Муниципальное Автономное учреждение Дополнительного образования Городской Дворец творчества детей и молодежи Одаренность и технологии» Рассмотрено УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии» Протокол № 1 от 29.08.2024 Приказом директора МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии» от 29.08.2024 № 185-од _________________________А.Г. Гагауз Школа-студия современного танца «Движение». Основы современного танца. Начало дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей от 6 до 8 лет, срок реализации – 3,5 месяца художественная направленность Авторы-составители: Киселева Ольга Александровна педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории Новоселова Екатерина Викторовна педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Екатеринбург Пояснительная записка В условиях модернизации образования, необходимым результатом дополнительного образования является формирование личностных качеств обучающихся, которые будут способствовать их позитивной социализации, успеху в профессиональной и личностной сфере. В системе воспитания детей огромную роль играет искусство хореографии. Занятия танцевальным искусством развивает артистизм, творческую интуицию и эмоциональность. Кроме того, занятия хореографией помогают становлению таких качеств ребёнка как трудолюбие, чувство ответственности и взаимопомощи, дисциплинированность, помогают организовать его свободное время, приобщают к здоровому образу жизни. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа-студия современного танца «Движение». Основы современного танца. Начало» по содержанию является художественной и построена в соответствии со стартовым уровнем сложности. Актуальность. Программа разработана с учётом следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями); 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р (с изменениями)); 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р); 5. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления 2 образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями); 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (с изменениями); 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом (с изменениями и дополнениями); 13. Постановление Правительства Свердловской области от 7 ноября 2019 г. N 761-ПП «Об утверждении Стратегии молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области на период до 2035 года»; 14. Устав и иные локальные нормативные акты МАУ ДО ГДТДиМ «Одаренность и технологии». Актуальность программы обусловлена информационной перегрузкой и гиподинамией современных детей, вызывающих проблемы снятия умственного и психологического напряжения. Программа «Школа-студия современного танца «Движение». Основы современного танца.Начало» ориентирована на социальный заказ, потребности родителей и обучающихся, также направлена на развитие физической активности обучающихся, что в условиях промышленного мегаполиса является актуальным для формирования здорового поколения. Программа развивает качества личности, способной самостоятельно планировать и реализовывать эффективную деятельность, осуществлять ее контроль и коррекцию, развивает творческую и познавательную активность, готовность к продуктивному взаимодействию, а также помогает воспитать уверенность в себе, развить выразительность и координацию движений, научиться двигаться в соответствии с художественными образами. Дополнительному образованию, согласно Концепции развития дополнительного образования детей, на современном этапе развития системы образования в России отводится одна из ведущих ролей в «удовлетворении индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии». Программа 3 ориентирована на удовлетворение потребностей обучающихся в художественно-эстетическом и нравственном развитии; формировании творческих способностей обучающихся; развитии мотивации подрастающего поколения к ведению здорового образа жизни. В законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей определено как вид образования, направленный на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Программа «Школа-студия современного танца «Движение». Основы современного танца.Начало» направлена на создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации и возможности для самореализации и развития талантов. Программа ориентирована на решение одной из основных задач реализации направления стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 года - создание комфортной среды для жизни жителей Свердловской области, что реализуется через создание условий для развития творческого потенциала населения. Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью программы является применение проектной технологии в учебно-воспитательном процессе, что в свою очередь, позволяет органично использовать разнообразные методы и средства обучения, для решения образовательных задач с обучающимися. Ярким примером является проект «Жизнь в танце», объединяющий цикл внутристудийных конкурсов, включающий в себя следующие мероприятия: конкурс рисунков; конкурс стихотворений; конкурс фотографий. Внутристудийные конкурсы направлены на содействие развитию танцевального искусства путем создания условий для реализации творческого потенциала детей. Педагогическая целесообразность. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа педагогически целесообразна, т.к. при её реализации используются современные образовательные технологии индивидуализированного, личностно-ориентированного, проектного и дифференцированного обучения, технология сотрудничества, интегрированные занятия с элементами импровизации, подготовка и участие в конкурсных мероприятиях различного уровня. Данная модель педагогической деятельности позволяет адаптировать содержание программы к индивидуальным особенностям обучающихся, помогает осваивать программу в оптимальном темпе для каждого и способствует достижению высоких результатов обучающихся с разным стартовым уровнем хореографических возможностей. 4 При реализации программы, используются следующие педагогические идеи, ценности и принципы обучения: − Преемственность. После изучения элементарных движений танца задания постепенно усложняются. − Систематичность. Соблюдение дидактического принципа «от простого к сложному», осознанное отношение обучающихся к средствам танцевальной выразительности, овладение языком движений. Обучению их этому языку, способствует пониманию значений этих движений, приобретению умения с их помощью выражать отношение, настроение. − Доступность. Изучаемый материал доступен обучающимся, это формирует чувство уверенности в себе, адекватную самооценку, поддерживает интерес к изучаемому материалу. − Разнообразие. Разнообразие материала позволяют сохранить постоянное внимание обучающихся и способствуют сохранению темпо-ритма занятия. Адресат. Программа ориентирована на возраст обучающихся от 6 до 8 лет. Возрастные особенности обучающихся. У детей 6-8 лет интенсивно развивается и совершенствуется весь организм. Наблюдается постепенное совершенствование мышечной системы и двигательных функций. Вместе с ростом мышечной массы значительно улучшается координация движений. Позвоночник детей очень податлив, важно детям давать упражнения, способствующие укреплению позвоночных мышц. В это время интенсивно формируются психомоторные функции, связанные со скоростью и точностью движения. Дети в этом возрасте отличаются подвижностью, любознательностью, большой активностью и непоседливостью, подражательностью и вместе с тем неумением долго концентрировать свое внимание на чем-либо. Поэтому время их занятий одним видом деятельности должно быть коротким. Принципы формирования учебных групп. На обучение по дополнительной общеобразовательной программе принимаются дети без специальной подготовки, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья для занятий хореографией. Количество детей в группах – 12-15 человек. Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 минут. Продолжительность одного академического часа 40 мин. Срок освоения программы. Общий объем часов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа-студия современного танца «Движение». Основы современного танца. Начало» составляет 60 часов. Программа рассчитана на 3,5 месяца обучения, 15 недель. Уровень программы. 5 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа-студия современного танца «Движение». Основы современного танца.Начало» относится к стартовому уровню сложности: используются и реализуются общедоступные и универсальные формы организации материала, сложность предлагаемого для освоения содержания программы минимальная. Организация образовательного процесса. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа состоит из одного образовательного раздела – «Современный танец (Релиз)»: изучение основ современного танца и различных его техник. Реализуется в рамках традиционной модели организации образовательного процесса. С использованием при необходимости дистанционных образовательных технологий. Помимо непосредственного практического изучения основ танца, содержание обучения включает в себя беседы об искусстве танца, в ходе которых обучающиеся знакомятся с историей развития хореографического искусства, различными направлениями хореографии, их взаимосвязями и отличительными чертами. Узнают об известных деятелях хореографического искусства, посещают концерты с выступлениями детских танцевальных коллективов, профессиональных танцевальных трупп с последующим обсуждением, сценическую практику (коллективные выступления перед зрителями). Программа нацелена на то, чтобы научить ребенка исполнять танец осмысленно, вдохновенно, музыкально и свободно. Чтобы через танец ребенок мог выражать не только настроение, но и внутреннее качество личности, черты характера. Техника Релиз (Release based Technique) – техника современного танца, основанная на освобождении (релизе) некоторых групп мышц с целью получения навыков использования только тех групп мышц, которые необходимы в процессе танца. С помощью техники Релиз развивается понимание собственного тела, что дает большое разнообразие для развития хореографической лексики танцовщика. В процесс изучения техники включены анатомические аспекты, такие как: костная структура, мышечная, дыхательная и нервная системы. Эти темы подробно разбираются в начале урока, затем следует их практическая разработка в определенных упражнениях и танцевальных комбинациях. Основное внимание уделяется трем базовым программам, являющимся обязательными в современном танце: баланс, артикуляция (импульс, инерция), гравитация (центр тяжести, работа с весом). Важным аспектом техники Релиз является обучение технике par terre (работы с полом), технике падения и смещения баланса. Форма обучения: очная, а также обучение возможно с применением дистанционных технологий и электронного обучения. Программа, в зависимости от темы занятия, включает такие формы работы: – индивидуально-групповая; 6 – групповая; – фронтальная. Виды занятий: – практические занятия; – беседы; – самостоятельная работа; – контрольные занятия; – посещение спектаклей; – участие в концертах. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы стартового и базового уровней: опрос, практическая работа, анализ проделанной работы, контроль выполнения упражнений, контроль выполнения творческого задания, исполнение этюдов и комбинаций, открытое занятие, внутристудийный конкурс, отчетный концерт. Методы обучения. В основе преподавания используются методы, направленные на формирование хореографических навыков детей с учётом их физических возможностей: – объяснительно-иллюстративные: методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию; – репродуктивные методы обучения: учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; – метод анализа и сравнения: при освоении материала занятия, обучающиеся должны научиться анализировать движения, находить логические связи между элементами, сравнивать особенности и нюансы выполнения движений, что способствует осознанному отношению к уроку; – метод импровизации: выполняя задания на импровизацию, обучающиеся развивают воображение, мышление, инициативу, самостоятельность, задания на импровизацию помогают обучающимся впоследствии в раскрытии образов в танцевальных композициях, самовыражении. Работа с родителями. Работа с родителями занимает значимое место при реализации дополнительной общеобразовательной программы. Для того чтобы обучающиеся могли успешно заниматься, стать полноценными участниками в жизни Студии, необходима заинтересованность и постоянная поддержка их семей. Родители осуществляют сопровождение на конкурсы, спектакли, концерты, где выступают воспитанники Студии. Кроме того, оказывают посильную помощь при изготовлении костюмов, при выполнении домашнего задания обучающимися, становятся активными организаторами и участниками внутристудийных мероприятий. В течение года предусматривается проведение родительских собраний, индивидуальных 7 встреч, бесед, открытых занятий, где можно наглядно проследить успехи своего ребёнка. Цель и задачи общеобразовательной общеразвивающей программы. Цель – пробуждение интереса, выявление и развитие творческих способностей обучающихся средствами искусства современного танца. Для достижения данной цели определены следующие задачи. Задачи: Обучающие: познакомить с основами современного танца, его элементами, терминологией и историей развития; познакомить с методикой исполнения основных движений; научить исполнять основные движения, упражнения; научить правилам поведения на занятии; научить правильно ощущать положение корпуса на середине; познакомить с правилами гигиены тела и тренировочной одежды. Развивающие: научить реагировать на замечания педагога; научить самостоятельно проводить разогрев перед занятием; развить стремление к получению новых знаний в данной области. Воспитательные: воспитать понимание ценности здорового образа жизни; дать навыки взаимодействия в группе, осознавая себя её частью. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Выпускники стартового уровня: Предметные результаты знакомы с основами современного танца, его элементами, терминологией и историей развития; знакомы с методикой исполнения основных движений; умеют исполнять основные движения, упражнения; умеют правильно исполнять основные движения экзерсисов (как партерного, так и на середине) современного танца; знают правила поведения на занятии; умеют правильно ощущать положение корпуса на середине; знакомы с правилами гигиены тела и тренировочной одежды. Метапредметные результаты 8 умеют реагировать на замечания педагога; умеют самостоятельно проводить разогрев перед занятием; имеют навыки взаимодействия в группе, осознавая себя её частью. Личностные результаты проявляют стремление к получению новых знаний в данной области; понимают ценности здорового образа жизни. 9 Содержание общеобразовательной общеразвивающей программы. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН № п/п 1 2 3 4 5 6 Название раздела, темы Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца Основы современного танца Элементы импровизации Просмотр видеоматериалов Постановка этюдов и хореографических композиций Внутристудийные мероприятия Всего: Количество часов прак общее теория тика 4 46 4 4 2 2 42 2 4 2 2 10 Опрос Форма промежуточной аттестации Практическая работа, контроль выполнения упражнений, анализ проделанной работы Контроль выполнения творческого задания Опрос 2 4 60 Формы аттестации/ контроля Исполнение этюдов и комбинаций, анализ проделанной работы Праздник 50 Открытое занятие Теория и практика в процессе занятия интегрированы. Содержание 1-й год обучения Тема 1. Инструктаж по ТБ. Беседы об искусстве танца. Теория: Знакомство с обучающимися. Инструктаж по ТБ. Основы сценической культуры. Внешний вид на уроках танца. Различные виды современного танца, их взаимосвязь и отличительные черты. Тема 2. Основы современного танца. Теория: Строение тела, работа мышц, суставов и связок. Упражнения на полу (parterre). Изучение понятий stretch (растягивание, протяжение) и contraction (сжатие, сокращение). Понятия изоляции и оппозиции. Практика: Различные перекаты и перевороты на полу. Различные виды растяжек (в положении сидя, ноги перед собой, стопы и колени вытянуты, полностью положить корпус на ноги; такое же упражнение, но ноги в «лягушке», руки вытянуты перед собой в пол; ноги широко раскрыты в стороны, наклоны корпуса поочерёдно к правой ноге, к левой ноге и вперёд). Экзерсис на середине зала. Разминка – поочерёдная работа головой, плечами, верхней частью корпуса (грудная клетка), бёдрами и руками; Понятия rollup (развёртывание корпуса снизу наверх) и rolldown (такое же движение, но сверху вниз); Работа головы (различные наклоны и вращения); Изучение 10 положений рук: параллельные, несимметричные; Изучение положений ног: параллельные и открытые позиции; Понятия point (вытягивание стопы) и flex (сокращение стопы); Положения «эмбрион» и «звездочка». Изучение простейших учебных комбинаций на середине зала – demiplie, battement tendu. Кросс. Перекаты за различными частями тела (рука, нога); Перекаты в положение «эмбрион»; Простейшие прыжки с продвижением (sauté по выворотным и параллельным позициям). Тема 3. Элементы импровизации. Практика: Использование материала урока в своей интерпретации. Создание танцевального образа под предложенную музыку. Групповая и индивидуальная импровизации (умение работать в группе, доверяя окружающим). Поиск новых движений и элементов. Тема 4. История зарождения танца modern. Теория: Обсуждение фильма об истории зарождения танца modern. Тема 5. Постановка этюдов и хореографических композиций. Практика: Разучивание танцевальных комбинаций. Перестроения в различных рисунках. Постановка танцевального этюда. Организационно - педагогические условия. Календарный учебный график № Основные характеристики образовательного процесса п/п 1 Количество учебных недель 15 недель 2 Количество часов в неделю 4 3 Количество часов 60 6 Дата начала обучения 15 сентября 7 Нерабочие праздничные дни 4.11. 9 Окончание учебного года 30.12 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: для реализации программы необходимы: танцевальный зал с зеркальными стенами, станки для занятий экзерсисом, фортепиано, нотный материал, музыкальный центр, медиатека. Информационное обеспечение: аудио-, видео-, интернет источники. Кадровое обеспечение: педагоги со средним или высшим образованием, владеющие знаниями и умениями в различных видах хореографического искусства, обладающие знаниями в области педагогики и психологии. 11 Одновременно с педагогом дополнительного образования, непосредственно осуществляющим реализацию образовательной программы сопровождает концертмейстер. Для занятий необходимы концертмейстеры со средним или высшим образованием, легко владеющие инструментом, легко импровизирующие, чутко откликающиеся на задачи, поставленные педагогом. Методические материалы: 1. Программно-методические: – Методическая литература по хореографии; – Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа-студия современного танца «Движение». Основы современного танца». 2. Опорные учебно-методические материалы: – Технологические карты учебных занятий; – Методические рекомендации для участников Внутристудийного конкурса детских хореографических миниатюр «Дорога к танцу»; – Тематические списки информационных источников: справочная литература, видеоматериалы. 3. Диагностические материалы: – Программа педагогического мониторинга результативности освоения дополнительных образовательных программ; – Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий. Критерии их оценивания; – Заявления от родителей «общие сведения о ребенке»; – Контрольно-оценочные материалы; – Сценарии (отчетные концерты, концерты «Посвящение в танцоры»); Этика поведения в школе-студии современного танца «Движение»; – Терминологический словарь современного танца. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы. Способы определения результативности. С целью определения уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества образовательного процесса проводится педагогический мониторинг в течение всего периода обучения. Результаты педагогического мониторинга фиксируются в сводных таблицах. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится за счет аудиторного времени, предусмотренного в учебно-тематическом планировании. Формы аттестации/контроля и оценки стартового и базового уровня, позволяющие определить достижение обучающимися планируемых результатов по программе: – практическая работа; – исполнение этюдов и комбинаций; – опрос; 12 – контроль выполнения упражнений; – контроль выполнения творческого задания; – анализ проделанной работы; – открытое занятие; – концерт. Мониторинг личностных и метапредметных результатов проводится в начале и в конце учебного года. Мониторинг результативности освоения предметной составляющей производится после завершения каждого этапа программы. Критериями оценки предметных результатов освоения программы служат: – владение основами хореографии (пластика, сила, растянутость, гибкость); – степень освоения танцевальных движений (хореографическая память, исполнительское мастерство, стремление и умение импровизировать); – знание терминологии танцевальных движений; – умение взаимодействовать в коллективе; – ответственность; – эстетическое развитие. Формы контрольно-оценочных материалов № п/п 1 2 Форма контрольнооценочного Краткая характеристика формы материала Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения интегрировать знания различных областей, творческий подход, Творческое задание умение аргументировать собственную точку зрения, взаимодействовать в коллективе. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. Система стандартизированных заданий, позволяющая Тест автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося. 13 Что представляется в УМК Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий. Критерии оценивания. Контрольнооценочные, тесты. 3 Внутригрупповой конкурс Теоретическое, практическое или творческое задание (комплекс заданий), предполагающее соревновательный аспект. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. Критерии оценки (Положение о конкурсе), протокол. В процессе обучения применяются как групповые, так и индивидуальные формы контроля освоения программы. Индивидуальными формами контроля на занятии являются: – показ экзерсиса на середине зала; – проведение индивидуальных отчетов с демонстрацией танцевальных возможностей обучающегося и оценкой пластической выразительности, музыкальности и артистизма исполнения. Групповыми формами контроля являются: – демонстрация танцевальных комбинаций; – исполнение разученных номеров; – проведение открытых и итоговых занятий по современному танцу; – участие во внутристудийных конкурсах; – отчетные концерты; – участие в конкурсах и фестивалях. Промежуточная аттестация проводится 1 раз на протяжении всего срока освоения программы. Формы промежуточной аттестации: открытые занятия для родителей. При прохождении промежуточной аттестации обучающиеся демонстрируют знания, умения и навыки в соответствии с программным материалом, в том числе: – знание терминологии; – умение исполнять различные элементы и движения современного танца; – знание средств создания образа в хореографии; – умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца; – умение выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств; – умение соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений; – навыки публичных выступлений; – наличие кругозора в области хореографического искусства. Оценочными материалами для отслеживания результатов освоения программы служат: – контрольно-оценочный тест; (Приложение 1) 14 – программа педагогического мониторинга результативности освоения дополнительных образовательных программ. (Приложение 2) 15 Список литературы для педагогов Андрусенко Л.С. Работа над танцевальной образностью с воспитанниками младшего школьного возраста // Искусство и образование. 2008. № 6. – 145 с. 2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст]: учебник для педагогов, техникумов и для студентов инженернопедагогических специальностей / Безрукова В.С. - Екатеринбург: Изд-во Деловая книга, 1999. – 119 с. 3. Буйлова Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ / Л. Н. Буйлова // Молодой ученый. – 2015. -№ 15. – с. 567 – 572. 4. Ваганова А.Я. Основы классического танца [Текст]: учебник для вузов / Ваганова А.Я. – Санкт-Петербург: Изд-во Лань, 2003. – 192 с. 5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. – Москва ТЦ Сфера, 2001. – 464 с. 6. Мельников В.М. Психология [Текст]: учебник для институтов физической культуры / Мельников В.М. – Москва: Изд-во Физкультура и спорт, 1987 – 367 с. 7. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника. [Текст]: учебное пособие / Никитин В.Ю. – Москва: Издательский дом «Один из лучших», 2004 – 414 с. 8. Никитин В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце // Москва-СПб-Краснодар: Изд-во «Планета музыки», 2017 – 517 с. 1. Список литературы для обучающихся и родителей 1. Андрусенко Л.С. Формирование исполнительской культуры в детских хореографических коллективах (история и современность)// Искусство в школе. 2008. № 2. с. 63-67. 2. Ансари М., Ларк Л. Йога для начинающих // Москва-СПб.: Издво Диля, 2009. – 95 с. 3. Никитин В.Ю., Кузнецов Е.А. Партерный тренаж // Москва: Издво «Век информации», 2018. – 259 с. 4. Хаас Ж.Г. Анатомия танца // Минск: Изд-во «Попурри», 2011. – 200 с. Справочная литература 1. Энциклопедия балета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ballet-enc.ru/. 16 2. Психологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.persev.ru/psychological_dictionary. 3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю, Шведова. – 4-е изд., доп. – Москва: Азбуковник, 1999. – 944 с. 17 Сведения об авторах Киселева Ольга Александровна – педагог дополнительного образования по классическому, джазовому и современному танцу МАУ ДО Городской Дворец творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии». Высшая квалификационная категория педагога дополнительного образования, стаж работы – 16 лет. Рабочий телефон: 371-46-01 доб.15# Новоселова Екатерина Викторовна – педагог дополнительного образования по современному танцу МАУ ДО Городского Дворца творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии». Первая квалификационная категория педагога дополнительного образования, стаж работы – 10 лет. Рабочий телефон: 371-46-01 доб.15# Аннотация Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа-студия современного танца «Движение». Основы современного танца» ориентирована на обучающихся в возрасте от 6 до 8 лет и рассчитана на 3,5 месяца обучения. Целью программы является пробуждение интереса, выявление и развитие творческих способностей обучающихся средствами искусства современного танца. Структура программы состоит из одного образовательного раздела – «Современный танец». Этот образовательный раздел предусматривает не только освоение теоретических знаний, но и формируют практические навыки. При реализации программы, используются следующие принципы обучения: – преемственность, после изучения элементарных движений танца задания постепенно усложняются; – систематичность, соблюдение дидактического принципа «от простого к сложному», осознанное отношение обучающихся к средствам танцевальной выразительности, овладение языком движений. Обучению этому языку, способствует пониманию значений этих движений, приобретению умения с их помощью выражать отношение, настроение; обучение – творчество, рассматривается в качестве не столько результата обучения, сколько его своеобразного «метода». 18 Программа развивает качества личности, способной самостоятельно планировать и реализовывать эффективную деятельность, осуществлять ее контроль и коррекцию, проявляет творческую и познавательную активность, готовность к продуктивному взаимодействию. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 акад. часа. 19 Приложение 1 Контрольно – оценочный лист Освоенные умения, усвоенные знания Показатели оценки результата 1 знает базовые элементы различных видов современного танца (джаз-модерн, контемпорари); 2 знает варианты составления танцевальных вариаций, подготовительные упражнения для координации движений, основные ошибки, методы их устранения 3 знает терминологию техник современного танца 4 умеет импровизировать в танце 5 умеет использовать различные виды современного танца владеет методикой исполнения основных движений и комбинаций джаз модерна, контемпорари; демонстрирует знание правильной постановки корпуса, ног, рук, головы различных видов современного танца; демонстрирует знание стилевых особенностей джазмодерна, контемпорари; дает характеристику основным направлениям современного танца; составляет танцевальные комбинации современного танца; демонстрирует знание методики выполнения основных движений современного танца; способен увидеть и предотвратить типичные ошибки выполнения движений и комбинаций современного танца. применяет терминологию на занятиях; правильно выполняет задания педагога, использующего терминологию техник современного танца; при просмотре видеоматериала способен терминологически правильно называть движения современного танца; определяет направление современного танца. развивает навык импровизации; соотносит изучаемый теоретический материал с практическим воплощением современного танца; самостоятельно мыслит при исполнении и постановке современной хореографической композиции. исполняет движения и танцевальные комбинации современного танца; владеет техникой вращения и прыжков; техника, стиль и манера исполнения каждого танцевального направления; владеет приемами варьирования хореографической лексики. 20 Форма контроля и оценки Практическое задание Устный опрос Практическое задание Устный опрос Устный опрос Практическое задание Устный опрос Практическое задание Приложение 2 Система оценки качества результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Для оценки качества результатов освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа-студия современного танца «Движение». Основы современного танца. Начало» применяется комплексная система оценивания сформированности личностных, метапредметных и предметных навыков. Критерии и показатели для оценки личностных и метапредметных результатов обучающихся № Критерии Показатели 1 Взаимодействие в команде. Умение учащегося продуктивно общаться, готовность помочь при коллективном решении творческих задач 1. Вступает во взаимодействие с детьми 2 Cреднее арифметическое Познавательная активность Желание узнавать новое 3 Cреднее арифметическое Ответственность Проявляется при выполнении функциональных заданий, известных, повторяющихся 2. Вступает во взаимодействие с педагогом 3. Отстаивает свое мнение аргументировано и спокойно 4. Оказывает помощь сверстникам при выполнении какой-либо работы 5. Просит и принимает помощь сверстников 1.Интересуется темой занятия, задает дополнительные вопросы педагогу по теме занятия/темы/программы 2. Воспроизводит информацию по итогам учебного занятия 3. Умеет вычленять главное из полученной информации. 4. Охотно делится информацией по итогам самостоятельной работы 5. Самостоятельно (без помощи взрослого) выполняет дополнительные (творческие) задания 1. Выполняет задания педагога в указанный срок и без напоминания 2. Своевременно приходит на занятие, другие мероприятия 3. Доводит начатую работу до конца 4. Адекватно реагирует на оценку своего труда, полученного результата. 5. Выполняет взятые обязательства 4 Cреднее арифметическое Социальная идентичность Индивидуальное чувство принадлежности к творческому объединению. Убежденность в собственной значимости для развития среды, к которой принадлежит сам 1. Принимает правила и традиции группы 2. Охотно (без давления педагога) принимает участие в мероприятиях, важных для группы (конкурсах, фестивалях, социальных акциях) 3. Предлагает свою помощь при проведении важных для группы дел (мероприятий) 4. Положительно высказывается об отношении к группе, Дворцу. 21 Проявляется /не проявляется № Критерии Показатели ребенок 5. Положительно оценивает свою роль и место в детском творческом коллективе. 5 Cреднее арифметическое Предметные знания 6 Cреднее арифметическое Предметные умения Среднее арифметическое Проявляется /не проявляется 1. Знать основы современного танца 2. Знать элементы импровизации 3. Знание методики и названия всех исполняемых движений 4. Владеть хореографической терминологией 1. Уметь исполнять учебные комбинации на середине зала – demiplie, battement tendu и battement tendu jete, ronddejambeparterre 2. Индивидуальная групповая импровизация 3. Владеть техникой исполнения основных движений 4. Исполнять основные движения, упражнения В таблице обозначается проявление или не проявление показателей шести критериев, которые дают представление о тех качествах обучающегося, на развитие которых направлена данная программа. Применяемые методы оценки: педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, соревнования. Принята 100-бальная шкала, на которой определены 4 интервала, которые соответствуют: высокому (продвинутому) уровню результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы от 80 до 100 баллов и характеризуются сформированностью и закрепленностью в деятельности обучающихся ценностных ориентаций; осознанный, целенаправленный характер деятельности (уровень мотивации); умению создавать новые правила, новые творческие продукты, алгоритмы действий в непредвиденных (новых) ситуациях, условиях. средний (базовый) уровень от 60 до 79 баллов характеризуется осознанностью желания заниматься экспериментальной деятельностью, умением самостоятельно воспроизводить и применять информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом действия обучающегося расценивается как репродуктивные; осознанностью своей роли и ответственности за результаты работы группы, готовностью выполнять различную работу для пользы команды. низкий (стартовый) уровень от 40 до 59 баллов (минимальный предел, ниже которого качество результатов освоения программы недопустимо!) характеризуется умением обучающегося выполнять учебную деятельность, опираясь на описание действия, подсказку, намек; обучающийся знает о ценности коллектива, дружбы, взаимопомощи; имеет неосознанный уровень (интерес или потребность) к занятиям деятельностью по программе. недопустимый уровню от 40 баллов и ниже характеризуется отсутствием опыта в виде деятельности и желания заниматься им; отказом признавать значимость умения сотрудничать, взаимодействовать с педагогом и другими детьми, желанием работать только индивидуально и обыгрывать всех. Сводная таблица достижений каждого обучающегося заполняется в течение учебного года в три периода: в сентябре или октябре заполняются начальные данные, в конце декабря – промежуточные данные, в мае - итоговые. На основании сводных данных о достижениях каждого обучающегося наблюдается динамика освоения программы дополнительного образования и производится ее корректировка на дальнейший период. 22