Сценическое движение в детском театре

Сценическое движение в детском театре
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для детей от 7 до 18 лет, срок реализации – 10 лет
художественная направленность

Авторы-составители:
Тренбач Ольга Игоревна
педагог дополнительного образования
Фридрих Ирина Анатольевна
педагог дополнительного образования
Шуранова Марина Ефимовна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург
2023

Пояснительная записка.
Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и
действия с изобразительным искусством, музыкой, пластикой, движением. В
современном театре трудно представить актера, который не умеет танцевать,
петь, красиво говорить и двигаться. Поэтому привлечение детей к
многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает
большие возможности для многостороннего развития их способностей.
Сценическое движение – важнейшая составляющая внешней техники актёра, это
пластика жизни спектакля. Такие занятия способствуют снятию мышечных
зажимов, выработке реакции, развитию координации движений, учат передавать
внутренний мир и переживания героя через язык тела. В свободном от зажимов
теле звукообразование протекает намного свободнее и качественнее. Танцы
являются не только украшением сценического действия, но и помогают его
развитию, преподносятся его как явление реальной действительности.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Сценическое движение в детском театре» по
содержанию является художественной.
Данная программа является частью комплекса дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в объединении детского
театра им. Л.К. Диковского.
Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
5. Стратегия государственной культурной политики на период до 2023 года,
утвержденной распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 г. № 326-р;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;

8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
12. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном
(муниципальном)
социальном
заказе
на
оказание
государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере»;
13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом;
14. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N
761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического
воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года»;
15. Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
16. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО
ГДТДиМ «Одаренность и технологии»;
17. Положение о порядке применения электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ МАУ
ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии».
Актуальность программы определяется потребностью всестороннего
развития юных актёров и более качественной подготовки театральных
постановок.
Программа ориентирована на социальный заказ, потребности родителей и
обучающихся. Программа способствует гармоничному развитию личности,
активизирует индивидуальные особенности ребенка, формирует и развивает
актерские способности у детей.
При разработке программы были учтены современные задачи развития
образования, закрепленные в Концепции развития дополнительного образования
детей до 2030 года, которая определяет в качестве целей развития
дополнительного образования создание условий для самореализации и развития
талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и

социально ответственной личности. Содержание и механизмы освоения
программы, в том числе направлены на: формирование у детей и молодежи
общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской
ответственности; формирование функциональной грамотности и навыков,
повышающих качество образовательных результатов у детей, испытывающих
трудности в освоении основных общеобразовательных программ; поддержку
профессионального самоопределения, формирование навыков планирования
карьеры обучающимися.
В соответствии с национальным проектом "Культура" программа
направлена на создание условий для воспитания гармонично развитой и
социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации и возможности для самореализации и развития
талантов.
Программа ориентирована на решение одной из основных задач
реализации направления стратегии социально-экономического развития
Свердловской области на 2016-2030 года - создание комфортной среды для
жизни жителей Свердловской области, что реализуется через создание условий
для развития творческого потенциала населения.
Отличительная особенность программы
Представленная программа соединяет в единую систему отдельные
образовательные разделы театральной деятельности, которые взаимосвязаны
между собой и взаимозависимы. При составлении программы использована
программа, составленная педагогами театра Н.Н. Чиняевой и А.В. Неустроевым.
Педагогическая целесообразность
Единство речи, песни, танца и движения - универсальное средство
эмоционального и физического развития, нравственного и художественного
воспитания детей, формирующее не только элементы творческой деятельности
актёрского мастерства, но и внутренний мир человека. Специфика театрального
искусства заключается в единстве различных умений, навыков и художественноэстетического вкуса, что позволяет осуществлять комплексный подход к
постановке задач при обучении в рамках программы. Педагогическая
целесообразность определена тем, что даёт возможность каждому
обучающемуся применить полученные знания и навыки в сценической и
повседневной деятельности.
Цель программы – создание условий для раскрытия и развития
творческих способностей обучающихся, средствами театрального искусства.
Сформировать потребность в выразительном движении, дать возможность
воплотить в движении тела жизнь сценического героя.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
Обучающие:
 обучить технике безопасности поведения на занятиях по сценическом
движению;
 дать представление об особенностях и возможностях тела человека;
 развитие навыков концентрации и расслабления;
 познакомить с понятием «мышечный аппарат»;

 научить быть внимательным к собственным ощущениям;
 дать углубленные знания об искусстве театра;
 познакомить с театральными профессиями;
 познакомить пользоваться техниками сценического боя;
 научить пользоваться техниками акробатики и парной акробатики.
Развивающие:
 развить наблюдательность;
 развить чувство ритма;
 развить фантазию;
 развить память;
 научить выражать эмоции и отношения через движения;
 научить применять навыки и умения, полученные на занятиях по
сценическому движению в работе над спектаклем;
 сформировать навык самостоятельной подготовки к различным
выступлениям;
 обучить навыкам работы в команде с педагогом, слушать и выполнять его
задания.
Воспитательные:
 воспитать этические нормы поведения, способность работать в коллективе;
 привить ответственное отношение к процессу обучения;
 научить относиться ответственно к своему здоровью и здоровью своих
партнёров;
 привить умение быть самокритичным в оценке своих творческих и
профессиональных способностей;
 развить умение получать удовольствие от занятий.
Адресность программы. Программа ориентирована на возраст обучающихся от
7 до 18 лет, разработана с учётом психофизиологических особенностей данной
возрастной категории.
Возрастные особенности обучающихся.
Именно в этом возрасте начинает проявляться тяга детей к театру,
литературе, музыке. Важными личностными особенностями детей в возрасте 7-9
лет является их открытость, послушание и исполнительность. Эти черты создают
хорошие условия для воспитания ребенка как личности, но требуют от педагога
большой ответственности, внимательного нравственного контроля за своими
действиями и суждениями, поскольку этот возраст характеризуется
безграничным доверием к взрослым и подражанием им. Необходимо помнить,
что стимулирование и максимальное использование мотивации достижения
успехов в виде похвалы, признания, одобрения, различных форм поощрений за
успехи имеет особое значение для развития на данном этапе. Нельзя допустить
формирования и закрепления у ребенка мотива избегания неудачи, который
отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Поскольку целью нашей
программы является развитие и раскрепощение личности, то педагог именно на

этом этапе ставит своей задачей развитие и пробуждение эмоциональной сферы
ребенка через игру и раскрепощение его, снятие «зажимов».
В возрасте 9-13 лет дети переходят в подростковый период. Такой
возраст объединяет
части
характеров,
присущие
старшим
детям
(интеллектуальное развитие, нормы морали, противоречивость и т.п.) и
младшим (непосредственность, неумение концентрировать внимание и т.п.).
Именно в этот период решаются специфические задачи личностного развития и
взросления человека, идет интенсивное усвоение культурных ценностей,
определяющих в дальнейшем его главные жизненные предпочтения.
В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к
деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. В этот
период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его
повседневной жизни. Некоторая «неуправляемость» детей данного возраста
сочетается с особой восприимчивостью и поведенческой гибкостью,
открытостью для сотрудничества и, вместе с тем, с достаточной
интеллектуальной зрелостью, что позволяет взрослым (педагогам и родителям)
строить отношения с ними на основе диалога, на принципах партнерского
общения.
Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости,
возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка,
развиваются абстрактные формы мышления. Резко возрастает значение
коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки
ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет,
занять достойное место в коллективе.
В 13 лет ребёнок начинает себя воспринимать как взрослого человека,
имеющего право на своё мнение, свои желания, стремится к самостоятельности.
В 14-18 лет при переходе от подросткового возраста к юношескому происходит
изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с
позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. В
этом возрасте формируются:
1) самосознание — целостное представление о самом себе, эмоциональное
отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных,
моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на
основе
чего
возникают
возможности
целенаправленного
самосовершенствования, самовоспитания;
2) собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний,
убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную
ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к
абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не
складываются в единую систему;
3) стремление заново и критически осмыслить все окружающее,
самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать
собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. п. Для
юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм

мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир
должен был подчиняться его теориям, а не теории — действительности.
Стремления доказать свою независимость и самобытность сопровождаются
типичными поведенческими реакциями: «пренебрежительное отношение» к
советам старших, недоверие и критиканство по отношению к старшим
поколениям, иногда даже открытое противодействие. Но в такой ситуации
юноша вынужден опираться на моральную поддержку ровесников, и это
приводит к типичной реакции «повышенной подверженности» (неосознанная
внушаемость, сознательный конформизм) влиянию ровесников, которая
обусловливает
единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали (молодежная мода,
жаргон, субкультура).
В этом возрасте дети способны сознательно добиваться поставленной
цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную
подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Стремятся к
социальному утверждению. В этот период дети резко взрослеют, их решения
становятся более взвешенными, они начинают задумываться о будущем, в
частности, о выборе профессии.
Организация образовательного процесса
Программа рассчитана на 10 лет обучения, для детей в возрасте от 7 до 18
лет.
Содержание обучения включает в себя тренинги и игры, направленные на
развитие коммуникативных навыков, развитие памяти, фантазии, сценического
воображения. Проводятся беседы о театральном искусстве, в ходе которых
обучающиеся знакомятся с театральной терминологией и правилами поведения
на сцене и за кулисами.
Программа нацелена на то, чтобы ребёнок научился создавать
индивидуальные и коллективные художественные работы. Все занятия по
программе построены с учетом основных принципов педагогики искусства,
организуются и проводятся в очной форме обучения:
 от простого к сложному;
 смена типа и ритма работы на занятии;
 от постановки творческой задачи до достижения творческого результата;
 вовлечение в творческий процесс всех учеников;
 индивидуальный поход к каждому учащемуся.
Сроки реализации программы
Программа реализуется в течение 10 лет, количество часов на группу в год
составляет 72 часа, общий объем учебных часов на весь период обучения – 720
часов. Обучение по дополнительной общеобразовательной программе
поэтапное:
 I этап: 1-3 год обучения (7-9 лет)
 II этап 4-6 год обучения (10-12 лет)

 III этап 7-10 год обучения (13-18 лет)
Количество детей в группах.
Наполняемость в группах составляет: 12-16 человек.
Режим занятий
В связи со спецификой процесса обучения занятие проводится со всей
группой, либо группа разбивается на 2 подгруппы по 6-8 человек. Занятия
проводятся по группам или подгруппам – 2 часа в неделю.
Для повышения эффективности занятий педагогами используется такая
форма работы, как разделение группы на подгруппы. Работа по подгруппам
обусловлена необходимостью уделить внимание педагога каждому ребенку,
основываясь на его способностях, восприятии материала, эмоциональном
состоянии, что способствует качественному выстраиванию мизансцен с
подробной отработкой диалогов. Также деление на подгруппы необходимо для
подготовки детей к конкурсам, массовым мероприятиям, для репетиций сцен с
ограниченным количеством участников, где требуется тщательная техническая
проработка. Применение данной формы организации занятий способствует
достижению поставленных задач и высоких результатов.
Методы обучения.
В основе преподавания используются методы, направленные на
формирование актёрских навыков детей с учётом их индивидуальных
возможностей:
 объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании
которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
 репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные
знания и освоенные способы деятельности);
 метод анализа и сравнения (при освоении материала занятия, обучающиеся
должны научиться анализировать художественное произведение, находить
логические связи между поступками персонажей, сравнивать особенности и
нюансы психологического поведения людей, что способствует осознанному
отношению к уроку);
 метод импровизации (выполняя задания на создание этюдов, обучающиеся
развивают
воображение,
мышление,
инициативу,
самостоятельность,
развиваются духовно и творчески; задания на импровизацию помогают
обучающимся впоследствии в раскрытии художественных образов в ролях,
самовыражении).
 практический метод (игра, тренинги, упражнения, творческие задания и
показы. Данный метод является основным).
Форма обучения: очная, а также обучение возможно с применением
дистанционных технологий и электронного обучения на платформах: Youtube,
Яндекс, Вконтакте. Программа, в зависимости от темы занятия, включает такие
формы работы:
–
–

индивидуально-групповая;
групповая;

–
фронтальная.
Эффективными средствами реализации программы являются использование
цифровых (электронных) образовательных ресурсов и дистанционных
образовательных технологий; экскурсий (историко-культурной, научно
образовательной и патриотической тематики) и профессиональных проб в
различных форматах.
Виды занятий: практические занятия, беседа, игра, тренинг, творческая
мастерская, учебный показ, репетиция, дистанционное обучение, постановки
этюдов и спектаклей, просмотр спектакля или номера с последующим
обсуждением, мастер-класс, дискуссия, экскурсия, творческие отчеты, открытое
занятие, участие в концертах, участие в конкурсах и фестивалях.
Способы определения результативности.
С
целью
определения
уровня
освоения
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы, а также для повышения
эффективности и улучшения качества образовательного процесса проводится
педагогический мониторинг в течение всего периода обучения. Педагогический
мониторинг включает три этапа диагностики: первичный, промежуточный и
итоговый. Результаты педагогического мониторинга фиксируются в сводных
таблицах.
Методы контроля и оценки, позволяющие определить достижение
обучающимися, планируемых результатов по программе:
 педагогическое наблюдение,
 беседа;
 опрос, анкетирование;
 тестирование;
 анализ творческих работ;
 педагогический анализ.
Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в
начале и в конце учебного года. Для оценки качества личностных и
метапредметных результатов освоения обучающимися дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Сценическое движение»
разработаны следующие критерии: взаимодействие в команде (умение
обучающегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном
решении задач), познавательная активность (желание обучаться, узнавать новое,
работать с информацией), ответственность (проявляется при выполнении
функциональных
заданий,
известных,
повторяющихся),
гражданская
идентичность (индивидуальное чувство принадлежности к творческому
объединению, образовательному учреждению своей стране. Убежденность в
собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам
ребенок). Способы обработки и интерпретации результатов в Приложении № 1.
Мониторинг результативности освоения предметной составляющей
производится после завершения каждого этапа программы.
Критерии оценки предметных результатов освоения программы:

 владение вокальными, речевыми, хореографическими и пластическими
терминами;
 степень освоения вокальных, речевых, хореографических и пластических
навыков
 знание основных вокальных, речевых, хореографических и пластических
техник.
Все достижения демонстрируются воспитанниками во время проведения
творческих работ в виде этюдов и спектаклей, которые играются для
приглашенных зрителей в течение учебного года. Работа воспитанников
оценивается зрителями, педагогами и товарищами.
Виды и формы контроля
В процессе обучения применяются как групповые, так и индивидуальные
формы контроля освоения программы.
Индивидуальными формами контроля на занятии являются:
 показ этюда на заданную тему;
 оценка обучающегося во время тренинга.
Групповыми формами контроля являются:
 показ вокальных, речевых, пластических и танцевальных номеров, на
заданную тему;
 показ номеров в рамках художественных отрывков из произведений;
 проведение итоговых занятий по сценическому движению, сценической речи,
вокалу и хореографии;
 отчетные спектакли;
 участие в конкурсах и фестивалях.
Оценочными материалами для отслеживания предметных результатов
служат:
 анкеты;
 тесты (Приложение 2);
 диагностические карты;
 дневник педагогических наблюдений;
 электронная база достижений обучающихся.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по
программе с целью выявления уровня развития способностей и личностных
качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам
дополнительной общеобразовательной программы.
Итоговая аттестация
обучающихся проводится в следующих в формах: работы репродуктивного
характера, этюды, постановки, творческие работы. Если обучающийся
полностью освоил дополнительную общеобразовательную программу и успешно
прошел итоговую аттестацию, ему выдаётся Свидетельство об успешном
окончании программы.

Календарный учебный график

Комплектование
групп

Реализация
ДООП

Праздничные Зимние
дни
каникулы

Промежуточн
ая/итоговая
аттестация

Летние
каникулы

20.08.- 10.09.

15.09. - 31.05.

4.11.;23.02.;

10.05. - 30.05.

1 полугодие –
15 недель

08.03; 01.05;
09.05.

01.06. 31.08.

31.12. 08.01.

2 полугодие –
11 недель

Учебный план
1 г/о 2 г/о

Сценическое движение в
детском театре

72

72

3
г/о

4
г/о

5
г/о

6
г/о

7
г/о

8
г/о

9
г/о

10
г/о

72

72

72

72

72

72

72

72

Общееколичествочасовза10 лет обучения
Раздел

Кол-во лет
обучения

Количество часов

Сценическое движение в
детском театре

10

720

Всего:

10

720

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
1-3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

№
п/п

Название раздела,
темы

1

Инструктаж по технике
безопасности Силовой обмен

Количествочасов
Всего Теор Практи
ия
ка
12

2

10

Формы
аттестации/контр
оля
Беседа, опрос,
практическа
я работа,
просмотр,
исполнение
этюдов,

контрольные
упражнения.
2

Гимнастическая
растяжка

12

2

10

3

Равновесие

12

2

10

4

Координациядвиж
ения.
Распределение тела
всценическом
пространстве

24

2

20

5

Движениев
пространстве

6

2

4

6

Взаимодействиес
партнером

6

2

6

Итого

72

12

60

Беседа, опрос,
практическая
работа, просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные
упражнения.
Беседа, опрос,
практическая
работа, просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные
упражнения.
Беседа, опрос,
практическа
я работа,
просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные
упражнения.
Беседа, опрос,
практическая
работа, просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные
упражнения.
Беседа, опрос,
практическая
работа, просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные
упражнения,
педагогический
мониторинг.

Тема первого организационного занятия каждого года обучения:
Инструктаж по безопасному поведению.

Знакомство с Инструкциями по ТБ.
Содержание учебного (тематического) плана 1-3 го годов обучения
Тема 1. Силовой обмен.
Как развивать тело. Тело и внутренний мир, их взаимосвязь. За счет чего
мы движемся. В чем заключается сила мышечного аппарата. Как увеличить силу
своих мышц. Достижение максимальной свободы мышц.
Практические работы:
Игры на развитие мышечного аппарата («Колдунчики», «Разогрев»,
«Птичка», «Кошки-мышки»).
Упражнения на развитие мышечного аппарата («Жук», «Пружина»,
«Сломанный цветок», «Построение позвоночника», «Разговор с собой»).
Тема 2. Гимнастическая растяжка.
Что такое растяжка и для чего она нужна. За счет чего мы тянемся. Как
правильно растягиваться. Дыхание – важный элемент растяжки.
Практические работы:
Упражнения на растяжку («Корзинка», «Кошечка», «Цапля», «Журавль»,
«Змея», «Паучки», «Меч», «Замок», «Спящий дракон»).
Тема 3. Равновесие.
Что такое равновесие и для чего оно нужно. Как развивать равновесие.
Причины сохранения равновесия. Дыхание как необходимый элемент
равновесия. Сосредоточенность – возможность сохранять равновесие.
Необходимость равновесия в театре.
Практические работы:
Игры и упражнения на развитие равновесия («Орлы», «Цапля», «Циркуль»,
«Грибок», «Петухи», «Мостик», «Борьба цветов», «Змея» и др.).
Тема 4. Координация движения. Распределение тела в пространстве.
Какие части тела я знаю. Особенности движения различных частей тела.
Движение частей тела в жизни вместе и отдельно. Кости и суставы; как с ними
обращаться.
Практические работы:
Игры и упражнения на разогрев, умение работать телом («Вертолет»,
«Горнолыжник», «Наша Таня», «Растущие крылья», «Штаны на веревочке»).
Тема 5.Движение в пространстве.
Что такое пространство, его виды, характеристики, различие и сходство. Личное
пространство. Принципы работы с пространством в театре.
Практические работы:
Игры и упражнения на развитие чувства пространства, снимающие двигательные
зажимы («Глаза на затылке», «Магнит», «Деревенские человечки»).
Тема 6. Взаимодействие с партнером.
Принципы и условия взаимодействия с партнером. Партнер в театре. Партнер
как предмет и зритель. Я – партнер: требования, желания, ощущения. Как
правильно работать с партнером.
Практические работы:

Игры и упражнения на развитие внимания и доверия к партнеру («Воздушная
подушка», «Веревочка», «Расположение к себе», «Паутинка», «Скульптурная
группа», «Танец для полных», «Силовое поле», «Замок», «Контакт», «Мостик»).
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
4-5 годов обучения

№
п/
п
1

Названиераздела,тем
ы
ОФП. Инструктаж по
технике безопасности

Количествочасов
Всег
Теори Практи
о
я
ка
11
1
10

2

Импульс закрытиераскрытие.

10

2

8

3

Образы движения.

10

2

8

4

Внутреннее движение.

10

2

8

5

Организация и поиск
собственных
выразительных
средств.

20

4

16

Формы
аттестации/кон
троля
Беседа, опрос,
практическая
работа,
просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные
упражнения.
Беседа, опрос,
практическая
работа,
просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные
упражнения.
Беседа, опрос,
практическая
работа,
просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные
упражнения.
Беседа, опрос,
практическая
работа,
просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные
упражнения.
Беседа, опрос,
практическая
работа, просмотр,
исполнение этюдов,
контрольные
упражнения.

6

Работа с предметом.

11

1

10

72
12
Итого
Тема 1. ОПФ (общая физическая подготовка).

60

Беседа, опрос,
практическая
работа,
просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные
упражнения.

Силовой обмен. Гимнастическая растяжка. Взаимосвязь тела и внутреннего
мира. Особенности строения тела, групп мышц. Что такое гибкость. Какую роль
играет правильное дыхание при растяжке. Как обращаться со связками.
Зависимость растяжки от индивидуальных особенностей.
Практические работы: игры и упражнения на ОПФ («Разговор с собой»,
«Построение позвоночника», «Я – мир», «Дракон» и т.д.).
Тема 2. Импульс закрытие-раскрытие.
Восточные и европейские школы движения. Их различие и сходство. Энергия
внутри нас. Разница между собственным и окружающим миром. Моя энергетика.
От чего зависит энергетика;
связь с телом, физикой. Импульс. Закрытие и раскрытие – движение внутрь и во
вне. Энергетика – средство выражения характерности пластического образа.
Импульсивное движение. Восприятие. Способы самореализации. Импульсивное
движение.
Практические работы: упражнения и игры на развитие умения энергетически
концентрироваться,
овладение
собственной
энергетикой
(«Импульс»,
«Энергетический бокс», «Огонь-вода», «Паутина», «Лук и стрела», «Оркестр» и
т.д.).
Тема 3. Образы движения.
Что такое образ движения. Качественные характеристики. Принципы, правила,
ошибки. Макродвижение и микродвижение в жизни и на сцене. Движение
изнутри и во вне. Образное движение.
Практические работы: игры и упражнения, развивающие умение достичь
мышечной свободы. Овладение внутренним монологом в движении («Лягушка»,
«Рыба», «Паутина вверх», «Тюлень», «Жаворонок», «Снеговик» и т.д.).
Тема 4. Внутреннее движение.

Что такое внутреннее движение. Порыв, желание, импульс. Развитие
внутреннего движения. Ассоциативно-пространственные и внутренние
движения и образные представления. Звук – продолжение внутреннего
движения. Восприятие внутреннего движения (ассоциации).
Тема 5. Организация и поиск собственных выразительных средств.
Пластические этюды. Их построение, использование, значение. Импровизация.
Основы импровизации. Выразительный язык импровизации. Свобода – условие
импровизации. Мышечная свобода. Виды импровизации: пластическая
литературная, музыкальная и т.д. Импровизация на сцене в спектакле.
Практические работы:
- Создание этюдов на заданную тему, на тему, выбранную детьми.
- Одиночные этюды и парные.
- Походы в театр, на концерты.
- Упражнения на развитие импровизации («Рисунок», «Оркестр», «Сказка»,
«Бег» и т.д.).
Тема 6. Взаимодействие с партнером.
Теория: Поиск «души» и «характера» предмета. Свойства предмета.
Взаимодействие человека и предмета.
Практические работы:
Подбор предмета. Одиночные этюды с предметом. Парные этюды с предметом.
Этюды с предметом под музыкальное сопровождение.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
6 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№ Название раздела,
п/
темы
п
1. Поза в пантомиме

Количество часов
Формы
Всего
Теори
Практи аттестации/конт
роля
я
ка
4
1
3
Беседа, опрос,
практическая
работа, просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные

упражнения.
2.

Жест в пантомиме

5

1

4

3.

Маска в пантомиме

7

1

6

4.

Этюды в пантомиме

13

1

12

5.

Приёмы
релаксации,
концентрации
внимания

12

1

11

6.

Снятие мышечных
зажимов

12

1

11

7.

Энергетика

10

1

9

Беседа, опрос,
практическая
работа, просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные
упражнения.
Беседа, опрос,
практическая
работа, просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные
упражнения.
Беседа, опрос,
практическая
работа, просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные
упражнения.
Беседа, опрос,
практическая
работа, просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные
упражнения.
Беседа, опрос,
практическая
работа, просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные
упражнения.
Беседа, опрос,
практическая
работа, просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные
упражнения.

8.

Выработка
физического
рабочего
самочувствия

9

1

8

Итого

72

8

64

Беседа, опрос,
практическая
работа, просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные
упражнения.

Тема 1. Поза в пантомиме.
Пантомима – европейская школа движения. Позы – пластически красивые
и некрасивые, эстетичные и неэстетичные. Разнообразие иллюстрированного
материала и опыта наблюдений. Официальные и неофициальные позы – правила
поведения.
Практические работы:
Упражнения и игры, помогающие освоить эстетику пантомимических поз
(«Зеркало»,
«Воздушная
подушка»,
«Силовое
поле»,
«Контакт»,
«Калейдоскоп»).
Тема 2. Жест в пантомиме.
Жест – семантическое, иллюстрированное, эмоциональное движение. Язык
жестов в жизни. Как его читать. Жест как замена слова, желания, внутреннего
движения. Динамичность и точность жеста. Национальные традиции в
исполнении жестов. Жест в театре.
Практические работы:
Упражнения и игры на развитие пластичности, жестикуляции («Приветствие»,
«Штампы», «Рассказ», «Индийский танец» и т. д.
Тема 3. Маска в пантомиме.
Маска – мимика лица. Целенаправленность воздействия маски.
Разнообразие, виды, эстетика маски. История маски. Наблюдение масок в жизни.
Ролевые маски – как читать и создавать их. Рисунок и составные части маски.
Практические работы:
Упражнения и игры на управление и развитие мышц лица («Маска, кто ты?»,
«Зеркало», «Кривое зеркало» и т.д.)
Тема 4. Этюды в пантомиме.
Образ пантомимы. Мышечные зажимы – враги выразительного жеста. Как
построить
пантомимический
этюд.
Темпы,
принципы,
настроения
пантомимического этюда.
Практические работы:
Упражнения на освоение согласованности позы, жеста, маски («Силовое поле»,
«Индийский танец» и т.д.).
Тема 5. Приемы релаксации, концентрация внимания.
Понятие релаксации. Для чего нужна релаксация. Произвольное и
непроизвольное внимание. Основные принципы релаксации.
Практические работы:

Упражнения на развитие навыков релаксации, снятия излишнего напряжения
(«Печь», «Сон», «Морской берег», «Осенний лист» и т.д.).
Тема 6. Снятие мышечных зажимов.
Отчего возникают мышечные зажимы. Освобождение мышц – готовность
мышц к действию. О чем говорит мышечный зажим. Регулировка. Увлеченность
действом – верное напряжение и отсутствие зажимов.
Практические работы:
Упражнения на определение зажимов и устранение их («Прятки», «Паутина
вверх», «Тесто», «Подражание – понимание»и т.д.).
Тема 7. Энергетика.
Эмоциональный мышечный тонус. Энергетические возможности парного
взаимодействия. Пристройка к партнеру, сцепка, воздействие на партнера,
ответная реакция. Энергетика – средство выражения характерности
пластического образа. Способы реализации энергии. Энергия в мире. Законы
взаимодействия энергии.
Практические работы:
Упражнения на освоение умения распределять энергию («Меч», «Борьба»,
«Приветствие», «Отец», «Щит»).
Тема 8. Выработка физического рабочего самочувствия.
Тонус – инструмент самочувствия. Условия, необходимые для работы над
самочувствием. Аутотренинг – для себя – принципы построения. Излишнее
напряжение, вялость. Как снять усталость. Способы физической активизации
организма. Способы европейской и восточной школ.
Практические упражнения:
Упражнения на развитие самоанализа, самооценки («Трансляция» и др.)
Создание собственных аутотренинговых конструкций.
Изучение способов нахождения физической активизации организма.

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
7 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№

Название раздела,
темы

п/п
1

Инструктаж по
технике безопасности.
Равновесие.

Количество часов
Формы
Всего Теори Практи аттестации
/контроля
я
ка
12

1

11

Беседа, опрос,
практическая
работа,
просмотр,
исполнение

2

Координация.

12

1

11

3

Акробатика.

12

1

11

4

Парная акробатика.

12

1

11

5

Сценический бой.

13

1

12

6

Постановочные часы.

11

Итого

72

11

5

67

этюдов,
контрольные
упражнения.
Беседа, опрос,
практическая
работа,
просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные
упражнения.
Беседа, опрос,
практическая
работа,
просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные
упражнения.
Беседа, опрос,
практическая
работа,
просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные
упражнения.
Беседа, опрос,
практическая
работа,
просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные
упражнения.
Беседа, опрос,
практическая
работа,
просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные
упражнения.

Тема 1. Инструктаж по технике безопасности. Равновесие.
Что такое равновесие и для чего оно нужно. Как развивать равновесие. Причины
сохранения равновесия. Дыхание как необходимый элемент равновесия.
Сосредоточенность – возможность сохранять равновесие. Игры и упражнения на
развитие равновесия.
Тема 2. Координация.
Координация движения. Распределение тела в пространстве. Игры и упражнения
на развитие координации.
Тема 3. Акробатика.
Что такое акробатика и для чего она нужна. Дыхание как необходимый элемент
в выполнении акробатических элементов. Сосредоточенность как необходимый
элемент в выполнении акробатических элементов. Техника выполнения
акробатических элементов. Выполнение акробатических элементов.
Тема 4. Парная акробатика.
Что такое парная акробатика. Основы безопасного выполнения акробатических
элементов с партнёром. Принципы выполнения акробатических элементов с
партнёром. Выполнение парных акробатических элементов.
Тема 5. Сценический бой.
Что такое сценический бой.
Основные правила выполнения элементов сценического боя. Подготовительные
упражнения.
Захваты, падения, подсечки.
Удары (рукой, ногой, головой).
Сценический бой с элементами акробатики.
Этюды на основе сценического боя.
Тема 6. Постановочные часы.
В эту тему входят репетиционные часы в рамках постановки спектакля, где
используются навыки, полученные в ходе занятий сценическим движением.

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
8-10 ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ
№п/п

1

Название раздела, темы
Работа в
соответствии с
текущим
репертуаром.
Создание
пластического
рисунка

Количествочасов
Всего Теори Практи
я
ка
9

1

8

Формы
аттестации/конт
роля
Беседа, опрос,
практическая
работа,
просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные

спектакля.

2

3

4

Работа в соответствии
с текущим
репертуаром. Поиск
пластических
выразительных
средств персонажей.
Работа в соответствии с
текущим репертуаром.
Работа с предметом в
спектакле.

Работа в
соответствии
стекущимрепертуаро
м.Репетицииакробат
ических,пластически
хномеровк
спектаклю.

упражнения.

9

1

8

9

1

8

8

1

7

5
Контрольный урок.

1

Итого

72

1

4

Беседа, опрос,
практическая
работа,
просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные
упражнения.
Беседа, опрос,
практическая
работа,
просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные
упражнения.
Беседа, опрос,
практическая
работа,
просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные
упражнения.
Практическая
работа,
просмотр,
исполнение
этюдов,
контрольные
упражнения.

32

Тема 1. Работа в соответствии с текущим репертуаром. Создание пластического
рисунка спектакля. В эту тему входят репетиционные часы в рамках постановки
спектакля, где используются навыки, полученные в ходе занятий вокалом.
Тема 2. Работа в соответствии с текущим репертуаром. Поиск пластических
выразительных средств персонажей. В эту тему входят репетиционные часы в
рамках постановки спектакля, где используются навыки, полученные в ходе
занятий вокалом.

Тема 3. Работа в соответствии с текущим репертуаром. Работа с предметом в
спектакле. В эту тему входят репетиционные часы в рамках постановки
спектакля, где используются навыки, полученные в ходе занятий вокалом.
Тема 4. Работа в соответствии с текущим репертуаром. Репетиции
акробатических, пластических номеров к спектаклю. В эту тему входят
репетиционные часы в рамках постановки спектакля, где используются навыки,
полученные в ходе занятий вокалом.
Тема 5. Контрольный урок. Показ спектакля или заявки на него.

Планируемые результаты освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
 Предметные:
 знают особенности и возможности своего тела;
 знают основные техники сценического движения (акробатика, сценический
бой и т.д);
 знают теоретические основы сценического движения;
 умеют координировать движения, повышена физическая активность;
 умеют самостоятельно использовать полученные знания и навыки в работе
над пластическими образами в спектаклях;
 знают основы импровизации;
 знают правилами поведения в классе, на сцене и за кулисами.
 Метапредметные:
 развит навык сотрудничества с людьми разного возраста в процессе
творческой деятельности;
 сформированы умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации
неуспеха;
 развиты навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности;
 умеют самостоятельно создавать образы и характеры с помощью внешних
выразительных средств;
 умеют выражать эмоции и отношения через движения;
 знают правила здорового и безопасного образа жизни и умеют применять их.
 умеют самостоятельно развивать физический аппарат;
 Личностные:
 выработаны навыки работы в коллективе;
 выработаны терпение и чувство ответственности;
 сформированы эстетические потребности;
 знакомы с ценностями здорового и безопасного образа жизни;
 сформирована потребность в физическом самосовершенствовании;
 развито неприятие вредных привычек;

 привито стремление к самообразованию и дальнейшему развитию
профессиональных умений и навыков;
 воспитано уважительное отношение к национальному танцевальному
искусству и традициям своего народа.
Планируемые результаты освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1-3 годов обучения обучения у обучающихся появятся следующие
результаты:
Предметные:

знают технику безопасности поведения на занятиях по
сценическому движению;

знают об особенностях возможностях тела человека;

развиты навыки концентрации и расслабления;

знают, что такое «мышечный аппарат»;

умеют быть внимательными к собственным ощущениям;
Метапредметные:

развита наблюдательность;

развито чувство ритма;

развита фантазия;

развита память.
Личностные:

воспитаны этические нормы поведения, способность работать в
коллективе;

получают удовольствие от занятий.
4-6 годов обучения у обучающихся появятся следующие результаты:
Предметные:

закрепленынавыкииумения,освоенныевпрограмме1го этапа.

знают об особенностях и возможностях тела человека;

развиты навыки концентрации и расслабления;

знают, что такое «мышечный аппарат»;

умеют быть внимательными к собственным ощущениям;

знают, что такое «пантомима».
Метапредметные:

развита наблюдательность;

развито чувство ритма;

развита фантазия;
Личностные:
 воспитаны этические нормы поведения, способность работать в
коллективе;
 ответственно относятся к своему здоровью и здоровью своих

партнёров;
 умеют быть самокритичным в оценке своих творческих и
профессиональных способностей;
 получают удовольствие от занятий.
7 - 10 годов обучения у обучающихся появятся следующие результаты:
Предметные:
 закреплены навыки и умения, освоенные в программе
 знают об особенностях и возможностях тела человека;
 развиты навыки концентрации и расслабления;
 умеют быть внимательными к собственным ощущениям;
 знают теорию сценического боя;
 умеют пользоваться техниками сценического боя;
 знают теорию акробатики и парной акробатики;
 умеют пользоваться техниками акробатики и парной акробатики.
Метапредметные:
 развита наблюдательность;
 развито чувство ритма;
 развита фантазию;
 развита память;
 развита гибкость;
 развита координацию;
 развито равновесие.
Личностные:
 воспитаны этические нормы поведения, способность работать в
коллективе;
 ответственно относятся к своему здоровью и здоровью своих партнёров;
 умеют быть самокритичным в оценке своих творческих и
профессиональных способностей;
 получают удовольствие от занятий.
Условия реализации программы
Кадровые
обеспечение
программы:
педагоги
со
средним
профессиональным или высшим образованием, владеющие знаниями и
умениями в различных видах театрального искусства, обладающие знаниями в
области педагогики и психологии.
Материально-техническое обеспечение
Для организации образовательного процесса и успешной реализации
программы необходимо:
1.
кабинет для занятий,
2.
большая и малая сцены (актовый зал),
3.
фортепиано,
4.
гитара,

шумовые музыкальные инструменты (постучалка, колотушка)
костюмы,
музыкальный центр,
маты
инвентарь для театра: ширма, маски, парики, грим, занавес, реквизит,
декорации
Информационное обеспечение: аудио-, видео-, интернет источники.
Методические материалы:
1. Книги по методике преподавания актёрского мастерства, сценического
движения, вокала.
2. Художественные произведения.
3. Альбомы с репродукциями произведений живописи.
4. Периодические театральные издания.
5. Сценарии.
6. Контрольно-оценочные, разноуровневые тесты.
5.
6.
7.
8.
9.

Список использованной литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

АндрачниковС.Импровизационныйпластическийтренинг.-М.,2001.
Арто А.Театриегодвойник.-М.:Искусство,1970.
Балакина Т.И.Хрестоматия по истории русскойкультуры.-М.:
БрукП. Пустоепространство.-М.:Прогресс,1982.
Биркенбил Вера Ф. - Язык интонации, мимики, жестов
ВахтанговЕ.Б. Сборник.-М.:ВТО,1984.
Гущин А.С.Происхождениеискусства.-М.,1937.
Дрознин А. - Физический тренаж актера
ДидроБ.Парадоксобактере.-М.:Политиздат,1984.
ЕршоваА.П.Урокитеатравшколе.-М.:Просвещение,1992.
ЗахаваБ.Е.Мастерствоактераирежиссера.-М.:Просвещение,1978.
Каминский М.В., Мороз В.Н. Основы сценического движения
Карпов Н. - Уроки сценического движения.
Кох И. «Основы сценического движения»
Кнебель М.О. О том, что мне представляется важным.–М: Искусство,
1982.
ЛатышинаД.И.ЖиваяРусь.Быт,культура,обычаирусскогонародасдрев
нихвремен.-М.,1995.
Матюшин П.Н. Уколыбелиистории.-М., 1997.
Музыкальныйтеатр.События.Проблемы.//Сборникстатейподред.Саб
ининаМ.Д. –Москва,1990.
Немеровский А. - Пластическая выразительность актера
Немирович-ДанченкоВ.И.Рождениетеатра.-М.:Правда,1989.
Немов Р.С. Психология. - М.: Гуманитарный издательский
центрВЛАДОС,1999.

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.

43.
44.
45.

Никитина А.Б. Театр-студия«Дали».//Образовательные программы.М.:Родник, 1997.
ПетровВ.А.Нулевойклассактера.-М.:СоветскаяРоссия,1985.
Писаренко Ю. - Хрестоматия актера. Мимика. Грим. Движение. Речь.
Пиз А. Язык жестов.–Минск,1996.
Программапедагогадополнительногообразования.Отразработкидореа
лизации. /Сост. Н.К. Беспятова. -М.:АЙРИС ПРЕСС,2003.
РудницкийК.Л.РежиссерМейерхольд.-М.:Наука,1967.
РумневИ.О. Опантомиме.-М.:1963.
СацН. Всегда с тобой. Страницы жизни.–Москва,1978.
Славский Р. - Искусство пантомимы
СластенинВ.А.,ИсаевИ.Ф.,ШияновЕ.Н.Общаяпедагогика.–
М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2003.
СтреллерД. Театрдлядетей. -М.:Искусство,1987.
Стромов Ю.А. Путь актера к творческому перевоплощению.-М., 1992.
Стуль М.П. Творческие игры и театрализованные
упражнения вшкольномклассе.–Челябинск,1991.
ТеатрГротовского.//Сб.-М.:ГИТИС, 1992.
ТовстоноговГ.А.Зеркалосцены.-М.:Искусство,1991.
ЧеховМ.А.Собраниесочинений.-М.:Искусство,1992.
Эстетическоевоспитание:проблемы,поиски,находки.//Сборникстатей
потеорииипрактикеэстетическоговоспитания.–М.Искусство, 2004.
Туманишвили М.И. Введение в режиссуру.–М.:Искусство,2005.
Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки. // Сборник
статей по теориии практике эстетического воспитания.– М.,2004.
ФедеральныйЗаконот29декабря2012года№273ФЗ«ОбобразованиивРоссийской Федерации»-М.,2013.–238 с.
Концепция развития дополнительного образования детей в
РоссийскойФедерации.УтвержденараспоряжениемПравительстваРос
сийскойФедерации от 4 сентября2014 г.№1726–р.
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики.–Е.:УГЛИ,1992.
Лоза О. Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения
и этюды.- М.:Искусство,2019.
Афонин А.Б.«Особый театр»какжизненныйпуть.-М.:Искусство,2018.
Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Арто А.Театриегодвойник.-М.:Искусство,1970.
ГолубовскийБ.Пластикавискусствеактёра.-М.:Искусство,1986.
Гиппиус Г. Гимнастика чувств.–М.,1967.
ДидроБ.Парадоксобактере.-М.:Политиздат,1984.
Немирович-ДанченкоВ.И.Рождениетеатра.-М.:Правда,1989.
ПетровВ.А.Нулевойклассактера.-М.:СоветскаяРоссия,1985.
СтаниславскийК.С.Работаактёранадобразоминадсобой/Полн.Собр.С
оч.:т.8–М.,1989г.

8.
9.
10.
11.
12.
13.

1.

2.

3.

Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве, М.,1962.
Стуль М.П. Творческие игры и театрализованные
упражнения в школьном классе.–Челябинск,1991.
Стреллер Д. Театр для детей. -М.:Искусство,1987.
Смолина К.В. «Сто великих театров мира».-М., 2001.
ЛомовцевЮ.О.Представлениеначинается…Историярусскоготеатра.–
Ярославль: Белыйгород,2016
ЭнрикешР.,ЛетрияА.Театр.Театральныйсловарьсисториямиизадания
ми.–М.:Самокат,2018.
Ресурсы удалённого доступа
Драматешка.Детскиепьесы,детскаядраматургия,сценарии,инсцениро
вки,театральныешумы,музыкальноеоформлениедетскогоспектакля[Э
лектронныйресурс]. –Режим доступа: http://dramateshka.ru/
Современныйтеатр.Спектакли.Актеры.Режиссеры.Мастерклассы.Лекции. Книги. Кино. Цитаты. [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://vk.com/world_theater
http://teatrsemya.ru/dir/aktjorskoe_masterstvo/scenicheskoe_dvizhenie/13

Сведения о разработчиках
Тренбач Ольга Игоревна –
руководитель Детского театра им. Л.К. Диковского, педагог дополнительного
образования по актёрскому мастерству, сценической речи и сценическому
движению МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи
«Одаренность и технологии».
Высшая квалификационная категория.
Педагогический стаж – 7 лет.
Фридрих Ирина Анатольевна –
педагог дополнительного образования, МАУ ДО Городской Дворец творчества
детей и молодежи «Одаренность и технологии».
Высшая квалификационная категория
Педагогический стаж – 12 лет
Аннотация.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Сценическое движение в детском театре» адресована для обучающимся в
возрасте от 7 до 18 лет. Срок реализации составляет 10 лет обучения.
Направленность программы – художественная.
Целью программы является создание условий для физического и
творческого развития детей, занимающихся театральным искусством,

средствами основ сценического движения. Осознания себя творческой
личностью, уже способной самостоятельно создавать образы.
Программа направлена на формирование у учащихся необходимых знаний
в области объективных законов сценического движения и умения их
использовать. Также программа ориентирована на развитие общей и
эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и
склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая
возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. Обучение
по программе способствует развитию таких качеств, как терпение,
выносливость, умение работать в коллективе. Программа построена с учетом
возрастных психофизиологических особенностей обучающихся.

Приложение 1
Методические рекомендации к программе.
В данном материале описаны критерии и показатели для оценки
личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Хореография в детском театре», а также способы обработки и интерпретации
результатов.
В таблице обозначается проявление или не проявление показателей
критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося, на
развитие которых направлена программа.
Применяемые методы оценки: педагогическое наблюдение, анкетирование,
беседа, анализ творческих продуктов.

№

1

Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных
результатов обучающихся
Критерии
Показатели
Проявляется
/не
проявляется
Взаимодейст 1. Вступает во взаимодействие с детьми
(обучающимися)
вие в
2. Вступает во взаимодействие с педагогом
команде
Умение
3. Отстаивает свое мнение аргументировано
учащегося
и спокойно
продуктивно
4. Оказывает помощь сверстникам при
общаться,
выполнении какой-либо работы
готовность
5. Просит и принимает помощь сверстников
помочь при
коллективном

2

3

4

решении
творческих
задач
Среднее арифметическое
Познаватель 1.Интересуется темой занятия, задает
дополнительные вопросы педагогу по теме
ная
занятия/темы/программы
активность
Желание
2. Воспроизводит информацию по итогам
узнавать
учебного занятия
новое
3. Умеет вычленять главное из полученной
информации.
4. Охотно делится информацией по итогам
самостоятельной работы
5. Самостоятельно (без помощи взрослого)
выполняет дополнительные (творческие)
задания
Среднее арифметическое
Ответственн 1. Выполняет задания педагога в указанный
срок и без напоминания
ость
Проявляется
2. Своевременно приходит на занятие,
при
другие мероприятия
выполнении
3. Доводит начатую работу до конца
функциональн 4. Адекватно реагирует на оценку своего
ых заданий,
труда, полученного результата.
5. Выполняет взятые обязательства

Среднее арифметическое
Социальная 1. Принимает правила и традиции группы
идентичность 2. Охотно (без давления педагога) принимает
Индивидуальн участие в мероприятиях, важных для группы
ое
чувство (конкурсах, фестивалях, социальных акциях)
принадлежнос 3. Предлагает свою помощь при проведении
ти
важных для группы дел (мероприятий)

4. Положительно высказывается об
к творческому отношении к группе, Дворцу.
объединению. 5. Положительно оценивает свою роль и
Убежденность место в детском творческом коллективе.
в собственной
значимости
для развития
среды,
к
которой
принадлежит
сам ребенок
5

Среднее арифметическое
Предметные 1. Знает основные элементы сценичекского,
движения.
знания
2. Знает правила поведения в классе, на
сцене и за кулисами.
3. Знает правила безопасности при
выполнении трюков.
4. Знаком с особенностями своего тела.
5.
Знает
приёмы,
концентрирующие
внимание, развивающие наблюдательность,
память, ассоциативное мышление, чувство
ритма, такта.

6

Среднее арифметическое
Предметные 1.Умеет творчески проявлять фантазию,
эмоционально воспринимать окружающий
умения
мир.
2.Умеет пользоваться основными правилами
поведения на сцене и за кулисами.
3.Умеет
самостоятельно
использовать
полученные знания и навыки в работе над
пластическими образами в спектаклях;
4.
Умеет
самостоятельно
развивать
физический аппарат;

5. Умеет самостоятельно провести тренинги
со своими сверстниками.
Среднее арифметическое
Для сопоставления и интерпретации полученных результатов
обучающихся, выявления степени достижения качества образования
применяется интервальная Шкала (процесс приравнивания свойствам, объектам,
характеристикам чисел по определенным правилам, чтобы в отношениях чисел
отображались отношения характеристик, подлежащих к измерению), которая
служит для фиксации количественной оценки результата обучающихся. Принята
100-бальная шкала, на которой определены 4 интервала, которые соответствуют:
высокому
уровню
результатов
освоения
дополнительной
общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и характеризуются
сформированностью и закрепленностью в деятельности обучающихся
ценностных ориентаций; осознанный, целенаправленный характер деятельности
(уровень мотивации); умению создавать новые правила, новые творческие
продукты, алгоритмы действий в непредвиденных (новых) ситуациях, условиях.
средний уровень от 60 до 79 баллов характеризуется осознанностью
желания
заниматься
экспериментальной
деятельностью,
умением
самостоятельно воспроизводить и применять информацию в ранее
рассмотренных типовых ситуациях, при этом действия обучающегося
расценивается как репродуктивные; осознанностью своей роли и
ответственности за результаты работы группы, готовностью выполнять
различную работу для пользы команды.
низкий уровень от 40 до 59 баллов (минимальный предел, ниже которого
качество результатов освоения программы недопустимо!) характеризуется
умением обучающегося выполнять учебную деятельность, опираясь на описание
действия,
подсказку, намек; обучающийся знает о ценности коллектива, дружбы,
взаимопомощи; имеет неосознанный уровень (интерес или потребность) к
занятиям деятельностью по программе.
недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется отсутствием
опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом признавать
значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом и другими
детьми, желанием работать только индивидуально и обыгрывать всех.
На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о
корректировке содержательной части программы, методического обеспечения
программы
и
применяемых
технологий
и
форм
работ.

Приложение 2
Тест
Блок №1. Проверяем равновесие
1 - Стоим на полупальцах
o Выполнен
o Не выполнен
2 - Passe на полупальцах
o Выполнен
o Не выполнен
3 - На кубике наклон на 90
o Выполнен
o Не выполнен
Блок №2. Проверяем растяжку
4 - Складочка на полу с 3 кубиками
o Выполнен
o Не выполнен
5 - Складочка стоя
o Выполнен
o Не выполнен
Блок №3. Физическая подготовка тела
6 - Планка с “выпадом”
o Выполнен
o Не выполнен
7 - “Пистолетик” с кубиком
o Выполнен
o Не выполнен
8 - Равновесие на кубике
o Выполнен
o Не выполнен
9 - “Мостик”
o Выполнен
o Не выполнен
Высчитывается процент выполнения теста.
Физическая подготовленность обучающегося - это индивидуальное со- стояние
функциональных систем организма.
Показатели физической подготовленности - это физические качества человека.
Среди них наиболее значимые следующие:
* сила,
* выносливость,
* гибкость,
* ловкость,
* координация.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».