Основы Электротехники дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей от 10 до 14 лет, срок реализации – 1 год, естественнонаучная направленность Автор-составитель: Муртазина Екатерина Андреевна педагог дополнительного образования Екатеринбург 2023 Содержание Комплекс основных характеристик программы ........................................................................... 3 Пояснительная записка.................................................................................................................... 3 Содержание программы .................................................................................................................. 8 Учебный (тематический) план ........................................................................................................ 8 Содержание учебного (тематического) плана .............................................................................. 8 Планируемые результаты освоения программы ......................................................................... 10 Комплекс организационно-педагогических условий ................................................................. 11 Условия реализации программы .................................................................................................. 11 Календарный учебный график...................................................................................................... 11 Список литературы ........................................................................................................................ 13 Аннотация ....................................................................................................................................... 15 Сведения о разработчике .............................................................................................................. 15 Приложение 1 ................................................................................................................................. 16 2 Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка Введение Роль и значение каждой страны в мировой экономике находятся в прямой зависимости от того, насколько она владеет высокими технологиями, насколько решаются проблемы естественнонаучного образования и инженернотехнических кадров на предприятиях. В России в настоящее время некоторые промышленные регионы испытывают дефицит кадров. Это позволяет сформулировать важную задачу воспитания современных инженерно-технических работников, знающих производство, имеющих характерные знания по своему профилю и готовых работать в производственных условиях. Последнее время в обществе и государстве возросло понимание важности естественнонаучной подготовки будущих квалифицированных кадров для высокотехнологичного производства, способных создать энергоэффктивных устройств и установок. Программа «Основы Электротехники» объединяет и систематизирует естественнонаучные и технические дисциплины: физику, математику, информатику и технологию. Прежде всего отражение в сознании человека окружающей его среды, поступление к нему информации о ее состоянии, концентрация имеющихся знаний и опыта, отбор и анализ фактов, их сопоставление и обобщение, мысленное построение новых образов, установление их сходства и различия с существующими реальными объектами. Направленность программы – естественнонаучная. Программа разработана с учётом 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.). 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р). 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 5. Стратегия государственной культурной политики на период до 2023 года, утвержденной распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 г. № 326-р. 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, 3 дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 12. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом. 14. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N 761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года». 15. Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». 16. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». 17. Положение о порядке применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». Программа разработана на основе методических материалов для учителя по работе с электронным конструктором «Знаток» как инструмент для обучения детей конструированию и моделированию. Актуальность программы: полученные в ходе освоения программы «Основы Электротехники» знания становятся для обучающихся необходимой теоретической и практической основой их дальнейшего участия в техническом творчестве, выборе будущей профессии, в определении жизненного пути. А также помогут при дальнейшем изучении физики. Содержание данной программы построено таким образом, что обучающиеся под руководством педагога смогут не только создавать модели технических устройств, посредством электронного конструктора «Знаток», следуя предлагаемым пошаговым инструкциям, но и, проводя эксперименты, 4 узнавать новое об окружающем их мире. Полученное знание служит при этом и доказательством истинности (или ложности) выдвинутых юными экспериментаторами тех или иных теоретических предположений, поскольку именно в ходе творчества они подтверждаются или опровергаются практически. Программа сконструирована с учетом современных запросов со стороны детей, их родителей, а также запроса государства, для развития инновационного, инженерного мышления школьников, их творческих способностей, мотивации к будущей профессиональной деятельности в технической сфере. Отличительные особенности программы заключаются в том, что работа с электронным конструктором «Знаток» позволяет детям в разной форме узнать основы электротехники и электроники. При построении моделей и схем затрагивается множество проблем из разных областей знаний о физическом мире. Обучение по данной программе помогает развивать у ребенка не только основной базис: внимательность, усидчивость и рассудительность, но еще происходит развитие воображения ребенка, словесно- логического, творческого и инженерного мышления. С помощью данной программы и оборудования ребенок сможет научиться комбинировать, абстрактно мыслить. Также обучающиеся получают навыки рационального планирования своей деятельности: организация рабочего места и трудового процесса, распределение трудовых функций в группе, умение планировать предстоящую работу, расчет необходимых материалов и времени, выбор инструментов и приспособлений, умение контролировать, учитывать и оценивать проделанную работу по количеству и качеству. Педагогическая целесообразность: В возрасте 10-14 лет у детей появляется стремление к самообразованию и самосовершенствованию, определяется сфера интересов. Детям становится особенно важно реализовать себя в обществе сверстников. Самостоятельный поиск решения поставленных задач и презентация полученных результатов коллективу, исследовательская и экспериментальная деятельность, познавательная игра соответствуют возрастным особенностям обучающихся. Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у обучающихся интереса к техническому творчеству, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Цель программы: сформировать у обучающихся интерес к изучению электротехники с использованием электронного конструктора «Знаток». Задачи программы: Воспитательные: 1. Заложить основы коммуникативных отношений внутри микрогрупп и в коллективе в целом; 2. Сформировать навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умение работать в команде; 3. Воспитать уважительное отношение к труду и мнению других людей; 4. Мотивировать на самостоятельную творческую и познавательную деятельность. 5 Развивающие: 1. Формировать у обучающихся логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям); 2. Формировать у обучающихся умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; 3. Развить речь в процессе анализа проделанной работы Обучающие: 1. Познакомить обучающихся с основными понятиями в области электричества и электротехники; 2. Познакомить обучающихся с основными принципами работы электричества, электромеханики, электромагнетизма; 3. Познакомить обучающихся с этапами проведения научного эксперимента. Адресат программы. Курс «Основы электротехники» рассчитан на обучающихся 10 – 14 лет. Содержание программы учитывает возрастные психологические особенности детей среднего школьного возраста. Группы формируются по 10 - 12 человек (в соответствии с нормами СанПиН 2.4.4.3172-14). Группы могут быть как одновозрастные, так и разновозрастные. Условия приема: На обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе принимаются все желающие. Режим занятий: Продолжительность одного занятия составляет 45 мин. (один академический час), перерыв между занятиями – 10 мин. Обучающиеся занимаются 2 раза в неделю по 2 академических часа. Сроки реализации программы: Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 144 часа. Продолжительность одного учебного года по учебному плану – 144 часа. Срок освоения программы – 1 год обучения. Уровневость программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы Электротехники» имеет стартовый уровень. В ходе реализации программы используются и реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала, минимальная сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Форма обучения: очная. В процессе обучения возможно применение дистанционных технологий и электронного обучения на платформах: Youtube, Яндекс, Вконтакте. Программа, в зависимости от темы занятия, включает такие формы работы обучающихся, как: − Индивидуально- групповая; − Групповая. Основная форма работы – практические занятия. Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия: Словесные (беседа, объяснение); 6 Наглядные (показ схем исполнения, работа по образцу); Практические (самостоятельное конструирование моделей). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: Проблемные; Репродуктивные; Частично-поисковые; Исследовательские; Формы проведения занятий: Практическое занятие; Эксперимент; Обсуждение; Игра; Наблюдение. Формы подведения результатов. Для отслеживания результативности освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы электротехники» используется педагогический анализ выполнения учащимися диагностических заданий, участия в соревнованиях и иных конкурсах, анкетирование, эссе, тесты, педагогическое наблюдение. - Работа с родителями Вовлечение родителей в образовательный процесс в рамках реализации программы имеет большое значение для решения поставленных задач. Это связано с тем, что организация самостоятельной работы обучающихся напрямую зависит от содействия родителей и обеспечения ими условий для самообразования детей. Для вовлечения родителей в деятельность объединения предусмотрены регулярные открытые занятия, родительские собрания и возможность обратной связи с педагогом. 7 Содержание программы Учебный (тематический) план № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Наименование темы Знакомство с конструктором Знаток. Техника безопасности. Основные элементы электронного конструктора Измерительные приборы Чтение и составление электрических схем Изучение электрических устройств из мира техники Проектная деятельность Итого: Общее кол-во часов В т.ч. теории В т.ч. практики 2 1 1 84 44 40 4 6 3 1 1 5 38 2 36 10 144 3 54 7 90 Содержание учебного (тематического) плана 1. Знакомство с конструктором Знаток. Техника безопасности Теория: обсуждение правил поведения в классе. Инструктаж по технике безопасности труда и противопожарной безопасности. Конструктор Знаток. Составляющие конструктора. Изучение методики сборки. Практика: знакомство с деталями конструктора. Сборка модели карманного фонарика. 2. Основные элементы электронного конструктора Теория: понятие электрического тока. Проводники и диэлектрики. Источники тока. Изучение основных элементов: резистор, конденсатор, транзистор, реостат, усилитель высокой частоты, диод, тиристор, катушка индуктивности, лампа накаливания, геркон, сенсорная пластина, выключатели, батареи, фоторезистор. Практика: сборка простых устройств с применением основных элементов. 3. Измерительные приборы Теория: принцип работы измерительных приборов: амперметр, микроамперметр, вольтметр. Единицы измерения физических величин. Практика: сборка простых схем для измерения параметров электрической цепи. 4. Чтение и составление электрических схем (6 ч.) Теория: алгоритм составления электрической схемы. Практика: сборка по электрической схеме, нахождение ошибок в электрической схеме. 8 5. Изучение электрических устройств из мира техники Теория: Электрический вентилятор, летающий пропеллер, музыкальные звонки, охранные сигнализации, детектор лжи, цветомузыка, азбука Морзе, радиоприемники, зуммер, электромотор, определитель дождя, электрическое световое ружье, автоматический маяк, электрическое пианино, диктофон. Практика: сборка и изучение схем электрических устройств мира техники. 6. Проектная деятельность Практика: Самостоятельное создание командами схемы электрической цепи прибора, ее сборка и описание принципа работы. 9 Планируемые результаты освоения программы Личностные: 1. Будет сформирован навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение договариваться в разных ситуациях, умение работать в команде; 2. Будут сформированы умение слушать собеседника и вести диалог, умение излагать свое мнение, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. 3. Будет сформировано уважительное отношение к труду и мнению других людей. 4. Будет сформирована потребность в проявлении творческой и познавательной активности. Метапредметные: 1. Будут освоены способы решения проблем творческого и поискового характера, логические операции; 2. Будут сформированы умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, умения определять наиболее эффективные способы достижения результата; 3. Будут сформированы умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха; Предметные: 1. Обучающиеся познакомятся с основными понятиями в области электричества и электротехники; 2. Обучающиеся познакомятся с основными принципами работы электричества, электромеханики, электромагнетизма; 3. Обучающиеся познакомятся с этапами проведения научного эксперимента. 10 Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Календарный учебный график Период обучения Дата начала обучения по программе 1 полугодие 15 сентября Дата окончания обучения по программе 28 декабря 2 полугодие 09 января 28 мая Всего учебных недель Количество учебных часов 16 64 20 80 Режим занятий 2 раза в неделю по 2 учебных часа Материально-техническое обеспечение: Для проведения занятий необходима аудитория, оборудованная станками, столами и стульями. Учебный кабинет должен быть оформлен в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с нормами СанПиН. Оборудование: − Набор-конструктор Знаток – 10 шт. − Персональный компьютер для учителя. − Проектор. − Интерактивная доска. Информационное обеспечение: − фотоматериалы; − видеоматериалы; − схемы по видам и способам соединения деталей Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного образования, удовлетворяющий квалификационным требованиям. Методическое обеспечение При реализации программы используется: − разработки теоретических и практических занятий; − дидактические и наглядные материалы: схемы соединений деталей, тематические иллюстрации, учебные пособия по электротехнике, видеоролики, презентации; − комплект практических занятий по физике "Знаток" А.А. Бахметьев. Бумажное издание. Формы аттестации/контроля Первоначальная диагностика проводится на первом занятии в форме беседы с элементами опроса. Цель – выявление первоначальных знаний и представлений о техническом конструировании, электротехнике, построение 11 индивидуальных траекторий усвоения дополнительной общеобразовательной программы. Оценка качества освоения предметной составляющей производится после завершения каждого этапа программы. В систему мониторинга входит: − самостоятельная работа– это целенаправленное восприятие какоголибо педагогического явления в естественных условиях, когда обучающиеся не знают, что за ними наблюдают. − оценка образовательных результатов обучающихся. Проводится анализ результатов деятельности обучающихся (конструкций). Для подтверждения положительной динамики развития инженерного мышления. – опрос обучающихся на предмет удовлетворённости собственным продуктом творчества. Совместное обсуждение работ обучающихся. Оценка качества освоения личностных и метапредметных составляющих проводится как в начале, так и в конце учебного года. Используется метод педагогического наблюдения, беседа, опрос. На основании мониторинга появляется возможность определить у детей, впервые пришедших в творческое объединение, уровень сформированности базовых знаний и умений, необходимых для обучения по программе. Это позволяет определить ближайшие зоны развития обучающихся, а также скорректировать образовательный процесс. Проведение в течение всего учебного года оценки эффективности влияния форм и методов обучения на уровень образовательных результатов, степень сформированности личности и профессионального самоопределения, вектор нравственно-этической составляющей, а также уровень регулятивных, коммуникативных и познавательных результатов учащихся. Итоговая аттестация Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по программе с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам освоения дополнительной общеобразовательной программы. Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме защиты командного проекта. Итоговый проект должен быть представлен в виде описания и инструкции по проведению выбранного обучающимися эксперимента. Если обучающийся полностью освоил дополнительную общеобразовательную программу и успешно прошел итоговую аттестацию, ему выдаётся Свидетельство об окончании обучения по дополнительной общеобразовательной программы. Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения программы служат: 1. Индивидуальный лист оценки сформированности личностных и метапредметных, предметных результатов (Приложение 1). 2. Тестирование как метод оценивания личностных и метапредметных результатов в системе дополнительного образования. 3. Проведение защиты группового проекта. 12 Список литературы 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.). 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р). 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 5. Стратегия государственной культурной политики на период до 2023 года, утвержденной распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 г. № 326-р. 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 12. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере 13 «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом. 14. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N 761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года». 15. Устав МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». 16. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». 17. Положение о порядке применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». 18. Формирование инженерного мышления в процессе обучения [Текст]: материалы междунар. науч.-практ. конф., 7-8 апреля 2015г., Екатеринбург, Россия : / Урал. гос.пед.ун-т; отв. ред. Т.Н. Шамало. – Екатеринбург: [б.и.], 2015. – 284 c. 19. Науменко О.М./Творчествоведение на современном этапе [Электронный ресурс] // http://atnu.narod.ru/tvorit.html (дата обращения 10.12.2011). 20. Ревягин Л.Н./Проблемы развития черт творческой личности и некоторые рекомендации их решения [электронный ресурс]: // http://ou.tsu.ru/school/konf16/11.html (дата обращения 02.12.11). 21. Трофимова Н.М., Пушкина Т.Ф., Козина Н.В./Возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] // С-Пб, «Питер», 2005, 240 стр. 14 Аннотация Курс "Основы Электротехники" предназначен для изучения и сборки базовых элементов электрических цепей, а также сборке простых электронных устройств, которые помогут объяснить школьнику принципы работы элементарных электронных устройств. В основе программы − изучение элементов, которые присутствуют во всей окружающей нас технике – компьютерах, телефонах, автомобилях, фото и видеокамерах, телевизорах, музыкальной аппаратуре и т.д. Занятия проводятся на базе электронного конструктора «Знаток». Программа рассчитана на обучающихся от 10 до 14 лет. Срок реализации программы - 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа (академический час = 45 мин, перерыв между часами 10 минут). Сведения о разработчике Муртазина Екатерина Андреевна Педагог дополнительного образования МАУ ДОД Городского Дворца творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии». Образование: Уральский государственный педагогический университет, 2017 г, бакалавр, 2019г магистр. Учитель физики с дополнительной специальностью «STEM образование». 15 Приложение 1 Индивидуальный лист оценки сформированности личностных и метапредметных, предметных результатов Для оценки качества личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы Электротехники» разработаны следующие критерии: взаимодействие в команде (умение обучающегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном решении задач), познавательная активность (желание обучаться, узнавать новое, работать с информацией), ответственность (проявляется при выполнении функциональных заданий, известных, повторяющихся), гражданская идентичность (индивидуальное чувство принадлежности к творческому объединению, образовательному учреждению своей стране. Убежденность в собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам ребенок). Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных результатов обучающихся № Критерии Показатели 1 Взаимодействие в команде 1. Вступает во взаимодействие с детьми (обучающимися) 2. Вступает во взаимодействие с педагогом 3. Отстаивает свое мнение аргументировано и спокойно 4. Оказывает помощь сверстникам при выполнении какой-либо работы 5. Просит и принимает помощь сверстников 2 3 Проявляется /не проявляется Умение учащегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном решении творческих задач Cреднее арифметическое Познавательная 1.Интересуется темой занятия, задает дополнительные вопросы педагогу по теме активность занятия/темы/программы Желание узнавать 2. Воспроизводит информацию по итогам учебного занятия новое 3. Умеет вычленять главное из полученной информации. 4. Охотно делится информацией по итогам самостоятельной работы 5. Самостоятельно (без помощи взрослого) выполняет дополнительные (творческие) задания Cреднее арифметическое 1. Выполняет задания педагога в указанный срок и 16 Ответственность 4 5 6 без напоминания 2. Своевременно приходит на занятие, другие мероприятия 3. Доводит начатую работу до конца 4. Адекватно реагирует на оценку своего труда, полученного результата. 5. Выполняет взятые обязательства Проявляется при выполнении функциональных заданий, известных, повторяющихся Cреднее арифметическое Социальная 1. Принимает правила и традиции группы идентичность 2. Охотно (без давления педагога) принимает участие в мероприятиях, важных для группы (конкурсах, фестивалях, социальных акциях) Индивидуальное 3. Предлагает свою помощь при проведении важных чувство для группы дел (мероприятий) принадлежности 4. Положительно высказывается об отношении к группе, Дворцу. к творческому 5. Положительно оценивает свою роль и место в объединению. детском творческом коллективе. Убежденность в собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам ребенок Cреднее арифметическое Предметные знания Среднее арифметическое Предметные умения Среднее арифметическое В таблице обозначается проявление или не проявление показателей критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося, на развитие которых направленна программа. Применяемые методы оценки: педагогическое наблюдение, анкетирование, эссе, беседа, анализ творческих продуктов, соревнования. Для сопоставления и интерпретации полученных результатов обучающихся, выявления степени достижения качества образования применяется интервальная Шкала (процесс приравнивания свойствам, объектам, характеристикам чисел по определенным правилам, чтобы в отношениях чисел отображались отношения характеристик, подлежащих к измерению), которая служит для фиксации количественной оценки результата обучающихся. Принята 100-бальная шкала, на которой определены 4 интервала, которые соответствуют: высокому уровню результатов освоения дополнительной 17 общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и характеризуются сформированностью и закрепленностью в деятельности обучающихся ценностных ориентаций; осознанный, целенаправленный характер деятельности (уровень мотивации); умению создавать новые правила, новые творческие продукты, алгоритмы действий в непредвиденных (новых) ситуациях, условиях. средний уровень от 60 до 79 баллов характеризуется осознанностью желания заниматься экспериментальной деятельностью, умением самостоятельно воспроизводить и применять информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом действия обучающегося расценивается как репродуктивные; осознанностью своей роли и ответственности за результаты работы группы, готовностью выполнять различную работу для пользы команды. низкий уровень от 40 до 59 баллов (минимальный предел, ниже которого качество результатов освоения программы недопустимо!) характеризуется умением обучающегося выполнять учебную деятельность, опираясь на описание действия, подсказку, намек; обучающийся знает о ценности коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет неосознанный уровень (интерес или потребность) к занятиям деятельностью по программе. недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется отсутствием опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом признавать значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом и другими детьми, желанием работать только индивидуально и обыгрывать всех. На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о корректировке содержательной части программы, методического обеспечения программы и применяемых технологий и форм работы. 18