gifted.ru ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ Исторический аспект gifted.ru История возникновения и развития дифференцированного обучения тесно связана с развитием педагогики и приобретает особую значимость на определенных этапах развития образования: до середины ХIХ века, когда обучение проходило при непосредственном взаимодействии учителя и ученика (индивидуальное обучение) в конце ХIХ века дифференцированное обучение активно внедряется в массовую школу в 20-е годы ХХ века были разработаны и апробированы различные виды дифференцированного обучения в 50-60 гг. акцентировалось внимание на создании в старших классах такой системы обучения, которая позволила бы учащимся наряду с получением среднего образования, более углубленно изучить предметы в избранной ими области знаний в 60-70 гг. единственным видом дифференцированного обучения стали факультативные занятия В последние годы - профильное обучение, курсы по выбору, факультативы, дополнительное образование 1 Авторы gifted.ru Фирсов Виктор Васильевич – (04.02.1942-10.04.2006) кандидат педагогических наук, разработал уровневую дифференциацию обучения на основе обязательных результатов. Выготский Лев Семёнович (17.11.1896 -11.06.1934)- советский психолог. Основатель исследовательской традиции, которая стала известна с 1930-х годов как «культурноисторическая теория» в психологии, в основу дифференциации положена теория Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. 2 Понятие дифференциации gifted.ru Дифференциация с латинского «difference» - разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференциация в образовании - это создание различий между частями (школами, классами, группами) образовательной системы (общее образование, школа, класс, группа) с учетом одного или нескольких направлений. Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности. 4 Цель - обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что даёт каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. 5 gifted.ru Важной задачей технологии дифференцированного обучения является определение специальных интересов, наклонностей, способностей детей. Существуют психолого-педагогические диагностики по выявлениям интересов детей, которые включают: ежегодный опрос обучающихся, педагогов, родителей тестирование развития специальных способностей определение области интересов вновь поступающего ребенка профориентационную диагностику 6 gifted.ru В учреждениях дополнительного образования детей возможно применение таких вариантов дифференциации, как: комплектование учебных групп однородного состава внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса 7 профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей gifted.ru Основаниями для дифференциации обучения могут быть также психологопедагогические и психофизиологические особенности обучающихся возраст пол 8 Возрастное распределение обучающихся по возрастным группам (подгруппам, микрогруппам) Распределение обучающихся по половозрастному признаку (мальчики, девочки) мышление Распределение обучающихся по типу мышления. Образное, логическое, аналитическое, прагматическое и др. способности Распределение обучающихся по способностям: учебные, творческие, умственные, математические и др. gifted.ru gifted.ru Основаниями для дифференциации обучения могут быть психологопедагогические и психофизиологическими особенности обучающихся восприятие уровни общего развития 9 Распределение обучающихся по каналам восприятия получаемой информации (аудиалы, визуалы, кинестетики) Распределение обучающихся по типу темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) и типы личности (экстраверт, интроверт, ) Этапы технологии: gifted.ru I этап. Ориентационный Педагог договаривается c детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно II этап. Подготовительный Обеспечивает мотивацию, актуализирует опорные знания и умения. Объясняет, почему это нужно научиться делать, где это пригодится и почему без этого нельзя III этап. Вводный контроль Восстановление в памяти всего того, на чем строится занятие IV этап. Основной Освоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. После чего дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Главное – каждый добывает знания сам V этап. Итоговый Оценивание лучших работ, ответов, обобщение изученного материала на занятии 10 Формы организации учебной деятельности на занятии перед обучающимся поставлена цель, как общая цель для всех. Деятельность педагога + деятельность группы + деятельность обучающегося 11 перед всеми типологическими группами поставлена некоторая учебная цель, содержание заданий дифференцированно с учетом особенностей группы. Деятельность педагога + деятельность группы + деятельность обучающегося перед всеми учащимися поставлена некоторая цель, как индивидуальная, личная цель каждого. Содержание заданий одинаково для всех, либо дифференцировано, либо индивидуализировано. Деятельность педагога + деятельность обучающегося gifted.ru gifted.ru Преимущества Недостатки Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднения детей. У педагога появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному. Отсутствие отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания. Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися к общественным нормам. Повышается уровень Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности. Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах. В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться. • Высвечивается социально-экономическое неравенство. • Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними. • Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства. • Формируется неадекватность Я-концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс, в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости. • Понижается уровень мотивации ученья в слабых группах. • Перекомплектование разрушает детские коллективы. 12 gifted.ru Дифференциация – это учёт особенностей группы, влияющих на эффективность освоения учебной информации. Учитывать особенности аудитории необходимо как при подготовке, так и во время проведения занятия! 13 Литература 1. Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. - М., 1994 2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998 3. Выготский Л.С.Психология искусства. - М., 1968. 4. Лошнова О.Б.Уровневая дифференциация обучения. - М., 1994. 5. Лук А.Н.Эмоции и личность. - М., 1982. 6. Селевко Г.К. и др.Культурологический социальнопедагогический комплекс. - Ярославль: ИУУ, 1993. 7. Селевко Г.К.Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей.-М.: РИПКРО, 1996. Подбор материала Белова А.В., методист 14 gifted.ru