Школа-студия современного танца «Движение» Современный танец 2 ступень дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей от 8 до 12 лет, срок реализации – 4 года художественная направленность Авторы-составители: Киселёва Ольга Александровна педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории Новосёлова Екатерина Викторовна педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Екатеринбург 2023 Пояснительная записка. В условиях модернизации образования, необходимым результатом дополнительного образования является формирование личностных качеств обучающихся, которые будут способствовать их позитивной социализации, успеху в профессиональной и личностной сфере. В системе воспитания детей огромную роль играет искусство хореографии. Занятия танцевальным искусством развивает артистизм, творческую интуицию и эмоциональность. Кроме того, занятия хореографией помогают становлению таких качеств ребёнка как трудолюбие, чувство ответственности и взаимопомощи, дисциплинированность, помогают организовать его свободное время, приобщают к здоровому образу жизни. Данная программа является частью комплекса дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в объединении, школа-студия современного танца «Движение». Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа-студия современного танца «Движение». Современный танец. 2 ступень» по содержанию является художественной, по форме организации – студийной. Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 5. Стратегия государственной культурной политики на период до 2023 года, утвержденной распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 г. № 326-р; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 2 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 12. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»; 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом; 14. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N 761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года»; 15. Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»; 16. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии»; 17. Положение о порядке применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». Актуальность. Актуальность программы обусловлена информационной перегрузкой и гиподинамией современных детей, вызывающих проблемы снятия умственного и психологического напряжения. Данная программа ориентирована на социальный заказ, потребности родителей и обучающихся. Она направлена на развитие физической активности обучающихся, что в условиях промышленного мегаполиса является актуальным для формирования здорового поколения. Программа развивает качества личности, способной самостоятельно планировать и реализовывать эффективную деятельность, осуществлять ее контроль и коррекцию, развивает творческую и познавательную активность, готовность к продуктивному взаимодействию, а также помогает воспитать уверенность в себе, развить выразительность и координацию движений, научиться двигаться в 3 соответствии с художественными образами. Это необходимо не только для сценических выступлений, но и для воспитания культуры здорового образа жизни современного человека. В законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. В соответствии с национальным проектом "Культура" программа «Школастудия современного танца «Движение». Современный танец. 2 ступень» направлена на создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации и возможности для самореализации и развития талантов. Программа ориентирована на решение одной из основных задач реализации направления стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 года - создание комфортной среды для жизни жителей Свердловской области, что реализуется через создание условий для развития творческого потенциала населения. При разработке программы были учтены современные задачи развития образования, закрепленные в Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, которая определяет в качестве целей развития дополнительного образования создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности. Содержание и механизмы освоения программы, в том числе направлены на: формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности; формирование функциональной грамотности и навыков, повышающих качество образовательных результатов у детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ; поддержку профессионального самоопределения, формирование навыков планирования карьеры обучающимися. Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью программы является применение проектной технологии в учебно-воспитательном процессе, что в свою очередь, позволяет органично использовать разнообразные методы и средства обучения, для решения образовательных задач с обучающимися. Ярким примером является проект «Жизнь в танце», объединяющий цикл внутристудийных конкурсов, включающий в себя следующие мероприятия: Конкурс рисунков; Конкурс стихотворений; Конкурс фотографий; Конкурс эссе; 4 Конкурс детских хореографических миниатюр «Дорога к танцу». Внутристудийный конкурс «Дорога к танцу», направлен на содействие развитию танцевального искусства путем создания условий для реализации творческого потенциала детей. В данном конкурсе обучающиеся самостоятельно разрабатывают идею постановки, подбирают музыкальный материал, выбирают танцовщиков, продумывают лексику, костюмы и завершают свою работу постановкой законченного номера. Педагогическая целесообразность. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа педагогически целесообразна, т.к. при её реализации используются современные образовательные технологии индивидуализированного, личностно-ориентированного, проектного и дифференцированного обучения, технология сотрудничества, интегрированные занятия с элементами импровизации, подготовка и участие в конкурсных мероприятиях различного уровня. Данная модель педагогической деятельности позволяет адаптировать содержание программы к индивидуальным особенностям обучающихся, помогает осваивать программу в оптимальном темпе для каждого и способствует достижению высоких результатов обучающихся с разным стартовым уровнем хореографических возможностей. При реализации программы, используются следующие педагогические идеи, ценности и принципы обучения: Преемственность. После изучения элементарных движений танца задания постепенно усложняются. Систематичность. Соблюдение дидактического принципа «от простого к сложному», осознанное отношение обучающихся к средствам танцевальной выразительности, овладение языком движений. Обучению их этому языку, способствует пониманию значений этих движений, приобретению умения с их помощью выражать отношение, настроение. Доступность. Изучаемый материал доступен обучающимся, это формирует чувство уверенности в себе, адекватную самооценку, поддерживает интерес к изучаемому материалу. Разнообразие. Разнообразие материала позволяют сохранить постоянное внимание обучающихся и способствуют сохранению темпо-ритма занятия. Адресность программы. Программа ориентирована на школьный возраст обучающихся от 8 до 12 лет, с учётом психофизиологических особенностей данных возрастных категорий. Возрастные особенности обучающихся. У детей 8-9 лет интенсивно развивается и совершенствуется весь организм. Наблюдается постепенное совершенствование мышечной системы и двигательных функций. Вместе с ростом мышечной массы значительно улучшается координация движений. Позвоночник детей очень податлив, важно детям давать упражнения, способствующие укреплению позвоночных мышц. В это время интенсивно формируются психомоторные функции, связанные со скоростью и точностью движения. 5 Дети в этом возрасте отличаются подвижностью, любознательностью, большой активностью и непоседливостью, подражательностью и вместе с тем неумением долго концентрировать свое внимание на чем-либо. Поэтому время их занятий одним видом деятельности должно быть коротким. Детский возраст от 10 до 12 лет характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности, силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Повышенная активность и повышенная утомляемость одновременно. Значительный рост энергии и некоторое снижение работоспособности. Обучающиеся данного возрастного периода отличаются повышенной эмоциональностью. Резко возрастает значение коллектива. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, к активной практической деятельности. Принципы формирования учебных групп. На обучение по дополнительной общеобразовательной программе принимаются дети, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья для занятий хореографией. Количество детей в группах: 12-20 человек. Режим занятий. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 акад. часа. Итого в неделю: 6 часов. Итого в год: 216 часов. Общий объем часов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа-студия современного танца «Движение». Современный танец. 2 ступень» составляет 864 часа. Срок освоения программы: 144 недели, 36 месяцев, 4 года. Уровень программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа-студия современного танца «Движение». Современный танец. 2 ступень» построена в соответствии с базовым уровнем сложности: в работе на базовом уровне используются и реализуются такие формы организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. Организация образовательного процесса (сроки реализации программы). Программа рассчитана на 4 года обучения, для детей в возрасте от 8 до 12 лет. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа состоит из одного образовательного раздела – «Современный танец (Релиз)»: изучение основ современного танца и различных его техник. Обучение по данному разделу проходит на базовом уровне. 6 Помимо непосредственного практического изучения основ танца, содержание обучения включает в себя беседы об искусстве танца, в ходе которых обучающиеся знакомятся с историей развития хореографического искусства, различными направлениями хореографии, их взаимосвязями и отличительными чертами. Узнают об известных деятелях хореографического искусства, посещают концерты с выступлениями детских танцевальных коллективов, профессиональных танцевальных трупп с последующим обсуждением, сценическую практику (коллективные выступления перед зрителями). Программа нацелена на то, чтобы научить ребенка исполнять танец осмысленно, вдохновенно, музыкально и свободно. Чтобы через танец ребенок мог выражать не только настроение, но и внутреннее качество личности, черты характера. Техника Релиз (Release based Technique) – техника современного танца, основанная на освобождении (релизе) некоторых групп мышц с целью получения навыков использования только тех групп мышц, которые необходимы в процессе танца. С помощью техники Релиз развивается понимание собственного тела, что дает большое разнообразие для развития хореографической лексики танцовщика. В процессе изучения техники включены анатомические аспекты, такие как: костная структура, мышечная, дыхательная и нервная системы. Эти темы подробно разбираются в начале урока, затем следует их практическая разработка в определенных упражнениях и танцевальных комбинациях. Основное внимание уделяется трем базовым программам, являющимся обязательными в современном танце: баланс, артикуляция (импульс, инерция), гравитация (центр тяжести, работа с весом). Важным аспектом техники Релиз является обучение технике par terre (работы с полом), технике падения и смещения баланса. Группы 1 года обучения составляют дети в возрасте 8-9 лет, 2 года обучения – 9-10 лет, 3-4 года обучения – 10-12 лет. Форма обучения: очная, а также обучение возможно с применением дистанционных технологий и электронного обучения на платформах: Youtube, Яндекс, Вконтакте. Программа, в зависимости от темы занятия, включает такие формы работы: – индивидуально-групповая; – групповая; – фронтальная. Виды занятий: - практические занятия; - беседы; - самостоятельная работа; - мастер-классы; - контрольные занятия; - посещение спектаклей; - участие в концертах; - участие в конкурсах и фестивалях. 7 Эффективными средствами реализации программы являются использование цифровых (электронных) образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий; экскурсий (историко-культурной, научно образовательной и патриотической тематики) и профессиональных проб в различных форматах. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: опрос, практическая работа, анализ проделанной работы, контроль выполнения упражнений, контроль выполнения творческого задания, исполнение этюдов и комбинаций, контрольное занятие, внутристудийный конкурс, отчетный концерт. Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы. Цель программы – создание условий, способствующих развитию и совершенствованию творческого потенциала обучающихся, посредством изучения искусства современного танца. Для достижения данной цели определены следующие задачи: Обучающие познакомить с терминологией, названиями и переводом всех исполняемых движений; познакомить с историей развития различных видов современного танца и их отличительными чертами; дать представление о современных танцевальных коллективах города и профессиональных танцевальных труппах; научить технике исполнения танцевальных элементов и движений; познакомить с основами партнеринга; познакомить с правилами поведения на сцене; научить самостоятельно придумывать небольшие учебные комбинации; научить импровизировать индивидуально и в группе; научить самостоятельно исполнять различные танцевальные комбинации, этюды и номера на сцене. Развивающие развить навыки взаимодействия в группе; научить координировать свои движения; научить самостоятельно ориентироваться в музыкальном материале (темп, размер, характер). Воспитательные развить стремление соответствовать нормам и правилам взаимодействия в группе; развить способность критически относиться к своей работе и с уважением относиться к результатам работы своих товарищей; развить умение сопереживать и ценить партнеров; развить стремление к ведению здорового образа жизни. Методы обучения. 8 В основе преподавания используются методы, направленные на формирование хореографических навыков детей с учётом их физических возможностей: объяснительно-иллюстративные: методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивные методы обучения: учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; метод анализа и сравнения: при освоении материала занятия, обучающиеся должны научиться анализировать движения, находить логические связи между элементами, сравнивать особенности и нюансы выполнения движений, что способствует осознанному отношению к уроку; метод импровизации: выполняя задания на импровизацию, обучающиеся развивают воображение, мышление, инициативу, самостоятельность, развиваются духовно и творчески; задания на импровизацию помогают обучающимся впоследствии в раскрытии художественных образов в танцевальных композициях, самовыражении. Работа с родителями. Работа с родителями занимает значимое место при реализации дополнительной общеобразовательной программы. Для того чтобы обучающиеся могли успешно заниматься, стать полноценными участниками в жизни Студии, необходима заинтересованность и постоянная поддержка их семей. Родители осуществляют сопровождение на конкурсы, спектакли, концерты, где выступают воспитанники Студии. Кроме того, оказывают посильную помощь при изготовлении костюмов, при выполнении домашнего задания обучающимися, становятся активными организаторами и участниками внутристудийных мероприятий. В течение года предусматривается проведение родительских собраний, индивидуальных встреч, бесед, открытых занятий, где можно наглядно проследить успехи своего ребёнка. Календарный учебный график 9 Комплектование групп Реализация ДООП Праздничные Зимние дни каникулы 20.08.- 10.09. 15.09. - 31.05. 1 полугодие – 15 недель 2 полугодие – 11 недель 4.11.;23.02.; 08.03; 01.05; 09.05. 31.12. 08.01. Промежуточн ая/итоговая аттестация 10.05. - 30.05. Летние каникулы 01.06. 31.08. Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Раздел Современный танец (релиз) Всего: 1 год обучения 2 год обучения 3-4 год обучения кол-во часов в в год неделю 6 216 кол-во часов в в год неделю 6 216 кол-во часов в в год неделю 6 216 6 216 6 216 6 Общее количество часов на 4 года обучения Раздел Современный танец (релиз) Кол-во лет обучения 4 Всего: Количество часов 864 864 10 216 Учебный (тематический) план 1 год обучения № п/п 1 2 Название темы Инструктаж по ТБ. Беседы об ис-ве танца: экскурс в историю Основы техники релиз Количество часов общее теория практи ка Опрос 12 12 118 3 4 5 6 7 8 Беседы об анатомическом строении человека Просмотр видеоматериалов Сочинение, постановка и репетиции хореографических композиций Контрольное занятие Внутристудийные мероприятия Отчетный концерт Всего: Формы аттестации/ контроля 118 12 12 16 16 44 2 Просмотр 44 1 1 4 4 8 216 8 175 41 Практическая работа, контроль выполнения упражнений, анализ проделанной работы Опрос Исполнение этюдов и комбинаций, анализ проделанной работы Контрольное занятие, тестирование Концерт, праздник Концерт Теория и практика в процессе занятия интегрированы. Содержание раздела 1 год обучения Тема 1. Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца: экскурс в историю. Теория: Инструктаж по ТБ. Поколение великих мастеров танца модерн: Мэри Вигман, Курт Йосс, Дорис Хамфри, Хосе Лимон, Марта Грем, Элвин Николай. Тема 2. Основы техники релиз. Практика: Упражнения на полу (par terre). Упражнения на дыхание и координацию: сидя, лежа. Понятия изоляции и оппозиции. Изоляция всех центров. Понятие release (освобождение) и relax (ослабление). Различные перекаты и перевороты на полу (скручивание, сворачивание), перевороты через плечо вперед и назад, перекаты в положение «эмбрион» с выходом на руки. Swing (качание, размах) как одно из движений ног. Экзерсис на середине зала. Координация работы стоп и рук (port de bras). Понятие arch (арка, дуга). Сочетание demi plie и grand plie c arch по всем позициям. Изучение brush 11 (мазок всей стопой по полу перед открытием ноги в воздух или при закрытии в позицию). Изучение учебных комбинаций на середине зала - plie, battement tendu с port de bras на разных уровнях, battement tendu jete, rond de jambe par terre, grand battement. Разучивание танцевальных комбинаций. Соединение 2-х уровней: par terre и работа на ногах, в сочетании с plie, battement tendu, grand battement. Работа с пространством (перестроение в различных рисунках и ракурсах). Тема 3. Беседы об анатомическом строении человека. Теория: Костное строение человека; важнейшие мышцы, железы; мозг и нервная система. Человек как механизм движения. Важные процессы в организме, анализ и разбор простых движений на мышечной основе. Тема 4. Просмотр видеоматериалов. Теория: Фильм об истории зарождения движения свободного танца в США (Айседора Дункан, Лой Фуллер, Рут Сен-Дени). Тема 5. Сочинение, постановка и репетиции хореографических композиций. Практика: Подбор музыки и сюжета для нового номера. Разучивание лексики и рисунка. Постановка законченного номера. Работа над точностью исполнения и выразительностью. Репетиции в костюмах. Выступление на сцене. Перенос на новых исполнителей и отработка постановок из репертуара Студии. Тема 6. Контрольное занятие. Теория: Знание методики и названия всех исполняемых движений. Практика: Демонстрация приобретенных за год умений и навыков. Показ упражнений в par terre и на середине зала, учебных и танцевальных комбинаций. Тема 7. Внутристудийные мероприятия. Практика: Цикл внутристудийных конкурсов, объединенных одной темой, «Жизнь в танце», который включает в себя следующие мероприятия: - конкурс рисунков; - конкурс стихотворений; - конкурс фотографий; - конкурс эссе. Внутристудийные праздники (Посвящение в танцоры, Новый год, День танца, окончание учебного года). Тема 8. Отчетный концерт. Практика: Показ новых номеров и постановок из репертуара Студии. Учебный (тематический) план 2 год обучения № п/п Название, раздела, темы Количество часов общее теория практи 12 Формы аттестации/ контроля ка 1 2 3 Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца: Екатеринбург танцующий Техника релиз: упражнения на полу par terre Техника релиз: упражнения на середине (учебные и танцевальные комбинации) Основы партнеринга 6 7 8 9 8 8 50 50 62 62 24 4 5 Опрос Сочинение, постановка и репетиции хореографических композиций Просмотр видеоматериалов и ознакомительной литературы Контрольное занятие Внутристудийные мероприятия Отчетный концерт Всего: 24 42 42 16 16 2 1 4 8 216 1 4 25 8 191 Практическая работа, контроль выполнения упражнений, анализ проделанной работы Практическая работа, контроль выполнения упражнений, анализ проделанной работы Практическая работа, контроль выполнения упражнений, Исполнение этюдов и комбинаций, анализ проделанной работы Опрос Контрольное занятие, тестирование Концерт, праздник Концерт Теория и практика в процессе занятия интегрированы. Содержание раздела 2 год обучения Тема 1. Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца: Екатеринбург танцующий. Теория: Инструктаж по ТБ. Рассказ о том, какое место занимает танец в многообразии современного мира. Профессиональные танцевальные труппы г. Екатеринбурга: театр «Провинциальные танцы», танцевальная компания «Окоём», танцевальный дуэт Zonk’a, Эксцентрик-балет Сергея Смирнова. Тема 2. Техника релиз: упражнения на полу - par terre. Практика: Упражнения на дыхание: развитие грудного и брюшного дыхания по отдельности и вместе. В качестве «подсказки» выступают разнообразные круги руками (движения, усиливающие амплитуду вдоха и выдоха). Дыхательные упражнения на ходу. Элементы системы развития трехфазного дыхания. Повтор ранее проученных движений, сочетание их в комбинации, 13 увеличение темпа и количества. Различные swing руками и ногами. Понятие cross (крест) и twist (скручивание). Сочетание элементов в комбинациях с ранее изученными (swing, перекаты, кувырки). Понятие swing не только как музыкального, но и как моторно-ритмического раскачивания (свинговое раскачивание ноги в attitude). Понятие sun position (упражнение дыхательной гимнастики йогов). Комбинирование элемента с ходьбой на 4-х конечностях, с отведением ноги вверх по прямой, с отведением ноги в сторону параллельно полу, выход на releve. Тема 3. Техника релиз: упражнения на середине (учебные и танцевальные комбинации). Практика: Большое внимание уделяется работе тела в пространстве (ширина, высота, диагональ). Экзерсис на середине класса. Повторение ранее изученных основных уровней: «лежа», «сидя», «стоя». Изоляция и оппозиция на различных уровнях. Понятие flat back: упражнение на вытяжение корпуса, рук, ног (ноги в параллельной, руки подняты над головой, медленное опускание корпуса вниз по прямой и подъем обратно). Сочетание flat back с plie, releve. Flat back по диагонали. Изучение body roll с увеличением амплитуды. Body roll с port de bras со смещенным центром тяжести. Изучение учебных комбинаций на середине зала – demi plie, battement tendu, battement tendu jete, rond de jambe par terre (большое внимание уделяется центру тяжести тела). Кросс: Передвижения по диагонали, по кругу различными видами шагов. Бег с остановками, с уходом в пол. Средние прыжки на месте, с поворотом на 90 и 180 градусов. Прыжки с продвижением, сочетающие поднятие ног на 90 градусов, с уходом в пол. Построение простейших танцевальных комбинаций. Тема 4. Основы партнеринга. Теория: 3 кита партнеринга: способ связи (физический или энергетический), согласование действий и взаимопонимание (диалог). Практика: Реакции и ощущения. Упражнения на доверие друг другу. Изучение партнеринга на уровне игры. Легкие поддержки, прием веса партнера. Лидер и ведомый. Тема 5. Сочинение, постановка и репетиции хореографических композиций. Практика: Подбор музыки и сюжета для нового номера. Разучивание лексики и рисунка. Постановка законченного номера. Работа над точностью исполнения и выразительностью. Репетиции в костюмах. Выступление на сцене. Перенос на новых исполнителей и отработка постановок из репертуара Студии. Тема 6. Просмотр видеоматериалов и ознакомительной литературы. Теория: Просмотр и обсуждение спектаклей в хореографии Иржи Килиана и Матс Эка. Тема 7. Контрольное занятие. Теория: Знание методики и названия всех исполняемых движений. 14 Практика: Демонстрация полученных за год умений и навыков. Показ упражнений в par terre и на середине зала, учебных комбинаций. Тема 8. Внутристудийные мероприятия. Практика: Цикл внутристудийных конкурсов, объединенных одной темой, «Жизнь в танце», который включает в себя следующие мероприятия: - конкурс рисунков; - конкурс стихотворений; - конкурс фотографий; - конкурс эссе. Внутристудийные праздники (Посвящение в танцоры, Новый год, День танца, окончание учебного года). Тема 9. Отчетный концерт. Практика: Показ новых номеров и постановок из репертуара Студии. Учебный (тематический) план 3-4 годов обучения № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Название, раздела темы Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца: танец модерн во второй половине ХХ века Техника релиз: упражнения на полу - par terre Техника релиз: упражнения на середине (учебные и танцевальные комбинации) Формирование навыков постановочной работы Сочинение, постановка и репетиции хореографических композиций Просмотр видеоматериалов и ознакомительной литературы Внутристудийные Количество часов общее теория практи ка Формы аттестации/ контроля Опрос 8 8 48 48 62 62 24 24 46 46 Практическая работа, контроль выполнения упражнений, анализ проделанной работы Практическая работа, контроль выполнения упражнений, анализ проделанной работы Практическая работа, самостоятельная работа, контроль выполнения, анализ проделанной работы Исполнение этюдов и комбинаций, анализ проделанной работы Опрос 16 16 4 4 15 Концерт, праздник 8 мероприятия Отчетный концерт Всего: 8 216 24 8 192 Концерт Теория и практика в процессе занятия интегрированы. Содержание раздела 3-4 годов обучения Тема 1. Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца. Теория: Инструктаж по ТБ. Танец модерн во второй половине ХХ века, его специфика и особенность. Мерс Каннингхэм, Триша Браун, Пина Бауш. Тема 2. Техника релиз: упражнения на полу - par terre. Практика: Последовательное расширение и углубление пройденного материала. Самостоятельное построение учебных комбинаций (на основе ранее изученного материала). Упражнения, направленные на развитие силы, ловкости, большей координации движений, выносливости. Понятие lay out (наклоны торса с прямой спиной). Понятия формы, содержания, энергии как абсолютное исполнение. Технология движения (мотив, цель). Изучение более сложных кувырков, выходов на руки, перекатов. Оттачивание мастерства. Массаж. Тема 3. Техника релиз: упражнения на середине (учебные и танцевальные комбинации). Практика: Изучение учебно-танцевальных комбинаций на середине зала с увеличением темпа и усложнения координации – demi и grand plie, battement tendu, battement tendu jete, rond de jambe par terre, battement fondu, adajio, grand battement jete. - Проучивание падений: понятие fall (падение), простое падение (на бок, на живот, на спину); - Падение с поворотом, с выходом на плечо с раскрытыми ногами на разрыв; - Падение с прыжком; - Уход в пол через винт с проскальзыванием на боку. - Понятие tilt (наклон). Исполнение в медленном и быстром темпе. Tilt с уходом в пол, с прыжком. Тема 4. Формирование навыков постановочной работы. Практика: Самостоятельное сочинение небольших танцевальных композиций. Как на основе пройденного материала, так и с использованием самостоятельно придуманных движений. Тема 5. Просмотр видеоматериалов и ознакомительной литературы. Теория: Просмотр спектаклей Мерса Каннингхэма, Пины Бауш. Тема 6. Сочинение, постановка и репетиции хореографических композиций. Практика: Подбор музыки и сюжета для нового номера. Разучивание лексики и рисунка. Постановка законченного номера. Работа над точностью 16 исполнения и выразительностью. Репетиции в костюмах. Выступление на сцене. Перенос на новых исполнителей и отработка постановок из репертуара Студии. Участие обучающихся во внутристудийном конкурсе хореографических миниатюр «Дорога к танцу». Зарождение идеи постановки, подбор музыкального материала, выбор танцовщиков, придумывание лексики, продумывание костюма, постановка законченного номера. Тема 7. Внутристудийные мероприятия. Практика: Цикл внутристудийных конкурсов, объединенных одной темой, «Жизнь в танце», который включает в себя следующие мероприятия: - конкурс рисунков; - конкурс стихотворений; - конкурс фотографий; - конкурс эссе. Внутристудийные праздники (Посвящение в танцоры, Новый год, День танца, окончание учебного года). Тема 8. Отчетный концерт. Практика: Показ новых номеров и постановок из репертуара Студии. 17 Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Предметные результаты знают терминологию, названия и перевод всех исполняемых движений; знают историю развития различных видов современного танца и их отличительные черты; имеют представление о современных танцевальных коллективах города и профессиональных танцевальных труппах; освоили технику исполнения танцевальных элементов и движений; знакомы с основами партнеринга; знают правила поведения на сцене; умеют самостоятельно придумывать небольшие учебные комбинации; умеют импровизировать индивидуально и в группе; умеют самостоятельно исполнять различные танцевальные комбинации, этюды и номера на сцене. Метапредметные результаты умеют взаимодействовать в группе; умеют координировать свои движения; умеют самостоятельно ориентироваться в музыкальном материале (темп, размер, характер). Личностные результаты стремятся соответствовать нормам и правилам взаимодействия в группе; умеют критически относиться к своей работе и с уважением относиться к результатам работы своих товарищей; умеют сопереживать и ценить партнеров; стремятся к ведению здорового образа жизни. 18 Организационно-педагогические условия. Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение: для реализации программы необходим просторный, светлый танцевальный зал с зеркальными стенами, станки для занятий экзерсисом, инвентарь, репетиционный зал, костюмерная для хранения костюмов, фортепиано, нотный материал, магнитофоны, медиатека. Информационное обеспечение: аудио-, видео-, интернет источники. Кадровое обеспечение: педагоги со средним или высшим образованием, владеющие знаниями и умениями в различных видах хореографического искусства, обладающие знаниями в области педагогики и психологии. Одновременно с педагогом дополнительного образования, непосредственно осуществляющим реализацию образовательной программы, группы сопровождает концертмейстер. Для занятий необходимы концертмейстеры со средним или высшим образованием, легко владеющие инструментом, легко импровизирующие, чутко откликающиеся на задачи, поставленные педагогом. Организационное обеспечение: непрерывное обучение в ходе всего 4-х летнего курса за исключением летних каникул. Методическое обеспечение программы. Для качественной реализации программы имеются методические материалы: 1. Программно-методические: 1. Методическая литература по хореографии; 2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа-студия современного танца «Движение». Современный танец. 2 ступень». 2. Опорные учебно-методические материалы: 1. Технологические карты учебных занятий; 2. Методические рекомендации для участников Внутристудийного конкурса детских хореографических миниатюр «Дорога к танцу»; 3. Тематические списки информационных источников: справочная литература, видеоматериалы. 3. Диагностические материалы: 1. Программа педагогического мониторинга результативности освоения дополнительных образовательных программ; 2. Темы групповых и или индивидуальных творческих заданий. Критерии их оценивания; 3. Заявления от родителей «общие сведения о ребенке»; 4. Контрольно-оценочные, разноуровневые тесты. 4. Иное: 19 1. Сценарии (отчетные концерты, концерты «Посвящение в танцоры»); 2. Этика поведения в школе-студии современного танца «Движение»; 3. Терминологический словарь современного танца. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Способы определения результативности. С целью определения уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества образовательного процесса проводится педагогический мониторинг в течение всего периода обучения. Педагогический мониторинг включает три этапа диагностики: первичный, промежуточный и итоговый. Результаты педагогического мониторинга фиксируются в сводных таблицах. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится за счет аудиторного времени, предусмотренного в учебно-тематическом планировании. Формы аттестации/контроля и оценки, позволяющие определить достижение обучающимися планируемых результатов по программе: практическая работа; исполнение этюдов и комбинаций; опрос; тестирование; контроль выполнения упражнений; контроль выполнения творческого задания; анализ творческих работ; анализ проделанной работы; концерт. Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в начале и в конце учебного года. Мониторинг результативности освоения предметной составляющей производится после завершения каждого этапа программы. Критериями оценки предметных результатов освоения программы служат: владение основами хореографии (пластика, сила, растянутость, гибкость); степень освоения танцевальных движений (хореографическая память, исполнительское мастерство, стремление и умение импровизировать); знание терминологии танцевальных движений; умение взаимодействовать в коллективе; ответственность; эстетическое развитие; умение самостоятельно осуществлять хореографические постановки. 20 Формы контрольно-оценочных материалов № п/п 1 2 Форма контрольнооценочного материала Проект Реферат, доклад, презентация Творческое задание Краткая характеристика формы Что представляется в УМК Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Темы групповых и или индивидуальных проектов. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, работать с источниками информации, уровень творческих способностей, умение планировать деятельность и достигать результата. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся (умение взаимодействовать в команде). Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой краткое изложение в письменном или электронном виде полученных результатов теоретического анализа определенной темы, где автор раскрывает суть изучаемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Методические рекомендации для участников Внутристудийного конкурса детских хореографических миниатюр «Дорога к танцу», заявка на участие в конкурсе. Позволяет оценить уровень умения работать с источниками, анализировать, структурировать и предъявлять информацию. Уровень самостоятельности. Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения 21 Критерии оценивания. Контрольные листы экспертов. Темы рефератов, докладов, презентаций. Списки литературы, ссылки на источники. План (алгоритм) работы над докладом, сообщением. Критерии оценивания. Темы групповых и или индивидуальных творческих заданий. 3 4 Тест 5 Внутригруппо вой конкурс 6 Эссе интегрировать знания различных областей, творческий подход, умение аргументировать собственную точку зрения, взаимодействовать в коллективе. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося. Теоретическое, практическое или творческое задание (комплекс заданий), предполагающее соревновательный аспект. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. Средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ проблемы с использованием знаний программы. Позволяет оценить уровень владения предметными знаниями, умение обобщать и структурировать информацию, творческий подход, авторскую позицию. Критерии оценивания. Контрольнооценочные, разноуровневые тесты. Критерии оценки (Положение о конкурсе), протокол. Темы эссе (раскрытие которых послужит оценке диагностируемой цели). Критерии оценивания. В процессе обучения применяются как групповые, так и индивидуальные формы контроля освоения программы. Индивидуальными формами контроля на занятии являются: показ экзерсиса на середине зала; проведение индивидуальных отчетов с демонстрацией танцевальных возможностей обучающегося и оценкой пластической выразительности, музыкальности и артистизма исполнения. Групповыми формами контроля являются: демонстрация танцевальных комбинаций; исполнение разученных номеров; проведение открытых и итоговых занятий по современному танцу; участие во внутристудийных конкурсах; отчетные концерты; участие в конкурсах и фестивалях. 22 Итоговая аттестация результатов освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы. Итоговая аттестация обучающихся проводится с целью контроля над успеваемостью обучающихся и определяет успешность развития обучающегося и освоение им дополнительной общеобразовательной программы на определенном этапе обучения. При прохождении итоговой аттестации обучающиеся демонстрируют знания, умения и навыки в соответствии с программным материалом, в том числе: знание терминологии; умение исполнять различные элементы и движения современного танца; знание средств создания образа в хореографии; знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств; умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца; умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств; умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений; навыки музыкально-пластического интонирования; навыки публичных выступлений; наличие кругозора в области хореографического искусства и культуры. Проведение аттестации обязательно для всех обучающихся. Если обучающийся полностью освоил дополнительную общеобразовательную программу и успешно прошел итоговую аттестацию, ему выдаётся Свидетельство об успешном окончании программы. Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения программы служат: 1. Контрольно-оценочные, разноуровневые тесты. 2. Программа педагогического мониторинга результативности освоения дополнительных образовательных программ. 23 Список литературы 1. Андрусенко Л.С. Работа над танцевальной образностью с воспитанниками младшего школьного возраста Искусство и образование. 2008. № 6. 2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст]: учебник для индустриально-педагог. техникумов и для студентов инженернопедагогических специальностей Безрукова В.С. - Екатеринбург: Изд-во Деловая книга, 1999. – 119 с. 3. Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Л. Н. Буйлова Молодой ученый. – 2015. -№ 15. – с. 567 – 572. 4. Ваганова А.Я. Основы классического танца [Текст]: учебник для вузов Ваганова А.Я. – Санкт-Петербург: Изд-во Лань, 2003. – 192 с. 5. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 – р. 6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. – Москва ТЦ Сфера, 2001. – 464 с. 7. Мельников В.М. Психология [Текст]: учебник для институтов физической культуры Мельников В.М. – Москва: Изд-во Физкультура и спорт, 1987 – 367 с. 8. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника. [Текст]: учебное пособие Никитин В.Ю. – Москва: Издательский дом «Один из лучших», 2004 – 414 с. 9. Никитин В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце МоскваСПб-Краснодар: Изд-во «Планета музыки», 2017 – 517 с. 10. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - М.: 2013. – 238 с. Список литературы для обучающихся и родителей 1. Андрусенко Л.С. Формирование исполнительской культуры в детских хореографических коллективах (история и современность) Искусство в школе. 2008. № 2. С. 63-67. 2. Ансари М., Ларк Л. Йога для начинающих Москва-СПб.: Изд-во Диля, 2009 – 95 с. 3. Никитин В.Ю., Кузнецов Е.А. Партерный тренаж Москва: Изд-во «Век информации», 2018 – 259 с. 4. Хаас Ж.Г. Анатомия танца Минск: Изд-во «Попурри», 2011 – 200 с. 24 Справочная литература 1. Энциклопедия балета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ballet-enc.ru/. 2. Психологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.persev.ru/psychological_dictionary. 3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] С. И. Ожегов, Н. Ю, Шведова. – 4-е изд., доп. – Москва: Азбуковник, 1999. – 944 с. 25