gifted.ru
ТЕХНОЛОГИЯ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО
ОБУЧЕНИЯ
Исторический аспект
gifted.ru
История возникновения и развития дифференцированного обучения
тесно связана с развитием педагогики и приобретает особую значимость
на определенных этапах развития образования:
до середины ХIХ века, когда обучение проходило при непосредственном
взаимодействии учителя и ученика (индивидуальное обучение)
в конце ХIХ века дифференцированное обучение активно внедряется в
массовую школу
в 20-е годы ХХ века были разработаны и апробированы различные виды
дифференцированного обучения
в 50-60 гг. акцентировалось внимание на создании в старших классах
такой системы обучения, которая позволила бы учащимся наряду с
получением среднего образования, более углубленно изучить предметы в
избранной ими области знаний
в 60-70 гг. единственным видом дифференцированного обучения стали
факультативные занятия
В последние годы - профильное обучение, курсы по выбору,
факультативы, дополнительное образование
1
Авторы
gifted.ru
Фирсов Виктор Васильевич –
(04.02.1942-10.04.2006) кандидат
педагогических наук, разработал
уровневую дифференциацию обучения на
основе обязательных результатов.
Выготский Лев Семёнович
(17.11.1896 -11.06.1934)- советский психолог.
Основатель исследовательской традиции, которая
стала известна с 1930-х годов как «культурноисторическая теория» в психологии, в основу
дифференциации положена теория Л.С.
Выготского о зоне ближайшего развития.
2
Понятие дифференциации
gifted.ru
Дифференциация с латинского «difference» - разделение,
расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференциация в образовании - это создание различий
между частями (школами, классами, группами)
образовательной системы (общее образование, школа, класс,
группа) с учетом одного или нескольких направлений.
Дифференциация - это форма организации учебной
деятельности школьников, при которой учитываются их
склонности, интересы, проявившиеся способности.
4
Цель
- обучение каждого на уровне его возможностей и
способностей, что даёт каждому учащемуся возможность
получить максимальные по его способностям знания и
реализовать свой личностный потенциал.
5
gifted.ru
Важной задачей технологии дифференцированного обучения
является определение специальных интересов, наклонностей,
способностей детей. Существуют психолого-педагогические
диагностики по выявлениям интересов детей, которые
включают:
ежегодный опрос обучающихся,
педагогов, родителей
тестирование развития
специальных способностей
определение области интересов
вновь поступающего ребенка
профориентационную диагностику
6
gifted.ru
В учреждениях дополнительного образования детей возможно
применение таких вариантов дифференциации, как:
комплектование учебных групп
однородного состава
внутригрупповая дифференциация для
разделения по уровням познавательного
интереса
7
профильное обучение в старших группах
на основе диагностики, самопознания и
рекомендаций детей и родителей
gifted.ru
Основаниями для дифференциации обучения могут быть также психологопедагогические и психофизиологические особенности обучающихся
возраст
пол
8
Возрастное распределение обучающихся по возрастным
группам (подгруппам, микрогруппам)
Распределение обучающихся по половозрастному
признаку (мальчики, девочки)
мышление
Распределение обучающихся по типу мышления.
Образное, логическое, аналитическое, прагматическое и
др.
способности
Распределение обучающихся по способностям:
учебные, творческие, умственные, математические и др.
gifted.ru
gifted.ru
Основаниями для дифференциации обучения могут быть психологопедагогические и психофизиологическими особенности обучающихся
восприятие
уровни общего
развития
9
Распределение обучающихся по каналам
восприятия получаемой информации (аудиалы,
визуалы, кинестетики)
Распределение обучающихся по типу
темперамента (холерик, сангвиник, флегматик,
меланхолик) и типы личности (экстраверт,
интроверт, )
Этапы технологии:
gifted.ru
I этап. Ориентационный
Педагог договаривается c детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего
достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на
разных уровнях, который выбирает самостоятельно
II этап. Подготовительный
Обеспечивает мотивацию, актуализирует опорные знания и умения. Объясняет, почему это
нужно научиться делать, где это пригодится и почему без этого нельзя
III этап. Вводный контроль
Восстановление в памяти всего того, на чем строится занятие
IV этап. Основной
Освоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на
образцы. После чего дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку.
Главное – каждый добывает знания сам
V этап. Итоговый
Оценивание лучших работ, ответов, обобщение изученного материала на занятии
10
Формы организации учебной
деятельности на занятии
перед обучающимся
поставлена цель, как общая
цель для всех.
Деятельность педагога
+ деятельность группы
+ деятельность
обучающегося
11
перед всеми
типологическими группами
поставлена некоторая
учебная цель, содержание
заданий
дифференцированно с
учетом особенностей
группы.
Деятельность педагога
+ деятельность группы
+ деятельность
обучающегося
перед всеми учащимися
поставлена некоторая цель,
как индивидуальная, личная
цель каждого. Содержание
заданий одинаково для всех,
либо дифференцировано,
либо индивидуализировано.
Деятельность педагога
+ деятельность обучающегося
gifted.ru
gifted.ru
Преимущества
Недостатки
Обучение каждого на уровне его возможностей и
способностей.
Исключаются неоправданные и нецелесообразные
для общества уравниловка и усреднения детей.
У педагога появляется возможность помогать
слабому, уделять внимание сильному.
Отсутствие отстающих снимает необходимость в
снижении общего уровня преподавания.
Появляется возможность более эффективно работать
с трудными учащимися к общественным нормам.
Повышается уровень Я - концепции: сильные
утверждаются в своих способностях, слабые получают
возможность испытывать учебный успех, избавиться от
комплекса неполноценности.
Повышается уровень мотивации ученья в сильных
группах.
В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку
легче учиться.
•
Высвечивается социально-экономическое
неравенство.
•
Слабые лишаются возможности тянуться за более
сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними.
•
Перевод в слабые группы воспринимается детьми как
унижение их достоинства.
•
Формируется неадекватность Я-концепции: в
элитарных группах возникает иллюзия исключительности,
эгоистический комплекс, в слабых группах снижается
уровень самооценки, появляется установка на
фатальность своей слабости.
•
Понижается уровень мотивации ученья в слабых
группах.
•
Перекомплектование разрушает детские коллективы.
12
gifted.ru
Дифференциация – это
учёт особенностей группы,
влияющих на эффективность
освоения учебной информации.
Учитывать особенности
аудитории необходимо как при подготовке,
так и во время проведения занятия!
13
Литература
1. Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе
обязательных результатов обучения. - М., 1994
2. Селевко Г.К. Современные образовательные
технологии. - М., 1998
3. Выготский Л.С.Психология искусства. - М., 1968.
4. Лошнова О.Б.Уровневая дифференциация
обучения. - М., 1994.
5. Лук А.Н.Эмоции и личность. - М., 1982.
6. Селевко Г.К. и др.Культурологический социальнопедагогический комплекс. - Ярославль: ИУУ, 1993.
7. Селевко Г.К.Дифференциация учебного процесса на
основе интересов детей.-М.: РИПКРО, 1996.
Подбор материала Белова А.В., методист
14
gifted.ru