
Учебный материал программы распределен по объему и сложности, что
выражается в повторении большинства тем из года в год при более углублённом
их изучении с добавлением новых тем и усложнением форм практической
работы. Базовым материалом для работы по программе являются документы
Министерства спорта РФ и Федерации Танцевального Спорта и акробатического
рок-н-ролла России (ФТСАРР). Сопутствующими материалами служат
методические пособия, лекции и
видео-материалы. Высокие требования
предъявляются к музыкальному сопровождению. Музыка в танце имеет
первостепенное значение, поэтому от правильного её подбора, с учётом
возраста,
во многом зависит успешность обучения. Данная
функция
выполняется профессиональным музыкантом, т.е. концертмейстером, который
осуществляет сопровождение программы в объёме 144ч.
Форма обучения: очная, а также обучение возможно с применением
дистанционных технологий и электронного обучения на платформах: Youtube,

Яндекс, Вконтакте. Программа, в зависимости от темы занятия, включает такие
формы работы: индивидуально-групповая, групповая.
Виды занятий:
- практические занятия;
- теоретические занятия;
- мастер-классы, учебные семинары;
- тренировочные сборы.
Методы обучения;
словесный метод носит теоретико-информационный характер (беседа,
объяснение);
практический метод (показ движений, работа по образцу);
метод упражнений (выполнение упражнения с направляющей помощью,
замедленная или быстрая проводка) предполагает обучение простым, несложным
танцевальным движениям
- самостоятельная работа (по заданию).
Формы проведения занятий. Основной формой организации
деятельности обучающийхся являются групповые учебно-тренировочные и
теоретические занятия; практическое занятие; соревнования различного уровня;
открытые занятия.
Способы определения результативности.
Результативность освоения предметной, метапредметной и личностной
составляющей программы определяется методом педагогического наблюдения и
заносится в карты учета предметных,метапредметных и личностных результатов
освоения программы. Критериями успешности образовательного процесса
являются наличие танцевальной культуры и эстетической воспитанности
обучающихся, которые проявляются в осмысленном и вдумчивом отношении к
спортивному танцу, в способности эмоционально воспринимать и передавать
образ. Кроме того, критерием результативности обучения непременно являются
знание и принятие норм поведения, обеспечивающих комфортное и
конструктивное взаимодействие в паре и коллективе. Степень проявления у
детей данных критериев можно определить с помощью Педагогического
наблюдениея.
Формы подведения результатов;
Наиболее приемлемой и показательной формой отслеживания
результативности освоения дополнительной общеобразовательной программы
«Европейские танцы» является участие обучающихся в соревнованиях
различного уровня, а также наличие у пары Класса танцевания (Е,D,С,В,А) и
спортивного разряда. Также используется такие формы как самостоятельная
работа, опрос, тест, зачёт.
Работа с родителями занимает важное место при реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Европейские танцы». Это объясняется тем, что данная программа требует от
детей упорства, дисциплины, целеустремлённости в освоении танцевального
спорта, а для этого необходимо наличие у них высокой мотивации, которую
должны поддерживать родители. Сопровождая детей в освоении спортивного

танца, они являются полноправными участниками образовательного процесса,
тем самым помогая детям стать не только успешными спортсменами, но и
обогащать и развивать личностные качества и степень социализации в обществе.
В течение года предусматривается проведение родительских собраний,
индивидуальных встреч, бесед, открытых занятий для родителей.
Календарный учебный график
Комплектован
ие групп

Реализация
ДООП

Праздничн
ые дни

Зимние
каникулы

Промежуто
чная/итого
вая
аттестация

Летние
каникулы

20.08.- 10.09.

15.09. 31.05.
1 полугодие
– 15 недель
2 полугодие
– 21 недель

4.11.;
23.02.;
08.03;
01.05;
09.05.

31.12. 07.01.

10.05. 30.05.

01.06. 31.08.

Содержание программы
Учебный (тематический) план 7 – 10 годов обучения
№
п/п

1

2

3

4

5

6

7

Общее количество часов
Название раздела,
темы
Всего Теория Практика
«Европейская программа» 216
Инструктаж по ТБ
1
1
Взаимодействие
в
паре.
«Рамка», Контакт
13
13
Баланс в паре,
18

18

32

32

32

32

32

32

32

32

32

32

Медленный вальс -W
Танго - Т

Венский вальс -V
Медленный фокстрот F
Квикстеп -Q

Формы /
контроля
анкета, опрос
Контроль и анализ
выполнения, тест,
Зачёт, соревнование
Контроль и анализ
выполнения, тест,
Зачёт, соревнование
Контроль и анализ
выполнения , Зачёт,
соревнование ,тест,
Контроль и анализ
выполнения , Зачёт,
соревнование ,тест,
Контроль и анализ
выполнения , Зачёт,
соревнование ,тест,
Контроль и анализ
выполнения , Зачёт,
соревнование ,тест,
Контроль и анализ
выполнения, тест,

№
п/п
8

Название раздела,
темы

Общее количество часов
Всего Теория Практика

Практика
24
Итого

216

24
1

Формы /
контроля
Зачёт, соревнование
Контроль и анализ
выполнения, тест,
Зачёт, соревнование

215

Содержание
Тема 1. Взаимодействие в паре.
Практические занятия: Сохранение «Рамки» и Контакта при движении и
мсполнении фигур в ПП и КПП.
Тема 2. Баланс в паре.
Практические занятия: Сохранение Баланса и равновесиея при динамичном
движении, вращательных фигурах, галопе, позах. Перенос веса тела во время
шага.
Тема 3. Медленный вальс.
Практические занятия: W – Разбор и отработка фигур в паре соответственно
классу танцевания по Правилам ФТСАРР (приложение 2)
Тема 4. Танго.
Практические занятия. Разбор и отработка фигур в паре соответственно классу
танцевания по Правилам ФТСАРР (приложение 2)
Тема 5. Венский вальс.
Практические занятия; Разбор и отработка фигур в паре соответственно классу
танцевания по Правилам ФТСАРР (приложение 2)
Тема 6. Медленный фокстрот.
Практические занятия: Разбор и отработка фигур в паре соответственно классу
танцевания по Правилам ФТСАРР (приложение 2) .
Тема 7. Квикстеп.
Практические занятия: Разбор и отработка фигур в паре соответственно классу
танцевания по Правилам ФТСАРР (приложение 2)
Тема 8. Практика.
Практические занятии: Прогон всех вариаций в соответствии с классом
танцоров по определённому времени. Прогон с определённым заданием.
Планируемые результаты освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Личностные результаты.
Выпускники 7 - 10 годов обучения:
– доброжелательно и с уважением относиться к взглядам окружающих;
– проявлять способность адекватно оценивать свои поступки и поступки своих
товарищей в коллективе;
– испытывать чувство ответственности перед своими товарищами в
коллективе;
– толерантно относиться к разнообразию людей и взглядов;

– иметь позитивную самооценку;
– использовать на практике стратегию сотрудничества и конструктивных
отношений в группе и паре;
– видеть возможности дальнейшего развития и стремиться к личностному
росту;
– быть устойчиво приверженными здоровому образу жизни.
Метапредметные результаты:
Выпускники 7-10 годов обучения должны:
– уметь управлять собой и своими эмоциями;
– иметь представление о качествах, особенностях, ресурсах своей личности;
– знать о структуре и закономерностях межличностного общения и установках,
способствующих успешному общению;
– знать и принимать нормы поведения, обеспечивающие комфортное
взаимодействие в паре и коллективе, придерживаться их в жизненных ситуациях;
– знать о способах урегулирования конфликтных ситуаций;
– использовать стратегию сотрудничества и нацеленности на успех;
– учитывать потребности своего партнера;
– реализовывать полученные навыки в спортивной и концертной деятельности.
Предметные результаты:
Выпускники 7 - 10 годов обучения должны:
– уметь свободно ориентироваться на конкурсной площадке;
– уметь эмоционально отображать характер танца;
– владеть техникой исполнения фигур своего класса танцевания;
– уметь самостоятельно разбирать вариации и работать над ними.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Способы определения результативности. С целью определения уровня
освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, а
также для повышения эффективности и улучшения качества образовательного
процесса проводится педагогический мониторинг в течение всего периода
обучения. Педагогический мониторинг включает три этапа диагностики:
первичный, промежуточный и итоговый. Результаты педагогического
мониторинга фиксируются в сводных таблицах. Текущий контроль успеваемости
обучающихся проводится за счет аудиторного времени, предусмотренного в
учебно-тематическом планировании.
Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год на протяжении всего
срока освоения программы. Проводится анализ результатов участия в
соревнованиях различного уровня. - количество очков, присуждаемых парам за
каждый танец и в целом за программу, которые фиксируются в общей базе сайта
Федерации (ВФТСАРР –www: ftsarr) и в квалификационной книжке спортсмена.
Формы промежуточной аттестации: опросы, тесты, соревнования
различного уровня.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по
программе с целью выявления уровня развития способностей и личностных

качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной
общеобразовательной программы. Для проведения итоговой аттестации
формируется аттестационная комиссия, в состав которой входят представители
администрации образовательной организации, руководители структурных
подразделений, методисты, педагоги дополнительного образования, имеющие
высшую квалификационную категорию и специалисты (тренера и судьи) по
танцевальному спорту. Результаты аттестации фиксируются в протоколе
итоговой аттестации и обучающемуся выдаётся Свидетельство об окончании
программы. Формы итоговой аттестации: зачёт по основам и базовым фигурам
Европейской программы в теории (опрос или тест) и практике –демонстрация
фигур и вариаций, участие в соревнованиях
Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения
программы служат:
– система оценки качества результатов
освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (Приложение №1);
– Перечень фигур Европейской программы. Правила вида спорта
«танцевальный спорт», Минспорта РФ 30.12.2019 № 116 (Приложение 2);
– ТЕСТ «Европейская программа танцевального спорта» (для танцоров
категории Ю и М) (Приложение 3).
Комплекс организационно-педагогических условий
Учебно-методическое обеспечение
1. Классификация международной программы по спортивным бальным
танцам, положения о фигурах по европейской программе
2. «Правила массового спорта» редакция ФТСАРР, 2019г.
3. Методические материалы: «История Евроейской программы танцев»,
«Характерные особенности Европейских танцев» (Приложение 4)
4. Видео-материал по основам танцевального спорта и вариациям.
5. Графики СММ и соревнований по танцевальному спорту.
6. Книжки для танцоров массового спорта.
Кадровое обеспечение
1. Педагоги со средним или высшим образованием, владеющие знаниями и
умениями танцевального спорта, а также имеющие практику в
танцевальном спорте (не ниже «А» класса).
2. Концертмейстер (фортепиано, звуковая аппаратура).
Материально-техническое обеспечение
1. Помещение – паркетный танцевальный зал – 100 кв.м. и более.
2. Компьютер с выходом в Интернет.
3.Звуковая аппаратура и Флэш-накопитель – 5 шт.
4. Вспомогательные предметы для тренировок – скакалки, гимнастические
палки, спортивные резинки, спортивные коврики,гантели.
5. Мини – тренажеры для занятий: утяжелители, рамки (индивидуальные).

Список использованной литературы
1. «Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта
«танцевальный спорт», приказ Минспорта России № 1077 от 26.12.2014г.
2. «Правила танцевального спорта» Утверждённые Минспорта России от
19.05.2021 № 312
3. Борруаз Ф. Теория и техника латиноамериканских танцев. – М.: Прогресс,
1989.
4. Мур А. «Техника исполнения европейских танцев, Танго». –
СПб.: «Имперское общество учителей танцев», 2009.
5. Мур А. «Техника исполнения европейских танцев, часть 1 - Медленный
вальс». – СПб.: «Имперское общество учителей танцев»,2009.
6. Мур А. «Техника исполнения европейских танцев, часть 2 – Медленный
фокстрот». – СПб.: «Имперское общество учителей танцев», 2009.
7. Мур А. «Техника исполнения европейских танцев, часть 3 – Квинстеп». –
СПб.: «Имперское общество учителей танцев», 2009.
Ресурсы удалённого доступа
1. Всероссийская Федерация танцевального спорта и акробатического рокн-ролла [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://ftsarr.ru/
2. Российский танцевальный союз [Электронный ресурс]. – Режим доступа
http://www.rdu.ru/
3. Федерация танцевального спорта «Профессионал» [Электронный ресурс].
– Режим доступа http://www.ftspro.ru/
4. Международная ассоциация танцевальных клубов, школ и студий танца
[Электронный ресурс]. – Режим доступа http://maskt.ru/
Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Европейские танцы» разработана педагогами дополнительного образования
Дворца для детей 12-18 лет, имеющих класс танцевания -«Е», «Д», «С», «В»,
«А», и рассчитана на 4 года обучения.
Программа является составной частью комплекса дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ физкультурно-спортивной
направленности, реализуемых в Танцевально Спортивном Клубе «Урал» МАУ
ДО ГДТ ДиМ «Одарённость и технологии»
Цель программы – создание условий для личностного развития, творческой
самореализации и достижения спортивных результатов обучающихся в
танцевальном спорте.
Задачи:
−приобщить к правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

−воспитать такие качества личности как трудолюбие, уважение к окружающим;
−формировать умения сотрудничества и сотворчества в коллективе;
−развить физические качества (силу, выносливость, координацию);
−развить внимание, умение концентрироваться;
−развить творческую инициативу и способности к самовыражению в танце;
−содействовать правильному физическому развитию организма ребёнка;
−научить технично исполнять фигуры и вариации европейских танцев;
−закрепить полученные знания, умения и навыки;
−развить мотивацию на участие в соревнованиях различного уровня;
−сформировать ориентацию на «здоровый образ жизни».
Дополнительная общеобразовательная программа «Европейские танцы»
интегрирована с международной программой танцевального спорта. Приобретая
самые разные формы, танец является одним из главных способов
самовыражения. Программа «Европейские танцы»
предоставляет детям
возможность прикоснуться к миру красоты, грациозности и совершенства.

Сведения о разработчиках
Суханова Ирина Ивановна
Педагог дополнительного образования МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и
технологии»
Высшая квалификационная категория
Педагогический стаж – 39 лет
Инютина Екатерина Сергеевна
Педагог дополнительного образования МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и
технологии»
Высшая квалификационная категория
Педагогический стаж – 15 лет

Приложение 1.
Система оценки качества результатов освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Для
оценки
качества
результатов
освоения
обучающимися
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Европейские танцы» применяется комплексная система оценивания
сформированности личностных, метапредметных и предметных навыков.
Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных
результатов обучающихся
№

Критерии

Показатели

1

Взаимодействие в
команде. Умение
учащегося
продуктивно общаться,
готовность помочь при
коллективном решении
творческих задач

1. Вступает во взаимодействие с детьми

2

3

4

2. Вступает во взаимодействие с педагогом
3. Отстаивает свое мнение аргументировано и
спокойно
4. Оказывает помощь сверстникам при
выполнении какой-либо работы
5. Просит и принимает помощь сверстников

Cреднее арифметическое
1.Интересуется темой занятия, задает
Познавательная
дополнительные вопросы педагогу по теме
активность
занятия/темы/программы
Желание узнавать
2. Воспроизводит информацию по итогам
новое
учебного занятия
3. Умеет вычленять главное из полученной
информации.
4. Охотно делится информацией по итогам
самостоятельной работы
5. Самостоятельно (без помощи взрослого)
выполняет дополнительные (творческие)
задания
Cреднее арифметическое
1. Выполняет задания педагога в указанный
Ответственность
срок и без напоминания
Проявляется при
2. Своевременно приходит на занятие, другие
выполнении
мероприятия
функциональных
3. Доводит начатую работу до конца
заданий, известных,
4. Адекватно реагирует на оценку своего
повторяющихся
труда, полученного результата.
5. Выполняет взятые обязательства
Cреднее арифметическое
Социальная
1. Принимает правила и традиции группы
идентичность
2. Охотно (без давления педагога) принимает

Проявляется
/не проявляется

5

6

Индивидуальное
участие в мероприятиях, важных для группы
чувство
(конкурсах, фестивалях, социальных акциях)
принадлежности к
3. Предлагает свою помощь при проведении
творческому
важных для группы дел (мероприятий)
объединению.
4. Положительно высказывается об отношении
Убежденность в
к группе, Дворцу.
собственной
5. Положительно оценивает свою роль и место
значимости для
в детском творческом коллективе.
развития среды, к
которой принадлежит
сам ребенок
Cреднее арифметическое
1 Знание направлений относительно линии
Предметные знания
танца
2. Правила поведения на паркете
3. Техника исполнения основ
4. Физическая подготовка
5. Ритмичность
Среднее арифметическое
1. Постановка корпуса
Предметные умения
2. Баланс- устойчивость
3. Техника исполнения фигур
4. Музыкальность и отбражение характера
танца
5 Знание и техничность исполнения вариаций
Среднее арифметическое

В таблице обозначается проявление или не проявление показателей шести
критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося, на
развитие которых направленна данная программа.
Применяемые
методы
оценки:
педагогическое
наблюдение,
анкетирование, беседа, соревнования.
Принята 100-бальная шкала, на которой определены 4 интервала, которые
соответствуют:
высокому (продвинутому) уровню результатов освоения дополнительной
общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и характеризуются
сформированностью и закрепленностью в деятельности обучающихся
ценностных ориентаций; осознанный, целенаправленный характер деятельности
(уровень мотивации); умению создавать новые правила, новые творческие
продукты, алгоритмы действий в непредвиденных (новых) ситуациях, условиях.
средний (базовый) уровень от 60 до 79 баллов характеризуется
осознанностью желания заниматься экспериментальной деятельностью, умением
самостоятельно воспроизводить и применять информацию в ранее
рассмотренных типовых ситуациях, при этом действия обучающегося
расценивается как репродуктивные; осознанностью своей роли и

ответственности за результаты работы группы, готовностью выполнять
различную работу для пользы команды.
низкий (стартовый) уровень от 40 до 59 баллов (минимальный предел,
ниже которого качество результатов освоения программы недопустимо!)
характеризуется умением обучающегося выполнять учебную деятельность,
опираясь на описание действия, подсказку, намек; обучающийся знает о
ценности коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет неосознанный уровень
(интерес или потребность) к занятиям деятельностью по программе.
недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется отсутствием
опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом признавать
значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом и другими
детьми, желанием работать только индивидуально и обыгрывать всех.
Сводная таблица достижений каждого обучающегося заполняется в
течение учебного года в три периода: в сентябре или октябре заполняются
начальные данные, в конце декабря – промежуточные данные, в мае - итоговые.
На основании сводных данных о достижениях каждого обучающегося
наблюдается динамика освоения программы дополнительного образования и
производится ее корректировка на дальнейший период.
Сводная таблица достижений обучающегося:
Обучающийся
1

Фамилия Имя

2

Фамилия Имя

3

Фамилия Имя

Числовое значение
Сентябрь

Декабрь

Май

Результативность
освоения

На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о
корректировке содержательной части программы, методического обеспечения
программы и применяемых технологий и форм работы.

Приложение 2
ПРАВИЛА ТАНЦЕВАЛЬНОГО СПОРТА

перечень основных фигур Европейской программы танцев
Медленный вальс (Waltz)
название

№
Английское
п/п
Фигуры класса«E»
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Closed Changes
– RF Closed Change
(Natural to Reverse)
– LF Closed Change
(Reverse to Natural)
Natural Turn
Reverse Turn
Natural Spin Turn
Whisk
Chasse from PP
Hesitation Change
Outside Change
Reverse Corte
Back Whisk
Back Lock (Backward Lock Step)
Progressive Chasse to Right
Open Impetus
(Open Impetus Turn)
Weave from PP
Drag Hesitation
Turning Lock (Turning Lock to Left)
Basic Weave (Weave in Waltz Time)

Танго (Tango)
№
Английское название
п/п
Фигуры класса«D»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Walk
Progressive Side Step
Progressive Link
Closed Promenade
Open Finish
Open Promenade
Rock Turn (Natural Rock Turn)

Русское название
Закрытые перемены
– Закрытая перемена с ПН
(из натурального поворота в реверсивный)
– Закрытая перемена с ЛН
(из реверсивного поворота в натуральный)
Натуральный поворот
Реверсивный поворот
Натуральный спин поворот
Виск
Шассе из ПП
Перемена хэзитэйшн
Наружная перемена
Реверсивное кортэ
Виск назад
Лок назад (Лок стэп назад)
Поступательное шассе вправо
Открытый импетус
(Открытый импетус поворот)
Плетение из ПП
Дрэг хэзитэйшн
Поворотный лок (Поворотный лок влево)
Основное плетение (Плетение в ритме вальса)

Русское название
Ход
Поступательный боковой шаг
Поступательное звено
Закрытый променад
Открытое окончание
Открытый променад
Рок поворот (Натуральный рок поворот)

Венский вальс (Viennese Waltz)
№
Английское название
п/п
Танец исполняется с «E» класса

Русское название

1.

Natural Turn

Натуральный поворот

2.

Reverse Turn

Реверсивный поворот

3.

RF Forward Change Step
(Forward Change Step – Natural to Reverse)

Перемена вперед из натурального поворота в
реверсивный

№
Английское название
п/п
4. LF Forward Change Step
(Forward Change Step – Reverse to Natural)
5. RF Backward Change Step
(Backward Change Step – Natural to Reverse)
6. LF Backward Change Step
(Backward Change Step – Reverse to Natural)

Русское название
Перемена вперед из реверсивного поворота в
натуральный
Перемена назад из натурального поворота в
реверсивный
Перемена назад из реверсивного поворота в
натуральный

Квикстеп (Quickstep)
№
Английское название

Русское название

п/п
Фигурыкласса«E»
1.

QuarterTurntoRight

Четвертной поворот вправо

2.

QuarterTurntoLeft (HeelPivot)

Четвертной поворот влево (Каблучный пивот)

3.

Natural Turn

Натуральный поворот

4.

Natural Turn with Hesitation

Натуральный поворот с хэзитэйшн

5.

Natural Pivot Turn

Натуральный пивот поворот

6.

Natural Spin Turn

Натуральный спин поворот

7.

Progressive Chasse

Поступательное шассе

8.

Chasse Reverse Turn

Шассе реверсивный поворот

9.

Forward Lock (Forward Lock Step)

Лок вперед (Лок стэп вперед)

10. Back Lock (Backward Lock Step)

Лок стэп назад (Лок назад)

11. Progressive Chasse to Right

Поступательное шассе вправо

12. Tipple Chasse to Right

Типпл шассе вправо

13. Running Finish (may be ended in PP)

Бегущее окончание (может заканчиваться ПП)

14. Outside Change

Наружная перемена

15. Quick Open Reverse

Быстрый открытый реверсивный

16. Zig-Zag, Back Lock and Running Finish

Зигзаг, лок назад и бегущее окончание

17. V6

Ви 6

Приложение 3
ТЕСТ «Европейской программа»
(Правила вида спорта «танцевальный спорт», Минспорта РФ 30.12.2019 № 116)
№ п\п
1.

2.

3.

4.

5.

6

7

Вопрос
Что понимают позицией СТОП?
A. Положение ступни относительно корпуса
B. Положение ступней относительно ЛТ
C. Положение одной ступни по отношению к другой
Что такое Позиция Противодвижения Корпуса? (ППДК (СВМР)?
A. Шаг, который исполняется вперед и накрест, назад и
накрест, на линию или пересекая линию другой ноги, в то
время, как корпус уже находится в требуемой позиции
B. Шаг, который исполняется вперед и назад не пересекая
линию другой ноги
С. Шаг, который исполняется вперед и накрест, назад
и накрест, на линию или пересекая линию другой
ноги, в то время, как корпус еще не находится в
требуемой позиции
Какие термины используются в этом разделе Построение
(Равнение)?
A. Лицом, спиной, указывая
B. Степень поворота, без подъёма в ступне
C. Вперед, В сторону
Когда в разделе техники Построение (Равнение) используют
термин «указывая» («по направлению»)
A. при описании шагов прямо, когда направление ступни не
отличается от направления, в котором обращен корпус
B. при описании направление ступни
C. при описании шагов в сторону, когда направление ступни
отличается от направления, в котором обращен корпус
На каком шаге Правого поворота в Медленном вальсе есть
ПДК?
A. на 1
B. на 2 и 3
C. на I и 4
D. на 3 и 4
В каком ритме исполняется Браштэп т. Танго?
А. М М Б М
В. Б Б и М
С. ББМ
D. М М Б Б
Шаг 4 правого поворота т. Венский вальс партнер исполняет
А. назад
В. назад и немного в сторону
С. в сторону и немного назад

Вариант
ответа
С

А

А

С

С

В

В

8

9

10

11

12

12

13

14

15

При выполнении каких шагов применяется термин «без подъёма
в ступне»
A. назад
B. вперед
C. в сторону
Фоллевей Позиция –
А. М и Д находятся в V-образной позиции
В.М и Д находятся в V-образной позиции, но М и Д двигаются в
сторону
С. М и Д находятся в V-образной позиции, но М и Д двигаются наза
Веерная Позиция –
А. Д расположена под углом 120 град. к М с левой стороны. ЛР М
соединена с ПР Д
В. Д расположена под прямым углом к М с правой стороны. ПР М
соединена с ЛР Д
С. Д расположена под прямым углом к М с левой стороны. ЛР М
соединена с ПР Д
Сколько существует лицевых позиций корпуса?
А. 1
В. 4
С. 3
Есть ли ПДК в Закрытых переменах Медленного вальса?
A. есть, на 2 шаге
B. нет
C. есть, небольшое на 1 шаге
Спины с продвижением из ОПП партнерша т. Пасс исполняет
А. с поворотом вправо
В. с поворотом влево
С. без поворота
В Поступательном боковом шаге танца «Танго» работа стопы
партнера на втором шаге описана как
A. плоско
B. внутренний край стопы
C. каблук
Шаг 4 левого поворота т. Венский вальс партнер исполняет
А. назад
В. назад и немного в сторону
С. в сторону и немного назад
Кросс шассе т. Квикстеп исполняется в ритме
А. ММВБ
В. МББМ
С. ББББ

РЕЗУЛЬТАТ:
12-15 вопросов - высокий уровень
6 - 11 вопросов - средний уровень
Менее 6 вопросов - низкий уровень

С

А

С

С

С

А

В

В

В

Приложение 4
Методические материалы
к дополнительной общеобразовательной программе «Европейские танцы»
1. Общие сведения о Европейской программе танцев (теория)

2.

Характерные особенности Европейских танцев (теория)

Медленный Вальс
Европейскую программу бального танца традиционно открывает Медленный
Вальс. Предшественником Медленного Вальса был Вальс «Бостон», который
впервые появился в Бостоне в конце XVIII века. Его появление связывают с
приездом И. Штрауса, который организовывал балы и концерты. Характерным
отличием этого бального танца было замедление до 40 тактов в минуту, что
принесло ему ошеломляющую популярность, которая вышла за пределы

Америки, достигнув берегов Англии. Развиваясь, он претерпел ряд изменений, и
после Первой Мировой войны стал приобретать черты, характерные для
стандартного конкурсного танца. Первые европейские чемпионы по бальным
танцам англичане Максвелл Стюарт, Пэт Сайкс, Виктор Сильвестер и Жозефин
Брэдли значительно модернизировали вальс. В современном исполнении танца
отображены вариации, разработанные ими в то время. Чтобы увековечить вклад
английских танцоров в становление Медленного Вальса, ему было дано второе
название – Английский Вальс. Особую чувственность и спокойствие этому танцу
придают замедленный до 30 тактов в минуту темп и музыкальный размер 3/4.
Танго
Удивительно прекрасный танец Танго заслуженно считается гармонией
движений души, сердца и эмоций. Страстный и зажигательный Танго за свою
долгую историю приобрел огромное количество поклонников, однако и сегодня
не утихают споры о его происхождении. Большая советская энциклопедия
утверждает, что этот танец родом из солнечной Испании, а вот Британские
справочники повествуют о том, что Танго придумали африканские негры. В
испанской энциклопедии встречается упоминание о том, что Танго имеет
несколько значений. Согласно одному из них данный танец является символом
традиционных празднований темнокожего африканского населения. Другое
утверждение основывается на том, что Танго – это исключительно аргентинский
танец, неизвестного происхождения, который многими своими движениями
напоминает андалузские танцы. Свое версию возникновения Танго имеют и
французские источники. По их данным танец появился в начале XV века. Его
прародителями были испанские мавры, которые способствовали
распространению Танго среди коренных жителей Испании. Позднее в XVI
столетии обольстительный Танго был привезен и в Аргентину. А вот
популярность этот танец по-настоящему приобрел только на Кубе, где впитал в
себя зажигательные ритмы хабанеры. Кроме того на развитие танца оказала
существенное влияние и ритмичная негритянская милонга. В течении достаточно
продолжительного периода Танго считался малопристойным танцем, а его
движения – слишком откровенными. Но, не смотря на все существующие
предубеждения Танго, продолжал завоевывать сердца все большего количества
людей и в 80-х годах XIX века стал появляться и в бальных салонах на юге
Америки. Тогда его называли «танец с остановкой». В конце XIX — начале XX
столетий прославленный французский композитор, писатель, хореограф и
основатель различный танцевальных турниров Камиль де Риналь вместе со своей
талантливой партнершей Габриэл Рэй создает новый вариант Танго, который с
успехом демонстрирует британским импресарио. Такой обновленный танец
получает название французское Танго. Постепенно движения танца становятся
проще и доступнее, его преподают во многих хореографических школах. Со
временем Танго считается международным танцем, теряя присущее ему ранее,
исключительно аргентинские черты. Так в 1911 году он получает настоящее
признание среди жителей Англии, через год популярность приходит и в

Германии, следом – в России и других европейских странах. Обновленный Танго
вновь становится модным и на американском континенте. В течении прошлого
столетия движения Танго неоднократно менялись, танец впитывал в себя
национальные особенности и традиции многих народов. Его стандарты
склонялись то французскому, то аргентинскому, то к английскому варианту.
Сегодня Танго входит в Европейскую программу бальных танцев и исполняется
в темпе 30 – 32 такта в минуту. Однако, не смотря на свою популярность среди
жителей Старого света, Танго не потерял и свой уникальный аргентинский
колорит, такой вариант танца успешно существует до сих пор.
Венский Вальс
Венский Вальс имеет общее происхождение с Медленным Вальсом, фактически
он от него и произошел. На некоторое время Медленный Вальс вытеснил
Венский Вальс – танец высшего английского общества. С началом Первой
Мировой войны австрийские оркестры были вынуждены покинуть европейские
залы. Венский Вальс был постепенно возрожден к концу Второй Мировой
войны. Немецкие и французские специалисты в истории танцев ведут споры по
поводу происхождения Вальса и находят доказательства принадлежности этого
танца к своей культуре. Первые считают, что австрийский народный танец
лендлер является прародителем Венского Вальса, а последние утверждают, что
танец рожден в Провансе, и имеет общие корни с французским танцем под
названием вольта. Путаница вызвана тем, что в начале XIX века с вольты и
лендлера были заимствованы основные танцевальные фигуры и па,
адаптированные под особый музыкальный ритм, которые составили базу для
основного шага Венского Вальса. Исполнение конкурсного бального танца
подразумевает 60 тактов в минуту и музыкальный размер 3/4.
Фокстрот
Современные бальные танцы включают в себя еще один замечательный танец —
Фокстрот. Этот танец был популяризован американским актером водевиля Гарри
Фоксом, впервые исполнившим его в 1914 году в Нью-Йорке. Впоследствии
танец получил название в честь своего создателя, по слухам, публика назвала его
fox trot «шаг лисы». Это было революционное открытие в истории бального
танца. Прерывистый характер фокстрота внес разнообразие в танцевальные шаги
одного ритма. Фокстрот – сложный танец по причине вариативности медленного
и быстрого ритмов. Путем эволюции фокстрот развил медленный
синкопированный ритм 4/4, и позже исполнялся в двух ритмах: медленном,
окончательно названном фокстротом, и в быстром, который был назван
Квикстепом. Фокстрот считается танцем консервативного английского стиля.
Ему свойственны скользящие элегантные движения, длинные шаги при
медленном темпе и короткие шаги при быстром темпе по кругу против часовой
стрелки. Базовый ритм шагов: медленный, медленный, быстрый, быстрый.
Американский Фокстрот также позволяет открытую позицию танцоров.

Квикстеп
Этот бальный танец очень похож на фокстрот, поскольку они имеют одно
происхождение, Квикстеп является ускоренной версией фокстрота. В технике
задействованы основные па Медленного Фокстрота и дополнительные быстрые
фигуры. Танец составляют простые фигуры, но они усложнены очень быстрым
темпом. На формирование Квикстепа огромное влияние оказал Чарльстон,
первоначальное название танца звучало как «квикстеп-фокстрот и чарльстон».
На международном чемпионате в 1927 году английские танцоры Фрэнк Форд и
Молли Спэйн исполнили Квикстеп без характерных Чарльстону движений колен,
это и был день рождения Квикстепа. А в 1929 году на конференции эти танцы
были навсегда разделены как самостоятельные. Квикстеп получил собственное
отдельное название, что в переводе с английского означает «быстрый шаг».
Обычно Квикстеп танцуется под джаз и свинг в темпе 50-52 такта в минуту.
Этим зажигательным танцем конкурсные бальные танцы обычно завершают
европейскую программу.

Приложение 5
Возрастные характеристики обучающихся при построении
образовательного процесса
Возрастные особенности

Методические особенности

6-8 лет
Позвоночный столб в этом возрасте
Необходимо большое внимание
отличается большой гибкостью и
уделять формированию правильной
неустойчивостью изгибов
осанки
Суставно-связочный аппарат очень
Целесообразно использовать этот
эластичен и недостаточно прочен
период для целенаправленного, но
осторожного развития гибкости
Интенсивно развивается мышечная
При преобладании крупных,
система, но крупные мышцы
размашистых движений,
развиваются быстрее мелких
целенаправленно вводить мелкие и
точные движения
Регуляторные механизмы сердечноНагрузка должна быть небольшого
сосудистой и дыхательной систем
объема и интенсивности, носить
несогласованны, дети быстро устают
дробный характер
Продолжительность активного
Занятия должны быть интересными и
внимания и умственной
эмоциональными, количество
работоспособности невелики
замечаний ограничено, полезны
поощрения
Велика роль подражательного и
Показ должен быть идеальным,
игрового рефлексов
занятие – игровым
Антропометрические размеры детей на Применять предметы
1/3 меньше взрослых
пропорционально уменьшенных
размеров
9-11 лет
Существенно развиваются
Необходимо эффективно использовать
двигательные функции, по многим
этот возраст для обучения новым, в
параметрам они достигают очень
том числе сложным движениям, и для
высокого уровня, создаются
развития основных физических
предпосылки для обучения и развития способностей: координации, гибкости,
двигательных способностей
быстроты, прыгучести
Значительного развития достигает кора Все большее место должен
головного мозга и 2-ая сигнальная
приобретать словесный метод
система
обучения
Силовые и статические нагрузки
Целесообразен скоростно-силовой
вызывают быстрое утомление
режим тренировки (максимум за
определенное время). Статические
нагрузки давать в ограниченном
объеме

Возрастные особенности

Методические особенности

12-13 лет
Наблюдается ускоренный рост длины
Необходимо бороться с чрезмерным
и массы тела, происходит оформление повышением массы тела с помощью
фигуры.
диет и осторожным повышением
нагрузок
Осуществляется перестройка в
Тем не менее, необходимо осваивать
деятельности опорно-двигательного
новые движения, совершенствовать
аппарата, временно ухудшается
ранее изученные и планомерно
координация и другие физические
наращивать скоростно-силовую
способности
подготовку
Отставание в развитии сердечноНеобходимо внимательно дозировать
сосудистой системы приводит к
нагрузку, заботиться о восстановлении
повышению давления, сердечного
и отдыхе, регулярно осуществлять
ритма, быстрой утомляемости
врачебный контроль
В поведении подростков отмечается
Важнейшая задача – воспитание
преобладание возбуждения над
«тормозов». Для этого необходима
торможением, реакции по силе и
спокойная обстановка,
характеру часто неадекватны
доброжелательность, понимание,
раздражителю
терпение, но не снижая
требовательности.
от 14 лет и старше
Критическое отношение к своим
Четко определить задачи на
спортивным возможностям, сомнения предстоящий учебный цикл,
в целесообразности продолжения
ознакомить с календарем планируемых
напряженных тренировок
сборов, соревнований и др. выездных
соревнований
Угнетает монотонность тренировок,
Чередовать варианты разминок,
как по содержанию, так и по нагрузкам участвовать в показательных
мероприятиях
Появляется психологическая усталость Больше практиковать отвлекающие
мероприятия


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».