Муниципальное Автономное учреждение Дополнительного образования Городской Дворец творчества детей и молодежи Одаренность и технологии» Рассмотрено УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии» Протокол № 1 от 29.08.2024 Приказом директора МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии» от 29.08.2024 № 185-од _________________________А.Г. Гагауз Основы хореографии в детском театре дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей от 7 до 18 лет, срок реализации – 10 лет, художественная направленность Авторы-составители: Фридрих Ирина Анатольевна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Тренбач Ольга Игоревна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Екатеринбург 2024 1 Пояснительная записка. В современном театре танцы являются не только украшением действия, но и помогают его развитию, преподносятся как явление реальной действительности. Обучение танцам является неотъемлемой частью в процессе подготовки юного актёра. Хореографическое искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности, оно приобщает ребенка к миру прекрасного, воспитывает художественный вкус. Занятия хореографией способствуют физическому развитию, формированию красивой фигуры, а также воспитывают в ребёнке трудолюбие, выносливость, внимание. Для детей, занимающихся театральным искусством, хореография помогает научиться свободно двигаться, ярче раскрывать сценические образы и выражать эмоции, используя возможности своего тела. В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы хореографии в детском театре» используются и реализуются такие формы организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательнотематического направления программы. Данная программа является частью комплекса дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в объединении детского театра им. Л.К. Диковского. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы хореографии в детском театре», по содержанию является художественной. Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями); 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р (с изменениями)); 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р); 5. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 2 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями); 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (с изменениями); 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом (с изменениями и дополнениями); 13. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N 761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года»; 14. Устав и иные локальные нормативные акты МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». Актуальность. Программа разработана с учётом потребностей и проблем детей и их родителей или законных представителей и ориентирована на социальный заказ, потребности родителей и обучающихся. Программа способствует гармоничному развитию личности, активизирует индивидуальные особенности ребенка, формирует и развивает актерские способности у детей. При разработке программы были учтены современные задачи развития образования, закрепленные в Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, которая определяет в качестве целей развития дополнительного образования создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности. Содержание и механизмы освоения программы в том числе направлены на: формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности; 3 формирование функциональной грамотности и навыков, повышающих качество образовательных результатов у детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ; поддержку профессионального самоопределения, формирование навыков планирования карьеры обучающимися. Программа ориентирована на решение одной из основных задач реализации направления стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 года - создание комфортной среды для жизни жителей Свердловской области, что реализуется через создание условий для развития творческого потенциала населения. Актуальность программы определяется потребностью всестороннего развития юных актёров и более качественной подготовки театральных постановок. Отличительная особенность программы заключается в синтезе нескольких хореографических направлений: классический танец, народный танец, бальный танец, современный танец, а также в постановке актёрских задач при исполнении танца, танцевать в характере данной сценической роли. В постепенном и последовательном усложнении тем изучаемого на протяжении всего курса. Повышаются требования к освоению учебного материала, а также к качеству техники исполнения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы хореографии в детском театре» является важной составляющей при обучении в детском театре, т.к. дополняет и углубляет знания, умения и навыки обучающихся, осваивающих программу «Актерское мастерство». Адресность программы. Программа ориентирована на возраст обучающихся от 7 до 18 лет, разработана с учётом психофизиологических особенностей данных возрастных категорий. Возрастные особенности обучающихся. 7-9 лет именно в этом возрасте начинает проявляться тяга детей к театру, литературе, музыке. Важными личностными особенностями детей в этом возрасте является их открытость, послушание и исполнительность. Эти черты создают хорошие условия для воспитания ребенка как личности, но требуют от педагога большой ответственности, внимательного нравственного контроля за своими действиями и суждениями, поскольку этот возраст характеризуется безграничным доверием к взрослым и подражанием им. Необходимо помнить, что стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в виде похвалы, признания, одобрения, различных форм поощрений за успехи имеет особое значение для развития на данном этапе. Нельзя допустить формирования и закрепления у ребенка мотива избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Поскольку целью нашей программы является развитие и раскрепощение личности, то педагог именно на этом этапе ставит своей задачей развитие и пробуждение эмоциональной сферыребенка через игру и раскрепощение его, снятие «зажимов». В возрасте 9-13 лет дети переходят в подростковый период. Такой 4 возраст объединяет части характеров, присущие старшим детям (интеллектуальное развитие, нормы морали, противоречивость и т.п.) и младшим (непосредственность, неумение концентрировать внимание и т.п.). Именно в этот период решаются специфические задачи личностного развития и взросления человека, идет интенсивное усвоение культурных ценностей, определяющих в дальнейшем его главные жизненные предпочтения. В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Некоторая «неуправляемость» детей данного возраста сочетается с особой восприимчивостью и поведенческой гибкостью, открытостью для сотрудничества и, вместе с тем, с достаточной интеллектуальной зрелостью, что позволяет взрослым (педагогам и родителям) строить отношения с ними на основе диалога, на принципах партнерского общения. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. В 13 лет ребёнок начинает себя воспринимать как взрослого человека, имеющего право на своё мнение, свои желания, стремится к самостоятельности. В 14-18 лет при переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. В этом возрасте формируются: 1) самосознание — целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания; 2) собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность кабстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему; 3) стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. п. Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления:разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теории — действительности. 5 Стремления доказать свою независимость и самобытность сопровождаются типичными поведенческими реакциями: «пренебрежительное отношение» к советам старших, недоверие и критиканство по отношению к старшим поколениям, иногда даже открытое противодействие. Но в такой ситуации юноша вынужден опираться на моральную поддержку ровесников, и это приводит к типичной реакции «повышенной подверженности» (неосознанная внушаемость, сознательный конформизм) влиянию ровесников, которая обусловливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали (молодежная мода, жаргон, субкультура). В этом возрасте дети способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Стремятся к социальному утверждению. В этот период дети резко взрослеют, их решения становятся более взвешенными, они начинают задумываться о будущем, в частности, о выборе профессии. Формы и методы обучения, предусмотренные программой, применяютсяв соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Количество детей в группах: 1-ый год обучения – 12-16 человек; 2го-10ый года обучения – 12-18 человек. Условия приёма Набор в творческий коллектив осуществляется по желанию и без специальной подготовки, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья для занятийфизической деятельностью. Режим занятий Занятия по программе проводятся 1 раза в неделю по 1 акад. часу. Для повышения эффективности занятий педагогами используется такая форма работы, как разделение группы на подгруппы. Работа по подгруппам обусловлена необходимостью уделить внимание педагога каждому ребенку, основываясь на его способностях, восприятии материала, эмоциональном состоянии, что способствует качественному выстраиванию мизансцен с подробной отработкой диалогов. Также деление на подгруппы необходимо для подготовки детей к конкурсам, массовым мероприятиям, для репетиций сцен с ограниченным количеством участников, где требуется тщательная техническая проработка. Применение данной формы организации занятий способствует достижению поставленных задач и высоких результатов. Объём общеразвивающей программы Количество часов на группу в год составляет 36 часов. Общий объем учебных часов на весь период обучения – 360 часов. Срок освоения Программа реализуется в течение 10 лет. Обучение по дополнительной общеобразовательной программе поэтапное: I этап: 1-3 год обучения (7-9 лет) 6 II этап 4-6 год обучения (10-12 лет) III этап 7-10 год обучения (13-18 лет) Уровень сложности программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореография в детском театре» является разноуровневой (1 годСТАРТОВЫЙ, 2-6 –БАЗОВЫЙ, 7-10 – ПРОДВИНУТЫЙ) или (1-6 –базовый, 7-10 продвинутый) и построена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. В программе используются и реализуются такие формы организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. Педагогическая целесообразность. Единство речи, песни, танца и движения - универсальное средство эмоционального и физического развития, нравственного и художественного воспитания детей, формирующее не только элементы творческой деятельности актёрского мастерства, но и внутренний мир человека. Специфика театрального искусства заключается в единстве различных умений, навыков и художественно-эстетического вкуса, что позволяет осуществлять комплексный подход к постановке задач при обучении в рамках программы. Педагогическая целесообразность определена тем, что даёт возможность каждому обучающемуся применить полученные знания и навыки в сценической и повседневной деятельности. Организация образовательного процесса Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа состоит из одного образовательного раздела – «Хореография в детском театре»: изучение основ хореографии и различных её техник. Помимо непосредственного практического изучения основ хореографии, содержание обучения включает в себя беседы о танцевальном искусстве, в ходе которых обучающиеся знакомятся с основными деятелями танцевального искусства, его техниками, их взаимосвязями и отличительными чертами; посещают спектакли профессиональных театров и детских коллективов, с последующим обсуждением. Включена сценическая практика (коллективные выступления перед зрителями). Программа нацелена на то, чтобы научить ребенка анализировать художественное произведение, пьесу, роль. Чтобы ребёнок научился создавать индивидуальные и коллективные художественные работы. Чтобы через свою роль ребенок мог выражать не только настроение, но и внутреннее качество личности, черты характера. Все занятия по программе построены с учетом основных принципов педагогики искусства, организуются и проводятся в очной форме обучения (при необходимости – в дистанционной форме): От простого к сложному. Смена типа и ритма работы на занятии. От постановки творческой задачи до достижения творческого 7 результата. Вовлечение в творческий процесс всех учеников. Индивидуальный поход к каждому учащемуся. Форма обучения: очная, а также обучение возможно с применением дистанционных технологий и электронного обучения. Программа, в зависимости от темы занятия, включает такие формы работы: – индивидуально-групповая; – групповая; – фронтальная. Виды занятий: практические занятия, беседа, игра, тренинг, творческая мастерская, учебный показ, репетиция, дистанционное обучение, постановки танцевальных этюдов и спектаклей, просмотр спектакля или номера с последующим обсуждением, мастер-класс, дискуссия, экскурсия, творческие отчеты, открытое занятие, участие в концертах, участие в конкурсах и фестивалях. Эффективными средствами реализации программы являются использование цифровых (электронных) образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий; экскурсий (историкокультурной, научно образовательной и патриотической тематики) и профессиональных проб в различных форматах. Методы обучения. В основе преподавания используются методы, направленные на формирование актёрских навыков детей с учётом их индивидуальных возможностей: объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); метод анализа и сравнения (при освоении материала занятия, обучающиеся должны научиться анализировать художественное произведение, находить логические связи между поступками персонажей, сравнивать особенности и нюансы психологического поведения людей, что способствует осознанному отношению к уроку); метод импровизации (выполняя задания на создание танцевальных этюдов, обучающиеся развивают воображение, мышление, инициативу, самостоятельность, развиваются духовно и творчески; задания на импровизацию помогают обучающимся впоследствии в раскрытии художественных образов в ролях, самовыражении). Практический метод (игра, тренинги, упражнения, творческие задания и показы. Данный метод является основным). Цель программы физическое и творческое развития детей, занимающихся театральным искусством, средствами основ хореографии. Задачи программы: 8 Обучающие: познакомить с базовыми элементами различных танцевальных жанров; познакомить с историей танцевального искусства; познакомить с основными направлениями танцевального искусства; познакомить с теоретическими основами хореографии; познакомить с возможностями своего тела; научить координировать движения, повысить физическую активность; научить самостоятельно использовать полученные знания и навыки в работе над пластическими образами в спектаклях; познакомить с основами импровизации; познакомить с правилами поведения в классе, на сцене и за кулисами. Развивающие: развить навык сотрудничества с людьми разного возраста в процессе творческой деятельности; сформировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха; развить навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; научить самостоятельно создавать образы и характеры с помощью внешних выразительных средств; научить выражать эмоции и отношения через движения; познакомить с правилами здорового и безопасного образа жизни и научить применять их. Научить самостоятельно развивать физический аппарат; Воспитательные: воспитать навыки работы в коллективе; воспитать терпение и чувство ответственности; сформировать эстетические потребности; познакомить с ценностями здорового и безопасного образа жизни; сформировать потребность в физическом самосовершенствовании; развить неприятие вредных привычек; привить стремление к самообразованию и дальнейшему развитию профессиональных умений и навыков; воспитать уважительное отношение к национальному танцевальному искусству и традициям своего народа. Календарный учебный график № Основные характеристи п/ ки 1 год 2 год 3 год 4 год 9 5 год 6 год 7 год 8 год 9 год 10 год п образовательн ого процесса 1 Количество учебных недель 2 36 недел ь 36 недел ь 36 нед ель 36 неде ль 36 неде ль 36 неде ль 36 неде ль 36 36 36 неде недел недел ль ь ь Количество 1 часов в неделю 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 Количество часов 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 4 Недель I полугодия 15 15 15 15 15 15 15 15 15 15 5 Недель II полугодия 21 21 21 21 21 21 21 21 21 21 6 Дата начала обучения 15 сентя бря 15 сентя бря 15 15 15 15 сент сентя сентя сент ябр бря бря ября я 15 сент ября 15 15 сент сентя ября бря 15 сентя бря 7 Каникулы 31 декаб ря - 8 январ я 31 декаб ря 8 январ я 31 дека бря - 8 янва ря 31 декаб ря 8 январ я 31 дека бря 8 янва ря 31 дека бря 8 янва ря 31 дека бря - 8 янва ря 31 дека бря - 8 янва ря 31 декаб ря 8 январ я 31 декаб ря - 8 январ я 8 Праздничные нерабочие дни 4.11, 23.02. , 08.03. ,01.05 ., 09.05. 4.11, 23.02. , 08.03. ,01.05 ., 09.05. 4.11 , 23.0 2., 08.0 3.,0 1.05 ., 09.0 5. 4.11, 23.02 ., 08.03 .,01.0 5., 09.05 . 4.11, 23.02 ., 08.03 .,01.0 5., 09.05 . 4.11, 23.0 2., 08.0 3.,01 .05., 09.0 5. 4.11, 23.0 2., 08.0 3.,01 .05., 09.0 5. 4.11 , 23.0 2., 08.0 3.,0 1.05 ., 09.0 5. 4.11, 23.02 ., 08.03 .,01.0 5., 09.05 . 4.11, 23.02. , 08.03. ,01.05 ., 09.05. 9 Окончание учебного года 31 мая 31 мая 31 мая 31 мая 31 мая 31 мая 31 мая 31 мая 31 мая 31 мая 10 Название Количество часов по годам обучения 1 г/о 2 г/о Хореографии в детском театре 36 36 3 г/о 4 г/о 5 г/о 6 г/о 7 г/о 8 г/о 9 г/о 10 г/о 36 36 36 36 36 36 36 36 Учебный план Общее количество часов за 10 лет обучения Раздел Количество часов Кол-во лет обучения Хореографии в детском театре 10 Всего: 10 360 360 УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 1-3 ГОД ОБУЧЕНИЯ Формы контроля Количество часов № п/п Название раздела, темы Общее Теория Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности Основы классического танца Упражнения у станка Упражнения на середине 1 1 9 1 8 7 1 6 4 Учебные комбинации 3 1 2 5 Основы народного танца Основные положения и движения рук Упражнения у станка 4 1 3 7 1 6 7 Упражнения на середине 4 1 3 8 Контрольный урок 1 1. 2. 3 6 Практика Беседа, опрос. 1 11 Формы промежуточ ной аттестации Практическа я работа, просмотр Практическа я работа, просмотр Практическа я работа, просмотр Практическа я работа, просмотр Практическа я работа, просмотр Практическа я работа, просмотр Практическа я работа, просмотр Открытое Формы контроля Название раздела, темы Общее Теория Практика Формы промежуточ ной аттестации Итого 36 7 29 занятие Количество часов № п/п Теория и практика в образовательном процессе интегрированы. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1-3 ГОД ОБУЧЕНИЯ Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с обучающимися. Проведение инструктажа по технике безопасности, правила поведения на занятиях. Обучающиеся знакомятся с помещением, краткой историей ГДТДиМ «Одарённость и технологии».Введение в историю классического танца. Отражение национальных особенностей в народном танце. Форма для занятий хореографией, ее гигиена. Правила поведения на занятиях. Знакомство с терминологией. Знакомство с искусством хореографии. Тема 2. Основы классического танца. Упражнения у станка. Постановка корпуса на простейших упражнениях классического тренажа. Изучение позиций рук, ног, поворотов и наклонов головы, упражнений классического тренажа. Знакомство с терминологией новых движений, их перевод. 1. Позиции ног: 1, 2, 5. 2. Постановка корпуса одной рукой за палку в сочетании с portdebras (1, 2, 3 позиции рук). 3. Demiplieno 1, 2, 5 позициям. 4. Grand plie no 1, 2 позиции. 5. Battements tendus из 1 позиции. - battements tendus pour le pled всторону, - battements tendus из 5 позиции. 6. Passe par terre: - с demlplie по 1 позиции, - с окончанием в demiplie. 7. Battementtendujete из 1 позиции во всех направлениях: - battements tendus jete с pique; - battements tendus jete из 5 позиции. 8. Rond de jambe par terre впервойраскладке en dehors, en dedans. 9. Положениеноги sur le cou de pied: - «условное» спереди, сзади, - «обхватное». 12 10. Battementfrappe лицом к станку, носком в пол в сторону во всех направлениях. 11.Battementfrappe боком к станку, носком в пол во всех направлениях. 12. Battementfondu - носком в пол во всех направлениях, лицом к станку - боком к станку, носком в пол. 13. Preparation к rond de jambe par terre en dehors, en dedans. 14. Battementrelevelent на 90 градусов во всех направлениях лицом к станку; - боком к станку. 15. Понятие retire . 16. Grandbattementsjete из 1 позиции во всех направлениях лицом к станку; - боком к станку. 17. Releveno 1, 2, 5 позициям: - с вытянутых ног, - с demiplie. 18. Portdebras (перегибы корпуса) в различных сочетаниях: - в сторону, вперёд, назад. Тема 3. Упражнения на середине. Движения, выученные у станка, переносятся на середину. Темп исполнения остается тем же. 1. Iформаportdebrasвразличныхсочетаниях (endehors, endedans). 2. Demiplieno 1, 2, 5 позициям; - grandplie по 1, 2 позициям. 3. Battementtendu из 1 позиции во всех направлениях; - с demiplie . 4. Battementtendujete во всех направлениях из 1 позиции; - с pique. 5. Demi rond de jambe par terre; - rond de jambe par terre (полныйкруг) . 6. Battementrelevelent во всех направлениях на 90 градусов. 7. Grandbattementsjete из 1 позиции в первоначальной раскладке. 8. Releveno 1, 2, 5 позициям: - с вытянутых ног; - с demi plie. 9. Понятие epaulement (croisee, efface, ecarte) позы. 10. Pasbalance. Тема 4. Учебные комбинации строятся на простейших сочетаниях упражнений классического танца. Все проученные движения комбинируются с portdebras, с поворотами и наклонами головы, с demiplie. рук. Тема 5. Основы народного танца.Основные положения и движения История развития народного танца. Значение танца в жизни каждого народа.Изучение основных положений и движений рук. Разнообразие 13 поклонов в русском танце, их значение. Различные положения рук в русском танце и переходы из одного положения в другое. - Ладони, сжатые в кулачки, на талии (подбоченевшись), - руки скрещены на груди, - одна рука, согнутая в локте, поддерживает локоть другой, указательный палец которой упирается в щёку, - положения рук в парах: а) держась за одну руку, б) за две, в) под руку, г) «воротца», - движения рук: а) подчёркнутые раскрытия и закрытия рук, б) раскрытия рук в сторону (ладонями наверх в 3 позицию), в) взмахи с платочком, г) хлопки в ладоши. Тема 6. Упражнения у станка. 1.Пять позиций ног. 2. Preparation к началу движения. 3. Переводы ног из позиции в позицию. 4. Demiplie, grandplié (полуприседания и полные приседания). 5. Battementtendu (выведение ноги на носок). 6. Battement tendu jeté (маленькиеброски). 7. Ronddejambeparterre (кругногойпополу). 8. Подготовка к маленькому каблучному. 9. Подготовка к «верёвочке», «верёвочка». 10. Дробные выстукивания (сочетание ритмических ударов). 11. Grands battement jeté (большиеброски). 12. Relevé (подъёмнаполупальцы). 13. Port de bras. 14. Подготовка к «молоточкам». 15. Подготовка к «моталочке». 16. Подготовка к полуприсядкам и присядкам. 17. Прыжки с поджатыми ногами. Тема 7. Упражнения на середине. 1. Русский поклон: а) Простой поясной (1год обучения) б) Простой поясной с движением правой руки к левой стороне груди, затем в 3 позицию, левая рука в подготовительном положении (2 год обучения) 2. Русские ходы и элементы русского танца: - простой сценический ход на всей стопе и на полупальцах, - переменный ход с фиксированием ноги сзади на носке на полу, 14 - переменный ход с plie на опорной ноге и вынесением работающей ноги на воздух через 1 позицию ног, - тройной шаг на полупальцах с ударом на четвёртый шаг всей стопой в пол (2 год обучения), - комбинации из основных шагов (2 год обучения). 3. «Припадание»: - по 1 прямой позиции, - вокруг себя по 1 прямой позиции, - по 5 позиции (со 2 года обучения), - вокруг себя и в сторону (со 2 года обучения). 4. Подготовка к «верёвочке»: - без полупальцев, без проскальзывания, - с полупальцами, с проскальзыванием, - «косичка» (в медленном темпе). Со второго года темп исполнения движения увеличивается. 5. Подготовка к «молоточкам»: - по 1 прямой позиции с задержкой ноги сзади, - без задержки. 6. Подготовка к «моталочке»: - по 1 прямой позиции – с задержкой ноги сзади, впереди, - «моталочка» в «чистом виде». 7. «Гармошечка»: - начальная раскладка с паузами в каждом положении, - «лесенка», - «елочка», - исполнение в чистом виде. 8. «Ковырялочки»: - простая, в пол, - простая, с броском ноги на 45 градусов и небольшим отскоком на опорной ноге. - «ковырялочка» на 90 градусов с активной работой корпуса и ноги (со второго года обучения) - в чередовании с одинарными, двойными и тройными притопами (со второго полугодия). 9. Основы дробных выстукиваний: - простой притоп, - двойной притоп, - в чередовании с приседанием и без него, - в чередовании друг с другом, двойными и тройными хлопками в ладоши (у мальчиков с хлопушкой), Со второго года обучения: - подготовка к двойной дроби, - переборы каблучками ног. 10. Хлопки и хлопушки для мальчиков: - одинарные, 15 -двойные, - тройные, - фиксирующие, - скользящие (в ладоши, по бедру, по голенищу сапог). 11. Подготовка к присядкам и присядки: - подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по прямой и 1 позициям), - «мячик» по 1 прямой и первой позиции. - присядки на двух ногах (со второго года обучения), - присядки с выносом ноги на каблук (со второго года обучения). На основе изученных движений составляются этюды малых и больших форм Тема 8. Контрольный урок. Представление родителям и педагогам освоенного материала. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 4 - 6 ГОД ОБУЧЕНИЯ № п/ п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Количество часов Название раздела, темы Практик а Общее Теория Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности 1 1 Основы классического танца Упражнения у станка 9 1 8 Упражнения на середине 7 1 6 Учебные комбинации 3 1 2 Основы народного танца Основные положения и движения рук Упражнения у станка 4 1 3 7 1 6 Упражнения на середине Контрольный урок 4 1 1 3 1 Итого 36 7 Формы промежуточн ой аттестации Беседа, опрос. 29 Теория и практика интегрированы. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 16 Формы контроля Практическая работа, просмотр Практическая работа, просмотр Практическая работа, просмотр Практическая работа, просмотр контрольные упражнения Беседа, опрос. Практическая работа, просмотр Открытое занятие 4 - 6 ГОД ОБУЧЕНИЯ Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с обучающимися. Проведение инструктажа по технике безопасности, правила поведения на занятиях. Обучающиеся знакомятся с помещением, краткой историей ГДТДиМ «Одарённость и технологии». Введение в историю классического танца. Отражение национальных особенностей в народном танце. Форма для занятий хореографией, ее гигиена. Правила поведения на занятиях. Знакомство с терминологией. Знакомство с искусством хореографии. Тема 2. Основы классического танца. Упражнения у станка. Постановка корпуса на простейших упражнениях классического тренажа. Изучение позиций рук, ног, поворотов и наклонов головы, упражнений классического тренажа. Знакомство с терминологией новых движений, их перевод. 1. Позиции ног: 1, 2, 5. 2. Постановка корпуса одной рукой за палку в сочетании с port de bras (1, 2, 3 позиции рук). 3. Demi plie no 1, 2, 5 позициям. 4. Grand plie no 1, 2 позиции. 5. Battements tendus из 1 позиции. - battements tendus pour le pled в сторону, - battements tendus из 5 позиции. 6. Passe par terre: - с deml plie по 1 позиции, - с окончанием в demi plie. 7. Battement tendu jete из 1 позиции во всех направлениях: - battements tendus jete с pique; - battements tendus jete из 5 позиции. 8. Rond de jambe par terre в первой раскладке en dehors, en dedans. 9. Положение ноги sur le cou de pied: - «условное» спереди, сзади, - «обхватное». 10. Battement frappe лицом к станку, носком в пол в сторону во всех направлениях. 11.Battement frappe боком к станку, носком в пол во всех направлениях. 12. Battement fondu - носком в пол во всех направлениях, лицом к станку - боком к станку, носком в пол. 13. Preparation к rond de jambe par terre en dehors, en dedans. 14. Battement releve lent на 90 градусов во всех направлениях лицом к станку; - боком к станку. 15. Понятие retire . 16. Grand battements jete из 1 позиции во всех направлениях лицом к станку; - боком к станку. 17 17. Releve no 1, 2, 5 позициям: - с вытянутых ног, - с demi plie. 18. Port de bras (перегибы корпуса) в различных сочетаниях: - в сторону, вперёд, назад. Тема 3. Упражнения на середине. Движения, выученные у станка, переносятся на середину. Темп исполнения остается тем же. 1. I форма port de bras в различных сочетаниях (en dehors, en dedans). 2. Demi plie no 1, 2, 5 позициям; - grand plie по 1, 2 позициям. 3. Battement tendu из 1 позиции во всех направлениях; - с demi plie . 4. Battement tendu jete во всех направлениях из 1 позиции; - с pique. 5. Demi rond de jambe par terre; - rond de jambe par terre (полный круг) . 6. Battement releve lent во всех направлениях на 90 градусов. 7. Grand battements jete из 1 позиции в первоначальной раскладке. 8. Releve no 1, 2, 5 позициям: - с вытянутых ног; - с demi plie. 9. Понятие epaulement (croisee, efface, ecarte) позы. 10. Pasbalance. Тема 4. Учебные комбинации строятся на простейших сочетаниях упражнений классического танца. Все проученные движения комбинируются с port de bras, с поворотами и наклонами головы, с demi plie. Тема 5. Основы народного танца. Основные положения и движения рук. История развития народного танца. Значение танца в жизни каждого народа. Изучение основных положений и движений рук. Разнообразие поклонов в русском танце, их значение. Различные положения рук в русском танце и переходы из одного положения в другое. - Ладони, сжатые в кулачки, на талии (подбоченевшись), - руки скрещены на груди, - одна рука, согнутая в локте, поддерживает локоть другой, указательный палец которой упирается в щёку, - положения рук в парах: а) держась за одну руку, б) за две, в) под руку, г) «воротца», - движения рук: а) подчёркнутые раскрытия и закрытия рук, б) раскрытия рук в сторону (ладонями наверх в 3 позицию), в) взмахи с платочком, 18 г) хлопки в ладоши. Тема 6. Упражнения у станка. 1.Пять позиций ног. 2. Preparation к началу движения. 3. Переводы ног из позиции в позицию. 4. Demi plie, grand plié (полуприседания и полные приседания). 5. Battement tendu (выведение ноги на носок). 6. Battement tendu jeté (маленькие броски). 7. Rond de jambe par terre (круг ногой по полу). 8. Подготовка к маленькому каблучному. 9. Подготовка к «верёвочке», «верёвочка». 10. Дробные выстукивания (сочетание ритмических ударов). 11. Grands battement jeté (большие броски). 12. Relevé (подъём на полупальцы). 13. Port de bras. 14. Подготовка к «молоточкам». 15. Подготовка к «моталочке». 16. Подготовка к полуприсядкам и присядкам. 17. Прыжки с поджатыми ногами. Тема 7. Упражнения на середине. 1. Русский поклон: а) Простой поясной (1год обучения) б) Простой поясной с движением правой руки к левой стороне груди, затем в 3 позицию, левая рука в подготовительном положении (2 год обучения) 2. Русские ходы и элементы русского танца: - простой сценический ход на всей стопе и на полупальцах, - переменный ход с фиксированием ноги сзади на носке на полу, - переменный ход с plie на опорной ноге и вынесением работающей ноги на воздух через 1 позицию ног, - тройной шаг на полупальцах с ударом на четвёртый шаг всей стопой в пол (2 год обучения), - комбинации из основных шагов (2 год обучения). 3. «Припадание»: - по 1 прямой позиции, - вокруг себя по 1 прямой позиции, - по 5 позиции (со 2 года обучения), - вокруг себя и в сторону (со 2 года обучения). 4. Подготовка к «верёвочке»: - без полупальцев, без проскальзывания, - с полупальцами, с проскальзыванием, - «косичка» (в медленном темпе). Со второго года темп исполнения движения увеличивается. 5. Подготовка к «молоточкам»: - по 1 прямой позиции с задержкой ноги сзади, - без задержки. 19 6. Подготовка к «моталочке»: - по 1 прямой позиции – с задержкой ноги сзади, впереди, - «моталочка» в «чистом виде». 7. «Гармошечка»: - начальная раскладка с паузами в каждом положении, - «лесенка», - «елочка», - исполнение в чистом виде. 8. «Ковырялочки»: - простая, в пол, - простая, с броском ноги на 45 градусов и небольшим отскоком на опорной ноге. - «ковырялочка» на 90 градусов с активной работой корпуса и ноги (со второго года обучения) - в чередовании с одинарными, двойными и тройными притопами (со второго полугодия). 9. Основы дробных выстукиваний: - простой притоп, - двойной притоп, - в чередовании с приседанием и без него, - в чередовании друг с другом, двойными и тройными хлопками в ладоши (у мальчиков с хлопушкой), Со второго года обучения: - подготовка к двойной дроби, - переборы каблучками ног. 10. Хлопки и хлопушки для мальчиков: - одинарные, -двойные, - тройные, - фиксирующие, - скользящие (в ладоши, по бедру, по голенищу сапог). 11. Подготовка к присядкам и присядки: - подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по прямой и 1 позициям), - «мячик» по 1 прямой и первой позиции. - присядки на двух ногах (со второго года обучения), - присядки с выносом ноги на каблук (со второго года обучения). На основе изученных движений составляются этюды малых и больших форм Тема 8. Контрольный урок. Представление родителям и педагогам освоенного материала. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 7 – 10 ГОД ОБУЧЕНИЯ 20 Количество часов № п/п Название раздела, темы 1. Техника безопасности. Известные танцовщики, выдающиеся танцевальные постановки 1 2. Основы классического танца. Упражнения у станка 3 3 3. Упражнения на середине 2 2 4. Учебные комбинации. Позы и прыжки. 4 4 5. Основы бального танца. История развития бального танца 1 1 6. Историко-бытовые танцы 8 8 7. Бал 1 1 8. Основы современного танца. Техника релиз 1 1 9. Знакомство со стилем contemporary и стрейчингом. 9 10. Постановка танцев в соответствии с текущим репертуаром. 6 1 5 Итого 36 3 33 Общее Теория Практика Формы контроля Беседа, опрос. Формы промежуточ ной аттестации 1 1 8 Практическа я работа, просмотр Практическа я работа, просмотр Практическа я работа, просмотр Практическа я работа, просмотр контрольные упражнения Беседа, опрос. Практическа я работа, просмотр Беседа, опрос. Практическа я работа, просмотр Открытое занятие СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 7 – 10 ГОД ОБУЧЕНИЯ Тема 1.Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие. Проведение инструктажа по технике безопасности. Теория. Известные танцовщики, выдающиеся танцевальные постановки. Известные танцовщики России - Павлова, Семёнова, Уланова, Плисецкая, Лопаткина, Нижинский, Нуриев, Барышников и др. Известные танцовщики мира – Астер и Роджерс, 21 Гиллем, Джексон и др. Выдающиеся танцевальные постановки: «Лебединое озеро», «Жизель», «Ромео и Джульетта». «Щелкунчик» и др. Тема 2. Основы классического танца. Упражнения у станка. Освоение более сложных ритмических комбинаций, проверка точности и чистоты исполнения пройденных движений, отработка устойчивости на середине зала, дальнейшее развитие силы и выносливости за счёт ускорения темпа и увеличения нагрузки в упражнениях, привнесение артистичности в исполнение движений. На данном этапе больше внимания уделяется развитию силы стопы, развитию устойчивости, силы ног путем увеличения количества повторов изучаемых движений, развитию различных мышц тела в исполнении одного движения. 1. Demi plie no 4 позиции; - grand plie no 4 позиции. 2. Demi rond de jambe на 45градусов en dehors, en dedans, - на demi plie. 3. Battement fondu с plie - releve с выходом на полупальцы. 4. Battement double frappe с окончанием в demi plie. 5. Pas tombee с продвижением и фиксацией ноги в положении sur le l cou de pied, 6. Battement developpe с окончанием в demi plie. 7. III форма port de bras с вытянутой ногой назад (растяжка без перехода на работающую ногу). 8. Поворот soutenu на 360 градусов. 9. Preparation к pirouette sur le cou de pied из 5 позиции. 10. Grand battement jete с pointee. Тема 3. Упражнения на середине. 1. Понятие arabesques (1, 2, 4): - изучение 1, 2, 3 arabesques. 2. Battement tendu в позах в сочетании с degagee и фиксацией arabesque. 3. Battement tendu jete в позах в сочетании с balancoire, pique с фиксацией arabesque. 4. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на demi plie. 5. Battement fondu в сочетании с soutenu u demi plie во всех направлениях на 45 градусов. 6. Battement frappe во всех направлениях на 45 градусов в позах. 7. Battement releve lent и battements developpe как основополагающие элементы adagio. 8. Temps lie par terre en dehors et en dedans: - temps lie par terre с перегибом корпуса. 9. Grand battement jete с pointee в позах. Тема 4. Учебные комбинации. Позы и прыжки. 1. Temps leve saute по 1, 2, 5 позициям с продвижением вперёд, в сторону, назад. 2. Changement de pied en tournant на 1/8, 1/4, 1/2 поворота. 22 3. Pas echappe en tournant на ¼ поворота. 4. Pas assemble вперёд, назад. 5. Pas jete en face. 6. Temps leve с фиксацией ноги на sur le cou de pied. 7. Pas glissade в сторону. 8. Sissone tombe. 9. Pas chasse вперёд. 10. Sissone ferme в сторону. Тема 5. Основы бального танца. История развития бального танца. Определение понятия «историко-бытовой» танец, история развития предмета, примеры развития того или иного танца (вальса, полонеза, польки). Неразрывная связь бального танца с народным, его связь с культурой той или иной эпохи, в частности, с музыкальной культурой. Танцевальный этикет. Место историко-бытового танца в современном театре. Знакомство с музыкой, костюмами, прическами. Тема 6. Историко-бытовые танцы. Разучивание исторических поклонов, основных фигур и рисунков бальных танцев. Изучение положений рук и ног, постановка головы и корпуса. Положение рук для девочек и мальчиков. Изучение простейших элементов танцев: полонез, а также элементов польки: галоп, шаг с подскоком. Воспитание манеры исполнения танцев, присущей именно историкобытовому танцу. Основные движения бытового танца: - положение головы и корпуса в историко-бытовом танце, - поклоны мужские и женские. Pas chasse. - шаги: бытовой и танцевальный, - pas eleve. Элементы «Марша» - основной шаг, - перестроения в линии, шеренги, шахматный порядок и др. Элементы танца «Полонез»: - основной ход, - основные положения рук, - основные движения, - chaine. - moulinet. - опускание на колено у мальчиков. - учебная комбинация. Элементы танца «Полька»: - подскоки, pas галопа, - pas degage. - основные положения рук, - основные движения, 23 - учебная комбинация. Элементы танца «Вальс» - приглашение на танец, - основные положения рук, - вальс в три pas. - pas balance, - основные движения, - вальсовая дорожка (променад), - учебная комбинация. Элементы танца «Мазурка» - основные положения рук, - основные движения, - учебная комбинация. Тема 7. Бал Работа над репертуаром историко-бытового танца. Владение навыками танцевального этикета: умение пригласить на танец, проводить даму до места, элегантно менять направление. Бал. Самостоятельная работа по созданию театрально-танцевальных этюдов на темы: 1. Хозяйка и хозяин встречают гостей 2. Гости занимают места в зале. 3. Хозяин объявляет начало танцев 4. Гости танцуют полонез, польку. 5. Обеденная пауза. Слуги разносят угощения. 6. Гости продолжают танцевать вальс, мазурку. 7. Хозяева провожают гостей домой. Тема 8. Основы современного танца. Техника Релиз. Историческая справка о возникновении джаз-модерн танца за рубежом и в России, а также о первых танцовщиках (А. Дункан, М. Грехем и др.) и балетмейстерах. Тема 9. Знакомство со стилем contemporary и стрейчингом. Знакомство с базовыми принципами в стиле contemporary. Знакомство со стрейчингом. Комлекс упражнений, направленный на развитие гибкости и растяжки. Упражнения стрейч-характера, т.е. растяжение, связанные со статическим напряжением мышц различных частей тела. 1. Наклоны и повороты торса (разогревают позвоночник). 2. Разогрев ног. 3. Упражнения на расслабление позвоночника. Тема 10. Постановка танцев в соответствии с текущим репертуаром В соответствии с текущим репертуаром осуществляется постановка номеров для спектаклей и концертов. Планируемые результаты освоения 24 дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Обучающие: знают базовые элементы различных танцевальных жанров; знают историю танцевального искусства; знают основные направления танцевального искусства; знают теоретические основы хореографии; знают возможности своего тела; умеют координировать движения, повышена физическая активность; умеют самостоятельно использовать полученные знания и навыки в работе над пластическими образами в спектаклях; знают основами импровизации; знают правила поведения в классе, на сцене и за кулисами. Развивающие: развит навык сотрудничества с людьми разного возраста в процессе творческой деятельности; сформированы умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха; развиты навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; умеют самостоятельно создавать образы и характеры с помощью внешних выразительных средств; умеют выражать эмоции и отношения через движения; знают правила здорового и безопасного образа жизни и умеют применять их. умеют самостоятельно развивать физический аппарат. Воспитательные: развиты навыки работы в коллективе; развиты терпение и чувство ответственности; сформированы эстетические потребности; знакомы с ценностями здорового и безопасного образа жизни; сформирована потребность в физическом самосовершенствовании; развито неприятие вредных привычек; привито стремление к самообразованию и дальнейшему развитию профессиональных умений и навыков; воспитвно уважительное отношение к национальному танцевальному искусству и традициям своего народа. Ожидаемые результаты обучения по дополнительной общеобразовательной программе 25 1- 3 года обучения Предметные: знает правила поведения в классе, на сцене и за кулисами; знает основные позиции рук и ног изучаемого танцевального направления; правильно координирует движения тела; знает основные (базовые) движения разучиваемого направления классического и народного танцев; знает простые рисунки танца; исполняет простые шаги с работой рук; знает терминологию классического и народного танцев; Метапредметные: знает и применяет основные правила здорового образа жизни; эмоционально отзывается на музыкальные произведения; имеет развитую фантазию и творческую активность; сформированы универсальные предпосылки учебной деятельности; умеет работать в команде с педагогом, слушать и выполнять его задания. Личностные: ответственно относится к процессу обучения; владеет культурой общения со сверстниками и взрослыми; позитивно относится к работе на сцене. Ожидаемые результаты обучения по дополнительной общеобразовательной программе 4 - 6 года обучения Предметные: применяет основы импровизации; различает стили танцевальных направлений; знает терминологию изученных танцевальных направлений; координирует работу разных частей тела; знает правила работы в парах; исполняет групповой целостный танец. Метапредметные: применяет навыки и умения, полученные на занятиях по хореографии, в работе над спектаклем и просто в жизни; умеет чувствовать музыку разной степени сложности и работать с ней; умеет самостоятельно создавать образы и характеры с помощью внешних выразительных средств; умеет выражать эмоции и отношения через движения; знает и применяет в жизни правила здорового и безопасного образа жизни. Личностные: заботливо относится к партнерам по совместному творчеству; 26 умеет воспринимать «прекрасное» в жизни и в искусстве; умеет быть самокритичным в оценке своих профессиональных способностей; умеет налаживать отношения в группе сверстников; бережно относится к своему здоровью. творческих и Ожидаемые результаты обучения по дополнительной общеобразовательной программе 7 - 10 года обучения Предметные: знает основы современного, бального, стилизованного народного танца; выполняет комбинации современного, бального, стилизованного народного танца; самостоятельно создает пластический образ под музыку на выбранную тему; знает терминологию изученных танцевальных направлений; применяет правила поведения на сцене и за кулисами. Метапредметные: умеет свободно и грамотно владеть своим телом; умеет образно мыслить; самостоятельно развивает физический аппарат; самостоятельно создаёт этюды и образы на любую тему; умеет самопрезентовать себя. Личностные: стремится к самообразованию и дальнейшему развитию профессиональных умений и навыков; умеет определять стиль и характер музыкального произведения; качественно исполняет номера в спектаклях и концертах, в соответствии с текущим репертуаром; умеет работать в коллективе, критически оценивать свое творчество и творчество своих товарищей, с уважением относится к результатам их работы; определяет причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действует в ситуации неуспеха; уважительно относится к национальному танцевальному искусству и традициям своего народа. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы. Способы определения результативности. С целью определения уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества образовательного процесса проводится педагогический мониторинг в течение всего периода обучения. Педагогический мониторинг включает три этапа диагностики: первичный, 27 промежуточный и итоговый. Результаты педагогического мониторинга фиксируются в сводных таблицах. Методы контроля и оценки, позволяющие определить достижение обучающимися планируемых результатов по программе: педагогическое наблюдение, беседа; опрос, анкетирование; тестирование; анализ творческих работ; педагогический анализ. Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в начале и в конце учебного года. Для оценки качества личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Хореография в детском театре» разработаны следующие критерии: взаимодействие в команде (умение обучающегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном решении задач), познавательная активность (желание обучаться, узнавать новое, работать с информацией), ответственность (проявляется при выполнении функциональных заданий, известных, повторяющихся), гражданская идентичность (индивидуальное чувство принадлежности к творческому объединению, образовательному учреждению своей стране. Убежденность в собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам ребенок). Способы обработки и интерпретации результатов в Приложении №1. Мониторинг результативности освоения предметной составляющей производится после завершения каждого этапа программы. Критерии оценки предметных результатов освоения программы: владение сценическими терминами; степень освоения хореографических навыков (телесная память, исполнительскоемастерство, стремление и умение импровизировать); знание основных танцевальных деятелей; Все достижения демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих работ в виде этюдов и спектаклей, которые играются для приглашенных зрителей в течение учебного года. Работа воспитанников оценивается зрителями, педагогами и товарищами. Виды и формы контроля В процессе обучения применяются как групповые, так и индивидуальные формы контроля освоения программы. Индивидуальными формами контроля на занятии являются: показ этюда на заданную тему; оценка обучающегося во время тренинга. Групповыми формами контроля являются: показ этюдов на заданную тему; 28 показ отрывков с пластическим решением из произведений; проведение итоговых занятий по хореографии; отчетные спектакли; участие в конкурсах и фестивалях. Оценочными материалами для отслеживания предметных результатов служат: анкеты; тесты (Приложение 2); диагностические карты; дневник педагогических наблюдений; электронная база достижений обучающихся. Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончанию каждого года обучения по программе с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в следующих в формах: открытое занятие. Организационно-педагогические условия Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение 1. Хореографический класс, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: зеркальное оформление стен и станки. 2. Музыкальный центр (моноблок). 3. Медиатека (танцевальная музыка). 4. Гимнастические коврики. Кадровые условия реализации программы: Педагоги со средним или высшим образованием, владеющие знаниями и умениями в различных видах хореографического искусства, обладающие знаниями в области педагогики и психологии. Информационное обеспечение: аудио-, видео-, интернет источники. Методические материалы: 1. Нотный материал. 2. Учебники и методические пособия по всем разделам хореографической деятельности. Список использованной литературы 1. Баева И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях. – М.: Центр гуманитарного образования, 1996. – 95 с. 2. Базаров Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1983. -207 с. 3. Боголюбская А.С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах. – М., 1982. – 102 с. 29 4. Бриске И.Э. Мир танца для детей: методическое пособие. – Челябинск, 2005. – 64 с. 5. Воронина И.А., Историко-бытовой танец. – М.: Искусство, 1980. – 128 с. 6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Спб.: Союз, 1997. – 96 с. 7. Гваттерини М. Учимся танцевать. Азбука балета. – М., 2001. – 239 с. 8. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М.: Искусство, 1964. – 160 с. 9. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 1996. – 346 с. 10. Климов А.А. Основы русского народного танца. – М.: Искусство, 1981. – 269 с. 11. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. – Л.: Искусство, 1976. – 266 с. 12. Котельникова Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений. – Л.: ЛГИК, 1980. – 210 с. 13. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М, 2001. – 237 с. 14. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. – М., 2002. – 48 с. 15. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1999. -394 с. 16. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2003. – 128 с. Справочная литература 1. Энциклопедия балета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ballet-enc.ru/. 2. Психологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.persev.ru/psychological_dictionary. Сведения о разработчиках Тренбач Ольга Игоревна – руководитель Детского театра им. Л.К. Диковского, педагог дополнительного образования по актёрскому мастерству, сценической речи и сценическому движению МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии». Высшая квалификационная категория. Педагогический стаж – 7 лет. Фридрих Ирина Анатольевна – педагог дополнительного образования, МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии». Высшая квалификационная категория Педагогический стаж – 12 лет 30 Аннотация Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореография в детском театре» адресована для обучающимся в возрасте от 7 до 18 лет. Срок реализации составляет 10 лет обучения. Направленность программы – художественная. Целью программы является создание условий для физического и творческого развития детей, занимающихся театральным искусством, средствами основ хореографии. Содержание обучения включает в себя базовые элементы классического, народного, бального и современного танцев, основы импровизации и сочинение собственных танцевальных этюдов, а также некоторые теоретические знания по хореографии. Обучение по программе способствует развитию таких качеств, как терпение, выносливость, умение работать в коллективе. Программа построена с учетом возрастных психофизиологических особенностей обучающихся. Приложение 1 Методические рекомендации к программе. В данном материале описаны критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Хореография в детском театре», а также способы обработки и интерпретации результатов. В таблице обозначается проявление или не проявление показателей критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося, на развитие которых направлена программа. Применяемые методы оценки: педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, анализ творческих продуктов. Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных результатов обучающихся № Критерии Показатели Проявляется /не проявляется 1 Взаимодейст вие в 1. Вступает во взаимодействие с детьми (обучающимися) команде 2. Вступает во взаимодействие с педагогом 31 Умение учащегося продуктивно общаться, готовность 2 3. Отстаивает свое мнение аргументировано и спокойно 4. Оказывает помощь сверстникам при выполнении какой-либо работы 5. Просит и принимает помощь сверстников помочь при коллективном решении творческих задач Среднее арифметическое Познаватель 1.Интересуется темой занятия, задает ная дополнительные вопросы педагогу по теме активность занятия/темы/программы Желание узнавать новое 2. Воспроизводит информацию по итогам учебного занятия 3. Умеет вычленять главное из полученной информации. 4. Охотно делится информацией по итогам самостоятельной работы 5. Самостоятельно (без помощи взрослого) выполняет дополнительные (творческие) задания 3 Среднее арифметическое Ответственн 1. Выполняет задания педагога в указанный ость срок и без напоминания Проявляется при выполнении функциональн ых заданий, известных, повторяющих ся 2. Своевременно приходит на занятие, другие мероприятия 3. Доводит начатую работу до конца 4. Адекватно реагирует на оценку своего труда, полученного результата. 5. Выполняет взятые обязательства 32 4 Среднее арифметическое Социальная 1. Принимает правила и традиции группы идентичность 2. Охотно (без давления педагога) принимает Индивидуальн участие в мероприятиях, важных для группы ое чувство (конкурсах, фестивалях, социальных акциях) принадлежнос 3. Предлагает свою помощь при проведении ти важных для группы дел (мероприятий) к творческому объединению. Убежденность в собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам ребенок 5 4. Положительно высказывается об отношении к группе, Дворцу. 5. Положительно оценивает свою роль и место в детском творческом коллективе. Среднее арифметическое Предметные 1. Знает основные элементы хореографии, знания терминологию. 2. Знает правила поведения в классе, на сцене и за кулисами. 3. Знает историю и деятелей танцевального искусства 4. Знаком с особенностями своего тела. 5. Знает приёмы, концентрирующие внимание, развивающие наблюдательность, память, ассоциативное мышление, чувство ритма, такта. 6 Среднее арифметическое Предметные 1.Умеет творчески проявлять фантазию, умения эмоционально воспринимать окружающий мир. 2.Умеет пользоваться основными правилами поведения на сцене и за кулисами. 33 3. Умеет самостоятельно использовать полученные знания и навыки в работе над пластическими образами в спектаклях; 4. Умеет самостоятельно развивать физический аппарат; 5. Умеет самостоятельно провести тренинги со своими сверстниками. Среднее арифметическое Для сопоставления и интерпретации полученных результатов обучающихся, выявления степени достижения качества образования применяется интервальная Шкала (процесс приравнивания свойствам, объектам, характеристикам чисел по определенным правилам, чтобы в отношениях чисел отображались отношения характеристик, подлежащих к измерению), которая служит для фиксации количественной оценки результата обучающихся. Принята 100-бальная шкала, на которой определены 4 интервала, которые соответствуют: высокому уровню результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и характеризуются сформированностью и закрепленностью в деятельности обучающихся ценностных ориентаций; осознанный, целенаправленный характер деятельности (уровень мотивации); умению создавать новые правила, новые творческие продукты, алгоритмы действий в непредвиденных (новых) ситуациях, условиях. средний уровень от 60 до 79 баллов характеризуется осознанностью желания заниматься экспериментальной деятельностью, умением самостоятельно воспроизводить и применять информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом действия обучающегося расценивается как репродуктивные; осознанностью своей роли и ответственности за результаты работы группы, готовностью выполнять различную работу для пользы команды. низкий уровень от 40 до 59 баллов (минимальный предел, ниже которого качество результатов освоения программы недопустимо!) характеризуется умением обучающегося выполнять учебную деятельность, опираясь на описание действия, подсказку, намек; обучающийся знает о ценности коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет неосознанный уровень (интерес или потребность) к занятиям деятельностью по программе. недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется отсутствием опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом признавать значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом и другими детьми, желанием работать только индивидуально и обыгрывать всех. 34 На основе данной информации принимаются дальнейшие решения о корректировке содержательной части программы, методического обеспечения программы и применяемых технологий и форм работы. 35